Моделизм для не-моделистов. От не-моделиста...
7 постов
Короткая ага щаз история о том как я строил вертолёт, потом ставил спектакль, потом фестивалил, потом пил таблетки, а потом снова строил вертолёт. Кстати, видео смотреть со звуком для большей атмосферы! Любители сладжа и пост-метала оценят...)
Кто узнал исполнителя, напишите в комментариях! От меня будет вам чмок. Суровый. Нордический. И да, тупые шутеечки и объяснения на пальцах никуда не делись. Я иначе не умею.
Диклеймер! Пост создан исключительно в развлекательных целях, и является иронией в чистом виде в перувю очередь над самим собой! Все совпадения случайны, шутки ни на кого не направлены! Работа на реализм не претендует от слова совсем, и от первой до последней пласмасски является плод больной фантазии автора. Вас предупредили! Запасайтесь ништяками и приятного прочтения!))
Итак, плод фантазии сумрачного гения советской инженерии, смесь бульдога с носорогом, летающая БМП в которую никогда не сажают пассажиров, МИ-24П! Производитель "Звезда", масштаб 1/72.
Год назад черт меня дёрнул собрать модель, и это тоже был "Крокодил" (если что, это прозвище у МИ-24 такое). Собрал модель, впервые лет за двадцать. Ухмыльнулся, понеслась... Кто-то говорит, что на героин подсаживаются мгновенно? Всё фигня! Моделизм высосет из тебя последние средства, всё в доме будет завалено коробками, завешано полками и заставлено моделями. Ипотеки будут браться, лишь бы увеличить доступную для моделей внутреннюю площадь. Видели модные китайские комплексы хитро складывающейся мебели? Моделисты придумали, зуб даю! Ах, да, что-то я отвлекся...
Хтоническая машина, внушающая трепет и ужас, не должна выглядеть опрятно! Никто не боится ухоженного хипстера из барбера, все боятся реальных бородачей с тяжелыми тупыми предметами. А значит и модель должна быть не менее брутальна!
Некоторые душные товарищи готовы меня с говном сожрать возразить мне, мол, не прав ты, парень, и поделки твои говно и данный объект моделью называть не можно, ибо не соответствует реальному прототипу, да и не канон! Ты "Липу" не спилил, заклепки не так накатал, а потому это игрушка, артобъект, кусок крашеного пластика (нужное подчеркнуть), но не модель. Подобным ораторам я сразу предлагаю провертеться на валу основного винта уходить считать заклепки на профильные сайты, а мы здесь про хобби, отдых и капельку искусства.
По классике - театр начинается с вешалки, а любая модель авиации - с кабины.
У этой модели кабина состоит из кучи деталей, которые надо и покрасить, и склеить и облепить декалями (наклеечки такие на лаковой основе), чтобы оно стало дорого-богато... И больше никогда это не увидеть в за остеклением модели. Такова жызнб авиамоделиста. Зато я знаю, что где-то там в глубине модели обитает красота) Уродливый снаружи, но симпатичный внутри прям как я...
Так вот, кабина. Посадил туда пару загорелых пилотов. По легенде - наша вертушка уже давно и надолго зависла в теплых краях, поэтому товарищи пилоты весьма румяны. С хрустящей корочкой, я бы сказал.
Однако, не водятлами едиными! Данный набор, из возможностей запихать в пластмассу всякого, предлагает нам собрать силовые установки (это я так пафосно двигатели назвал, ага) и похоронить их в глубине модели. Ну или растопырить все капоты, чтобы мы могли любоваться этой красотой. Однако, у меня есть некоторый пунктик на капоты: я очень люблю очертания воздушной техники, и делать ее с открытыми капотами будто кто-то чихнул в мокрый бумажный пакет значит грубо ломать силуэт модели. Не люблю такое. Но и двигло закрывать не охота. Значит, делаем капоты на магнитах!
Движочки пирожочки собираются несложно. Красил сначала черным, потом полупрозрачно дунул металликом вперемешку с глянцевым лаком, в конце извозил всё сухой кистью. Эти термины я уже объяснял в своих предыдущих постах, поэтому на них отвлекаться не будем.
Помимо двигателей нам предлагают красиво размалевать редуктор (огромная байда с шестеренками внутри, голубенькая такая на фото) и систему пожаротушения (учитывая комфорт десантной кабины - пригорать у потенциальных пассажиров будет нехило)... Десантный отсек обозначен милыми скамейками и даже немного детализирован.
Собираю всю эту красоту в кучу, задуваю глянцевым лаком, заливаю смывкой, смываю (вот так неожиданность) излишки смывки аж помыться захотелось - и красота! Полюбовался, запечатлел в памяти (это последний раз, когда мы видим всю эту красоту беспрепятственно) и запихнул внутрь.
А дальше... Дальше настают тяжелые времена. В это время у меня на носу был большущий цирковой спектакль, который я. как руководитель и режиссёр, ставил своим тридцати детям. Напряженно, времени и сил жрёт немерено, достойно отдельного поста (пилить я его, конечно же, не буду)...
Между делом успеваю выкроить часик-другой чтобы заняться моделью, но так редко, что работа считай стоит на месте. В муках постановочной работы склеиваются половинки фюзеляжа (так в авиации называют корпус воздушного судна), и гуглятся чертежи и схемы... Нахрена Зачем? Просто я добрался до страшного - ко мне в руки попал ревитер...
Ревитер - приблуда, напоминающая нож для пиццы, но не гладкий а зазубренный. Как будто у ножа для пиццы и у ножа-пилки случилась порочная связь, и плод их греха был настолько ужасен, что его выгнали из кулинарии в моделизм. Но здесь он не стал изгоем, а вполне успешно помогает великовозрастным дитяткам изображать заклёпки на пластике, чтобы вести нескончаемые баталии на профильных форумах на тему того, кто дотошнее свою модель исполосовал.
Вот и я решился-таки своими криворучками накатать немного клёпки на бортах будущего вертолёта. Если делать вот прям по уму и как надо, то надо карандашиком расчерчивать всю модель, из кусочка изоленты делать шаблон\линейку по которой катится зубастый нож, и так на каждую полосочку!
Я таким макаром провёл целую одну линию, осознал, что я тот дом труба шатал моё душевное равновесие мне дороже, поностальгировал о своём художественном образовании в прошлом, и радостно забил болт на всю вашу матчасть, душнилы идеальное соответствие чертежам, и ну давай причинять заклёпки налево и направо от руки и на глаз!.. Где-то тут случился инфаркт жопы приступ негодования у матёрых моделистов.
Справедливости ради - клёпки катались не от балды, а глядя на исходные чертежи. На глаз, конечно, но это глаз смотрел на хорошие источники! Вышло норм - не считая пару раз дрогнувшей руки, результат приемлемый, мне ок, погнали дальше.
Покупные маски на остекление топ! Спасибо всем комментаторам к прошлым постам, и вы не забыты, и ваши советы не забыты! Я ощутил такой оргазм рук расслабон и чилл, когда маскировал остекление, что этот процесс впервые доставил удовольствие. Одна беда - жидкая маска от Хаси перестала быть жидкой и замаскировала сама себя навеки. Вот этот комок телесного цвета пластилина - это ее хладный труп. Press F.
Для тех кто не в теме - маски на остекление - это вон тот фигурно вырезанный малярный скотч с пустотой внутри (кто резко ощутил себя скотчем с пустотой внутри?), которую в последствии надо заполнять жидкой маской. Вся эта канитель нужна для того, чтобы прозрачные детали оставались прозрачными, где это нужно, и переставали быть прозрачными где это не нужно.
В итоге, я проклял хасю снова заказал маникюрную жидкость для защиты кутикулы (прошлой мне хватило на шесть моделей, в отличии от двух с Хасей), на это раз стильную розовую, всё ею замаскировал, и приготовился красить.
Это свершилось! Я отошёл от водорастворимых акрилов в сторону нитроэмалей. Но только на полшишечки в вопросах грунтовки. Черный грунт Pacific Auto Colors укрыл собой всю модель в нежные матовые объятия, и теперь можно не бояться, что с малярным скотчем будет кусками уходить краска. За всю сборку ни кусочка не откололось, хотя я и использовал автомобильную маскировочную ленту, а не специализированную модельную. да, я жмот
Поскольку аппарат должен быть суров и брутален, надо подготовить основу, которая будет просвечивать из-под ободранной краски. Понял-принял, укрываем всё металликом. Но ведь хочется и объёма деталям придать!? Значит без прешейдинга никак, если где-то на ободранных частях начнёт просвечивать черный - я найду как это использовать. Прешейдингу быть, о нём можно почитать в другом моем посте.
А теперь самая интересная часть этой модели - обдиринг. Ну или выражаясь языком возвышенных эльфов профильных форумов - чиппинг (от англ. cheap - дешёвый). Сиречь - создание образа старого, с облупившейся краской, побитого жизнью вертолёта. Здесь начинается интересное. Как именно ободрать краску, быстро, эффективно, без регистрации и смс? А для этого нам понадобится простой советский... Ладно, не советский, но лак для волос из ближайшего фикспрайса. Самый дешёвый.
Уходим в ванную, под недобрые взгляды домочадцев сцеживаем лак из баллона в любую удобную ёмкость (осторожно, не обморозьте руки, на выходе смесь из баллона ОЧЕНЬ холодная!), и используем в нашем аэрографе. Тонким слоем кладем на нужные нам участки, даем чуть просохнуть (минут 5-10 достаточно), и укрываем поверх слоем краски. Важно понимать две вещи:
- чем дольше сохнет, тем сложнее потом снимается краска
- чем толще слой лака для волос, тем грубее будет эффект снятия краски
Как только лег основной тон, без смазки и разогрева не дожидаясь полного высыхания вооружаемся кисточками, зубочистками, ватными палочками и обдираем краску как нашей душе угодно. Попутно чуть смачиваем водой. Тон для камуфляжа наводил сам, заранее высветлил - тут я воспользовался каноничными правилами масштабного высветления: чем меньше размер объекта, тем светлее надо его делать. Плюс по легенде моей модели светлые оттенки более чем уместны.
К вящему ужасу адептов тру-моделизма скажу страшное: я пользуюсь САМЫМИ простыми аэрографом и компессором: JAS-1113 и JAS-1211. Кто знает тот поймёт. Цена вопроса за весь комплект - 3-5 тыщ в зависимости от торговой площадки. Пользуюсь водными красками от Pacific и не испытываю с этим никаких проблем, мне норм. В сравнении с кистью - уже небо и земля. Возможно, однажды, я сооружу себе вытяжку и перейду на всякие нитры и эмали, но не сейчас.
Так вот, я отвлёкся... Каждый слой краски, которую нам надо ободрать мы чередуем со слоем лака для волос. Чтобы под верхним слоем краски обнаруживался нижний. Местами чистим до "металлической" основы. Всеми этими телодвижениями придаём нашей модели грубость, матёрость и некоторую загадочность.
С декалями поступаем немного другим образом:
Наносим их на модель, и даем им высохнуть и схватиться. Потом вооружаемся любым абразивом (чем мельче, тем аккуратнее получится контролировать процесс) - я использовал абразивную губку с зернистостью 1500 - и медленно и методично счищаем ступеньку лакового слоя. Если бы модель делалась "красивой", то на этом этапе я бы и остановился. Но это не мой вариант. Шкурим дальше, создавая стильную ободранность и затертость всех наших "наклеек".
А теперь ахтунг! Много текста! Ага, типа его до этого немного было.
Маленькое лирическое отступление - где-то на этом этапе сборки я начал принимать всякие ноотропы, антидепрессанты и транквилизаторы (тоже тема отдельного поста которого не будет.. . ) главный побочный эффект которых - расфокусировка зрения и лютый тремор рук. Еще и беспокойные ноги до кучи... Короче, сборка этого вертолёта выпала на весьма интересный период моей жизни.
И как назло, настаёт момент обгадинга, или как говорят корифеи модельного мастерства - визеринг (от англ. weather - погода) - целой кучи всяких хитростей, нацеленных на придание модели состояния, как будто она годами стояла под дождём, обдувалась ветрами, выцветала на солнце и так далее.
Начал я с простого. Поступил немного не как принято, и жопки старожилов набирают вторую космическую, покидая орбиту земли пусть опытные моделисты меня не поймут, но я художник я так вижу:
- я залил в аэрограф смесь глянцевого лака и каплю белой краски, в соотношении примерно 20/1.
- поставил заготовку модели на стол, и направляя аэр почти вертикально вниз, несколькими слоями просто напылил бледный белый на всю модель сверху.
Эффект выгорания от солнца моментальный. Белый цвет дал холодный оттенок, тем самым имитируя выгорание жёлтого цвета из краски. Кто видел старые рекламные баннеры, тот помнит, что они обычно холодного синего или зеленого цветов. В классическом моделизме принято высветлять теплым оттенком, но именно забив на этот принцип, получилось добиться нужного эффекта. А еще уже на этой стадии у модели появился объём. Зачёт, танцуем дальше.
Ура, снова картинки!
На картинке выше очень упрощённо показано как можно сделать имитацию всяких нехороших и весёлых вещей, типа потёков грязи или ржавчины. Предварительно надо укрыть всё полуматовым лаком (с глянцевого всё улетит напрочь, а с матового хрен смоешь). В моем случае в качестве полуматового я использую ГЛЯНЦЕВЫЙ лак от Pacific... Он как бы не сильно глянцевый, так уж вышло. О, химия на водной основе, имя тебе - непредсказуемость!
ВНИМАНИЕ! Для эффектов используем НЕ АКРИЛОВЫЕ краски! Что угодно, что растворяется не снимая слой лака - можно нитру, можно масляные краски, некоторые извращенцы товарищи балуются темперой, в общем - любую краску, которая не застывает мгновенно и бескомпромиссно. Я же предпочитаю масляные краски и опишу работу с ними.
Для ржавчины - от темного скола краски рисую маслом тонкую линию цвета (внезапно) ржавчины, даю минут пять подсохнуть, и мягкими и нежными движениями небольшой круглой кистью, смоченной в уайт-спирите, снимаю лишнюю краску. Кистью орудовать рекомендуется по направлению сил гравитации, слегка растушёвывая хвост и почти не трогая начало полоски.
Для потёков грязи - смотрю на фотки из реальной депрессивной взрослой жизни, прикидываю, где дождь портит обшивку чаще всего, и там рандомно рисую тонкие ПРЯМЫЕ (лол, вы можете наглядно лицезреть мои потуги на тонкие прямые линии совместно с дичайшей тряской рук под препаратами) линии. Как и раньше, даю им чуть схватиться, и широкой плоской кистью, смоченной в уайт-спирите, снимаю почти всю краску, оставляя едва заметные линии потёков. При необходимости можно повторить.
После всех манипуляций модель изрядно потемнела, надо вернуть тон к нужному уровню.
Финальное высветление делается схожим образом. На освещенные участки случайным образом наношу смесь белого, коричневого и жёлтого "масла". Белого там больше всего, но класть чистый белый в данном случае - себя не уважать. Это будет слишком заметно. Для сохранения неоднородности выцветания даю краске так же немного просохнуть и впитаться в лак, а после - широкой круглой кистью (да, да, смоченной уайт-спиритом) снимаю все излишки краски, заодно растушёвывая и смягчая все переходы между светлым и тёмным.
Дальше развлечения со смывкой.
На примере автомата перекоса несущего винта (это такое месиво металлических деталей, благодаря которым вертолёт вообще может передвигаться, а не висеть на одном месте) можно показать еще пару нюансов.
Во-первых, тут немного видно как работает смывка - можно увидеть разницу между двумя последними снимками. Вот там где было чисто и красиво, а потом резко случилось грязно и забито тёмными полосами - это случилась та самая смывка. Подробнее про неё можно... Ой, да кому надо было, уже сходили по ссылкам и всё прочли.
Во-вторых, припой это топ! Нет, не так... ПРИПОЙ ЭТО ТОП! Тонкий, легко гнётся, легко клеится на суперклей... Моток на 0,5 мм у меня уже появился, надо обзавестись мотком на 0,2 и можно имитировать всякие провода и шланги...
Ну и ещё кое-чего по мелочи:
Загадил подвесные баки всеми вышеописанными приёмами, плюс еще одним - добавил сколы с помощью рваной губки, но об этом чуть позже. Это моя первая модель, на которой я не зассал решился сделать эффект нагруженных колёс. Делается в теории просто - над свечкой или зажигалкой греется нужная нам деталь (держите ее не пальцами и на небольшом расстоянии от пламени, тогда она не будет гореть и коптиться), а потом под правильным углом прижимаем ее к твердому плоскому объекту. Потренировался на остатках от старых моделей, и таки решился делать на чистовую. Стоило того)
Уже почти всё, чуть-чуть осталось...
60 процентов дропнули пост сразу после видео, еще 30 процентов просто посмотрели картинки, 7 процентов решили придать меня анафеме, отлучить от моделизма и уже пробивают айпи поставили минуса, и только самые упоротые упорные и заинтересованные дочитали до этого места. Штош, для вас, мои лапушки, есть вот это прекрасное загаженное в говнище днище!
На нём я оторвался по полной! Я рисовал сколы металликом тонкой кистью, я рисовал сколы максимально лохматым обрывком обычной посудомойной губки, добиваясь их случайного разброса. Таким же образом я делал темные точки для ржавых потёков и места скопления ржавчины на дне предметов. Я выделял некоторые панели подложив лист бумаги и дул сильно разбавленной в лаке черной краской, тёр наждачкой, обмазывал маслом, капал смывками... Короче, засрал расписал вертолёт так, что сразу понятно желтым вперед коричневым назад где у вертолёта верх, а где низ.
Подытожим. Моделизм - огонь. Антидепрессанты - топ. Живопись - решает. Вертолёты - летают. А я - устал писать этот текст, мне его еще несколько раз перечитывать и редачить, поэтому вот вам фото готовой модели. Любуйтесь, комментируйте, читайте, и да будет срач!
P.S.: однажды я научусь всё собирать без следов стыков, шпаклевать и шлифовать зазоры и не забывать снимать облой с мелких деталей, но "это будет завтра" (с)
И я не мог не добавить сравнение моего первого и актуального "Крокодилов"
Всем пушистых альпак-единорогов! Срущих радугой, конечно же!..
Привет всем! С вами снова начинающий моделист, с пояснениями, дурацкими шутками и на этот раз крутыми фотографиями.
Решил я, значит, собрать вертолёт. Точнее даже не так – наткнулся в сети на фото Ка-52 с авиасалона в Ле-Бурже 2013 года, и когда увидел эти фото, понял, что если не соберу то хотя бы попытаюсь собрать такой аппарат. А уже некоторое время спустя, на сдачу с покупки кисточек и липкой ленты, был приобретён этот вертолёт. Итак, сборка началась…
Модель возрастная, вроде как 2004 года создания. Оборудование для отливки пластика несколько устало и на деталях появился облой и местами начали появляться сдвиги.
Облой - это такая заноза в ж... это такое явление, когда две половинки пресс-форм для пластика прилегают друг к другу неплотно, и в этот промежуток затекает пластик и так и застывает. Лечится ножом, наждачкой и руками, медленно переезжающими из тазовых суставов в плечи.
Покрасил товарищей лётчиков, посадил их в кабину и спрятал за стеклом. Красил дядек уже с бОльшим воодушевлением и удовольствием чем раньше. На стекле нарезал самодельных масок. Раньше боялся, а сейчас начало получаться. Руки понемногу перестают пародировать запойного алкоголика, что радует. Пойду накину рюмку в честь этого!.. (шутка! Дети, не пейте, синька чмо!)
При всем моём неумении во всякие дополнения, мне таки пришлось изворачиваться и самоделить в этой модели. Внимательный зритель может заметить некоторое круглое пятно на крыше будущего вертолёта и прямоугольный кусочек пластика от упаковки из-под Доширака. Объясняется это довольно просто - "Звезда" выпускала модель основываясь на ранних прототипах вертолета, там шарик ТОЭС стоял на крыше, а на поздних машинах турельная оптико-электронная система (гуглите сами, тут определения не будет) переехала вниз. Пришлось спилить и перетащить. А пока пилил и шлифовал - сточил половину люка и теперь его надо имитировать. Кстати, спасибо @Modelar, твой совет о дошипластике не забыт!
Но чёрт с ней со сборкой. Как всё это красить?! Пока у меня аэрографа не было, я не пускал в голову идею начать эту модель. Но комментарии товарища @Guinnes и пара подсказок вдохновили меня взяться именно за этот вертолёт и камуфляж. Сложность в том, что эта собака... этот Аллигатор очень хитро красится, и что самое коварное - красится симметрично и довольно ажурно. Еще и тремя цветами, порядок которых подбирается нифига не интуитивно.
Если кратко - красим, маскируем, красим, маскируем, красим, маскируем, красим, снимаем маски и молимся, чтобы всё получилось... Маски рисовал на куске скотча от руки по фоткам из сети. Потом резал это всё макетным ножом, клеил на глаз. Где мог работал ажурно, где нет - клал на ажурность. Любителей большой точности заклинаю - не сравнивайте с оригиналом, поплохеет.
Остались огрехи, которые пришлось исправлять кистью, но шалость удалась. Можно выдохнуть, вернуть на полочку полупустой флакон валерьянки и спокойно, очень спокойно (как удав после еды на солнышке) работать дальше... Дуем всё глянцевым лаком, красим мелочевку.
Как понять, что ты не очень умный человек? Смотри на результат действий других, слушай их разговоры об этом, игнорируй всё это и делай по-своему. Потом сделай как они, и удивись "А чё так можно было что-ли?!" Примерно это и произошло, когда я, вместо привычной для меня и черной, как моя душа, смывки, воспользовался смывкой темно-серой... А чё так можно было что-ли?! Аккуратные линии, одинаково хорошо заметные как на тёмном так и на светлом фоне, почти не марают модель... Офигеть как удобно!
Смывка - это такая техника покраски, при которой поверх застывшего лака на модель аккуратными касаниями наносят жидко разбавленную краску на какой-нибудь сверхтекучей основе, типа масла или уайт-спирита. Оно всё какое-то время сохнет, и потом излишки удаляют. Краска при этом затекает в щели, подчеркивая грани и линии разделения панелей, что добавляет деталей к внешнему виду модели.
А здесь начинается самое интересное. Декали для этого прототипа отсутсвуют. У фирмы Behemot (классная блэк-метал группа, кстати) есть декали на Ка-52, но не те. Заказывать индивидуальное изготовление? Я вам что, терпеливый человек с наличием лишних денег, что-ли? У меня ведь накопились декали с прошлых моделей, попробуем нарыть нужное...
Красные звезды (да, я знаю, что они должны быть с синим кантиком) беру от МиГ-21. Желтый (а не оранжевый, о ужас!) бортовой номер с цифрами подходящего размера заберём у Ми-8, ему всё равно уже не понадобятся. Что там на балке у прототипа? "ВВС России" черный с белой окантовкой? Будет "ВКС России" от Су-57. Как раз нужный размер, да и Сушке уже ни к чему...
Где-то на предыдущем абзаце вызвали скорую последнему любителю исторической достоверности. А сейчас поплохеет от крупных планов тем, кто умеет пользоваться шпатлевкой.
То-ли лыжи не едут, то ли я е... Не получается у меня шлифовать эту шпаклевку. Просто не буду смотреть на модель под определённым углом, и хрен на эти недочёты... Самое главное для меня - я наконец-то научился приемлемо работать с остеклением и оно стало получаться достаточно ажурным, чтобы самому было приятно на полку с моделью взглянуть)))
Итак, модель готова. Кстати, это моя юбилейная модель - десятая, и прошёл год с первой модели. Первую свою модель, Ми-24В, я собрал год назад 23 февраля прошлого года, а Ка-52 собрал 27 февраля этого. Год и четыре дня - чуть-чуть не успел к круглой дате.
Ми-24 я собирал как попало, красил кистью, в один жирный слой, половину декалей поленился клеить, что такое смывки вообще не знал на тот момент, а глянцевый лак от Звезды я вообще в гробу видал... Разница заметна))
За этот год я научился многому... Да почти всему! Взял на вооружение всякие интересные техники и вообще плотно подсел на это хобби. Ну и главная причина, почему я пишу этот пост только сейчас, а не неделю назад - мой друг с хорошим фотоаппаратом и фильтром, которых надо было дожидаться. Мы наснимали кучу фото, и я отобрал для вас самые вкусные)
Дальше начинается вакханалия с поляризованным фильтром, разными фонами, испарителем, преферансом и профурсетками...
Можно ли было собрать эту модель лучше? Да само собой! Есть ли в ней недочеты? Куча! Но это моя модель, и я получил от процесса кучу удовольствия))) Горящих глаз, прямых рук, и любимого дела вам!
Пост про сборку модели с пояснениями терминов и туповатым юмором.
За что люблю Детский Мир - так это за их интересную привычку - последний товар отдавать с хорошей скидкой. Экономия раза в полтора-два получается, вот я и не удержался...
Эффектный, широкий, массивный аппарат в необычном камуфляже давно привлекал моё внимание. Вот только делать его - это же смерти подобно... Было, пока у меня не появился аэрограф! Аэрограф - это такая блестящая металлическая ручка с бачком, в который наливается краска, а в саму ручку воткнут шланг, через который непрерывно дует воздух.
Как представлю, каково было бы красить все эти квадратики кисточкой - сразу же к нервно дергающемуся левому глазу присоединяется правый. Но это я почему раньше злой был? Потому что у меня велосипеда не было! То есть аэрографа. Кааароче!..
Модель началась.
Внутрянка собрана, задута (это покрашена, только не кисточкой, а аэрографом) в свои цвета, обшарпана сухой кистью и спрятана под стекло.
Мой внутренний скупердяй все еще не видит смысла брать допы, если не собираешься ехать на выставки, поэтому всё собрано абсолютно из коробки. Допы, или дополнения - это такие понты для тех, кому не жалко денег или очень хочется достичь абсолютно реалистичного визуального результата, чтобы он соответствовал выбранному масштабу.
Соответственно модель, собранная из коробки (или иногда еще пишут "изкоробки", "искаропки") - это модель собранная без этих самых дополнений.
Чем мне нравятся новые модели от звезды - их очень приятно собирать. Если ты не ленивая жопа, и нормально чистишь пеньки от питателей - почти все детали с задорным щелчком встают на место. Я шпатлевкой воспользовался только в тех местах, где перестарался с зачисткой деталей. Правда, забыл зашпатлевать нижнюю плоскость крыла... Но кто не без греха?
На этот раз с остеклением ковырялся долго и осторожно. Надел перчатки, все зачистил/обезжирил, приклеил на густой клей, убедился, что нигде ничего не запотело, не испачкало клеем и так далее, и начал наносить маски. Маски нужны для того, чтобы можно было размахивать кисточкой налево и направо и не бояться покрасить то, что покрашено быть не должно.
По контуру положил тонкую малярную ленту, а само стекло залил (читай - капнул и размазал зубочисткой) жидкой маской от Хася-моделист. Кстати, это один в один маска для ноготочков. Девушки, посещающие маникюрный салон этот запах знают наверняка. Надул прешейдинга - это вот эти вот черные неровные полоски и пятна. Ща буит мясо...
А нет, мяса не будет. Сейчас будет жопа! А точнее, будут сопла - это такая хитровыделанная выхлопная труба у самолёта, из которой отработанные газы выходят с такой силой и настолько горячие, что самолет, отталкиваясь от них, приходит в движение.
Насмотревшись всякого в этих ваших интернетах, я решил тоже научиться плохому, и попробовать сделать сопла чуть сложнее, чем тупо замазать всё в один цвет. Потратил на это часа четыре сплошной работы. Пока один цвет намешаешь, пока задуешь, пока замаскируешь, потом другой цвет... Лучше бы я квадратные пиксели кисточкой рисовал, честное слово!.. В любом случае, аэрограф дает мне инструментарий, который позволяет пробовать всякое с оттенками и переходами. Вот и потренировался)))
Так вот, покраска. Нафига козе баян? В смысле, для чего нужен прешейдинг? Если посмотреть на левое и правое фото, можно найти несколько отличий... Например, инструкция, на которой я красил, повернута другой стороной... Так вот, аэрограф позволяет класть краску на поверхность полупрозрачно, и с помощью прешейдинга можно выделить фрагменты, из которых самолёт состоит. Это добавляет немного глубины и делает визуал менее пластмассовым и однородным.
А вот теперь будет мясо!.. Поковырявшись в сети и посмотрев, в какие расцветки красят эти аппараты, мне очень приглянулся борт 053, его я и взял за основу. Базовый цвет у него - это такой очень бледный зелёный, почти белый, а дополнительный - насыщенный грязновато-синий. Краски для аэрографа отличаются повышенной текучестью, а обзавестись подробным набором я еще не успел. Но у меня есть все базовые цвета и пара оттенков, а значит можно намешивать))
Смешивая (и записывая пропорции, чтобы не забыть) между собой синий, желтый, белый, черный, красный, зеленый и коричневый (все, больше красок у меня нет) я набирал оттенки красок примерно как на фото в сети. И вот они пиксели камуфляжа!.. Я прослушал два старых боевичка и половину подкаста, пока ковырялся с этими квадратиками. Мне потом снились квадратно-прямоугольные сны, после которых я в ужасе просыпался в холодном поту... Но результат того стоил! Модель еще не готова, а я уже кайфую))
А дальше - прячем всё под глянцевый лак и лепим на модель всю простыню декалей. Декали - это такие прозрачные наклейки на лаковой основе, которые с помощью воды (или специальной жидкости) намачивают, и переносят на изделие. Потом убирают жидкость, дают им высохнуть, и декали прилипают к поверхности намертво. Да, да, совсем как на ноготочках!..
Декалей здесь много. Нет, не так. Декалей здесь дохрена! Вот, так правильнее... Клеил я их долго, упорно, с чувство, с толком, с расстановкой. Особенно доставили огромные декали на спине самолёта - они реально огромные, очень боялся нанести их с косяками, не выгнать из-под них воздух или порвать в процессе... Пронесло.
К модели прилагается пилот в двух агрегатных состояниях - целом стоячем и расчлененном сидячем. Пилота я решил достать наружу и поставить возле самолёта, а значит, надо поработать над его оформлением.
Он маленький. Очень. Что-то в районе 18мм ростом. Я не знаю как, но я умудрился нарисовать ему тени на одежде, тени на лице, румяна, тени под носом и на губах, и даже добавить капельку седины в волосы. А точечки вентиляционных отверстий на шлеме наносил вообще затаив дыхание...
Это всё прикольно, конечно, но надо же куда-то модель ставить. Место на полках заканчивается, и было решено оформить модель в старую икеевскую рамку и повесить на стену. Надо же для красивой модели сделать достойную основу!
В качестве основания решил смастерить стоянку на условной взлетно-посадочной полосе аэродрома N. Погуглил форму бетонных плит, прикинул масштаб, офигел с того, какие они мелкие на фоне модели, начал их чертить-вырезать. Для плит взял наждачку и приклеил "моментом" на пластиковое стекло, которое шло в комплекте с рамкой.
К сожалению, уставший мозг совсем забыл нафотографировать процесс покраски аэродрома и процесс сборки монстра франкенштейна - тележки-подставки под ракеты. Ее я собрал из остатков деталей от прошлых моделей. Люди, глубоко погруженные в матчасть, не вглядывайтесь - поплохеет.
Саму модель сильно пачкать я не стал - с их реальных прототипов все равно пока что пылинки сдувают, да и "чистых" моделей у меня в арсенале пока не наблюдается. Надо ведь тоже уметь их делать.
Кстати, лесенку, ракеты и пилота я "клеил" на жидкую маску. Во-первых, она неплохо держит небольшие детали, и если необходимо, отклеивается без следов. А во-вторых, становится прозрачной после высыхания. Нахожу это очень удобным)
Ну и фото готовой модели в студию!
По итогу - моделью остался очень доволен. Да, местами она упрощена, но удовольствия я получил много, результатом доволен, чего и вам всем желаю - быть довольными и получать удовольствие! )))
Мой второй опыт с аэрографом и первый опыт с погибшим остеклением...
Решил не делать его чистеньким, хотелось оторваться на модели всякими способами обгадинга. Переборщил ли я? Да, конечно. Понравилось ли мне? Еще как!..
Модель была куплена незадолго до Нового года и ждала своей очереди на полке. Коробка от "Моделиста", с приятной детализацией на мой нубский взгляд. В последствии надо бы начать пользоваться всякими скрайберами (это такой хитровыделанный нож для добавления расшивки) и прочими ревитерами (это такой нож для нарезки пиццы, но очень маленький и зазубренный, чтобы выдавливать на пластике имитацию заклепок), но на этой модели ни скрайберов ни ревиттеров не будет...))
Итак, сборка началась... Не знаю, увижу ли я когда-нибудь модель воздушного средства, сборка которой начинается НЕ с кабины. Здесь всё по классике - сначала внутрянка кабины, две половинки корпуса, а потом навесное барахло.
Что понравилось в самой модели - объёмная приборная панель, которую (при должном обретении дзена) трясущимися руками алкаша-эпилептика, с помощью кистей, зубочисток и такой-то матери, можно разукрасить довольно-таки смотрибельно. Тем более, что остекление на модели будет просторное, надо бы заморочиться за проработку кабины... Увы, потом всё пошло не по плану (т_Т )
На кресла добавил имитацию ремней из малярного скотча, закрытого потом краской. Как по мне, получилось симпатично.
Однажды я стану совсем взрослым моделистом (сказал 31-летний великовозрастный деб... человек), и начну приобретать смоляные дополнения с невероятно детальной проработкой, настолько точной, что если бы у меня жили тараканы, они могли бы воспользоваться этой техникой. Но мне в лом, душит жаба, и вообще я тут отдыхом занимаюсь, а не попаданием в прототип "До последней складки на обивке сиденья под задницей некоего полковника N., летавшего на этом борте в году NN. в военном конфликте в сране NNN, попавшим в кадр в эфире репортажей канала CNN". Поэтому из всех допов я добавил исключительно самоделки, предназначенные для обозначения деталей, но никак не подлинной имитации.
Где-то на этой стадии уже произошла незаметная катастрофа. На фонарь кабины была наложена самодельная маска из малярной ленты. Само остекление очень плотно и с некоторым усилием вставлялось в корпус, и после монтажа я допустил ошибку - ошибся с выбором клея. Я капнул на несколько точек сверхтекучим клеем, опасаясь запачкать границы стыка клеем обычным. В замкнутом пространстве кабины сверхтекучий клей начал испаряться, что привело к помутнению передней и верхней граней остекления. По сути, все труды по детализации внутрянки в этот момент пошли прахом, но из-за масок я этого не знал и не мог увидеть.
Модель была задута в смесь базовых цветов (привет художникам) - навёл примерный оттенок из синего, желтого, белого, серо-голубого в пропорциях "на глаз". Покупать готовый цвет? Зачем, если я сам себе рукожоп, и могу подобрать оттенок который мне нравится. Сразу заложил в него бледноватый оттенок для последующих маневров с изменением цвета маслом после всех лакокрасочных работ.
Декали на вертушку в комплекте шли для ВВС США. Полазил по всяким гуглам и убедился в грустной истине - не мудрствуя лукаво, амеры обливали из ведра этот вертолет краской с ног до головы, не добавляя ни намёка на камуфляж. Скука... Ладно, придумаем чего-нибудь.
Черная смывка на этот раз нанеслась как надо. Буквально чистил модель и кайфовал. Поскольку я обзавелся (пусть дешевыми и простыми) лаками под аэрограф (брал акрил на водной основе от Pacific 88) - модель была укрыта в четыре тоненьких слоя глянца без потери расшивки.
По водным акрилам для аэра из того, что узнал - наносятся в несколько слоев с небольшими перерывами между нанесением. Причем первый слой должен быть очень тонкий, с последующим утолщением к каждому следующему слою. После высыхания неосторожно проковырять эту слоенку уже почти нереально.
И вот я остановился перед выбором. На одном стуле - "глянцевая" как с обложки моделька вертолета, в однотонном варианте с легкими намеками на использование, а на другом стуле - собирательный образ чумазого, немытого, уставшего от безостановочного использования и скорого на руку обслуживания аппарата. На модели я хотел отдохнуть и оттянуться по полной, а значит, выбор очевиден.
Покопался в сети, посмотрел что с ними бывает в рабочих условиях, нашёл много красивого и интересного. Например следы (я лишь предполагаю) пролитых мимо смазочных материалов, которые на матовой краске собирают на себя грязь и пыль. Или копчёные до потери читаемости надписей хвостовые балки. Вмятины, размытости, выцветание краски, залепленные на скорую руку черным герметиком швы. Потеки между панелей на силовых агрегатах. Замененные и не совпадающие по цветам панели (это реализовать не получилось, надо было закладывать еще при покраске).
Короче, машины, которые работают, разительно отличаются от своих вылизанных дочиста и протертых досуха показательных собратьев. Вооружаемся кисточками, масляными красками, и понеслась...
На будущее - идея использовать полуматовый лак, чтобы масло лучше садилось работает слишком хорошо. Спустя секунд десять после нанесения смыть масло было невозможно...
...а значит, работать пришлось как на бумаге - без права на ошибку. И ошибки, конечно, были. И каждая мелочь, ушедшая не в ту сторону, вынуждала повышать градус неадекватности модели, чтобы исчезнуть "на фоне". За кадром остались процессы покраски навесного оборудования и фильтров. Например, я изменил тон основного цвета на более теплый с помощью разведенной в уайт-спирите смеси масляных желтого, коричневого и белого от "Невской палитры"
В самом конце на модель были добавлены проблесковые маячки на мотогондолах (это такие квадратные "ушки" по бокам вертолёта) которые я выгрызал из остатков прозрачного литника. В комплекте модели этих вещей, как можно догадаться, не было. Вооружение сделал съемным на магнитах (понравилась мне эта тема). Работать с набором мне понравилось, стыкуемость очень приятная, а за свою цену (около 700 рублей) набор более чем хорош))
И, как водится, фото готовой модели.
Про блоки НУР (неуправляемые ракеты) - на многих фото видел, что ракеты, которые туда загружаются - ярко-синего цвета. Оттуда и решение выбора цвета.
UPD: появился комментарий , в котором мне подсказали, что синими красят учебные боеприпасы. Вертушка, получается, получилась немного не боевой... XD
Здесь как раз хорошо видно дополнительные прозрачные детали, добавленные самостоятельно.
В ближайшем рассмотрении вертушка выглядит так, как будто я собирал видавшие виды гусеничную бронетехнику, а не легкий летательный аппарат.
Здесь случилась смена навесного оборудования - блоки НУР были сменены еще восемью ракетами "Хеллфайер"
Несмотря на некоторые ошибки в процессе и опыт с помутневшим остеклением, сборка модели принесла много удовольствия))) Грубо оформленная модель выглядит гротескно и атмосферно. А для 72 масштаба подобное оформление, как по мне, имеет право на жизнь. Да и вообще, я это всё для себя собираю, и мне понравилось)
Всем добра, печенюшек, и доставляющего удовольствие хобби!
Предновогодняя суматоха шла полным ходом. Я на работе, до выхода на площадку три часа, а в двадцати минутах ходьбы от клуба находится магазинчик для любителей помельче и поцветнее. Оделся, вышел, дошел, застрял. Всё заставлено до потолка, коробочки соблазнительно смотрят, пестря боксартами на торцах, глаза разбегаются. Больно кусаются ценники Итальери, Хасегавы, ГрэйтВола и прочих Тамий, а значит она ждет меня... Звезда, опять ты. Сколько всего уже пережито с тобой, и, видимо, сколько еще предстоит. Толстые декабрьские снежинки разбиваются о целлофановый пакет, шуршащий на зимнем ветру. Я иду обратно, а руку оттягивают несколько заветных коробочек...
А если серьёзно, то на этот раз руки дотянулись до МиГа от Звезды, который постоянно мозолил глаза в предложке Озона. Плюс пара МиГов уже готовы, и назрела мысль собрать несколько поколений. Только когда я собирал прошлый МиГ - оказался на больничном. Начал собирать этот - и точно так же отправился болеть. Мне теперь страшно собирать МиГи))
Начинаем, как обычно, с кабины пилота. Порадовало отсутствие декали приборной панели - пока что это означает объёмную приборку на самой модели, а мне так нравится больше. Там еще есть кресло, но его я почему-то не сфоткал... Да и фиг с ним - модель всё равно будет собрана в "летящем" положении, а под стеклом вообще ничего не разглядеть. Посмотрел в сети фото, нашел самые часто попадающиеся фото летной формы пилотов 21-х МиГов, да и накрасил летчику его комбез. Кисть, зубочистки, краски от Звезды, смывку делать не стал по причинам, указанным выше.
Сама модель собиралась ненапряжно, я бы даже сказал - комфортно и легко. При сборке была букавльно пара затыков - створки шасси никак не хотели вставать в закрытое положение, пришлось немного попилить и добавить его высочества шпака. Хорошо, что с каждым следующим разом это напрягает меня всё меньше. А уж после МИ-8 модель собралась будто идеально))
В процессе сборки наткнулся на такую интересную особенность - створки шасси не закрывали всё отведенное под них пространство, а в инструкции всё изображено настолько схематично, что что-либо разобрать было нереально. Её будто рисовали пьяные дети, трижды переводя через кальку некогда хорошую инструкцию. В ней всё изображено настолько примерно и приблизительно, что мои глаза хотели плакать кровавыми слезами. Чтож, один запрос в гугле и пару минут спустя ответ был найден - у этих самолетов, как я понял, остается неприкрытым поворотный механизм стоек шасси. Странно, как по мне, но какие данные нашёл, теми и пользовался. Из запчастей, оставшихся от вертушки, вырезал некое подобие поворотного механизма и посадил в ниши.
Немного шпаклевки, работа со шкуркой, и можно продолжать. На этот раз решил набрать маски из маскировочной ленты. Забегая вперёд - что-то пошло не так и центральная секция отслоилась в процессе, из-за чего лак затёк под неё, несмотря на все мои приглаживания ее к поверхности.. Кажется, надо переходить на комбинацию ленты и жидкой маски - это даст самый аккуратный контур и плотное прилегание.
А дальше ВНЕЗАПНО судьба совершила финт ушами, и дедушка мороз в мешке принёс простой, но хороший аэрограф - JAS 1113 с мини-компрессором в придачу. Это было так неожиданно и приятно, что первым делом я решил залить всю модель грунтовым слоем алюминия и типа пре-шейдингом черным цветом от Звезды из линейки мастер-акрил. Стоит ли говорить, что в этот же вечер я научился разбирать и чистить аэрограф? Уже утром следующего дня я мчал в магазин за адекватными красками, жидкостью для промывки и прочими чудесными приспособами.
Мой выбор в химии остановился на Pacific 88 - недорого, но крайне эффективно, а главное на водной основе. Это был мой первый опыт работы с аэрографом, и несколько тупых решений были осознаны уже после их принятия и реализации. Например, я, весь такой радостный и воодушевленный, положил основной тон поверх пре-шейдинга, радовался тому, как красиво тьма проступает сквозь краску, добавляя объёма панелькам. Карандашом разметил камуфляж, от руки положил пятна второго цвета, и тут до меня дошло... Дошло, что весь пре-шейдинг исчез под вторым цветом, и линии камуфляжа надо было размечать ДО нанесения каких-либо цветов и класть два цвета рядом, а не поверх. Но задним умом мы все сильны... Фигня, прорвёмся, погнали дальше)
Погуглив и поискав всякие разные схемы камуфляжа, выбор пал на Финские ВВС - больно понравилась простая двухцветная схема и черная кошка на киле) масками спрятал днище, потом покайфовал с того, что теперь мне подвластны мягкие переходы между цветами, которые были недоступны на кисточке. В общем - правы были комментаторы (я, правда, в этом и не сомневался) - аэр вещь и вообще покупка номер раз, если планируешь собирать модели и дальше!
Дальше интереснее - схемы окраски от звезды предлагали красить нос в 35-й зелёный цвет. Но это был скучный и унылый зелёный, да и к тому же не попадавший ни в одну фотографию этой цветовой схемы. Значит, мешаем. Из зеленого, изумрудного, желтого и белого мне удалось собрать тот самый цвет, который попадался на большей части фотографий. Вон он, синей стрелочкой отмечен на левом фото) Кистью покрыл обтекатель и сегменты килей, краску клал очень жидко и понемногу - не хотелось заметной разницы между аэрографом и кистью. Результатом доволен)
С подвесным снаряжением решил чуть заморочиться. Всё стало съёмным на магнитах, а в блоках с ракетами были накручены отверстия ручным 0,4мм сверлом. Сопло кистью покрыл в воронёную сталь и воронёную сталь с капелькой синего.
Аэрограф нежно клал краску на пластик тончайшим слоем, мягкая растушевка радовала глаз, каждое движение совершалось с повышенной осторожностью, я предвкушал конечный результат. И где-то на этом этапе всё начало идти не так. С прошлых строек остались лаки в баллонах, а лак под аэрограф я еще не приобрёл, поэтому покрыл модель глянцевым аэрозолем от АК. Присмотревшись увидел, что краске от этого стало немного не по себе - она немного, эээммм, скракелюрилась, ну или говоря простым языком - потрескалась. Видно только если очень внимательно искать, но факт остаётся фактом. А еще лак дал шагрень, что свело на нет все плюсы аэра. Неприятно, но с этим работать я привык, погнали дальше.
Приварил декали. Смутили черные контуры на почти каждой из них - на прототипах я такого не видел, обводка, будто в мультике. Но мне точно не хватило бы умения убрать этот черный контур, поэтому оставил как есть. То, что случилось позже показалось мне весьма ироничным...))
У Звездовской модели на трубке на носу нету этих примечательных "крылышек", которые есть даже на боксарте от этой самой Звезды! Я уже молчу о том, что эти крылышки есть буквально на каждой фотке носовой части МиГа в сети. Немного кривых рук, маскировочной ленты, и довольно приметная часть самолёта теперь есть и на моей модели. Да, крупно, но моего навыка и терпения едва хватило даже на это)
Как там называлась старая программа на Дискавери? Секунды до катастрофы, вроде? Так вот это они.
Решив, что я больше не хочу заливать модель шагренью и топить расшивку в неконтролируемых потоках лака из баллончика, я приобрел акриловые лаки для аэрографа - полуматовый и глянцевый. Спрятал модель за слоем глянцевого лака, дал ей просохнуть, и нанес смывку. Но баллон уже залил расшивку, и смывка снялась с модели полностью, не оставив и следа. Штош, пойдём другим путем - заполнил расшивку и жду полного высыхания смывки - видел я пару видео на тему такого способа нанесения... В комментариях потом расскажите мне, кто я по жизни и куда могу идти с такими методиками смывки))
Кажется, я переосторожничал. Настолько не хотел заливать всякие канавки, что положил слишком тонкий (а соответственно пористый и неплотный) слой лака. Смывка за энное количество часов буквально стала с ним единым целым и стиралась вместе с этим несчастным тонким слоем. Иными словами - мой МиГ заболел псориазом и начал чудовищно линять. Смывка буквально сцарапывалась с модели, но некоторые места не хотели уходить от слова совсем, оставляя небольшие черные прожилки и точки около линий расшивки. Я был подавлен, руки опустились. Ватная палочка оставляла пожухлый след грядущего опустошения позади себя, модель кошмарилась каждым следующим движением руки, и что делать дальше я решительно не понимал. Но заметил, как контрастно играет расшивка, если намочить поверхность чем-нибудь.
И тут в моей голове сложились два и два - сравнение декали с мультиком натолкнуло меня на вариант выхода из этой проблемы. Я вооружился зубочисткой, ватными палочками и растворителем, и начал шуршать ещё усерднее...
С реализмом не задалось, но что если модель будет выполнена наоборот гротескно? Я, как любитель Borderlands, насмотрелся на всякие селл-шейдинги, черные контуры, да и в детстве любил и даже немного рисовал комиксы, поэтому почему бы не попробовать? Теперь все недочеты смывки внезапно стали художественным приёмом, лишние черточки и точки добавили модели графичности, а значит, подставка для моего МиГа из комиксов должна быть соответствующая.
И снова поиски, определение со стилистикой, эскиз, перенос на деталь. Платформа будет имитацией земли, а стояка олицетворять нарисованные небеса. Как хорошо, что аэрограф позволяет давать градиент. Из синего в голубой, из голубого в белый. Залил фон для стойки. Карандашом наметил себе картину по номерам, ушёл мешать краски.
Сначала наносил белый. На удивление жидкая краска от Пасифики ложилась кисточкой в один слой, перекрывая собой фоновый цвет. Приятно и удобно. Вторым нанёс темный тон облаков, всё еще не уверен в конечном результате. Делаю дальше. После нанесения среднего тона понял - идея нравится мне всё больше)) Имитацию проплывающих под облаками полей и посадок делал примешивая пару капель голубой краски в каждый оттенок.
Путь от эскиза до реализации прошёл в один плотный день. Изначально планировал выделить контуры цветов, но подставка - это всего лишь подставка, и она не должна забирать на себя излишек внимания. Поэтому, чтобы не перегружать визуальное восприятие, оставил цвета как есть. Спрятал под лаком и собрал подставку.
Как говорил Жванецкий - "Ремонт невозможно закончить, его можно только прекратить". Я бы перефразировал - постройку невозможно закончить... Было приятно волевое решение не перебарщивать - чипинги, визеринги, фильтры и масляные точки отправятся в другой проект, в этом необходимо выдержать свой особый стиль) Всё собралось воедино и настал черёд съёмки.
Для съёмки решил использовать картинку на экране, отражатели в виде листов бумаги. В качестве софтбоксов налепил пару листов Снегурочки резинкой на настольные лампы, чтобы свет не был чересчур резким))
И как водится - фото готовой модели:
И групповое фото моего семейства МиГов. Планирую его наращивать - уж больно разносторонние машинки там собрались))
Это всё-таки затягивает. Бытовые лаки, магниты, зубочистки, канцелярский нож, кисточки и прочая домашняя утварь в новом выпуске рукожопного моделизма.
Не успел я покончить с МиГом, как ко мне пришёл F-117 (не ожидали, да?), который я собрал, пробуя новые для себя техники покраски, но об этом потом. И пока я его собирал - в голове зудела одна мысль - а не сделать ли мне вертушку, вроде той, по которой я ползал и даже пару раз летал в детстве, когда с папой ездил на работу в маленький региональный аэропорт. Там стояли четыре "восьмёрки", две из которых были на ходу, а две в постоянном ремонте. На полянке в стороне стояли доноры - несколько отлетавших своё МИ-8. И как раз параллельно с этим я наткнулся на видео с интересной техникой покраски, которую и хотел опробовать. Что ж, решено - незатейливому проекту (какое громкое слово) быть!
За основу была взята модель от "Звезды", военный МИ-8Т (Арт. 7230), хотя и хотелось бы взять вертушку в варианте МЧС, но их сейчас днём с огнём не найдешь, а ждать доставку было невтерпёж. Дождался, блин... Скрестим пальцы, чтобы однажды эту модель адекватно перевыпустили, ну или на следующий раз (если он будет, конечно) попробую взять "восьмёрку" от другого производителя, потому как для меня, новичка в этом деле, собирать эту малышку было больно.
Внутрянка.
Да, это не светло-серый, который должен быть по инструкции и на большинстве современных машин. Возможно, мои воспоминания заместились, и так никогда и не было, но я помню этот грязный, измазанный в масле зеленовато-голубой оттенок грузовой кабины, в которой ты глохнешь от работающего над головой движка. Да и на паре прототипов из сети я нашел данную расцветку, и в итоге покрасил интерьер в наведенный из светло-серого, изумрудного и белого цвет. Здесь и далее - акрил и мастер-акрил (так и не ощутил между ними разницы) от "Звезды" . Только собрав интерьер и состыковав половинки фюзеляжа понял, как сильно я ошибся, собрав скамейки по инструкции. У "Звезды" их предлагается ставить на опоры серединой, а у реальной вертушки это опоры откидных сидений, значит, они должны находиться с краю, а сиденья вплотную прилегать к бортам. Но приклеено было на совесть, чем отрывать так чтобы всё не поломать - понятия не имею, оставил как есть. Буду рад советам для таких случаев.
Боль продолжилась. В своём прошлом посте я пожаловался, что не до конца понял, как подружиться со шпаклёвкой? Бойтесь своих желаний! Эта вертушка настойчиво учила меня пилить, равнять, шпаклевать, снова равнять, шлифовать - вышло не идеально, но критические косяки сборки замаскировать удалось. На фото ниже, например, видны пара костылей (почти буквальных, ха), с помощью которых я обеспечил исправление потерявших форму деталей без необходимости держать это всё 30 минут пальцами. Количеством резинок отрегулировав нужную степень надавливания, приклеил мотогондолы и фонарь кабины - изначально они выходили за границы дозволенного на 2-3 мм (Sic!) с каждой стороны. Мало что в этом понимаю, но кажется, пресс формы устали. Или у заготовки был плохой день и она "поплыла" при остывании... Кто в этом шарит - объясните, почему так случается?
Стыковка... М-м-м-м-м, красота! (нет)
Выравнивая швы стыков была утеряна клёпка, расшивка (где мог надрезал ножом), а линии расшивки расходились друг с другом на миллиметры. Очень порадовался, что делаю гражданскую версию вертушки - места крепления ловушек были отлиты с ошибкой - дичайшим смещением, которое не знаю как бы я равнял. Всё это было с легким сердцем срезано нафиг, единственное, на что не хватило навыка - это убрать ремни крепления ИК ловушек. Оставил их - всё-таки модель делаю для себя и в удовольствие, так что "в угоду композиции реализмом можно пренебречь" На этом фото, кстати, можно увидеть, сколько шпака понадобилось для приведения формы в относительный порядок. И да, фототравление мне пока еще рано, но потеря люков в процессе шлифовки была для меня недопустима - в люк выхода на крышу я в детстве сам ползал, так что он должен быть! Решение - тупое, но как потом оказалось, вполне рабочее. Из кусочка инструкции, с очень большой точностью (читай - на глаз), были вырезаны потерянные люки, заодно в люке на крыше сделана имитация двух крохотных окошек (у звезды это просто невнятный квадрат с заклепками по периметру). Всё это посажено на модельный клей так, чтобы бумажки пропитались им насквозь. Колхоз? Еще какой!
Вертушки во времена моего детства были уставшими. Очень. Потёртые, в масле, пахнущие всеми видами ГСМ, бликующие на солнце стертыми до металла ступеньками, капотами, крышами и полозьями дверей и окон - я помню свой диссонанс из-за различий их картинок во всяких справочниках и ими же в реальности. На фото они были вылизанные, новые, с ровным слоем краски и без намёка на сажу. В реальности же шлейф от выхлопной трубы не всегда позволял прочесть номер борта на хвостовой балке.
В этот раз решил не использовать грунт из баллона, а загрунтовать модель в алюминий (мастер-акрил) и матовый лак для последующего обгадинга.
Вырезать маски из скотча у меня не хватило бы терпения, купить маски пока душит жаба (модель все равно позиционируется как учебная, для освоения всяких техник), поэтому маску наложил той самой жидкостью для маникюра, о которой говорил в прошлом посте. Вся работа велась кистями.
После того, как лак застыл поверх "люминя", укрыл модель в рыжую базу. Для окраски использовался оранжевый с небольшой примесью белого от звезды. Я когда делал Стелс (надо ли делать пост о нем?) для себя осознал, что нет ничего хуже белой краски. Как же я ошибался! Укрывистость у оранжевого отсутствует как класс. Девять слоёв... Нет, не так. ДЕВЯТЬ СЛОЁВ, КАРЛ! Было трудно, но я... Ну вы поняли. Кстати, чтобы закрыть на стелсе белым черную основу, понадобилось всего семь слоёв.
В процессе наложения масок нашел пару удобных хитростей. Комбинация ленты и жидкой маски. Вместо того, чтобы из ленты выкладывать контур линии окрашивания, в некоторых местах была приклеена лента, поверх нанесена жидкая маска и лента удалена до высыхания. Удобно, особенно в местах около топливных баков - там угол соприкосновения с поверхностью очень плавно и тонко идет к нулю, и вырезать его из ленты я бы хрен смог.
Маски сняты, местами вместе с краской - все таки покраска кисточкой имеет свои неоспоримые минусы. Где-то затекло под маску и закрыть это оранжевым не представлялось возможным - вы же помните про девять слоёв? Но нет худа без добра! Модель изначально подразумевалась ободранной, и косяки покраски сами будут мне подсказывать, где сколам точно быть.
А теперь к сути техники покраски.
Художественный уайт-спирит, щетки для барабанов (лол, лучшего инструмента для нанесения рандомных точек нарушения покрасочного слоя я не нашел), ватная палочка, зубочистка, кисточка, отрезанная до короткой жесткой щетины и обдиринг начался. Суть простая - металлическая основа уже закрыта лаком, а краска нежна и беззащитна перед лицом опасности. Остается лишь подковырнуть и ободрать как нравится в интересующих нас местах. Нашел немного фото прототипов, изрядно потрёпанных эксплуатацией - это оказалось задачей не из простых. Есть много фото машин, стоящих на "кладбищах", с которых краска слезла за годы простоя, есть невероятное множество новых машин, но оказалось сложно найти середину. Возможно, я просто не умею искать, всё может быть.
Немного о допах, которые были сделаны.
Поскольку в гражданской ливрее готовую модель интернет мне смог подбросить только в 144 масштабе, да еще и не в той расцветке, было решено переделывать военный 72-й. Поискал всякие разные декали. Разумеется, Бегемот - из того, на что натыкался самое оптимальное соотношение цены и качества. Техничку брать не стал - жаба задушила. Путём гугления нашел фотки прототипов (более того, нашел пару тех самых машин, на которых и летал в детстве), определил места обдиринга и обгадинга и ну давай творчество причинять направо и налево!.. К модели были добавлены какие-то маленькие трубки возле основной выхлопной трубы, их я сделал из медной жилы от витой пары, а на автомат перекоса несущего винта были добавлены провода обогрева лопастей. Та же жила от витухи, но в оплётке для большей толщины. Жирно? Да наверняка. Но я художник, я так вижу. А еще на этом фото виден результат затеи с лючком из бумаги на крыше.
Кстати, внимательный зритель заметит то наличие то отсутствие крышки грузового отсека. Идея простая - посадить оную на крохотные магниты и оставить возможность снимать её, дабы заглянуть внутрь. Тут уже не обошлось без специнструмента - набор ручных свёрел, из которых мне нужно было сверло на 1 мм. Кстати, сверло на 0,1 мм обломилось у меня в пальце, когда неосторожно переносил руку над упаковкой со свёрлами - мелочь, а неприятно. В общем, суть простая - сверлится отверстие глубиной 1 мм, туда вклеивается круглый неодимовый магнит 1х1 мм, такое же отверстие сверлится на том же месте у другой детали, повторить нужное количество раз... PROFIT!
СОБЛЮДАЙТЕ ПОЛЯРНОСТЬ!
Мне тупо повезло - я сразу угадал, какой магнит как вклеить, но чуть было не накосячил. В крышке люка шесть магнитов и в фюзеляже шесть магнитов, этого вполне достаточно, чтобы ничего не отваливалась. На превью как-то криво видео встаёт, кажется, из-за того, что оно вертикальное... Но зато суть на нём ясна)
Немного фото процесса "до-после". Ободрал краску, покрыл на один слой лаком из баллончика. Потом смывка (темно-зеленый paneliner для авиации от АК). Декали приваривал жидкостью от KAV, после - точечно обрывал зубочисткой на месте сколов краски. Еще раз закрепив, спрятал под лак. А после - масляные краски (Невская Палитра). Тамповка ватными дисками для нанесения чёрного следа выхлопа, кисточки и размазывание ватными палочками для белых разводов от дождя. Потом лак. Кстати, провел сравнение глянцевого лака от АК (почти тысяча деревянных) и "бытового" глянцевого от DECOREXа (около 250 р) - разницы вообще не почувствовал. Такую же историю показали и матовые лаки - простой бытовой и специализированный. Так что на будущее - можно не переплачивать.
Собрал, осмотрел, захотелось еще добавить деталей. Смешал коричневую и черную масляные краски, нанес тонкой кистью линии стекания грязи, воды и ГСМ, аккуратно растушевал. Нашёл фото днищ восьмёрок - есть определенные места почти у всех машин, на которых скапливается грязь. Загадил.
После лак на финиш, проверка съёмных деталей на снимаемость, снятие масок с остекления, корректировка контуров остекления - местами маска дала сбой в процессе обгадинга, надо учесть на будущее. Пожалуй, траты моих нервов на эту модель достаточно. Кстати, вот так выглядит всё, что сидит на магнитах и можно снять.
Ну и фото готовой модели с нескольких ракурсов.
На модель ушло примерно три недели неспешной работы по вечерам. Насколько я знаю - это быстро. Это точно неаккуратно, но для меня главное - удовольствие от процесса. Хардкорным моделистом мне пока быть не охота. Хочется собрать потом подобие диорамки - какие-нибудь плиты, аэродром, поставка, вот это вот всё, но жаба душит брать плиты от ICM. Кто как делал подобные диорамы - поделитесь опытом?
Всем привет, меня зовут @Sa8oG, и мне кажется, что я моделист. По сути, это пост от человека без аэрографа, с зубочисткой и канцелярским ножом в руках, который только начинает шагать по минному полю моделизма, спотыкаясь обо всякие подводные камни. Оттого многие очевидные для старожилов вещи для меня будут являться чем-то невероятным и впечатляющим. Модель - абсолютная искаропка, без намёков на изыски. Никаких смол (а что это?) и фототравлений (да как вы это вообще делаете?) Только модель, краски и канцелярский инструмент, завалявшийся от других видов деятельности. Разве что ленту маскировочную прикупил, да жижку для декалей...
Началось все в прошлом году... Нет, не так, началось всё в детстве, когда я по-быстрому клеил самолётики, чтобы поиграться с ними и, скорее всего, быстро привести их к полуживому состоянию. Потом резко закончилось лет в тринадцать, а в начале 2022 года я вдруг взял себе модель и понеслась... В общем, подробно я об этом расскажу потом, если кому-то вдруг будет интересно. По сути, это четвертая моя модель и первая на которой начало получаться всякое разное постобработанное, покраска которой мне хоть немного нравится. Потому и выкладываю.
Насадив бедолаг пилотов и их кресла на зубочистки, кистью и акрилом от Звезды начал покраску интерьера. Красил в 2-3 слоя разбавленной краской (всякие видео на ютубе научили меня плохому), трясучка рук такая, будто лет двадцать пью не пересыхая, справился как смог. Склеил это дело и собрал кабину. Пробовал всякие техники типа сухой кисти, попробовал сверхтекучий клей - крайне занятная оказалась вещица, затекает сама во все щели, вот только аппликатор в виде кисти размером с мою ногу - такая себе вещь. Опытные товарищи, подскажите, чем лучше наносить этот клей так, чтобы не уделать им всё вокруг?
А дальше в меня полетят тапки, всякая уринированная ветошь, и, как я полагаю, заслуженно...
Модель была собрана, стыкуемость пробудила в памяти ностальгические чувства - подгорающая табуретка от зазоров, нестыковок, деформированных деталей - классика старых наборов звезды. Я так и не разобрался как правильно шпатлевать и шлифовать большие плоскости и не угробить при этом расшивку, поэтому гадский шов под фонарём кабины остался и мои попытки чего-то с ним сделать не увенчались успехом. Точно так же я профукался с воздухозаборниками. Если у кого-то есть гайды по шпатлеванию всей этой мелочи, буду признателен. Местами шпатлевка всё-таки была нанесена, хоть и с трудом, и мне всё еще кажется, что я делаю что-то не так, потому что шпатлёвка напоминает кусок засохшей глины, а не пасту.
Дальше - страшнее. Грунтовал акриловым спреем KUDO серого цвета, после чего, в три слоя жидкой краски, кистью закрыл модель базой. Грунт был бы неплох, если бы я красил скамейку в саду, но для такого масштаба шагрень оказалась слишком большой. С другой стороны, на нее отлично села краска не оставив вообще никаких разводов от кисти. Наводил базу из трех цветов - оригинальный серый был слишком теплым и темным. Сравнил его с фото в сети и решил добавить немного белого и синего. Здесь и далее все краски акриловые от Звезды.
Отдельно стоит рассказать о маске для фонаря кабины.
Поскольку внутри моих рук живёт децентрик от перфоратора, попытка подрезать маскировочную ленту на фонаре кабины не увенчалась успехом, сорвала мне нервы и вообще в гробу я видал эту технику маскировки! По крайней мере до тех пор, пока рука не станет тверже и увереннее работать с инструментом...
Немного погуглив, нашел интересное решение - жидкая маска... для защиты кожи при маникюре! Изначально мутная и цветная, становится прозрачной при высыхании, выдерживает воздействие любых лакокрасочных жидкостей, снимается эластичной плёнкой, не забирая вслед за собой ничего лишнего. И стоит около 100-200р за флакон в зависимости от марки. Капнул на гладкую часть, зубочисткой растащил до границ остекления... PROFIT!
Кстати, на краске ведет себя так же хорошо, надо будет попробовать какую-нибудь "червячную" модель с помощью этой маски сделать...
Смывка.
Когда был в магазине, искал черную смывку как самый универсальный вариант для всего. И была она только от одной фирмы, от которой, по словам продавца, все плевались. Черная смывка от фирмы Nitro Line.
В чём подвох я понял на прошлой модели, буквально угробив ее этой смывкой. В чем соль? Высмотрел и вычитал, что линии расшивки очень хорошо получаются, если дать смывке подсохнуть, а после уже стирать. Я оставил ее буквально на час на лакированной модели. Она НАМЕТРВО садится на лак, не желая смываться вообще ничем. Бедный СУ-33, ты мог стать первым, кого я выкладываю... Так вот, в дальнейшем я начал экспериментировать с ней на лишних деталях и в ходе экспериментов выяснил следующее - ни акриловый лак под кисть от звезды, ни балонный лак от АК или KUDO не позволяют ее смыть, вгрызается аки крокодил в газель на водопое. Но!.. Просто великолепно, даже после двух-трёх дней высыхания смывается непосредственно с акриловой краски, позволяя стереть себя вообще полностью, если будет необходимо. Надо будет потом продавцу об этом сказать при встрече...
Дальше шла покраска всякой мелочёвки.
Сделать маски для ракет я не смог, поэтому красил кистью от руки. Сопла изначально покрыл по схеме окраски воронёной сталью, но цвет мне зашел не сильно, поэтому, поглядев на фото (и изрядно удивившись тому, как литьё от звезды кардинально отличается от реальности) намешал воронёную сталь с капелькой красного и сухой кситью покрыл сопла во что-то вроде медного цвета. Или бронзового... Есть тут шарящие люди? Край той же сухой кистью покрыл алюминиевой краской.
Декали и тонирование.
Поскольку всё красится весьма жирным слоем, полностью укрывать модель лаком не стал. С помощью кисти глянцевым лаком от Звезды покрыл места нанесения декалей, после высыхания нанёс и закрепил жидкостью DeKav заказанной на Озоне за недорого. Укрыл всё лаком из баллончика от АК (попался по акции, вышел дешево, потому и взял). При нанесении из баллона, в сравнении с простым "бытовым" акрилом от KUDO или DECOREXа, вообще не обнаружил никакой разницы. А дальше - масло от Невской Палитры, разбавитель масляных красок, кисточки, ватные палочки, ветошь и фотки из нтернета. Посмотрел где там что у МиГов подтекает, поддымляет, ржавеет, коптится, и до какого места срочники со шваброй и тряпкой не дотягиваются и ну давай причинять обгадинг налево и направо. Может и перебор, но я тут хобби для своего удовольствия занимаюсь, мне понравилось. Кстати, люди добрые, а что есть чиппинг и визеринг, в чем между ними разница и вообще? А то все этими умными словами пользуются, а я лишь так, догадываюсь...
Момент истины или все маски сняты.
Спустя слой грунта, три слоя краски и пару слоёв лака мне было страшно это делать. Страшно снимать маску с остекления. Хорошо, наверное, с аэрографом - как я понял он в целом все слои даёт куда тоньше и вообще является чуть ли не панацеей для моделиста. Но я боюсь, мне для таких тонких материй мозгов не хватит. Ну да я отвлёкся... Снял я, значит, эту маску и увидел навесы и мосты из краски, парящие в небесах... Ну, ломать не строить, да и грунт довольно злой, поэтому не опасаясь ободрать лишнее, я просто сковырял все излишки зубочисткой. Обронил скупую мужскую слезу, глядя на царапины, оставленные при попытке положить маску "как положено" с помощью ленты и ножа. Где-то краска отгрызлась совсем уж отвратительно и неровно, но я побоялся сделать еще хуже и доводить до "идеала" не стал, решил наносить имитацию герметика как есть. Да и вообще, глядя на фото из сети - этот герметик чуть ли не пальцем на стекло наносят, он весь волнистый и неровный, так что вообще не баг, а фича!
А после осталось взять телефон, понатыкать настольных ламп, сымпровизировать фон для фото из листов бумаги и поснимать то безобразие, которое в итоге вышло.
А вот и гадский шов.
Ну, вот как-то так. Любые советы приму с открытой душой, критику тоже. Сильно матом не ругайтесь, а то я ранимый, аж борода сморщивается. Если есть полезные ссылки - кидайтесь, буду изучать . Планы не грандиозные, но они есть, и, по сути, я пока просто пробую и экспериментирую с техниками, прежде чем засесть за сборку МИ-26 от Звезды в 72-м масштабе. Чую я, рановато мне еще, вот руку и набиваю.
Иду в лес, листаю Пикабу, аж чуть лопату не выронил...