Приемы
9 постов
9 постов
А что если я скажу тебе, что изначально кадр в фильме выглядит вот так:
А делается это для того, чтобы человеку, который работает с цветом - колористу, было удобнее работать с исходным материалом.
Естественно, что за долгие годы существования цветного кино появились наиболее популярные цветовые схемы. Для подбора необходимого сочетания используют цветовой круг Иоганнеса Иттена.
Можно выделить 5 наиболее популярных цветовых схем в кино.
I) Комплементарная цветовая схема
Самая распространенная, в ней сочетаются два противоположных цвета. Данный прием помогает придать кадру жизни, так как зритель воспринимает использование теплого и холодного цвета в одном кадре как нечто очень гармоничное.
Чаще всего можно заметить сочетание синего и голубого цветов, которое так характерно для современных блокбастеров.
Про самые популярные цвета - синий и оранжевый.
Насыщенность цветов может меняться, но комплементарные пары цветов часто смотрятся очень естественно и радуют глаз публики. Ещё несколько примеров:
"Амели" (2001)
Оранжевый, усиленный в светлых участках и зеленовато-голубой цвет в тенях
"Драйв" (2011)
II) Аналогичная цветовая схема
Использование соседних цветов позволяет избежать контраста. Цвета получаются либо только теплые, либо только холодные.
III) Троичная цветовая схема
Три цвета находятся на равном расстоянии друг от друга
В данной схеме один цвет доминирует над двумя остальными. Таким образом, даже не слишком насыщенные цвета начинают играть новыми красками.
В итоге контраст сохраняется, но он не настолько очевиден
V) Тетраидная цветовая схема
Однако, всё равно основной цвет - один. Противоположный ему выделяет акценты, а вторая пара комплиментарных цветов выступает в роли дополняющих. Используется реже всего, так как очень легко "перегрузить" кадр.
Материал: t.me/shoshannamovie
Драматургия: футуристическая лав-стори по законам сказки
Идея фантастической любовной истории, замешанной на античной философии, комиксах и подростковых мечтах, родилась у Люка Бессона на пороге шестнадцатилетия. В ней будущий реформатор французского кино, которому воображение помогло не умереть от скуки в провинциальной глуши без друзей и телевидения, соединил увлечение футуристическими графическими работами Пьера Кристина и Жан-Клода Мезьера («Валериан и Лорелин»), теорию четырех стихий Эмпедокла и Платона, а также собственные грезы об идеальной девушке.
Первый источник подсказал Бессону центрального персонажа — водителя летающего такси будущего; второй — драматургический двигатель повествования: атаку космического зла здесь пытаются остановить с помощью набора жизнеобразующих элементов; третий — существо-элементаль в теле совершенной красавицы-инопланетянки, в которую невозможно не влюбиться.
По замыслу автора, юношеские фантазии должны были стать зрелищным фантастическим фильмом голливудского масштаба, поэтому их реализацию пришлось отложить на неопределенный срок. Первый шанс поставить «Пятый элемент» замаячил в 1991 году после выхода «Никиты», но тогда инвесторы посчитали неподъемным сценарий, разросшийся до 400 страниц, и заморозили проект. Успех следующего бессоновского хита «Леон» заставил Gaumont вернуться к амбициозной затее и дать зеленый свет детской мечте французского вундеркинда.
Тогда Бессон вновь вернулся к работе над сценарием, и вместе с Робертом Марком Кэменом сократил его до 120 страниц. Результатом стала антимилитаристская притча о всепобеждающей силе любви с мощными комедийными репризами, карикатурными персонажами, пародийным переосмыслением серьезного сай-фая и бодрым приключенческим экшеном. Одним словом, эклектичный жанровый микс, полностью соответствующий канонам постмодернизма, царившим в 90-е.
При этом, композиционно «Пятый элемент» развивается по классическим законам сказки, где переживающий определенные лишения герой (в данном случае Корбен Даллас, потерявший семью и сменивший профессию на менее престижную) проходит ряд испытаний и за их успешное выполнение (ни много, ни мало — спасение всего человечества) получает сердце красавицы (самой совершенной девушки в целой Вселенной).
В высшей степени сказочными являются и периферийные персонажи фильма: недалекий правитель, инфернальный злодей со слабостями, благородные сверхумные мондошаваны в «сияющих доспехах», способные оборачиваться людьми оркообразные мангалоры, сиреноподобная оперная дива и эпатажный скоморох Руби Род.
Кастинг: модели, друзья, камео и подвиг Йовович
Воплощать на экране всю эту пеструю компанию пригласили столь же разномастных артистов. Так роль туповатого, но сурового президента Линдберга досталась бывшему рестлеру Томми Листеру, а его коллега по культовой комедии «Пятница» Крис Такер заполучил роль радиоведущего Руби Рода, отвергнутую поп-идолом Принсом.
Крупнейшие звезды проекта — Брюс Уиллис и Гэри Олдмен, сыгравшие антагониста и протагониста, которые ни разу не встречаются в кадре, – попали в фильм без проб и согласились сниматься, что называется, «по дружбе». Уиллис, отказавшийся от роли Далласа еще в 92-ом, через несколько лет сам предложил Бессону свою кандидатуру, так как «рискованный» сценарий ему очень нравился, да и играть «проблемного героя боевика» ему было не привыкать еще со времен Джона МакКлейна. Более того, актер предложил урезать собственный гонорар в обмен на проценты от будущей прибыли.
Олдмен же подружился с энергичным французом еще на «Леоне», куда его уговорила попробоваться подруга, когда-то встречавшаяся с Бессоном. Второй раз сыграть центрального злодея в картине товарища было для актера привычным делом, хотя позже он жаловался, что ношение экстравагантного резинового костюма Зорга было настоящим мучением. К слову, тогдашняя гражданская жена Люка Бессона, исполнившая в картине роль Дивы Плавалагуны, на свой сложносочиненный наряд не сетовала.
По дружбе снялся в «Пятом элементе» и Матьё Кассовиц. Звезда «Амели» и постановщик мрачных триллеров появился в эпизодической роли чудаковатого грабителя на пороге квартиры Далласа. Другие камео в фильме исполнили британский комик Ли Эванс (Фог, помогавший Корбену вести переговоры на борту круизного лайнера), гуру трип-хопа Трики, сыгравший помощника Зорга, топ-модель Ева Салвэйл, перевоплотившаяся в «человеческий вариант мангалора», и еще несколько манекенщиц, задействованных в качестве экранных стюардесс.
Впрочем, главная женская партия в картине также досталась фотомодели — 21-летней Милле Йовович, для которой роль Лилу стала прорывом после нескольких менее выдающихся работ, самая крупная из которых — «Возвращение в Голубую лагуну». Ради съемок у Бессона актрисе пришлось пройти масштабный кастинг, в ходе которого режиссер просил претенденток без запинок произнести имя героини «Лилуминай Лекатариба Ламиначай Экбат де Сэбат» и тестировал их на верное понимание образа.
Первые пробы Йовович постановщика не впечатлили, но в ходе «случайной встречи», подстроенной самой артисткой, ей удалось доказать, что иной Лилу быть просто не может. Актриса готовилась к роли с тотальной самоотдачей, четыре месяца осваивая приемы карате, работая над хореографией и изучая движения животных и птиц в зоопарке. Кроме того, именно Йовович придумала добрую половину слов древнего божественного языка своей героини.
Последнее обстоятельство — одно из подтверждений оригинальной режиссерской манеры Люка Бессона, который всячески поощряет актерскую импровизацию. В частности, он никогда не репетирует с исполнителями во время съемок, заставляя их работать самостоятельно вдали от посторонних взглядов.
Локации: Пайнвуд, Ковент-Гарден и Мавритания
Британская студия Pinewood
Бессон позвал в проект уже привычную съемочную группу, но вот подходящих локаций в Париже, увы, не оказалось. Большая часть съемок прошла на знаменитой британской студии Pinewood в городке Айвер-Хит неподалеку от Лондона, где команда арендовала семь павильонов.
Royal Opera House
Немногочисленные натурные сцены снимали в пустынях Мавритании и на исландском леднике, а еще одна подходящая локация нашлась в британской столице, где в Royal Opera House на площади Ковент-Гарден создавались эпизоды в опере.
Визуальное решение: графика, макеты, пиромания, аллюзии и костюмы от Готье
Футуристические пейзажи города будущего создавали частично с помощью компьютерной графики и анимации, частично — с применением миниатюр. Один из примеров смешанной техники, использованной специалистами по визуальным эффектам из студии Digital Domain, — виды Нью-Йорка, где летающие автомобили были компьютерными (за исключением такси Корбена Далласа, которое соорудили в натуральную величину и установили на карданов подвес), а небоскребы представляли собой модели в масштабе 1:24.
С одного из таких шестиметровых макетов прыгает Лилу в одной из ярчайших сцен фильма, причем в кадре на самом деле не Милла Йовович и даже не ее дублер Мирьям Монтадон, а цифровая модель.
Еще один знаковый эпизод фильма — взрыв в главном зале космического круизного лайнера, признанный самым мощным киновзрывом внутри помещения из всех ранее демонстрировавшихся на экране. При его подготовке использовались огнемет, пусковые тросы, пружинящие агрегаты, чучела пострадавших и взрывчатка с «эффектом гранаты», которую Бессон выбрал из десятка вариантов, предложенных пиротехниками. Съемочная площадка была буквально заминирована, а декорации со всех сторон окружили пожарные с огнетушителями.
Всем членам группы, кроме режиссера, приказали покинуть территорию, Бессон же до последнего продолжал репетировать с дублером Брюса Уиллиса, с энтузиазмом заядлого пиромана предвкушая мощный «биг бада бум».
Но, конечно, не взрывами едиными жив «Пятый элемент». Главное в его визуальном оформлении — футуристический антураж, отсылающий к «Бегущему по лезвию бритвы» Скотта и «Метрополису» Ланга и при этом отличающийся от серьезной кинофантастики, снятой в мрачных тонах, яркостью цветового решения.
Мир будущего у Бессона, хоть и страдает от вражды, бедности и перенаселения, но все же полон ярких красок и обаятельных деталей, вроде летающей китайской закусочной в виде корабля, дизайн которой создал знаменитый художник комиксов Жан Жиро (Мебиус), работавший над концепт-артом картины вместе с упомянутым ранее Жан-Клодом Мезьером. Их кисти принадлежат и инопланетяне, итоговый облик которых режиссер выбрал из десятков вариантов. За воплощение мондошаванов, мангалоров и других пришельцев отвечала команда Ника Дадмена — мастера по гриму, воплотившего Йоду и персонажей «Лабиринта» и «Легенды».
Колоритный визуальный ряд китчевой пародии немыслим без экстравагантных нарядов от Жан-Поля Готье, авторству которого принадлежат все 900 костюмов персонажей, собравшихся на корабле Fhloston Paradise. В своей работе кутюрье ориентировался на референсы, указанные Бессоном: для Корбена Далласа, например, он выбрал образ «типичного героя боевика» (учитывая бэкграунд и фактуру Брюса Уиллиса, воплотить данное задание было совсем несложно), а для Зорга — «злодея в стиле Гитлера» (здесь было важно не перегнуть палку). В образе едва народившейся на свет Лилу угадываются черты Марии из «Метрополиса» и художницы-музы Готье Фриды Кало с автопортрета «Сломанная колонна».
Ну а наряды Руби Рода напоминают гипертрофированную версию сценических костюмов Принса, которому эскизы дизайнера, по иронии судьбы, показались слишком женственными, что и стало одной из причин его отказа от участия в проекте.
Эскизы одежды для фильма «Пятый элемент»
Саундтрек: постмодернистская эклектика Эрика Серра
Могло ли что-то измениться в музыкальном оформлении фильма, снимись в нем Принс, остается только гадать, но саундтрек, созданный постоянным соавтором Бессона Эриком Серра и без того стал культовым. В нем композитор соединил такие разнородные элементы, как пышные оркестровки с гобоем, струнными и фанфарами, регги и мотивы полинезийских аборигенов. Венчает это постмодернистское пиршество номер космической Дивы Плавалагуны, начинающийся с арии «Il dolce suono» из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» и переходящий в вокализ под бодрые танцевальные ритмы, придуманные Серра. Голос оперной звезде будущего подарила албанская певица Инва Мула, а цифровая обработка звука, произведенная Марком Манджини, придала богатому сопрано исполнительницы поистине нечеловеческий диапазон.
С тех пор тема Плавалагуны стала для вокалистов своеобразным челленджем, недостижимой вершиной, которую артисты то и дело пытаются покорить. Мы же не советуем повторять подобные непосильные для связок упражнения в домашних условиях, а рекомендуем еще раз пересмотреть «Пятый элемент», который сейчас воспринимается едва ли не как эталонное произведение процветавшего в 90-е развлекательного постмодернизма.
Автор: Маргарита Васильева
Запуск: драматургия и бюджет
В середине 90-х годов Гай Ричи был начинающим режиссером с опытом в рекламе, а также с одним коротким метром гангстерской направленности — «Трудное дело». Молодой кинематографист жаждал развития, но уже в полнометражном формате. Для запуска с дебютной картиной, разумеется, были нужны сценарий и бюджет. Начнем с драматургии.
Ричи всегда испытывал трудность с работой над текстом (одни из причин — дислексия), поэтому некоторое время он ждал, что ему подвернется подходящий проект с уже существующей идеей и сценарием. Ожидание затягивалось, так что Ричи все-таки пришлось самому браться за драматургию. Он решил развить сюжетный мотив своей короткометражки, где речь шла о четырех парнях, пытающихся поднять денег на игре в покер.
В полном метре, который получил идиоматичное название «Карты, деньги, два ствола» (близко к русскому «все и сразу»), такой же состав главных героев из-за карточной игры оказывался в долгах у крупного гангстера. По ходу действия злоключения персонажей становились все более запутанными и одновременно комичными. При этом многочисленные сюжетные перипетии Ричи заимствовал из криминальной хроники и историй своих знакомых. Более того, образы некоторых персонажей, — а героев в картине много, — автор собирал из наблюдений за реальными прототипами.
После релиза фильма многие стали сравнивать Ричи с Тарантино, и драматургия действительно дает тому поводы. Ричи, как и его американский коллега в «Криминальном чтиве», создал многофигурное действие с несколькими пересекающимися сюжетными линиями. Однако отличие в том, что у Ричи разные истории собираются в единую конструкцию не столько благодаря отдельным сквозным элементам, сколько косвенно влияя друг на друга на протяжении всего повествования.
Еще один повод для сравнения с Тарантино — диалоги. Ричи тоже много времени уделяет общению героев, находя самоценной переброску колоритными репликами, которые для сюжета могут не иметь особого значения. Воссоздавая панораму жизни лондонского дна, режиссер внимательно относится к языку героев. Большинство из них общается на различных диалектах кокни, а кроме того щедро разбавляет речь старой доброй британской нецензурной лексикой.
С черновой версией сценария, написанной за полгода, Ричи приступил к поиску инвесторов. Этот процесс занял еще более двух лет. Среди тех, кто заинтересовался проектом, оказались жена Стинга Труди Стайлер, бизнесмен и владелец сети Hard Rock Cafe Питер Мортон, его родственник Мэттью Вон, который в итоге стал генеральным продюсером картины (и некоторых следующих проектов Ричи). Авторы почти собрали внушительный желаемый бюджет в £7 млн, однако, как это часто бывает, в какой-то момент частные инвесторы разбежались. Так что Ричи и Вону пришлось в экстренном порядке ужиматься более чем в семь раз до £800 тысяч. Во многом такая необходимость повлияла на кастинг картины, к чему мы и перейдем дальше.
Кастинг: начинающие актеры и колоритные непрофессионалы
Поначалу Ричи видел в своей картине звездный актерский состав. В том числе одну из ролей должен был сыграть Рэй Уинстон. Но когда встал вопрос необходимости сокращения бюджета, в первую очередь решили экономить именно на известных именах. Судя по конечному результату, проекту это пошло только на пользу. Ричи собрал хоть и непопулярных (а то и вовсе непрофессиональных), зато исключительно колоритных актеров.
Так, например, он открыл зрителю Джейсона Стэйтема, который покорил режиссера своим умением убалтывать прохожих в качестве уличного торговца (Стэйтем на тот момент был успешным спортсменом и моделью, однако не гнушался никаких подработок). Вместе со Стэйтемом четверку главных героев составили коренные лондонцы Ник Моран, Джейсон Флеминг и Декстер Флетчер. Только у последнего была некоторая известность и довольно внушительная фильмография. Одну из ярких ролей второго плана Ричи доверил Винни Джонсу, бывшему футболисту клуба Chelsea с репутацией жесткого и агрессивного игрока и в целом человека. Образ мафиозного громилы подошел ему как нельзя кстати. Также можно выделить бывшего боксера и вышибалу Ленни МакЛина, сыгравшего важного бандита (исполнитель умер от рака легких, не дождавшись премьеры), и Стинга, принявшего участие в съемках по просьбе жены.
В целом не будет преувеличением сказать, что столь яркий актерский состав во многом обеспечил картине успех. Кстати, любопытная деталь — почти все актеры фильма имели какую-либо судимость.
Локации: темная сторона Лондона
С фильма «Карты, деньги, два ствола» началось становление Гая Ричи в качестве главного певца красоты британской столицы. Правда, красоты весьма специфической, ведь стихия режиссера — изнанка Лондона, окраины города, злачные кварталы Ист-Энда, грязные улочки и подворотни, прокуренные пабы и ночные клубы, иными словами, рассадники криминала.
Картина снималась в реальных местах, пользующихся сомнительной славой. Например, рынок Боро на южном берегу Темзы с незапамятных времен считается местом встреч лондонского криминалитета. Другой рынок, появляющийся в фильме — в районе Бетнал Грин, известном лавочной торговлей. В местной мэрии снимался ряд интерьерных сцен фильма (например, кабинеты криминальных боссов, а также солярий). Сцены карточной игры снимались в Рептоне, самом известном боксерском клубе Англии, откуда также вышли многие крупные уголовники.
Визуальное решение: сепия, клиповая эстетика и живое несовершенство
Команда фильма рассказывает, что Ричи удивлял всех четким видением фильма, конкретным представлением того, как все должно выглядеть на экране. Вся картина была предварительно раскадрована, каждый кадр продуман по композиции, мизансцене, ракурсу. Но при этом, по словам оператора ленты Тима Мориса-Джонса, фильм снимался в «технике клипа», то есть в кадр бралось то, что «хорошо смотрелось». Это не обязательно должно было работать на сюжет, зато формировало атмосферу и настроение.
Морис-Джонс рассказывает, что довольно свободно работал со светом, иногда используя приборы для создания стилизованной атмосферы «параллельной реальности», а иногда обходясь натуральным освещением. Оператор говорит, что часто предпочитал обходиться одним прибором — это позволяло добиваться интересных результатов. Достойный пример — диалоговая сцена со Стингом, где крупный план актера подсвечен флуоресцентной лампой, расположенной снизу.
Чтобы выдержать одну цветовую гамму, оператор снимал большую часть картины с использованием сепия-фильтров. Кроме того, для общего цветового решения художник по костюмам подбирал одежду только черного, коричневого или серого цветов, а художник-постановщик не использовал синий и желтый. Так визуальный ряд удалось свести к одному тону, что определило ощущение мрачного гангстерского ретро от картины.
Морис-Джонс отмечает несовершенство визуального ряда картины. Однако, по его мнению, шероховатость изображения придает фильму особое ощущение жизни, а также гармонично сочетается с дикостью истории. В качестве примера не вполне идеального, но работающего решения оператор приводит сцену карточного проигрыша героя Ника Морана, когда тот выходит из клуба.
Идея съемки фиксированного крупного плана героя в движении была позаимствована из «Злых улиц», где прием помогал передать ощущение опьянения персонажа. Здесь же техника работает на передачу шока от проигрыша. Чтобы снять кадр, на Морана надели пояс тяжелоатлета, к которому прикрепили штатив с камерой, направленной на актера. При этом камеру поддерживали ассистенты. Композиция кадра при этом получается не всегда совершенной, но это не мешает ему работать на историю и атмосферу.
Особый шарм картине придает обилие приемов из арсенала рекламщиков и клипмейкеров (напомним, Ричи вышел из этой среды, но кроме него схожий бэкграунд был и у половины команды). Режиссер щедро использует такие монтажные техники, как изменение скорости, обратная проекция, стоп-кадры, джамп-каты.
По признанию монтажера Найвена Хоуи некоторые сцены фильма сознательно создавались в стилистике музыкальных клипов. Яркий пример — сцена пьянки главных героев (она целиком снималась с кадровой частотой 48 кадров в секунду, чтобы у монтажера были развязаны руки). В случаях, когда требовался рапид особой длительности, использовалась бюджетная камера Photo-Sonics, позволявшая снимать 300 кадров в секунду. Она задействована, например, в кадре с падением чемодана. В остальном фильм снимался на 16-мм камеру Arriflex. Этот выбор также во многом был обусловлен бюджетными соображениями.
По признанию авторов, то, что картина тщательно планировалась, позволило внести на площадку элемент импровизации. Группа чувствовала себя настолько свободно, что некоторые детали сцен, а то и сцены целиком делались спонтанно. Например, в сцене, где взбешенный Винни Джонс бьет дверью своего обидчика, актера попросили сделать нечто, что привело бы в ужас оператора. Он и сделал — едва не оторвал дверь автомобиля. Или сцена с покупкой ружей была снята с одного дубля с использованием стедикама. Изначально она задумывалась более сложной и трудоемкой, но на площадке авторы решили попробовать обойтись более простыми средствами, и, по их мнению, сцена в итоге тоже только выиграла от этого. Также заметим, что тщательный препродакшн ускорил работу на площадке — в смену команда успевала снимать по четыре-пять сцен. (Источник : tvkinoradio)
"Заваленный горизонт" в кадре - это плохо? Не всегда. Этот операторский прием может быть серьёзным инструментом в руках профессионала и даже имеет свое название - голландский угол.
В обыденности мы не смотрим на окружающий мир под голландским углом, поэтому такой наклон камеры обычно вызывает у нас дискомфорт, на что и опираются киноделы, чтобы добиться определенного эффекта.
Напряжение и конфликт.
В диалоговых сценах голландский угол отлично нагнетает конфликт между персонажами, усиливает негативные эмоции. Посмотрите на это сцену:
А теперь на этот же диалог без заваленного горизонта:
Разница очевидна
Вот ещё один пример построения конфликта с помощью такого угла:
Кроме того, герои сняты с верхней или нижней точки, чтобы подчеркнуть доминирующее или подчиненное положение в конфликте.
Такой прием построения кадра часто ассоциирует с чем-то нездоровым, болезненным. Отличный способ передать атмосферу фильма ужасов в какой-нибудь психиатрической больнице:
Пример кадра с/без голландского угла
Даже безобидный толстячок внушает страх:
Вообще "поехавшая набок" камера очень хороша в иллюстрации "поехавших умом" персонажей:
Выход за рамки обыденного
Голландский угол выходит за рамки привычного нам построения кадра, да и виденья мира в целом, что помогает показать выход за рамки субъективного состояния самого героя. Страх, смятение, безумие, страх, шок, волнения, опьянение, вот это всё.
Раюль Дюк и Доктор Гонзо под наркотой
Маркер для персонажей
Иногда этот прием используют дабы подчеркнуть определенную характеристику персонажа. Классический пример - сериал "Бэтмен" 1960-х годов. Горизонт всегда заваливается на злых героях.
Осторожно! Шестидесятые действительно чувствуются!
Придание динамики
Я бы это назвал переходным приемом между статичным кадром и эффектом трясущейся камеры.
Конечно, голландский угол прием достаточно эффектный, однако, должен быть строго дозирован. Злоупотребление заваленным горизонтом может легко вызвать тошноту и отвращение.
Ну и напоследок целая нарезка голландских углов из разных фильмов.
#shoshannamovie
Создание
Сегодня это трудно представить, но на запуск фильма у режиссера Роберта Земекиса и сценариста Боба Гейла ушло несколько лет. Написанную в 1981 году фантастическую историю о путешествии тинейджера во времена юности своих родителей отклонили сорок различных продюсеров. Впрочем, возможно оно и к лучшему — встречая отказы, авторы доводили сценарий до ума (например, изначально перемещаться во времени герой должен был с помощью холодильника), а заодно набивали руку в кинопроизводстве (Земекис в ожидании запуска «Назад в будущее» снял успешный «Роман с камнем»). В итоге проект поддержал Стивен Спилберг, предложивший услуги собственной компании Amblin Entertainment, а также привлекший Universal Pictures.
Съемки картины начались в ноябре 1984 года, однако спустя пять недель, когда была готова треть материала и истрачена пятая часть бюджета, приостановились. Отобранный на главную роль Эрик Штольц очевидно казался слишком зрелым и неубедительным для витального старшеклассника. Необходимости искать замену не было, поскольку Майкл Дж. Фокс изначально планировался на роль Марти Макфлая. Но Земекису пришлось включить все свои дипломатические способности, дабы уговорить продюсеров телесериала «Семейные узы», звездой которого являлся актер, чтобы ему позволили параллельно сниматься в кино.
В итоге на протяжении четырех месяцев Фокс работал в режиме нон-стоп, днем играя в сериале, а вечером, ночью и по выходным — у Земекиса. Благо большая часть натурных съемок проходила в Лос-Анджелесе и его окрестностях, а павильонных — на студии Universal.
Продакшн завершился в апреле 1985 года, а монтаж, визуальные эффекты, запись звука и музыки успели уложить в два месяца. Уже тестовые просмотры показали, что картину ждет успех. В итоге фильм почти три месяца держался на первой строчке кассовых сборов в США, стал самой кассовой картиной года, а также ключевым явлением кинематографа 80-х.
Локации и декорации
Локации для фильма были найдены в Лос-Анджелесе и городах неподалеку. Экстерьеры домов большинства героев снимались в Пасадене, школа Хилл-Вэлли — в Уиттиере, а ферма Пибоди, где «приземляется» Макфлай в 1955 году — в Ньюхолле. Поскольку городов, сохранивших должным образом облик 50-х, в США почти не осталось, на территории Universal была сооружена декорация улиц и домов Хилл-Вэлли, ставшая одной из самых серьезных статей расходов.
Художник-постановщик Лоуренс Дж. Полл для достоверной работы черпал вдохновение в сотнях фотографий и десятках фильмов рубежа 40-50-х годов. Для ретро сцен декорация выглядела «красивой и новой», а для современных была специально состарена. Знаменитое здание суда, в которое в финале бьет молния, возводить не пришлось (если не считать пристройки фронтона и часов) — его сделали на студии еще после войны, и с тех пор оно успело засветиться в ряде других картин вроде «Пришельца из космоса», «Убить пересмешника» и «Гремлинах».
Костюмы, грим и DeLorean
Из-за ограничений по бюджету почти все костюмы героев фильма были найдены на складе Universal. При подборе художник Дебора Линн Скотт (позже она получит «Оскар» за «Титаник») для максимально сильного эффекта узнавания пыталась создать некую квинтэссенцию моды 50-х годов. Скотт признавалась, что современные костюмы подобрать было сложнее, поскольку слишком широко поле для выбора. На ставшем знаковым костюме Марти Макфлая — синие джинсы с подтяжками, белые кроссовки Nike, светлая клетчатая рубашка и красный жилет — художник остановилась благодаря яркому, но в то же время приятному и простому сочетанию цветов и фактур.
Большую роль в картине играет и грим. Земекис не хотел задействовать разных актеров для одних и тех же героев с разницей в 30 лет. Поэтому исполнители ролей родителей Криспин Гловер и Лиа Томпсон, а также Томас Ф. Уилсон (всем было не больше 25 лет) для современных сцен провели порядочное количество часов в гримерном кресле. Над пластическим гримом работал художник Кен Чейс, успевший до этого номинироваться на «Оскар» за «Цветы лиловые полей» Спилберга. Что интересно, прибавляя актерам по три десятка, Чейс почти угадал их реальные возрастные изменения.
Что касается главного транспортного реквизита фильма, машины времени, то тут авторы поступили достаточно просто. Взяли спорткар DeLorean DMC-12, который как раз выпускался в 1981-83 годы, и на основании эскизов Рона Кобба добавили к нему «ядерный ректор» (в действительности — элемент кузова Dodge Polara 60-х годов), да детали, найденные на свалках и в магазинах поддержанных электротоваров. В остальном блестящая обшивка, двери типа «крыло чайки» и необычный внешний вид с четкими линиями делали автомобиль сам по себе достаточно футуристичным. Разработкой дизайна руководили Майкл Шефф, пять-шесть человек во главе с Кевином Пайком занимались сборкой и еще столько же отвечали за электронику.
Всего на съемках было задействовано три экземпляра DeLorean: основной — для большинства сцен, другой — для выполнения трюков, третий — для комбинированных съемок. Также было сделано несколько уменьшенных макетов, снимавшихся в сценах полетов на фоне хромакея.
Визуальное решение
Перед оператором картины Дином Канди (снял «Хэллоуин», «Парк Юрского периода» и остальные части «Назад в будущее») стояла задача визуально разграничить современность и 50-е годы. Чтобы придать прошлому ностальгическую атмосферу Канди подбирал теплые цвета, использовал мягкий свет и гелевые фильтры. При съемках сцен 80-х годов свет делался более резким и холодным, а палитра цветов подбиралась темная и контрастная. Также современность выделялась добавлением дыма и темных блестящих поверхностей вроде мокрого асфальта.
Спецэффекты
Спецэффектов в картине по сегодняшнем меркам очень немного. В трюковых эпизодах, например, погоне на самодельном скейтборде, было задействовано около дюжины каскадеров. Одна из самых примечательных в этом плане сцен — с гигантским гитарным динамиком. Для его взрыва внутри конструкции помещалась пиротехника, а рядом стояли воздуходувки для создания эффекта удара воздушной волной. При взрыве каскадер отлетал от динамика с помощью тросов.
На этапе пост-продакшна всего за два месяца компания Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic сделала три десятка визуальных эффектов, касавшихся молнии, полета и перемещения DeLorean во времени, исчезновения изображения на фотографии и других деталей. Земекис принципиально не хотел показывать прыжок во времени как некий процесс — это действие должно было происходить мгновенно — но некая подготовка к перемещению была необходима. В ILM предложили оригинальное решение — неоновые вспышки вокруг автомобиля и также огненные следы. Первое (как и молния, ударяющая в часы) было сделано на компьютере, а второе — с помощью горючей смеси, которую разливали на площадке и поджигали вручную.
Музыка
Лейтмотив «Назад» в будущее», вероятно, один из самых известных из когда-либо написанных в Голливуде наряду с мелодиями «Звездных войн» и «Челюстей». Его авторство принадлежит Алану Сильвестри, постоянному композитору Земекиса со времен «Романа с камнем». Сильвестри долгое время не знал, какая бы музыка могла подойти молодежной фантастической картине, и был несколько удивлен, когда Стивен Спилберг предложил поработать в торжественно-эпическом ключе. Чутье как обычно не подвело Спилберга — он задал Сильвестри необходимое направление. Композитора так захватил пышный дух собственного произведения, что для записи он задействовал девяносто восемь человек — большего оркестра павильон звукозаписи Universal не знал. Торжественный настрой своей музыки Сильвестри предложил сбалансировать более легкими поп-рок хитами, в том числе The Power of Love и Back in Time Хью Льюиса и группы The News.
Для одной из самых знаменитых сцен фильма, исполнения на танцах песни Johnny B. Goode, немного умевший играть на гитаре Фокс брал уроки у рок-музыканта Пола Хэнсона. Естественно, игра актера не использовалась в фонограмме, но необходимо было добиться достоверной имитации. Тут же добавим, что эксцентричные движения Фокса на сцене разрабатывались специально приглашенным хореографом, и включали знаменитые элементы сценического поведения рок-звезд: Чака Берри, Джимми Хендрикса, Пита Таунсенда из The Who и Ангуса Янга из AC/DC. Удивительно, что Земекис хотел из финального варианта картины эту сцену вовсе вырезать, но тестовые просмотры показали, что она вызывает наиболее живой отклик у зрителя. Время это подтвердило. #tvkinoradio
Контраст дуэта актеров
«Леон» – это своеобразная вариация распространенного кинематографического поджанра buddy movie, в котором основные сюжетные коллизии происходят в результате взаимодействия двух несхожих главных героев. «Леон» развивает этот сюжет в русле таких картин как «Бумажная луна» Питера Богдановича или «Глория» Джона Кассаветиса, где действуют взрослый и ребенок.
Инфантильный киллер Леон и 12-летняя сирота Матильда вместе образуют единое целое, олицетворяя при этом противоположные качества: если он – это надежность, то она – хрупкость; он – безопасность, она – беззащитность; он – спокойствие и рассудительность, она – эмоциональность; он – инертность, она – активность и инициативность, и т.д. Несхожесть героев выражается и в их внешних образах. Художник по костюмам Магали Гвидаши специально составляла для долговязого Жана Рено аскетичный однотонный черно-бело-серый гардероб. Напротив, одежда миниатюрной Натали Портман броская, яркая и даже вызывающая, что соответствует ее буйному подростковому нраву.
Кастинг
По словам кастинг директора Тода Талера, фильм о дружбе киллера, на роль которого Жан Рено был утвержден изначально, и девочки, «не имел смысла, без идеального выбора главной героини». Натали Портман удалось обойти около 200 конкурентов, хотя ее актерский опыт ограничивался школьными постановками, на момент кастинга ей было всего 11 лет, что даже меньше, чем предполагали авторы фильма. Несмотря на столь юный возраст Портман предстояло в картине курить, сквернословить и склонять Жана Рено к близости. Все это юной актрисе удалось выполнить на уровне выше любых похвал. Заметим, что назвать этот опыт Портман шокирующим вряд ли удастся, если вспомнить, к примеру, что в «Таксисте» Мартина Скорсезе 13-летняя Джоди Фостер играла проститутку.
Интерьеры и локации
Съемки фильма проходили там же, где и разворачивается действие – в Нью-Йорке, в кварталах испанского Гарлема и маленькой Италии. Исключением являются лишь некоторые интерьеры, которые воссоздавались в Париже на Studios d'Épinay. Любопытен такой пример совмещения в одной сцене интерьеров, в действительности расположенных в разных местах. В сцене расправы с семьей Матильды ее квартира снималась в одном здании в Нью-Йорке, коридор на этаже – в другом, в знаменитом нью-йоркском отеле «Челси», а квартира Леона – в Париже.
Что касается оформления интерьеров, то как правило, они выполнены в минималистском духе полуразрухи. Квартиры, которые одна за другой меняют Леон и Матильда, скудно обставлены старой разваливающейся мебелью. Окрашенные в белые и светло-желтые тона стены жилищ неизменно потрескавшиеся и пустые. Через подобное плачевное состояние интерьеров подчеркивается душевная опустошенность героев.
Операторская работа
Над «Леоном», как и над большинством других фильмов Люка Бессона работал оператор Тьерри Арбогаст. Среди его характерных приемов: использование широкоугольной оптики и ракурсной съемки. Искажая пространство, предметы и лица, Арбогаст сообщает некую странность и причудливость экранной атмосфере. Кроме того, эти приемы позволяют снизить планку серьезности действия, что соответствует известной установке Бессона, согласно которой о важных вещах можно говорить только с юмором.
Камера Арбогаста как правило находится в движении, причем съемка ведется как с рук, так и с крана или тележки и т.д. Особенного внимания заслуживают открывающие кадры фильма – пролеты камеры над Нью-Йорком. Согласно легенде, чтобы беспрепятственно снять кадры пролета камеры над улицами города, авторам пришлось потратить не один день на изучение схемы работы светофоров. Кстати, в духе Бессона дальше в фильме следует резкая смена крупностей – от общих планов города к деталям во время беседы Леона и его заказчика.
Другой любопытный прием связан с работой со светом. В сцене первого «задания» Леона поначалу преобладают белые тона, которые по мере роста количества жертв и нагнетания тревоги, сменяются почти полной темнотой. Любопытно, что ближе к финалу, в сцене, предваряющей гибель Леона, тот же прием использован наоборот – герой движется из тьмы навстречу слепящему дневному свету.
