О дореволюционных знакомствах и ухаживаниях
UPD: голосование за ачивку для автора https://pikabu.ru/surveys.php?id=sAaf0HGEyraJ
Дореволюционный брак - дело ответственное и часто не столько романтичное, сколько прагматичное. К тому же из-за особенностей законодательства развестись с нерадивым супругом было почти невозможно. Поэтому у человека часто был всего один "выстрел", чтобы поразить сразу несколько целей. Найти супруга(у), завести детей, а заодно по возможности полезные связи, продвинуться по социальной лестнице. И это не говоря о финансовой стороне дела. Поиск спутников жизни был очень важен.
В некоторых случаях жених и невеста были знакомы с детства. Дальние родственники, общие друзья. Влюбленный в Кити Щербацкую Левин из "Анны Карениной" знал ее с тех самых времен, как в детстве подружился с ее старшим братом. Григорий Мелехов влюбился в красивую соседку Аксинью, но, увы, не смог жениться на уже замужней женщине. На практике, пожалуй, самый эффективный способ. Иногда будущая пара могла перед знакомством знать друг друга только заочно, и встречаться перед предположительной помолвкой с уже конкретными целями. Так легкомысленный Анатоль Курагин в "Войне и мире" ехал к некрасивой, но богатой княжне Марье заведомо с целью сделать ей предложение, хотя оба до этого лично знакомы не были.
Фирс Журавлев "Отгадай, кто пришел" (1862)
Часто знакомились на праздниках, народных гуляниях, посиделках большой компанией, общественных мероприятиях. Тут многое зависело от социального слоя. "Парни и девушки встречаются часто: в будничные дни они встречаются на работе, в праздничные дни на гулянье, а в осенние и зимние вечера в специальных собраниях молодежи, называемых «беседами». Из игр в беседе самая употребительная и любимая — «в соседи», так как она дает возможность посидеть рядом с «предметом» {обыкновенно мужчины сидят все вместе на отдельной скамье). Кроме того, девицы поют песни; в каждой упоминается имя одного из присутствующих парней; парень, для которого поется песня, выбирает одну или двух девушек и когда кончат песню, целует их", - пишет в этнографических очерках князь Тенишев. Бывали иногда на танцы. На такие "беседы" сходились парни со всех окрестных деревень, и периодически между ними бывали ссоры и даже драки, ну прямо как на сельской дискотеке. Помещение мог предоставить кто-то из сговорчивых односельчан, например, за дровишки зимой.
Дворяне часто знакомились на балу, и самые популярные в этом плане проходили в Благородных собраниях. По этому пути пошли родители Татьяны Лариной. На балах можно было легко заметить "озабоченных матерей, идущих об руку с дочерьми, и прочитать в глазах их беспокойную мысль, что может быть в сию минуту решается их участь; по веселому добродушию провинциалов легко было отличить их от постоянных жителей Москвы... Помещики соседственных губерний почитали обязанностью каждый год, в декабре, со всем семейством отправляться из деревни, на собственных лошадях, и приезжать в Москву около Рождества, на первой неделе поста возвращаться в деревню... Нет почти русской семьи, в которой не было бы полдюжины дочерей: авось ли Дуняша или Параша приглянется какому-нибудь хорошему человеку!" - пишет в своих мемуарах Филипп Вигель. В мемуарах речь шла о начале 19 века, но и позже ситуация не изменилась.
Фирс Журавлев "Перед венцом" (1874)
В некоторых случаях женихов и невест выбирали сами родители. Такую ситуацию мы видим на картине Фирса Журавлева "Перед венцом". Богатый купец, скорее всего, старообрядец насильно выдает дочь замуж, у меня есть подробный разбор картины с тем, что осталось "за кадром". Вообще в купеческой среде в большинстве случаев партнеров своим отпрыскам родители подбирали сами. Почти всегда по "разнорядке" выходили замуж члены императорского дома. Иногда неправильный выбор родителей сильно портил жизнь детям. Жена Александра III Мария Федоровна насильно выдала дочь Ольгу за принца Ольденбургского, который вообще предпочитал мужчин, о чем ходили слухи и до этого, и за 15 лет совместной жизни так ни разу и не исполнил супружеских обязанностей. Ольге все же удалось добиться развода и выйти замуж по любви.
Ну а если подходящего кандидата на примете не было, могли обратиться к свахе. Свахи собирали информацию о женихах и невестах, их материальном благосостоянии, приданом. Этим способом обычно пользовались купцы и небогатые дворяне. Сваха - колоритный персонаж, не раз запечатленный в литературе и живописи. Самая, известная, пожалуй, на картине Павла Федотова "Сватовство майора" - женщина в красном, стоящая в дверях. Ну или, например, еще одна женщина в красном на картине Иллариона Прянишникова «В ожидании шафера». Вид у нее веселый и самодовольный, ведь она проделала хорошую работу, нашла состоятельного жениха для девушки из обедневшего семейства.
Павел Федотов Сватовство майора (1848)
Илларион Прянишников «В ожидании шафера» (1891)
Интересная традиция долгое время была в Петербурге. О ней пишет в своих мемуарах знаменитый юрист Кони: "В духов день Летний сад представлял своеобразное зрелище. Согласно укоренившемуся обычаю представители среднего торгового сословия приходили сюда всей семьей с нарядно одетыми взрослыми дочерьми и гуляли по средней аллее, а на боковых дорожках прогуливались молодые франты, жаждавшие "цепей Гименея" и нередко сопряженного с этим денежного приданого. Они приглядывались к проходившим барышням, а сновавшие между ними юркие женщины, в косынках на голове и пестрых шалях, сообщали интересующимся надлежащие сведения и предлагали свои услуги для знакомства с возможными брачными последствиями. Это были свахи. Кажется, этот обычай прекратился после громадного петербургского пожара в 1862 году".
К концу 19 века свах потеснила знаменитая "Брачная газета", которая стала выходить огромным тиражом, а заодно и привела к появлению и аналогичных изданий в провинции. Газета старалась максимально сохранить анонимность авторов объявлений. Она рассылалась подписчикам в запечатанном виде, а связаться с заинтересовавшей персоной можно было через редакцию или с помощью писем до востребования.
И так, интересное знакомство состоялось. Что же дальше? Как не трудно догадаться, у крестьян и мещан все было проще и свободнее. Девушки и парни имели возможность общаться без особых ограничений на праздниках, посиделках, даже во время работы или похода за водой. Девушка с коромыслом, с которой флиртует поклонник - вполне обычное дело. Родители этому не препятствовали, лишь бы девушка не вела себе слишком уж легкомысленно и, тем более, в "подоле не принесла", а у парней на внебрачные связи смотрели сквозь пальцы. Чем больше у девушки поклонников - тем лучше, значит, и действительно хороша. Парни могли поинтересоваться приданым, но оно было вторичным (но если невеста не целомудренна или имела явные физические недостатки, то хорошее приданое делало ее привлекательнее для потенциальных женихов, поэтому в этом случае оно имело значение). Прагматичные девушки интересовались наличием у жениха братьев. Если братьев нет, то это было большим преимуществом как возможность в перспективе стать единовластной хозяйкой избы. В то время ведь в одной избе могло жить несколько поколений. Сестер бы могли и замуж выдать с последующим переездом, а братья жениха тоже бы привели туда же своих жен. Ну сейчас ведь тоже что-то подобное иногда встречается. В качестве ухаживаний молодежь могла делать друг другу небольшие подарки. Парень мог подарить платок, привезти из города гостинцы, вырезать что-то из дерева, заодно показав свое мастерство. Например, сделать невесте резной валек (предмет для стирки типа скалки, которым выбивали грязь из белья). Девушки могли с этой же целью подарить что-то сделанное своими руками.
Владимир Маковский , картина "Перед объяснением (Свидание)" (1898 - 1900)
А вот с людьми состоятельными (и теми, кто на них ровнялся) дела шли иначе. Повышенное внимание не только не увеличивало привлекательность барышни, а даже наоборот. С одной стороны, это могло дать пищу к слухам о легкомысленности самой девушки, а с другой и ее родителей. Помните ситуацию с Ларисой Огудаловой, которую мать так усиленно старалась выдать замуж, что в их доме постоянно толпились мужчины? Еще не факт, что это могло помочь, а не отпугнуть серьезного кандидата. Наоборот, родители бдительно следили не только за нравственностью дочерей, но избегали даже возможной тени неприятных подозрений. Барышень всячески ограждали от любой информации, которая могла бы хоть как-то заранее дать волю чувственным желаниям, избегали при них слишком интимных разговоров. И даже читаемые книги подвергались строгой цензуре. Часто это выходила невестам боком, потому что, выйдя замуж, они имели весьма туманное представление и о собственной анатомии, и об интимной стороне жизни, и она оборачивалась для них неприятным сюрпризом. В отличие от девушек попроще, аристократки даже прогуляться по улице не могли в одиночестве, только в обществе родственников или прислуги. Девушки практически никуда не выезжали одни. И даже чтобы пригласить незнакомку на танец или подойти познакомиться в публичном месте мужчине нужно сначала быть представленным ее родителям. А представляли либо общие знакомые, либо организаторы данного мероприятия. С чего же начинался светский разговор при первом знакомстве? Забавно, но обсуждение родственников было таким же обычным делом как сейчас разговоры о погоде. Если обстановка позволяла, то было абсолютно нормальным, услышав имя собеседника, переспросить, а не является ли он родственником графа такой-то такойтовского или не его ли дядюшка тотсамый тотсамский. Чем более "махровые" аристократы, тем больше у них родни, и больше возможных пересечений.
Вариант остаться с девушкой тет-а-тет был моралью того времени исключен (хотя естественно, тайно и записками обменивались, и на свиданья с большими предосторожностями ходили, и даже к ужасу родственников из дома сбегали, но это уже другая история). До объявления помолвки позволительные ухаживания ограничивались просто визитами в гости и посиделками со всем семейством, а также встречи при свидетелях или, например, обмен книгами и подарками, которые бы своей ценой не вызывали неуместных толков. Дорогие подарки были уместны только после помолвки. Помните эпизод в "Преступлении и наказании", когда у бедной Дуни на шее были были замечены дорогие золотые часы, и ее спросили, подарок ли это ее жениха? Удивились, что скупердяй Лужин так расщедрился, но подарок оказался от бывшей работодательницы, что тоже было в рамках приличия. Также позволительным ухаживанием считались регулярные приглашения на танец. Более того, неоднократные приглашения были весьма красноречивым знаком, указывающим на серьезность намерений, и кавалеры старались учитывать этот момент. По этой причине поведение Вронского по меркам его времени было очень неэтичным. Он постоянно танцевал на балах с Китти Щербацкой, и это видели все остальные участники, систематически делал визиты в ее дом, где его встречали другие гости, поэтому все ожидали логичного продолжения, то есть предложения. А ему всего лишь нравилось внимание влюбленной девушки и атмосфера ее дома. Очень некрасиво по меркам того времени.
Владимир Маковский "Перед объяснением" (1899-1901)
"На балах он танцевал преимущественно с нею; он ездил к ним в дом. Он говорил с нею то, что обыкновенно говорят в свете, всякий вздор, но вздор, которому он невольно придавал особенный для нее смысл. Несмотря на то, что он ничего не сказал ей такого, чего не мог бы сказать при всех, он чувствовал, что она все более и более становилась в зависимость от него, и чем больше он это чувствовал, тем ему было приятнее и его чувство к ней становилось нежнее. Он не знал, что его образ действий относительно Кити имеет определенное название, что это есть заманиванье барышень без намерения жениться и что это заманиванье есть один из дурных поступков, обыкновенных между блестящими молодыми людьми, как он." Менее легкомысленный светский человек прекрасно это все понимал, поэтому старался быть осторожен с флиртом и знаками внимания. А то может и конфуз выйти, и с уважаемым семейством можно поссориться. Так что опытные ловеласы обычно либо обращались к "профессионалкам", либо пытались заводить романы с замужними дамами. Тут не надо беспокоиться ни о требованиях жениться, ни о целомудрии дамы, ни о внебрачных детях, а если муж обнаруживал рога, то гнев и общественное порицание обычно падали на неверную жену. По этому пути Вронский и пошел, и мы помним, чем все закончилось.
Другие мои посты об особенностях дореволюционных отношений
Немного о дореволюционном целомудрии
Про это до революции. Добрачная жизнь мужчин
Когда брак бракованный. Можно ли было развестись в дореволюционной России
Брак по любви к деньгам. О приданом и бесприданницах до революции
Мой дзен, там тоже есть интересное
Лига историков
15.6K поста52.3K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения