Большие игры
2 поста
2 поста
Эффект Зловещей Долины — явление, основанное на том, что объект выглядящий или действующий примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей.
У меня была такая книга в детстве, в 90-е. Из-за неё полюбил и жанр анекдотов, и понял что историю нужно изучать не как в школе, даты зубря, а через понимание как люди жили, чем люди жили. И про что шутили.
Со случайных страниц:
Коммунизм – это советская власть плюс электрификация.
Отсюда следует: советская власть – это коммунизм минус электрификация.
Или: электрификация – это коммунизм минус советская власть.
Житель Западной Украины вступает в партию. Его спрашивают:
– Вы себе коммунизм, нашу главную задачу представляете?
– Та це таке гарне життя, коли у сим так добре буде жити… Ну, як було при Польше!
Малыш спросил у Хрущева:
– Правда, что вы запустили спутники и сельское хозяйство?
– А кто тебе это сказал ?
– Папа.
– Скажи своему папе, что я умею сажать не только кукурузу!
Армянское радио:
– Может ли в Китае возникнуть культ личности ?
– Нет, председатель Мао этого не допустит.
– Что такое агрессия?
– Это если одно государство нападает на другое без разрешения СССР.
– Есть ли у вас родственники за границей?
– Нет.
– Не отпирайтесь, у вас дядя в Израиле, нам это известно.
– Так это я за границей, а не он!
– Как жизнь?
– Бьет ключом. И все по голове!
Социологический опрос:
– Где вы родились?
– В Санкт-Петербурге.
– Где ходили в школу?
– В Петрограде.
– Где проживаете сейчас?
– В Ленинграде.
– Где хотели бы жить?
– В Санкт-Петербурге.
А по Пикабу антропологи будущего напишут Историю России в Мемах (а может, и всю мировую).
* (на некоторое время)
На фоне циничного реализма (описанного в прошлой статье) хочется верить, что мир может быть устроен иначе — без вечных войн, гонок вооружений и холодного расчёта. На этой вере и выросла другая школа международных отношений — идеализм.
В западной литературе он чаще называется либерализмом, но это не про внутреннюю политику, а про веру в то, что мир возможен, если правильно выстроить отношения между странами. Не на силе, а на идеях, выгоде и правилах.
Если реализм говорит:
Клепай быстрее юниты и отправляй на чужую базу, пока оттуда не прибежали к тебе!
то идеализм отвечает:
Давайте пока базы просто по фану поразвиваем.
Если все будут думать одинаково — войны не будет.
Возможно, не самое жизнеспособное предположение, но оно вдохновляло умы целых эпох.
Суть этой идеи проста: единая идеология (или религия) = единый мир. Если все государства придерживаются одинаковых ценностей, то конфликты исчезают — ведь не с кем спорить. Зачем воевать с тем, кто мыслит как ты?
Из этого выросло сразу несколько мировых проектов:
либеральный идеализм: идея, что установление либеральной демократии по всему миру приведёт к вечному миру и «концу истории» (по Фукуяме)
коммунистический интернационализм: вера, что «пожар мировой революции» очистит планету и приведёт к всеобщей коммунистической утопии
теократические союзы — попытки объединить человечество (или его часть) под единым знаменем веры
Эти идеи разбились о реальность — но не бесследно. История показала, что страны с общей идеологией действительно воюют между собой реже. Но объединить весь мир не удавалось никому (и, наверное, это хорошо) — получалось создать идеологические или религиозные союзы, существующие дольше конъюнктурных объединений.
Современный аналог этой логики прослеживается как в проекте зелёного ультраглобализма, так и в идее многополярности.
Ультраглобалисты предлагают взять за общий знаменатель заботу об окружающие среде, снижение эмиссий и борьбу с общим врагом — глобальным потеплением.
Многополярность же стремится быть идеологией без идеологии: здесь общая идея — взаимное уважение к суверенитету и признание разных исторических путей.
Что из этого выйдет? Как и прежде, именно поиск «общей идеи» становится фундаментом для новых попыток построить устойчивый мир.
Никто не будет убивать гуся, несущего золотые яйца.
В данном случае идеализм является и прагматизмом одновременно, но прагматизмом идеализированным. Один из самых живучих подходов: если все торгуют и зарабатывают — то никто и не захочет воевать.
Каждая страна специализируется на том, что у неё получается лучше, обмен идёт взаимовыгодно, и всё человечество богатеет.
Экономическая взаимозависимость превращается в гарантию мира: «ведь война теперь всем невыгодна».
История же говорит иначе. Торговля действительно создаёт периоды процветания и взаимного интереса, но эти периоды кончаются, когда:
наступает кризис, и гусь международной торговли перестаёт нести яйца — тогда его отправляют под нож;
свободная торговля превращается в монополию, когда один игрок начинает диктовать условия остальным (ничего не напоминает?).
Мир в логике рыночного идеализма — это не мир в привычном смысле, а просто перемирие до следующего экономического дисбаланса.
Если все договорились о правилах — игра будет честной.
Третий путь — не вера в идеи или торговлю, а в институты.
Международные организации, пакты, договоры, конвенции — всё это попытки закрепить хрупкий мир на бумаге.
Создать систему, где споры решаются через суды и собрания, а не через армии. Закрепить глобальную систему сдержек и противовесов.
ООН, ВТО, МВФ, НАТО, ЕС — дети этой логики.
Проблема в том, что как и все человеческие системы, институты со временем изнашиваются.
Договоры теряют актуальность, правила перестают быть универсальными, влияние внутри структур перераспределяется — и вот уже бывший арбитр подыгрывает одной стороне.
Фраза "мир основанный на правилах", после окончания срока годности этих правил, звучит как издёвка.
Исторический цикл повторяется:
старые институты рушатся вместе с очередным кризисом,
новые вырастают на обломках,
и мир снова входит в фазу относительного спокойствия — до следующего сбоя системы.
Общий знаменатель всех форм идеализма — они работают.
Правда, не вечно.
Комбинация форм идеализма даёт человечеству как длинные эпохи относительного мира — от «долгого XIX века» до глобализации конца XX-го, так и крепкие долгосрочные союзы.
Раз за разом человечество выстраивает идеалистические конструкции — и раз за разом они ломаются, уступая место реалистическому хаосу.
И из этого хаоса потом снова рождаются новые идеалы, новые формы мироустройства, новые попытки «навсегда закончить войны».
Каждый новый мир начинается с мечты о том, что старые войны больше не повторятся.
Можно сказать, реализм и идеализм — это вдох и выдох мировой геополитики.
Я вот поддерживаю процитированного оратора:
1) Культура - это как река, собираемая из многих ручейков во всё больший и больший поток. Невозможно отделить дальше по течению, вырезать кусок реки - всё переплетено и перемешано. Также невозможно найти основу культуры, какой угодно - взять хоть русскую/славянскую, или еврейскую - в начале вы найдете просто множество племен, которые уже история соединила в некий единый культурный поток, который обогащается потоками, а не обедняется.
2) Православные не воспитываются по Библии - поспрашивайте кто из верующих вообще её читал. А сама христианская традиция во многом греческая, а православная - тем более. Понимание богословия, обычаи, службы, философия - всё у нас греко-византийское (+1000 лет адаптации), а уж с ними у нас культурная связь прямая, много шире религии.
3) Да, в Библии дичи много, особенно в Ветхом Завете. И тут вопрос как это трактовать - начиная от того что за мир был до Нового Завета. И это соответствует вашему тезису тому что "они вытворяют": это вы как раз про тех кто Новый Завет не принял.
4) У нас в народе говорят "Научи дурака Богу молиться, он и лоб расшибет". И расшибают - о религии и идеологии. При этом, и коммунизм, и православие, и язычество - часть нашей истории, как и ислам, кстати (вы же не славянист-националист, надеюсь), с буддизмом, шаманизмом и иудаизмом, кстати. И в каждом найдёте расшибателей лба.
5) Про остановку посева чужого менталитета в 1917 - тут прямо удивительно. Немецкий еврей Маркс и немец Энгельс, конечно, совсем не причём.
По комментам в предыдущем посте стало понятно что вопрос "дружбы народов" весьма неоднозначно воспринимается, а значит - есть о чем написать.
И неоднозначен он в общем и целом - нет единой теории международных отношений, есть школы и течения. То есть, сами страны (лидеры, стратеги, аналитики) смотрят на отношения с разных колоколен.
Человек человеку - волк, а государство государству - гидралиск.
В этом вся суть реализма в том, что есть большая геополитическая игра, в которой кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. То есть, международные отношения рассматриваются как игра с нулевой суммой. Например, нет новых территорий для освоения - их можно только забрать у кого-то. Как и шире - зоны влияния все поделены. Расширить можно отняв у кого-то. Ресурсы? То же самое. Никакой дружбы в такой парадигме быть не может, разве что вынужденные союзы (та самая "дружба против кого-то"), а также вассальные и колониальные отношения.
И если такой циничный взгляд сложно представить (в том плане, как же можно так рассуждать - неужели нельзя быть "нормальным человеком" и следовать гуманистическим принципам) - подумайте как вы рассуждаете играя в игры вроде Civilization. Помножьте это на уровень ставок реального мира: проигрыш значит обречение себя и своих сограждан на очень тяжелую судьбу, вплоть до полного уничтожения.
Можно, конечно, как простому обывателю, просто закрыть глаза или заниматься бесконечным осуждением, но поскольку это фундамент мироустройства с начала времён, то предлагаю рассмотреть основные течения реализма.
Либо мы их, либо они нас.
Это наиболее жесткая форма реализма, да и всех основных школ и течений. Нужно использовать любую возможность расширится, занять новые позиции - пока их не заняли враги. Потеряешь стратегическую инициативу - через несколько ходов потеряешь всё.
Эта логика особенна характерна для колониальных держав, особенно в период формирования или дефицита ресурсов. И, в целом, понятно что здесь не может быть даже равных альянсов - кто-то должен расширяться и доминировать.
Дефицит ресурсов - зачастую решающий фактор выбора этой стратегии, ведь если они кончатся то это и есть конец (при таком-то подходе).
Война с собственным отражением - тоже фактор:
Если они рассуждают так же как и мы - значит они хотят нас уничтожить
А вообще, это логика rush-стратегии: либо ты первым построишь армию и захватишь соперника, либо через пару ходов он сделает то же самое с тобой
Кто к нам с чем придёт - вот от этого и погибнет
Идея та же, но допускается что за пределами державы могут существовать и другие - главное чтобы они не имели возможность захватить нас. Это мышление характерно для наземных империй - зачем пытаться захватить и подчинить всех, если можно создать крепость, в которую извне не проникнуть, и которая имеет всё внутри - ресурсы, сельхоз, производство, общество и культуру.
Мы же не хотим, вот совсем не хотим - но можем и повторить
Военная сила в данном случае используется для отпугивания других реалистов. Захватчиков - понятное дело, но и других оборонщиков - они вполне могут подумать что оттяпать кусок от вас будет стратегическим преимуществом для собственной обороны.
Si vis pacem, para bellum (Если хочешь мира, готовься к войне)
В общем, такой стиль turtle в RTS: ты строишь стены, башни, укрепляешь экономику, и пусть враги бьются об твои укрепления.
Грань, конечно, между течениями тонкая - захватнические войны ради обороны, или периоды обороны чтобы готовится к дальнейшему расширению.
Но, если смотреть на больших временных отрезках - что первично, что вторично становится достаточно очевидным. При обороне ищется оптимум - как максимизировать целостность и устойчивость, минимизировав внешние угрозы. При нападении: "пришел, увидел, победил".
Если соседи ссорятся поутру - у кого-то из них свечера побывал англичанин.
/старая ирландская поговорка/
Зачем делать ставку на бесконечную войну, если нужны периоды восстановления и внутреннего развития? Зачем на эти периоды закрываться, уходя в глухую оборону? Зачем воевать своими руками, в конце-то концов? Вместо всего этого можно выстроить такую систему международных отношений, в которой ты сам оказываешься в домике, а воюют другие - и ослабляют друг друга. Бесконечно натравливая одних против других можно всё время оказываться впереди.
Помоги слабому!
Это очень важная черта такой стратегии. Странно, да? Но именно так и выходит: помощь слабой стороне позволяет заработать её лояльность. А какому-нибудь сильному соседу это, конечно, не понравится. И выглядишь хорошо для всего мира, и минимальными усилиями можно добиться конфликта, ослабляющего сильную сторону. Просто идеально!
Бесконечно натравливая одних против других можно всё время оказываться впереди. Это и есть классический баланс сил - фундаментальная идея структурного реализма. И современный мир в этом легко узнаваем. Индия-Пакистан, Израиль-Иран, уверен можно легко найти ещё примеры. Управляемый хаос, когда регион просто дестабилизируется и уже непонятно кто чей и за кого - тоже работающий подход.
Но, это одна из стратегий в рамках структурного реализма - есть и другие стратегии.
Я свою квартиру никому не отдам!
/из к.ф. "Служебный роман"/
Например, логика мультиполярности, в которой мир разделён на зоны влияния. Контрстратегия системному гегемону заключается в том чтобы сбалансировать мир из оборонщиков, которые удерживают свои зоны влияния - разделив мир так, чтобы нападение друг на друга было бы делом сложным и бесперспективным, оборона простой (географически и логистически), включая защиту периферии и буферных зон между полюсами от описанного ранее геополитического саботажа (чтобы периферия была так ослаблена или привязана к ядру, чтобы даже спонсировать конфликт было бессмысленно). Мир в таком состоянии был уже много раз - это скорее нормальное положение дел.
Мир реализма суров и жесток - и в нём сложно представить что-то что можно назвать "дружбой народов", максимум чего можно добиться - периодов мирного сосуществования. Но рано или поздно баланс сил меняется - и даже мирное сосуществование заканчивается. И после этого раз за разом человечество мечтает создать лучший мир, и в каком-то смысле это получается. Возникают периоды относительной стабильности (часто локальной по пространству, и всегда - по времени), когда геополитика и реализм становится чем-то архаичным, пережитком прошлого (а на самом деле, просто процессы затормаживаются и становятся малозаметными), и на передний план выходят другие формы отношений - основанные на идеализме.
Вот про него - в следующий раз.
Можно ли дружить с США или нет, и возможно ли это - в реальности, ответ на этот вопрос гораздо сложнее чем простое "да" или "нет".
1. С США мы дружили. Российская Империя помогала в войне за независимость, да и после - дружили против Британцев достаточно долго. Это было, как минимум, в геополитических интересах РИ: ослаблять Британию таким образом. Эти отношения были противовесом Европе, да и торговля шла.
2. С СССР всё стало сложнее - идеологически. Но настоящее противостояние началось после Второй Мировой. Тут важный момент что Вторая Мировая окончательно добила Британскую Империю. И её остатки перешли под управление США, а британские элиты встроились в американские, то же случилось и с европейскими.
3. Про Европу отдельно - по сути её разделили всю (а не только Германию) на Запад и Восток, не особо спрашивая кто куда хочет, и хочет ли вообще. Скажу мягко - некоторые говорят что Соц. Лагерь в Европе - это результат оккупации, тогда с Западом - ровно то же самое, это оккупация Америкой. Только после крушения Берлинской Стены и распада СССР страны бывшего Соц. Лагеря получили полную вольницу, а оккупационный войска из Запада никто не вывел. Эти оккупационные войска называются НАТО. Недавно вот дань подняли - от 2% до 5% от ВВП к 2035.
4. По похожим схемам работают много с кем. Например, Япония так же оккупированная по результатам Второй Мировой. Ближний восток - отдельная песня, как и цветные революции, и т.п., но если подходы другие, то результат похожий. "Мы крышуем - вы платите". Но снаружи это либерализм, демократия и свободный бизнес.
Тут много ещё расписывать, но мысль простая - США стала тем, с чем боролась изначально, и вобрала в себя колониальные практики Британской Империи. Такая историческая ирония часто встречается, кстати.
Так вот - можно ли дружить? С наследницей Британской Империи - нет, так как интересы несовместимы. Но США предали сами себя, свою суть и свой исторический путь. По Доктрине Монро основные интересы США распространяются на Америку. И основа этих интересов это даже не влияние там, у себя, это антиколониализм. Это недопущение Британцев и континентальных Европейцев в Западное полушарие.
Так что вопрос - вернутся ли они на свой исторический путь. И если есть шанс - можно помогать, но только осторожно. Кинуть могут в любой момент. А до полноценной дружбы ещё далеко.
Тут ещё в копилку нужно добавить что США - христианская страна. И консервативные свободы - это свободы в рамках христианства. То что творится сейчас - это ещё одно предательство самих себя. При возврате и внутренней сущности - всё может стать по-другому. Но на это потребуются десятилетия, если не поколения.