Серия «Рациональность»

Рациональность (3)

Заканчиваем знакомиться с книгой Стивена Пинкера

"Рациональность. Что это. Почему её, казалось бы, не хватает. Почему она имеет значение".


Все части сложены здесь.


Я в молодости наблюдал за собаками. Им бросали кости, и собаки грызли их. Они это делали не от голода. Там есть кальций, немного фтора. Я не хочу вас обижать. Чем тверже пища, тем крепче зубы. Те, у кого выпали зубы, они не грызли кости. Вот мой совет.

Прав ли был Туркменбаши? Пожалуй, не надо быть стоматологом, чтобы понять здесь различие между корреляцией и причинностью. Может, с плохими зубами кости грызть не в кайф? Или крепкие зубы и твёрдая еда - следствие какой-то третьей причины?


Корреляция - это когда по одному признаку мы можем предсказать второй. Но не факт, что между ними существует причинная связь. Статистики чертят линию, максимально приближённую к результатам измерений:

Рациональность (3) Книги, Обзор книг, Научпоп, Нон-фикшн, Рационализация, Рациональное мышление, Критическое мышление, Корреляция, Статистика, Конспирология, Ученые против мифов, Длиннопост

Если линия прямая, то речь идёт о линейной регрессии. Регрессия является излюбленным инструментом статистиков. С ней связано такое "популярное" заблуждение, как регрессия к среднему. Кто не слышал откровений от учителя, профессора, прапорщика (ненужное зачеркнуть) о действенности критики и наказаний? Боец накосячил? Наряд вне очереди! И всё, в следующий раз лучше справится. На самом деле здесь работает регрессия к среднему: показав экстремально плохое значение, следующая попытка будет скорее всего лучше. Просто по законам статистике. И "работает" это в обе стороны. Потому-то и чемпионом дважды подряд трудно стать.


Установить причинность непросто. Она зависит от условий (огонь порождается спичкой, но в только в контакте с кислородом и не на ветру), упреждения (явление может появиться по другой причине), переопределения (при расстреле все стреляют в одного, и каждый стрелок не может себя упрекнуть, что лично он убил), и вероятностной причинности (кто-то дожил до девятоста, но вряд ли потому, что выкуривал по пачке в день). Проблемы коренятся в том, что в нашем мире всё случается не по одной, а по множестве причин. Эти причины и следствия связаны между собой в необъятную Байесовскую сеть, анализировать которую ох, как непросто.


Чтобы выявить причинность, не обойтись без экспериментов. Однако, если дело заходит о людях - там особо не поэкспериментируешь. Так и выходит, что в общественных науках выводы о причинности, исходя из корреляций, чаще всего неверны или в лучшем случае не доказаны. Приходится брать имеющуюся статистику и подвергать её регрессионному анализу. Так, утверждение о том, что демократия способствует миру в обществе, охотно оспаривается. Хоть корреляция и налицо. Может, это мир способствует демократии? Или многие упрекают, что демократические страны обычно благополучны. На сытый желудок и демократия лучше идёт.

Рациональность (3) Книги, Обзор книг, Научпоп, Нон-фикшн, Рационализация, Рациональное мышление, Критическое мышление, Корреляция, Статистика, Конспирология, Ученые против мифов, Длиннопост

Корреляция богатство-демократия


Мир и согласие в стране тоже связаны с благосостоянием:

Рациональность (3) Книги, Обзор книг, Научпоп, Нон-фикшн, Рационализация, Рациональное мышление, Критическое мышление, Корреляция, Статистика, Конспирология, Ученые против мифов, Длиннопост

Корреляция богатство-мир


То есть демократия и мир могут быть оба следствиями уровня жизни.


Здесь на помощь может прийти множественная регрессия, при которой ищется связь между остатками в обоих регрессиях. То есть берём для каждой страны отклонение от регрессионной прямой откладываем их системе координат демократия-мир. И если у нас получится тоже упорядоченная картина, значит есть основания судить о том, что демократия является причиной мира. На картинке в книжке - получилось, а как там на самом деле - бог его знает.


Собрав статистику и посчитав коэффициенты, мы оказываемся способны предсказать результаты в будущем. Например: мир = a * демократия + b * богатство + c * торговля + d * партнёрства + e * образование. Конечно, на самом деле всё не так просто: факторы влияют и друг на друга, потому зависимость часто нелинейная. Но что интересно: "формульные" предсказания как правило оказываются более точными, чем мнения экспертов по теме. Слишком падок человек на ментальные иллюзии, о которых рассказывалось выше.


Судя по потокам конспирологии и фейков, с разумом наше поколение не особо дружит. Что случилось? Автор приводит три популярных объяснения. Первое из них: логические и статистические заблуждения, о которых рассказал автор. Например, из того факта, что статистика аутизма пошла вверх параллельно с вакцинацией, а также совпадения по времени проявления первых симптомов со сроками вакцинации, кто-то сделал вывод о том, что в этом виновата вакцина от кори. Так корреляцию превратили в причинность. Однако такие вещи, как QAnon, трудно объяснить человеческими заблуждениями.


Следующий "козёл отпущения" - социальные сети, ускоряющие распространение фейков и тому подобного. Ускорять - ускоряют, но ведь не порождают...


Списывать всё на ложные убеждения или человеческую неразумность - тоже неверно. Если мы были столь глупы и неразумны - мы не достигли столь внушительного успеха в процессе эволюции.


Итак, что нам взамен предлагает Пинкер? Причина первая: мотивированные рассуждения. Те, кто распространяют ложь и заблуждения, каким-то образом заинтересованы в этом. Трудно убедить кого-то в идее, которая приведёт к материальным потерям. Он будет сопротивляться, если не грубой силой, то софистикой, политтехнологией и прочей мишурой. Он будет строить вокруг себя информационный пузырь, подтверждающий его убеждения. Наш разум так привязан к стремлению выиграть спор, что современные исследователи полагают, что мы эволюционировали не как интуитивные учёные, а как интуитивные адвокаты. Мы легко находим ошибки в чужих словах, не замечая своих ляпов. Помочь может собирание в группы, в которых стремление к истине будет облегчаться взаимопомощью и закрытию слепых пятен.


А чо, звучит внушительно. Но неубедительно. А именно: трудно поверить в то, что те, кто распространяют фейки, делают это только из личного интереса. Да, есть такие персоны, но такие явно в меньшинстве. Можно представить себе, что нефтяное лобби спонсирует пропаганду климатического скептицизма, не признающего антропогенное изменение климата. Пропаганда эта, однако, с готовностью подхватывается ордами обывателей, не имеющих с этого ни копья.


Возможно, именно поэтому автор привёл второе объяснение: личная предвзятость. Мы склонные интерпретировать действительность в угоду личным убеждениям. Здесь Стивен привёл пример, подобный тому, что привёл Граймс в своей книжке. Когда результаты сравнения неочевидны (чтобы узнать точно, нужно считать), а предмет вопроса вызывает эмоции (например, свободная продажа оружия), то люди выбирают то, во что они и так уже верят. Предвзятость характерна для людей самых разных групп и занятий. Психолог Кит Станович заметил в этой связи:

Проблема в том, что мы живём в обществе предвзятости.

Второе объяснение Пинкера вполне убедительно. Но и совершенно банально. Тоже мне, открыл Америку! Мы движимы убеждениями и потому транслируем информацию, которая им соответствует, не озабочиваясь контролем её качества.


Итак, мы пришли к убеждениям. Хорошо, когда они более-менее однонаправлены в пределах общества. Однако в случае поляризации начинаются проблемы. Разумеется, наш автор не прошёл мимо раскола в американском обществе на левых и правых. Левые - эгалитарии, общинники, сторонники Просвещения, космополиты, утописты, сторонники культуры достоинства и индивидуалисты. Правые любят иерархию, либертаризм, трон-и-алтарь, своё племя, склонны к трагическому видению, ценят честь и связующую мораль. Этот раскол носит не столько рациональные, сколько религиозные черты.


Причины предвзятости автор находит в более рациональном ответе на вопросы у левых (кто бы сомневался!) и в стремлении людей быть частью группы. Не каждый готов стать еретиком в кругу друзей.


Не секрет, что убеждения бывают иррациональны. Почему они, тем не менее, не рушатся от контакта с реальностью? Во-первых, не все готовы смело их высказывать. А во-вторых, мы не можем всё на свете попробовать на зуб. В чём-то мы полагаемся на то, что нам говорят окружающие. Так возникают мифы и мифологический образ мышления. Несмотря на включённое Просвещением "расколдование мира", оно всё ещё с нами. Миллиарды религиозны. Идея нации тоже включает в себя мифы.


Оторванная от реальности "психология апокрифа" адептов псевдонауки коренится в идее отделяемой от тела души, которая интуитивно присуща нам. Также мы интуитивно верим в сущность живых существ и пробуем их "на зуб". Отсюда гомеопатия, траволечение и прочее. И третья врождённая в нас интуиция - это что всё на свете имеет своё предназначение, свою цель. Научное образование способно бороться с этими тремя интуициями, но силы его ограничены: трудно бороться против религиозных фанатиков, когда и сами-то "борцы" не до конца врубают в науку и плохо отличают её от псевдонауки. Популяризаторы редко делают упор на фундаментальные принципы, как то независимость Вселенной от нас, четыре взаимодействия или белковая природа организмов. Вот и верит обыватель в пси, ци, карму и исцеление кристаллами.


Гораздо интереснее верить в заговоры и фейки, чем в скучную науку. Особенно когда распространение фейка усиливает чувство локтя с камрадами. Конспирология, кстати, процветает потому, что люди уязвимы перед лицом настоящих заговоров. Если ущерб от потенциального заговора огромен, то имеет смысл смириться с потерями от "ложного срабатывания". Узнаёте? Конечно, это теория обнаружения сигнала. Но сегодня конспирология транслируется на весь мир и охватывает тех, кто от заговоров этих ни тепло, ни холодно. (Кстати, лучший способ вывести на чистую воду распространителя идей сомнительного качества - побудить его к прямому действию. Нас поработили масоны? Беги, звони в полицию!) Ещё одна причина устойчивости конспирологии - в том, что многие идеи смогли так отшлифоваться в процессе передачи из уст в уста, что опровергнуть их становится затруднительно.


Что же можно сделать, чтобы продвинуть рациональность? Это нам по силам. В конце концов, большинство людей верит языку фактов, к доказательствам. Эта способность связана с умением поразмыслить, которое автор называет умным словом "когнитивной рефлексией" (как он уже достал со своими умными словами!). Нужно поднимать ценность рациональности. Заниматься её пропагандой (автор пишет "хмурить брови при фейках" и тому подобное, но это в принципе одно и то же). Действовать через общественные организации. Бороться с лгунами (в пример приводится бан Трампа в Твиттере). Доверять университетам (хоть они сами в последнее время превратились в рассадников нетерпимой к другим точкам зрения левой монокультуры). Критическое мышление надо насаждать в прессе (ага, пчёлы против мёда) и преподавать в школах (Бог в помощь! При царе логику преподавали в гимназиях, а большевики убрали из курса.).


В завершение главы автор договорился до пользы системы социального рейтинга наподобие китайской, хоть и неформальной. Даже до гипотетической идеи "налога на ложь". До одобрения цензуры в интернете. Правда должна победить предвзятость! Поможет при этом совещательная демократия с группами граждан, раздающих рекомендации.


Ура, товарищи. Дивный новый мир с Министерством Правды ждёт нас. Начав с критического мышления, автор закончил распространением "бесстрастной истины" группами специально отобранных граждан. Правильные убеждения будем насаждать мозгомойкой в школе, на работе и в телеящике. А конспирологов и брехунов изолируем. Вот она, священная Утопия левака-демократа.


Заканчивает книжку автор объяснением, почему рациональность важна. Она помогает нам жить. Критически мыслящий человек проживёт дольше, избежав невзгод. Рациональность позволила нам выстроить прекрасный мир, в котором мы живём. Мы достигли благосостояния, недоступного в прошлом даже монархам. Живём в мире с соседями. Пользуемся плодами демократии, торговли, инвестиций и международного сотрудничества.


Рациональности мы обязаны и прогрессом морали. Так, во всяком случае, утверждает Стивен. На том основании, что в обоснование морали философы прибегает к той же логике. Автор приводит примеры, как логически доказывалась абсурдность практик Кальвина, разрушительность войны, тщетность строгих наказаний, неразумность преследований гомосексуалистов, равенство рас и полов. Что ж, это не ново. Но ведь каждый из этих логических выводов базируется на посылках, которые имеют конечным основанием аксиомальные ценности, которые принимаются на веру! Да, Локк сказал, что люди рождаются равными. Но за много лет до жил некто Павел. И он провозгласил, что

нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос.

Не учёный-философ, но апостол первым сказал, что все люди равны. Неприятная правда для атеиста Пинкера.


------------------


С облегчением захлопываю эту халтурную книжку. Влепил ей две звезды на Амазоне. К сожалению, несмотря на корректное описание симптомов современного "помутнения рассудка", до причины его автор, по моему мнению, не докопался. Науке всегда было трудно пробить дорогу в головы, но почему именно сегодня мы столкнулись с таким регрессом? Почему дичайшие суеверия снова прописываются в головах сегодня, когда все чуть ли не поголовно с высшим образованием? Ещё более нереальными звучат предложения бороться за правду административными методами. Сам же автор писал в начале книги, что да, можно навязать свою точку зрения силой, но как уберечься от ошибки самому, когда рот у оппонента заткнут?


То, что люди отворачиваются от науки и рациональности в целом - признак неуверенности, охватившей общество. Недоверия к элитам, которые оторвались от народа и заняты увлекательным делом набивания карманов. Когда госорганы жрёт коррупция, олигархи командуют странами, наука отрабатывает гранты, а церковь и школа не воспитывают и просвещают, а оказывают услуги, человек перестаёт верить даже в хорошие и полезные вещи, которые ему рассказывают головы в телеэкранах.


В то же время Интернет и социальные сети не только помогают распространять фейки. Главное: они позволяют объединяться единомышленникам. Если кто-то один страдает манией преследования, того можно вылечить. Вылечить же толпу параноиков - тщетная задача.


Вот, автор хорошо написал про мифологический образ мышления. Горькая правда в том, что далеко не каждый в принципе способен мыслить критически и полагается на мнение окружающих. Даже если их число можно приумножить образованием, они всё равно не смогут квалифицированно судить и вынуждены верить специалистам (которые, увы, бывают мотивированы тем или иным способом). Мы не сможем искоренить мифы из нашей культуры. Можно только попытаться поставить её нам на службу. Как это сделать - трудный вопрос. У меня нет ответа. Но найти его необходимо.

Показать полностью 3

Рациональность (2)

Продолжаем знакомиться с книгой Стивена Пинкера "Рациональность. Что это. Почему её, казалось бы, не хватает. Почему она имеет значение".


Все части сложены здесь.


Коротко для ЛЛ: услышав топот копыт за окном - думайте о лошади, а не о зебре. Хотите ужесточить ответственность - будьте готовы к несправедливым приговорам. Не пойдёте добровольцем - рискуете потерять всё. Такова цена неразумности бытия.


В очередной главе автор решил познакомить читателя с основами теории вероятностей. В нашем мире, подчиняющемся неумолимым физическим процессам, есть два способа генерации случайных событий. Первый - эффект бабочки, когда в нелинейной хаотичной системе крошечные изменения начальных условий влекут за собой последствия тектонического масштаба. Второй - феномен, известный всем по подбрасыванию монеты. В нём результат зависит от большого количества мелких причин. Само понятие вероятности допускает несколько определений, будь то классическое (когда мы делим число возможных исходов на общее число случаев), физическое (склонность к определённому исходу), доказательное (степень доверия) или частотное (базируемся на статистике).


Настоящую вероятность мы часто путаем с той, которая доступна нам на основании личного опыта. А он ограничен (и искажён). Американцы считают, например, что в США проживает 28% иммигрантов, а на самом деле 12%. Евреев не 18%, а 2%. Эта иллюзия доступности тоже приведена в книжке Канемана. Известно, что в результате терактов погибает не так уж много людей. Почему же реакция на них столь раздута? В результате всеобщего возмущения. Оно порождает так называемый рассказ жертвы: аллегорию, при которой сам акт освящается, а ущерб от него объявляется невосполнимым и непростительным. Цель такого рассказа - не точность, а солидарное действие. Гремучая смесь популизма и падкой до сенсаций прессы приводит к тому, что люди становятся циничными, думая о том, что наука, демократия и сотрудничество ничем не помогли человеку. Ну а как ещё реагировать, если в новостях - сплошная чернуха и насилие? Так и становятся: кто - фаталистом, а кто - радикалом.


Если мы имеем более одного события, то можем оценить вероятность нескольких одновременно. Результирующая вероятность зависит от того, что независимы ли события друг от друга, а также от того, как мы поставим вопрос. Азартный игрок, бросая монету и словив пять орлов кряду, рассчитывает в следующем броске поймать решку. Однако вероятность орла и решки в каждом броске одинакова и не зависит от того, что выпало до того. Узнать, действительно ли зависимы события друг от друга, порой затруднительно. Одно время учёные опытно опровергли утверждение о феномене горячей руки в баскетболе, когда игрок, поймав кураж, начинает забрасывать всё подряд. Но прошли годы, накопились сомнения, и новые исследовали снова занялись вопросом. Они опровергли старое опровержение. Теперь мы знаем: кураж - не сказка. "Горячая рука" существует на самом деле. Когда у игрока начинает получаться, он на самом деле начинает бросать лучше. Опытные тренеры это видят и пытаются прервать кураж в чужой команде, требуя тайм-аут.


Вероятность одного из двух независимых событий можно посчитать, сложив их вероятности и отняв от результата вероятность наступления обоих сразу. Это понятно. Так, вероятность дочери в семье с двумя детьми не 100%, а  75%. Как понятно и то, что вероятность не наступления события можно вычислить, отняв вероятность наступления от 100%. Но есть ещё такая штука, как условная вероятность: вероятность одного события А, при условии наступления другого Б. Разумеется, если Б не случится, то на А нам рассчитывать не стоит. Потому если событие Б достаточно маловероятно, то А будет, как правило, ещё менее вероятно.


С толкованием вероятностей связано множество человеческих заблуждений. Люди могут выдавать результат за желаемое, нарисовав мишень вокруг пробоины от выстрела. Многие учёные жалеют истраченные средства и не могут удержаться от соблазна подогнать результаты. Недооценивается и возможность простых совпадений. Из сотни тысяч финансовых консультантов, кто-то, да сможет побеждать рынок 15 лет подряд. Вероятность этого события хоть и невелика (1:32768), но и экспертов тоже много. Такого нашли, чествовали, чтобы через пару лет убедиться, что тот в конце концов тоже ошибся. Про ошибку игрока я уже рассказывал. А есть ещё сходная иллюзия кластеризации, когда наш мозг склонен группировать события, распознавая закономерности там, где их нет.


Весьма часто наши заблуждения связаны с условными вероятностей. Получив подтверждение редкого явления, мы склонны судить, что это явление подтверждается. Тем не менее стоит всё же ожидать более вероятного исхода. Раздался топот копыт за окнами - это будет не зебра, но, скорее всего, лошадь. Ведь зебры у нас реже встречаются. Тест на корону оказался положительным - скорее всего он не сработал. Не верите? Извольте, я объясню. Если принять чувствительность теста за 90% (когда тест срабатывает положительно в случае инфекции), а ложноположительный исход - за 9%, то при уровне заболеваемости 1% мы получим вероятность того, что у Вас корона - 0,01 * 0,9 / (0,99*0,09 + 0,01*0,9). Жалкие 9%. А всё оттого, 1% - это довольно низкий процент.

Рациональность (2) Книги, Обзор книг, Нон-фикшн, Научпоп, Теория вероятностей, Теория игр, Рациональность, Рациональное мышление, Длиннопост

Мы воспользовались формулой Байеса, согласно которой априорная вероятность умножается на правдоподобие данных и делится на заурядность события. Отсюда два дальнейших следствия: доверяем больше, если тест чувствительный (данные правдоподобны) и меньше - если много срабатываний (событие часто случается по другим причинам).


Потому всегда первым делом задаёмся вопросом: насколько часто подобное случалось до того? Если редко - беспокоится ещё рано. Иначе мы превратимся ипохондрика, подозревающего у себя синдром Альцгеймера, случись раз забыть номер телефона. Или будем всю жизнь мечтать о выигрыше в лотерею. Чудеса если и случаются, то чаще всего не в нашей жизни. Особенно часто недооценка априорной вероятности встречается в прессе, падкой до сенсаций. То и дело можно встретить сообщения об опровержении теории относительности или закона сохранения энергии или о прорывном новом открытии, которое изменит всю нашу цивилизацию. Сделайте паузу, задумайтесь - и с облегчением можете сказать: "Чушь!" Стопудово не ошибётесь. Просто потому, что это - маловероятно.


Нашлось в книге место и теории рационального выбора. Согласно которой хомо экономикус всегда максимизирует свой выбор. Пинкер привёл её аксиомы и объяснил, почему они сами по себе разумны. Например, если А для нас лучше, чем Б, а Б лучше чем В, то А должно быть лучше, чем В. Иначе хитрый деляга будет меняться с нами по кругу, получая бесконечный профит. Совершая выбор, мы оцениваем вероятность пользы от альтернатив и выбираем ту, польза от которой, перемноженная на её вероятность, будет выше. При этом учитываются все наши потребности, включая любовь, честность и благотворительность. Не забываем и про закон убывающей пользы: вторая бутылка пива "заходит" хуже первой. Экономисты-классики полагают, что среднестатистически мы представляем собой таких вот хомо экономикусов, непрестанно умножающих и суммирующих предполагаемую пользу. Действительность выглядит по-другому. Мы покупаем лотерейные билеты, основываем компании и стремимся стать звездой, а не зубным техником. И даже аксиомы не столь очевидны. Лишь самые откровенные циники называют цену любви и верности. У нас не хватает ни информации, ни времени, ни памяти. Мы даже можем пасть жертвой деляги, обменяв А на Б, а потом Б на А. А ещё мы очень не любим терять и хватаемся за соломинку, лишь бы не проиграть, хоть и с небольшой вероятностью (свежий пример: страх перед побочкой от прививок). Автор подозревает, что если бы мы вели себя разумно, как хомо экономикус, мы бы в целом больше выиграли, чем проиграли. Во всяком случае не брали бы такое количество бесполезных страховок.


Ещё расскажу о теории обнаружения сигнала. Она применяется при выделении полезной информации из потока. Практическое значение она имеет для принятия решения. Для примера: начиная с какого уровня нужно включить пожарную сигнализацию? При этом на полезный сигнал накладывается шум, и их распределения перекрываются. То есть мы получили некий информацию, но она зашумлена. Реагировать или нет? Надо ставить порог срабатывания. Можно сделать симметрично:

Рациональность (2) Книги, Обзор книг, Нон-фикшн, Научпоп, Теория вероятностей, Теория игр, Рациональность, Рациональное мышление, Длиннопост

Здесь S - полезный сигнал, а N - шум.

Получили сигнал справа от линии - реагируем. Но бывают случаи, что цена несрабатывания слишком высока. Тогда мы реагируем, как только становится ясно, что довольно вероятно, что сигнал получен, хоть это, скорее, всего и шум. Так называемы либеральный критерий принятия решений:

Рациональность (2) Книги, Обзор книг, Нон-фикшн, Научпоп, Теория вероятностей, Теория игр, Рациональность, Рациональное мышление, Длиннопост

Такой критерий характерен для систем безопасности.


Но представим себе судью на процессе, который должен принять решение о виновности подсудимого. В этом случае решение будет принято лишь при доказанной вине: слишком высока цена ошибки.  У судьи будет жёсткий критерий:

Рациональность (2) Книги, Обзор книг, Нон-фикшн, Научпоп, Теория вероятностей, Теория игр, Рациональность, Рациональное мышление, Длиннопост

В процессе общественные споры сторонники бескомпромиссной борьбы с преступностью стремятся сдвинуть линию влево, неизбежно порождая приговоры невиновным.


Корень проблемы - в том, что кривая вероятности шума "залезает" на территорию полезного сигнала. Если увеличить качества сбора данных, то горки на диаграмме станут уже, их станет легче разграничить. Профит! Конечно, теория принятия решений не может найти нам истину. Но зато она позволяет нам ограничить ущерб. И это хорошо.


Ну и кратенько про теорию игр. Она важна, поскольку решения в этом мире принимаются не единолично, а независимо многими действующими лицами. Отношения между этими лицами таковы, что при наличии рационального решения ситуации с наименьшими потерями для всех часто складывается по-другому. А именно - проигрывают все. Впрочем, не во всех играх так бывает. Если у нас игра с нулевой суммой (камень-ножницы-бумага, например), то обязательно кто-то выиграет или никто не проиграет. Оптимальная стратегия в этой игре - действовать абсолютно случайным образом. Есть игры с положительной суммой, такие, как дилемма добровольца. При ней сумма положительна, но больше всех выигрывает тот, кто отсиживается за чужими спинами. В играх на координацию (договориться о времени свидания, но забыв договориться о месте с проблемой - куда пойти наугад) помогает наличие некоего общего знания. В "Слабо?" и прочих играх на эскалацию исход может быть катастрофическим для всех. Рациональный выход из неё - зафиксировать убытки и вовремя свалить в надежде, что и другие проявят такую же мудрость. При дилемме заключённого кооперация между игроками принесла бы пользу им обоим, но они не могут кооперировать. "Помогает" круговая порука. Ситуация вокруг экологических проблем  - типичная дилемма заключённого. Если каждая страна взяла бы на себя обязательства по защите нашей планеты, то проигрыш был бы терпим для всех. Но в данный момент каждая страна надеяться выгадать для себя. В результате проиграют тоже все, но гораздо больше, чем могли бы. Выходом из тупика были бы действенные договора и правила, работающие для всех.


----------------


Вот так, с миру по нитке, автор набросал в свою книжку модных в среде западных интеллектуалов теорий. Какой-то логики в этом нагромождении я для себя не открыл. Похоже на банальное желание срубить бабла на очередной книжке. Впрочем, в последних главах автор наконец-то доходит до высказывания оригинальных мыслей. Посмотрим.

Показать полностью 4

Рациональность (1)

Доброго времени суток, уважаемые!


С тех пор, как мир превратился в одну большую курилку, мыслящему человеку стало как-то не по себе. Поговорив с ярым адептом чего-либо, он диву даётся: как можно попадать в плен эмоций, закрыв уши для голоса разума? И это происходит повсюду и со всеми. Никто не застрахован. Кто-то скажет: во всём виновато наше животное нутро. Мы всё те же неразумные обезьяны, что и миллионы лет назад. Стивен Пинкер, учёный и популяризатор науки, с этим не согласен.

Рациональность (1) Книги, Обзор книг, Научпоп, Нон-фикшн, Логика, Рациональность, Рациональное мышление, Рассудок, Софистика, Видео, Длиннопост

Рациональность. Что это. Почему её, казалось бы, не хватает. Почему она имеет значение.


На самом деле человек выделился из животного мира именно способностью познавать, общаться и передавать опыт. Аргумент автора в том, что наш разум - вещь специфичная, заточенная под определённые задачи. А когда речь заходит об отвлечённых материях - он оказывается трудно применим. Но не всё ещё потеряно. Автор полагает, что и с тем, что есть, можно добиться лучших результатов.


В своём бестселлере Думай медленно. Решай быстро. Даниэль Канеман говорит о двух системах в нашей голове. Первая система ориентирована на быстрый ответ и работает на ассоциациях. Вторая - на размышлениях. Мышление стоит калорий и времени, потому вторая система включается не всегда. Пинкер дополняет этот аргумент тем, что для корректной работы разума задача должна поставлена практичным образом. Когда студентов просят перевернуть монеты в рамках эксперимента, они справляются хуже почтового работника, переворачивающего конверты, чтобы определить, оплачены ли они.


Также мы плохо справляемся с толкованием термина "вероятность", путая его со "склонностью".

Иллюстрируется это широко известным парадоксом Монти-Холла с призом за одной из трёх дверей. Когда игрок выбирает одну из дверей, ведущий просит его подумать, открыв одну из двух других дверей, за которой приза не оказывается. Стоит ли игроку изменить свой выбор? Казалось бы - без разницы. Ведь вероятность нахождения приза за любой из дверей 1/3. А вот и нет! Ведь, не меняя выбора, вы открываете одну дверь сами, а во-втором - открываете две двери на пару с ведущим. Так что, сменив дверь, игрок удвоит свои шансы. Парадокс получил широкую известность после телешоу 1990 года с Мэрилин фос Савант - рекордсменкой по IQ согласно Книге рекордов Гиннеса. Мэрилин захлестнула волна писем возмущённых зрителей, убеждавших её в заблуждении. Впоследствии многих не убедило даже экспериментальное подтверждение феномена.


Вынужден заметить, что, к сожалению, книга написана скучно и непонятно, несмотря на интересную тематику. Популярное изложение - явно не конёк автора, который злоупотребляет длинными предложениями и редкими словами. Мне часто приходилось по нескольку раз перечитывать абзац, чтобы понять, что он имеет в виду. А поняв, удивляться - да ведь это так просто...


Ещё один пример из книжки Канемана - ошибка конъюнкции. Когда человека спрашивают, что более вероятно: женщина-президент России или смена Путина на президентском посту его женой, очень многие голосуют за второй вариант, хотя он включается в первый в качестве подмножества. Причина: мы склонны безрассудно защищать свои любимые идеи, подсовываемые нам воображением.


С подобными иллюзиями  нужно бороться. И помогать в этом должны логика, теория вероятностей и критическое мышление. Рациональность, если хотите. Она - не цель сама по себе. Она способ достижения цели. Механизм. Принципы работы которого хорошо известны и используются общественными организациями для избежания предвзятостей, обмана и заблуждений. На основе этого механизма образуется система сдержек и противовесов в демократическом обществе: состязательный принцип в судах, экспертные оценки в науке, редактирование и проверка фактов в журналистике, академическая свобода в университетах и свобода речи в публичной сфере.


И это работает. Даже у релятивистов, отрицающих объективную истину, не хватает смелости в их убеждениях. Спросите у релятивиста, было ли рабство мифом - и он засомневается. Инструмент рациональности помогает сторонникам социальной справедливости (убеждения которых основаны больше на вере, чем на разуме) найти ответы на вопросы касательно мер, которыми предполагается достичь эту справедливость.


Вы спросите: "А зачем убеждать оппонента, если его можно просто заставить принять Вашу точку зрения?" Ведь это тоже работает. Да, это работает. Но до тех пор, пока Вы правы. Но ведь каждый может ошибаться. Более того, мы можем оттолкнуть от себя тех, кто смотрит со стороны. Я уже молчу про тот сценарий, когда оппонент сам окажется с кулаками.


Наши цели - вне пределов разума. Мы рабы наших желаний. Желания эти часто противоречивы. Как можно надеятся на рациональность в этом случае? Ответ прост: составить иерархию, то есть определить для себя приоритеты. Далее, есть цели кратко- и долгосрочные, и они тоже порой друг с другом конфликтуют. Стоит ли сегодня предаться наслаждениям или потерпеть на потом? Экономисты говорят, что первый выбор имеет смысл. Синица в руках лучше журавля в небе. До старости ещё дожить надо. А молодость уходит. Так решают многие, и не откладывают себе на пенсию. А потом приходит старость... Чтобы не пасть жертвой соблазнов, мы можем прибегнуть к Одиссееву самоконтролю. Одиссей приказал привязать себя к мачте, чтобы он не сбежал, услышал пение сирен. Так и мы можем поесть хорошенько, прежде чем пойдём в магазин за едой, чтобы не набрать ненужных продуктов. Или попросить работодателя автоматом снимать процент на пенсию перед начислением зарплаты. Сторонники либертарианского патернализма идут дальше, стремясь переложить заботу о гражданах на плечи государства, которое лучше знает о том, что хорошо для них.

Многие помнят этого молоткастого пацана, хотевшего всё знать. А нужно ли всё знать? А вот не всегда! Иногда мы сознательно отказываемся от знания. Мы злимся на спойлеров. Кто-то не желает знать, какими неизлечимыми генетическими заболеваниями болен. Многие родители не хотят заранее узнавать пол своего ребёнка. Да что говорить - мало кто захотел бы узнать дату своей смерти. Даже учёные исключают возможную пристрастность своих исследований, пользуясь слепым методом.


Список ограниченности разума пополняет игра "Ястребы и голуби". Первоначально в неё играли подростки, разгоняясь навстречу друг другу на автомобилях и ждать, пока соперник не отвернёт. Победу в такой игре одерживает самый безбашенный. А поступивший разумно - проиграет. Проблема в том, что оба могут оказаться безбашенными. В этом случае madman-стратегия даст сбой.


О некоторых вещах даже думать нельзя. В этом случае мы имеем дело с табу. Нет, это не исключительно прерогатива дикарей. Есть вещи, которым многие общества отказывается назначать цену. Например, органы для трансплантации. Многие оскорбляются даже просто будучи спрошены на эту тему. Или цена человеческой жизни, например. Но её надо знать хотя бы для того, чтобы ассигновать деньги в целях безопасности, а не тупо проедать их. Потратиться ли на спасение одного ребёнка или улучшить санитарию в больнице в целом? Проблема табу часто обходится политиками путём перевешивания ярлыков. Проститутки называются "работницами сексуальных услуг", а страхование смерти супруга - "защитой от потери кормильца". О некоторых вещах людям даже подумать страшно. Спросите у христианина, что было бы, если бы Иосиф бросил Марию, когда Иисус был ещё ребёнком? Проблема в том, что мы оцениваем людей не за то, что они делают, а за то, какие они есть. Потому, лучший ответ на вопрос "За сколько бы Вы продали своего ребёнка?" - промолчать.


Кто-то скажет, что такая вещь, как наша мораль - неразумна. Тем не менее можно попытать найти для неё обоснование. Возьмём обоснование золотого правила: не делай другим того, что не желаешь для себя. Если мы хотим блага для себя, то лучше не конфликтовать с соседом: он может вам отомстить. Таким образом из личного интереса и общественной взаимозависимости вытекает нравственность. Замечу, что этот известный ход рассуждений имеет ограничения и не принимается многими философами, и Пинкеру должно быть известно. Когда-то я начинас своё знакомства с философией с сочинения Шопенгауэра "Об основе морали". Знаменитый философ не трудился обосновывать мораль рациональным образом, а находил её истоки в человеческом сострадании.


Несмотря на эти все ограничения, стоит заметить, что разум может рассуждать сам о себе. И в этом его сила. Если что-то кажется нам безумным, мы можем поискать метод, лежащий в основе этого безумия. Попав в заблуждение, мы можем выйти из него новыми аргументами.

Если Вы с этим не согласны - это разум, и ничто другое, убеждает Вас не соглашаться.

Там, где рациональность - там не обойтись без логики. Можно представить себе решение вопросов путём логических размышлений: засунул исходную информацию, крутанул ручку - и вот тебе вывод на блюдечке с голубой каёмочкой. Увы, не получается. И логика оказывается часто неподъёмной, и люди совершают ошибку, применяя её. Для избежания этих ошибок и существует критическое мышление.


Я не стану воспроизводить основы логики высказываний, которые Стивен поместил у себя в книжке. В принципе, ничего нового: две посылки - вывод по правилам силлогизма. Отмечу лишь, что если у нас посылки противоречат одна другой, то мы можем обосновать этим любой вывод. Если Москва в России и одновременно не в России, то единороги существуют, например. Абсолютно корректный логический вывод. Проблема лишь - в мусоре на входе.


Интересней ошибки неформальные. Я про это уже писал в обзоре книжки Граймса. Ниже приведу список софистических уловок от Пинкера.


Соломенное чучело: возражая оппоненту, критикуешь не то, что он говорил, а нечто более удобное для критики.


Особое ходатайство: "уточняешь" свою позицию, чтобы её стало легче защищать.


Изменение правил игры: говоришь, что в действительности хотел добиться другого.


"Настоящий шотландец": будучи опровергнут, выдвигаешь дополнительные условия.


Уход от ответа: отделываемся банальностями и меняем тему.


Перенос бремени доказательства: не согласен? Докажи!


"Ты тоже": "А у вас негров линчуют!"


Аргумент к власти: "Как сказал наш Президент..."


"Прицеп": "Многие говорят,что это так, значит в этом что-то есть."


Аргумент к личности: перевести стрелки на самого оппонента.


Вина по ассоциации: "Ты неправ, потому что расисты тоже так говорят".


Апелляция к эмоциям: "Анижедети!"


И так далее. И тому подобное.


Как видим, список грязных трюков весьма широк. Этими трюками не брезгуют пользоваться и некоторые современные учёные, которые не столько ищут истину, сколько продвигают свои политические интересы.


Как бы то ни было, умозрительными логическими рассуждениями много не достигнешь. Критерий истины у нас практика, практический опыт. Далее, они плохо ложатся в практическую жизнь с её нюансами. И, наконец, люди часто мыслят не логическими а фамильными категориями. Так, трудно дать определение слову "игра". Физическая активность? Удовольствие? Победа? Умение? Случай? Всё не то. А ещё есть проблема нечётких множеств, о которой говорил слонёнок удаву в небезызвестном мультике: Три кокоса - это куча? А десять? А шесть? Словом, трудно рациональности прописаться в наших головах.


Здесь я вынужден возразить автору: если у человека каша в голове - тем хуже для него, а не для логики. Логику с её категориями как раз и придумали, чтобы навести в голове порядок и научиться эффективно мыслить. Не стоит стараться имитировать несовершенное мышление. А уж про нечёткие множества лучше бы вообще помолчать: математическая теория уже скоро отметит полувековой юбилей.


В конце главы автор объяснял "на пальцах", как работает нейронная сеть, заявив напоследок что и мы мыслим сходным образом, распознавая образы и делая ассоциации. Даже научившись имитировать мышление, запихнув нейронную сеть в компьютер, далеко не уйдёшь: эти модели оказываются порой на удивление глупы. Спросите у Гугля о ресторане поблизости, кроме Макдональдса, и он выдаст список Макдональсов по соседству. Человеческий рассудок - гибридная система. Распознаватели образов определяют фамильное сходство и собирают статистику. Но есть ещё логический символьный манипулятор, синтезирующий утверждения из концепций и делающий выводы. Чем не Система 2 из книжки Канемана? Эта система освобождает нас от стереотипов и позволяет нам возвышаться в науке, морали и законе.


---------------


Такое впечатление, что наелся столовского салата: вроде бы и полезно, но приготовлено без любви и потому невкусно. Но я честно прочитал до конца и расскажу тоже до конца. До встречи.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!