Денщики Петра Первого - Павел Ягужинский

Начало серии: Денщики Петра Первого , а также смотрите продолжения.

Павел Иванович Ягужинский – личность выдающаяся, сколь и трагичная. Могу предположить, любим был Петром более других своих денщиков за честность. Простого происхождения, из Великого княжества Литовского (ныне – из Беларуси). К Петру приблизился через службу в детстве у боярина Фёдора Головина. Вероятно, служил хорошо и, повзрослев, был зачислен в Преображенский полк. Откуда и стал денщиком царя. К военному делу не прикипел и никогда не скрывал, что не шибко в нём смыслит.

Поначалу его почетной обязанностью стало наблюдение за организацией и прохождением «ассамблей» (попросту – пьянок-гулянок). Составлял списки отсутствовавших, и доносил царю. Тогда, еще в молодости, приобщился к пьянству. Но, похоже, в те времена это не считалось пороком.

Пётр, стараясь устроить его судьбу, женил его на даме из знатной семьи Хитрово. А чтобы не безземельного сватать, прежде подарил ему во владение островок в русле московской реки Яузы.

Денщики Петра Первого - Павел Ягужинский История России, Российская империя, Военная история, Петр I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Бирон, Александр Сергеевич Пушкин, Москва, Пьянство, Коррупция, Прокурор, Длиннопост

Это тот островок, который принадлежал Ягужинскому. Точнее, он был на этом месте до возведения шлюза в 1940 году.

Сопровождая Петра в разных деловых поездках, приобщился к дипломатической работе. Много разъезжал по делам. С женой отношения испортились, да и она, как видно из ее поведения, была натурой не совсем здоровой. С помощью Петра добился развода. Чуть не первый случай развода в православной Руси!

Денщики Петра Первого - Павел Ягужинский История России, Российская империя, Военная история, Петр I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Бирон, Александр Сергеевич Пушкин, Москва, Пьянство, Коррупция, Прокурор, Длиннопост

1683-1736 г.г.

Вскоре женился второй раз, на дочери канцлера Гавриила Головкина. В 1722 году стал первым в истории России генерал-прокурором. Должность исполнял честно, неутомимо. При том, что «ассамблеи» близко сдружили его с соратниками-современниками, был к ним беспристрастен. Однако, и не глуп. Легенда: Пётр, устав от лихоимства сподвижников, на заседании Сената предложил принять закон, что каждый, кто украдет на стоимость куска веревки, будет на ней и повешен. Возразил только генпрокурор Ягужинский: «Останешься без подданных, потому что мы все воруем, кто больше, кто меньше». Заметили, он сказал «мы». Сам-то не воровал. Современники это оценили.  

Два кристально честных человека из окружения Петра – Яков Брюс и Ягужинский – недолюбливали выдающегося ловкача Андрея Остермана. Но, если Брюса Остерман уважал крепко, то Ягужинскому этого не простил. Про то, как генпрокурор не смог выполнить важное поручение Петра, прочтете здесь: Как два инородца царя обманули.

Противостоял корыстным устремлениям Меншикова. Потому, после смерти Екатерины Первой, был отправлен в отставку и на дипломатическую службу за границу. Во время интриг после смерти Петра Второго вначале был на стороне русской аристократии. Но после присоединился к партии Остермана за сохранение прав Анны Иоанновны. Не из корысти, а по разумению государственной пользы «заложил» ей планы противников. Удостоился назначения сенатором и получил управление над богатым Сибирским приказом. Вновь стал генерал-прокурором, получил титул графа.

Но это не сблизило его со злопамятным Остерманом. Окончательно рассорились во время празднования возведения Остермана в графское достоинство. Пьяный Ягужинский устроил на празднике скандал с оскорблениями. Заодно и Бирону досталось.

Остерман добился снижения важности функций прокурора. Бирон тоже посодействовал и Ягужинский «загремел» послом в Берлин. Но вскоре он понадобился Бирону, схлестнувшемуся на полях провластных интриг с Остерманом. Ягужинского вернули и ввели в состав Кабинета министров. Все ждали: кто кого – он Остермана или наоборот. Но здоровье 52-летнего человека было подорвано излишествами, и вскоре он умер.  

После его смерти его вдова вышла замуж за А.П. Бестужева-Рюмина и приняла участие в заговоре, который  лег в основу фильма «Гардемарины, вперед!».

Сын первого генпрокурора – Сергей Ягужинский, дослужился до генерал-поручика, владел заводами и основал Павлово-Посадскую фабрику. Стартовый капитал получил от Елизаветы Петровны. Но обанкротился. Екатерина Вторая выкупила и перепродала его производства. Характеризуется как человек непорядочный. На нем род графов Ягужинских прервался. К сожалению, весьма ценный архив этой семьи был уничтожен в XIX веке его вдовой. В тех же годах отказавшей Пушкину встретиться и рассказать «о былом».

Осталось рассказать всего об одном денщике. Это здесь: Денщики Петра Первого - Василий Иванович Суворов

Лига историков

15.5K постов52.2K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения