Семейный альбом ацтеков - часть 1

Хотя простолюдины и были обязаны обслуживать знать, это не мешало им удовлетворять свои базовые потребности. Некоторые даже могли обеспечить себе экономический уровень выше среднего. В чём-то это похоже на жизнь современного человека: работа с 9 до 6, возможны кредиты и ипотеки, налоги и прочее, но при этом есть место семье, путешествиям, хобби.

Мы помним, что основой ацтекского общества были кальполли – кварталы, состоявшие из нескольких семей. Стало быть, семья – это основа основ. На неё мы сегодня и посмотрим.

Семейный альбом ацтеков - часть 1 Мужчины и женщины, Семья, Ацтеки, Мезоамерика, Длиннопост

Ацтекская семья за обедом: кругляши - это тамале (тесто из кукурузной муки на пару, бывает с добавками). Изображены только женщины и дети - видимо, мужчины на войне / Флорентийский кодекс

Кто в доме хозяин

Как жила обычная среднестатистическая ацтекская семья? Главой семьи был мужчина – общество было глубоко патриархальным. Мужчина в основном работал вне дома: в сельскохозяйственный сезон - на полях, в остальное время – воевал или был разнорабочим. Ремесленники могли работать дома.

Семейный альбом ацтеков - часть 1 Мужчины и женщины, Семья, Ацтеки, Мезоамерика, Длиннопост

Изображения разных мужских занятий: посевные, строительство, различные ремёсла / Флорентийский кодекс

Женщина же была полноправной хозяйкой жилища и проводила практически всё время в хлопотах по дому: воспитание детей, готовка, уборка, поход на рынок, прядение, а также домашние ритуалы. Прядение - важнейшее женское занятие, ведь ткани порой тоже выступали в роли денег. Что интересно - даже знатные женщины, не знающие налогов, очень плотно занимались прядением. Это была важная часть гендерного самоопределения.

Семейный альбом ацтеков - часть 1 Мужчины и женщины, Семья, Ацтеки, Мезоамерика, Длиннопост

Изображения разных женских занятий: готовка, прядение, уход за детьми / Флорентийский кодекс

Готовка также занимала много времени: чего только стоит растереть зёрна кукурузы в муку для приготовления лепёшек и тамале. Помните, как работают метате? Тяжёлый физический труд. Как-то раз я молол бобы какао в ступке (что-то отдалённо похожее на помол на метате) - и то я уверен, что не познал и половины «удовольствия» от процесса. Причём готовить нужно было не только на семью: еда нужна в качестве подношений, а ещё часть нужно было отправлять лорду кальполли. А уж если военный поход собирается – готовь на всю армейскую ораву...

Отдельно стоит упомянуть один из домашних ритуалов - подметание. Этот процесс не просто очищает пол – он очищает всё измерение дома, налаживает его пространство. Не случайно в Кодексе Мендоса изображён жрец, подметающий пол – это не уборка, это ритуал. Здесь очевидна отсылка на миф о рождении Уицилопочтли, в котором его мать Коатликуэ подметала храм и внезапно забеременнела от комка перьев, спустившегося с неба (подметайте осторожнее).

Семейный альбом ацтеков - часть 1 Мужчины и женщины, Семья, Ацтеки, Мезоамерика, Длиннопост

Изображение жреца, подметающего храм / Кодекс Мендоса

Ага, у вас тут патриархат, значит. Женщин угнетаете... Не совсем: некоторые исторические источники говорят, что мужчина и женщина имели одинаковые права в отношении собственности и были равны перед законом. Оба пола производили и продавали на рынке свои товары, оба могли быть жрецами*. В конце концов, вся Вселенная началась с двух первостепенных древних богов – Ометекутли (мужчина) и Омесиуатль (женщина). Не забываем и то, что второй по значению пост после уэй тлатоани назывался «женщина-змея».

С другой стороны, само устройство общества говорило о бóльших возможностях для мужчин, чем для женщин. Два основных социальных лифта – религия и военка – были доступны женщинам лишь отчасти: солдатами точно не стать, а *жрецами – лишь в дозволенных пределах.

Так или иначе, общество начинается с семьи, а семья - с женитьбы.

Свадьба скорая - что вода полая

Мужчины женились в возрасте 20-22: после окончания школы и участия в военных походах. Женщины выходили замуж в более молодом возрасте - им воевать не надо, закончила школу - и под венец.

Семейный альбом ацтеков - часть 1 Мужчины и женщины, Семья, Ацтеки, Мезоамерика, Длиннопост

Муж и жена справа, гость с корзинкой тамале слева / Флорентийский кодекс

Брак у ацтеков – это, в первую очередь, союз между семьями, а уже потом – между двумя людьми. Невесту подыскивали родители будущего жениха. Скорее всего, эта невеста жила в том же кальполли и может даже училась в той же школе, поэтому сын мог быть с ней знаком. Таким образом, у простых людей было гораздо больше возможностей жениться по любви - знать об этом могла только мечтать. Но общее правило таково, что брачный союз должен сохранить социальный и экономический статус семьи, в идеале - улучшить. Родители жениха обязательно шли к жрецам, чтобы те сообщили, что сулит знак дня, в который родилась потенциальная жена.

Свадьба проходила в несколько этапов.

Важно: Большинство социальных церемоний и ритуалов у ацтеков предполагало обязательное толкание речей всеми сторонами (разве что новорождённый их не произносил

). Мезоамериканские культуры высоко чтили слово, поэтому не упускали случая поупражняться в ораторском искусстве. И во всём этом был элемент игры: кто произнесёт лучшую речь?
  1. Церемониальное окончание школы.
    Жених и его родители просили у учителей разрешение покинуть школу и жениться. Для этого семья мужчины устраивала пир в меру своих возможностей: угощали тамале, разными блюдами из овощей и мяса, какао. Учителя кушали и раскуривали трубки, после чего отец жениха и его родственники-мужчины обращались с речью и подношением в виде топорика из полированного камня.
    Обмен красноречием – и вот учителя, покидая званый ужин, отпускают молодого человека в жизнь, полную красок, но с одним условием: он будет достойным воином и добытчиком в семье. Невесты тоже получали такое разрешение, у них условие было другим: быть целомудренной и верной богам и мужу.

  2. Подключение свахи, или сиуатланки (cihuatlanqui).
    Ацтекская сваха выступала посредником в переговорах двух семей. Она должна была убедить семью невесты, что за их дочерью будет обеспечен должный уход и что отдаётся она достойному мужчине. Сваха обязательно приходила трижды:
    в первый раз она получала вежливый отказ (якобы девочка ещё мала, да и не пара такому хорошему мужчине), во второй – обещание рассмотреть предложение (как такой хороший мужчина мог выбрать нашу дурёху, она же ничего не умеет, но раз уж вы настаиваете, мы подумаем), а на третий – согласие.

  3. Обращение свахи к провидцам.
    Для проведения свадебной церемонии подходил не любой день: благоприятными считались дни Тростника, Обезьяны, Крокодила, Орла и Дома – брак в эти дни был обречён на удачу и процветание. День свадьбы устанавливала сваха после консультации с провидцами.
    Семьи тем временем начинали подготовку к свадьбе: нужно приготовить цветы, табак, какао и еду - могли буквально ночами напролёт готовить тамале. Приглашали всех родственников и друзей, а также учителей и важных людей района.

  4. Свадебный обед в доме невесты.
    На обеде за день до даты свадьбы пожилые родственники пили алкоголь (могли и напиваться - всё исключительно ритуала ради!), а замужние женщины приносили невесте подарки.
    На закате после банных процедур невеста украшала ноги и руки красными перьями, а на лицо наносила жёлтую краску. Она усаживалась у огня и принимала у себя родственников жениха. Те приветствовали её (в виде речей, разумеется): ты больше не дитя, ты выросла и теперь должна покинуть отца и мать – бедняга! Мы приветствуем тебя в семье и желаем счастья!
    А ещё и советы давали: дом убирай, пол подметай, очаг оберегай.
    Невеста отвечала им своим красноречием.

  5. И ура! - Сама свадебная церемония.
    Она начиналась ночью – целая процессия из родителей невесты, пожилых женщин и маленьких девочек с факелами шла к дому жениха, провожая свою родственницу в новый дом. Сваха буквально несла невесту на спине. Если же семья в достатке, то невесту несли на носилках.
    Жених встречал свою невесту с курильницей в руке. Невесте тоже давали курильницу, как только она ступала на порог.
    Молодые окуривали друг друга благовониями, и все присутствующие с танцами и песнями входили в дом.

Фотографий всех этих событий, к сожалению, не сохранилось, но вот одну я всё же нашёл - на ней непосредственно свадебная церемония в доме жениха:

Семейный альбом ацтеков - часть 1 Мужчины и женщины, Семья, Ацтеки, Мезоамерика, Длиннопост

Пожилые родственники дают советы (завитки речи), следы показывают последовательность чтения сцены. Обратите внимание на связанные одежды жениха и невесты / Кодекс Мендоса fol.61r © Bodleian Libraries, University of Oxford

Молодые усаживались друг напротив друга на петате у очага. Мать жениха дарила невесте новую тунику, а мать невесты дарила жениху новую накидку. В роли священника выступала всё та же сваха, которая связывала тунику невесты и накидку жениха в узелтеперь они муж и жена. Первым делом молодожёны кушали тамале, угощая друг друга. Затем сваха отводила их в спальню. Гости продолжали веселье с песнями и танцами, едой и даже алкоголем, а в спальне жених и невеста...

Семейный альбом ацтеков - часть 1 Мужчины и женщины, Семья, Ацтеки, Мезоамерика, Длиннопост

Изображения из кодексов закончились, поэтому вот вам художественное представление свадьбы / (c) EseElBaba, deviantart.com

А в спальне жених и невеста молились четыре дня под присмотром свахи, покидая комнату только в полдень и полночь для подношений у семейного алтаря. И только после этого молодые могли уединиться для того, для чего уединяются молодые.

Но иногда женились и без церемоний, секретно – ну зачем столько ждать, чтобы накопить на такую гулянку и подарки? Однако к официальной свадьбе всё равно готовились, ведь это важный ритуал, включающий и отношения с богами. Муж приходил к родителям жены и каялся. Родители прощали и давали своё одобрение, после чего проводились всё те же церемонии.

Сколько жён в самый раз?

Вы можете спросить: ведь общество ацтеков полигамно - что же, с каждой закатывать такие праздники?! Нет, именно церемония - только с первой женой, старшей, а все остальные становятся младшими. Мужчина мог иметь столько жён, сколько способен содержать, при чём ко всем он должен был относиться одинаково.

Семейный альбом ацтеков - часть 1 Мужчины и женщины, Семья, Ацтеки, Мезоамерика, Длиннопост

У правителя Тескоко, господина Несауальпилли, жён было около двух... тысяч! И от них он оставил 144 ребёнка / Кодекс Обена

Прямыми наследниками считались только дети от старшей жены. Если же старшая жена не может родить наследника, то муж может обратиться к любой из своих младших жён, сын которой становится прямым наследником. Так, один из уэй тлатоани ацтеков, Итцкоатль, был рождён младшей женой. Сыновья младших жён в любом случае становились пипильтин и в будущем могли занять высокие посты при дворе. 

Разумеется, такой аппарат жён могла поддерживать только знать и обеспеченные люди. Полигамия – это ответ ацтекского общества на постоянные войны и людские потери, которые нужно было как-то восполнять.

В понедельник любит, а во вторник губит

Тут возникает интересный вопрос: а при многожёнстве есть ли категория измены? Что считалось изменой и что за неё было? Ответ прост: измена существовала и влекла самые серьёзные последствия. Женщину вешали, после чего мужчину убивали камешком по черепу. Жёстко? Вот так ацтеки дорожили целостностью семьи как основой здорового общества.

Семейный альбом ацтеков - часть 1 Мужчины и женщины, Семья, Ацтеки, Мезоамерика, Длиннопост

Жестокая расправа с подлыми изменщиками: мужчина заброшен камнями, женщина в петле / Кодекс Теллериано-Ременсис

Измену нужно было доказать в суде, и сделать это должен был тот, кто о ней заявляет. А если, например, муж застал жену за изменой и убил её на месте, то сам карался смертью. При этом перед законом равны вообще все. Известен случай измены на уровне тлатоани.

Дело было в Тескоко (город-государство, соседствующее с Теночтитланом). Уэй тлатоани Теночтитлана Ашаякатль и его ближайшая знать направили звезде нашей сегодняшней статьи, правителю Тескоко Несауальпилли, в качестве жён своих дочерей. Среди них была дочь и самого Ашаякатля. Она была несовершеннолетняя для брака (младше ~16), поэтому Несауальпилли поселил её в отдельном дворце с 2 тысячами человек прислуги – ведь дочь правителя ацтеков этого достойна.

Только этот ребёнок был настоящей шальной императрицей разврата, ибо сексуальный её голод не мог быть утолён никем. Если ей вдруг понравился телом какой-нибудь ацтекский паренёк из прислуги, то она обязательно секретно приглашала его испить из кубка любви. Получив своё, она убивала беднягу, а по образу его приказывала сделать статую. Статую она одевала богатыми одеждами и украшала драгоценностями и ставила в своей комнате. Звучит как сюжет триллера про какую-нибудь Леди Батори (это которая якобы купалась в крови девственниц) или Медузу Горгону.

- "Что это за статуи, дорогая? Они же все стены занимают!" – озадачился Несауальпилли.
- "Это мои боги, любимый", – и улыбнулась так неприятно.
- "Эх, вы, мешики, со своими богами..." (в Тескоко жили акольуа).

И вот каким-то образом случилось так, что после ночи утех она оставила в живых аж трёх любовников – и все как на подбор знатные лорды. На одном из них Несауальпилли увидел драгоценность, которую сам же этой девушке и подарил. Правитель решил разобраться и ночью пришёл в её покои, а на кровати лежит чучело, очень похожее на принцессу - «это был пранк».

Естественно, сама принцесса далеко не спала, а очень даже бодрствовала. И как раз с теми тремя господами. Вся эта мутная схема содомии была раскрыта, подельников было не сосчитать (кто-то украшал статуи, кто-то секретно проводил любовников во дворец, а кто-то их потом и убивал). Казнены были все, кто имел хоть какое-то дело к этой истории. На всё это, как полагается, смотрела огромная толпа – чтоб неповадно было.


Но вернёмся к священному и нерушимому браку. Поженились и всё прекрасно – а что, если не всё? Бывает, что женщина не может родить наследника или плохо домохозяйничает, а мужчина не может обеспечивать семью или вообще буянит. Ответ ацтеков прост и перекликается с современностью - развод, равным правом на который располагали и мужчины, и женщины.

На этой ноте равенства, пожалуй, мы и закончим на сегодня.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, вы можете поддержать канал по ссылке. Буду очень рад вашей поддержке!

(c) mexicalli

Лига историков

13.5K постов50.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения