dmerlin

dmerlin

Пикабушник
14К рейтинг 798 подписчиков 7 подписок 10 постов 9 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
55

Почему Тесла не смотрит назад?

В автошколах всех стран мира водителей всегда учат пользоваться зеркалами. По европейской и американской системе на экзамене водитель должен крутить головой как локатор - чуть ошибся, провал. Перед любым маневром обязательно взгляд в зеркало заднего вида, в боковые, взгляд через плечо, еще раз в зеркало назад, выполнил маневр перестроения, снова взгляд назад. Собрался тормозить - посмотрел назад, затормозил, посмотрел назад. Инструктора добиваются такого уровня, что водитель смотрит назад больше, чем вперед.


Так к чему это я.. На дорогах по всему миру появились роботы-водители, которые в эти школы не ходили и экзамены там не сдавали. Например у Теслы есть несколько систем, которые умеют и могут нажимать на педали и крутить рулем. Разберем их подробнее.

Forward Collision Braking - это раннее предупреждение водителя о вероятной опасности. Ее цель сократить время реакции водителя, чтобы он принял правильное решение. Срабатывает, когда еще есть время на общение с кожаным мешком за рулем. Если лишних двух секунд нет или водитель ничего не предпринял, Тесла включает Automatic Emergency Braking, которая давит на тормоза. Эта система отключится, если водитель вдруг решил что-то предпринять самостоятельно - нажал на тормоз или резко вывернул руль.

Obstacle-Aware Acceleration - защита от дурака на старте. Если водитель перепутал передачу и решил втопить в стену, то Тесла может лишить водителя тяги и даже попытаться затормозить. Задача этой системы если и не исключить аварию, то хотя бы уменьшить масштаб возможных разрушений. И да, эта система тоже умеет давить на тормоз.


Круиз-контроль, а также базовый и расширенный автопилоты (EAP) держат заданную скорость, полосу и дистанцию до следующего автомобиля, умеет ехать за машиной в пробках с остановками и началом движения, перестраиваться между полосами. Реагирует на знаки с ограничением скорости, включая временные (может снизить скорость со 120 км/ч до 50 км/ч). Притормозит на трассе, если снижают скорость машины слева от вас (обгон справа запрещен, забыли?).


Full Self Driving Autopilot (FSD) - это робот, способный полностью управлять машиной, у него полный доступ ко всем системам: тормозу, акселератору и рулю. А еще автопилоты всех уровней знамениты эффектом “фантомного торможения”, когда машина довольно резко тормозит вообще без видимых и понятных причин.

Так вот. Тесла, абсолютно во всех случаях, нажимая на тормоза, никогда не смотрит назад.

Роботу плевать, какая фура едет за ним. Ему плевать, если у вас плохое зрение и вы пристроились за Теслой, чтобы рассмотреть смешную наклейку. Если робот решит затормозить, то он это будет делать очень быстро и эффективно, не оглядываясь назад.


Если вы водите Теслу, то хорошо бы все это знать. Если вы едете в потоке за Теслой, то вам тоже хорошо бы все это знать. И, собственно, Теслой дело не ограничивается, таких машин становится все больше. Важно понимать, что робот может мгновенно и эффективно затормозить, реагируя на какую-то ситуацию, например на резкое торможение другого робота. А человеку по стандарту нужно 2 секунды.


Так почему Тесла не оглядывается? Да просто потому, что этого не требуют регуляторы, формирующие требования к системам безопасности. Ведь в большинстве случаев виноват тот, кто ехал позади. Мораль истории простая: держитесь от роботов подальше, соблюдайте адекватную дистанцию!


А это мой канал для тесловодов в Телеграм, заходите.

Показать полностью 3
1408

Непалец1

Читал сегодня Пикабу и в комментариях к посту про Непал я заметил мемасик про непальцев и не смог пройти мимо. А дело в том, что на фото я узнал Sano Babu Sunuwar. Сказать, что это великий человек - ничего не сказать. Если вы загуглите его имя, то сразу же найдете его в статье Вики об Эвересте.  

Бабу (на фото слева) - один из самых известных парапланеристов в мире. В 2011 году он со своим другом Lakpa Sherpa (на фото справа) поднялись на вершину Эвереста, развернули парапланы и на восходящих потоках воздуха поднялись над самой высокой горой в мире, сразу побив несколько мировых рекордов. И это все в кислородных масках.


Далее они вдвоем начали свой великий спуск - сначала на парапланах, потом пешком, на велосипедах и далее на каяках они добрались с Эвереста до Индийского океана.

Мы познакомились с ним случайно в горах. И даже полетали с ним. Конечно, я расспрашивал его про восхождение. Был один забавный момент, когда его спросил, - "Бабу, что было самое страшное в том путешествии?". Он задумался, потом начал смеяться и сказал, что больше всего его испугали огромные насекомые со страшными шупальцами, которых он увидел на берегу океана. До меня не сразу дошло, что он говорил про крабов).

Став одним из замых известных в мире непальцев Бабу совершенно не зазнался. Он основал свою школу парапланеризма, которую назвал "Babu Adventure". Весной 2015 года в Непале произошло сильное землетрясение. Я связывался с ним, он выжил сам и очень активно помогал пострадавшим.


Будете в Покхаре, заглядывайте к Бабу, этот человек - легенда.



Фотки:

1. Здесь Бабу скорее всего как раз после своего восхождения и спуска в 2011 году.

2-3. Фотки из инсты Бабу.

4. Сано Бабу и автор этого поста.

Показать полностью 3

Как грамотно считать расходы на авто и не умереть со скуки

Как грамотно считать расходы на авто и не умереть со скуки

Дисклеймер:




1. Люди делятся на два типа: те, кто понимает, что деньги любят счет и те, кому эту статью читать не стоит. Я еще не встречал случаев, чтобы люди переходили бы из одной группы в другую.


2. В основе моих рекомендаций лежат общепринятые методики расчета стоимости владения автомобилем. Я взял на себя смелость их дополнить и расширить для практического применения. 



3. Это статья - прямое руководство к действию. В конце статьи вам ничего не продадут. Но подписаться на мой личный блог будет предложено)

Чаще всего автовладельцы руководствуются такой логикой: мой автомобиль мне необходим; мои расходы на авто разумны; я не трачу больше, чем необходимо; если я увижу, что расходы на машину увеличиваются, тогда и буду решать что делать. 


Есть еще автовладельцы, которые идут дальше и скрупулезно записывают все свои расходы в табличку или приложение и действительно могут сказать, сколько и на что они тратят. Но, как правило, на этом учете все заканчивается и никакого реального управления здесь нет в помине. У человека возникает ложное ощущение, что он все контролирует и в итоге получается ничуть не лучше, чем в первом случае, когда даже учета нет. Такой автовладелец в еще большей мере склонен к импульсивным расходам, которые он оправдывает тем, что все “контролирует”.

Но не будем закапываться в психологию, а посмотрим, что же здесь не так с точки зрения экономики. В этой статье мы разберем, как прекратить заниматься самообманом и начать управлять своими расходами. И речь пойдет именно об автомобилях.

По данным сайта Autocost, в США автовладельцы в среднем тратят на содержании машины $5767 долларов в год, что составляет 1.2 средние зарплаты, в Германии $6270 (1.8 средние зарплаты). В России расходы на машину почти вдвое ниже, но при этом ниже и доход. Это приводит к тому, что расходы на автомобиль в России в среднем составляют от 35% до 50% от дохода, а порой даже больше. Что интересно, чем выше этот процент, тем меньше автовладельцу хочется об этом думать.


Бюджет - общие понятия


Как говорил Воланд: “Для того, чтобы управлять, нужно, как никак, иметь точный план”. А планом расходов является бюджет.

Согласно исследованию, опубликованному порталом Debt, в США доля семей, которые ведут бюджет, выросла до 80%. В России же, по данным аналитического центра НАФИ, бюджет как-то ведут 19% населения.


Причем оба источника подчеркивают, что чем лучше материальное положение человека, тем он более склонен вести полноценный учет доходов и расходов. 

Очевидно, здесь работает и обратная связь - те кто управляет своими доходами и расходами, ставят перед собой финансовые цели, чаще достигают их и тем самым улучшают собственное благосостояние.

Процесс бюджетирования достаточно прост для понимания и сводится к элементарным действиям: вычисляется планируемый доход, который распределяется по статьям расходов, но так, чтобы возникали еще и остатки. Эти остатки используются для формирования финансовой подушки, инвестиций и крупных покупок - это ваши стратегические цели. Хорошим советом будет распределять по статьям не будущие доходы, а деньги, которую вы уже заработали. Это позволяет отслеживать и увеличивать “возраст” ваших денег, но не будем вдаваться в эти детали. 




Сформировав финансовый план (бюджет), необходимо следовать ему и стремиться вписываться в заданные лимиты. И вот как раз на помощь этому процессу приходят инструменты учета, которые позволяют распределять расходы по категориям и в реальном времени отслеживать лимиты. Причем важно соблюдать именно такой порядок - сначала сверяться с бюджетом, затем делать покупки.


Но вернемся к нашей главной теме - управление расходами на автомобиль. Вполне логично можно было бы предположить, что автомобиль - такая же статья расходов как и все прочие. Однако это не так, описанный выше способ не работает по описанной выше схеме и вот почему.


Бюджет на автомобиль


Все дорогие объекты собственности экономист делит на активы и пассивы. 
Здесь все понятно - если автомобиль не используется для заработка, то он относится к пассивам. Но вот только личный автомобиль имеет ряд особенностей, который не позволяет его учитывать наравне с другой дорогостоящей собственностью, такой как дом, квартира, любимый диван или дорогие часы. Давайте посмотрим, в чем здесь дело:


- По статистике средний срок владения автомобилем составляет 6 лет, но срок службы намного больше. Это значит, покупая машину, мы планируем через какое-то время ее продать, а не выкинуть.

- Это ликвидное имущество для которого в любой момент можно выяснить его примерную рыночную стоимость.

- После покупки автомобиля расходы на него не заканчиваются. Структура этих расходов непростая и экономить можно далеко не на всем.

Чем больше вы используете автомобиль, тем более несете расходов, но зависимость нелинейная.

- У личного автомобиля есть альтернативы: такси, каршеринг, аренда, лизинг. В некоторых случаях может так оказаться, что премиальное такси, которое будет вас возить до работы и обратно будет для вас экономичнее, чем старая иномарка.

- Владея и используя автомобиль, вы несете определенные риски: это и ситуации на дороге, кража и повреждения при хранении, внезапные поломки.

- Расходы на автомобиль невозможно заморозить, если вы вдруг решите сэкономить и пару месяцев им не пользоваться. Каждый день простоя даже на бесплатной парковке под окном все равно вам будет стоить конкретных денег.



И вот все эти особенности необходимо принимать в расчет, поэтому расходы на автомобиль нельзя сваливать в одну кучу. Некоторые методики предлагают разделять расходы на две группы - эксплуатационные и постоянные. Но большего эффекта можно достичь, разделив все расходы по 4-м статьям, к которым можно будет применять разные методы управления. Давайте разберем эти статьи подробнее.


1. Ежегодные обязательные платежи.

Это все повторяющиеся расходы с длинным периодом: транспортный налог, прохождение ТО, страховки. Сюда же можно добавить аренду гаража или парковочного места. Бюджетирование этой статьи делается на весь год, а не на месяца.


2. Обслуживание.

Автомобиль требует регулярного обслуживания. Это здоровье вашего авто и безопасность для вас. Производителем предусмотрен определенный ресурс, рассчитанный на нормальный режим эксплуатации. При существенном росте нагрузки на ТС возникает потребность в более частом обслуживании. Сюда относим все расходы на техническое обслуживание и ремонт, включая услуги, запчасти и расходные материалы. По этой статье в бюджете лимиты так же определяются на календарный год.


3. Эксплуатация.

Каждая поездка ведет к эксплуатационным расходам. Сюда мы относим все, за что мы платим на дороге: топливо, платные дороги, парковка, штрафы. А также расходы на помощь на дороге и расходы на последствия аварий (возмещение ущерба, ремонт/восстановление автомобиля). Все эти расходы напрямую зависят от интенсивности эксплуатации автомобиля по его прямому назначению. В отличие от предыдущих, эта статья ведется по месяцам.


4. Амортизация.

Это существенная статья расходов, о которой мы чаще всего вообще не задумываемся. Амортизация автомобиля - это разница между ценой покупки и текущей рыночной ценой. В эту статью попадает цена приобретения автомобиля, все допы, которые вы к ней купили, проценты по кредиту (если брали в кредит), тюнинг автомобиля и прочие улучшения, которые увеличили ее покупную стоимость (но не факт, что увеличили стоимость продажи). Другими словами, амортизация - стоимость, которую вы платите за владение автомобилем. И не важно, пользуетесь ли вы им или нет.


В нормальных условиях цена на автомобиль ежегодно падает, но в 2021 году можно было наблюдать, как в США б/у Теслы продают на 20% дороже новых, которые приходится ждать по полгода. В этом случае амортизация была положительная - удача для автовладельца, но бывает такое редко.


Итак, мы рассмотрели все возможные расходы на автомобиль и распределили их по статьям. Обычно статьи от финансовых консультантов на этом заканчиваются, но мы с вами пойдем дальше. Так как учет расходов - это не самоцель и само по себе ничего не дает.


Управление бюджетом


Теперь давайте посмотрим, чем отличаются наши четыре статьи расходов друг от друга в цикле управления бюджетом и какие управленческие решения мы можем принимать по каждой из них:


1. Ежегодные обязательные платежи. Самая стабильная статья, которая в некоторой мере зависит от стоимости и параметров автомобиля (стоимость автомобиля, мощность и тд). Поэтому примерный расчет очень полезно сделать еще до покупки автомобиля, так как потом вы едва ли сможете существенно экономить на этой статье, даже если вообще не будете пользоваться автомобилем.


2. Обслуживание. При планировании нужно учитывать две составляющие - обязательные расходы на плановое обслуживание и ремонты. Если вы покупаете новый автомобиль, то эту статью, пока машина на гарантии, можно спланировать достаточно точно.

С возрастом машины, когда гарантия заканчивается, необходимо с каждым годом закладывать все больше денег для ремонта. Сильно экономить по этой статье очень опасно, так как от этого зависит техническое состояние автомобиля, а значит - безопасность на дороге. Кроме того, экономия на мелочах нередко приводит к каскадным поломкам, которые потом будут требовать еще больше средств на ремонт. Срезать расходы по этой статье стоит в последнюю очередь.


3. Эксплуатация. Ваши расходы по этой статье напрямую зависят от того, сколько и как вы ездите. И в вопросе “как” кроются большие возможности для оптимизации и экономии. От вашей манеры вождения зависит и расход топлива, и количество штрафов. При планировании стоит опираться на вашу статистику в месяц и учитывать главный показатель - ваши расходы на километр пути.


4. Амортизация. На эту статью вы едва ли можете повлиять в сторону снижения, никакая экономия здесь невозможна, так как вы не можете оказать влияние на рынок. Однако некоторые ваши действия могут увеличить расходы по этой статье. Например тюнинг или изменения автомобиля на свой вкус может увеличить стоимость покупки автомобиля и в то же время снизить рыночную стоимость при продаже - не всем ваш тюнинг придется по душе.

Чтобы вычислить амортизацию, необходимо посчитать стоимость приобретения с улучшениями, вычесть текущую рыночную цену и разделить на количество лет, прошедших с момента покупки. Получим амортизацию на год, которую и нужно заложить в бюджет.


Приведу пример:

Вы купили три года назад новый автомобиль за $20,000, с допами на $2,000, выплатили процентов по кредиту на $1,000. Предположим, что через год этот автомобиль будет стоить (смотрим цены сейчас на четырёхлетки) $12,000. Получаем (23,000 - 12,000)/4 = $ 2750 / год.

Итак, вы спланировали бюджет - это сумма всех 4 статей. Теперь вы знаете, что в случае необходимости, не можете снизить расходы ниже суммы 1 и 4 статей. Сокращение расходов на статью 2 достаточно опасно и не стоит этим увлекаться - экономия в одном периоде может привести к перерасходам в следующем.


Это ваш минимум расходов на личный транспорт, даже если он будет стоять возле дома без движения.


В полном диапазоне вы можете управлять расходами только по 3-й статье, но и здесь лучше придерживаться определенного баланса. Если вы в стремлении экономить начнете меньше использовать автомобиль, то есть сокращать пробег, то показатель “Расходы на километр” начнет резко расти. И тогда ваш автомобиль будет вам обходится намного дороже, чем если бы вы ездили такое же расстояние на такси или каршеринге.


Конечно, это далеко не все полезные выводы и решения, которые вы можете делать, имея правильно сгруппированные данные, но стоит начать с этого.


Подведем итоги. Управление расходами на машину начинается с планирования. В течение года необходимо стремиться вписываться в план, не допуская превышения поставленных лимитов. Если удерживать расходы в пределах лимитов не удается, то необходимо анализировать причины, оценивать свои возможности и принимать соответствующие решения.


Ну и еще один очевидный вывод: скрупулезный учет без планирования - это пустая трата времени и не имеет никакого отношения к процессу управления.


Всем кто осилил, жму руку)

Показать полностью 1
328

Особенности Tesla: как пользоваться гаджетом на колесах

Пересесть за руль любой новой машины для водителя с опытом не составляет никакой проблемы. Открыл, завел, поехал и минут за 10-15 полностью освоился в новой машине. На заправке главное не перепутать тип топлива, а с какой стороны заправлять бак можно подсмотреть на приборной панели.
Однако, какой бы у вас не был опыт, без подсказок сесть за руль Теслы не получится. Эта машина-гаджет устроена по другому и некоторые принципы методом тыка не выяснишь, их просто нужно знать. Если вы еще не имели дело с Теслой, но есть мысли попробовать, сохраните этот текст в закладках и вам не придется задавать глупые вопросы, гуглить и читать мануалы, как это пришлось делать мне.

1. Как открыть Теслу.
Привычный нам ключ в комплекте с машиной не поставляется, но его можно докупить за $200. Поэтому чаще всего такого ключа нет вообще. Вместо брелоков с машиной покупатель получает две карточки с чипом. Чтобы открыть машину, нужно приложить карточку к средней стойке (между передней и задней дверью) под окошко с камерой.

Двери разблокируются. После этого, сев в машину, положите карточку на центральную консоль между передними сиденьями - рядом с подстаканниками. Это разблокирует всю систему. Держать карточку там не нужно, лучше сразу убрать подальше - слишком легко ее потерять.

Но чаще всего эти карточки хранятся дома, а для открытия машины испьзуется телефон с приложением Tesla. Владелец должен добавить водителя и активировать приложение. После этого вам ничего и никуда прикладывать не нужно, просто подходите к машине, открываете, садитесь и едете. Главное, чтобы в телефоне был включен Bluetooth.

2. Как «завести» Теслу.
Заводить в Тесле нечего, а вот прогреть батарею перед поездкой в зимние месяцы будет полезным. Для этого в настройках машины или в приложении нужно настроить расписание, когда вы хотите поехать. Машина сама прогреет батарею, а заодно и салон (это уже по вашему желанию).
Чтобы начать движение, нужно разобраться с переключателями за рулем. В обычной машине ручка справа отвечает за поворотники, слева - за дворники. В Тесле и тем и другим управляет переключатель слева, а правый переключатель устанавливает передачу и уже на ходу активирует круиз-контроль и автопилот. Чтобы тронуться вперед, нужно выжать тормоз и двинуть правый переключатель вниз. Для включения заднего хода - тормоз и переключатель вверх. Режим «Парковка» - кнопка на этом же переключателе . Если вы пересели не с BMW, то возможно вам пригодятся поворотники - они включаются обычным образом левым переключателем. По нажатию на кнопку в торце левого переключателя включится дворник, но режимы его работы настраиваются на центральном компьютере.

3. Тесла на ходу.
Первое к чему нужно будет очень быстро привыкнуть, так это то, что почти все управление выполняется одной педалью акселератора (не будем тут ее называть педалью газа). Отпускаете педаль - машина начинает рекуперировать энергию и ощутимо тормозить. При спокойной езде в Тесла педаль тормоза почти не используется. Режимы рекуперации настраиваются, можно вообще ее выключить, но по умолчанию она включена.

4. Как заряжать Теслу.
Хоть машина и похожа на гаджет, но кататься до полной разрядки, а потом заряжать до сотки эту машину нельзя. Нормальный режим эксплуатации - от 20% до 80%. Перед дальней поездкой зарядить до 95% - это Ок, как недавно кому-то ответил в Твиттере Илон Маск. В машине и в приложении вы можете сами устанавливать лимит, при достижении которого зарядка закончится автоматически. Выжимать батарею ниже 20% можно только на трассе, когда вы едете к суперчарджеру.
Итак, если вы в Европе, то у вас в багажнике будет два кабеля зарядки - обычная вилка, как у любого утюга и разъем Типа 2. Первый вариант позволяет заряжаться дома и на крытых парковках, мощность обычно до 3 кВт*ч. Довольно медленно, для зарядки потребуется более 12 часов. Тип 2 - это такие столбики на улицах по всей Европе. Чтобы там заряжаться вам потребуется специальная метка RFID и специальное приложение, например Plugshare. Вот об этой метке нужно позаботиться заранее. Подключаете свой провод в разъем такого столбика, потом в машину (разъем находится слева под боковой частью заднего фонаря) нужно его только слегка толкнуть и крышка откроется.

Затем нужно приложить таг (RFID-метку) к столбику (найдете куда именно) и зарядка немедленно начнется, а закончится, либо так же по касанию тага, либо по достижению установленного в машине лимита. Боятся, что кабель сопрут особо не нужно - на период зарядки он блокируется с двух сторон и отодрать его невозможно. Но бывали случаи, когда умельцы срезали после того, как зарядка закончится. Мощность такой зарядки обычно 11 кВт*ч, то есть для полной зарядки с 20% до 80% потребуется примерно 5 часов. Желательно после зарядки машину убирать с этого парковочного места. Штрафы за стоянку без зарядки пока мало где есть, но зарядок порой не хватает, так что стоит быть вежливым - освободите место для других.

5. Суперчарджеры (быстрые зарядки)
К европейской Тесле еще подходит тип CCS - это такой расширенный вариант Type 2. Для него вам свой кабель не нужен, так как CCS - это стандарт для быстрых зарядок, у которых имеется свой кабель. Такие зарядки стоят на трассах, ими удобно пользоваться в междугородних поездках. Например для 500-600 км вам потребуется не менее 2 остановок минут на 20-25.

Тесла сама добавляет в маршрут навигатора точки быстрых зарядок, при этом показывает уровень, с которым вы до нее доберетесь и заранее, то есть за час-полтра начинает готовить батарею к быстрой зарядки. Когда вы заезжаете на суперчарджер, Тесла будет гудеть как трансформатор - не пугайтесь, просто припаркуйтесь на свободное место, вытащите кабель CCS из рамки TESLA, поднесите к люку разъема на машине и нажмите кнопокку на “пистолете” - люк откроется. Подключайте.

Все, процесс пошел - никаких тагов и карточек тут не нужно, Тесла выставит счет вашей машине в личном кабинете. На экране вы увидете сколько времени у вас есть на погулять, обычно это минут 15-20. Причем машина покажет минимальный уровень, достаточный для движения по маршруту, чтобы вы не тратили лишнее время.
Здесь есть только одна особенность - на быстрых зарядках все нужно делать быстро. Если зарядка закончилась, а вы не отключились, то вам начнут начислять поминутный штраф за простой. И это будет дороже, чем зарядка. На особо загруженных суперчарджерах стоят таблички - максимум 30 минут. Обычно 30 минут хватает, чтобы загрузиться до 85-90%, главное дать машине заранее подготовиться.

Стоит добавить, что быстрые зарядки есть не только у Tesla, в Европе такие можно встретить и на обычных заправках. И мощности там бывают больше, чем у старых суперчарджеров Тесла. Но есть два минуса - вы не можете для них заранее подготовить батарею и цена за киловатт иногда бывает на 30-40% дороже. Там тоже используется разъем CCS, но для активации и оплаты потребуется упомянутая выше RFID-метка.
Заряжаться только на быстрых зарядках с постоянным током не очень полезно для батареи, это инструмент для трассы. Для регулярной подзарядки лучше использовать медленные городские или домашние зарядки.

6. Центральный компьютер.
Буквально все настройки, включая климат, подогрев сидений, частота работы дворников и вообще все делается через центральный компьютер. Описывать как пользоваться этой шайтан-машиной нет никакого смысла - Тесла часто выпускает обновления, после которых все владельцы Теслы водят пальцем по экрану в поиске - куда же они засунули нужную кнопку в этот раз. Но интерфейс знаменит своим удобством, разобраться не составляет большой проблемы, более того, покопаться там бывает очень интересно. Если вы сядете в Теслу и начнете тыкать пальцем в экран в поисках нужных настроек, никто не догадается, что вы видите его в первый раз. Может просто вы еще не видели этого обновления)

7. Приложение Tesla.
Каждая Тесла имеет GSM и WiFi модули.
Через сотовую сеть Тесла подгружает в навигатор карты, а при наличие оплаченной подписки за €10/мес качает информацию о пробках, спутниковые карты, музыку, YouTube-видосы, караоке, работает браузер, игры. Если доступен WiFi, то подключается через него, а за одно скачивает обновления прошивки.
Кроме этого, модули связи используются для поддержки работы приложения Tesla.
Через это приложение можно открывать/закрывать замки салона и багажников, включать режим охраны с видеозаписью, управлять зарядкой и устанавливать расписание подготовки машины к поездке.
Это только базовые функции, на деле их намного больше.

Теперь, если возьмете на прокат Теслу, вы будете знать, что с ней делать. Вам нужен только карточка-ключ или чтобы вас добавили в приложение. А также хорошо бы иметь RFID-таг для городских зарядок. А как с этим всем управляться теперь вы знаете.

Все описанное относится к европейской версии, будет здорово, если в комментах меня дополнят американские тесловоды.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, посвященный Tesla Model Y, узнаете еще больше о фичах, ценах и реальной стоимости владения:

https://t.me/ModelYoda

Показать полностью 7
200

Tesla Model Y, первые 3000 км

По прошествию недели отпуска в австрийских Альпах пора было возвращаться в Амстердам. Маршрут был выбран самый простой - через немецкие Штутгарт и Кельн. Тысяча километров, из которых 200 км по горам Австрии, 500 км по автобанам Германии и еще 300 км по велодорожкам Нидерландов.

За полчаса до рассвета машина прислала уведомление о зарядке на 95% и полной готовности. За бортом было примерно -5’C и шел мокрый снег. На одометре значился пробег 1808 км. Практически сразу машина выдала ошибку, что все ее камеры и датчики закрыты и она совершенно ничего не видит. Автопилот и круиз вырубился, но это было ожидаемо, так как всю машину замело снегом.

Тем не менее, печка работала, обогрев стекол тоже, заснеженную дорогу зимние шины держали отлично.

Довольно бодро мы проехали первые 200 км и спустились с гор, внизу шел мелкий дождь. Машина оттаяла, но автопилот по прежнему жаловался на закрытый обзор и не включался.

После быстрой зарядки в Германии (+59kWh), мы решили валить побыстрее из Баварии с её особо строгими антиковидными ограничениями. До следующей зарядки шли на высокой скорости там, где не было ограничений. В районе Штутгарта снова попали в небольшие пробки, на трассе появилось много тяжелых фур.
Там же на быстрой зарядке добавили еще +48kWh и продолжили путь.
Я внимательно следил за работой климата, мы проехали уже более 400 км, проблем пока не было, если не считать того, что Автопилот по-прежнему жаловался на грязные камеры.

В районе Кельна нашли ресторан с вайфаем, заправкой для водородных машин и суперчарджером. Как раз пришло 11-е обновление и я поставил его скачиваться, устанавливаться, а потом еще и зарядил +22.70kWh на мощности 150 kW.

После всего этого тепловой насос заработал, но времени было потрачено слишком много, шел сильный дождь и нужно было оставаться на ночевку. В районе аэропорта нашли приличный отель с собственной парковкой и даже с зарядками. Подключил на ночь заряжаться на 11kWh.

Стартовали до рассвета, но чтобы запустился автопилот, мы еще заехали на мойку в каком-то очень странном районе Кёльна. Это была «самомойка» - кидай монетки и мой сам. Кое-как отмыв машину и камеры от дорожной грязи, мы выехали, автопилот включился.

Так как мы ехали на северо-запад, восходящее солнце светило нам в спину и Автопилот сообщил, что камера на левой двери ослеплена и снова выключился, но круиз-контроль теперь уже работал.

Едва добрались до границы с Нидерландами как при уровне заряда менее 50% появилась новая ошибка - «зарядный элемент не найден, зарядка не доступна, обращайтесь в сервис». Это было что-то новое и очень неприятное - без зарядки до дома мы не доедем. Тем не менее, прогрев батареи для предстоящей быстрой зарядки продолжался, а сообщение об ошибке то появлялось, то исчезало.

Вскоре мы пересекли границу и остановились на голландском суперчарджере. Все работало, залили +33kWh.

Солнце поднялось уже высоко, автопилот наконец-то включился и последние 200 км на медленных нидерландских дорогах рулила уже сама Тесла.

В итоге мы благополучно добрались до дома, обошлось без эвакуаторов, хотя ошибка продолжает появляться. На одометре было 2804 км.

С полным набором накопленных проблем записался на сервис, посмотрим, нужно ли будет ехать или починят удаленно.

Проблемы:

- Повторное отключение теплового насоса после 400-500 км
- Ошибка о недоступности зарядки с необходимостью обратиться в сервис. Хотя зарядка пока работает.
- Автопилот чувствителен к погодным условиям - снег, грязь, низкое солнце.

Итого: 996 км

Топливо: €70.26 (предстартовая зарядка до 95% была бесплатной).

Мойка: €5

Начало и продолжение бортжурнала читайте в моем телеграм-канале:

https://t.me/ModelYoda

Показать полностью 5
212

ОАЭ - как стать опытным путешественником с первого раза

В принципе не так уж и важно, какой авиакомпанией вы полетите в Эмираты. В конечном итоге любая из летающих туда вас довезет. Но есть нюансы. Летай-Дубай (Fly Dubai) привезет вас в замызганный и вечно перегруженный второй терминал, оккупированный трудовыми мигрантами из Индии, Азии и Африки.  Все неэмиратовские компании, включая Аэрофлот, везут своих пассажиров в первый терминал. Это крупнейший в регионе портал в Европу, но он старый и тесный.


А в новый и самый современный терминал с водопадами, пальмами и прозрачными лифтами везет только Emirates. И если вы решились лететь в ОАЭ этой авиакомпанией, то я вам расскажу как получить от поездки максимум удовольствия.

Если опытный путешественник летит из московского Домодедово, то он выбирает вечерний рейс, потому что разницы в цене с дневным рейсом нет, но борт A380 намного комфортнее, чем B777. Да и перелет ночной, будет меньше суеты. А суету опытный путешественник не любит. Впрочем, не так важно откуда лететь, важнее помнить, что аэропорт вылета - это ваш последний шанс прикупить алкоголя по разумной цене.

Если вы летите бизнес классом, то пейте свое шампанское на верхней палубе. А если экономом, то не спешим расслабляться и внимательно ждем окончания посадки - момента, когда cabin crew снимут свои красные шапочки. Для опытного путешественника это сигнал, что двери закрыты и больше никто уже не придет. Решительно встаем и с разрешения стюардессы занимаем место где свободнее - свой интровертный уголок из 3-4 свободных мест. У вас есть буквально минута, пока не загорится табло "пристегнуть ремни".

После набора высоты доставайте свои гаджеты и подключайте их к вайфаю - все уже работает. Для авторизации потребуется номер карточки лояльности и пароль к ней - у опытного путешественника все под рукой.

Если вы летите на верхней палубе бизнес-классом, то можете сходить в хвост салона прибухнуть в баре и поболтать со стюардессой. Если вы летите первым классом, то вы неопытный путешественник, мне вас жаль. Сообщите стюардессе заранее все что вам надо - сходить в душ, поесть стейк или выпить чего-то особенного. Тут вас не будут обслуживать по расписанию, вы должны сами решить, что и когда хотите - все будет исполнено. Наверное душ на высоте 10км вам понравится. Но имейте в виду, что в ночном рейсе вы будете окружены храпящими в своих капсулах VIP-старикашками, которых никто не посмеет тревожить, так что пейте больше, один хрен не уснете.

Когда объявят посадку, на экране укажут номер карусели для багажа - запоминаем, чтобы потом не искать на табло.

Подключат ли к переходу в терминал или повезут на автобусе - это всегда лотерея. Если первое, то скорее всего придется долго идти пешком и еще ехать на внутреннем электропоезде. Если второе, то опытный путешественник при прилете в горячий Дубай спешит достать и надеть все свои теплые вещи. Возможно, окружающим это покажется странным, но когда вы зайдете в автобус все поймут, что вы действительно опытный путешественник и будут вам жутко завидовать все 20-30 минут по дороге до терминала. Конечно, есть еще вариант сходу наорать на водителя-индуса, чтобы он вырубил кондей, но эта опция разблокирована только для очень опытных путешественников.

Резиденты проходят паспортный контроль через турникеты по своим ID и даже по карточкам лояльности Emirates. Туристы проходят обычный контроль. Есть время подключиться к бесплатному вайфаю. Проходим досмотр ручной клади и оказываемся в зале получения багажа.

Номер карусели мы уже знаем, есть пара минут, чтобы в центре зала купить эспрессо в Caribou. На большой стаканчик времени не будет, а в такси брать еду запрещено, если конечно вы не очень опытный путешественник и не знаете, как общаться с таксистом, чтобы вопросов не было.


Берем вещи, двигаем к выходу. В конце зала справа и слева по магазину Duty Free - это ваш самый последний шанс прикупить алкоголя по разумной цене. Если вы хотите найти хорошего красного вина или шампанского, то вам нужно было лететь в Испанию. Виски/брэнди или блок пива - вот и весь выбор.


Проходим зеленый коридор, нас встречает подтянутый таможенник-араб, - "Хочешь конфетку?".

- Видишь, руки заняты сумками, пивом и кофе, положи мне вот тут в карман. Не жмотись!  - таможенник смеется и сует опытному путешественнику горсть конфет прямо в карман, - "Спасибо, братан!".

Если вы прилетели бизнес-классом, вам направо - там вас ждет бесплатный Мерседес, нужно только показать посадочный талон и получить купон. Там же стоят и платные Теслы.


Если вы экономом, то поворачиваем налево и продолжаем экономить - в обменниках курс завышенный, снимаем 500 дирхамов с долларовой карточки в банкомате. На такси туда обратно хватит и 250, но кэш пригодится. Если ваши карманы набиты Евро и карточки в Евро, то вам надо было лететь в Испанию. В ОАЭ и других государствах Залива, свою валюту жестко привязали к доллару и курс ее не меняется. Официальный курс дирхама составляет 3.67 AED (или Dhm) за доллар. В обменниках курс составляет 3.65, а для очень опытных путешественников, которые знают как общаться с обменщиком-индусом, прайс может быть 3.66 за доллар. Поэтому если вы заплатите карточкой в Евро, то будьте готовы к комиссии за тройную конвертацию.

Выходим на улицу - влажность, жара, очередь на такси. Движется очень быстро, буквально минуту. Регулировщик быстро распределяет пассажиров по машинам, они выезжают партиями.

Опытный регулировщик мгновенно выцепляет из толпы неопытных путешественников и направляет их в дальнюю очередь, где их ждут лексусы +50% к тарифу.

Тут надо понимать, что когда вам говорят, а потом улыбаются - это инструкция, ее нужно исполнять, а когда улыбаются, а потом говорят - это специальное предложение. Поэтому опытный путешественник принимает решения осознанно.

Садимся в машину. Если садимся назад, то хорошо бы иметь под рукой куртку, чтобы накинуть ее на бесячий сверх-яркий монитор с тупой рекламой. Опытный путешественник уже загрузил офф-лайн карту Google и следит за маршрутом, подсказывает водителю дорогу и ведет с ним непринужденную беседу. Чтобы уставший после пятнадцатичасовой смены индус оставался в сознании до окончания вашей поездки. И да, не пытайтесь у него выяснить, где познакомиться с девушками или купить чего-то запретного, вы же не в Испании.

Дубай интересен и по своему прекрасен. Куда пойти и что смотреть я не буду рассказывать - это знают даже диванные путешественники. Но всегда и везде помните золотое правило - таксистов бить нельзя. Все - от мала до велика в Дубае понимают ваши эмоции, которые вас будут периодически переполнять, но закон есть закон - людей бить нельзя, даже таксистов. Второе правило - солнце в Дубае сильное и вредное. Если вы хотите приобрести загар с красивым оттенком, езжайте в Испанию, а в ОАЭ пользуйтесь кремом и загорайте в тенечке.


Меня можно найти в социальной сети ARBA, ник @jfolker. Все фотки мои.

Показать полностью 7
7464

Странные особенности автомобильного рынка в ОАЭ

Понимание о том, как правильно покупать б/у машину в Эмиратах приходит в момент, когда ты начинаешь ее продавать.

Около года, пока я катался на купленном по объявлению Мерседесе E550, я был убежден, что мне круто повезло, что я купил эту машину по цене.. ну наверное 50-60% от цены в России.

Мотор V8 5.5L, E550 с полным приводом, 5.5 сек до 100км/ч, пакет AMG. Идеальный электронный круиз-контроль позволял ехать на 1км/ч медленнее порога, за который штрафуют. В итоге я всегда ехал быстрее потока и никогда не получал штрафов. Проблема была только в безумном расходе топлива и небольшом баке. Заправлять машину приходилось дважды в неделю, бензин начинал заканчиваться, сразу после заправки.

Однажды у меня кончился бензин посреди города. Полиция со словами "Оставайтесь в машине, сэр", с помощью двух прохожих индусов затолкали машину на тротуар. Друг с канистрой приехал быстро, но эти 20 минут на жаре 46'C.. Короче, тогда я пришел к пониманию  - пора менять.

Я сделал хорошие фотки, посмотрел цены и опубликовал объявление.

- Салям алейкум. Как сам? Машина GCC?

- А что такое GCC?

- Ну.. GCC. Ты первый владелец?

- Нет.

На этом разговор заканчивался. После трех одинаковых диалогов начинаю выяснять, что за хрень такая - GCC?  


Эмираты, Саудовская Аравия и ряд ближайший стран - это отдельный автомобильный рынок "GCC" (содружество государств Персидского залива), на который автопроизводители выпускают автомобили, соответствующие GCC-спецификациям. Лет 20 назад это несло определенный смысл, машины по этой спецификации имели мощнее кондиционеры, усиленные воздушные фильтры  и светлый цвет салона под цвет песка.


Мой мерседес был выпущен по спецификациям для Калифорнии. Читаю в сети, никакой разницы в моей модели для этих рынков нет.  Пытаюсь достучаться логикой:

- Машина GCC?

- Не знаю, приезжай, посмотрим.

Приезжает араб на Тойота Королла.  Находит шильдик, что машина выпущена для рынка США.

- Это не GCC!!

- Чувак, объясни, какая хрен тебе разница?

- У GCC кондиционер мощнее, - я включаю на полную мощность кондиционер и направляю ему на голые ноги. В салоне становится невыносимо холодно.

- Мне надо чтоб GCC!! - и сваливает.

Проходит месяц, цена снижается до неприличия, покупателя все нет.

И вдруг чудо - звонок, хороший английский, вопросы по существу. Договариваемся встретиться.

Приезжает араб в белой гандуре. Новый Ниссан Патрон, дорогие часы, телефон. Осматривает машину, вяло торгуется - беру.

Приезжаем в RTA на оформление. Мой покупатель золотой перьевой ручкой выписывает мне чек. Подходим к стойке, даем документы -  я свой ID резидента, он свой паспорт гражданина ОАЭ и банковский чек. И тут начинается странное.

Сотрудник RTA внимательно смотрит на меня:

- Вы действительно хотите продать Вашу машину этому гражданину?

- Да.

- Вы получили за нее деньги?  Если вы тут поставите подпись, машина будет уже принадлежать вашему покупателю.

- Ну да. А какие проблемы?

- Никаких, сейчас сделаю копию документов, - он берет документы и отходит к ксероксу.

У меня звонит телефон. Не мобильный, а городской номер. Я отхожу в сторону, снимаю трубку.

- Эээ.. это из RTA. Не продавай ему машину. Он мошенник!

- Как мне отменить сделку? - я понимаю, что тупить в таких случаях нельзя.

- Попроси аванс наличными.

Я возвращаюсь, сажусь. Возвращается сотрудник, отдает нам документы и продолжает оформлять сделку.

- Я тут подумал. Не могли бы Вы 50% заплатить мне наличными? Это не будет проблемой? - стараюсь говорить спокойно.

- Да, конечно. Сейчас съезжу в банк. Подождите 15 минут. - неожиданно легко соглашается мой покупатель, забирает свои документы и уходит.


Я поворачиваюсь к сотруднику RTA, он улыбается, к нему подходят еще несколько его коллег, один из них мне звонил, но я даже не знаю кто именно.

- Он обманул уже 5 человек тут. Дает необеспеченные чеки, а машины забирает.

- Но почему вы ничего не делаете?

- А что мы можем сделать? Он не нарушает закон, чеки настоящие. А вот то, что чеки необеспеченные - это его проблемы с банком, а на самом деле будут ваши проблемы. Что-то получить с него можно будет только через суд и это очень сложно.

- Но как же так? Он гражданин Эмиратов. И занимается такой херней?

- Да, гражданин, но он из приехавших, не наш..


Через пару недель, снизив цену еще на 20%, я наконец нашел покупателя - парня лет 20 из Аль-Айна, совершенно не говорившего по-английски. При такой цене ему было совершенно плевать на GCC, ему просто понравилась машина.


P.S. Свою вторую машину я продал по рыночной цене за 20 секунд после публикации объявления. Потому что она была GCC.


Меня можно найти в автомобильной соц. сети ARBA, ник @jfolker. Все фото мои.

Показать полностью 4
297

Продолжение поста «Арабские приключения, часть 2 - Конвой для новичков»1

Насколько смешной и страшной была моя первая поездка в пустыню, но тогда я хотя бы был не один. А вот под конец дня моей второй поездки я оказался посреди пустыни совсем один.


До меня наконец дошло, что я потерял свою группу и давно уже гонюсь за другой, которая ехала в пустыню, а не обратно.


Я забрался повыше по склону дюны, чтобы осмотреться. Никаких признаков жизни вокруг не было. Солнце садилось, бензина было заметно меньше половины бака. Телефон ничего не ловил, но зато воды было еще много. На улице была жара под 40, сильный ветер с песком и проклятые кусачие мухи (что они там делают??).


Ахмед по рации сказал "подожди" и я ждал, что они там придумают.

Через пару минут рация ожила и прохрипела:

- Белый круизер. Езжай за той группой, они тебя подождут.

Я поспешил и еще через минут десять следы вывели меня на ровное место, где стояло машин 20. Водители разминались, болтали и с большим интересом смотрели на мое появление. Но я настолько уже был вымотан, что мне было уже совершенно плевать, что они там обо мне думают и говорят. Поэтому на ехидные приветствия я только кивнул и сразу спросил на каком канале работают их рации.

Это была очень опытная группа и при этом свежая, они начали поездку в районе обеда с прицелом вернуться после заката солнца. Да... после заката солнца.. - мы это уже проходили.


- Ладно, поехали, держись, брат, за вот этим Wrangler'ом. Не перепутай 😂

Солнце стремительно садилось, мы гнали по дюнам как сумасшедшие. Не было никакой колонны, машины носились, как мне казалось, хаотично, иногда на встречу друг другу, выбирая интересные для себя дюны.

Я абсолютно не понимал где мы находимся, ехать за Wrangler'ом было тяжело и очень страшно. Очень часто машины выскакивали на гребень и шли по нему, балансируя и срезая днищем острый край дюны. Мне приходилось делать тоже самое. Я был полон адреналина, пот стекал на глаза и за шиворот в три ручья.

В 6.20 легкие сумерки превратились в черную ночь - словно кто-то выключил солнце кнопкой.

Мы остановились на короткий перекур и народ бодро начал расчехлять мощные светодиодные фонари на крышах.

- Ну что, как дела? - спросил меня парень, который вел Jeep Wrangler. Я понимал, что из-за меня он старался выбирать маршрут полегче.

В ответ я только пожал плечами.

Белый Wrangler даже в свете фонарей теперь выглядел серым, сливаясь с дюнами.


- По машинам, -  прохрипела рация. Мы находились в низине. Машины по одной стартовали и, с хорошего разгона, взлетали на дюну по прямой снизу вверх и тут же исчезали в темноте.

Пошел Wrangler, мне нужно было тоже подготовиться. Включил заднюю и начал отъезжать, чтобы иметь больше места для разгона. Внезапно в зеркале заднего вида что-то блеснуло красным. Я ударил по тормозам, зарывшись в песок и остановившись в сантиметре от черного чероки, который стоял ко мне боком.

- Твоюж!!!, - заорал я. Ну это ж надо так подставиться!

Водитель в чероки заржал и разогнавшись с поворота, взлетев на дюну, пропал.

Я схватил рацию и сообщил, что застрял.

- Все нормально, Белый круизер, мы тебя ждем.

Я включил блокировки, начал выкапываться. Выбрался, выключил блокировки, взял разбег и со второй попытки заехал на гребень этой дюны, за которой оказался глубокий обрыв. За ней была еще одна такая же дюна. А за ней еще. О том, что где-то есть люди напоминала только рация. Вскоре я потерял следы, но увидел свет фар конвоя.

Я помчался к ним и внезапно увидел перед собой глубокий обрыв метров на 15. Все машины стояли внизу, но следов спуска не было.

Я связался по рации.

- Мы тебя видим, съезжай.

Я вышел из машины посмотрел в обрыв. Нет, нет, нет.

- Да съезжай, нормально.

- Нет, - к тому часу у меня уже не было ничего - ни сил, ни отваги, ни слабоумия.

- Ладно, тогда жди.

Через пять минут подъехал маршал, вышел из машины, посмотрел в обрыв.

- А, ну да. Поехали, там съедем.

Было чуть позже 9 вечера, когда мы выехали на трассу возле какой-то забегаловки, в которой можно было перекусить и накачать колеса от компрессора.


После этих 12 часов я был измотан так, что едва мог ходить. Я поблагодарил ребят и медленно поехал. До ближайшей заправки я доехал с пустым багом

Как говорится, "в тот день я многое понял", но это был не последний случай, когда я оказался в пустыне один.

Больше фоток и видео машины можно найти в автомобильной соц. сети ARBA, ник @jfolker

Все фото и видео мои, сделаны в ходе разных поездок, не все соответствуют контексту рассказа.

Показать полностью 4 2
Отличная работа, все прочитано!