3874

Ответ на пост «Как потерять постоянного клиента»71

Если мы откроем любой учебник по маркетингу, мы увидим несколько простых фактов:

1.Сфера HoReCa - во многом experiential marketing, т.е. создание положительных ассоциаций, переживаний и эмоций, связанных с брендом. Поэтому в кофейни нормальные владельцы стараются искать приятных барист конкретного типажа, чтобы они улыбались клиентам, а тем было по кайфу заходить за кофейком почаще туда, где им такие милые девушки улыбаются. Аналогично всякие красивые стаканчики, бесплатный сиропчик и пр. в вендингах. Работает "принцип Gillette" - там станок будет дешёвым, а на лезвиях потом "набежит маржа", тут - регулярный клиент будет стабильно "кормить" в долгосроке.

2.Чем более расслаблен пользователь в ходе получения услуги, тем он щедрее. Вспомните принципы казино - нет часов, играет приятная музыка, красивые девушки разносят бесплатные напитки, никто никого не подгоняет, люди ходят между столами и автоматами, а потом - хоба, а потратили как-то больше ожидаемого, ну да и ладно.

3.Если пользователю вместо создания приятных ассоциаций постоянно делать больно, у него начнут закрепляться негативные ассоциации с брендом. Вплоть до отвращения к нему.

Давайте глянем на описанную ситуацию с вендинговым автоматом:

1.В любой "Пятёрочке" возле отдела выпечки сейчас стоит вендинг-машина с нормальными брендированными стаканами, любым количеством сахара и пр. С ценником ниже 100 рублей за чашку. Т.е. конкуренция в сегменте - бешеная, в него уже зашли крупные сети.

2.Владелец данного вендинга действует по традиционному принципу рашн бизнис - "пусть эти твари сначала плавать научатся, а потом мы им воды в бассейн нальём". Зачем делать красивые и нормальные стаканчики с адресом и названием точки, которые будут стоять на столах в офисах, валяться по округе, потенциально привлекать новых клиентов и расширять узнаваемость бренда (люди больше склонны "попробовать" бренды, о которых они несколько раз до этого слышали, чем что-то абсолютно новое для себя)? Нет, нужно купить самые дешёвые стаканчики, обжигающие руки, чтобы СРАЗУ НАРАСТИТЬ МАРЖИНАЛЬНОСТЬ НА КАЖДОЙ КОПЕЕЧКЕ, нет времени вкладываться в формирование клиентской базы и заботу о покупателе хотя бы на начальном этапе, вот как попрёт бизнес - тогда и вложимся в нормальные стаканчики (или нет).

3.Сбывать его эротические мечты по супер-окупаемости за счёт кроилова на расходниках клиенты не спешат, т.к. они привыкли к нормальному сервису и "планке, которую задают сети. Навскидку:

Ответ на пост «Сбылась моя мечта!»

Капучино по 89 рублей в центре Мосвы - и никакой ебли мозга "это тебе можно, а это - нельзя". Хоть три стакана возьми, охрана тебя не выведет под руки из магазина за это.

4.Несмотря на данный цирк, к владельцу вендинга всё ещё идёт поток, включая автора. Возможно, расположение удачное, возможно - просто люди привыкли и лениво идти в другую точку. И даже готовы мудохаться с неудобными стаканами, на которых он кроит.

Но он "на добивочку" решает ещё и посидеть коршуном и "половить воров", которые у него выдуманную маржу отбирают и покричать громко при других людях на покупателей, которые его обкрадывают.

Судя по нервячку и воплям, маржинальности у дяди уже нет совсем. Удивительно, почему.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
319
Автор поста оценил этот комментарий
Очень часто встречаю странную уверенность "йуных" бизнесменов, что раз они занялись каким-то делом и не работают "на дядю", то уже через пол года у них должна быть яхта, Бентли и мильён мильёнов на счету. Они пыжатся, ищут новые способы сэкономить хоть копейку на качестве и сервисе, тратят на это лютые нервы и времени вагон, а Бентли все нет и нет. Очень хочется сказать такому "Дружочек, то что ты работаешь на себя означает только то, что ты работаешь не 8 часов пять дней в неделю, а полные 24/7. И совершенно не факт, что твой бизнес позволит тебе купить Бентли. Даже на черри может не хватить. Но если умерить аппетиты, хотелки и гонор, и предоставлять качественную услугу, то может быть, лет через десять, твои мечты станут чуточку реальнее."

А ведь стаканчики это ох как важно. Я люблю всякие напитки с джусболами и прочими баблти. И там, где я это баловство покупаю очень хорошие стаканы из прочного пластика с нормальными крышечками и трубочками. Ничего не течет, не сминается. Стакан приятно держать в руках. Как только начнется экономия или хамство я буду искать другого продавца. Так что этот владелец кофемашины хотел исполнить кульбит да в результате насрал себе на голову.
раскрыть ветку (117)
132
Автор поста оценил этот комментарий

Тут, скорее, иллюзии по поводу собственных амбиций. Люди не знакомы с банальным квадрантом Портера, применив который к кофе, мы получим:


1. Cost Leadership (ценовое лидерство)

Тут сети кроют всех. Дешевле них сделать частнику без оптовых скидок на закупку, стандартизации и "эффекта масштаба" с сотен точек нереально.


2. Cost Focus (ценовое лидерство в конкретной нише)

Не работает, т.к. кофейни обычно берут ассортиментом. Даже если найти одну позицию, которую можно делать дешевле 80% конкурентов, это не даст результата на масштаба всего портфолио.


3. Differentiation (уникальность во всём портфолио)

Собственно, частные кофейни, где всё крутое.


4. Differentiation Focus (уникальность в конкретной нише)

Не сработает, т.к. пункт 2 - нужен ассортимент из хотя бы 3-4 ходовых видов кофе.


По сути, differentiation - единственный выбор в настолько конкурентном сегменте рынка. У меня есть пара таких кофеен в городе, куда прямо не жалко заезжать даже сделав крюк, настолько там всё офигенное, вкусное и свежее. И к кофе выпечка, и пирожные, и прочие доп.продажи - в итоге зачастую оставишь там минимум рублей 600-700 на человека, и уходишь довольным. Но чтобы differentiation работал, необходим именно супер-сервис и дикая лояльность клиентов. Поэтому там и кружки разные крутые под каждый вид кофе, и интерьер офигенный, и даже (внезапно) стенд с крутыми открытками на продажу, в которые прикольно позалипать, пока твой кофе варят. И обычно берёшь 3-4 штуки на подарки, т.к. реально крутые. Вот в этом сегменте Портера лет через 5-6 хорошей качественной работы будет какая-то стабильная прибыль с выработанной аудитории (и всё равно не на уровне "покупаю новые тачки каждый месяц"). Но это потребует НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ формирования репутации и постепенного выхода на окупаемость и прибыль, не будет там дикой маржинальности с самого начала, кофейни и HoReCa в целом - вообще не тот сегмент рынка, где супердоходы сразу.


А когда кроишь на стаканчике 4 рубля, клиенты тоже начинают жлобить деньги тебе за такой "сервис", и ты быстро оказываешься в сегменте cost leadership вместе с сетями, которые тебя сожрут и не заметят.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (38)
81
Автор поста оценил этот комментарий
Вот смотри.
есть у нас в регионе такая сеть "Ярче". Она в мск даже вроде зашла.

Капучино/латте 50р.
американо/эспрессо 30р.

Всегда, в любом магазине. Это копейки, хер кто перебьет эту цену. Херачат ли они в минус? Да по-любому. Но сиропчик 3-5 видов, сахар, трубочка, подставка, брендирование стаканы, причем достойного качества.
Кофе приемлемый. И есть подставки под кофе, что бы спокойно утащить 2 стакана.

Рядом, через 5 метров есть кофейня кондитерская, там и рафы, и хуяфы, и прочее прочее прочее.
раньше я брал там по утрам пару кофе, себе и девушке, там ещё выпечка и пироженки нормальные. Знаешь почему я туда не хожу? Потому что там нет ебучих подставок для двух стаканов, никогда блять нет. Как мне идти домой с двумя стаканами, пакетом с пирожными, открывать дверь, ехать на лифте.
причем я это говорил бариста не один раз, мол передайте владельцу. Ему видимо поебать
раскрыть ветку (31)
81
Автор поста оценил этот комментарий

В плане сетей тут вопрос в том, что не видно их структуру прибыли. И там могут быть даже насквозь убыточные позиции. Этот кофеёк может, например, добавлять проходимости. Заходят люди за кофе в обед, вспоминают, что дома закончилась туалетная бумага, берут её, берут хлебушек на вечер, берут ещё по мелочи, звонят жене спросить, что ещё купить, раз уж зашли в магазин. В итоге хоба - и к кофе за 50 рублей "приклеился" ещё чек на тысячу. Или как какие-нибудь моллы могут донатить на детские зоны, кинотеатры и пр., т.к. в итоге там целые выходные тусят люди семьями и покупают в магазинах гору всего.


В таких случаях убыточность отдельных позиций может быть дикая, но они могут создавать сверхприбыли других позиций.

раскрыть ветку (25)
41
Автор поста оценил этот комментарий
Я то прекрасно это понимаю.
потому что прямо там же у аппарата с кофе, во тебе шоколадка, вот тебе кексик, вот тебе ПП батончик.

А рядом вкусно пахнет свежей выпечкой.

С одним кофе я крайне редко ухожу, обожаю творожные булочки. Так что да, этот насквозь убыточный кофе, создаёт проходимость и дополнительные позиции в чеке
раскрыть ветку (22)
60
Автор поста оценил этот комментарий

Тут забавно, что может работать и наоборот. Хороший пример - полки у касс. Туда обычно паскудные маркетологи в сетях выкладывают всякие "забытые" штуки типа жвачек для взрослых на высоте глаз и кучу вредной жратвы и одноразовых погремух/машинок - на высоте детей. На взрослых допчики работают нормально - они такие "о, возьму жвачку" - и докладывают на ленту. А вот с детьми получаем детские истерики, когда ребёнок схватил вредное или то, на что нет денег (а в масс-маркет сети зачастую ходят для экономии), зажал в кулачке, не отдаёт, орёт, злая и накрученная мать у него пытается отобрать, очередь орёт ещё больше, т.к. работает единственная касса, все нервные и злые.


По итогу куча знакомых с детьми тупо стала ходить в те магазины, где подобной срани у касс для доп.продаж детям нет. Чисто чтобы нервы не тратить.

раскрыть ветку (21)
9
Автор поста оценил этот комментарий

А есть такие магазины, где "срани у касс" нет? 😶

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Вроде у того же ярче просто кассовый аппарат
0
Автор поста оценил этот комментарий

Спорная претензия к сетевикам. Первый вопрос к родителям

раскрыть ветку (18)
37
Автор поста оценил этот комментарий

К каким родителям вопрос? Вот едет в коляске двухлетка по узкому проходу, с двух сторон которого развешано вкусное-блескучее. Проход намеренно узкий, висит это всё специально на уровне "протяни руку и схвати" в расчёте на коляски или идущих маленьких детей, взрослому это низко. Висят в основном детские товары и сладости.


Интересно, для чего это там повесили, да? Если это висит в стороне от прохода или легко обходится условной матерью с коляской и полной корзиной закупок - вопросов ноль.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Вы пытаетесь строить маркетинг на слабостях людей. Но людей вы не видите.
ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий
Там есть ещё момент кризисов, особенно трёх лет. Это самый пиздос, трехлетки невыносимы порой. Так что не воспитанием единым.
ещё комментарии
3
Автор поста оценил этот комментарий

А это действительно работает по себе знаю, как в пятерочке стали продавать выпечку свою, так даже в магазин стало заходить приятнее ,когда на входе запах свежей выпечки, да и стоит она там не дорого, вот и вроде бы себе в убыток делают, но людей привлекают.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Это кофеёк в пятёрочках, яре и прочих к и добавляет проходимости, и работает всё это в убыток, эту штуку если не ошибаюсь ввела ИКЕЯ, мол мы терпим убытки, на доп услугах, но заработаем на остальном.

С вендинговыми аппаратами всё сложней, они приносят копейки, у них долгая окупаемость, и что бы получать с них приличную прибыль у тебя должно быть как минимум с десяток отличных точек. Конкурировать они в принципе не могут с теми же пятёрочками, поэтому и экономят, как могут, чтобы остаться в ценовом диапозоне, не сильно выше стандартной чашки кофе.
1
Автор поста оценил этот комментарий
В каком мире Вы живёте, что кофе по 50 руб.?)
В среднем 150-200 за 0.3 или 0.4 кофе, зависит от того где брать.
Даже в вендинговых автоматах от 100 руб.+
раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Сеть супермаркетов "Ярче". В каждом из сети, такие цены.
0
Автор поста оценил этот комментарий

Не пизди нам Не ходишь ты ткда потому что в ярче ты это купишь все на 200 рублев А в кофейне это будет стоить 600

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Конечно, раскусил
Автор поста оценил этот комментарий
Да, видимо. Мог бы и потырить эти подставки с бесплатных мест, раз закупать не хочет
5
Автор поста оценил этот комментарий

А ещё реклама. Вон минские ребята открыли несколько кафе, где кофе, выпечка, сладости и на весь интернет их ролики - симпатичные лица, прикольные сюжеты и т.п. К сожалению на получилось у меня зайти к ним летом, поэтому всё ещё впереди)

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

"Рома, иди считай лёд"

"Ложечку не принёс, у вас же лапки"

Даааааа, как до Минска доеду, обязательно зайду)

0
Автор поста оценил этот комментарий

А что за кафе?

раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

спасибо

2
Автор поста оценил этот комментарий

Постепенно комменты в треде становятся все интереснее и интереснее. Уже от обсужления на ур. пользовательского восприятия перешли к юридическо-бизнесовому, а оттуда вообде к анализу рынка и окупаемости бизнеса.

Читаю с интересом.

50
Автор поста оценил этот комментарий
Всё чётко, кроме одного момента - это не бизнесмен, а самозанятый.
давно знакомый простой пример привёл : если ты катался на лыжах, сломал ногу, лежишь на кровати, а твоя коммерческая деятельность продолжается - ты бизнесмен.
если же всё встало и денег нет, то ты просто самозанятый.
раскрыть ветку (9)
10
Автор поста оценил этот комментарий

раньше это называлось фрилансер. надо же, англицизм руссифицировали. редкость.

раскрыть ветку (5)
19
Автор поста оценил этот комментарий
Ну имхо фрилансер, это наёмный работник без договора, на выполнение задачи.
А самозанятый не в юридическом смысле, а более обобщённом имел ввиду
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Фрилансер - подрядчик
13
Автор поста оценил этот комментарий

самозанятый - это, по сути, ремесленник или лавочник. Фрилансер немного другое, если на старорусский лад, то может быть "поденщик" подойдет

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Не фрилансер, а поденщик?D
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

не очень подходит термин, но я лучше подобрать не смог, я ж не толмач

2
Автор поста оценил этот комментарий
Boss1w?
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
?
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
В одном из его постов присутствовал такой пример
10
Автор поста оценил этот комментарий

Буду очень рад, если этот недобизнесмен это читает! Процентов 99 что сидин на пикабу. Добавлю от себя, ТЫ ЕБЛАН, клиентов привлекать нужно, а не отталкивать! У меня была точно такая-же ситуация. Брал кофе, нечасто, но брал. И так-же брал стакан, сын брал. 12 лет.Один раз на него накинулся чурка, хватал за руку. Пока по еблу в ответ не получил.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Выйдешь из тУрма, ещё раз ему по морде дашь?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Не посадили. Даже не привлекали. Поверь, ты бы за ребенка тоже не остался в стороне. Или остался бы?

10
Автор поста оценил этот комментарий

Напишу тут, вот я люблю кофе и беру его ОЧЕНЬ часто в самых разных местах. Где-то кофе стоит дешего, где-то нормально, где-то дорого. Вот НИРАЗУ в жизни я не взял американо и такой "стаканчик такой толстый, что сквозь него мне не горячо". Но вот в постах постоянно люди пишут "ко-ко-ко, тот бизнесмен сэкономил на стаканах, были бы нормальные стаканы — было бы не горячо". Но это же чушь собачья, без манжеты на стакан, если у тебя не руки какого-нибудь работяги, то тебе всегда горячо будет. Типо вот мой отец всю жизнь руками работал, так у него такая толстая кожа на руках, что он всегда вафли голыми руками закатывал в трубочки и ему норм было, вот с такими если руками то да, верю, но обычному человеку без манжеты будет горячо независимо от стакана

раскрыть ветку (9)
22
Автор поста оценил этот комментарий

Так с отсутствия манжет все и началось же)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, но обсуждают не манжеты а говенные дешевые стаканы на которых экономит бизнесмен

7
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, в ленте стоит такой автомат после выхода с касс. Кофе неприлично вкусный и такие же, неприлично тонкие стаканчики. И кофе просто невозможно в руку взять. И да, этой сраной картоночки там нет. Когда беру второй стакан, то уже не кипяток, а терпимо горячо. И если будут стоять бурчать по поводу не брать стакан, то просто не буду брать кофе, т.к. скакать с ним, как с горячим яйцом на песке, сомнительное удовольствие.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

В вендинговых кофеаппаратах, где стаканчики выдаются самим аппаратом, выбора особого нет. Более толстые стаканы будут застревать. А застревание стаканов это огромнейшая проблема, потому что из-за одного стакана мне например иногда нужно проехать 10-15 км по городу и это только в одну сторону. Поэтому у нас в городе например, во всех аппаратах, что в крупных сетевых конторах, что в такой небольшой, как у меня, практически идентичные стаканы, которые отличаются немного формой и размером, а вот бумага одинаковая. Чтобы было более понятно ниже фото роликов, которые выдают стаканы. Если бумага толще, будет толще и ободок, соответственно и вероятность застревания большая. Делал один раз тест с более толстыми стканами, 2-3 из 10-ти застревали. Зачем мне такое счастье? И вам тоже.
Вам нужно просто понять,что вы не клиент для вендинга, покупайте кофе в кофейнях.

PS Про обжигание рук. Когда-то использовались пластиковые стаканчики, они реально обжигали. У нас в стране уже лет 5 как запрещены. Бумажные, даже тонкостенные, вполне комфортны. Сам пью из аппаратов, никогда не обжигаюсь. Если нужно нести два стакана, то берёте их ладонью сверху по 2 шт. в одну руку, держите за ободок. Поверьте, это совсем не сложно.
PSS Один стакан для меня это минус 15% от прибыли, таких клиентов как вы мне точно не надо. Каждый работает в своей нише. Хороший сервис штука дорогая, либо у вас на это есть деньги, либо урезаете свои требования. Я из своих же аппаратов пью каждый день, не обжигаюсь, кофе мне нравится. Кстати если пить нормальный кофе, а нормальный кофе это эсспрессо (или ристретто), всё остальное это не кофе, а кофейные напитки, то руки обжечь вообще невозможно.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Т.е., лучше без клиента, чем клиент, который тырит доп.стаканчик? Разве 85% прибыли не лучше, чем ничего?
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Абсолютно верно. У каждого свой клиент. Нет, мне 85% не надо, маржа и так маленькая. Придётся цену увеличить, а это приведёт ещё к бОльшим потерям.
И потом такие клиенты единичны.
PS А вы готовы работать за 85% зарплаты?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Мы в любом случае, работаем больше, чем это оплачивается, такая специфика (я про свою профессию, про всех не скажу). И да, если за 90% работы платят 100% зп, а за оставшиеся 10% платят 85%, ну, почему нет. Это лучше, чем ничего. Типа, рады, что вообще что-то платят, потому что помним про 90-е, самоизоляцию и вероятную войну и знаем, что могут и не платить. Вот так
0
Автор поста оценил этот комментарий
Есть же стаканчики с двойной стенкой...
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ниразу таких не видел в кофейнях

16
Автор поста оценил этот комментарий

Про стаканчики- я все лето специально брала айс капучино во вкусвилле, не потому что он там вкуснее, а потому что только у них такие приятные пластиковые матовые стаканы:)

раскрыть ветку (10)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, они многоразовые, их можно использовать повторно.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Стало интересно, что ж там за стаканы такие. Вряд ли вот это, да?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (8)
16
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, прозрачные, но матовые, на ощупь приятные (мне понравились)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (7)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Прям интересно стало. Попробую завтра в обед сбегать, вдруг они ещё есть.

Одноразовые софт-тач стаканы, поди-ж ты...

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Они там типа многоразовые. Можно потом с ним еще раз придти

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Вот это классная идея, со своим стаканом
2
Автор поста оценил этот комментарий

Можно и мне стаканчик показать, очень интересно стало. Подожду в сторонке.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

У меня два Вкусвилла рядом, и ни в одном нет кофе на вынос :(

1
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо!

8
Автор поста оценил этот комментарий

В этом и проблема - работаю на себя, а Бентли нету!
Значит обкрадывают, миллионы мимо кассы проходят, а должны в карман!

6
Автор поста оценил этот комментарий

Ой как много от стаканчика зависит!

Или мне так попалось...

Кофе - бомба, но! Стаканчики дешманские из отходов производства(?), портят весь вкус вкусом бумаги. Раз взял, два, на третий не пошел

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нормальные стаканчики для вендинга внутри имеют пластиковую плёнку и вкуса бумаги не должно быть в принципе. если такого слоя бумаги нет, то огни должны течь

0
Автор поста оценил этот комментарий

А вы, простите, кем работаете?

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку