Cierva W.11 Air Horse

Это — реально существовавший грузопассажирский мультикоптер. Построен в 1947, впервые взлетел в 1948, разбился в 1950, убив троих членов экипажа и саму идею более-менее классического вертолета с тремя + несущими винтами.

Cierva W.11 Air Horse Вертолет, Мультикоптер, Автожир, Шушпанцер, Длиннопост

Вообще, главным коньком Cierva Autogyro Company были, как нетрудно догадаться, автожиры: в конце концов, их изобрел именнг Хуан де ла Сьерва, чье имя носила компания. Но и другие экзотические проекты в копилке у самого безумного британского КБ тоже были.

Взять хотя бы вертолет Cierva W9, который поднялся в воздух за пару месяцев до старта работ над героем этого поста. Момент несущего винта у этого аппарата компенсировал не рулевой винт, а поток воздуха, выходящий из сопла на конце хвостовой балки. Притом нагнетал этот воздух... вентилятор системы охлаждения двигателя, к которому прикрутили механизм изменения угла атаки лопастей.

Cierva W.11 Air Horse Вертолет, Мультикоптер, Автожир, Шушпанцер, Длиннопост

Был у Cierva и свой вертолёт с двумя несущими винтами: модель W.5/W.6, дальний родственник немецкого Focke-Wulf Fw 61 .

К слову, родственные связи между W5 и Fw 61 явно близки по духу Дж. Р. Р. Мартину: без инбридинга тут ну вот совсем не обошлось. В начале тридцатых немцы лицензировали у Cierva трансмиссию и несущие винты, а под конец десятилетия уже британцы подсмотрели и применили немецкие наработки.

Одно очень важное отличие у немецкого и британского аппаратов, все же, было. У Fw 61, помимо двух несущих винтов, был и один тянущий, а Cierva W.5, как и подавляющее большинство современных вертолетов, лвигался в горизонтальной плоскости благодаря автомату перекоса.

Cierva W.11 Air Horse Вертолет, Мультикоптер, Автожир, Шушпанцер, Длиннопост
Cierva W.11 Air Horse Вертолет, Мультикоптер, Автожир, Шушпанцер, Длиннопост

Мультикоптер Cierva W.11 стал прямым потомком двухвинтового W.5: чтобы увеличить подъемную силу, инженеры просто заменили хвостовое оперение на еще одну балку с винтом. Двигатель, при этом, остался один: все три несущих винта через валы вращал установленный по центру Rolls Royce Merlin мощностью 1620 л.с.

Единственная хитрость, на которую пришлось пойти создателям W.11, была связана с необходимостью парировать момент винтов — все они вращались в одном направлении. Чтобы компенсировать это, все винты располагались под небольшим углом к центру тяжести — это хорошо видно на фото ниже.

Cierva W.11 Air Horse Вертолет, Мультикоптер, Автожир, Шушпанцер, Длиннопост

Расчет на рост подъемной силы себя оправдал: при пустом весе в 5500 кг, "Эйр Хорс" мог подняться в воздух при массе до 7938 кг. По тогдашним (да и по нынешним) меркам — очень неплохо. Предполагалось, что мульткоптеры смогут стать отличными летающими каретами скорой помощи, воздушными кранами и сельхозмашинами. Но...

13 июня 1950 первый из двух построенных W.11 разбился во время очередного испытательного полета: в переднем несущем винте из-за усталости металла разрушилась тяга автомата перекоса. Два оставшихся винта удержать аппарат не смогли.

Через год был разобран на металлолом и второй действующий образец, а сама Cierva практически сошла на нет: государство отказалось финансировать их новые проекты. Может, новые технологии требовали слишком больших затрат, а может, сказалось то, что за предыдущие годы точно так же разбились и другие их экспериментальные аппараты — практически все, кроме автожиров.