Разбираем труды З. Фрейда: "Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи"

Разбираем труды З. Фрейда: "Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи" Обзор книг, Рецензия, Психология, Фрейд, Что почитать?, Леонардо да Винчи, Психоанализ, Сублимация, Психотерапия, Психолог, Длиннопост

Сразу стоит сделать отметку, что при изучении психоанализа в вузе "Леонардо да Винчи: воспоминание детства" было первым произведением Зигмунда Фрейда, с которым было предложено ознакомиться. Почему этот маленький очерк стал первым знакомством с психоанализом, а не "Толкование сновидений", являющееся библией психоанализа? Весь очерк - это яркая демонстрация того, как и с чем работает психоанализ.

Стоит перейти к изложению основных мыслей в работе З. Фрейда.

О сублимации и механизме сублимации З. Фрейд упоминает в очерке то, что половое влечение особым образом приспособлено к тому, чтобы переходить в иные формы. Оно способно заменить первоначальную цель другими, приспосабливаясь к обстоятельствам. Это обусловлена механизмом сублимации.

Далее упоминается инфантильное сексуальное исследование, З. Фрейд указывает на то, что дети примерно на третьем году жизни начинают интересоваться откуда появляются дети, это особенно обостряется в том случае, если в этом периоде в семье появляется еще один ребенок. Фрейд говорит о том, что ребенок как бы исследует вопрос из-за угрозы его эгоистическим интересам. Чтобы как бы предотвратить появление соперника.

Далее отец психоанализа рассуждает о трех исходах связанной с сексуальностью любознательностью:

  • Исследование разделяет судьбу сексуальности - любознательность прекращает свое существование, как бы парализуется.

  • Интелектуальное исследование достаточно сильное, при сексуальном вытеснении оно остается, но изменяется в своей природе. Это больше не сексуальное исследование, но умственные процессы становятся порождающими аффекты - как наслаждение и страх. Также, собственно, как и в сексуальном процессе. Этот вариант достаточно свойственен для невротиков.

  • Третий исход - когда наступает сексуальное вытеснение, либидо его избегает, при этом либидо сублимируется в любознательность и позволяет тем самым усилить стремление к исследованию. В этом случае страсть свободна - она может служить и интеллектуальным интересам.

З. Фрейд относит Леонардо да Винчи именно к третьему типу по исходам.

Далее раскрывается, в чем же состояло детское воспоминание Леонардо: в младенчестве будущий художник и исследователь лежал в колыбели и наблюдал за полетом коршуна. Затем коршун спустился к Леонардо, своим хвостом открыл его рот и много раз толкнул своим хвостом в его губы.

Однако З. Фрейд говорит о том, что это не совсем воспоминание Леонардо. У художника была фантазия, которую он позже создали и затем прикрепил к своему детству. В этом З. Фрейд приходит к выводу, что многие детские воспоминания являются фантазиями - они как бы всплывают уже во взрослом возрасте, при этом подстраиваются под текущие настроения.

Зигмунд Фрейд объясняет, подобные фантазии о детстве, делая аналогию к созданию мифологии в древние времена у первых народов. Жизнь их была слишком малозначительной, чтобы просто быть запечатленной в истории, да и к тому же многие факты просто пропадали из памяти. Тогда человек дополняет свою историю фантазией - появляется мифологическая история о ранних временах, которая при этом служит способом оказания влияния на современников.

Фрейд делает вывод, что к фантазиям о детстве не стоит относится пренебрежительно. К этому стоит относится как к мифологии - способу запечатления ранних воспоминаний, но в их искаженном виде.

Из воспоминания Леонардо хвост коршуна интерпретируется основателем психоанализа как мужской половой орган. При этом фантазия грудного возраста Леонардо - это воспоминание о сосании груди матери. Фантазия о коршуне - это фантазия о сосании и поцелуях матери.

К вопросу гомосексуальности трактования подобного воспоминания. Не стоит путать гомосексуальность в обыденном понимании и гомосексуальность чувствующего. Фрейду буквально все равно - был ли Леонардо гомосексуалистом, он говорит о том, что не реальное действие, а тот момент как человек чувствует, позволяет нам судить о чем-то как о проявлении гомосексуальности.

Не самый важный момент, но вдруг у читателей возникает вопрос, а что символизирует коршун в фантазии Леонардо? В египетской мифологии мать изображается посредством коршуна. Далее Фрейд отсылает к египетской богине Мут, ее имя как бы созвучно с немецким mutter- мать. Фрейд допускает, что Леонардо знал о подобном символизме во взрослом возрасте, поэтому в его воспоминании о детстве и всплывает этот коршун.

Такая фантазия Леонардо позволяет ему  отождествлять себя с младенцем Иисусом Христом. Ведь тогда считалось, что коршуны исключительно самки, размножаются без отца. Леонардо тоже себя относил к тем, кто появился без отца от матери. Образ Девы Марии с младенцем Христом крайне значим для художников и представителей искусства, поэтому фантазия о коршуне стала для Леонардо на столько значимой.

Это подкрепляется также тем, что Леонардо первые годы жизни провел не с отцом и мачехой, а жил со своей бедной матерью. Отсюда и развивается фантазия о коршуне и сравнение себя с Иисусом Христом.

Далее по изложению Фрейд говорит о важности половых органов в сознании древних народов. Говорит о двуполости в мифологии, к сожалению, статья может слишком растянуться, если мы будем тут раскрывать подобные изречения, поэтому тезисно осветим иные части работы.

В работе З. Фрейд дает важное изречение о психосексуальном развитии:

...духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества, и поэтому не найдем невероятным то, что психоаналитическое исследование детской души открывает в инфантильной оценке половых органов.

Далее З. Фрейд объясняет каким образом происходит гомосексуализация через любовь матери, раскрывает особенности анамнеза гомосексуальных мужчин. Смысл в том, что любовь к матери подвергается вытеснению, далее мальчик заменяет фигуру матери на самого себя, он отождествляет себя с ней. И далее он находит для себя тех же объектов любви, которые были свойственны для матери - мальчиков. Эти тезисы далее также раскрываются.

Далее Фрейд говорит о секрете улыбки Моно Лизы. Он отмечает, что подобная загадочная улыбка присутствует и на других картинах художника. Фрейд не без основательно делает вывод о том, что эту загадочную улыбку Леонардо да Винчи впервые увидел у своей матери, а далее пытался ее изобразить и в других своих произведениях. Так, например, мимическая особенность Джоконды заметна даже в картине Иоанна Крестителя в Лувре; особенно же ясно видны эти черты в лице Марии на картине со св. Анной. Но также стоит отметить, что улыбку и взгляд собственной матери Леонардо мог увидеть у Джоконды, это разбудило в нем все подобные воспоминания, поэтому далее он и изобразил эти черты и на других картинах, воспоминания о матери не могли покинуть его.

Далее стоит раскрыть интерпретацию картины "Святая Анна Втроем" - "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом". Здесь З. Фрейд видит синтез истории детства Леонардо. Иисус на картине - это Леонардо. Св. Мария и Св. Анна на картине изображены как женщины одного возраста - они одинаково прекрасны и молоды. Тут Фрейд улавливает, что эти женщины есть мать и мачеха Леонардо да Винчи.

Далее З. Фрейд переводит внимание читателя на описку в тексте записки о воспоминаниях об отце Леонардо. Художник дважды упомянул тот факт, что его отец умер. Тем самым Фрейд интерпретирует подобную ошибку тем, что Леонардо не смог подавить свой собственный аффект.

Отец для Леонардо также имел значение. Фрейд говорит о том, что Леонардо идентифицировал себя не с отцом, а с матерью, тем самым в тексте делается намек на Эдипов комплекс. Леонардо не заканчивал свои картины, потому что отец оставил его. Также и Леонардо в будущем проигрывал подобный сценарий со своими работами.

И все же, какой диагноз Фрейд ставит Леонардо? Фрейд говорит о том, что Леонардо ближе всего к неврозу навязчивости.

О сущности психоанализа, описываемой в тексте. Психоанализ пытается понять сущность человека,  раскрыть его первопричины реагирования, проследить за их трансформацией и развитием. Из описанных натуры и судьбы выясняется жизненное поведение личности.

Что осталось необъяснимым для психоанализа и З. Фрейда в судьбе Леонардо? То, почему Леонардо был на столько склонен к вытеснению и то, с чем связана его выдающаяся способность к сублимированию. Сущность художественной деятельности также становится недоступной для психоанализа.

Особенность же конечного психоанализа Леонардо заключается в том, что только человек, который пережил детство Леонардо мог бы написать "Св. Анну втроем" и "Мону Лизу", при этом обречь свои произведения на такую печальную участь - оставлять их незавершенными, но при этом семимильными шагами прогрессировать в области познания, что остается лишь только верить, что ключ к пониманию природы Леонардо да Винчи лежит в его воспоминании о коршуне.

Список литературы

1. Фрейд, З. Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи.

Книжная лига

22.4K постов78.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.