"Сим победиши": крест как орудие императорской победы

Нетрудно поверить, что в Византийской империи крест, а тем более Животворящий Крест, имели множество символических значений, связанных с христианским величием, священством власти и триумфальным статусом василевсов. Крест - это, конечно, не меч и даже не копье, коими можно попрать поверженного врага. Однако долгое время в ромейской иконографии именно он был символом императорской победы, появляясь на монетах, статуях и мозаиках и воплощая не только христианские, но и государственные образы власти.

История изображения креста как орудия победы на византийских официальных памятниках и монетах тесно связана с легендой о явлении образа Креста императору Константину I перед битвой на Мульвийском мосту (312). Уже с IV века на монетах то тут, то там начинают появляться христианские символы со значениями победы: различные вариации монограмм имени Христа и лабарум-знамя с начертанными на нём буквами. Эти символы, обычно помещавшиеся на реверсах монет, повторяли символизм действий Константина по нанесению схожих знаков на щиты своих солдат.

"Сим победиши": крест как орудие императорской победы Средневековье, История, Византия, Монета, Крест, Христианство, Власть, Длиннопост

Монета Константина Великого (337) с изображением его лабарума с хризмой на вершине, пронзающего древком змею.

С течением времени крест стал набирать все большую популярность, становясь знамением триумфа, декларирующим состояние "постоянной победоносности" императоров-христиан. Впервые свое новое значение крест получает на солидах времен Феодосия II (408-450), где фигура Виктории-Победы появляется держащей крест. В данном случае образ языческого божества, еще не до конца превратившийся в ангела, воплощает императорскую доблесть - "virtus". И хотя на монетах Феодосия II Виктория чаще попирает врагов или вертит в руках державу, первые шаги в сторону утверждения креста и связанных с ним значений уже были сделаны.

"Сим победиши": крест как орудие императорской победы Средневековье, История, Византия, Монета, Крест, Христианство, Власть, Длиннопост

Золотой солид Феодосия II (408-450). На реверсе крылатая Виктория держит крест - орудие императорской победы. На аверсе - портрет регентши в титуле августа и сестры императора - Элии Пульхерии

Крест как основное украшение монетных реверсов просуществовал в византийской иконографии с V по VIII век включительно, оставшись впоследствии символом императорских побед. Изображения креста на монетах регулярно сопровождалось надписями вроде "Victoria" (Победа) или "ἐν τούτῳ νίκα" (сим победиши). Некоторые кресты буквально держала богиня Победы, пояснение к которой не было необходимости подписывать. В других случаях - сама форма креста подсказывала скрытый в нём символизм.

После Феодосия II в течение второй половины V - первой треть VI веков тип изображений "Виктория с крестом" оставался доминирующим среди сюжетов того времени. Разве что Виктория в какой-то момент превратилась в ангела, сменив позу и поменяв одежду. Метаформозы реверса произошли, вероятно, в правление императора Юстина I (518-527) на волне сближения между Константинополем и Римом. С этого времени образ Виктории постепенно уходит на задний план, заменяясь ангелами во всех удобных случаях.

"Сим победиши": крест как орудие императорской победы Средневековье, История, Византия, Монета, Крест, Христианство, Власть, Длиннопост

Монета императора Юстина I (518-527). На реверсе изображен ангел с крестом и надписью "victoria". В отличии от богини Виктории, ангел стоит в анфас и у него мужская туника

Следующее обновление нумизматической иконографии произошло при императоре Тиберии II (578-582), попытавшимся в рамках так называемого "Renovatio Constantini" утвердить свою неминуемую победу в очередной персидской войне. Так на очередной монете василевс поместил ступенчатый крест в сопровождении легенды "victoria Tiberii Aug[usti" (победа Тиверия Августа) и "victoria avg[ustorum" (победа августов). Данный ступенчатый крест рядом исследователей возводится к голгофскому кресту Феодосия II "из золота, целиком изукрашенному драгоценными камнями", который и появился на монетах V века в руках богини Виктории. Однако немалая часть ученых считает, что воплощением ступенчатого креста является сам Крест Константина, явленный тому во время битвы на Мульвийском мосту, образ которого позднее венчал Колонну Константина в одноименной столице. Кстати, война Тиберия против персов увенчалась успехом, так что, кто знает, может крест действительно сработал.

"Сим победиши": крест как орудие императорской победы Средневековье, История, Византия, Монета, Крест, Христианство, Власть, Длиннопост

Монета императора Тиберия II (578-582). На реверсе впервые появляется ступенчатый "голгофский" крест с легендой.

В течение следующего века почитание креста менялась от императора к императору, то дополняя существующие образы власти, то чудным образом переплетаясь с привносимыми властными канонами. Новый всплеск почитания Креста как символа победы приходится на правление императора Ираклия (610-641) и связан с войной, которую тот вёл против персидского шаха Хосрова II. Несмотря на то, что война долгое время шла для ромеев неудачно, а Животворящий Крест был пленен персами в Иерусалиме, Ираклий в течение семи лет смог повернуть ситуацию в свою пользу и отбить Сасанидов обратно в Персию. Победоносные походы Ираклия с течением времени приняли характер священной борьбы за возвращение Креста и торжество христианской веры, из-за чего образ Креста будет регулярно появляться как на монетах самого императора, так и его наследников.

"Сим победиши": крест как орудие императорской победы Средневековье, История, Византия, Монета, Крест, Христианство, Власть, Длиннопост

Монета императора Ираклия (610-641 гг.). На реверсе - трёхступенчатый "голгофский крест" с надписью "victoria"

Ступенчатый Голгофский крест окончательно покинул солиды империи при Льве III Исавре (717-740), но не исчез вовсе с византийской монеты. Около 720 г. Лев возобновил массовый чекан серебряной монеты – милиарисия, сохранив на ней изображение ступенчатого креста с новой легендой "Ihsus Xpistus nica" (Иисус Христос побеждай), — почти буквальной цитатой константиновской формулы "Сим победиши".

"Сим победиши": крест как орудие императорской победы Средневековье, История, Византия, Монета, Крест, Христианство, Власть, Длиннопост

Серебряный милиарисий Льва III (717-740)

Говоря об образе креста как орудия победы стоит понимать, что не каждый крест на монете, мозаике или фреске был оружием победы. Всякие мелкие кресты на одеяниях василевсов или те, что украшали державы в руках императоров, ангелов или Виктории не считались таковыми, хотя есть и исключения. Например крест, венчающий сферу в левой руке статуи Юстиниана, установленной после триумфа над Хосровом I, был помещен туда, по словам Прокопия Кесарийского, именно потому, что император был обязан кресту своей властью и победой.

Несмотря на то, что в более поздние времена крест как орудие победы стал куда меньше попадаться на монетах, о нём не забывали и продолжали считать таковым. Так Константин Багрянородный, описывая внутреннее убранство дворца Кенургион пишет, что именно этот "дающий победу знак" был центром большой мозаики в одном из залов дворца. А император Василий I велел изобразить себя вместе с женой и детьми в благодарственном молении перед крестом за "все доброе и богоприятное", данное ему. Кроме того, в одном из дворцовых святилищ Константинополя хранилась особо ценная реликвия, называемая "крестом Константина" и имевшая характеристику "stauros nikopoios" - победоносного креста. Другие кресты, тоже вероятно считавшиеся символами императорское победы, были частью церемонии, проходившей на ипподроме, когда возницы партий подносили василевсу небольшие кресты в букетах цветов, восклицая: "О, крест животворящий, сотвори волю Наших Господ! О, благодетели, вы, которые им были увенчаны, им правили и побеждали, властвуйте им над народами!".

"Сим победиши": крест как орудие императорской победы Средневековье, История, Византия, Монета, Крест, Христианство, Власть, Длиннопост

Современная репродукция венецианского рисунка статуи Юстиниана I (1440 г.). В левой руке императора - сфера с крестом. В данном случае крест носит значение символа победы василевса над персами.

Так что вот вам урок. Если увидите на византийской монете странный крест со ступеньками или крылатую фигуру неопределенного пола с крестом в руках - будьте уверены, что это орудие императорской победы. А если крест держит в руках император сидящий на троне или, не дай Боже, стоящий - тогда тем более. Учитывайте также то, что сюжет самой победы вовсе не обязан присутствовать в композиции с орудием императорской победы. Все же василевс, как фигура сакральная, пребывает в состоянии "победоносного триумфатора" постоянно и непосредственно участвовать в битве или даже попирать ногами выи поверженных врагов ему необязательно.

Литература:

1. Грабар А.Н. Император в византийском искусстве. М., 2000.

2. Bayet С. Byzantine art. N.-Y. 2009.

3. Clark V. Constantine the Great: the coin speak. Murfreesboro, 2009


Авторский блог "Бои за Историю".

Лига историков

13.6K постов50.5K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения