Об особенностях творчества Виктора Пелевина

“Generation „П“” - первая книга Пелевина, которую я прочитал. Признаюсь, не до конца. Осилил тока половину. Стало скучно. Наверное, не был готов к подобной литературе. Да и сейчас желание прочитать что-то ещё из его книжек вполне уживается с полнейшим равнодушием. На сегодня я прочитал пару дюжин пелевинских рассказов и повестей. Осилить роман снова не получилось. Начал читать “Ampire “V””. И снова прочитал до половины, и снова сник. Сейчас вот читаю Терри Пратчетта "Мор".

Тут дело в том, что лично для меня пелевинская подача текста весьма спорна. С одной стороны, у автора удивительное воображение, которое совсем не крылатое и потому в небесах не летает, а неторопливо, я бы сказал, привычно и осмотрительно шагает по земле. Есть, есть интересные наблюдения, мысли. Не во всех своих умозаключениях ПОВ первопроходец (но кто же во всех-то?), но вот во всех своих образах очень даже оригинален и интересен (а это уже не всем дано). Да тут дело-то не в оригинальности, а в том, насколько близко и понятно читателю. Ибо глуп писатель, что пишет для себя.

Итак, воображение Пелевина великолепно, тут не придраться. Современную реальность ВОП как бы нанизывает на спицу своего выдуманного мира и одно скрепляет с другим посредством филигранной словесно-образной игры. А может, и наоборот: реальность заставляет работать его воображение. Скорее всего, присутствует и то и другое. И читать Пелевина надо скептически, поскольку игра всё же остаётся игрой, и воспринимать на веру всё написанное не стоит. А может, и вовсе ничего не стоит воспринимать на веру. В этом Пелевин молодчина, заставляет читателя думать своей башкой, отрицая любые авторитеты. И я более чем уверен, нашлись и те, кто тут же поверил в то, что русское “берлога” произошло от немецкого “bär” (это как раз из того вампиро-ампирского романа). Или в то, что деньги человек вырабатывает из себя, благодаря своим усилиям и времени. Простите, а как же те люди, которые нам выдают эти деньги в обмен за наши усилия и время? Они тоже из нас выпадают, то есть находятся внутри нас? Вряд ли они согласны с такой трактовкой. Это тогда уж мы находимся внутри их сознания. Это нам нужны деньги от них, ибо властны деньги над временем и силой.

У Пелевина вообще весьма развито ассоциативное мышление, он обожает пожонглировать схожими по написанию и звучанию словами. Но это всё не более чем стёб над излишней доверчивостью к человеку, книжку которого читаешь, но лично-то не знаешь. А даже если знаешь, с чего бы ему верить?

Но вот превосходное авторское воображение, которое выражается в создании достаточно увлекательного и детализированного мира, сковывается авторской же сухой манерой изложения. Когда дело доходит до описаний помещений, предметов, действий, внутренних диалогов, здесь Пелевин почти беспомощен, либо нарочно примитивен, чтобы, так сказать, лишний раз не напрягать читательские извилины. Его описания напоминают схематичную писанинку старательного журналиста средней руки. Нет, я не говорю о том, что текст надо намеренно усложнять, но стоило бы сделать его более разнообразным на литературные приёмы, вот я о чём. Более эмоциональным, личным (личным именно для героя, а не для автора), а не таким вот инопланетно-отстранённым. Когда в описаниях видна лишь безупречная точность, и более ничего, начинаешь поневоле зевать, словно школьник, которому надо выучить несколько параграфов из учебника истории. И начинаешь подозревать, что персонажи Пелевина не люди, а какие-то роботы, которые только и могут, что перечислять и анализировать. Ах да, ещё играться мнениями, когда собеседники спорят о чём-то, каждый говорит своими словами, а, по сути, друг другу не противоречат. Ну что ж, многие называют это философией. А философия - есть бесконечный бег к истине. Мнение же не более чем иллюзия. Возможно, потому кто-то из писателей и сказал, что истину невозможно передать словами. Верно! Ведь любая мысль, облечённая в слова, не более чем мнение. А мнению свойственно меняться. Как, впрочем, и словам.

Отчего, собственно, такая сухость происходит? Виктор Олегович - философ очень сильный, к тому же именно философ практикующий. А практикующий философ прекрасно понимает, что любые эмоции, чувства - есть пища для ума. И свои чувства тщательно скрывает. Пелевин избрал путь затворника. Почему он это сделал? Либо расчёт на дополнительное привлечение внимания, либо естественное для него поведение. Так вот, если это естественное для него поведение, то сухость его авторского стиля вполне логична. Такой закрытый человек даже через свои книги, даже через выдуманных героев и выдуманную психологию не захочет давать и малейшие намёки-ключики к своей собственной личности. А очень жаль, очень. Если бы его персонажи обладали большей чувственностью, вполне вероятно, мы бы имели дело действительно с гением, сумевшим соединить в своих книгах мысль и чувственность - две противоположности, из которых состоит психология человека и которые одинаково для него важны.

Да, соображения Пелевина весьма любопытны, хотя слишком уж часто ПВО всего-то и делает, что выражает устоявшееся “народное” мнение, освещает пару пазлов мозаики, а сама картина так и остаётся во тьме. И всё это дело разбавляется той самой фирменной словесно-ассоциативной игрой. Да и правильно, если народ считает, что все политики пидорасы, значит, скажу народу, что все политики пидорасы. Но не просто скажу, а скажу среди экзотично-фантастических декораций. То есть: Все политики пидорасы, но за всем стоят вампиры... (и от себя додумываю) которые тоже пидорасы, но себя таковыми не считают, как таковыми не считают себя и политики, потому что политики, как и сами вампиры, считают скотскими пидорасами народ, то есть народ для них - представитель скоторасы (а дальше вы сами можете что-нибудь додумать). И народ признает меня гением. Главное, не умничать, а то не поймёт и не признает. Логично? Логично. Это и называется водить читателя за нос на его же уровне мышления. Гениально, Виктор Олегович! Браво! Хотя ничего гениального тут нет. Вполне себе стандартный коммерческий подход, то бишь практический, то бишь единственно разумный.

Что получается. Причудливый крутой мир, изобретательные цепкие, но редкие метафоры (честно говоря, для меня именно они и есть самое ценное в книгах Пелевина; мыслей-то нынче у каждого с лукошко да наберётся), а также всё то, о чём мы и сами прекрасно догадывались и даже знали, и даже придумали к своим знаниям образы, но… всё это так и осталось внутри нас. А у Пелевина не осталось.

А знаете, почему так происходит? Во-первых, нет амбиций, во-вторых, лень, в третьих, тупой эгоизм. Все эгоисты, верно, но есть тупые эгоисты, а есть умные. Так вот, умный эгоист всегда сперва подумает о других людях, о том, что им нужно, что им нравится, о чём они мечтают. И умный эгоист поимеет на этом свой барыш и, простите за правду, других эгоистов, запудривая им мозги их же собственными домыслами, страхами и фантазиями.

Тут чтение его книг можно сравнить с пребыванием в инопланетной цивилизации, настолько чуждой, что поневоле ощутишь бездонное одиночество. И я учитываю, что есть люди, который находят в книгах Виктора Олеговича именно столько эмоций и психологии, сколько там и должно быть. Я лишь высказываю свои впечатления, делюсь мнением, которое, как вы помните, может через час и поменяться. Проблема в том, что другого способа общаться люди пока ещё не знают.

И что самое интересное, Виктор Пелевин ведь действительно талантливый и самобытный писатель, который своими книгами заставляет мозг активизироваться (“Затворник и Шестипалый”, “Жёлтая стрела” и “Жизнь насекомых” и другие книги уже есть классика русской литературы), но слишком умный и практичный, чтобы развивать свой талант и самобытность до гениальности. Народу гении не нужны, ему нужны соратники (и я сам, и вы не исключение, если вы, конечно, не глупые эгоисты). Достиг, значит, Виктор Олегович определённой планки, нашёл на той планке рецепт успеха, допрыгнул, схватил его и был таков. По сей день тем рецептом и пользуется благополучно. А зачем менять и улучшать, если всё работает? Вот Андрей Платонов развивал, развивал, и чем всё закончилось? Взял и помер. Доразвивался. И кто читал Платонова из ныне читающих? Кому он сейчас нужен? Вот и Пелевин через 50 лет после своей смерти никому не будет нужен.

Итак, хотите быть знаменитыми и богатыми? Оттачивайте технику и держитесь золотой середины, то бишь средней руки. Всегда говорите правду, но лишь ту, которая вам выгодна, иначе вы никогда не станете могущественным волшебником. А врать нельзя. Врать неприемлемо. Но так могут только очень сильные философы.

Всем добра, эгоисты!

Вот и всё. Конец. Бултых.

Лига Писателей

3.6K постов6.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.