Ответ на пост «А детям каково слышать такое от учителей?»
Не оправдывая учителя прошу на ситуацию смотреть шире.
В России очень сильно распространена инертность мышления, которая реально мешает жить. Ещё с советских времен очень почетно иметь высшее образование, поэтому 11 классов и ВУЗ.
Проблема в том, что такое количество специалистов с высшим образованием стране просто не нужно и фактически нужно сократить число ВУЗов примерно на 80% (если к процессу подойти грамотно, а не как обычно).
Предсказывая негативную реакцию поясню:
Высшее и среднеспециальное образование здорового человека отличается тем, что специалист с высшим образованием помимо профессиональных знаний получает так называемые академические знания - то есть теория, которая нужна исключительно для научной и управленческой деятельности. То есть если сотрудник не является начальником или научным сотрудником, то он просто зря тратит 4 года своей жизни (2 года школы + 2 года дополнительно в ВУЗе) и за это время получает абсолютно не нужные ему в жизни знания. При этом стоимость обучения в эти 4 года это нихрена не дешевое удовольствие ни для государства, ни для родителей.
Поэтому уже несколько лет спускаются директивы - как можно меньше учащихся 10 класса. Где-то этот процесс проводят мягко, где-то (как в посте) учителя не заморачиваются с выражениями.
Вторая беда родителей - это святая уверенность в гениальности своего ребенка, даже если он полный и эталонный идиот. За время работы в образовании я на такое насмотрелся. По факту не более 5% учеников (и с каждым годом всё меньше) обычных школ могут полноценно освоить нормальную программу высшего образования и стать полноценными специалистами.
Если брать объективное сравнение с советским образованием, то на школьном уровне объём знаний у современного школьника в лучшем случае дотягивает до 80 % советского (так же у своих детей можете вычитать 2 балла и получать оценки, которые они получили бы в 90-е). Это связано с двумя факторами:
1. Качество образовательного материала. Во-первых издание учебников сегодня - это бизнес. Причём с учётом всех обстоятельств - крайне выгодный бизнес. Из-за этого современные ФГОСовские учебники... Нет, попадаются среди них хорошие и качественные, но именно что попадаются. Во-вторых учитель сегодня - не престижная и крайне низкооплачиваемая работа. Как итог - основную массу учителей составляют те, кого продавцами не взяли, но опять же попадаются и идейные педагоги с очень высоким уровнем.
2. Дополнительные вредные предметы. В угоду какой-то политике в школьную программу добавлены региональные предметы (которые де-факто являются отличной площадкой для экстремизма) и предметы религиозной направленности. Они занимают часы, но для формирования профессиональной составляющей они бесполезны.
По факту без репетиторов, который могут обеспечить "советский" уровень образования в нормальном ВУЗе делать нечего.
Теперь сами ВУЗы. И это даже не в отдаленном приближении СССР. Ещё лет 12 - 15 назад ценность диплома обычного ВУЗа уже снизилась до ценности бумаги на котором этот диплом напечатан.
Сегодня у педагога среднестатистического ВУЗа з/п в лучшем случае дотягивает до 40 - 50 % от з/п профильного специалиста, а по ряду специальностей не превышает 20 %, что приводит нас к пониманию того, кто именно в средних ВУЗ/ССУЗ преподаёт.
Ситуацию усугубляет вопрос опыта педагога. Когда я 20 лет назад получал высшее образование, у нас ВСЕ педагоги имели минимум 5 - 7 лет профильного опыта работы, при этом 80 % продолжали работать во время учёбы. То есть что нужно именно сегодня, что не нужно на чём и как акцентировать внимание, всё бралось из личного опыта, который был получен буквально вчера на конкретной рабочей задаче. Сейчас много педагогов практического опыта не имеют, а теорию берут со времен последнего опытного сотрудника. Качество материала при этом...
Мои ученики (выпущенные с допобразования) уже успели поучиться в ВУЗах. Мы обсуждали программы, материалы и т.п. Сегодня в среднем 65 - 70 % программы ВУЗа пригодятся только для сдачи зачета/экзамена. Ещё 15 - 20 % норм, но нужно актуализировать и только порядка 10 % знаний реально пригодятся на работе. При этом обычный среднестатистический ВУЗ в лучшем случае даст 30% знаний и 1 % умений и навыков которые нужны для удовлетворительного выполнения должностных обязанностей.
Думайте сами, решайте сами...