de.vladimirov

de.vladimirov

Пикабушник
в топе авторов на 482 месте
166 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 7 постов 0 в горячем
12

Летала ли самарская ракета в космос?

Этот вопрос — классика всех экскурсий по Самаре. Стоит только экскурсоводу показать на ракету, что гордо стоит на проспекте Ленина, как кто-то обязательно спрашивает:

— А она правда летала? 🤔

Ответ — нет, не летала.

Но перед нами настоящая ракета-носитель «Союз» , просто теперь она — памятник.
Установленный экземпляр ракеты был изготовлен в 1984 году куйбышевским заводом «Прогресс» как образец для тренировки боевых расчётов на космодроме Плесецк. В течение 15 лет она служила в качестве учебной.

🛰 Как всё начиналось

Монумент открыли 1 октября 2001 года, через 40 лет после полёта Гагарина. Инициатором выступила компания ЦСКБ-Прогресс, а проект разработали архитекторы В. Ф. Суханов и В. П. Фёдоров.

Место выбрали не случайно — проспект Ленина, одна из главных улиц города. Хотели, чтобы каждый, кто приехал в Самару, сразу видел:

это город, который строит ракеты. 🚀

Высота монумента — 68 метров, из них около 50 занимает сама ракета и 18 — пусковая установка.

🌌 Почему именно Самара?

Самара — не просто город на Волге. Это один из центров советской и российской космонавтики.

Здесь, на заводе «Прогресс», собирались ракеты «Восток», «Восход», «Союз» и десятки их модификаций, которые до сих пор возят грузы и людей на орбиту.

Во время Великой Отечественной войны Куйбышев (так тогда называлась Самара) стал второй столицей СССР. Сюда эвакуировали заводы и научные институты. После войны на базе этой промышленной мощи и вырос знаменитый космический центр.

📸 Ракета и селфи

А если отойти чуть подальше, на соседнем доме можно заметить мурал с туристом, фотографирующим ту самую ракету.

Получается забавный визуальный диалог: человек фотографирует ракету, а ракета — часть города, который как будто делает селфи сам с собой 😄

На доме тот самый мурал с туристом

На доме тот самый мурал с туристом

Сегодня ракета на проспекте Ленина — это не просто монумент, а настоящий символ Самары.

Её силуэт можно увидеть на магнитах, плакатах, даже на логотипах местных компаний.

А по праздникам её подсвечивают — выглядит так, будто она вот-вот взлетит.

🧠 Интересный факт

Ракета в Самаре — это модель модификация легендарной серии Р-7.

Такие действительно долго летали в космос!

То есть памятник — не просто красивая копия, а реальный представитель рабочей космической техники.

А вы знали, что самарская ракета — настоящий «Союз» с рабочим прошлым?
Или тоже когда-то попадались на вопрос с подвохом? 😉

Показать полностью 2
6

В выходной день ходит поезд

Каждые выходные на однопутной ветке, проложенной меж гор и большой реки, разворачивается атмосферная картина. Поезд идёт — зелёная электричка, та самая, знакомая каждому с юности 90х и нулевых, а кому-то ещё с советских времён. Скрипит, гудит, набирает ход, спешит в очередной рейс.
Внутри — деревянные лавки, приятный свет и узнаваемый интерьер. Вагоны, рижские, тех лет, когда завод ещё гудел на весь Союз, когда умели делать крепко и надолго. И вой тягового оборудования — тот самый, узнаваемый, пронзительный и упрямый.

Эта электричка — в наше время не просто одна из многих. Это память на колёсах, музей, движущийся сквозь года. И пример того, как местные железнодорожники хранят своё — не для галочки, не для приказа, а по-настоящему, с уважением к истории.

Показать полностью 2
2

«Радость труда»: как мозаика рассказала историю целой страны

Всем добрый вечер! Продолжаю осваивать сей сервис с той идеей, что есть желание пилить познавательный контент и выкладывать свои фотографии, впечатления и исторические справки. Решил начать серию постов с некой периодичностью об уличном искусстве, а в частности о монументах советского модернизма, различных мозаиках, муралах и о других представителях уличной живописи и того, над чем кропотливо работали люди. В первой публикации речь пойдет об огромном мозаичном панно, которое располагается в городе Тольятти. «Радость труда» всегда приковывает внимание как местных жителей, так и туристов.

Когда подходишь к этому монументу, кажется, будто он дышит историей. Перед глазами — не просто куб из бетона и смальты, а застывшая энергия многих поколений людей, воплощённая в цвете и форме.

Автор панно — московский художник-монументалист Юрий Константинович Королёв, на тот момент директор Третьяковской галереи. Панно было создано в Москве, отлито и собрано, а затем доставлено в Тольятти, где установлено на площадке, выложенной бетонной плиткой. На шести основаниях возвышается настоящий каменный «куб памяти» — грандиозный параллелепипед, каждая грань которого покрыта разноцветной смальтой.

Сцены на панно — это целая энциклопедия советской жизни: рабочие, строители, инженеры, учёные, люди труда. Всё выполнено в характерной манере позднего модернизма — лаконично, мощно и символично.

Монумент находится в конце «Итальянского сквера», у Дворца спорта «Волгарь». Долгое время он стоял заброшенным, на заросшем пустыре. Только в сентябре 2022 года началось его второе рождение — реставрация, которая позволила вернуть мозаике утраченный блеск.

Размеры поражают воображение: 100 метров в длину, 5 в высоту и 3 в ширину, общая площадь — 530 квадратных метров. Для оформления использовано свыше 3,5 миллионов кусочков смальты ста оттенков — и всё это вручную!

По замыслу автора, «Радость труда» — это 16 сюжетов, отражающих ключевые события истории страны: революцию, ликвидацию безграмотности, Великую Отечественную войну, полёт Юрия Гагарина в космос, строительство Тольятти и Волжского автозавода. Мозаика словно рассказывает, как мечты превращаются в камень, а труд — в искусство.

Панно до реставрации (фото из открытых источников)

Долгие десятилетия панно разрушалось, пока энтузиасты не взялись за дело. Уже пару лет панно снова открыто для посетителей! Над его реставрацией работали специалисты Центра мозаики Тольяттинского государственного университета и мастера Московского художественного института. Утраченные фрагменты восстанавливались по старым фотографиям и эскизам — буквально по крупицам.

Это не просто памятник советскому модернизму — это символ эпохи, в котором живёт дух созидания.
Если окажетесь в Тольятти — обязательно загляните в Итальянский сквер. Возможно, среди переливающихся кубиков смальты вы почувствуете ту самую радость труда, которую художник хотел передать нам сквозь десятилетия.

Панно после реставрации (фотографии автора публикации)

Всем большое спасибо за прочтение! Следите за следующими постами, постараюсь выкладывать еще что-то познавательное и интересное:). Также я есть и в телеграме, буду рад, если подпишетесь:
https://t.me/transportstory

Показать полностью 24
13

Стальной страж над Волгой: история Сызранского (Александровского) моста

На просторах Среднего Поволжья, у города Сызрани, раскинулся один из самых примечательных мостов России — Сызранский, или, как его назвали изначально, Александровский мост. Открытый в 1880 году и торжественно открытый в присутствии императора Александра II, он стал не просто инженерным чудом своего времени, но и символом стремительного индустриального роста страны. На момент постройки это было самое длинное мостовое сооружение в Европе — более 1400 метров металлоконструкций соединяло берега Волги и обеспечивало движение Самаро-Златоустовской железной дороги.

Мост задумывался как воплощение технического прогресса и символ государственной мощи. Его проект разработал выдающийся инженер Николай Аполлонович Белелюбский — один из создателей российской школы мостостроения. Конструкция, собранная из клёпаных металлических ферм, была новаторской для XIX века, а изготовленные в Петербурге элементы доставлялись к месту строительства по железной дороге и воде. Сызранский мост пережил войны, реконструкции и стихийные бедствия, но до сих пор служит железной дороге, оставаясь не только транспортной артерией, но и памятником человеческой инженерной мысли. Сегодня он стоит как стальной свидетель эпох, когда Россия уверенно шагала в век пара и стали.

Сызранский (Александровский) мост

Показать полностью 5
11

Заводская история с берегов Волги

Завтра очередной понедельник, значит время о работе поговорить))). На очереди позитивный пост с исторической справкой и фоточками.

Появление завода Электрощит Самара неразрывно связано с первоначальным проектом строительства Куйбышевского гидроузла в районе посёлка Красная глинка. Всё началось с нескольких ремонтных мастерских в 1938 году, но официальной датой основания предприятия считается 1943 год. Тогда он назывался завод №4 Управления материально-технического снабжения НКВД. В начале пятидесятых годов предприятие стало основной ремонтно-механической базой строительства Куйбышевской ГЭС. Именно здесь изготовили наплавной мост, с которого 8 июня 1957 года была перекрыта Волга.

Так выглядела панорама завода Электрощит Самара в середине 20 века, 40 - начало 50х годов. Фото из открытых источников

Так выглядела панорама завода Электрощит Самара в середине 20 века, 40 - начало 50х годов. Фото из открытых источников

Завод переживал и переживает разные времена, но относительно многих остальных предприятий в Самаре, он стабилен и продукция, здесь выпускаемая, имеет спрос. Сейчас по большей части основное производство специализируется на изготовлении комплектных распределительных устройств, камер сборных односторонних, трансформаторов(производство в Самаре), а также иного оборудования низкого, среднего и высокого напряжения.

От себя добавлю, что очень радует, что наши изделия работают на многих электростанциях и других объектах (на железной дороге, в метро и тд). Думаю, что весь коллектив завода делает наш мир немного лучше. Ведь оборудование участвует в распределении электрической энергии на объектах, а значит, может быть и именно благодаря тому, к чему приложили руку мои коллеги или я, у кого-то дома есть свет. Да, все могут совершать ошибки и не всё получается сразу. Но я считаю, что мне повезло с местом работы и меня окружают люди, которые "горят" за своё дело и готовы работать и совершенствовать свои навыки и выпускаемую продукцию. Считаю, что важно найти такое место работы, куда будешь идти с большим желанием сделать что-то позитивное и будешь кайфовать с того, что делаешь сам. Да, это работа и это не постоянный праздник, есть и сложности, но всё можно решить и преодолеть. В своё время я долго считал, что предприятия не для меня и начинал работать в сфере образования, хотя по образованию инженер-электротехник. Нереально рад, что своё мнение поменял. Когда вижу в цеху ту деталь или изделие, к разработке которого посчастливилось приложить руку, пусть даже это может быть и что-то очень простое, то внутри реально классное ощущение, хочется его испытать снова.

Выше в посте была фотография, сделанная в середине 20 века, когда завод только зарождался. Бонусом от меня подборка фото, сделанных в 2024 году с двух берегов Волги).

Завод в наше время. Бонусом в карусели - самарские "Валдаи" на фоне Жигулевских гор

Мой телеграм-канал, там выкладываю фотографии и истории с путешествий: https://t.me/transportstory

Показать полностью 6
7

Отголоски Заполярья

В 2024 году мне выпала неожиданная возможность посетить Кольский полуостров, а конкретно - город Мурманск. Всё это случилось благодаря моему месту работы и "Форуму рабочей молодежи", который там проходил. Мы подали заявки на участие от своего завода и их одобрили. Ну и уже в Мурманске сгоняли на экскурсию на Кольскую атомную станцию.
Радует то, что и простой честный труд и активность могут привести к тому, что тебя заметят и будет что-то подобное.
Расположение гостиницы "Огни Мурманска", где мы жили, тоже кстати сверхудачное. Весь город как на ладони. Оценить можно на фотографиях). Пользуясь случаем, передаю всем форумчанам 2024 большой привет, вдруг кто-то узнает себя на этих фото). А тему работы подробнее затрону в следующем посте)). Всем крутых выходных!
Пишите в коммы, какие интересные поездки, походы, события и прогулки были у вас (поход до магазина тоже считается).

Мурманск ранним сентябрьским утром

Удалось застать северное сияние

Удалось застать северное сияние

Бонусом: мы на Кольской АЭС в учебном центре

Показать полностью 9
17

Двадцать случайных снимков

Всем привет! Это мой первый пост здесь, решил поделиться с вами своим творчеством таким образом, возможно после этого захочу рассказать что-то ещё в дальнейшем. Я очень люблю фотографировать и путешествовать, живу а Самаре и стараюсь ездить в другие области по России, обычный абсолютно человек, непрофессиональный фотограф, на заводе работаю))). Но каждая фотография - это определённые впечатления и эмоции. Надеюсь, кому-то это откликнется и мы разделим это вместе.

1. Это одна из главных мозаик Самары. Я жуть как люблю такое уличное искусство. Классное наследие СССР, на мой взгляд.

2. Просто классный свет в обычный осенний вечер.

3. А это моя любовь - Волга. Она же на фоне Жигулевских гор. Недавно недалеко от Тольятти сделали смотровую площадку и платформу "Волжская жемчужина", снято как раз с неё.

4. Осенняя электричка. Наряду с поездами мой любимый вид транспорта (я как Шелдон из ТБВ)

5. Ну вы поняли. Это фото сделано на станции Гороховец, в сентябре я проехал электричками от Москвы до Арзамаса. Гороховец был одной из промежуточных остановок.

6. Люблю приезжать в Москву и здесь гулять. По работе целый год жил тут)). Часто ходил по этому мосту, что рядом со станцией метро Красносельская. Но впервые удалось поймать два трамвая на фоне башни.

7. Самарская область, лето и Молодецкий курган. Это просто кайфово

8. В феврале посетил Саратов. Уяснил для себя, что один из лучших способов посмотреть город - это прокатиться по нему на трамвае. Этим и занялся.

9. И снова Самарская область и одно из главных туристических мест - село Ширяево. Здесь даже музей Репина есть, он связан с этими местами.

10. В прошлом году дико кайфанул от путешествия по Карельскому перешейку. Фото сделано в городе Приморск. Кроме красивой природы, атмосферной финской церкви, там ещё шаурма(шаверма) очень вкусная.

11. Трамвай в Сокольниках. Все уже 100 раз сняли парк на телефоны и камеры, снял и я.

12. Говорил что работаю на заводе. Он располагается в живописном месте. Вид с горы на посёлок Красная глинка и на Самару).

13. Балдею от пассажирской навигации на Волге. Красота.

14. Поклонная гора в Москве и один из комплексов, расположенных на ней.

15. Приезжайте летом в Самару, у нас очень красиво и классные закаты. Например как на этой фотографии. Люди стоят и залипают на Волгу, которая осталась за кадром.

16. Музей "Самара-космическая" и макет ракеты "Союз".

17. Метромост через Яузу в Москве

18. Вечерняя электричка на станции Калуга готовится к посадке.

19. В 2023 году был в Дубне. Масштабы стоящего там Владимира Ильича впечатлили.

20. Ну и ещё одно фото с Москвы, а точнее с Химок. Ласточка идёт по направлению Твери через мост канала имени Москвы. Холодный же январь тогда стоял.

Всем большое спасибо за внимание, буду рад если подпишитесь вконтакте на мою группу с фотографиями в вк, или, кому удобно, я есть и в телеграме).
https://vk.com/vzglyad_club
https://t.me/transportstory
Всем хорошего дня! Надеюсь, пост был не слишком утомительно и вам было интересно посмотреть:).

Показать полностью 20
Отличная работа, все прочитано!