Берсерки - благородная ярость норманнов
Берсерки - «С Одином и один в поле воин»
На протяжении нескольких сотен лет самым кошмарным кошмаром древней Европы, а также некоторых областей Азии и даже Африки были знаменитые викинги. Когда на горизонте показывались паруса этих яростных воинов, всё население окрестных земель, охваченное ужасом, скрывалось в лесах от греха подальше. Размах опустошительных походов норманнов поражает нас даже сегодня, спустя почти тысячу лет. Они проложили знаменитый путь «из варяг в греки» - речной маршрут из Балтийского моря в Чёрное, к берегам Византии. Прославились своими географическими открытиями, включая даже прастихоспаде Америку и принимали самое активное участие в жизни и развитии многих государств. Короче шороху навели знатного. Они захватывали огромные территории, не уступающие по размерам некоторым монархиям. На северо-западе Франции они основали герцогство Нормандия, а в Италии – Сицилийское королевство. Они настолько затиранили европейские города, что им была посвящена даже отдельная молитва – «Боже, избавь нас от ярости норманнов!». Но даже среди такого воинственного народа, были особые люди, перед которыми и сами викинги испытывали практически мистический трепет
Множество древних скандинавских саг повествует о непобедимых воинах, которые, в неистовой боевой ярости врывались в ряды врагов, сокрушая всё на своём пути. Таких бойцов принято называть берсерками. Современные учёные не сомневаются в их реальности, однако же и сегодня многое из истории берсерков до сих пор остаётся тайной. Впервые упоминание об этих воинах мы встречаем у Торбьёрна Хорнклови, норвежского скальда IX века, в его описании битвы при Хаврсфьорде, произошедшей в 872 году между небольшими королевствами Норвегии. Итогом этой битвы стала победа Харальда Прекрасноволосого и последующая его коронация первым королём Норвегии. Торбьёрн пишет: «Берсерки, облачённые в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копьё. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон».
Принято считать, что берсерки ведут своё происхождение
от таинственных союзов воинов-зверей, которые существовали у многих народов
мира. А их истоки, в свою очередь, находятся в ещё более древнем тотемизме –
где часто объектом поклонения выступали различные животные. В своём труде
«Германия» римский историк Тацит описывает некое племя в составе объединения
Лугиев, и называет их «гарии» или «харии». Бойцы этого племени имеют все
признаки берсерков. Тацит пишет: «Превосходя силою перечисленные племена и
свирепые от природы, они с помощью всевозможных ухищрений и используя темноту,
добиваются того, что кажутся ещё более дикими. Щиты у них чёрные, тела
раскрашены. Для сражений они избирают непроглядно тёмные ночи и мрачным обликом
своего как бы призрачного замогильного войска вселяют во врагов такой ужас, что
никто не может вынести это невиданное, леденящее кровь зрелище». Но чтобы стать
таким воином, необходимо было пройти особый обряд посвящения или инициации.
Историк Акунов Вольфанг в своём работе, посвящённой берсеркам рассказывает о гариях: «Ночные рейды «эскадронов смерти» гариев через римский пограничный Лимес приводили в несказанный ужас легионеров римских гарнизонов и романизированное население германских провинций Римской империи. О гариях рассказывали страшные истории. Кандидатов в «замогильное войско», уже прошедших целый ряд труднейших испытаний, помещали в особую хижину и подвергали обкуриванию дымом от горящих поленьев тисового дерева, до тех пор, пока они не теряли сознание и не «умирали» на несколько мгновений (а некоторые и насовсем). После чего ещё не совсем умерших приводили в чувство. Отныне все они считались «живыми мертвецами» - дружиной верховного бога Вотана (или Одина), его «Дикой Охотой». Кстати слово «харии» скорее всего имеет прямую связь со скандинавским словом «эйнхерии». Эйнхериями становились викинги, павшие в битве, которые после смерти превращались в дружинников «Дикой Охоты» Одина, и зимними ночами проносились вместе с ним по чёрному небу. Гарии окрашивали свои лица чёрной краской и облачались в одежды из волчьих шкур, а вместо шлемов носили волчьи головы, были темны как ночь и прикрывались чёрными щитами».
Так же и на колонне Траяна в Риме есть интересные сцены завоевания Дакии в начале II века н.э. Среди прочего есть изображения римских солдат, сражающихся с племенными воинами с обеих сторон Рейна. Есть воины изображённые босыми, с обнажённой грудью, с оружием и в шлемах, которые ассоциируются с германцами. Например, одна сцена показывает, что некоторые из этих воинов стоят вместе, в одном строю. Одни в медвежьих капюшонах, а другие в волчьих. Примечательно, но нигде больше в истории германские воины-медведи и воины-волки не сражаются вместе, вплоть до 872 года н.э. в уже упомянутой нами битве при Хаврсфьорде. Вот такой интересный факт.
Но берсерки были отнюдь не только у германских народов. Подобные воины известны у даков, а также в Африке и в древнем Иране. Военный историк и археолог Майкл Шпайдель пишет в своём исследовании «Берсерки: история индоевропейских безумных воинов». «Гомеровские воины лучше всего сражались в сильной ярости, а галльские воины могли впадать в боевое безумие. Крики и пение были способами вызывать такую ярость…». Существовала целая традиция воинов-берсерков, восходящая по крайней мере к 3000 г. до н.э. и эта традиция была описана в ведических, гомеровских и исландских источниках. Подобная практика была довольно известна в Индии, Месопотамии и Европе. Так, например, древние фракийцы танцевали на поле боя, как и обнажённые кельтские воины, на которых были только золотые шейные украшения.
Так же Шпайдель упоминает эпос, восходящий ко временам, когда царь Ассирии Тукульти-Нинурта воевал с хеттами, а в 1228 г. до н.э. и с вавилонянами. Там описывается и превозносится некое боевое безумие царских воинов, их внешний вид, совсем не похожий на типичных ассирийских воинов в шлемах и в тяжёлом вооружении. «Они в ярости, бушуют, принимают странные формы, как Анзу (птицеподобное существо из месопотамской мифологии в виде орла с головой львицы). Они яростно рвутся в бой без доспехов. Они сняли с себя нагрудники, сбросили одежду, завязали волосы и начистили оружие. Свирепые героические воины танцевали с отточенным оружием, как борющиеся львы…».
Но вернёмся к нашим скандинавам. Само происхождение
слова «берсерк» остаётся до конца неизвестным. Судя по всему, оно образовано от
старонорвежского существительного berserkr,
которое в переводе означает «медвежья шкура» или «без рубашки». Дело в том, что
корень ber дословно – это «медведь» или «голый», а serk –
«шкура» или «ткань». Вот и получается некая двоякость. Но мне всё же больше
нравится «медвежья шкура». Сама же воинская традиция возникла, как
предполагают, из охотничьих культов. В древности существовало три таких культа:
медведя, волка и кабана. Общее представление о берсерках такое, что это
ужасающие воины викингов, которые впадали в неистовство и дрались чуть ли не
голыми. Но это лишь поверхностный взгляд. Например, в ранних источниках
говорится что берсерки – это прежде всего герои. Часто ими становились сыновья
конунгов и ярлов, служащие их же телохранителями. Каждый из таких бойцов стоил
нескольких обычных воинов. Бытует мнение, что их боевое бешенство было вызвано
либо принятием наркотических средств или алкоголя, либо даже психическими
заболеваниями, такими как эпилепсия. Однако большинство исследователей склонны
считать, что берсерки вводили себя в особое состояние путём различных ритуалов
с использованием каких-либо стимуляторов.
Не стоит так же забывать, что древние были крайне религиозны. И берсерки не были исключением. В первую очередь они были слугами Одина, которых он защищал и направлял в бою. Битва для них была самым что ни на есть религиозным обрядом, в котором ярость каждого воина была лишь проявлением его духовности. Ведь даже само имя Одина буквально означает «неистовство». Так что скандинавы считали этого бога самым первым берсерком. Подготовка же берсерков происходила в своеобразных языческих храмах. Будущие воины-звери давали обет безбрачия и всецело посвящали себя Одину – своему небесному покровителю. Но в целом им не была уготована долгая жизнь. До 30 лет доживали немногие. Так что умереть от старости им в общем-то не грозило, да собственно и нельзя было. А вот добытую в бою добычу берсерки получали вторыми после конунга. Оно и не удивительно – ссориться с ними не улыбалось никому. Так что воспринимать берсерков лишь за психопатов с оружием в руках весьма далеко от истины и ошибочно.
Но смерти берсерки не боялись, напротив она в
некоторой степени была для них желанна. Но лишь почётная смерть в бою. Ведь
согласно их верованиям, после смерти они попадали в Вальхаллу – особый рай, где
идут вечные сражения павших викингов друг с другом, после которых наступает
нескончаемый пир в окружении прекрасных валькирий. И ради того, чтобы туда попасть
им не было жаль ни своей жизни, ни тем более жизни своих врагов. Павших в бою
берсерков оборачивали в медвежьи шкуры и сжигали на погребальном костре. А вот
тех воинов кто скончался не в битве ждала уже другая, совсем не завидная
участь. В скандинавских преданиях существовали мифические персонажи – драугры.
Считалось, что в них обращались души тех воинов, кто умер «неправильной» с
точки зрения Одина смертью – не в битве. Драугры –мертвецы с живыми душами,
навечно вынужденные скитаться в пещерах и подземельях.
Эти элитные воины делились на несколько типов в зависимости от того, к какому тотемному животному они принадлежали. Именно берсерки ассоциировали себя с медведем, и верили, что во время битвы в них входит дух этого могучего животного. О них и сохранилось наибольшее количество информации. Помимо них существовали ещё воины-волки, которые упоминаются в легендах индоевропейцев, монголов, тюрков и ряда других культур. Германские же воины волки оставили свой след в виде щитов и боевых штандартов, захваченных римлянами в боях с ними. Неистовые воины в волчьих шкурах, называемые Ульфхеднарами, тоже были героями различных саг и легенд. Например, о них говорится как об элитных воинах короля Харальда Прекрасноволосого. Описывают, как они надевали волчью шкуру поверх кольчуги, когда вступали в бой. Но к сожалению информация по ним довольно скудна.
Существовал и третий вид берсерков, поклонявшихся
тотему – кабану. Воин-вепрь носил имя «свинфюлькинг» или «йофурр». Об этих
воинах нам известно ещё меньше, чем о берсерках и ульфхеднарах. Имеются
сведения, что йофурры атаковали врага особым ромбическим построением – клином,
называемым «свиное рыло». Подобная тактика впоследствии применялась рыцарями
Тевтонского ордена, а уже во время Второй Мировой Войны и гитлеровскими
танковыми войсками. Наконец существовали ещё и бьорнульвы или медведе-волки,
однако же кроме туманных и крайне редких упоминаний о них ничего неизвестно. Итак,
какой же портрет нам рисует история о берсерках? Это в первую очередь служитель
бога Одина и могучий воин, доказавший свою силу и умения в многочисленных боях.
Это отнюдь не бешенный псих, ведь никакой конунг или ярл не стал бы держать при
себе, да ещё и в качестве личной охраны душевно больных, неуравновешенных
людей. Берсерки были элитой скандинавского воинства. И в боевую ярость они
впадали только непосредственно перед сражением. Но как же они это делали?
Если сказать коротко – нам это точно неизвестно. Как неизвестно и многое другое из тех древних времён. Ещё в 1784 году один священник по имени Одман выдвинул теорию, что боевой транс был результатом употребления мухоморов (Amanita muscaria). Это предположение становилось всё более популярным и остаётся таким по сей день. Однако же большинство современных специалистов (ну вы понимаете о чём я) опровергают эту теорию. По их словам, возможно было использовать мухоморы в обрядах инициации, но вот в бою – крайне сомнительно. Если берсерк под грибочками способен сражаться, не отвлекаясь на свой трип, то это в принципе настолько великий воин, что ему вообще не нужны никакие стимуляторы. Новички же наоборот побросают оружие и попросту разбегутся по лесу сражаться с деревьями. Короче, такое крайне маловероятно.
Не так давно была выдвинута другая теория, которая предполагает использования берсерками белены чёрной (Hyoscyamus Niger). В белене содержаться алкалоиды, которые и вызывают подобные эффекты: повышение болевого порога, и впадение в ярость. Отмечается, что под воздействием белены люди не различают лиц, и это неплохо объясняет почему берсерки не отличали своих от чужих. Интересная теория, но как оно там было на самом деле одному Одину уже ведомо.
Современные берсерки
Но конец норманнских походов, христианизация общества
и развитие раннего феодализма в Скандинавии привели к их исчезновению. Времена
менялись, эти воины стали не нужны и их постигла судьба любой забытой армии –
деградация и растворение. Уже с XI века слово «берсерк» из героя приобретает негативный
оттенок. С тех пор они бесследно исчезают. Никому не известно где и когда погиб
последний берсерк. О былой славе яростной элиты викингов сегодня напоминают
лишь древние саги и предания. Дела давно минувших дней, предания старины
глубокой.
Огромное спасибо всем кто поддерживает финансово! Благодаря вам, друзья, я могу и дальше заниматься созданием контента. Ещё раз - СПАСИБО!!!
Самое живое обсуждение в Телеграм: https://t.me/AquilaRoman
Лига историков
15.2K поста51.9K подписчик
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения