Cierva W.11 Air Horse
Это — реально существовавший грузопассажирский мультикоптер. Построен в 1947, впервые взлетел в 1948, разбился в 1950, убив троих членов экипажа и саму идею более-менее классического вертолета с тремя + несущими винтами.
Вообще, главным коньком Cierva Autogyro Company были, как нетрудно догадаться, автожиры: в конце концов, их изобрел именнг Хуан де ла Сьерва, чье имя носила компания. Но и другие экзотические проекты в копилке у самого безумного британского КБ тоже были.
Взять хотя бы вертолет Cierva W9, который поднялся в воздух за пару месяцев до старта работ над героем этого поста. Момент несущего винта у этого аппарата компенсировал не рулевой винт, а поток воздуха, выходящий из сопла на конце хвостовой балки. Притом нагнетал этот воздух... вентилятор системы охлаждения двигателя, к которому прикрутили механизм изменения угла атаки лопастей.
Был у Cierva и свой вертолёт с двумя несущими винтами: модель W.5/W.6, дальний родственник немецкого Focke-Wulf Fw 61 .
К слову, родственные связи между W5 и Fw 61 явно близки по духу Дж. Р. Р. Мартину: без инбридинга тут ну вот совсем не обошлось. В начале тридцатых немцы лицензировали у Cierva трансмиссию и несущие винты, а под конец десятилетия уже британцы подсмотрели и применили немецкие наработки.
Одно очень важное отличие у немецкого и британского аппаратов, все же, было. У Fw 61, помимо двух несущих винтов, был и один тянущий, а Cierva W.5, как и подавляющее большинство современных вертолетов, лвигался в горизонтальной плоскости благодаря автомату перекоса.
Мультикоптер Cierva W.11 стал прямым потомком двухвинтового W.5: чтобы увеличить подъемную силу, инженеры просто заменили хвостовое оперение на еще одну балку с винтом. Двигатель, при этом, остался один: все три несущих винта через валы вращал установленный по центру Rolls Royce Merlin мощностью 1620 л.с.
Единственная хитрость, на которую пришлось пойти создателям W.11, была связана с необходимостью парировать момент винтов — все они вращались в одном направлении. Чтобы компенсировать это, все винты располагались под небольшим углом к центру тяжести — это хорошо видно на фото ниже.
Расчет на рост подъемной силы себя оправдал: при пустом весе в 5500 кг, "Эйр Хорс" мог подняться в воздух при массе до 7938 кг. По тогдашним (да и по нынешним) меркам — очень неплохо. Предполагалось, что мульткоптеры смогут стать отличными летающими каретами скорой помощи, воздушными кранами и сельхозмашинами. Но...
13 июня 1950 первый из двух построенных W.11 разбился во время очередного испытательного полета: в переднем несущем винте из-за усталости металла разрушилась тяга автомата перекоса. Два оставшихся винта удержать аппарат не смогли.
Через год был разобран на металлолом и второй действующий образец, а сама Cierva практически сошла на нет: государство отказалось финансировать их новые проекты. Может, новые технологии требовали слишком больших затрат, а может, сказалось то, что за предыдущие годы точно так же разбились и другие их экспериментальные аппараты — практически все, кроме автожиров.