Австралийский флот против кригсмарине

Автор: Борис Плавник.


Как всем известно, во Второй мировой войне ставка Германии на море лежала в плоскости рейдерских операций. Посему с самого начала войны в море вышли целые пачки рейдеров всех цветов и размеров. И если про действия подводных лодок и линкоров известно достаточно широко, то корабли поменьше часто обходят вниманием.


Также довольно очевидно, что основной интерес для Рейха представляла северная Атлантика по причине нахождения там США и британской метрополии. Впрочем, Германия уделяла внимание и остальному мировому океану. Сегодня речь пойдёт про два случая встречи немецких судов с кораблями Королевского австралийского военно-морского флота на просторах Индийского океана.


Для начала чуть-чуть про то, что такое «вспомогательный крейсер». Это корабль, внешне неотличимый от гражданского, «волк в овечьей шкуре». Обычно это переделанный быстроходный крейсер или лайнер, который оснастили несколькими орудиями (обычно 127/152 мм), парой торпедных аппаратов и простенькой системой управления огнём. Опционально – гидросамолёт и специальный катер. Но, опять же, – всё в максимально незаметном исполнении. При встрече с одиночным транспортом или танкером вспомогательный крейсер обнажал зубы и под германским флагом предъявлял претензии в соответствии с призовым правом. При встрече с боевым кораблём союзников, даже самым лёгким, стоило надеть шкуру и под флагом нейтрального государства прикинуться шлангом. В южных морях немцы особенно любили наряжаться голландцами – в Океании много голландских колоний, да и язык похож.

Австралийский флот против кригсмарине Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Флот, Корабль, Бой, Сражение, Море, Длиннопост

"Канберра"


На этом начнём первую историю. 4 мая 1941 года в 16:28 по местному времени тяжёлый крейсер HMAS «Canberra» после длительного безрезультативного патрулирования получает донесения со своего поплавкового самолёта. «Seagull» опознал цели как «рейдер и танкер», которые находились примерно в 200 км к юго-востоку от Сейшельских островов, что в западной части Индийского океана. «Canberra» представляла из себя тяжёлый крейсер типа «County» подкласса «Kent». 10000 тонн водоизмещения, 8х203 главного калибра, но бронирования откровенно не завезли – 110 мм, но только в центре бронепояса. Всё остальное – сильно меньше. Можно возразить, что многие «вашингтонские» крейсера страдали таким недостатком, но тут всё было совсем плохо. При этом «Canberra» действовала не одна – в соединении состоял ещё лёгкий крейсер «Leander» (почти тоже самое, только чуть меньше и с артиллерией в 152 мм) под новозеландским флагом, но он действовал на некотором удалении.


Нашли они немецкий транспорт «Кобург» и захваченный норвежский танкер «Ketty Brovig». Один из этих кораблей снабжал другой (кто кого – показания путаются, но это не особо важно) и, заметив «Канберру», они начали уходить в разные стороны. Крейсер погнался за «Кобургом», но действовал крайне осторожно. Огонь «Канберра» открыла в 17:06 примерно с 19 км. Было выпущено 215 снарядов, но попали буквально пару штук. Капитан корабля, Чарльз Фарнкомб, заявлял следующее:

«На той стадии боя я всё ещё полагал, что противник — вооружённый рейдер, как сообщил самолёт, и думал, что он ждёт открытия ответного огня. Я считал, что нахожусь за пределами его максимальной дистанции стрельбы. Также я не исключал возможности того, что он воздерживается от стрельбы в надежде, что «Канберра» приблизится и станет лёгкой целью для торпеды. Поэтому «Канберра» маневрировала, сохраняя дистанцию около 17 км»

Австралийский флот против кригсмарине Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Флот, Корабль, Бой, Сражение, Море, Длиннопост

Чарльз Фарнкомб


Более того, Фарнкомб не спешил приближаться даже к казалось бы тонущему судну и ждал поддержки «Leander», который подоспел в 18:38. При этом «Coburg» затонул почти сразу после, так что австралийцам осталось только подобрать немецкий экипаж из шлюпок. После другой офицер «Канберры» заметил, что будь на месте грузовика «Scheer», который как раз рейдил где-то неподалёку, встреча могла бы пойти по совсем другому сценарию…

Австралийский флот против кригсмарине Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Флот, Корабль, Бой, Сражение, Море, Длиннопост

Тонущий "Кобург"


Пока крейсера гонялись за одним кораблём, гидросамолёт примерно в 17:10 сбросил четыре 45-кг бомбы во второе вражеское судно, «Ketty Brovig». Двумя бомбами он даже попал, и немцы начали затопление. К тому времени, как к нему приблизились австралийские корабли, затопление было уже не остановить. Впрочем, танкер всё ещё был порядочно над водой, и вот что пишет офицер абордажной партии:

«Мы приблизились к танкеру, и вот перед нами оказались 20 футов стального корабельного борта, мерно качавшегося на волнах Индийского океана. Помню, я тогда подумал: “Похоже, мы не очень-то хорошо подготовлены, и что нам теперь делать?” К счастью, немцы были достаточно любезны, чтобы сбросить нам канатную лестницу, позволив нам подняться на борт и пленить их».

Кроме немцев, на «Ketty Brovig» находились пленные норвежские и китайские моряки, которые были очень рады такому повороту событий.


По итогу Фарнкомб сильно критиковался за свои осторожные и якобы нерешительные действия. Мало того, что он допустил чудовищный перерасход боеприпасов, так ещё и дал немцам достаточно времени, чтобы утопить полные груза корабли и уничтожить всё, что они хотели. Особенно в критике отметился заместитель начальника штаба ВМФ Джозеф Бернетт, герой следующей части сего рассказа.


Примерно во время описываемых событий Бернетт поднял свой флаг на лёгком крейсере «Sydney» типа «улучшенный Leander». 7200 тонн водоизмещения, главный калибр – 8х152 мм, бронирование до 76 мм, что тоже не бог весть что, но на лёгком крейсере сойдёт.

Австралийский флот против кригсмарине Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Флот, Корабль, Бой, Сражение, Море, Длиннопост

Джозеф Бернетт

Австралийский флот против кригсмарине Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Флот, Корабль, Бой, Сражение, Море, Длиннопост

"Сидней"


Через полгода после встречи «Канберры» и «Кобурга», 19 ноября 1941 года, примерно в 150 км от западного берега Австралии, «Сидней» случайно встретился с сухогрузом, который шёл под голландским флагом и назывался «Straat Malakka». Они заметили друг друга примерно на расстоянии 12 миль, около 16:00 по местному времени. Сухогруз сразу развернулся от крейсера и развил максимальную для себя скорость в 18 узлов, что как-то многовато для такого корабля. «Сидней», понятное дело, мог идти быстрее, но на сокращение дистанции потребовалось некоторое время. Через час корабли поравнялись, и идя на расстоянии чуть менее полутора километров, австралиец начал общение с помощью флажных и прожекторных сигналов:


- Обозначьте себя по нормам британского адмиралтейства.

- PKQI (позывной «Straat Malakka»). После этого радист передал сигнал QQQ (британский сигнал тревоги «ко мне приближается подозрительный корабль). Почему сам «Sydney» не воспользовался радио – никому не известно.

- Куда следуете?

- В Батавию

- Сообщите свой секретный позывной.


На часах было 17:25. Через 5 минут над сухогрузом внезапно взлетел немецкий флаг – рейдер «Корморан» показал лицо и сразу же открыл огонь. Пожалуй, стоит его наконец представить. Бывшее торговое судно «Steiermark», почти 20 000 тонн водоизмещения, вооружение – 6х150 мм образца 1906 года в одиночных установках (соответственно, без возможности задействовать сразу все в бортовом залпе), семь зенитных автоматов 37 мм, четыре торпедных аппарата, два гидросамолёта, мины. Бронирования нет вообще. Командир – корветтенкапитан Теодор Детмерс. При столкновении с крейсером он вёл себя довольно хладнокровно, но когда у него запросили секретный (и неизвестный ему) позывной, понял, что косплей закончился. Детмерс решает принять бой, пусть «по статам» шансов у него было очень немного. При этом не совсем понятно, почему на австралийском крейсере не только не воспользовались радио, но и не объявили боевую тревогу, не запустили самолёт, не запросили сводку судоходства… В общем, вели себя крайне беспечно.

Австралийский флот против кригсмарине Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Флот, Корабль, Бой, Сражение, Море, Длиннопост

"Корморан"


В полшестого экипаж «Корморана» меньше чем за 10 секунд сбросил маскировку и открыл огонь. Очень быстро пристрелявшись, немцы накрыли мостик и приборы управления огнём. Джозеф Бернетт, как и остальные старшие офицеры «Сиднея», скорее всего погибли в этот момент. Крейсер среагировал не самым быстром образом, да и первый залп лёг перелётом. Сразу же после мостика «Корморан» вывел из строя передние башни ГК «Сиднея», при этом ведя огонь из зенитных автоматов и пуская торпеды (одной они даже попали). За 55 минут боя «Корморан» выпустил около 450 снарядов, добившись примерно 50 попаданий. Но уже через 10 минут австралийский крейсер то ли пошёл на таран, то ли потерял управление и выкатился в сторону, но немцы ещё долго видели горящий и дымящийся корабль. При этом «Сидней» успел добиться четырёх попаданий главным калибром из кормовых башен, которые перешли на независимое управление вскоре после уничтожения мостика. Из этих четырёх снарядов один не взорвался, но остальных трёх хватило, чтобы фатально повредить небронированный рейдер (это к вопросу о теоретическом «равенстве» драки вспомогательного крейсера с боевым кораблём). Поняв, что проигрывает борьбу за живучесть, Детмерс в 21:00 приказывает покинуть корабль. «Корморан» потерял 80 человек из четырёхсот, остальных в течении нескольких дней выловили и доставили в Австралию. В тюрьмах которой экипаж немецкого рейдера задержался до начала 47 года.


А вот с «Сиднея» из 645 человек экипажа не выжил никто.

Это крупнейшие единовременные потери за всю историю австралийского флота и по сей день.

Австралийский флот против кригсмарине Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Флот, Корабль, Бой, Сражение, Море, Длиннопост

Примерная схема последнего боя "Сиднея" и "Корморана"


Два капитана, две похожих ситуации, но такой разный итог. Чарльз Фарнкомб, проявивший «избыточную» осторожность, но не допустивший потерь и умерший в своей постели в почтенном возрасте и звании контр-адмирала. И Джозеф Бернетт, в первых рядах критиковавший своего коллегу, но допустивший потерю корабля, его экипажа и своей жизни.


«Кто не рискует, тот не пьёт шампанское?»


Автор: Борис Плавник.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_350308

Пост с навигацией по Коту


Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Лига историков

13.5K поста50.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения