8 - Как нанять хорошего специалиста

Первый способ – плохой, его не советую. Но, к сожалению, способ этот в нашей стране довольно распространенный, поэтому необходимо о нем поведать.

Если собственник бизнеса не скован моральными барьерами, а также является неплохим психологом, то он поступает следующим образом. Все знают, что хорошие специалисты падки на следующие вещи – неплохую зарплату и хорошее отношение со стороны руководства.

Допустим, директор понимает, что требуемый специалист запросит 100 тысяч рублей в месяц. Он проводит собеседования, находит отличного кандидата, заливает ему в уши всякую чепухенцию и… платит те самые 100 тысяч рублей в месяц.

Да-да, платит. По крайней мере, первое время.

Потом начинается:

- Вася, слушай, кризис, ты не серчай. Потом все выплатим тебе.

- Я Саша. А когда выплатите, Лаврентий Романович?

- Когда-когда… когда день будут, Вась! А деньги же не из воздуха делаются… вот твой труд их и производит. Мы же в одной лодке, правильно? Все будет, Вась, не переживай. Не будь эгоистом, мы все ждем выплат, все ждут, ты тоже подожди…

***

Таким образом удается сэкономить на ФОТе довольно приличные суммы. Потому что платят специалистам в итоге гораздо меньше заявленной ранее зарплаты. Конечно, некоторые профессиональные котики «соскочат» с такой немудреной бизнес-схемы, а некоторые… останутся. Молодежь наивно поверит собственнику, боязливые «рыночники» побоятся испортить свою трудовую книжку («а как я буду объясняться на последующих собеседованиях, что три месяца отработал?»), пожилые люди вздохнут и покорно примут удар судьбы.

Конечно, для бизнеса в целом ситуация не радужная, потому что не замотивированные специалисты попросту будут саботировать свои рабочие участки, работая не на полную катушку.

Я, в свою очередь, спрашивал у таких собственников:

- А зачем вы нанимаете хороших специалистов, затем обводите их вокруг пальца?

- Так деньги же, Вадим…

- Это я понял. Я сейчас не про моральную сторону вопроса. А про то, что такие специалисты работают плохо.

- И что ты хочешь сказать?

- Вы наняли хорошего специалиста за 100 тысяч рублей. А могли нанять такого же хорошего, но классом пониже, за 50 тысяч рублей. Вы сейчас платите эти 50 тысяч своему специалисту, он не замотивирован, работать отказывается. То есть вы можете потратить те же деньги, но повысить эффективность бизнеса.

- Подожди. Логика в этом есть. Но зачем мне тогда платить этому «середнячку» 50 тысяч?

- То есть…

- Я же могу провести ту же самую схему, платить ему 25 тысяч.

- Так эффективность снова упадет…

- Так деньги же, Вадим… а деньги – это принцип. Ты предлагаешь мне поступиться собственными принципами?

***

Как нанять хорошего специалиста, если вы ответственный и адекватный собственник бизнеса?

1. Подготовить рабочий участок. Это рабочие программы (для офисника), рабочие инструменты, станки (для рабочего), нормальное рабочее место и рабочие условия (воздух, свет, вода и прочее). Если вы не знаете, как подготовить рабочее место, то следуйте указаниям хорошего специалиста, который вам понравится. Не обязательно делать сразу все и сразу, можно постепенно. Но если ваш бухгалтер будет делать документы в Word’е и Excel’е на прикроватной тумбочке, на который вы поставите компьютер времен вашей молодости… Да, люди могут работать и так. Могут. А могут работать и эффективнее (особо усердствовать не надо, конечно, а то некоторые специалисты-крабики начнут вам рассказывать про важность кофе машины, барной стойки и секретарши из модельного агентства).

2. Хорошо, конечно, самому немного разбираться в теме, по которой мы берем сотрудника. А то есть риск, что не поймете друг друга… в тему можно окунаться постепенно. Вон, научились открывать Excel – и уже почти экономисты. Я шучу… но смысл вы поняли. Чуток можно почитать по дороге домой. Или спросить у своего ребенка «что такое бекапы, мне айтишник сегодня рассказывал, это сорт рыбы?», он вам объяснит.

3. Не обманывайте человека по зарплате.

4. Не орите на него матом, не распускайте руки. Хороший специалист – это как микроскоп за 10 миллионов. Да, есть и такие (микроскопы, я имею в виду). Не нужно забивать им гвозди. По идее, если вы дали такому сотруднику рабочую базу (инструменты, приятное рабочее место, воду, сухарики и, конечно же, вашу обворожительную улыбку), то он сам по себе шуршит… вы в него задачки загружаете, а он шуршит. Иногда начинает выдавать нечто непонятное насчет бэкапов, но это вы к детям сходите, они сейчас умные, просветят. Главное, про нейросети не слушайте, бредни все это.

На картинке ниже:

Двое собственников бизнеса удивленно смотрят на неожиданно вошедшего в дверь сотрудника: «Кыш!».

8 - Как нанять хорошего специалиста Личный опыт, Работа, Бизнес, Малый бизнес, Офисный планктон, Офис, Офисные истории, Опыт, Поиск работы, Эффективный менеджер, Собеседование, Офисные будни, Начальство, Зарплата, Офисные работники, Карьера, Увольнение, Коллеги, Длиннопост