Серия «рассказы про попаданцев»

6

Попаданец - охотник на маньяков

… Самым забавным было то, что этого хирурга в поликлинике, куда я явился с прокушенным пальцем, я помнил. Он лечил меня в той, прошлой, жизни. Вернее, будет лечить. Или нет: будет лечить через двадцать пять лет в той реальности, откуда я прибыл.

Через двадцать пять лет мне исполнится двадцать четыре... А ещё через восемь я, безвременно погибший, попаду в чужое тело в чужом времени.

Вот ведь история со мной приключилась! Уже тринадцать лет, как я живу в СССР и до сих пор не перестаю удивляться своей судьбе. Про то, откуда явился, я не болтаю: всё равно ведь не поверят, так зачем? Обстоятельства прошлой жизни так и не выветрились из моей памяти. Хоть ночью разбуди: скажу, почём был доллар до 2014 года! Впрочем, эти сведения вряд ли мне понадобятся. Разве только если я протяну ещё четверть века. А это вряд ли: моему здешнему телу за пятьдесят. У этого тела, как выяснилось на рентгене, теперь ещё и сломан один палец на руке. Ну, а учитывая мой род занятий... Боюсь, я паду смертью храбрых ещё до того, как Ельцин скажет, что устал и уходит. Впрочем, он ещё даже по танку не полазил...

Я вышел из поликлиники. День был мрачный, осенний. Под мелким холодным дождём суетились людишки: наверно, спешили со службы, ненужность которой станет очевидна уже вот-вот, или с производства, до закрытия которого остаются считанные месяцы... Или, может, они шли отоваривать талоны на водку и колбасу, ставшие неотъемлемой частью уже перестроенной Меченым жизни... Не знаю. Конечно же, все они верили, что это лишь временные трудности, что СССР и КПСС это навсегда, что все эти народные депутаты и выборы на альтернативной основе схлынут как пена и вернутся благие застойные времена. Я один знал: этого не будет. Я один видел повсюду несомненные признаки приближающегося крушения. Кашпировский уже поселился в телеке, республики бунтовали, Германии объединились, самолёты падали как листья в октябре, а фиксированным ценам в магазинах оставалось... сколько?... год... а то и меньше. Со своими послезнаниями я бы запросто дал фору всем этим доморощенным экстрасенсам. Просто у меня была другая миссия.

Дорогой к дому я вдруг начал вспоминать, как начинал. С трудом осваивался в новом теле, знакомился с родственниками, старательно скрывая от них, что вижу впервые; старался ненароком не сказать какого-нибудь словечка из будущего. Через пару месяцев привык и к жене (её хозяин моего нынешнего тела выбрал ещё много лет назад, до моего попадания). Выучил цены, маршруты трамваев, расписание первого и второго телеканалов и постановления последнего партсъезда. Работу унаследовал от своего реципиента тоже посильную — в школе, учителем русского языка: хорошо, что грамоту я знал, а за тридцать следующих лет она не изменится... В общем, я довольно быстро адаптировался. Тут-то передо мной и стал основной вопрос: в чём была задумка высших сил, заславших меня в брежневскую эпоху? Почему именно я, а не ещё кто? И главное: какая моя миссия?

Сперва я, как любой на моём месте бы наверно, стал раздумывать о сохранении СССР. Время до Перестройки тогда ещё оставалось. В голове промелькнули привычные мысли насчёт ликвидации Горбачёва. К счастью, мне хватило здравомыслия: они исчезли так же оперативно, как появились. Было ясно, что страна обречена, будь во главе неё хоть Гришин, хоть Романов, хоть Лигачёв. Моё «бремя белого человека» в другом состояло. В прошлой жизни я интересовался историями маньяков, врагов народа и прочих особо опасных преступников. Многие из тех, про кого я знал, что в последствии на их совести будет по десять, по двадцать, по тридцать трупов, сейчас ещё мирно ходили в школу, скрывая свою волчью сущность под синими куртками и пионерскими галстуками. Другие ещё даже и не родились: но, зная их историю, я мог найти их будущих матерей, многие из которых были проститутками или просто асоциальными личностями, и спасти Россию от преступников, так скажем, на корню.

Я начал действовать. Ружья не заводил: мороки много, да и найти меня так будет легче. Обходился ножами, иногда ещё использовал верёвку дополнительно. В прошлой жизни у меня имелось образование инженера, что позволило мне вскорости уволиться из школы и пойти работать начальником отдела материально-технического обеспечения на одно предприятие. Работа был связна с разъездами, и это мне понравилось: ведь будущие маньяки, как и их матери, жили в различных частях страны. Не привлекая внимания, я мог по-тихому уводить их в лес под каким-нибудь глупым предлогом и там ликвидировать. Милиция работала из рук вон плохо: объяснить ей, что наделён особым правом очищать Россию-матушку от нечисти, я всё равно не сумел бы, так что тем, как я предупреждаю преступления, не делился.

Хвастаться не буду, но за последние десять лет я очистил землю от более, чем полусотни маньяков и сволочей. Как-то раз прикинул, сколько жизней спас. Вышло, вроде, где-то триста человек. Жаль, что никто из них никогда это не узнает и не поблагодарит меня. Что ж, такова наша участь, безвестных героев...

дальше тут, бесплатно https://author.today/work/252731

Показать полностью
22

Рассказ про злую училку-попаданку

Как думаете, рассказ слишком затянутый? Или слащав-морализаторский? Или норм?

11 «А» принялся мотать мне нервы с самого начала урока. Сперва треть класса позволила себе опоздать на целых 10 минут: дескать, их задержали на физкультуре! Потом, когда я анонсировала контрольную, о которой неделю назад ещё предупреждала, началось нытьё на тему, что контрольных у них якобы сегодня уже было целых две. Особенно активно, разумеется, качали права задние парты, которые начали переговариваться и таращиться в телефоны уже с первой секунды урока. Сидевшие там вульгарные девки, не прочитавшие в жизни ни одной книжки, зато уже умевшие краситься как не-буду-говорить-кто, раздражали меня на каждом уроке. Но сегодня они просто превзошли сами себя: одной хватило ума прокричать через ряд, чтоб ей дали списать геометрию, вторая додумалась включить музыку в самый разгар урока…

В итоге я сказала им, что раз они так хорошо знают свои права, то вместо контрольной получат обычный устный опрос — причём спрошен будет каждый лично. Ну, а раз сказала, то и сделала — до конца урока гоняла этих дебилов по Великой отечественной войне. Правда, пока отвечал один, все остальные не прекращали галдеть и демонстративно заниматься своими делами. Зато и с вопросами сильно мудрить не пришлось: я спокойно задавала по пять раз одну и то же элементарщину, и всё равно получала ответ невпопад или просто бессмысленный взгляд в потолок — обладателям выглаженных интернетами мозгов даже не приходило в голову послушать товарищей или повторить материал за то время, пока до них очередь не дошла…

Под конец урока я была измотана и зла как никогда.

— Яковлев! Какого числа началось контрнаступление под Москвой?

Долговязый парень с наглой физиономией встал и обменялся с окружающими взглядом, говорившим: «Не знаю, чего она хочет».

— Я жду.

— Не дождётесь, — ухмыльнулся Яковлев.

Вокруг него раздалось несколько смешков.

— Ну насчёт твоего воспитания я и так давно в курсе! — Ответила я. — Так что лишний раз не подтверждать его отсутствие. Дату начала контрнаступления под Москвой я услышу? Хотя бы месяц.

— Не услышите.

— А год?

Яковлев бросил на меня такой утомлённый взгляд, словно это я была замучившим его неучем. Потом обвёл взглядом аудиторию, будто ища подсказки. Не нашёл её и ляпнул:

— Ну там это… В тыща девятьсот… Каком-то там…

— Точнее можно?

— Сорок… — Шепнули с галёрки.

— Сорок, — сказал Яковлев.

— А дальше?

— Сорок пятый, — ляпнул он с такой физиономией, как будто бы не отвечал на уроке, а в казино делал ставку.

Чаша моего терпения переполнилась:

— Какой сорок пятый?! Ты, как, с головой, вообще дружишь?! Думаешь, к сорок пятому году всё ещё под Москвой стояли?! Господи, Яковлев, как можно быть таким тёмным?! Это же все знают, все, вообще все!!!

— Да кто все-то?

— Нормальные люди! Не такие, как ты, а с мозгами!

— А я, что, без мозгов, что ли, по-вашему?

— А что, с ними?! По-моему, нет! У кого мозги есть, те в состоянии запомнить подобные элементарные вещи!.. И вообще, Яковлев, к твоему сведению, на этой войне люди погибали ради того, чтоб такие как ты жить могли!

— А я и живу, — буркнул он.

— Живёт он! А толку-то? Школу вот в мае закончишь — а дальше чего? Как ты жить собираешься? Дворником будешь? Да ты ж ни на что не способен!

— Вы не имеете права меня оскорблять, — завёл лоб их обычную песню.

— А я не оскорбляю! Я просто констатирую факт! У нас школа носит имя героя Советского Союза Николая Николаевича Сайкина! И вот такие как ты, Яковлев, действительно оскорбляют! Оскорбляют его память тем, что даже не дают себе труда запомнить год сражения, где он погиб!

— А какая ему разница на том свете?

Я вздохнула. Такому аморальному типу, как Яковлев, толку нет объяснять что-либо. Хоть кол на голове теши. Всё, хватит.

— Ладно, садись, два. Яковлев, Яковлев… Не знаю, как ты жить-то дальше будешь…

— Долго и счастливо. Надеюсь простудиться на ваших похоронах, — отозвался хам.

Общий хохот был прервался звонком. Не дождавшись моих слов, одиннадцатиклассники повскакивали — и через минуту класс был пуст. Ещё спустя минуту на их место начала перекочёвывать новая орда дикарей.

Я прошлась до туалета, потом спустилась в столовую. Там как всегда была очередь. Хотя учителей и пропускали вперёд, времени перемены мне могло хватить только на чай и пирожок — да и то если есть второпях, а не с удовольствием. Честно говоря, я надеялась, что если подкреплюсь, то вернусь в нормальное расположение духа, но этого не вышло. Возмущение тупостью выпускного класса продолжало кипеть внутри, а наглость и безнаказанность Яковлева никак не шли из головы. Не сомневаюсь, что этот остолоп сейчас обедал в соседнем зале, довольный собой, а то и курил где-нибудь в туалете… А я злилась на него и на себя — за то, что не смогла поставить на место зарвавшегося лоботряса, как ни старалась. Жить он долго и счастливо будет, ну-ну… Да лет через десять сопьётся. Ну это если раньше не посадят…

На обратном пути из столовой ко мне привязался второй историк — молодой паренёк, обожающий всякую бюрократию и сходящий с ума от восторга в связи с назначением его председателем подразделения гуманитарных предметов. Он в очередной раз напомнил мне, что я не сдала отчёт по плану празднований юбилея окончания Сталинградской битвы, по внеклассной работе, а также пятьдесят пять поурочных разработок для шестого класса… Настроение моё стало ещё хуже. Кажется, я хотела ответить ему что-то очень грубое, но не решилась, а просто кивнула. Чёртов коллега принял этот бессмысленный жест за мою готовность выслушивать его указивки и дальше:

— И вот еще что. В кабинете у вас не хватает наглядных пособий. Совсем стены голые.

Ключевский с Костомаровым висят…

— Да кому они нужны сейчас! И кто их знает, кроме нас с вами? Комиссия придёт, захочет видеть признаки патриотического воспитания! Надо исторических деятелей повесить. Только, знаете, правильных чтобы! Ну, маршала Жукова…

— У нас и так целый школьный музей по войне.

— Ничего, это лишним не будет! Впрочем, чтоб не повторяться, можно и другого кого… Кто у нас в моде сейчас?.. Вот Столыпин, к примеру! Знаете, у меня возле дома даже бар такой есть — «Столыпин». С твердым знаком на конце! Неплохо, да? Возьмите хорошую фотографию и распечатайте её в формате А3. Лучше, если с цитатой!

— «Им нужны великие потрясения, а мне нужна великая Россия».

— Вот! Отлично! Это сделайте до пятницы, пожалуйста. И подумайте, кто еще будет там в тему смотреться. Героев там всяких… До пятницы только! Хорошо, что я вас встретил, а то скоро педсовет… Вперёд и с песней!

Я пошла обратно, проклиная и второго историка с его дурацкой инициативностью, и себя за то, что не сумела отвертеться от очередных поручений. Как обычно: если уж случается дрянь, то вся сразу! Не дай Бог на последний урок не готовые явятся! Бошки им всем поснимаю! Убью дармоедов!..

…Я поднялась обратно на второй этаж, и тут, около лестницы, опять нос к носу повстречалась с Яковлевым.

Он стоял в компании пары других лбов и говорил с ними о чём-то. Я думала, спокойно пройду мимо, но Яковлев заметил меня в то же мгновение, что и я его. Отвернувшись от друзей, он вдруг посмотрел на меня с такой злостью, с такой ненавистью, какой я ни разу не видела в человеке… А спустя секунду поднял руку, как мне показалось, замахнувшись в мою сторону. Я рефлекторно отстранилась, дёрнулась назад… И поняла, что он вовсе не собирался меня ударить, только тогда, когда утратила опору под ногами и полетела спиною вперёд в неизвестность.

Последней мыслью перед тем, как мой затылок коснулся угла одной из нижних ступенек было: «Ипотеку не закрыла, не успела»…

Очнувшись у подножия лестницы, я немного удивилась, что жива. В следующую секунду удивилась ещё больше: стены вокруг были снизу окрашены тёмным коричневым цветом. Не припомню, какими я привыкла их видеть, но не такими ведь…

Мои думы над этой загадкой прервала незнакомая женщина в строгом костюме, наклонившаяся надо мной, валяющейся вверх тормашками:

— Нина Павловна, как вы? В порядке? Урок вести можете?

— Не знаю… — Сказала я. — Вроде… Наверно, могу…

Вообще, меня зовут Марина Львовна. Понятия не имею, почему меня обозвали Ниной Павловной. Хотя может статься, что от удара об угол мой слух ухудшился, и словом «Нина» мне показалось не вполне чётко выговоренное «Марина». Ну а отчество могли и перепутать… Хуже то, что я совсем не узнаю эту особу. Тридцать лет в нашей школе работаю, знаю тут всех… Неужели от падения у меня отшибло память?! Боже мой…

Незнакомка помогла подняться на ноги.

— Вы, Нина Павловна, впредь осторожнее будьте! А то напугали.

— Простите.

— Да ну что вы! Себя берегите. Ведь вы нам нужны.

«Нужна я кому, ага, как же», — машинально сложилось внутри головы, но язык удержался на месте.

Прозвенел звонок. Незнакомка ушла; обычный гул школьного коридора затих, рекреация опустела. Аккуратно, держась за перила, я принялась подниматься обратно, заново, к себе на второй. Ладно, память на лица отшибло. Но где кабинет мой, я помню. Историю как будто тоже помню. Ну, прорвёмся… Сегодня последний урок остаётся. Отведу его, а там, если лучше не станет, — к врачу…

Я дотащилась до кабинета. Дверь в него почему-то была не такая. Не эта. Не та, что я помню… Впрочем, — я огляделась — и двери остальных тоже оказались как будто новыми. Может, раньше я к ним не приглядывалась просто? В любом случае, урок вести-то надо.

Я вошла. Все встали.

— Здравствуйте, садитесь.

Снова лица незнакомые. Чёрт возьми, ни одного ни узнаю! Вот незадача! Да одеты все странно: в обносках, в старье… А, должно быть, с субботника!

— Рты закрываем!

Физиономии чужие, а поведение, как у всех. Как всегда, нехватка кожи: на жопе при сидении натянулась — и на морде тут же рот открылся.

…Так, странно, а это откуда?

Над задними рядами висел древний транспарант с цитатой из Чернышевского, намалёванный плакатным пером. Помнится, я выбросила его в девяносто шестом году — когда только-только начала заведовать этим кабинетом… Хотя, может, и не выбросила… Дело-то давно было… Может, я куда-то его спрятала, а второй историк уже успел сбегать сюда после нашего разговора и повесить обратно на стену это «патриотическое пособие»?..

Коричневой доске вместо зелёной и портрету Сталина над ней я даже уже и не удивилась. Ну, Сталин, значит, Сталин. Значит, надо так. Такая установка. Видимо, оформление кабинета новыми наглядными материалами действительно уже успели начать в то время, пока я валялась у лестницы вверх тормашками… Интересно: это значит, что самой насчёт портретов уже можно не напрягаться?..

Впрочем, ладно, сейчас главное не это.

Чтобы долго не молчать и не вызвать подозрений, я велела дежурному вымыть доску, ещё раз (безуспешно) потребовала тишины в классе, а сама тем временем села за стол и заглянула в раскрытый журнал. Так, последняя тема была «Революция 1905 года». Значит, дальше Думы, партии, аграрная реформа. Слава Богу, историю я не забыла. Вот сейчас поспрашиваю, выясню, докуда добрались, потом продолжу… Господи, да что ж они гудят с первой минуты и никак не затыкаются?! Да класс такой большой, все парты заняты! А это что, матом ругаются там, на Камчатке?! Совсем обалдели?! Или мне от падения это мерещится?..

Я подняла глаза на продолжающий гомонить класс. В ту же секунду с третьего ряда на первый перелетел ком бумаги; какая-то девчонка повернулась и ударила соседа, сидящего сзади, учебником по голове; кто-то громко взвизгнул и потребовал не тыкать его в спину; а парень, сидящий за ближайшей ко мне партой, прошептал что-то своей соседке на ухо и тут же расхохотался, увидев, как краснеют её щёки. Этот последний взбесил меня больше других. К тому же его наглая физиономия показалась мне отчего-то знакомой. Так что я, не долго думая, сказала:

— Что, нам весело, да? В цирк пришёл, да? Ну-ка встал и к доске быстро!

Парень нехотя встал и сделал несколько шагов, отделяющие его от требуемого места. Около половины класса заткнулись и с любопытством, как мне показалось, принялись наблюдать за происходящим.

— Вопрос первый. Что было 9 января 1905 года? — Задала я первое попавшееся.

Парень закатил глаза. Потом немного помычал. Потом улыбнулся, как будто пытаясь очаровать меня. Потом выдал:

— Полагаю… Было холодно!

Класс расхохотался.

— Очень остроумно! А ещё что тогда было? Что из важного?

— Да батя мой родился в этот день! — Крикнул рыжий пацан с третей парты.

Господи, как они все меня бесят! Я не помню этот класс, но по ощущениям похоже на 11-й «Б» — только он может сравниться с 11-м «А» в мотании нервов! Ну и морды у них взрослые, всем лет по восемнадцать… Хотя, судя по теме урока, скорее десятый…

— Ладно, а что было 17 октября 1905 года? — снова я обратилась с маявшемуся у доски лоботрясу.

Тот начал качаться на месте. Состроил мне глазки. Потом крикнул в зал:

— Эй, народ! У кого в этот день кто родился?

Снова послышались смешки, но уже немногочисленные.

— Если собираешься быть клоуном, то придумай что-нибудь поинтереснее, — заметила я. — Во второй раз та же шутка не смешна.

— Не собираюсь я клоуном быть никаким, — лоботряс помрачнел. — Вы нормальные вопросы задавайте, а не эти! Почему я должен помнить какие-то дурацкие числа? Может, ещё спросите, в котором часу?!

— Так, давай не пререкаться! Если б ты учил хоть-нибудь, то знал бы, что манифест Николая II от 17 октября иначе, как по его дате, не называют!

— А зачем это мне надо учить всякие манифесты всяких там Николаев Кровавых? Небось, не при царизме-то живём! Как будто учить больше нечего!

— Потому что надо знать прошлое своей страны, чтобы быть гражданином, а не амёбой! Уважать людей, которые, например, погибли за то, чтобы жили такие, как ты!

— Николашка за меня погиб? Вот новость! — Парень усмехнулся. Аудитория поддержала его одобрительным и весёлым гулом.

— Ладно, проехали. Кто такой был Гапон?

— Гапон был поп.

— Ну хоть что-то! А дальше? Где он участвовал?

— Известно, где! — Парень вновь ухмыльнулся и явно стрельнул в меня глазками. — Участвовал в одурманивании народных масс, как и все попы!

— Так, ну хватит! В остроумии упражняться — в другом месте! Ставлю два и садись!

— Чего «два»?

— Нина Павловна ставит тебе два ведра водки! — выдал очередной остроумец с последней парты.

Я попыталась поставить его на место, но без особенного успеха. Класс снова хохотал, а новоявленный клоун у доски стоял как вкопанный. На самой Камчатке то ли мне показалось, то ли на самом деле, играли в карты.

— Садись, говорю!

— Так какая отметка-то?

— Два!

— Что за «два»?

— Слушай, хватит дурака из себя строить! Если думаешь, что это выглядит смешно, я разочарую: это выглядит по-идиотски! И вообще, — продолжила я, когда клоун, надувшись, уселся обратно на место. — Вот вы все тут, казалось бы, взрослые люди. Могли бы уже и работать пойти, не сидеть тут за партами! Но нет же, всё играете, как маленькие! Хиханьки да хаханьки вам всё! А жить как будете?

— Долго и счастливо, — буркнул сидящий напротив меня обладатель двойки.

— Сомневаюсь, — не сдержалась я. — Фамилия?

— А вы не сомневайтесь. Сайкин, Коля.

Я потянулась за ручкой и вдруг обнаружила, что на столе нет ни одной нормальной: только перьевая да чернильница. Ничего не понимаю… А в журнале-то чем пишут, не пером же? Из клеточек оценок на меня вместо цифр смотрели какие-то буквы: «пл», «х», «отл» и другие, выведенные чужой, умело обращающейся с чернилами, рукою. Что за?.. Закрыла журнал. Под ним шариковой ручки тоже не было.

А на обложке журнала написано было: «10 Д класс. 1940-1941 учебный год»

Дрожащими руками я отбросила журнал. Заглянула в голубые глаза Сайкина. Посмотрела на рыжего парня, чей батя родился в Кровавое воскресенье. Перевела взгляд на остряка, ляпнувшего про водку. Посмотрела на каждого в классе… Да ведь это же… Они же… Неужели…

Заметив, что со мной что-то не то, весь класс замолк, а картёжники спрятали карты.

В воцарившейся тишине я дрожащим голосом начала давать новую тему:

— «Столыпинская реакция»… Столыпин, ребятки, был вешатель… Но про него всё равно надо знать и учить… Это, милые, вам в жизни пригодится… В вашей долго и счастливой, вот увидите…

Если вам понравилось, как я пишу, вот тут есть другие работы

Показать полностью
49

Рассказ про попаданца наоборот

Василий Иннокентьевич Двухвостов, владелец пяти тысяч душ, десяти лошадей и модного восточного халата, на досуге любил сыграть в штосс да о судьбах России словечком-другим перекинуться. После того, как он вышел в отставку в чине статского советника, выдал замуж дочерей, проводил старшего сына в Петербург, а младшего — в очередную турецкую кампанию, этого досуга стало столько, что хоть целый день играй в картишки. Вот только без партнеров в этом деле было никак. Мог Василий Иннокентьевич играть с женой, конечно, но это было не то, в такой внутрисемейной игре не было должного азарта, подобающего салонным развлечениям. Да и разговор о том, Европа ли Россия, или свой у неё путь, другой какой-то, поддержать Поликсена Сократовна не умела. К счастью в соседнем селе, в Заозёровке, как раз находился хозяин, Илья Константинович, гвардейский подполковник, то есть, ровня. Ну, а давний друг Сергей Сергеич Басов, тоже, по счастью, в имение на время приехал. Поэтому Василий Иннокентьевич отправил Прошку в Басовку, а Ваську — в Заозёровку, чтобы пригласить гостей на ужин, на игру и на беседу об испортившихся нравах молодёжи.

И надо же было этой неприятности произойти именно сегодня, когда и обеденный, и ломберный столы уже ждали едоков и игроков, а Василий Иннокентьевич даже мысленно речь подготовил о том, что у России есть путь свой собственный, и потому мужиков отпускать — не дай Боже!

Именно сегодня...

Впрочем, неприятности никогда не происходят вовремя.

С другой стороны, может быть, это было не так уж и плохо. С соседями он сможет посоветоваться. Ситуация-то неординарная, прямо скажем! Поликсена Сократовна тут не помощник: ей вообще лучше не знать о приключившемся. А то сердцем плохо станет, так за доктором придётся посылать в самый Симбирск — и всё убытки. Да и не большого она ума, всё одно ничего путного не скажет. А Басов с Заозёрским сказать могут. Не поверят, конечно, сначала. Но как увидят своими глазами — так, глядишь, у них в голове и зашевелится. Втроём авось придумают, что делать...

— Едут, едут! — крикнул Прошка. — Их высоблагородие пожаловали, Сергей Сергеич!

Двухвостов бросил взгляд в окно, действительно увидел коляску Басова, и пошёл его встречать.

Через десять минут два помещика уже расположились в столовой, а Прошка был отправлен сказать повару, чтоб подавали закуски.

— Ну что там в Петербурге говорят, какие новости? — завёл Василий Иннокентьевич светскую беседу, не спеша говорить о том, что беспокоило его по-настоящему.

— Пишут, англичане Соловецкий монастырь бомбили. Да ещё какой-то город в тех местах.

— Это им ещё зачем? — Двухвостов нахмурился.

— Известно: за турка нам мстят.

— Да уж... От англичанки только пакостей и жди.

— Только нам нипочём эти пакости. Ушла англичанка с Белого моря несолоно хлебавши. И Петропавловск от них наши тоже отбили.

— Оно и понятно! — Двухвостов развеселился. — Отродясь еще такого не бывало, чтобы нашим богатырям-то и битыми быть! Врёшь, не возьмёшь нас! Знаешь, что, Сергей Сергеич? Мне ведь когда года три было, я у Кутузова у самого на коленях сидел! Он меня «мон пти шери» звал, по головке гладил... Тогда англичане за нас были...

— А нынче к Севастополю идут с французами заодно, — завершил за хозяина гость.

— К Севастополю?!

— Да, натурально. В Крыму их десант был.

— Царица Небесная! Что ж это в мире творится?! Все, что ль, с ума посходили?!

— Суа транкиль, Василий Иннокентьевич, будьте покойны! Вот увидите, там англичанка еще раз по шапке получит. А коли мы большого-то Наполеона гнали аж до Парижа, нешто нынешного, мелкого, не сможем?

— Сможем, сможем, обязательно! — сказал Двухвостов весело.

Оптимизм визитёра передался ему, и даже беспокойство по поводу неординарного феномена, как назвал его хозяин про себя, чуть отпустило. Тут закуски как раз принесли. Повар Филимон, выигранный в карты ещё при прежнем государе батюшкой Василия Иннокентьевича и не подводивший ещё ни разу, порадовал и сегодня. Так что, когда гость спросил, как дела у Двухвостова, то наконец-то решился и вывалил:

— Уж не знаю, с чего и начать-то, Сергей Сергеич, да только у меня тут диво дивное твориться, чудо чудное! Мужики человеческим голосом заговорили!

— Что, все?

— Нет, пока что один. И того мне довольно.

— И что ж, по-французски?

— Бог миловал. По-русски. Но не по-мужицки, дорогой Сергей Сергеич! По-другому!

— Это ж как же, по-другому-то?

— Не могу сказать, как именно, — ответил хозяин. — Да только одно знаю: мужикам так говорить не полагается.

Басов был заинтригован. Для того, чтоб изложить ему всё в точности (а как просить совета, если не ввести толком советчика в курс дела?) Василий Иннокетьевич велел рассказать про всё Прошке: ведь именно от него, своего камердинера, Двухвостов сам узнал про феномен.

— Стало быть, Ваше Высокоблагородие, был у нас тут в деревне такой Гаврилка, — принялся рассказывать камердинера. — Гаврилка, сын Степана, моего родного дядьки. С неделю назад занемог он, в горячке лежал. С каждым днём ему всё хуже было. Ну, решили, не жилец. Уж и брат ему гроб сколотил. Вдруг вчера просыпается — жив и здоров-здоровёхонек!

— Ну?! — сказал Басов. — Не врёшь?

— Ей-Богу, не вру, барин! Не иначе, как Богородица над ним смилостивилась. Вернулся, одно слово, с того света. Да только вернулся как будто бы он — и не он.

— Это как же?

— А вот. Наш Гаврилка, он что был? Мужик как мужик. Грамоте не обучен, смирный, работящий, в Бога веровал. Окромя жены, руку ни на кого ни разу не поднимал. Подушную подать платил за себя и за брата. А тут как подменили! Принялся вопросы задавать такие, словно то ли сам рехнулся, то ли остальных всех полоумными считает: народе «Какой сейчас год?» или «Где мы находимся?». Начал чваниться, смотреть на всех эдак, как будто бы первый раз видит. Слова говорит петербургские, умные: я их слыхал от господ, а в деревне их знать-то не знают! Да складно говорит, как по бумаге!

— А что говорит-то?

— Говорит, барин, что-де он не отсюда, нам не ровня. Мол, живём мы все не так и не-правильному. А он-де один только знает, как надо.

— Каков, а? — заметил хозяин.

— Ну и как же, он, считает, правильно? — с любопытством поинтересовался Сергей Сергеевич.

— Дозвольте, Ваше Высоблагородие, мне того не пересказывать! Стыдно мне эту крамолу повторять! Язык не повернётся.

— И то верно! — заметил Двухвостов. — Нечего повторять всякую пель-мель за интелихентами! Так недолго и в солдаты загреметь. Где он сейчас, ваш Гаврилка?

— Заперли, барин, в людской, как велели.

— Ну и славно. Теперь вы с Васькой сюда его ведите. Только крепче держите, не дайте ему убежать!

— Будет сделано-с.

Прошка ушёл.

— Вот такой вот феномен, — сказал Двухвостов. — Ума не приложу, что мне с ним делать.

— Н-да, — сказал Сергей Сергеич.

Взял на вилку малосольный огурец и принялся рассматривать его со всех сторон, словно в рассуждении о феномене. Двухвостову кусок в горло не шёл. Он немного подождал, не скажет ли гость что-нибудь полезное о феномене прямо сейчас — ну вдруг в Петербурге такая болезнь мужиков уже стала известна и вдруг от неё есть лекарство... Но Басов молчал.

Наконец, Васька с Прошкой ввели феномена.

дальше тут (бесплатно) https://author.today/work/252731

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!