Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть первая
"Толкование сновидений" - один из важнейших трудов З. Фрейда, который, наверное, было бы невозможно разобрать в пределах одной статьи. Ссылаясь на объем труда как в количестве текста, так и в количестве и качестве раскрываемых в нем тезисов, решено посветить обзору "Толкования сновидений" серию статей. В каждой из частей серии будут в хронологическом порядке разобраны идеи З. Фрейда, а также освещены ключевые мысли основателя психоанализа, отмеченные мной при чтении его работы.
Стоит отметить, что в "Толковании сновидений" большую часть материала составляют примеры сновидений пациентов Фрейда, самого Фрейда и другие сновидения, которые были ему рассказаны. В концепции разбора "Толкования сновидений" я не буду переписывать сновидения, так как кроме отдельного сновидения важен и контекст, который, например, составляют биография сновидца и материал произошедших с ним событий за последние дни. Сновидения в работе служат наглядным примером, на каком материале и каким образом развиваются идея и метод Фрейда. Я не считаю целью данной серии статей давать доказательства работы метода, я лишь нахожу смысл в разборе основных идей и умозаключений, которые приводит Фрейд.
Итак, книга начинается с того, что З. Фрейд решает изначально осветить все те знания, которые были уже накоплены в научной среде на момент написания труда. Первая глава является вводной, в ней Зигмунд Фрейд рассуждает об отношении науки того времени к феномену сновидений, перечисляет взгляды своих современников природу сна. Мы не будем останавливаться на идеях, которые были актуальны до З. Фрейда, в целом, эту главу при чтении (а тем более повторном чтении) стоит смело пропускать.
Во второй главе З. Фрейд вводит читателя в свой метод вопросом: "как толковать сновидение в качестве симптома?", на который, собственно, и дает ответ. В описании метода заметно влияние лечения гипнозом, которому ранее придерживался Зигмунд Фрейд, но отказался в последствие.
Необходима изначальная подготовка того, чьи сновидения будут подвержены анализу. От сновидца требуется усиление внимания к его психическим ощущениям и восприятиям, а также необходимо отключение всякой критики (сновидцу следует говорить все то, что приходит на ум). Фрейд рекомендует сновидцу занять удобное положение, а при рассказе о сновидении держать глаза закрытыми. Сновидца необходимо убедить в том, что успех анализа его сновидения будет зависеть от того, как он сможет передать все те мысли, которые приходят ему на ум при рассказе о сновидении: учитывают все мысли, даже которые хочется отбросить как "неважные".
Фрейд дает разъяснение, что подавить внутреннюю критику крайне важно даже в занятиях самонаблюдением. С помощью подобного самонаблюдения можно толковать как различные патологические идеи, так и образы из сновидений. При этом очень важно быть в состоянии, которое напоминает то, в котором человек присутствует при засыпании.
При этом Зигмунд Фрейд утверждает, что войти в необходимое состояние достаточно просто: большинство его пациентов делали подобное с первого же указания. Да и сам Фрейд мог находиться в подобном состоянии, помогая себе еще тем, что записывал собственные мысли. Но тут есть нюанс в том, что энергия, которая высвобождается при отключении критики, будет также зависеть от отношения к теме, находящейся в фокусе внимания.
Фрейд отмечает, что первый шаг для применения его метода состоит в том, что внимание следует фокусировать не на сновидение в целом, а на фрагментах сна. Сновидение раскладывается по частям, а затем сновидцу предоставляется каждая часть сновидения, по поводу которой он высказывает собственным мысли - все, что придут в голову. Тут же можно заметить, что метод анализа сновидений по Фрейду отличается от того, которые дают сонники. В задумке Фрейда есть идея о том, что сновидение - компиляция психических образов. В анализе нуждается каждый из образов, а не "сюжетная идея" в целом.
При этом же З. Фрейд предупреждает о том, что одно и то же содержание сновидения может иметь абсолютно разный смысл для разных сновидцев.
В заключении главы З. Фрейд подчеркивает, что сновидение имеет определенный смысл, а не является плодом "раздробленной мозговой деятельности", как утверждали различные современники.
В третьей главе Зигмунд Фрейд придает сновидению статус отдельного психического феномена. Сновидение по Фрейду - это всегда исполнение желания. И так как единственным намерением сновидения является исполнение желания, оно может быть совершенно эгоистичным. Другой момент заключается в том, что достаточно часто исполнение желания происходит абсолютно абсурдным образом.
З. Фрейд уделяет внимание тому, что те, кто считает детство счастливым - ошибаются. Они не правы не только в том, что ребенок не мучен сексуальными страстями, но и в том, что забывают о детстве как о богатейшем источнике разочарований и других поводов к сновидениям, являющимися важными жизненными влечениями.
Зигмунд Фрейд также отмечает особенность детских сновидений. Они инфантильны, при этом желания детей в сновидениях "исполняются" без "искажения". То есть, если ребенок что-то хочет съесть, ему это и снится без искажения. Но подобные "инфантильные" сновидения могут быть и у взрослых, что подтверждается рядом примеров.
В четвертой главе основатель психоанализа освещает вопрос страшных снов и почему они все же не противоречат изначальному тезису о том, что любой сон - это исполнение желания.
Толкование сновидений по Фрейду - это не толкование явного содержания сновидений, а толкование "мыслей" сновидения. То есть, работа направлена на разъяснение скрытого, а не явного смысла сновидения. Латентное содержание сновидения всегда при анализе представляет из себя исполнение желания. Метод Фрейда по толкованию сновидений не занимается толкованием явного содержания сновидения, З. Фрейд еще в 1914 году указывал на то, что противники его метода в своей критике пренебрегают этим важным уточнением.
Но почему же те сновидения, которые безразличны в своем содержании, не исполняют желание в явном виде? На это влияет факт искажения, который присутствует в большинстве сновидений. Но почему возникает искажение? Это объясняется работой цензуры и тем, что желание исходит от первой инстанции, а защита- от второй.
Фрейд указывает и на специфичное сопротивление толкованию. Например, когда сновидцу кажется, что сновидение, приснившееся ему, не нуждается в рассказе, потому что это "полная бессмыслица". Фрейд уверяет, что наиболее часто подобный отказ имеет в своем содержании аффект, а не какое-либо другое желание. Когда происходит отказ в рассказе о сновидении, это может быть желание вытеснить представление о приснившемся.
Но был также задан вопрос: "как можно толковать сновидение, содержание которого неприятное, как исполнение желания?". Фрейд рассуждает следующим образом: неприятные сновидения действительно в своем содержании имеют элементы, которые кажутся неприятными для второй инстанции. Каждое сновидение исходит от первой инстанции, а вторая инстанция работает защитным образом, не работая в одном направлении с первой.
В главе также затрагивается вопрос идентификации. Фрейд обозначает, что идентификация - это не просто имитация, это свойство быть подобным. Идентификация обращается с тем общим, что присутствует в бессознательном. Идентификация крайне важна в механизме возникновения истерической симптоматики. При помощи идентификации истерики изображают "страдания всех людей", они как бы играют все роли в пьесе. Целесообразность разговора об истерической идентификации заключается в том, что по мнению З. Фрейда возникновение сновидений схоже с возникновением симптомов истерии, что далее будет им доказано.
Фрейд говорит о том, что часто происходило так, что "как будто бы теория о сновидениях не работала". Но тогда, когда это случалось, Фрейд указывал на роль сопротивления. Одной из сил, которые влияют на формирование сновидения, является желание, чтобы кто-то (в этом случае Фрейд) оказался не прав.
Специфичным вариантом снов с неприятным содержанием являются страшные сны. Тот страх, который сновидец ощущает во сне, может быть лишь в явном содержании сновидения. Но объяснение "почему сон страшный" будет равноценно тому, что человеку с фобией объясняется страх, с которым связана его же фобия. В свое время З. Фрейд объяснял невротический страх тем, что либидо было отклонено от своей цели и теперь используется не по назначению. При толковании сновидений основатель психоанализа придерживается подобного же взгляда. Из этого следует, что страшные сны являются снами с сексуальным содержанием, в которых действующее либидо преобразовалось в страх.
Этими мыслями завершается четвертая глава "Толкования сновидений", на этом мы и подойдем к концу первой части разбора.
Список литературы
1. Фрейд, З. Толкование сновидений.
Книжная лига
24.1K постов79.2K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.