Денщики Петра Первого - Павел Ягужинский
Начало серии: Денщики Петра Первого , а также смотрите продолжения.
Павел Иванович Ягужинский – личность выдающаяся, сколь и трагичная. Могу предположить, любим был Петром более других своих денщиков за честность. Простого происхождения, из Великого княжества Литовского (ныне – из Беларуси). К Петру приблизился через службу в детстве у боярина Фёдора Головина. Вероятно, служил хорошо и, повзрослев, был зачислен в Преображенский полк. Откуда и стал денщиком царя. К военному делу не прикипел и никогда не скрывал, что не шибко в нём смыслит.
Поначалу его почетной обязанностью стало наблюдение за организацией и прохождением «ассамблей» (попросту – пьянок-гулянок). Составлял списки отсутствовавших, и доносил царю. Тогда, еще в молодости, приобщился к пьянству. Но, похоже, в те времена это не считалось пороком.
Пётр, стараясь устроить его судьбу, женил его на даме из знатной семьи Хитрово. А чтобы не безземельного сватать, прежде подарил ему во владение островок в русле московской реки Яузы.
Это тот островок, который принадлежал Ягужинскому. Точнее, он был на этом месте до возведения шлюза в 1940 году.
Сопровождая Петра в разных деловых поездках, приобщился к дипломатической работе. Много разъезжал по делам. С женой отношения испортились, да и она, как видно из ее поведения, была натурой не совсем здоровой. С помощью Петра добился развода. Чуть не первый случай развода в православной Руси!
1683-1736 г.г.
Вскоре женился второй раз, на дочери канцлера Гавриила Головкина. В 1722 году стал первым в истории России генерал-прокурором. Должность исполнял честно, неутомимо. При том, что «ассамблеи» близко сдружили его с соратниками-современниками, был к ним беспристрастен. Однако, и не глуп. Легенда: Пётр, устав от лихоимства сподвижников, на заседании Сената предложил принять закон, что каждый, кто украдет на стоимость куска веревки, будет на ней и повешен. Возразил только генпрокурор Ягужинский: «Останешься без подданных, потому что мы все воруем, кто больше, кто меньше». Заметили, он сказал «мы». Сам-то не воровал. Современники это оценили.
Два кристально честных человека из окружения Петра – Яков Брюс и Ягужинский – недолюбливали выдающегося ловкача Андрея Остермана. Но, если Брюса Остерман уважал крепко, то Ягужинскому этого не простил. Про то, как генпрокурор не смог выполнить важное поручение Петра, прочтете здесь: Как два инородца царя обманули.
Противостоял корыстным устремлениям Меншикова. Потому, после смерти Екатерины Первой, был отправлен в отставку и на дипломатическую службу за границу. Во время интриг после смерти Петра Второго вначале был на стороне русской аристократии. Но после присоединился к партии Остермана за сохранение прав Анны Иоанновны. Не из корысти, а по разумению государственной пользы «заложил» ей планы противников. Удостоился назначения сенатором и получил управление над богатым Сибирским приказом. Вновь стал генерал-прокурором, получил титул графа.
Но это не сблизило его со злопамятным Остерманом. Окончательно рассорились во время празднования возведения Остермана в графское достоинство. Пьяный Ягужинский устроил на празднике скандал с оскорблениями. Заодно и Бирону досталось.
Остерман добился снижения важности функций прокурора. Бирон тоже посодействовал и Ягужинский «загремел» послом в Берлин. Но вскоре он понадобился Бирону, схлестнувшемуся на полях провластных интриг с Остерманом. Ягужинского вернули и ввели в состав Кабинета министров. Все ждали: кто кого – он Остермана или наоборот. Но здоровье 52-летнего человека было подорвано излишествами, и вскоре он умер.
После его смерти его вдова вышла замуж за А.П. Бестужева-Рюмина и приняла участие в заговоре, который лег в основу фильма «Гардемарины, вперед!».
Сын первого генпрокурора – Сергей Ягужинский, дослужился до генерал-поручика, владел заводами и основал Павлово-Посадскую фабрику. Стартовый капитал получил от Елизаветы Петровны. Но обанкротился. Екатерина Вторая выкупила и перепродала его производства. Характеризуется как человек непорядочный. На нем род графов Ягужинских прервался. К сожалению, весьма ценный архив этой семьи был уничтожен в XIX веке его вдовой. В тех же годах отказавшей Пушкину встретиться и рассказать «о былом».
Осталось рассказать всего об одном денщике. Это здесь: Денщики Петра Первого - Василий Иванович Суворов
Лига историков
15.5K постов52.2K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения