Ответ на пост «Чем опасна изоляция на неизвестной планете? Рассказал Кир Булычёв в романе "Поселок"»

Ответ на пост «Чем опасна изоляция на неизвестной планете? Рассказал Кир Булычёв в романе "Поселок"» Книги, Чтение, Обзор книг, Роман, Фантастика, Литература, Кир Булычев, Ответ на пост, Длиннопост

Перевал Иллюстрация

Продолжение романа посёлок "За перевалом", честно говоря, слабая книга. Автор явно не знал как развить историю посёлка после первой книги, поэтому сделал частью приключений Павлыша. Ну а дальше там череда удивительных совпадений (зонд пролетел над посёлком именно в тот момент когда нужные люди поднялись на аэростате выше облаков), чеховских ружей которые не стреляют. И концовка в духе бога из машины, которая ничего толком для персонажей не закрывает и все конфликты обозначенные в романе уходят в никуда "На земле разберутся".

Когда я читал этот роман подростком я этого не понимал, но вторая книга "За перевалом" методично разрушает всё, что обозначает первая книга в первую очередь проблематику "Разум и знание против вживания в лес" во второй книге персонаж Дика изменён без явных к этому предпосылок, он внезапно заботливый отец Казику. Олег показан запутавшимся в своих чувствах подростком, а конфликт между Диком и Олегом не развивается, а просто исчезает.
И самое главное именно Дик, а не Олег спасает Посёлок, Олег со своим знанием и интеллектом заблудился в горах, потому, что плохо запомнил дорогу, очень странный посыл для сюжета и я до сих пор не понимаю, что именно Кир Булычёв хотел этим сказать. Очевидно что коммунистическое "даже Дик может быть коммунаром и трудится на общее благо" но эта сюжетная линия настолько искуственная, что сбивает с толку.

Я долго думал, как бы я продолжил посёлок вместо событий второй книги. Посёлок с первой части явно шёл к конфликту Дика и Олега в первую очередь из-за Марьяны и желания власти. Противостояние дикости и разума. Я бы сохранил идею двух экспедиций, но радикально изменил бы сюжет:


Начало может быть схожим с событиями второй книги, Олег также пытается построить аэростат. Но в процессе растёт напряжение между Олегом и Диком, и между ними возникает конфликт из-за сближения Марьяны и Олега, а также оттягивания ресурсов и власти на постройку аэростата. И саботирует его полёт, когда Олег Старый и Данилов поднимаются на нём. Аэростат падает, Данилов и Старый погибают, Олег получает тяжёлые травмы и надолго выбывает из жизни посёлка.

В то же время на планету прилетает экспедиция в гораздо большем составе — несколько десятков человек для исследования планеты. После развёртывания базы ночью один из учёных оказывается убит в темноте неизвестным животным.

Олег поправляется, но власть в посёлке в руках Дика.

Сюжетная линия идёт параллельно с экспедицией учёных на планете, которой противостоит жестокий и неуловимый хищник. Убивающий их одного за другим, не оставляя следов, проникая даже в помещения базы. Центр связи и другое оборудование оказывается уничтоженным. Так что подать сигнал бедствия или эвакуироваться с планеты экспедиция не может.

Повествование Олега идёт о коллапсе социальной структуры посёлка под руководством Дика и превращения её в первобытное племя. Подогретая идеями Дика, вспыхивает религия, поклонение Лесу. Слепую Элизу проносят в жертву Лесу. Лиз отдают в сексуальное рабство мальчикам-подросткам. Марьяну, Дик делает своей наложницей. Всё это происходит в глазах Олега, где ему отводят самую унизительную и грязную работу. А над его идеями о корабле и земле смеются и порицают, всё это сказки, только Лес реален. Так продолжается несколько лет, посёлок всё больше дичает.

Несмотря на земные технологии, члены экспедиции продолжают погибать и исчезать при загадочных обстоятельствах. Потеряв большую часть экипажа, начальник экспедиции Клавдия Сун и уцелевшие члены экипажа забаррикадировались в куполе, так и не поняв, что за страшный и неведомый противник нападает в темноте. Снимки со спутников обнаруживают аномалию в горах, а снимки с дрона понимают, что это пропавший корабль "Полюс".

Опустившийся и сломленный Олег занимается сексом с Лиз и другими общими женщинами наравне с остальными мужчинами племени и испытывает глубокое отвращение к себе. Марьяна сообщает, что Дик следующей осенью решил принести его в жертву, потому что из-за травм, полученных при падении, он не может охотиться наравне с остальными мужчинами племени. В новом посёлке культивируют силу и ловкость. Олег все эти годы изучал последнюю уцелевшую книгу посёлка по устройству систем дальней связи, которую сберёг. Олег решает сбежать к кораблю и восстановить дальнюю связь — это последняя надежда привести людей на планету и всех спасти от Дикости. Он просит Марьяну последовать с ним, но она слишком боится Дика и не может оставить их детей. Олег сбегает из посёлка. Дик и охотники преследуют Олега, но, собрав силы, ему удаётся сбежать. Дик попадает в Олега из лука в спину и прекращает погоню, уверенный, что он всё равно умрёт. Олег с огромным трудом, из-за раны и старой травмы, идёт к Полюсу.

Каким-образом неизвестный враг нападает на уцелевших членов экспедиции в заблокированном куполе? Клавдия не понимает, как это могло произойти, ведь двери настроены только на людей. Трое уцелевших, Клавдия вместе с Павлышем, бросают погибшую базу и летят к Полюсу, чтобы использовать его гиперволновой передатчик.

Израненный и обмороженный, глубоко больной Олег добирается до корабля и понимает, что когда они были здесь в прошлый раз, они забрали лестницу и пустили её на ножи. А сейчас он слишком слаб и болен, чтобы подняться. Олег кричит и бредит в горячке, проклинает старого и самого себя, свою жизнь. То, что он перед кораблём, но не может в него зайти. Спустя много часов ему всё таки удаётся забросить верёвку в люк. Ценой последних сил, Олег залезает в корабль.

Павлыш и две выжившие женщины приземляются возле "Полюса" и видят верёвку в открытом люке. Они запрыгивают на ракетных ранцах и торопятся в центр связи.

Олег добирается до центра связи, но слишком слаб и болен. Он включает часть систем и слышит автонавигацию "Говорит земля". В бреду ему кажется, что ему удалось восстановить связь. Он просит Землю о помощи, говорит, что они все совсем одичали.

Павлыш заходит в центр связи и находит Олега, его тело навсегда замёрзшее в кресле связиста сотни лет назад. Снаружи корабля слышен шум, и с бластером наперевес Павлыш выбегает к люку. К кораблю бегут голые, утратившие человеческий облик, дикари — далёкие потомки жителей посёлка, окончательно влившиеся в природу планеты. Именно они нападали на экспедицию по ночам. Системы купола распознавали их как людей. Человечество пришло, но слишком поздно чтобы им помочь. Павлыш просит у дикарей прощения и вскидывает бластер, но не может выстрелить. Клавдия забирает у него пистолет, и огненный луч проходит по бегущим фигурам."


Думаю такой "За перевалом" был бы слишком радикальным и нигилистичным для фантастики того времени, но сюжет первой книги однозначно подводил к подобному конфликту.

Книжная лига

22K поста78.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.