ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ КЛАССИКУ?

Немного наблюдений из моей работы с учениками. В большинстве своем классика для них - это наказание за какие-то грехи в прошлой жизни, и на то есть совершенно определенные причины, а не "современные дети любят только компухтеры"). Итак:


1) Основная причина - несоответствие словарных запасов. Чтобы получать удовольтвие от хорошо написанного текста с богатым языком, надо чтобы ты знал слова этого самого богатого языка, а не лез в словарь, увидев, например, слово "чопорный". Хороший словарный запас нарабатывается с раннего детства, и больше родителями, чем школой. Ребенок, в семье которого у родителей нет привычки к чтению, классику любить просто не сможет. Это как иностранный язык, без погружения на хороший уровень не выйти.


2) Несоответствие проблем книг возрасту школьника. Откровенно скажу, что я, преподаватель, удовольствие от чтения классики начала получать лет эдак после 30, при том, что всю жизнь была фанатом чтения и с книгой ела и спала. Глубину и правдивость описанного в програмных произведениях типа "Войны и мира" можно понять обычно только с жизненным опытом. А так вопросы от учеников типа "зачем мне читать про чьи-то сложные отношения и женитьбы, когда я сам даже ни разу еще не любил" вовсе не праздные. Всему свое время, да.


3) Сплошь незнакомые реалии и понятия. Та жизнь, которой жили наши предки в классической литературе, все дальше от нас современных. У школьников вызывают недоумение как историзмы типа барщина, ямщик, опричник, так и просто занятия людей того времени. Балы и охота, женитьба ради наследства и прочие актуальности прошлого для современного среднего школьника выглядят не реальнее, чем жизнь и проблемы пришельца с Альфа центавра. Опять же, возникающие вопросы типа "Ну и зачем мне читать это?" вовсе не говорят о бескультурии. Между прочим, классика в свое время поднимала именно актуальные проблемы, и мало кто любил при этом читать, скажем, древних греков и римлян: они считались той еще скучищей.


П.С. Я не говорю, кстати, что классика в школьной программе не нужна. Однако надо понимать, что для большинства детей она довольно бесполезна, поскольку находится по словарному запасу на слишком высоком уровне, и при этом нет никакого стимула осваивать этот "язык", поскольку проблемы и реалии тоже незнакомы и неактуальны. По идее так, в современной ситуации сначала надо нарабатывать пресловутый словарный запас у школьников и в младших классах приохочивать их к чтению с помощью качественных, но более простых по языку и более современных произведений (вот почему в программе нет той же Астрид Линдгрен? Или там Носова с Драгунским? Или Крапивина?), и только в самом конце погружаться в классический лес.

Книжная лига

22K поста78K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
139
Автор поста оценил этот комментарий
Только 2 пункт адекватен. Отчасти пункт 3, ну тут и произведения 100-летней давности и даже 50-60-летней давности попадают, а не только т.н. "классика".

По мне так классика - это тупо не интересно. И пользы от нее чуть. С исторической точки зрения, чтобы прочувствовать тот эпохальный срез - возможно. Я всегда много читала, с 3 лет, то есть сколько себя помню. Но Из классики прочитала до конца только Анну Каренину, и то, на волне всеобщей моды на нее курсе на 4 института (хз че там происходило, но все у нас читали Каренину).
Здесь как-то меня попытались убедить в том,что я не права и вообще я глупое необразованное создание, раз считаю чтение классики бессмысленным занятием, но адекватных аргументов так и не привели.
Пиздострадания и описания характеров героей я могу почитать и в более интересной литературе. Расширение словарного запаса? Для этого тоже есть масса более интересной, актуальной и, главное, полезной художественной литературы. А что ещё? Буду рада услышать ваши аргументы.
раскрыть ветку (63)
24
Автор поста оценил этот комментарий

Я тут придерживаюсь мнения Кинга, что книга может быть просто интересной историей. Каждый имеет право самостоятельно определять для себя степень этой интересности. У классики в этом плане есть некий авторитет, для кого-то этот авторитет неоспорим (лично я считаю нужным ознакомиться с классикой ради составления своего личного мнения о каждой отдельной книге). Тоесть мне, например, лет в 14 история "Преступление и наказание" показалась очень интересной, но не менее интересной была и история "Крёстный отец", хоть их и нельзя сравнивать, а облюбленная критиками и относительно современная "Над пропастью во ржи" вызвала рвотный рефлекс (и немного комплексов - может я чего там недопоняла, хотя....та нее).

раскрыть ветку (5)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Я прочитал "Над пропастью..." тоже в 14. И тогда же понял,что книга - говно как книга, но хороша, как источник знаний о бытии в америке тех годов. Я ее читал скорее как пособие

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Над пропасть поржи читал в оригинале. Полностью с вами согласен. Даже перечитывал с промежутком в пару тройку лет (думал, может сам дурак). Но нет. Реально не понимаю "гениальности" данного опуса.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Черт, давайте соберемся в кружок. Я тоже прочитал и охуел. В чем суть?
А уж то, что стиль на Швейка смахивает меня вообще убило. Ненавижу ассоциативные ряды

3
Автор поста оценил этот комментарий
Я так портрет Дориана Грея как-то прочитала и не впечатлилась от слова совсем. Да, читалось легко, местами интересно, но такого восторга, какой я наблюдала вокруг, книга у меня не вызвала. Да и сразу как-то начала понимать, что в какой-то момент он порвет/сожжёт портрет и сдохнет из-за их связи.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я считаю, что достаточно ознакомиться с одной, максимум двумя книгами каждого автора, чтобы иметь представление о том, стоит ли тратить на это своё время. Авторитета в классике не вижу, так как эти самые авторитеты устанавливаются людьми. Возможно, если б я не начала читать так рано и читала чуть больше из школьной программы, то тоже бы преклонялась перед классикой. Но нет. Зато у меня были лучшие сочинения на свободные темы и класса с 7 меня просили их зачитывать перед классом) А потом пришёл ЕГЭ (
89
Автор поста оценил этот комментарий

вот согласен. Никогда не любил школьную программу, зато Толкиен, Азимов и желязны. заходили на ура. Большинство произведений школьной программы написано взрослыми для взрослых.

раскрыть ветку (9)
88
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку (6)
54
Автор поста оценил этот комментарий

то есть можно на уроке литературы выйти к доске и сказать что классику писала элита для элиты, а в то время как писака рассуждал о балах, загадочности русской ДУШИ (причём, небось, со вставками на французском) и красоте природы, обычный человек за его окном доедал последний хуй без соли и никогда в своей жизни не смог бы прочесть насколько у него охуительно загадочная душа

раскрыть ветку (5)
41
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку (4)
20
Автор поста оценил этот комментарий

Мы когда в школе готовились к ЕГЭ, учительница прямо говорила, что не нужно писать именно то, что думаешь, а то, что от тебя ожидают. Нестандартное сочинение обращает на себя внимание, проверяющий начинает внимательней вчитываться и в результате замечает больше ошибок.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Когда пишешь для оценок, то да. Надо быть умнее, написать и сказать то что надо проверяющим, получить высокий балл и послать всех в жопу
1
Автор поста оценил этот комментарий

Бате респект! Моя борьба с русичкой (она же вела и литературу и была больше заточена под неё) оказалась затащена исключительно благодаря моему упрямству и желанию убедиться в том, что это не я лох-чмо-нихуянепонимаю, а это вкусы у всех разные. После окончания школы периодически читал классику и биографии её написавших, обзоры на произведения с разными точками зрения и понял, что не может здесь быть единой истины. Своё отношение каждый формирует сам. Если навязывать точку зрения, человек примет её под давлением, но будет ненавидеть. Что забавно, сын этой училки, как будто попавшей не в своё время и искренне восхищавшейся балами, стал лютым неформалом после школы ) Бухали вместе пару раз, нормальный пацан оказался. Маму уважает, но бунтарский дух оказался сильнее )

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А про войну расскажете? Как затащили?

12
Автор поста оценил этот комментарий

А у нас в школьной был Толкин, Хоббита проходили:)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

причём в 1-ом или 2-м классе

81
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Классика - это те произведения, которые прошли культурный отбор.

Анна Каренина абсолютно не актуальна, если бы она жила в наше время, то с собой она бы не покончила, зато произведение является прекрасным показателем своего времени, по ней историю изучать можно. Однако возьмем "Войну и мир", метания Безухова и сейчас актуальны. А "Евгений Онегин"? Так там крылатых выражений и метких мыслей в каждой главе по горсти. А "Горе от ума"? Типажи из этого произведения встречаются и сейчас. "Старцы" Толстого, один из самых метких рассказов о разнице между религией и верой. "Кавказский пленник"? Жилин и Костылин - это иллюстрация на тему разных стратегий поведения в экстремальных ситуациях. Достоевский... Когда мы говорим о каких-то душевных расстройствах и неврозах, то мы почти все можем найти в произведениях Достоевского, не знаю насколько это полезно, но как минимум любопытно. Чехов. Рассказы читаются на "Ура" и сейчас, а пьесы легко можно ставить и в современном антураже, что я неоднократно видел в театре на примере "Чайки" и "Дяди Вани". "Тихий Дон" - страшное произведение про гражданскую войну, неверность и простое человеческое счастье. "Мастер и Маргарита" - любимое произведение всех школьников, которое, кроме глубоких идей еще и читать безумно интересно.


Да, есть современные книги, в которых могут подниматься те же вопросы. Но выбирать жемчужины из кучи мусора сложно. А из классики можешь смело брать и читать произведения. Я вот Коэльо не люблю, потому что он в свои книги идей из классики натащил, да и еще и пишет примитивно. Скучная вторичность. Однако, если бы я не читал классику, то считал бы его гением)

раскрыть ветку (33)
24
Автор поста оценил этот комментарий

Ильф и Петров читаются охрененно до сих пор.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен.

Бендер одобряет.

Даже про ту самую Одноэтажную Америку.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Бендер одобряет

О да!

Притом, насколько я понимаю, Одноэтажная Америка во многом и сейчас актуальна.

Иллюстрация к комментарию
21
Автор поста оценил этот комментарий

Вы бы еще "Как закалялась сталь" вспомнили. ТС говорит о том, что школьникам в их возрастном промежутке (8--11 класс) читать тот же "Тихий дон" бессмысленно. Даже я в 30 лет еще чувствую, что не дорос до понимания. Но такие произведения как "Собачье сердце", "Ревизор" заходят намного легче у подрастающего поколения. Тогда зачем их мучать тягомотиной?! Блин, да даже "Незнайка на Луне" имеет сейчас больше социального смысла, чем "Преступление и наказание".

раскрыть ветку (3)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Незнайка на луне - не мениее гениален, чем ПиН или Собачье сердце, имхо.

4
Автор поста оценил этот комментарий
Блин, да даже "Незнайка на Луне" имеет сейчас больше социального смысла, чем "Преступление и наказание".
Всегда имел, ИМХО. И он прост для понимания, что важно.

Вот "Бесы", сука, тоже всегда актуальны были. Но до них реально дорасти надо и понять. Многие и после 30 только "Незнайку" понять могут.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я согласен.

43
Автор поста оценил этот комментарий
Прочта Тихий дон, мое единственное мнение было - плавал Григорий всю жизнь, как говно в проруби. Честно говоря, ещё со школьной скамьи, глядела на героев как на моральных уродов. Понимаю, что село, понимаю, что казаки донские, понимаю, что время такое, но мудаки. Жалко было только жену Григория, всю жизнь быть не любимой. А нравилась жена Петра, брата Григория, Дарья. Никого из себя не строила, все знали, что блядовала, сама свою жизнь закончила, честная что ли, в отличие от остальных.
раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Так весь ужас Дона как раз в том, что от человека со всеми его мечтами, переживаниями, надеждами, чувствами вообще ничего не зависит. Он просто щепка, только не в проруби, а в море во время шторма, и его мутузит об скалы и утягивает обратно в море, как бы он не сопротивлялся.

И естественно почти все герои произведения моральные уроды. Это же война. Откуда там взяться моралистам?

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Как раз война мне была понятна, это война все же, все может быть. А вот в остальном, нет у них морали и не было, несколько нормальных персонажей, и те умерли.
ещё комментарии
4
Автор поста оценил этот комментарий
Война и мир это на мой взгляд самое убогое из "классики". Читать просто больно. Графомания зашкаливает. Диалоги по большей части просто вода. Просто неинтересно. Все написано в контексте интересных событий, но абсолютно с неинтересной стороны.
4
Автор поста оценил этот комментарий
Все чтиво субъективно! По моему мнению в школе на литературе надо оценки по системе зачёт не зачёт ставить, прочитал книгу - рассказал о ней зачёт, нет нет. И книги должны быть абсолютно любыми, программу на хер.
28
Автор поста оценил этот комментарий
Читала все это. Зашла только "Мастер и Маргарита", и то лишь те части, где про Иешуа. Про Москву прям бррр.
Нет, не считаю проблемы всех вышеописанных героев интересными и актуальными. Да и вообще не считаю нужным читать про чужие проблемы и своих полон рот.
Но это только мое мнение.
раскрыть ветку (15)
16
Автор поста оценил этот комментарий
Лет в 13, когда в руки попала эта книга, наоборот, читал только про Москву. Лет через 5 прочитал полностью...
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
До сих пор, если перечитываю, то про Москву пропускаю (жаль, в 13 лет не могла себе это позволить)
9
Автор поста оценил этот комментарий
А мне совсем наоборот, очень нравиться Мастер и Маргарита, точнее всё кроме мудотни про Иисуса или как там его звали, зато все что касалось быта и жизни того времени, очень нравилось.
ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

вот честно, из вышеперечисленного в школьные годы зашли только Чехов и Мастер с Маргаритой.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Плюсище вам.

Люди просто читают книги без понимания сути. Просто потому что "надо" или "модно".

А вот большинство современных авторов почему-то читать и правда не очень, слишком примитивно. Впрочем, современным детям в самый раз.

Автор поста оценил этот комментарий

Анна Каренина как раз актуальна. Она покончила с собой из-за передоза наркотиками, а до того разосралась со всеми знакомыми из-за стервозного характера и жизненной позиции "Я Дартаньян, а кругом пидорасы". Очень современные проблемы.

12
Автор поста оценил этот комментарий

И среди классики есть охуительнейшие произведения, до которых немногая фантастика может дотянуть, просто они о другом. Говорю это как любитель фантастики с 20-летним стажем))

раскрыть ветку (9)
21
Автор поста оценил этот комментарий
Не смотря на мой юный возраст (28 лет), стажа в чтении фантастики у меня побольше.
Мне не нравится читать про страдания, а что у нас за классика без страданий?
раскрыть ветку (8)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Без страданий - "Фрегат Паллада" и "Собачье сердце" например. "Обыкновенная история" тоже по-лайту.
Про страдания - тут уже фломастеры, мне норм страдания, если они по делу, а не как у Раскольникова.

раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Да, не подумала.

Мне из всех только Мышкина жалко было. Но и то второй раз перечитывать не буду. Не нравится, не хочу.
раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Идиота не осилил, слишком ГГ мне неприятен. В принципе Достоевского не люблю, слишком уныло и безыдейно для меня.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Игрока почитайте, там прям про современность.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Попробую как-нибудь. Мне кстати кто-то советовал его уже

Автор поста оценил этот комментарий

Собачье сердце охуенно) но в программе его, емнип, нет.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Фрегата тоже, но я же про классику, а не про программу
3
Автор поста оценил этот комментарий

Гоголь, Паустовский, Бианки, Пришвин

7
Автор поста оценил этот комментарий

Так я не собираюсь аргументировать то, что всем людям НЕОБХОДИМА классика. Это все очень условно, и я сама в сомнениях)

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Я как ученик 11 класса могу сказать, что основная проблема классических произведений школьной программы — невероятное количество ОПИСАНИЙ. Их НАСТОЛЬКО много, что объем книги вырастает в разы и читать такое становится очень скучно и утомительно. А остальные проблемы не стояли ни у меня, ни у моих одноклассников

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

О да, кажется, Толстого даже Перумов не смог переплюнуть. :)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку