blagikha

blagikha

Эксперт в ТРИЗ для бизнеса
Пикабушник
82 рейтинг 4 подписчика 0 подписок 11 постов 0 в горячем

ТРИЗ и Дизайн мышление, этапы бизнес методов design thinking и TRIZ, инструменты методологий

По мере возрастания интереса бизнеса к ТРИЗ, растёт внимание к тому, связан ли ТРИЗ для бизнеса с другими методологиями, основанными на творческом подходе. Дизайн-мышление – обычно первый метод, с которым сравнивают ТРИЗ.

В этой статье хочу подробно разобрать:

– похожи ли эти два метода,

– могут ли дополнять друг друга для решения проблем,

– в чём их отличия.

Я много пишу про ТРИЗ. Прочитать, что такое бизнес-ТРИЗ и какие задачи решает эта методология, можно здесь: Что такое ТРИЗ?

А про философию и назначение дизайн-мышления стоит написать чуть подробнее, чтобы сравнить два метода.

Важно начать с того, что у слова «дизайн», которое используется в словосочетании «дизайн-мышление», разный контекст в русском и английских языках. Когда мы говорим «дизайнер», то представляем себе человека, который хорошо рисует и имеет творческое воображение. В английском языке слово «дизайнер» скорее используется в значении: проектировщик, разработчик, конструктор. В первую очередь дизайнерами называют архитекторов – людей, которые могут не только нарисовать красивый проект, но и имеют представление, например, из каких материалов строить здание, чтобы оно было пригодно к эксплуатации. Мало нарисовать красивый балкон, надо разбираться в материалах, из которых он будет сделан.

Если мы говорим об изначальной версии слова «дизайнер», то в русском варианте, оно ближе к слову «инженер-конструктор». Когда мы упоминаем о великих изобретателях советской эры, говорим: конструктор самолётов, конструктор танков, конструктор космических кораблей. Гениальный конструктор Королёв, обладал знаниями об эстетике и эргономике, но в большей мере он обладал огромным пластом знаний о материалах и конструкциях.

В английском языке слова «конструктор» в таком значении не существует. Все гениальные изобретатели: Эдисон или Зворыкин, американец русского происхождения – изобретатель телевизора, были инженерами. Есть ещё словосочетание Engineering Design – инженерный дизайн. Им занимаются люди, работающие непосредственно с продукцией.

Я уделяю предыстории термина так много времени, потому что важно понимать, что философия дизайн-мышления строится не только на том, что дизайнер – творческий человек, умеющий хорошо рисовать и придумывать новое. Это в первую очередь человек, имеющий большой пласт знаний в определённой сфере.

Наиболее известным популяризатором дизайн-мышления в России, является Тим Браун, СЕО и генеральный директор компании IDEO, мирового лидера в области дизайна. Но первым в своей книге «Креативная инженерия» 1959 году, описал философию дизайн-мышления Джон Э. Арнольд, американский профессор машиностроения и делового администрирования Стэнфордского университета. Примечательно, что примерно в то же время в СССР, Генрих Альтшуллер начал популяризировать ТРИЗ, и совместно с Рафаэлем Шапиро выпустил статью «О психологии изобретательского творчества». Она считается отправной точкой развития ТРИЗ.

Джон Э. Арнольд в 1959 году писал, что подход к дизайну должен стать более человекоориентированным. Сейчас мы это называем – клиентоориентированным. То есть продукт, создаваемый для человека, должен быть не только полезным, но и удобным. Человеку должно быть приятно пользоваться этим продуктом.

Когда-то всё начиналось с того, что требовалась просто полезная функция. Например, в глубокой древности, можно было сидеть на чурбаках или брёвнах. Сейчас мы имеем тысячи вариаций кресел и стульев: офисных, для дома, с ортопедической поддержкой спины и так далее. И можем выбирать для себя тот вариант, который нас устраивает не только своей полезной функцией, но и подходит нам по дизайну.

Иногда полезная функция и вовсе становится вторичной, уступая первое место функции «обладание приятным» для пользователя продуктом. Так, произошло с поездками на кораблях.

До Второй мировой войны добраться из Европы в Америку можно было только на теплоходе. Огромные корабли выполняли роль перевозчиков. Но с развитием авиапромышленности, перевозка людей на большие расстояния стала почти невостребованной.

Сейчас же есть огромные круизные лайнеры, на которые покупают билеты за большие деньги, не для того, чтобы попасть из точки А в точку Б, а для того, чтобы насладиться этой поездкой.

Джон Э. Арнольд сформировал три основных принципа для создания новых продуктов:

1. Желаемость продукта для потребителя;

2. Техническая реализация; 

3. Экономическая доступность продукта для широкого круга потребителей.

На базе этих трёх концепций и была построена практическая методология дизайн-мышление. Что же она собой представляет в современном мире?

Сегодня существует множество школ дизайн-мышления: Массачусетская, Берлинская, Австралийская, Стэнфордская. Все они используют разные приёмы и разнообразные наборы инструментов. Но все пользуются главной идеей дизайн-мышления: совершением множества итераций между основными этапами.

Давайте разберём классический процесс Стэнфордской школы дизайн-мышления. Он состоит из пяти этапов:

1. Эмпатия – понимание того, чего хочет человек, для которого делают продукт. Что будет чувствовать, когда его получит.

2. Фокусировка – выявление главной проблемы или проблем клиента на основе этапа эмпатии. Важно, что здесь идет не переход к решению проблемы, а все еще анализ.

3. Идеация – генерирование различных идей решения корневой проблемы или проблем.

4. Прототипирование – из всех найденных решений выделяется самое перспективное и создаётся его прототип.

5. Тестирование прототипа: в технике — это обычно альфа и бета-прототипы. Альфа-прототип, практически никогда не работает, но показывает, как будет выглядеть продукт. Бета-прототип, это работающий прототип продукта.

И вот тут, на последнем этапе, почти всегда возникает проблема. Потому что прототип, почти никогда не проходит тестирование. Следовательно, нужно снова возвращаться к какому-то из этапов, брать другую идею, опять её прототипировать, тестировать. Поэтому в прототипировании популярны такие методы, как Rapid Prototyping – быстрое прототипирование, а в IT-сфере MVP (Minimal Viable Product) – минимально жизнеспособный продукт.

Получается, что в дизайн-мышлении, когда клиент ставит задачу, ее нужно сначала исследовать, чтобы определить действительно ли это та проблема, которую нужно решать. Затем нужен глубокий анализ, чтобы выявить корневые причины проблемы, и только затем приступать к решению проблемы. Но на этом этапе искать следует не одно единственно верное, а создавать целый веер решений. Это нужно, чтобы потом каждое из них прототипировать и тестировать.

Пример: допустим, компания хочет выпустить телефон для тех, кто занимается спортом. Дизайнер составляет портрет будущего покупателя. Допустим, это: мужчина от 18 до 30 лет, он пловец, европеец и т.д. То есть дизайнер использует метод социальной сегментации клиентской группы. Но то, что хорошо для маркетинга, не всегда хорошо для дизайна. Товар только для вышеописанного мужчины не будет пользоваться большим спросом. Следовательно, придётся ещё работать над идеями и прототипами, пока не найдётся решение для большой массы людей, занимающихся спортом.

В ТРИЗ нет такого подхода: первый, четвёртый и пятый этапы в этом методе просто отсутствуют. ТРИЗ базируется на том, что сначала мы видим проблему, а после ищем противоречие, которое её вызвало. И после того, как мы описываем это противоречие, задача уже полностью сформулирована. В отличие от дизайн-мышления, где на этапе эмпатизации и определения проблемы, используется очень много инструментов, отнимающих время: глубинные интервью, карта пути клиента, Personas – конструирование персоны, которая будет обладать разрабатываемым продуктом, и ещё масса других когнитивных инструментов.

В ТРИЗ для решения проблемы мы сразу берём конкретные инструменты и приступаем к анализу, который помогает сформировать нам ИКР (Идеальный конечный результат), который зачастую и приводит нас к решению задачи. Нам не нужно прототипировать и тестировать множество версий, и терять на этом время и деньги.

Получается, если сравнивать ТРИЗ и дизайн-мышление, то у них две точки пересечения: анализ и поиск идей. Но если в дизайн-мышлении для анализа, чаще всего используется инструмент «Пять почему», то в ТРИЗ используется инструмент «Причинно-конфликтный анализ» (RCA+). И (RCA+) работает гораздо мощнее для структурирования и визуализации проблемы, которую с первого взгляда решить невозможно.

В методах поиска идей Дизайн-мышление и ТРИЗ также не совпадают. Дизайн-мышление использует в основном мозговой штурм, обратный мозговой штурм и брейнрайтинг. В ТРИЗ мы максимально уходим от формата поиска методом проб и ошибок, то есть мозгового штурма, в пользу инструментов, быстро выводящих нас на конкретное решение задачи.

Скорость поиска решений очень важна для современного мира. Технологии и бизнесы не стоят на месте, поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны как минимум не отставать от лидеров своего сегмента, а как максимум идти на шаг впереди. Важно напомнить, что для того, чтобы изучить Дизайн-мышление, потребуется примерно год. Это время потребуется, чтобы вникнуть во все процессы, и овладеть всеми инструментами. Затем с методом нужно будет разбираться на практике, что достаточно сложно, учитывая его особенности. А чтобы изучить базовый ТРИЗ, начать внедрять метод, и получать первые результаты, понадобится пять-семь дней. После этого, конечно, нужно будет расширять знания. Но разница во времени всё равно колоссальная.

Таким образом, я считаю, что Дизайн-мышление и ТРИЗ, это абсолютно разные методы. Дизайн-мышление – философский подход к дизайну и конструированию. Он состоит из пяти этапов, в которых поиск идеи и решение задач, с ней связанных, – всего лишь один или два из всех. ТРИЗ же существует совершенно отдельно и служит для решения конкретных задач.

Но при этом, я вижу, что эти две методологии могут не только пересекаться, но создавать хорошо работающую синергию, чтобы взаимно усиливать друг друга.

ТРИЗ со своими инструментами определения корневых противоречий и их устранений, идеально встраивается в третий этап дизайн-мышления. Это поможет избежать последующих бесконечных прототипирований и тестирований, а соответственно, сбережет время и деньги компании.

Два первых этапа дизайн-мышления, в свою очередь, могут усиливать ТРИЗ, за счет когнитивных инструментов, которые помогают очень точно определить проблему. Ведь именно от точности определения проблемы, зависит актуальность будущего решения.

Telegram-канал БИЗНЕС-ТРИЗ: https://t.me/trizbiz

Источник: https://blagih.ru/biznestriz_i_dizajnmyshlenie/

ТРИЗ и Дизайн мышление, этапы бизнес методов design thinking и TRIZ, инструменты методологий Стартап, Предпринимательство, Развитие, Малый бизнес, Бизнес, Триз, Маркетинг, Инновации, Фриланс, Рынок, Длиннопост

ТРИЗ и Дизайн мышление, этапы бизнес методов design thinking и TRIZ, инструменты методологий, Алексей Благих, Валерий Сушков

Показать полностью 1

ТРИЗ для IT-директора

Добрый день. Я Алексей Благих, председатель The International Business TRIZ Association Russia (IBTA RUSSIA)

На офлайн-конференциях и под статьями в интернете, у меня достаточно часто спрашивают, возможно ли интегрировать ТРИЗ для бизнеса в IT-сферу. Повысит ли это эффективность сотрудников в формировании инновационных идей и их последующем внедрении.

Чтобы ответить на эти вопросы, я пригласил в качестве собеседника Павла Васильева, экс-директора по развитию телеком-компании РЕКОНН (нынешнего руководителя проекта фирмы 1С) и взял у него интервью.

ТРИЗ для IT-директора Триз, IT, Бизнес, Предпринимательство, Стартап, Малый бизнес, Торговля, Рынок, Длиннопост

Алексей Благих, Павел Васильев, БИЗНЕС-ТРИЗ

— Добрый день, Павел. Сразу вопрос в лоб: как ты пришёл к ТРИЗ?

— Это была достаточно долгая дорога, и уж точно не решение одного дня, хотя про ТРИЗ я слышал довольно давно. Сама идея посмотреть на проблемы под другим углом и научиться находить нестандартные решения, мне нравилась. Я присматривался, куда бы пойти учиться.

— То есть, ты целенаправленно искал, к кому пойти учиться?

— Да, но меня смущало обилие курсов, к тому же было чувство, что всё немного не то. Не хотелось тратить время на шарлатанов, которые где-то что-то прочитали и начали обучать. Такого добра, как оказалось, очень много. И вот случайно друг посоветовал обратиться к его знакомой, а уже она сказала, что знает одного секретного человека — Алексея Благих. Так, мы с тобой начали сотрудничать.

— А какие основные запросы у тебя были, когда ты начал изучать ТРИЗ?

— Вот тут тоже интересный путь. У меня инженерно-техническое образование. И изначально, я шёл с идеей, что ТРИЗ мне поможет больше в технической части работы. Но достаточно быстро понял, что ТРИЗ для бизнеса мощно решает административные проблемы.

— Да, мы же все хорошо знаем, что в крупных компаниях на одного технаря приходится несколько управленцев. Потому что на одну техническую проблему, всегда приходится ещё с десяток административных.

— Да. Сначала те инструменты, которые мы изучали, я применял для чисто технических проблем. И перестроить себя с технического подхода к ТРИЗ на административный для меня было отдельной, не самой простой, задачей.

— Это нормально. Бизнес-ТРИЗ основывается процентов на пятьдесят на технической философии базового ТРИЗ. И классно, что у тебя есть и инженерный бэкграунд, и управленческий. Когда у тебя высокая экспертная база, ты начинаешь автоматически применять инструменты метода и в том, и в том направлении.

— Для меня эта история была о том, что я получил инструменты и пошёл решать ими мелкие технические проблемы. А уже потом я понял, что надо пробовать применять это в управленческом деле. Сначала я опять решал мелкие проблемы в коллективе. Потом пришло озарение, что это можно применять шире — при взаимодействии компаний, при работе над какой-то проблемой. И вплоть до создания коллектива из разных компаний, решающих одну и ту же задачу. И когда я понял, как это работает, стал получать результаты, мне прямо понравилось.

— Павел, скажи, а были трудности, когда ты начал внедрять ТРИЗ на работе и в жизни?

— На самом деле, каких-то больших трудностей не было. Но несколько моментов пришлось решать.

Для меня оказалось неожиданным, что ТРИЗ надо изучать достаточно кропотливо. Сначала ты получаешь первые инструменты, от их применения появляются первые результаты, впечатляешься, но потом оказывается, что там ещё куча приёмов. И, чтобы они заработали, не только их изучить, но и поменять сознание.

— Смена сознания, это то, что отмечают все, кто приходит в ТРИЗ. Удивительно, но тризовцы, это те люди, которые радуются, когда видят нерешаемые ограничения. Для нас это означает, что решение уже рядом. А были ещё трудности?

— Да. Я не первое лицо в организации, и доказать руководству важность изучения ТРИЗ – отдельная задача. Сразу скажу, что очень хорошо понимаю высший менеджмент. Их задача — направлять имеющиеся ресурсы в ту точку, которая будет наиболее выгодной с точки зрения получения денежного потока, максимально быстро. Поэтому когда кто-то говорит, что мы можем решить проблему, но нам потребуется время, почти каждый руководитель отвечает: бросьте эту задачу, займитесь более актуальной. Для меня это самая большая сложность изучения бизнес-ТРИЗ. Что иногда надо предварительно потратить достаточно много времени, чтобы потом за десять минут найти решение.

— Но зато, потратив какое-то количество времени, ты решаешь проблему, которая не решалась месяцами и даже годами.

— Да, есть такой эффект. Но здесь тоже есть подводный камень — нужно грамотно отстроить решения, которые принял с помощью ТРИЗ. То есть донести до руководства, что именно этот метод тебя привёл к ответу на трудный вопрос. Порой это совершенно неочевидно. Но парадокс в том, что этот момент прекрасно решается с помощью тех же инструментов ТРИЗ. Просто ты начинаешь мыслить по-другому. Это неклассическое применение инструментов, я не стою возле доски и не клею на неё стикеры. Просто мозг в режиме реального времени начинает искать ответы на вопросы гораздо быстрее. И когда я сталкиваюсь с такими ограничениями, то гораздо увереннее, чем раньше, отношусь к  проблемам, которые на входе даже непонятно, чем могут закончиться.

— Хорошо. Павел, а есть в твоей компании реальные кейсы с бизнес-ТРИЗ?

— Да. У нас с помощью ТРИЗ была создана отдельная компания. И там интересная история произошла. Решение было простым, но мы к нему долго не могли прийти.

Мы запускали проект сервиса виртуальной телефонии и долго пытались понять, как мы, разработчики этого сервиса и телекоммуникационная компания, будем продавать его другим компаниям, которые тоже являются телеком-операторами. Руководство тех компаний вполне обоснованно переживало, что мы в итоге просто уведём их клиентов. Хотя у нас такой задачи не было, со своей стороны просто хотели продавать свой продукт.

Мы исследовали, почему возникает такое недоверие и как от него уйти. Я вспомнил, что когда читал про ТРИЗ, там чётко говорилось, что когда ты упираешься в ограничение, это не то, что тебе запрещает идти дальше. А наоборот, нужно перевернуть ситуацию так, что это уже будет не запретом, а обязательным фактором. Если система хочет куда-то идти, пусть идёт, а мы придумаем, как именно она туда пойдёт, в условиях новых ограничений.

Так родилась отдельная компания со своим продуктом, бизнес-логикой и отделом продаж. Было даже немного обидно, что решение оказалось таким простым и практически лежало на поверхности. (Смеётся).

— К сожалению, иногда такие простые, но эффективные решения в кейсах, вызывают у людей негативные реакции в отношении ТРИЗ. Ну, казалось бы, вы создали ещё компанию, что в этом такого нового. Но для твоей компании это же было инновационным решением?

— Абсолютно. Мы на полном серьёзе, не собирались заниматься переманиванием клиентов. И не знали, как обойти это ограничение, чтобы продукт, который мы создали, который востребован на рынке, продавался.

— Круто, что у тебя есть и техническое образование, и опыт управленческой работы. Ты можешь решать сразу как технические, так и административные работы.

— Я уверен, что ТРИЗ надо начинать внедрять с руководства. Если ты сам не знаешь основ, то вряд ли примешь на веру ценность этого метода. Соответственно, ничему не научишь своих сотрудников. Роль руководителя — это в том числе обучение сотрудников, или поиск средств для того, чтобы они обучились чему-то новому. В работе я использую ТРИЗ больше в сторону управления. Например, известная боль руководителя — продукт почему-то не продаётся. Все начинают сваливать вину друг на друга: отдел продаж на разработчиков, разработчики на отдел продаж. Мы решали эту проблему при помощи ТРИЗ: собирали весь пул проблем, анализировали информацию, смотрели, что и откуда берётся.

Это, во-первых, хорошо разорвало цепочки, когда отделы валят вину друг на друга. Во-вторых, это выявило основную причину проблемы, и при этом её поняли все. И перестали перекладывать проблему друг на друга. Вместо этого наметился вектор движения в сторону решения. Так было с продажами одного из продуктов. Когда мы изучили, по какой причине что-то не продаётся, то нашли причину: продукт состоял из функций, которые и нравились клиенту, и одновременно его отталкивали. Соответственно, устранение отталкивающих функций привело к перезапуску всего продукта.

— Классно. То есть вы выявили функции, которые вредили и убрали их.

— Мы же разработчики, мы же это умеем. (Смеётся). Но осознать, что функция, которую мы, как разработчики, считали полезной, окажется для конечного клиента вредной, — это ещё та задачка была.

— Я знаю, что большая боль разработки в том, что ставится определённый KPI, и сотрудник должен его выдавать. Делать много, быть постоянно в работе, пилить фичи. Тут ещё и маркетолог говорит, что клиентам точно понравится вот такая функция, и продажники это подтверждают. А после выхода продукта выясняется, что это не совсем так. И даже глубинный анализ ЦА не всегда точно показывает, чего точно хочет клиент.

— Ну тут есть два подхода. Первый, это спросить клиента, чего ему не хватает. И второй: не спрашивайте клиента, а просто дайте ему то, что считаете нужным сами. На мой взгляд, оба пути имеют свои минусы. Важен взвешенный подход. Послушай клиента и переосмысли эту историю, реши его глобальную проблему теми инструментами, которые считаешь полезными сам. И это не обязательно будет что-то суперинновационное. В таких случаях ТРИЗ работает на полную катушку. Когда ты видишь, что есть задача, в которой надо максимально упростить процесс, убрать все лишние кнопки. Когда функция выполняется, а системы нет. Убрать лишние элементы, которые ломают всю цепочку, но оставить при этом систему функциональной — эти задачи ТРИЗ очень хорошо решает.

— Павел, вот смотри, ТРИЗ часто меняет обычный управленческий подход и язык. Я знаю, что руководители, знакомые с этим методом, часто проводят не обычные совещания, а предлагают подумать над проблемой, которая зачастую за один час после этого и решается. Особенно если коллектив тоже знаком с ТРИЗ для бизнеса. Замечал такое?

— Да, совершенно верно. И ты правильно заметил про коллектив. В этом случае один в поле не воин. А вот если, кроме тебя, есть ещё два-три человека, которые понимают, как работает метод, они подхватывают идею и все остальные включаются. Это тоже одна из точек роста компании — развитие инновационного мышления. Люди заинтересовались, приняли знания, наработали опыт и начали применять его на практике.

— У меня есть пример, когда именно программистам внедряли ТРИЗ. Они долго сопротивлялись, если честно. У программистов есть свои чёткие алгоритмы, казалось бы, зачем им что-то ещё. В общем, для начала им дали основы РТВ — развития творческого мышления. Когда первое сопротивление прошло, начались результаты. Например, программист придумал алгоритм, после этого его надо реализовывать. Тут у него появляется ещё одно-два дополнительных решения. Программист видит их плюсы и минусы и думает: а могу ли я взять все плюсы, но убрать все минусы? И в итоге получает четвёртое, очень глубокое и продуманное решение, в отличие от первоначальных. Но при этом часть программистов в тот раз сказала: нет, мне это не подходит. Буду работать, как раньше.

Как ты считаешь, полезно программистам развивать именно творческое воображение?

— Слушай, ну на самом деле именно программистам очень сложно отказаться от привычных алгоритмов. Есть наработанная база библиотек, она работает, а тут надо всё нарабатывать по новой. У нас у всех мозг, как говорится, экономит сахар и ведёт по привычной дороге. А тут надо научить его за несколько дней употребить больше сахара, чем за предыдущие пять лет. Конечно, это сложно, это рушит все устои. Но самое интересное, что, решив один раз задачу новым способом, мозг входит во вкус и начинает сам искать более лёгкие дороги новым методом. Парадокс: чем сложнее сначала, тем легче становится со временем. Иногда даже сложно остановиться, перестать что-то улучшать.

— Да, это как художник, который может годами улучшать одну-единственную картину. (Смеётся). Но чтобы избежать такой ситуации, у нас есть инструменты бизнес-ТРИЗ. Они дают очень точную оценку ценности идей, ещё до их реализации. Что позволяет компании не тратить ресурсы на нежизнеспособные версии.

— Да, потому что бывают разные варианты. Можно выкатить новый продукт на ограниченную аудиторию, которая поработает в роли бета-тестеров, а можно дорабатывать продукт до идеала внутри компании. И в том, и в том случае ТРИЗ хорошо помогает справляться с выявленными багами.

— Павел, мы хорошо поговорили про ТРИЗ. Скажи, по твоему мнению, руководителям и директорам, почему стоит и почему не стоит приходить в ТРИЗ?

— Не стоит никому приходить в ТРИЗ. Нам тут и без конкурентов хорошо. (Смеётся).

На самом деле, имеет смысл идти в ТРИЗ даже не для того, чтобы именно в нём достичь каких-то высот. Основная история в том, что начинаешь думать по-другому сам, получаешь большее поле возможностей для решения твоих проблем. ТРИЗ очень легко встраивается в любые компании и ничего не портит. Ты не лишаешься права работать привычными инструментами и накатанными методами, но твой ум начинает работать менее формализовано.

— А как ты думаешь, ТРИЗ тяжеловесная методика? Сложная?

— Однозначно не такая простая, как говорят некоторые обучающие, сами набравшиеся знаний на YouTube. Но и не такая сложная, как пугают другие спикеры. В ТРИЗ для бизнеса много инструментов, это правда. Но если есть слона по частям, эта система заходит в голову очень органично. Сначала ты учишься находить противоречия и ограничения, потом учишься их решать. Всё логично. А самое главное — работает практически сразу.

— Павел, спасибо за подробное интервью. Надеюсь, что через пару лет встретимся, и ты мне расскажешь о новых прорывах и классных решениях.

— Алексей, спасибо за приглашение на этот разговор. Обязательно встретимся. А пока я пошёл учиться дальше. (Смеётся).

Чтобы узнать больше про корпоративный курс БИЗНЕС-ТРИЗ, пишите мне в телеграм @aleksei_Blagikh или по емаил blagih@gmail.com. Всё расскажу и покажу.

Про ТРИЗ в статье на Пикабу: Что такое ТРИЗ?

Telegram‑канал БИЗНЕС‑ТРИЗ: https://t.me/trizbiz

Источник: https://blagih.ru/

Благодарю за доверие!

Алексей Благих

Показать полностью 1

ТРИЗ и Траблшутинг, что такое troubleshooting в бизнесе и кто такой troubleshooter (траблшутер)

В последние годы в бизнес-среде России стал популярен такой термин, как «траблшутинг». В России он овеян легендами. Существует мнение, что траблшутер – это человек, работающий за огромные деньги, который находит решения проблем за считаные часы, почти всегда секретно, и посредством этих решений, приносит корпорациям огромные деньги. Своего рода секретный агент на службе бизнеса.

Два самых известных в русскоязычной среде кейса про траблшутинг:

1. про кроссовки Nike.

2. про использование простых карандашей в космосе.

В первом случае легенда гласит, что компания Nike решила выпускать свою продукцию в Африке, потому что рабочая сила там была очень дешёвой. Через время, руководство фабрики столкнулось с массовым воровством. В кроссовках стоимостью в несколько месячных зарплат стали ходить не только работники, но и все члены их семей. Бороться с воровством было почти невозможно, ведь охрана тоже состояла из местных.

Когда стало понятно, что кражи, приносящие бизнесу колоссальный урон, не остановить, руководство подумало и пригласило гениального траблшутера. И тот, якобы немного подумав, придумал не менее «гениальное» решение: компании стоит выпускать правые и левые кроссовки в разных странах. Тогда воровать будет невозможно.

Но дело в том, что эта история популярна исключительно в русскоязычном интернете. Никто никогда не видел пару кроссовок Nike, в которой правый и левый кроссовок были бы выпущены в разных странах. Да и производства в Африке у компании никогда не было.

Вторая известная легенда связана с освоением космоса. Её часто приводят примером того, как простое решение сэкономило СССР очень много денег. Якобы пока американцы разрабатывали ручку, которая бы писала в условиях невесомости, кто-то из наших специалистов предложил не тратить деньги, а нашим космонавтам посоветовал писать простыми карандашами.

Очень элегантное решение. Особенно, если не знать, что в космосе давно запрещено писать простыми карандашами. Графит крайне легко крошится, и это опасно. Графитовая крошка и пыль могут попасть в системы жизнеобеспечения космонавтов. Они способны привести и к более серьёзным последствиям. Дело в том, что графит – очень хороший проводник электрического тока, если пыль или крошка окажутся в электроприборах, короткого замыкания не избежать.

Таким образом, получается, что эти два популярных кейса  несостоятельны.

Далее в статье я разберу:

1.  Откуда взялся термин «траблшутер»?

2.  Как работают траблшутеры?

3.  Связаны ли напрямую траблшутинг с ТРИЗ?

Люди часто путают ТРИЗ и траблшутинг. Это происходит по двум причинам:

Первая: тот, кто хоть раз слышал про ТРИЗ для бизнеса, знает, что с его помощью решаются самые сложные, порой не разрешаемые с первого взгляда, задачи.

Вторая: книга Сергея Фаера «Траблшутинг: Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны». В этой книге собраны базовые инструменты ТРИЗ и примеры, в том числе и личные, их использования.

Но значит ли это, что ТРИЗ и траблшутинг – одно и то же?

Я думаю, что нет. Согласен, эти два понятия роднит то, что они направлены на решение задач, но у них есть принципиальные различия.

Начнём с того, откуда взялось само понятие траблшутинг. Траблшутер – в буквальном переводе означает «отстреливающий проблемы». При этом в русскоязычном интернете практически нет конкретных примеров или успешных кейсов работы траблшутеров. Да и конкретных имён, тоже очень мало. Под траблшутингом многие предприниматели подразумевают совершенно разные понятия:

консалтинг;

бизнес-консультации;

и даже коучинг.

На самом деле всё прозаичнее. Термин «траблшутинг» пришёл в Россию вместе с зарубежной техникой. В англоязычной среде слово troubleshooting чаще всего применяется в руководствах по починке чего-либо. Траблшутинг электрических цепей, траблшутинг в обслуживании персональных компьютеров и так далее. В инструкции к любой бытовой технике, также есть табличка с названием Troubleshooting Section. В ней описываются самостоятельные способы устранения различных проблем техники, которая отказалась работать. И все они, как правило, очень тривиальны: проверьте, воткнута ли вилка электроприбора в сеть, перезагрузите прибор и т. д. Одно из самых известных руководств по траблшутингу издала компания Xerox, там описано порядка семи тысяч видов неисправностей и способов их устранения.

Однако значит ли это, что траблшутеры в нашей стране, всегда действуют исключительно по инструкциям?

Конечно, нет. Здесь надо понимать, что у бизнеса бывают проблемы – problem, а бывают траблы – trouble, в прямом переводе «беда». Иначе говоря, если у вас есть бизнес, приносящий стабильный доход, но вы хотите его каким-то образом увеличить, то это проблема. Если же бизнес существует на грани краха или приносит убытки, это беда.

Трабл – это когда у вас есть какая-то работающая система, но вдруг в ней что-то ломается, и это что-то нужно починить.

Систему нужно срочно восстановить, чтобы снова заработала. При этом важно, чтобы она обладала той же функциональностью, и тем же поведением, что и раньше. Речи о развитии или улучшении системы здесь нет. Условный станок сломался, значит, надо его починить.

Элементарный пример: вы сидите, работаете, и вдруг пропадает интернет. Это трабл. Либо вы едете в автомобиле, и у вас отказывают тормоза. Это реальный трабл.

Задача траблшутера — посмотреть на беду или проблему бизнеса комплексно, чтобы выявить поломку и определить быстрый способ её устранения.

Но здесь кроется одна большая проблема: чем нестандартнее будет решение проблемы, тем больше вторичных задач и подзадач появится при его внедрении в уже существующие бизнес-процессы. Потребуется огромная аналитическая работа и прогнозирование. Но трабшутеры тем и славятся, что работают быстро. Иначе, какой смысл привлекать такого специалиста за огромные деньги? Поэтому то, что выглядит красивым и элегантным решением на словах или на бумаге, может так не быть внедренным.

Как работают траблшутеры, с помощью каких инструментов?

Поскольку не существует чёткого стандарта, кого можно назвать траблшутером, нет и точного набора знаний и инструментов, которые будет применять решатель проблем. Каждый руководствуется своим набором функций. Это могут быть и инструменты ТРИЗ, и ТОС, и метод дизайн-мышления, и собственная экспертиза человека в отдельной отрасли.

Однако стандартная схема работы траблшутинга почти всегда одинаковая:

1. локализовать проблему;

2. найти причину проблемы;

3. предложить решение;

4. внедрить решение.

Но между вторым и третьим шагом может быть огромная дистанция. Часто случается, что именно эта причина имеет большой положительный эффект для всей бизнес-системы.

И вот здесь возникает ситуация, которую в ТРИЗ мы называем противоречием. Для решения проблемы нужно устранить негативный эффект, но полностью сохранить или приумножить позитивные качества этой причины. Это уже полностью территория ТРИЗ.

В современном бизнесе очень много стандартов и стандартных примеров решения проблем. Но как только для устранения проблемы, требуется нестандартное решение с минимальными затратами, лучше ТРИЗ ничего не подойдёт.

Как я писал выше, ТРИЗ для бизнеса и траблшутинг роднит то, что они направлены на решение острых, нестандартных задач.

Но их принципиальное различие в том, что под понятием «траблшутинг», обычно понимают решение острых проблем. И алгоритм этого решения может находиться любым способом, доступным тому, кто называет себя траблшутером. От вполне известных приёмов до личной экспертизы и связей в определённых кругах.

Методы же и инструменты бизнес-ТРИЗ всегда направлены на поиск новых, нетривиальных идей. ТРИЗ тренирует латеральное мышление и устраняет эффект психологической инерции. При этом метод стандартизирован и точно выверен. В ТРИЗ существуют алгоритмы, но они всегда приводят к творческим, новым решениям.

Ещё один важный момент. Траблшутеры работают не только точечно, но и в основном в одиночку. Изредка обращаясь к сторонним специалистам, или специалистам самой компании, для решения какой-то части задачи. И обычно не вводят их в полный курс дела. Это связано, и с конфиденциальностью – большинство компаний не хотят афишировать, что привлекали траблшутера для решения проблемы, и с тем, что решения траблшутера иногда бывают достаточно жёсткими и непопулярными среди персонала. Например, увольнение части сотрудников.

ТРИЗ для бизнеса можно внедрять в компанию вполне открыто. Метод прекрасно показывает себя и в случае, если в компании есть один человек, владеющий им, и если ТРИЗ обучаются целые отделы.

И в этом есть огромное преимущество: в конкретном бизнесе появляются люди, не только умеющие решать проблемы, но и способные их прогнозировать и не допускать. Ведь, как показывает практика, любая бизнес-система развивается по определённому алгоритму. ТРИЗ способен этот алгоритм просчитать и не только уберечь бизнес от стагнации, но и наметить пути расширения и развития.

Таким образом, я считаю, что траблшутинг и ТРИЗ – очень разные понятия. Прекрасно, когда решатели проблем изучают, и применяют инструменты бизнес-ТРИЗ, но всё-таки работа траблшутера – единичное  решение какой-то проблемы. Да, заказчик получает способ избавиться от неё, но не получает системного анализа. В отличии от этого, ТРИЗ для бизнеса – не только решение конкретной задачи, но и прогнозирование вдолгую, позволяющее избежать системных ошибок и в будущем.

Чтобы узнать больше про корпоративный курс бизнес-ТРИЗ, пишите мне в телеграм @aleksei_Blagikh или по емаил blagih@gmail.com. Всё расскажу и покажу.

Про ТРИЗ в статье на Пикабу: Что такое ТРИЗ?

Telegram‑канал бизнес‑ТРИЗ: https://t.me/trizbiz

Источник: https://blagih.ru/

Благодарю за доверие!

Алексей Благих

ТРИЗ и Траблшутинг, что такое troubleshooting в бизнесе и кто такой troubleshooter (траблшутер) Триз, Бизнес, Предпринимательство, Стартап, Малый бизнес, Длиннопост

ТРИЗ и Траблшутинг, что такое troubleshooting в бизнесе и кто такой troubleshooter (траблшутер), Алексей Благих, Валерий Сушков

Показать полностью 1

Мысли как гений с бизнес-ТРИЗ

Когда-то простые уравнения могли решать единицы. Это была избранная каста людей. Их считали гениями своего времени.

Сейчас алгоритму для решения простых уравнений обучают детей в средней школе.

Мысли как гений с бизнес-ТРИЗ Триз, Обучение, Развитие, Бизнес, Образование, Успех, Telegram (ссылка)

Мысли как гений с бизнес-ТРИЗ, Алексей Благих

Когда-то были гении-изобретатели, которые научились решать противоречия сами. Их имена остались в истории.

Сейчас опыт гениев-изобретателей обобщили в ТРИЗ, тем самым дав инженерам возможность решать сложные технические задачи, находя прорывные решения по понятному алгоритму.

Когда-то бизнесом могли заниматься только талантливые купцы. Потому что бизнес-образование было недоступно.

Сейчас каждый может открыть свой бизнес. Вся информация доступна в сети интернет.

Схожие тенденции упрощения и повышения доступности можно наблюдать в любых сферах. Это один из законов ТРИЗ - стремление к идеальности.

Но почему же, когда всё становится доступным, мы не видим резкого роста гениальных математиков, инженеров и бизнесменов?

Ответ кроется в резком росте сложности задач.

Чтобы получить следующий скачок, требуется решить на порядки сложнее задачи.

Системы становятся сложнее, а это значит, что старыми подходами практически нет шансов разобраться в них.

Если классическая ТРИЗ даёт ответ на решение сложных технических задач, то бизнес-ТРИЗ ориентируется на сложные управленческие и организационные задачи.

Бизнес-ТРИЗ помогает решать те задачи, ответы на которые сейчас не найти в интернете.

Наверное, лет через 10-15, множество найденные прорывных решений сейчас, станут обыденными и перейдут в разряд доступных всем.

Закон идеальности работает и в бизнес-ТРИЗ.

Но мы прекрасно понимаем, что тот, кто получил конкурентное преимущество сейчас, внедрив у себя бизнес-ТРИЗ, надолго становится лидером отрасли.

Он получает необходимые ресурсы в виде финансов и лучших команд, тем самым строя себе прочный фундамент текущего бизнеса.

И параллельно инвестирует в инновации, которые позволят сохранять лидерство на гораздо большем горизонте, чем 10-15 лет.

Конечно, постоянно придется решать вызовы, с которыми никто еще не сталкивался.

И далеко не каждый готов изучить бизнес-ТРИЗ, чтобы идти дорогой инноватора.

Но те, кто уже выбрал эту дорогу, те, кто прошел или проходит обучение бизнес-ТРИЗ, уже получили свои первые инновационные решения, которые подтвердили правильность выбранного пути.

Пути, который делает мир лучше и проще, но одновременно, усложняя его, подкидывая всё новые и новые сложные задачи.

Такие задачи, которые требуют мыслить как гении.

Изучайте бизнес-ТРИЗ и развивайте мышление гения!

Чтобы узнать больше про корпоративный курс бизнес-ТРИЗ, пишите мне в телеграм @aleksei_Blagikh или по емаил blagih@gmail.com. Всё расскажу и покажу.

Про ТРИЗ в статье на Пикабу: Что такое ТРИЗ?

Telegram‑канал бизнес‑ТРИЗ: https://t.me/trizbiz

Читайте также на blagih.ru про ТРИЗ и бизнес-ТРИЗ

Благодарю за доверие,

Алексей Благих

Показать полностью 1
8

ТРИЗ и ТОС, что общего у теории решения изобретательских задач и теории ограничения систем?

В этой статье я хочу рассказать как связаны или не связаны между собой ТОС (Теория ограничения систем) и ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

Если не знакомы с ТРИЗ, то на Пикабу есть моя статья Что такое ТРИЗ?

В тризовской среде ходят байки о том, что ТОС разработан на основах ТРИЗ. У кого‑то даже есть убеждение, что основы ТРИЗ «украдены» из ТОС, у кого‑то наоборот, что основы ТОС взяты из ТРИЗ.

Начну с того, что оба этих предположения абсолютно не верны.

Дело в том, что ТРИЗ разрабатывался для построения теории изобретательства, и разрабатывался, как научный метод и основан на научном подходе. Его основой в первую очередь являлось выявление паттернов и шаблонов уже известных сильных изобретений. Это, главное, с чего начинался ТРИЗ.

Ниже я рассмотрю основы ТОС и проведу параллели между инструментами этих методов.

ТОС — теория ограничений систем, была изначально разработана Элияху Голдраттом, для бизнеса и никакого отношения к технике не имел.

Создатель ТОС хоть и получил степень бакалавра по физике, а потом докторскую степень, в начале восьмидесятых годов работал в компании, которая производила софт для автоматизации производственных процессов. Его компания постоянно работала с клиентами, которые занимались производственными процессами.

Голдратт заметил, что многие компании работают не эффективно. Он поставил себе задачу — выяснить, почему это происходит.

Первое, с чего он начал, это анализ производственных циклов на предприятии. И пришёл к выводу, что любое производство может расти бесконечно, если не будет ограничений или, так называемых «бутылочных горлышек».

Допустим, у нас есть предприятие по выпуску сока. И оно может производить сто литров сока в день. Но при этом коробок для сока оно может производить или получать откуда‑то всего пятьдесят. А крышечек для коробок, всего двадцать. Итого понятно, что по факту, предприятие сможет выпустить всего двадцать литровых коробок сока. Это и есть ограничение или «бутылочное горлышко».

В ТРИЗ мы бы назвали это противоречием и обозначили его, как — предприятие может выпустить сто литров сока, но упаковать и приготовить к продаже, всего двадцать. И стали бы его решать при помощи инструментов ТРИЗ.

В этом схожесть методов — найти противоречие или ограничение и начать его решать.

Так же как и ТРИЗ, ТОС работает постепенно. Люди, прибегающие к тому или к тому методу, на первых этапах часто сами не понимают, где у них ограничения или противоречия. ТРИЗ работает над этой проблемой системно, перестраивая мышление так, чтобы бороться с эффектом психологической инерции. Так мы учимся искать новые, ещё никем не применяемые ответы на задачи.

Но и ТОС много работает с мышлением.

В своей первой книге «Цель», выпущенной в 1984 году, Голдратт ввёл такое бизнес‑понятие, как мыслительный процесс. Он утверждал, что менеджмент предприятия, должен мыслить. А не просто выполнять план или задачу, уже проверенными методами. И это было революционным прорывом. Только задумайтесь, до этого никто не говорил, что менеджмент, должен мыслить, а не просто выполнять какую‑то функцию!

В ТРИЗ мы идём к поиску сильных решений через определённые алгоритмы, применяя чётко выверенные инструменты. И переходим от уровня к уровню, решая сначала первостепенные задачи, мешающие бизнесу расти, а после занимаемся анализом дальнейших перспектив.

И в ТОС есть определённый алгоритм действий:

Шаг 1: Найти ограничение
Шаг 2: Решить, как максимально использовать ограничение
Шаг 3: Управлять через ограничение
Шаг 4: Расширить ограничение
Шаг 5: Вернуться к первому шагу

И на каждом шаге применяются свои инструменты, так же как в ТРИЗ применяются свои инструменты на каждом уровне. Это тоже делает оба метода похожими.

Первая книга Голдратта была издана в 1984 году, так же как и первая книга Альтшуллера изданная за рубежом, была выпущена в 1984 году. Можно сказать, что на английском языке, два фундаментальных, предлагающие новые концепции, труда появились в один только одно и то же время.

Но их никто не сравнивал, потому что ТОС была направлена на повышение эффективности производства с бизнес точки зрения, а работа Альтшуллера, была направлена на совершенствование методики изобретательства. Поэтому говорить о том, что‑то кто‑то у кого‑то что‑то «украл», в корне неверно.

Но у методов есть действительно очень перекликающиеся инструменты.

Например, Причинно‑конфликтный анализ — метод выявления противоречий. Этот инструмент, разработанный Валерием Сушковым, появился гораздо позже, чем Альтшуллер создал ТРИЗ. В то время, когда появился непосредственно ТРИЗ для бизнеса. И способ его работы во многом копирует способ работы инструмента ТОС — Дерево текущей реальности.

И хотя ТОС в основном не занимается выявлением противоречий, суть инструмента Дерево текущей реальности сводится к тому, что на своей вершине описывает нежелательные явления, а затем с помощью причинно‑следственных цепочек, выявляет корневую причину этого явления. Это очень похоже на то, как мы находим корневое противоречие через ТРИЗ.

Но и сам метод ПСА — причинно‑следственных цепочек, не является инновацией Голдратта. Этот метод был разработан и применялся ещё более шестидесяти лет назад в Американской оборонной промышленности. Изначально он применялся для анализа причин различных конфликтов.

В ТОС есть ещё такое понятие — Грозовая туча, оно описывает конфликт. И если посмотреть на диаграммы ТРИЗ описывающие конфликт, они также будут практически идентичны.

Интересно, что понятие Грозовая туча появилось в ТОС в середине девяностых годов, и диаграмма этого понятия была сделана специалистом ТОС, который к тому времени заинтересовался ТРИЗ.

И взаимопроникновение двух методов ТОС и ТРИЗ на Западе, а именно, в Америке, началось как раз примерно в середине девяностых годов прошлого века. Тогда ТОС уже была признанной методологией, а к методу Альтшуллера интерес только начинался.

Тогда тризовцы узнали про ТОС, тосовцы про ТРИЗ и началось активное взаимодействие: изучение, публикации в журналах и внедрение ТРИЗ в ТОС и наоборот, в компаниях и концернах.

Но и в России частный бизнес в это время набирал обороты, масштабировался и требовал новых, решений производственных и управленческих задач. И наравне с другими методологиями для бизнеса, оба метода — ТРИЗ и ТОС пришли к нам в страну. ТРИЗ при этом, можно сказать, «вернулся на Родину», переживая свой очередной виток перерождения — зародился бизнес‑ТРИЗ.

Почему я считаю, что ТРИЗ и ТОС должны, как минимум дополнять друг друга.

Дело в том, что когда организуется любой бизнес, продажи или выпуск какой‑то продукции, в нём изначально прописываются и строятся все бизнес‑процессы. Но подавляющее большинство проблем, почти всегда возникает за пределами этих бизнес‑процессов. Поэтому компании, никогда не закладывают отдельного времени, на то, чтобы их решать.

Такой подход приводит к тому, что проблемы остаются нерешёнными, не то что годами, но и целыми десятилетиями. И все меры по их разрешению, ограничиваются короткими брейнштормами.

Да, такой подход может разрешить большинство поверхностных задач. Но всегда остаётся процентов двадцать задач посложнее, и обычно краткий анализ по бизнес‑ТРИЗ показывает, что именно эти сложные задачи и тормозят рост всего бизнеса.

Точка пересечения ТРИЗ и ТОС — это то, что ТРИЗ всегда фокусируется на решении проблем. А ТОС фокусируется на анализе ограничений. И два этих подхода очень хорошо комбинируются между собой.

Для решения большинства мелких проблем не нужно изобретательства. И их можно решить как с помощью ТОС, так и с помощью любой другой методологии. Но там, где проблемы выходят в категорию неразрешимых, помогает только бизнес‑ТРИЗ. Его уникальность в том, что метод находит решение именно нестандартной проблемы, нестандартными методами.

И компания, внедряя бизнес‑ТРИЗ, изначально закладывает себе время на решение проблем. Метод разрешает огромное противоречие, когда проблем много, но решать их, нет времени.

Решая проблемы своевременно, сотрудники перестают быть сверхзагруженными. Это новая философия — применять современные инструменты, для того чтобы работать так, чтобы оставалось много времени на жизнь. А не работать так, чтобы не видеть ничего, кроме работы, и постоянно быть в режиме выгорания.

Да, изменить всю философию компании за один день невозможно. Скорее всего, при таком быстром внедрении, рухнет весь фундамент бизнеса.

Но внедряя у себя своеобразные «островки инноваций» — обученную бизнес‑ТРИЗ или в связке с ним ТОС, группу людей, компания даёт себе шанс на новый виток. На свежий, незашоренный взгляд на рынок, который неизбежно приведёт к росту прибыли бизнеса.

Изучайте ТОС и бизнес‑ТРИЗ, развивая правильное мышление!

Чтобы узнать больше про корпоративный курс бизнес-ТРИЗ, пишите мне в телеграм @aleksei_Blagikh или по емаил blagih@gmail.com. Всё расскажу и покажу.

Про ТРИЗ в статье на Пикабу: Что такое ТРИЗ?

Telegram‑канал бизнес‑ТРИЗ: https://t.me/trizbiz

Источник: https://blagih.ru/

Благодарю за доверие,

Алексей Благих

Показать полностью

Как с помощью бизнес-ТРИЗ за 3 часа найти решение сложной проблемы

В 2023 году я провел серию мастер-классов по бизнес-ТРИЗ для предпринимателей и руководителей.

В конце каждого мастер-класса участники всегда говорили:

"Чтобы прийти к такому уровню решения нам с командами требуется 6-9 месяцев упорной работы.

А на мастер-классе по бизнес-ТРИЗ, среди людей, которые ничего не знали о нашей проблеме, удается найти решение всего за 3 часа".

Такая скорость сильно удивляет людей!

Ещё бы, вместо 9 месяцев трудов в поте лица, можно за 3 часа решить сложную проблему, четко следуя алгоритму мышления.

Весь 2023 год я наблюдал эту картину, когда инсайты один за другим приходили к участникам мастер-классов.

Признаюсь, это очень приятное ощущение, когда видишь, как нерешаемые проблемы становятся решаемыми, а найденные идеи настолько простые, что часть из них реализуется в этот же день.

На мастер-классе использую следующий алгоритм бизнес-ТРИЗ уровень 1:

1. ОИП
2. Выявление и обострение противоречий
3. Семь принципов устранения противоречий + комбинация идей.

Желаю вам в наступившем 2024 году находить такие решения, которые позволят вам достигнуть новых вершин!

Изучайте бизнес-ТРИЗ и развивайте правильное мышление!

Чтобы узнать больше про корпоративный курс бизнес-ТРИЗ, пишите мне в телеграм @aleksei_Blagikh или по емаил blagih@gmail.com. Всё расскажу и покажу.

Изучайте ТРИЗ и правильно решайте свои нерешаемые проблемы!

Про ТРИЗ подробнее в статье на Pikabu: Что такое ТРИЗ?

Telegram-канал бизнес-ТРИЗ: https://t.me/trizbiz

Источник: https://blagih.ru/

Показать полностью

Быстро или медленно? Как правильно принимать решения через бизнес-ТРИЗ

Очевидно, что чем быстрее принимаешь решение, тем быстрее оно исполняется, и тем быстрее будет результат.

Или что-то в этом не так, да?

Согласен, ведь очевидно, что чем медленнее принимаешь решение, тем глубже проработаешь нюансы, и тем качественнее будет на выходе результат.

Опять имеем противоречие:

Решение надо принимать быстро, чтобы быстрее достигать результата. И решение надо принимать медленно, чтобы на выходе иметь качественный результат.

Далее, действуя по алгоритму бизнес-ТРИЗ, необходимо выбрать одну из приоритетных частей противоречия, через которую и определим стратегию будущих решений.

У нас два варианта:

- Принимать все решения быстро, тем самым обеспечив быстрый результат, и при этом каждый полученный результат будет на 100% качественным.

- Принимать все решения медленно, тем самым обеспечив качественный результат, и при этом достигать результата максимально быстро.

В первом варианте мы идем через стратегию, что все решения принимаются быстро, что дает нам быстрый результат. А значит все наши решения противоречия будут направлены на повышение качества.

Во втором варианте мы выбираем стратегию, когда все решения принимаются медленно, тем самым идет глубокая проработка и на выходе мы получаем качественные результаты. Остается только найти решения увеличения скорости достижения результата.

Выбирайте тот вариант, который больше подходит лично вам и вашему бизнесу.

Например, мы принимаем все решения быстро, но при этом действуем при внедрении итерациями с быстрой обратной связью. Так в Agile работают спринтами сейчас все команды.

Это позволяет быстро принимать решения и получать результаты высокого качества.

Или мы принимаем решения медленно, прорабатывая их настолько глубоко, что устраняются все будущие препятствия для их внедрения и получения быстрого и качественного результата.

Для этого на бизнес-ТРИЗ уровень 1 есть инструмент RCA+, позволяющий построить полную модель проблемы и тем самым убрать все барьеры для будущего решения.

Я привел лишь несколько примеров, как работает алгоритм бизнес-ТРИЗ.

Вы можете перейти дальше к 7 принципам или 40 инновационным приемам устранения противоречий из бизнес-ТРИЗ уровень 1, чтобы получить свои решения.

Затем комбинируйте между собой найденные идеи решений, сверяйте их с выбранным вариантом устранения противоречия и, если всё хорошо, цель достигается, значит вы устранили противоречие и решили проблему!

Теперь у вас в Новом году есть ответ как правильно принимать решения быстро и медленно одновременно.

Изучайте бизнес-ТРИЗ и развивайте правильное мышление!

Про ТРИЗ подробнее в статье на Pikabu: Что такое ТРИЗ?

Telegram-канал бизнес-ТРИЗ: https://t.me/trizbiz

Источник: https://blagih.ru/

Показать полностью

Главное противоречие наступающего Нового Года

Под конец года принято подводить итоги, но часто это вызывает противоречие:

Если подводить итоги года, то можно сделать выводы и улучшить планы на следующий год, но придется потратить время, которое хочется использовать на подготовку к празднику.

Если не подводить итоги года, то будет время на подготовку к празднику, но тогда не сделаем выводы и не сможем улучшить планы на следующий год.

Получается противоречие, что надо подводить итоги года, чтобы построить планы и не надо подводить итоги года, чтобы было время на подготовку к празднику.

А раз мы в бизнес-ТРИЗ, то давайте устраним это противоречие :-)

7 принципов устранения противоречия:

1. Во времени

Что мешает подвести итоги после 31 декабря? Ничего :-)

Поэтому до 31 декабря готовимся к празднику, после 31 декабря подводим спокойно итоги и планируем.

2. В пространстве

Итоги подводим только в рабочем пространстве (офис, например), а как только выходим из него, на 100% переключаемся в подготовку праздника.

3. Объединение с антисистемой

Функция плана - фиксировать задачи. Антифункция - убирать задачи.

Объединяем их между собой и получаем идею идеального антиплана - никаких задач нет, всё убрали, но при этом год целиком спланирован и идет по плану.

Например, как только задача появляется в плане, она тут же реализуется и исчезает из него.

4. Переход в Надсистему

Берем планы и итоги других людей, выбирая из них то, что нам нравится + добавляем то, что нам хочется.

Используем тем самым доступный ресурс Надсистемы.

5. В структуре (часть-целое)

Итоги подводит вся компания на основе всех закрытых задач за год, выгружая их в общие итоги года.

Видно кто что сделал, а кто еще в процессе.

6. По условию

Принимаем для себя факт, что планы у нас гибкие и всегда составляются в процессе года.

Тем самым, нет необходимости тратить на них время под конец года, и можно спокойно заняться подготовкой к празднику.

7. Новый принцип действия

Возьмем ИКР - план, который требует время на свое составление, сам составляет себя без нашего участия.

Загружаем в нейросети свои задачи прошлого года и просим составить план мечты на следующий год.

Уверен, что у вас тоже возникли свои идеи, когда вы читали 7 принципов. Запишите их, они точно пригодятся! :-)

И это мы еще не применили 40 инновационных приёмов из бизнес-ТРИЗ уровень 1. Но это уже отдельная история для нового поста.

Пусть все ваши мечты сбываются, а хорошее настроение всегда будет с вами!

С наступающим Новым Годом!

Изучайте ТРИЗ и развивайтесь с помощью правильного мышления!

Про ТРИЗ подробнее в статье на Pikabu: Что такое ТРИЗ?

Telegram-канал бизнес-ТРИЗ: https://t.me/trizbiz

Источник: https://blagih.ru/

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!