Катя, Катя, Яков и Вадим, или Конец одной прекрасной дружбы

В 1789 году первый русский драматург эпохи и вообще живой классик Яков Борисович Княжнин, притомимшись писать комедии на потеху толпе, решил тряхнуть стариной, взялся за высокую трагедию, и создал «Вадима Новгородского» – штуку неимоверной силы о сопротивлении Новгорода варяжским завоевателям во главе с Рюриком. Вещь действительно сильная и современная, тем, у кого нет идиосинкразии на рифмованный текст, вполне рекомендую. Написал – да и отдал «на феатр», чего добру пропадать. Вещь вполне в тренде, ибо русский дух и всё вот это, патриотичное – а патриотизм в екатерининской России всегда был востребован и вознаграждаем. «На феатре» новую пьесу аж самого Княжнина, вестимо, оторвали с руками и немедля впрягли актёров зубрить роли.

Катя, Катя, Яков и Вадим, или Конец одной прекрасной дружбы Русская литература, 18 век, Екатерина II, Культура, История России, Длиннопост

Яков Княжнин. Великий русский драматург (1740 - 1790)


И тут – шарах! Революция во Франции.


А Рюрик у нас, на минуточку, ещё и основатель российской монархии. И основной конфликт «Вадима Новгородского» из вполне одобряемого «русские vs немцы» мгновенно превращается в «народ vs власть», а это уже совсем другой коленкор.


Княжнин, калач тёртый, смену парадигмы просёк мгновенно, пьесу из театра забрал, сунул рукопись в дальний ящик стола и на всякий случай скоропостижно умер от простуды (а вовсе не «под розгами», как позже сие представит Пушкин). Как-никак, пятьдесят, годы вполне преклонные по тем временам.


Схоронили его, как полагается, со всеми почестями, причитающимися классику. А после похорон безутешная семья пригласила видного тогдашнего книготорговца и издателя Глазунова для осмотра бумаг покойного, в ходе какового осмотра рукопись «Вадима Новгородского» и оказалась явлена на свет Божий.


Иван Петрович Глазунов был большого ума человек и тоже тёртый калач. Поэтому сам предпринимать ничего не стал, а рукопись немедленно отнёс своей покровительнице, всемогущей Екатерине Романовне Воронцовой-Дашковой.

Катя, Катя, Яков и Вадим, или Конец одной прекрасной дружбы Русская литература, 18 век, Екатерина II, Культура, История России, Длиннопост

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова.(1743 - 1810)

Дашкова, многолетняя подруга и конфидентка государыни, кавалерственная статс-дама, покровительница искусств, президент одной Академии наук, директор другой, и прочая, прочая, прочая, аккурат в этот момент находилась со своей венценосной тёзкой в контрах. Ну, им было не впервой, девочки ругались иногда так, что светский Петербург ощутимо потряхивало. И Екатерина Романовна по живости характера и общей склонности к авантюризму, решила, что у неё появился отличный шанс слегка пофрондёрствовать.


Так, в 1793 году, в альманахе «Российский театр», издаваемом при Академии, «Вадим Новгородский» вышел в свет. Глазунов получил эксклюзивные права на распространение тиража.


И сделался скандал.


Или, точнее будет сказать, начался ад.


Первым делом, за мягкое взяли Глазунова. Тот, не будь дурак, сделал морду попроще и заявил, что сам он человек тёмный, его дело маленькое, торговое. Мол, ведать не ведаю, чукоча не книгочей, а книгопродавец. Кто ж не знает любимца публики Княжнина? Да и разрешение на печать было выправлено по всей форме. Чьё разрешение? А вот: их светлости Екатерины Романовны Дашковой собственноручное дозволение.


Ну, помотали купчишке нервы, да и погнали взашей. Даже бизнес не отжали, были же времена на Руси, так что потомки его и дальше книгопродавствовали чуть ли не до самой революции. А вот касательно всех, кто «вредную книжку» купил, пытали со всем тщанием, выскребая самые дальние закоулки памяти. И долгонько по всей стране выщёлкивали, одного за другим, бедных библиофилов: «Что это вы, голубчик, вредную литературку приобретаете? А может, вы ещё и с автором согласны, э?»

Катя, Катя, Яков и Вадим, или Конец одной прекрасной дружбы Русская литература, 18 век, Екатерина II, Культура, История России, Длиннопост

"Екатерина Вторая в дорожном костюме". М. Шибанов, 1787 г.

А в это время в замке у шефа, то бишь, в Зимнем дворце, матушка Екатерина имела неприятный разговор с госпожой Дашковой. Или, говоря лапидарнее, зато точнее, грубо имела саму Дашкову, которая, в свою очередь, тоже имела – вид бледный и виноватый. Крайне неубедительно пытаясь изобразить из себя дурочку, которая рукопись Княжнина даже не читала, а к печати одобрила из одного только уважения заслуг покойного драматурга.


«Кажется, это конец прекрасной дружбы», - заметил бы другой драматург, Джулиус Эпштейн, доведись ему присутствовать при этой сцене.


Опала Дашковой была полной и окончательной. Спустя весьма недолгое время Екатерина Романовна подаёт в отставку со всех постов и навсегда удаляется в своё имение.


***

Катя, Катя, Яков и Вадим, или Конец одной прекрасной дружбы Русская литература, 18 век, Екатерина II, Культура, История России, Длиннопост

Первый том Собрания сочинений Я.Б. Княжнина. Типография И.И. Глазунова, 1817 г.


Творений Княжнина Россия не забудет.

Он был – и нет его. Он есть – и вечно будет.


Увы – вопреки этой эпитафии, нынче Яков Борисович практически забыт, а читаются из него в основном эпиграфы, взятые Пушкиным для «Капитанской дочки».


А, право, поставил бы сегодня какой-нибудь свободолюбец-режиссёр «Вадима Новгородского». Без всяких там новомодных кунштюков, как есть. Вот это, я понимаю, был бы весомый вклад в развитие российского либерализма. Не то что вот это самое, нынче наблюдаемое.

Лига историков

13.5K пост50.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения