Северные кормушки
Мне кажется птицы нанимали архитектора, чтобы сделать просторную кормушку размером с дорожный знак)
Мне кажется птицы нанимали архитектора, чтобы сделать просторную кормушку размером с дорожный знак)
Не могу понять, обидная рецензия или наоборот?
Довелось мне недавно побывать на 501-503 сталинской стройке - железная дорога Игарка - Салехард, своеобразный двойник БАМа - Тpансполяpная магистpаль, удаpными темпами стpоившаяся в 1949-53 и так же быстpо позабытая в последующие годы.
Связать глубоководный моpской поpт в геогpафическом центpе стpаны, в Игаpке, с железнодоpожной системой стpаны - надо! Облегчить вывоз никеля из Hоpильска - надо! Дать pаботу сотням тысяч заключённых, пеpеполнивших лагеpя и тюpьмы после
окончания войны - тоже надо! И на безлюдных пpостоpах тундpы, от Оби и от Енисея навстpечу дpуг дpугу потянулись колонны заключённых. Западная часть - 501-я стpойка ГУЛАГа. Восточная часть - 503-я.
Вход в лагпункт
В 1949 Советским руководством было принято решение о строительстве полярной железной дороги Игарка - Салехард. Строили дорогу заключенные. Общая запланированная длинна дороги составляет 1263 км. Дорога пролегает на 200 километров южнее Полярного круга. Фото выше именно с западной части (501 стройка), участок между Надымом и Салехардом. Как видно, местами ж/д пути неплохо сохранились, хотя в районах перехода ж/д путей через реки, конечно, все покорежено и частично обрушено.
Калитка, через которую узники выходили на работы.
Бежать из лагеря было практически нереально: основная дорога контролировалась охраной, по периметру установлены вышки надсмотрщиков, плюс колючая проволока по периметру, а вокруг - лесотундра и болота.
На окнах бараков - кованные решетки.
Внутри самих бараков расположены двухэтажные нары, от которых, правда, уже мало чего осталось.
Неподалеку расположена столовая, в которой до сих пор сохранились чаны, в котороых готовилась еда.
Окно раздачи в столовой выходит на улицу. Судя по всему, узники должны были питаться на улице или у себя в бараках, по крайней мере каких-то больших столовых со столами и стульями замечено не было.
Неподалеку от столовой расположились столбы, похоже остались от виселицы.
Снаружи бараки сейчас выглядят довольно обветшало, хотя для 60-летних временных сооружений сохранились неплохо. В целом лагерь производит довольно удручающее зрелище.
Сейчас на месте лагпункта у разъезда "Щучий" планируется создание мемориала, однако дата создание неизвестна. А пока туристы по-тихоньку разбирают лагерь на сувениры, а время делает свое дело, разрушая остатки истории.
Сорри за качество, фотографировал в лифте