VladimirDanilev

VladimirDanilev

Юрист | Партнерства в бизнесе, инвестиции и споры акционеров | LAARTS.ru
Пикабушник
939 рейтинг 14 подписчиков 0 подписок 10 постов 3 в горячем
7

KYC. Новые возможности проверки контрагента

Получить электронную копию уставных документов любого российского юридического лица станет проще и дешевле, а вернее – удаленно и бесплатно.

KYC. Новые возможности проверки контрагента Kyc, Бизнес, Проверка

С 4 августа вступили в силу соответствующие изменения в закон о государственной регистрации юридических лиц.

Теперь если в ЕГРЮЛ ИФНС имеется устав компании в электронной форме, то служба направит файл любому желающему и бесплатно. ИФНС уже не первый год формирует такую базу, таким образом новая возможность затронет большинство юрлиц.

Как это будет реализовано на практике и технически — увидим в ближайшие дни. Вероятно, при получении электронной выписки из ЕГРЮЛ появится дополнительное поле для запроса устава.

Что это значит для бизнеса:

1. Удобство, скорость, экономия

Сейчас для получения копии устава приходится идти в ИНФС или МФЦ либо направлять письменный запрос, но в любом случае — платить пошлину 400 рублей за срочность (ответ за 1 день). Теперь это можно будет сделать удаленно и бесплатно.

2. Проверки контрагента и безопасность сделок

Полномочия директора на совершение определенных сделок могут быть ограничены уставом.

Например, требуется предварительное согласие совета директоров либо общего собрания участников / акционеров на сделку от определенной суммы, либо с конкретным активом и т.п. Без такого согласия директор не должен совершать сделку, а несогласный участник / акционер получает право оспаривать сделку в суде, если посчитает ее убыточной.

Формально закон не обязывает вас проверять полномочия подписанта со стороны вашего контрагента. По общему правилу наличие полномочий презюмируются для того лица, который указан в ЕГРЮЛ как руководитель компании.

Таким образом закон и судебная практика защищают вторую сторону сделки, которая не должна вникать во внутренние взаимоотношения руководителя чужой компании и ее собственников.

Однако ситуация кардинально меняется, если в суде будет доказана осведомленность второй стороны сделки о таких ограничениях: последствия для сделки могут быть печальными.

Если вы планируете нетипичную либо значительную по сумме сделку, то мы рекомендуем проверить полномочия подписанта со стороны вашего контрагента, чтобы впоследствии не пришлось доказывать свою правоту в суде

Раньше для этого приходилось либо запрашивать устав у контрагента (как правило, бумажная копия или скан-копия) и верить в достоверность копии, либо самостоятельно получать копию устава в ИФНС, что занимало время. Теперь имеется возможность получить достоверную копию устава быстро и без затрат, изучить устав, убедиться в полномочиях подписанта и соблюдении им необходимых процедур для сделки.

***

Владимир Данилевский, юрист, совместные предприятия и инвестиции

Юридический фишки для владельцев бизнеса и директоров в telgram-канале

Показать полностью

Что основатель/фаундер хочет от инвестора?

Что основатель/фаундер хочет от инвестора? Инвестиции, Стартап, Питч

Элементарный вопрос? Ха! Я присутствовал на десятках стартап-питчах перед инвесторами

>50% случаев – это «Какой же у меня/нас классный проект! Ты посмотри!»

И почти НИЧЕГО(!) либо очень частично из этого:

  • ЧТО мне надо от инвестора

  • СКОЛЬКО конкретно

  • НА ЧТО и ЗАЧЕМ планируется потратить запрошенный объем инвестиций

  • ЧТО ВЗАМЕН ИНВЕСТИЦИЙ предлагается инвестору

Давайте разбираться постепенно. Начнем с Что основатель хочет от инвестора?

КАК ПРАВИЛО это:

1. Деньги, инвестиции

2. Продвижение, продажи продукта стартапа (организовать продажи и т.п.)

3. Выкуп всего проекта (спустя время)

От ответа на этот вопрос зависит:

  • Какого инвестора искать и где

  • Как оформлять отношения с инвестором

Сформулируйте ваши требования к инвестору и только потом двигайтесь дальше

В следующем посте - а что, собственно, инвестор ждет от проекта

Тут Гайд для инвестора, фаундера, акционера совместной компании

где я в свободное время рассказываю об работе с инвест-проектами С ОБЕИХ СТОРОН БАРРИКАД - и инвестора, и фаундера

Welcome

Показать полностью
1

Если имя и фото вашего партнера по бизнесу - ключевой актив. И он уходит...

Если имя и фото вашего партнера по бизнесу - ключевой актив. И он уходит... Бизнес, Партнерство, Маркетинг, Имена, Реклама, Соглашение, Длиннопост

Имя или изображение некоторых людей – очень ценный ресурс для продвижения бизнеса на рынке, лучшая реклама. Случается, что положительная ассоциация продукта или услуги с определенной личностью подменяет собой рассказ о их качестве и иных полезных свойствах.

Одни предпринимали используют свое имя в названии собственных компаний: Евгений Касперский, Дадим Дымов, Аркадий Новиков. Другие – свои изображения в его рекламе: Тимати, Михаил Гончаров («Теремок»), Андрей Трубников (Natura Siberica, хоть и в прошлом). Однако в большинстве этих случаев именной партнер не является единственным владельцем бизнеса, почти все они созданы в партнерстве.

И если один из партнеров в вашей совместной компании несет подобную роль, то возникает серьезная зависимость от него. Отказ именного партнера или уход из бизнеса может серьезно сказаться на его развитии.

Поэтому, прежде чем делать ставку на такой способ продвижения, следует позаботиться о защите бизнеса от такой неожиданности.

Именной партнер выходит из проекта: негативные последствия для бизнеса

Добиться «пожизненного» участия в бизнесе невозможно. Поэтому легко можно представить следующую ситуацию - именной партнер перестал быть совладельцем компании (сам вышел из нее, передал свою долю иному лицу и т.д.). Как итог – компания больше не может использовать его имя / изображение в своей коммерческой деятельности.

Иные последствия для бизнеса:

  • Потеря части потребителей, для которых стимулом к покупке была именно связь продукта с данным человеком

  • Прямые финансовые потери компании – становятся бесполезными прошлые затраты на маркетинг и рекламную продукцию

  • Дополнительные финансовые расходы - необходимость срочно корректировать рекламную кампанию и готовить новые рекламные материалы

Как работать с риском?

Заключите с партнером письменное соглашение об использовании компанией его имени и/или изображения

Использование имени и/или изображения регулируется специальным соглашением (сделкой) между этим партнером и компанией. Партнер дает компании согласие на их использование. Нормативная база для подобных соглашений не самая объемная, но ее вполне достаточно для создания рабочего инструмента (в отношении имени – абз. 2 ч. 4 ст. 19 Гражданского кодекса РФ, для изображения – стр. 152.1. там же).

При этом не имеет значения, является ли это лицо совладельцем бизнеса. Таким образом, компания сможет продолжить использовать этот актив даже после выхода именного партнера из бизнеса.

Такое соглашение позволяет бизнесу использовать имя и изображение именного партнера и после расставания с ним, и даже после его смерти

Что предусмотреть в таком соглашении

  • Укажите срок использования имени и/или изображения именного партнера. Это могут быть десятки лет, но для защиты интересов обеих сторон рекомендуем возможность досрочного прекращения (прекращение компанией платежей за использование имени, совершение именным партнером аморального или иного оговоренного поступка и т.п.)

  • Детализируйте порядок, пределы и способ использования имени/изображения (с каким продуктом компании можно использовать, с каким нет, и т.д.)

  • Сделайте размер вознаграждения динамичным: привяжите к показателям деятельности компании и/или иным обстоятельствам (владелец / не владелец компании, объем продаж, размер выручки, маркетинговые активности именного партнера и т.д.)

  • При необходимости укажите «иные маркетинговые обязанности» для именного партнера: регулярное размещение определенного контента в его социальных сетях, участие в подготовке фото- и видеоматериалов, посещение выставок и мероприятий компании и т.д.

Смерть именного партнера

Право компании на использование имени / изображения именного партнера не прекратиться с его смертью (если только стороны не предусмотрели иной сценарий в своем соглашении).

Ярким примером служит спор ликёро-водочного завода к наследникам М.Калашников, который пытался прекратить платежи за использование имени в своей продукции (Определение Верховного Суда РФ от 22 марта 2022 г. № 43-КГ21-7-К6)

В общем, будьте предусмотрительны и проактивны: не забывайте риски общего бизнеса и сделайте соглашение с именным партнером вовремя

***

Владимир Данилевский, юрист, совместные предприятия и инвестиции

Еще больше полезностей для владельцев бизнеса и первых лиц компаний в telgram-канале

Показать полностью
2

Партнер по бизнесу запускает аналогичный проект: как бороться?

Один из рисков ведения бизнеса в партнерстве — риск того, что когда-нибудь твой партнер параллельно запустит аналогичный бизнес. Этому риску подвержены 100% партнерских компаний. Ведь совладельцы знают про бизнес почти всё: клиентов, поставщиков, нюансы продвижение...

Партнер по бизнесу запускает аналогичный проект: как бороться? Бизнес, Конкуренция, Запрет, Партнерство, Длиннопост

Что с этим делать?

Заметка из нашего telgram-канала

Далее будет:

  1. В чем проблема?

  2. Как работать с риском (превентивно)?

1. В чем проблема?

  • Ваш партнер по совместному бизнесу имеет доступ к ресурсам компании: к базам данных, сотрудникам, клиентам, бизнес-процессам и т.д.

  • Партнер получает определенный опыт, навыки, связи в конкретном бизнесе.

  • Партнер запускает уже свой личный бизнес, аналогичный вашему совместному с ним предприятию. С точно такими же либо схожими продуктом, целевой аудиторией, локации, стратегией продвижения и т.п.

  • Партнер-конкурент и его личная компания получают преимущества: не нужно тратиться на анализ рынка, формирование первичной клиентской базы, поиск сотрудников, разработку технологии, выстраивание бизнес-процессов.

  • Ваша компания теряет часть клиентов и сотрудников. Увеличивает затраты на маркетинг. Возможно, теряет и эксклюзивность самой идеи.

Как работать с риском

Соглашение о неконкуренции — юридический запрет партнеру на аналогичную конкурирующую деятельность

На самом старте совместного бизнес-проекта, когда вы с партнером только создаете компанию, следует заключить Соглашение о неконкуренции.

Сформулируем несколько его ключевых правил:

1. Укажите, чем будет заниматься совместная компания

Максимально подробно, четко и ясно. Уже завтра и в перспективе.

  • Ресторан / итальянской кухни / в Москве. Можно даже указать средний чек и критерии к локации.

  • Производство полипропиленовых труб и фитингов к ним / и только для экспорта.

  • Сеть автоматизированных моек без использования ручного труда / только для транспорта весом до 3 тонн / вся территория РФ.

2. Укажите, что стороны будут считать конкурирующей и запрещенной деятельностью

Создание аналогичного бизнеса. Приобретение доли в аналогичном бизнесе. Консультирование аналогичного бизнеса и т.д.

3. Укажите, чем партнеры вправе заниматься самостоятельно и что не будет нарушением

Если до создания совместного бизнеса партнеры уже имеют опыт и занимались схожей деятельностью самостоятельно, то они вряд ли согласятся на тотальный запрет аналогичной деятельности. В этом случае разделите продукт, целевую аудиторию, территорию, используйте иные критерии.

  • Ресторан японской кухни на Сахалине одного из партнеров вряд ли окажет негативное влияние на общий бизнес партнеров в Москве

4. Установите срок запрета

В большинстве случаев партнеры вводят ограничение на весь период совместного ведения бизнеса.

  • В нашей практике встречались и тотальный запрет в первые 3 года от старта общего дела с последующим послаблением.

  • И обязательство не конкурировать в течение Х лет после выхода партнера из бизнеса (когда остальные партнеры продолжат этот бизнес).

5. И санкции за нарушение

Неизбежность и тяжесть наказания лучшим образом предотвращаю нарушение.

Согласуйте их с партнером в Соглашении. Тут и:

  • денежные штрафы (их размер может достигать миллионов — об этом мы пишет подробнее тут), и

  • поражение в корпоративных правах (ограничение доступа к информации, лишение части прибыли либо даже части доли в бизнесе),

  • выкуп у партнера-нарушителя его доли в бизнесе.

6. Учтите риски от номинала в вашей схеме

Вот еще один довод в пользу того, что юридическим совладельцем бизнеса должен выступать реальный бенефициар, а не его номинальный представитель, родственник, друг и подобное лицо. Наказание «номинала» будет менее эффективным, чем наказание реального собственника.

  • Частично проблема решается тем, что реальный бенефициар указывается в Соглашении о неконкуренции, но не как сторона, а как лицо, за неконкурентное поведение которого «номинал» как бы поручается. И нарушение со стороны которого признается нарушением самого «номинала».

  • Но, во-первых, реальный бенефициар может отказаться от упоминания своего имени в документах. Во-вторых, взыскивать штраф с «номинала» может оказаться сложной задачей.

7. Третейский арбитраж

Итого:

Соглашение о неконкуренции (Non-Compete Agreement, NCA)— юридически обязывающее соглашение, по которому совладелец бизнеса принимает на себя обязательство не совершать конкурирующих действий по отношению к этому бизнесу. При этом стороны дают четкое определение, какие действия будут считаться конкуренцией

Как правило, Соглашение о неконкуренции это совокупность документов: само «генеральное» соглашение плюс юридические конструкции, которые обеспечивают его надлежащее исполнение и «наказание» за нарушение

Владимир Данилевский, юрист, совместные предприятия и инвестиции

Еще больше полезностей в нашем telgram-канале

Показать полностью
12

Бизнес с другом: риски и рекомендации юриста. # 1: Вмешательство супруга(и)

Бизнес с другом: риски и рекомендации юриста. # 1: Вмешательство супруга(и) Бизнес, Друзья, Риск, Длиннопост

Начать бизнес с другом – просто. Сложнее остаться и с тем, и с другим. Ведь бизнес – это, прежде всего, денежные отношения, принятие решений и ответственность за них (в том числе имущественная). Поэтому бизнес и требует максимальной и четкой регламентации поведения его учредителей-партнеров и следования изначальным договоренностям.

В серии постов расскажу о некоторых юридических рисках при организации общего дела с другом – партнером по бизнесу и сформулирует рекомендации по работе с такими рисками.

Содержание:

  • Фактура

  • Последствия и риски

  • Как работать с риском

Риск № 1: Вмешательство в ваш общий бизнес со стороны супруга(и) друга

1) Фактура:

Если ваша совместная с другом компания создается в период официального брака вашего друга, то по общему правилу его доля в бизнесе будет являться совместным супружеским имуществом с его супругом/ой (иное можно установить в брачном договоре, но он продолжает быть в России скорее редкостью, чем повсеместным правилом для предпринимателей).

При этом супруг/а может инициировать раздел совместного супружеского имущества в любое время. Расторжение брака для этого вовсе не обязательно. А доля в компании - такое же имущество, как и любой другое, хоть и с некоторыми особенностями. Таким образом, супруг/а на законных основаниях вправе рассчитывать на ½ об общего совместного имущества. Хотя в некоторых случаях суд может изменить эту пропорцию в пользу того или иного супруга.

2) Последствия и риски:

Для того, чтобы доля в бизнесе не перешла супругу/е, ваша общая компания будет вынуждена выплатить ему/ей денежную компенсацию. Закон позволят для обществ с ограниченной ответственностью подобный размен: деньги вместо доли, как итог - доля супруга/и переходит к компании. Размер компенсации будет прямо зависеть от объема чистых активов компании (пропорционально).

Но что более важно – доля вашего друга в общей компании станет значительно уменьшиться (сократиться на ту часть, на которую претендовал супруг/а). Также уменьшиться и объем его прав на управление компанией, и прав на дивиденды.

***

Несмотря на то, что супруг/а друга формально не является собственником доли в компании и не требует раздела общего супружеского имущества, но имеет возможность заблокировать некоторые важные корпоративные решения. И вам с другом придется согласовывать их.

Например, вы с другом решили ввести в компанию нового партнера. Но не через классическую куплю-продажу, когда вы и ваш друг продаете часть своих долей в компании новому партнеру. А альтернативным способом – компания увеличивает свой уставный капитал, и вот эту новую «прослойку» и выкупает новый партнер.

В результате супруг/а вашего друга может оспорить такую сделку в суде. Поскольку ее следствием может быть «размытие» долей основателей компании – вашей доли и доли вашего друга. А следовательно, происходит уменьшение совместного супружеского имущества и «размытие» доли супруга/и. И уже имеются подобные судебные кейсы об успешном оспаривании подобных сделок.

3) Как работать с риском:

Приведу несколько рекомендаций (список не полный):

3.1. Брачный договор.

Выводим конкретный бизнес (долю в нем) из совместного супружеского имущества в личное имущество одного из супругов.

Но не надо делать брачный договор, по которому всё имущество либо преобладающая его часть – одному супругу, а второму - ничего либо откровенные крохи и неликвид. Такой договор будет оспорен в суде.

3.2. Перенос активов и центра прибыли

Размер компенсации, которую ваша с другом общая компания выплатит его супругу/е за его/ее часть совместного супружеского имущества, зависит от объема чистых активов компании.

Сама собой напрашивается схема: основные активы заводить на другую фирму, которая не подвержена риску «раздела» (оборудование – в аренду, продажи – через агентскую схему или «торговый дом» и т.д.)

Тут хоть и возникает вторичный риск и необходимость обеспечить контроль (ваш и друга) за такими активами и центром прибыли, но он тоже решаемый.

3.3. Подмена бенефициара на номинального владельца

Делаем владельцем доли в компании не друга, а «номинального держателя». Например, вас, ваше юридическое лицо. Либо иностранную структуру, которая подконтрольна самому вашему другу.

Зависимость, которая возникает у друга перед вами, частично сглаживается с помощью специального сейфового соглашения (акционерного соглашения). По нему «номинальный владелец» будет обязан согласовывать ключевые управленческие решения с реальным бенефициаром под риском серьезного штрафа. А в критичной ситуации тот сможет перевести долю на другое свое доверенное лицо.

Однако следует помнить, что в определенных случаях выявить реального бенефициара хоть и крайне сложно, но все-таки можно в суде (юристы называют это красивым термином «снятие корпоративной вуали»).

В следующем посте - Риск № 2: Наследники друга

Больше полезной информации в нашем канале в Telegram

Показать полностью
14

Партнер выходит из компании: её риски и как ими управлять. Часть 1

Это будет серия публикаций о рисках, которые возникают у компании в связи с выходом из нее одного из партнеров-участников. И как работать с такими рисками превентивно.

Сегодня разбираем риск первый:

1. Выплата партнеру стоимости его доли в бизнесе… в неподходящий момент и в некомфортные сроки

Для недавно созданной компании незапланированная выплата более-менее крупному участнику может оказаться очень некстати, ведь придется вывести из оборота значительную сумму денег. При этом быстро компенсировать потерю не всегда возможно: пришлось бы «впускать» в бизнес нового партнера. (актуально для ООО)

Коротко напомню, что устав компании может допускать безусловный выход участника из общества – в любой момент времени и без согласования с кем-либо.

Для этого участнику требуется только подать заявление через нотариуса. После чего его доля в уставном капитале перейдет к компании, а у той возникнет ответная обязанность выплатить вышедшему участнику стоимость его доли в течение 3 месяцев (срок установлен законом об ООО).

Сам расчет стоимости доли формально привязан к бухгалтерской отчетности компании. В реальности – с учетом рыночной цены ее активов (иначе вышедший участник оспорит размер выплаты в судебном порядке).

Как работать с этим риском?

Приведу несколько возможных превентивных решений (список шире)

1) Устанавливаем комфортный для компании срок выплаты либо даем гарантии для выходящего участника

Идеально, если партнеры еще на старте совместного бизнес-проекте обговорят паритет интересов «компания-партнер» и согласуют более щадящий срок выплаты выходящему участнику. Например, вместо 3 месяцев – 6 или 7 месяцев (фиксируется письменно). Более продолжительный срок всегда связан с риском партнера ничего не получить в итоге из-за вывода активов, требований других кредиторов, ошибок в управлении компанией и т.д.

Если же большинство партнеров настаиваются на бо́льшем сроке, то остальные могут настоять на перекрестном поручительстве всех партнеров на тот случай, если компания не сможет рассчитаться с вышедшим партнером после истечения такого срока.

В одной кейсе мы с клиентом предусмотрели для него доступ к внутренней информации компании и право вето на ряд сделок и действий в компании на весь период такой длинной выплаты: компания должна была согласовывать с ним сделки с ценой свыше определенной суммы, создание дочерних компаний, смену генерального директора и т.п. (да, это возможно, даже если партнер формально уже не участник бизнеса).

2) Последовательное уменьшение срока выплаты

Возможно предусмотреть уменьшение «длинного» срока выплаты последовательно с каждым новым годом деятельности компании. Например, изначальный срок выплаты в 10 месяцев уменьшается на 1 месяц каждые полные 12 месяцев с момента государственной регистрации компании.

3) Стоп-период на выход из бизнеса

Полностью лишить партнера возможности выйти из бизнеса проблематично (Верховный Суд РФ в 2020 году высказался против ситуации, когда участник общества искусственно «заперт» в нем).

Кроме того, часть партнеров, особенно миноритарии, точно не согласятся на запрет выхода. Либо потребуют для себя альтернативный сценарий возврата своих инвестиций в компанию.

В одном кейсе мы предусмотрели для клиента - миноритарного участника право принудить мажоритария выкупить его долю в бизнесе, если дивиденды не будут выплачены в течение трех последовательных периодов.

Однако возможно установить временный запрет на выход - на самом старте бизнес-проекта, например, первые год-два-три. Экономическое обоснование вполне понятное – это самый сложный период для деятельности бизнеса, крупная незапланированная выплата может оказаться для него фатальной.

4) Меняем денежную выплату на передачу имущества

Партнеры-участники могут заранее согласовать выплату выходящему участнику стоимости его доли не деньгами, а имуществом компании на ту же сумму.

Это может быть и предварительно определенный актив компании (конкретный объект недвижимости). Либо сочетание двух форм: имуществом и деньгами.

5) Право на выход обусловлено определенным обстоятельством

Право участника выйти из компании может возникнуть только при определённых заранее согласованных обстоятельствах либо если такие обстоятельства не наступают.

Например, право на выход возникает:

  • если компания не достигла неких финансовых показателей к дате Х;

  • если компания лишилась лицензии на деятельность;

  • если директором компании продолжает быть одно лицо более Х периодов, и так далее и так далее.

Подводя итог отмечу, что российское законодательство о юридических лицах позволяет с большой гибкостью подойти к вопросу выхода участника из компании и учесть при этом интересы и компании, и такого участника.

Крайне важно установить эти правила на старте совместной деятельности партнеров: после для изменения подавляющего большинства их них потребуется согласие всех партнеров.

Надеюсь, заметка будет полезна

Больше подобных метериалов для бизнеса в нашем телеграм-канале.

Добро пожаловать!

Показать полностью
49

- Для улучшения качества обслуживания разговоры записываются… тайно

Аудиозапись телефонного разговора сотрудника с клиентом: нужно ли получать согласие клиента? Спойлер: такое согласие требуется не всегда.

Все мы уже привыкли к этой стандартной фразе.

А теперь представим обратную ситуацию: нам (компании) требуется аудио фиксация разговора с клиентом.

Вариант самый простой и соответствующий нормам морали — спросить разрешение на запись и объяснить, зачем вам это.

Но если это оказалось невозможным? Требуется ли предварительное согласие клиента за фиксацию телефонного разговора с ним?

1. По общему правилу компания не обязана предупреждать клиента о записи разговора и получать его согласие, если беседа касается исключительно рабочих отношений «заказчик-исполнитель» по уже заключенному договору.

Содержание такого телефонного разговора не относится к категории ограниченного доступа. Такую информацию можно свободно собирать, использовать и обрабатывать в своих целях.

2. Предварительное согласие на запись телефонного разговора обязательно, если во время беседы будут звучать сведения о частной жизни абонента, его персональные данные, сведения о коммерческой тайне предприятия, которую представляет абонент-клиент (и если абонент предупредит вас об этом).

Нарушение такого правила может повлечь ответственность от административного штрафа до 200 000 ₽ на компанию вплоть до уголовного наказания. Плюс требование абонента о возмещении ему морального вреда и убытков при их наличии. Но, конечно же, если о факте несанкционированной записи станет известно.

Обосную выводы

Обычно сторонники позиции, что на запись телефонного разговора необходимо получать предварительное согласие, ссылаются на следующую норму закона и то, что запись делается без уведомления о фиксации разговора, т.е. помимо воли звонящего абонента:

- Для улучшения качества обслуживания разговоры записываются… тайно Бизнес, Клиенты, Телефон, Запись, Тайны, Запрет

Иными словами, такая информация относится к категории ограниченного доступа. Без согласия самого субъекта такой информации не разрешается её сбор, хранение и обработка.

Однако к нашему случаю «заказчик-исполнитель» это правило не подходит:

1. Запись ведет один из участников разговора (а не какое-то третье лицо, которое незаметно для клиента подключилось к разговору и начало запись).

2. Клиент предоставляет данные в ходе разговора добровольно, его никто не принуждает, т.е. нет нарушения его воли.

3. Разговор по телефону касается исключительно обстоятельств, связанных с договорными отношениями между компанией и её клиентом.

Содержание телефонного разговора между компанией и клиентом не относятся к такой информации ограниченного доступа. Такую информацию по общему правилу можно свободно собирать, использовать и обрабатывать в своих целях.

Подтверждение такой позиции находим и в судебной практике:

- Для улучшения качества обслуживания разговоры записываются… тайно Бизнес, Клиенты, Телефон, Запись, Тайны, Запрет

***

Надеюсь, заметка будет полезна )

Владимир Данилевский, юрист

А еще есть telegram-канал, где 1-2 раза в неделю кратко, внятно, без юризмов мы помогаем первым лицам компаний разобраться с их юридическими задачами.

Добро пожаловать!

Показать полностью 2
745

Банк заблокировал операции по счету. Как мы снимали блок

Недавно наш клиент получил от банка сообщение: «Создание платежей и работа с документами заблокированы. Для получения подробной информации напишите или позвоните по телефону».

Банк сослался на 115-ФЗ о противодействии отмыванию доходов и запросил массу пояснений и документов, включая «экономический смысл транзакций, об основных контрагентах и иную положительную информацию о компании».

Пояснения и талмуд документов не помогли: банк отказался снимать блокировку. Пришлось подключаться нам.

Что мы сделали:

1. Изучили запрос банка и поняли, что никакой конкретики против клиента банк не приводит.

2. Изучили нормативную базу и поняли, что банк неправ: он обязан был обосновать свои подозрения.

3.Подготовили письмо в банк и направили его (оно ниже под подписью)

Блокировка исчезла без сообщений от банка.

Помогло ли наше письмо? Поможет ли оно в другой ситуации? Не знаем, но результат есть.

***

Надеюсь, заметка будет полезна.

Давайте общаться!

Всегда приму ваши комментарии и вопросы тут ниже, в личку, в мессенджер

Владимир Данилевский, юрист

А еще есть telegram-канал, где 1 раз в неделю кратко, внятно, без юризмов мы помогаем первым лицам компаний разобраться с их юридическими задачами.

Банк заблокировал операции по счету. Как мы снимали блок Бизнес, Блокировка, Расчетный счет, Длиннопост, 115 фз
Банк заблокировал операции по счету. Как мы снимали блок Бизнес, Блокировка, Расчетный счет, Длиннопост, 115 фз
Банк заблокировал операции по счету. Как мы снимали блок Бизнес, Блокировка, Расчетный счет, Длиннопост, 115 фз
Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!