Спецэффекты
«Леон», как и большинство фильмов Бессона, – это драма с элементами экшна. Взрывам и перестрелкам здесь отведена роль не меньшая, чем конфликту между героями. Достаточно сказать, что в фильме было использовано почти 50 видов огнестрельного оружия и задействовано около двух десятков каскадеров и дублеров. Среди самых эффектных экшн сцен – финальный взрыв здания. Эпизод снимался в одном из настоящих домов испанского Гарлема, причем от греха подальше жители в округе были эвакуированы. Всего для съемок этой сцены было задействовано 6 камер.
Другой впечатляющий момент – выстрел ракеты по комнате Леона. Чтобы запечатлеть полет снаряда, по длине пола был проведен монорельс, на который закрепили камеру. При пуске ракеты с помощью сжатого воздуха, камера сопровождала ее движение. При этом сама ракета была подвешена на проволоке, окрашенной в тон декораций, чтобы ее не было заметно.
Музыка
Особая роль в фильме отведена музыке. Она является здесь не просто фоном. Яркий, жесткий и одновременно чувственный саундтрек постоянного композитора Бессона Эрика Серра вовлекает в действие и создает эмоциональное настроение, например, усиливая напряжение в сцене, когда Матильда стоит перед дверью Леона. Эклектизм музыкального оформления работает на сквозную идею единства противоположностей, т.е. главных героев. Серра экспериментирует, сочетая этнические мотивы и классику, акустические инструменты и электронику, мелодии и шумы.
В том же духе сочетание в саундтреке совершенно непохожих песен Бьюрк и Стинга. Кроме того, тема музыки является сюжетным мотивом, выдавая в Бессоне заядлого меломана, – сумасшедший герой Гари Олдмена оказывается страстным поклонником классической музыки, Матильда врет домовладельцу, что играет на скрипке, а Леона представляет композитором и т.д.
Гротеск
Одна из характерных черт стиля Бессона – гротеск, помогающий снизить возможный излишний пафос. Безусловно гротескным можно назвать персонажа Гари Олдмена, что, среди прочего, подчеркивается его эксцентричной манерой употреблять наркотики. Другой яркий пример бессоновского гротеска – бабуля, выползающая утихомирить убийц. Ее появление смягчает трагизм предшествующих сцен. Да и вообще, она один из самых запоминающихся персонажей фильма.
Символизм
«Леон» изобилует символическими образами. Притчей во языцех стал фикус, который на протяжении всего фильма оберегает главный герой, и который становится символом его одиночества, неприхотливости, живучести, а в итоге и бессмертия. Молоко, которое постоянно пьет Леон, служит символом очищения, созидания, жизни, а также подчеркивает детское сознание главного героя, взрослого ребенка, сохранившего непосредственность и невинность вопреки своему промыслу.
Еще один символ, в том или ином виде встречающийся в фильме – лестницы, традиционно знаменующие изменения, переход от одного состояния к другому. Не случайно первая встреча Леона и Матильды происходит именно на лестничной площадке. То же и в финале – прежде чем погибнуть, Леон неоднократно спускается по лестницам.
Работа над сценарием
Впервые Питер Джексон прочитал трилогию Джона Толкина «Властелин колец» в восемнадцать лет. Вскоре, когда он увлекся кино, его мечтой стала экранизация романа. Однако серьезно к этой идее режиссер подошел, лишь приобретя достаточный опыт. В середине 90-х Джексон совместно с женой Фрэн Уолш написал черновой сценарий, уместив все произведение в 90 страниц. Затем он, совместно с Филиппой Бойенс, большим знатоком творчества Толкина, переделал его в два 140-страничных сценария двух фильмов. Когда же проект запустили в формате трилогии, сценарий вновь понадобилось переписать. В общем-то, с тех пор работа над текстом не прекращалась — он продолжал меняться едва ли не до конца съемок.
Рабочая версия сценария достаточно сильно отличалась от первоисточника Толкина. Три сценария трех фильмов не совпадали с тремя частями книги. Авторы достаточно вольно обращались с хронологией событий, трактовкой некоторых образов, отбором эпизодов и репликами. Так, например, если сцена в книге не двигала сюжет, в сценарий она не попадала. В то же время авторы стремились в сжатой форме передать дух и суть романа Толкина. Неслучайно тома «Властелина колец» обязательно присутствовали на площадке вплоть до последнего съемочного дня, служа своего рода и справочником, и камертоном. Отдельного внимания заслуживает то, как в сценарии передавались некоторые батальные и экшн-сцены. Хотя на экране подобные фрагменты порой занимают по двадцать минут, в сценарии могло значиться лишь что-то вроде «Они сражаются».
Запуск, подготовка и съемки
Переговоры о производстве «Властелина колец» Питер Джексон вел со множеством голливудских студий, например, с Miramax Films. Одним из препятствий для сотрудничества было желание режиссера экранизировать роман в двух фильмах, а не в одном. Едва ли не последним шансом для запуска проекта стала презентация на студии New Line Cinema. К удивлению Джексона, один из глав компании Роберт Шей назвал безумием создание двух картин — по его мнению, экранизация была возможна только в формате трилогии.
Раскадровки и превизуализация фильма «Властелин колец: Братство кольца»
С учетом сложности и масштаба проекта, особое внимание Джексон уделил подготовке. Весь фильм был раскадрован в формате карандашных рисунков. Вот что говорит по этому поводу сам Джексон: «Раскадровка является дешевым способом пройтись по всему проекту. И этот процесс эффективно вовлекает меня как режиссера в создание фильма». При этом в дальнейшем Джексон порой довольно сильно отступал от раскадровки — она задавала вектор, но не была окончательным решением.
Далее раскадровки оцифровали и смонтировли в порядке развития сцен в будущем фильме. На такой видеоряд наложили сценарий, озвученный новозеландскими актерами, и пробная музыка. Этот «комикс по мотивам “Властелина колец”», как называет его Джексон, демонстрировался актерам и съемочной группе для лучшего понимания проекта и задач.
Далее были изготовлены миниатюрные макеты будущих декораций, на которых режиссер пробовал снимать тестовое видео. Это помогло найти наилучшие точки съемки и движения камеры. Наконец, еще одним важным этапом подготовки стала трехмерная цифровая превизуализация. В таком формате были проработаны 144 наиболее сложных кадра фильма. Например, превизуализация помогла понять, как лучше снимать сцену на лестнице в Кхазад-думе, одну из самых эффектных и дорогостоящих в картине.
Съемки фильма начались в Новой Зеландии в октябре 1999 года и продолжались пятнадцать месяцев. Подобные сроки впечатляют даже с учетом того, что одновременно создавалась вся трилогия. Снять необходимый объем материала одной группой было невозможно — по подсчетам Джексона, это заняло бы 6-7 лет (учитывая, что режиссер обычно делал не меньше 10-12 дублей). Поэтому параллельно работало 5-7 групп, и каждая из которых вела съемку минимум с двух камер. Одновременно шла работа над монтажом, что было важно с учетом огромного количества материала, который появлялся каждый день. Общая численность команды фильма составила около трех тысяч человек.
Локации и декорации
Пейзажные сцены в фильме «Властелин колец»
Локации для всего фильма нашлись на родине Питера Джексона — в Новой Зеландии. Всего группа работала в трех десятках различных мест. Остановимся на нескольких самых интересных. Безусловно, одна из самых примечательных локаций фильма — Хоббитон. Команда фильма нашла подходящий ландшафт на ферме возле новозеландского города Матамата. Это место идеально совпадало с представлениями авторов о поселении хоббитов. Прежде чем перейти к освоению пространства, были подготовлены его компьютерные и макетные модели. Далее в течение года, предшествовавшего съемкам, здесь возводили декорации домов, холмы-жилища, сажали сады и деревья, клали дорожки. К работе привлекали армию, сотни рабочих и десятки садоводов. Пространству авторы стремились придать характерный английский уют.
На этапе подготовки кадры распределили между локациями и декорациями. Также авторы решили, что будут снимать при помощи моделей, а что — при помощи визуальных эффектов. Большинство сцен в фильме — это ловкое сочетание всех этих подходов. Например, эпизод в Хоббитоне снимался частично на натуре, но дом Бэггинсов внутри — уже павильон. Что касается горных сцен, то часть из них действительно снималась в горах, куда группе приходилось добираться на вертолетах, а часть — в павильоне, где вместо снега лежал измельченный рис с солью. Иногда декорации из-за их размеров приходилось возводить в самых неожиданных местах. Например, съемки врат Мории проходили на автомобильной парковке, так как создать имитацию озера больше было негде.
Относительный размер: принудительная перспектива, дублеры и другие «уловки»
Один из самых сложных аспектов визуального решения картины состоял в соблюдении относительных размеров объектов в кадре — хоббиты и гномы по своим пропорциям значительно отличаются от других героев. Большая часть времени на подготовке ушла как раз на поиски подходящих решений этой проблемы — через определенные углы, направления взгляда, свет, глубину резкости и так далее.
Работа с принудительной перспективой в фильме «Властелин колец»
Ключевым методом создания иллюзии относительности размеров стала принудительная перспектива. Техника предполагает, что объект, который должен казаться меньше, отодвигается дальше от камеры. Необходимое расстояние удаления определялось следующим образом. Группа договорилась, что размер хоббитов составляет около 75% от размера обычных героев.
Для достижения такого пропорционального отношения актеры-хоббиты должны были отдаляться от других персонажей на одну треть расстояния от камеры. То есть если между камерой и «нормальным» героем было 10 метров, то исполнитель роли хоббита в этом же кадре должен отойти еще на 3,3 метра. Яркий пример — телега Гэндальфа. Ее сделали так, что Элайджа Вуд сидел на удалении от Иэна МакКеллена. При определенном ракурсе создавалось ощущение, что актеры сидят рядом, но один меньше другого.
Однако возможности принудительной перспективы ограничены — для возникновения иллюзии камера не должна двигаться относительно объектов. Разумеется, это не устраивало Джексона, поскольку сильно обедняло визуальное решение. Команда нашла следующий выход — объекты незаметно для зрителя двигались одновременно с камерой, благодаря чему на экране сохранялись необходимые искаженные пропорций. Достигалось это с помощью двух тележек и технологии motion control — на одной тележке по заданной траектории двигалась камера, а на другой — объект съемки.
Еще одним методом стало дублирование декораций и реквизита в разных размерах. Например, декорация жилища Бильбо Бэггинса была построена в двух вариантах — большого размера, чтобы подчеркнуть рост хоббитов, и маленького, чтобы Гэндальф казался громадным. Тот же принцип работал в таверне «Гарцующий пони», для которой изготовили мебель больших размеров, чтобы актеры, играющие хоббитов, в сравнении с ней казались меньше.
Другой способ решения проблемы относительных размеров — создание больших костюмов. Актеры вставали на ходули, надевали гигантских размеров костюмы и искусственные кисти рук. Рядом с ними исполнители ролей хоббитов казались низкорослыми. Именно таким образом решена сцена на улице ночного Бри.
Наконец, последний метод — привлечение дублеров-карликов. С их участием снимались кадры, в которых не было видно лиц героев. Тем не менее, на всякий случай для каждого дублера изготовили парики и латексные маски актеров.
Костюмы: английский стиль и кольчуга из резины
Над большинством костюмов в картине работала художник Найла Диксон, которая ранее не только сотрудничала с Джексоном на «Небесных созданиях», но и имела опыт фэнтезийного жанра в сериалах «Удивительные странствия Геракла» и «Зена — королева воинов». Для ее команды на новозеландской студии Stone Street оборудовали пошивочный цех. За несколько месяцев 40 швей изготовили 19 тысяч костюмов. Такая впечатляющая цифра обусловлена тем, что многие костюмы изготавливались в нескольких вариантах: для актера, для дублера, для «мини-дублера» (в случае хоббитов и Гимли) и для каскадера. В числе идей Диксон, значительно повлиявших на стиль фильма, — сделать костюмы хоббитов в духе моды английской деревни XVIII века; укоротить штаны, чтобы они сочетались с их большими ступнями; выделить Фродо из всей компании героев с помощью материалов из бархата; выбрать для костюма Арагорна темно-зеленый цвет; использовать несколько разных зафактуренных материалов для костюма Сарумана и так далее.
Резиновая кольчуга для фильма «Властелин колец»
Разработкой боевых костюмов, вроде доспехов, шлемов и кольчуги, занималась студия Weta. Несмотря на то, что они выглядят металлическими, металл при их производстве почти не использовался. В действительности основными материалами, имитирующими металл, служили пластик и уретан. Кроме того, на студии придумали собственный метод изготовления пластиковой кольчуги — ее создавали из нарезанного колечками шланга необходимого диаметра. Всего было нарезано 12,5 миллионов колечек.
Дизайн, реквизит, грим
Рисунок Алана Ли к «Властелину колец»
Разработка дизайна началась еще на ранних стадиях написания сценария. Здесь помогло детальное описание мира в романах Толкина. Также дизайнеры обращались к многочисленным иллюстрациям различных изданий произведения. Двух иллюстраторов, Алана Ли и Джона Хоу, по мнению Джексона, наиболее близко подошедших к пониманию Толкина, даже удалось привлечь к работе над картиной. Оба художника влились в команду студии Weta Workshop Джексона и его давнего соавтора Ричарда Тейлора. Также к проекту привлекли новозеландцев Гранта Мейджора и Дэна Хенна, художников-постановщиков, работавших с Джексоном на «Страшилах». В общей сложности в художественном департаменте было задействовано около трехсот человек.
Ричард Тейлор на студии Weta
Этот коллектив занимался дизайном и производством декораций и реквизита, частью персонажей (например, орками), миниатюрами, пластическим гримом и некоторыми практическими эффектами. Всего работники мастерской Weta сделали более 45 тысяч предметов.
Каждая раса и культура должна была иметь свои характерные и моментально узнаваемые черты. Например, исходная точка дизайна пространств гномов — квадрат, тогда как у эльфов — плавная волнообразная линия. Подобные установки задавали тон всему оформлению, связанному с той или иной расой. Требовательность Джексона при разработке была настолько высока, что некоторые вещи утверждались лишь после сотен эскизов — например, образы урук-хаев.
В плане реквизита существовали следующие сложности. Во-первых, весь реквизит необходимо было изготовить самостоятельно с нуля. В пространстве фильма не существовало элементов, которые можно было бы откуда-либо взять. Для создания предметов привлекли десятки мастеров: стеклодувов, резчиков по дереву, ювелиров и так далее. Вторая особенность — значительную часть реквизита из-за особенностей съемок необходимо было изготовить в двух экземплярах: размером побольше и поменьше. Что касается колец всевластия, то их было сделано и вовсе пятнадцать штук.
Отдельная разновидность реквизита — оружие. На Weta изготовили более 100 мечей: в зависимости от требований сцены они могли быть из пружинной стали для крупных планов, из алюминия — для сцен боев и из резины — для безопасности. Для каждого из ключевых героев меч имел свои особенности, соответствующие характеру владельца. На создание каждого стального меча уходило около недели. На съемках использовали более 10 тысяч стрел, которые также были разных видов. Кстати, чтобы научиться управляться с оружием, актерам пришлось специально заниматься по 6-8 недель. Исключением стал Вигго Мортенсен, поскольку он попал на проект, когда съемки уже начались. Ему пришлось учиться обращению с мечом в считанные дни.
Отдельной частью работы Weta стали персонажи: орки, тролли и прочая «нечисть». Жуткий дизайн большинства из них не позволял использовать обычный грим. Вместо него актеры носили латексные протезы и маски. Всего студия сделала более 10 тысяч масок и 1800 костюмов тел из латекса и кожи. Такое огромное количество связано с тем, что лицевые накладки можно использовать лишь один день, а костюм — только шесть дней. Но, пожалуй, самый сложный пластический грим был у Джона Рис-Дэвиса, игравшего гнома Гимли. Процесс грима включал бритье, нанесение латексных накладок (лоб, нос, уши, щеки), силикона и волос. Процедура ежедневно занимала 4,5 часа.
И еще один важный момент — ноги хоббитов. По словам Тейлора, это была одна из самых сложных деталей во всем фильме. На ее разработку ушло больше года. Их особенность состояла в том, что латексные ноги должны были быть одновременно жесткими, гибкими и незаметными на ступне. Только для четырех главных хоббитов изготовили 1800 пар ног. Ежедневно процесс надевания протезов занимал 1-1,5 часа: они должны были хорошо приклеиться к ноге, а также требовалось время на нанесение краски и волосков.
Миниатюры и «бигатюры»
Джексон хотел по-максимуму избежать применения визуальных эффектов, предпочитая им макеты. Всего для картины изготовили 58 миниатюр различных объектов. Впрочем слово «миниатюра» тут подходит с долей условности, потому как половина этих конструкций была столь велика, что едва помещались в павильоне. Не зря в группе их даже называли не «miniatures», а «bigatures».
Одна из ключевых, наиболее продуманных и детальных миниатюр — Ривенделл. Она создавалась по рисункам Алана Ли и Джона Хоу в соотношении 1:24. Самой сложной авторы называют миниатюру Лотлориэна. Одной из ее частей были восемь 8-метровых полистироловых деревьев диаметром по 1,5 метра. На деревьях располагались архитектурные постройки в стилистике ар-нуво, позволявшей подчеркнуть утонченность и одухотворенность культуры эльфов.
Самой большой по размеру была миниатюра Кхазад-дума. Для брутального вида ее создавали из твердой смолы. Еще одна впечатляющая миниатюра — Изенгард. Башня основывалась на рисунке Алана Ли и состояла из микрокристаллического парафина, создававшего ощущение обсидиана. Высота конструкции составляла около 4 метров, а весь макет был выполнен в соотношении 1:35. На съемках башню окружала миниатюра в форме кольца диаметром около 20 метров. И еще одна примечательная модель — столпы Аргоната. Их делали по рисункам Джона Хоу из пеноуретана, и по высоте они достигали 2,5 метра (масштаб 1:60). Ощущения впечатляющего размера удавалось добиться правильным освещением и добавлением на постпродакшне с помощью визуальных эффектов неба и ландшафта.
Визуальные эффекты
Большую часть визуальных эффектов фильма делала студия Weta Digital. Всего картина насчитывает более 580 шотов с компьютерной графикой. Прежде всего, студия занималась всеми пейзажными сценами. Например, на общем плане был продолжен город Бри, добавлялись горные хребты, менялось небо и так далее. Но самые яркие визуальные эффекты в картине — монстры (Джексон, кстати, называет их главной причиной желания создать фильм): водный страж, демон Балрог и пещерный тролль. В случае первого главными сложностями были щупальца и брызги воды. С Балрогом трудность состояла в моделировании огня и дыма. Сначала элементы огня снимались на пленку, а затем в цифровом варианте прикреплялись к «системе частиц», имитировавших движение огня. #tvkinoradio
Цветокоррекция
Важный этап создания «Властелина колец» — цифровая цветокоррекция, область относительно новая на момент создания картины. Пленка оцифровывалась, материал в цифровом виде обрабатывался, и затем снова печатался на 35-мм пленку. Примерно 70% фильма прошло цветокоррекции. С ее помощью Джексон хотел придать новозеландским пейзажам и героям ощущение сказочности. В некоторых случаях цветокоррекция задавала атмосферу сцены: например, Хоббитон за счет теплой зелени похож на открытку, а мрачный мир погибшей цивилизации Мория отличается монохроматичностью. Оба эффекта получились именно при цифровой обработке. Кроме того, цветокоррекция позволяла привести к единым визуальным параметрам отснятый материал, что было особенно важно с учетом, что иногда одна и та же сцена включала кадры не просто снятые с разных камер, но и в разное время при разных условиях. Иногда были и более специфические цели. Например, цветокоррекция позволила придать коже Галадриэль особое перламутровое свечение.
Создание: запуск и сценарий
«Цельнометаллическая оболочка» — последний фильм Стэнли Кубрика на тему войны. Снятые тремя десятилетиями ранее «Тропы славы» режиссер считал своим антивоенным высказыванием. В «Оболочке» же он хотел показать саму природу войны, ее макабрическую «ужасную красоту». В начале 80-х годов режиссер начал планировать проект о холокосте (он вернется к нему спустя десять лет, но бросит, узнав о съемках «Списка Шиндлера» Стивена Спилберга), однако вскоре наткнулся на автобиографический роман «Старики». Его автор, Густав Хэсфорд, описывал собственный трагический опыт участия во Вьетнамской войне. Кубрику книга показалась «уникальной и абсолютно восхитительной», поэтому он решил ее экранизировать. В 1983 году режиссер со свойственной ему скрупулезностью приступил к подготовке проекта. Он отсмотрел всю возможную кинохронику конфликта, изучил тысячи фотографий, поднял газеты того времени и исторические исследования.
Кубрик самостоятельно написал тритмент, однако для подготовки сценария он решил привлечь Хэсфорда, а также Майкла Герра, еще одного писателя с Вьетнамской войной за плечами (он же работал на «Апокалипсисом сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы и возвращаться к теме Вьетнама больше не хотел — у Кубрика ушло целых три года на уговоры). Вся троица вела работу над сценарием довольно необычным способом. Герр совместно с Кубриком за несколько месяцев написали первый драфт. После чего Кубрик попросил Герра и Хэсфорда прислать свои предложения, на основе которых режиссер сделал второй драфт. Затем весь процесс повторился еще раз. Хэсфорд впоследствии сравнивал такую работу над сценарием со сборкой автомобиля — они с Герром подавали Кубрику детали, понятия не имея, что же получится в итоге.
При всем аккуратизме режиссера сценарий продолжал меняться и в процессе съемок и, по сути, после. Появилась импровизированная ругань военного инструктора, пропала большая часть закардовых реплик рассказчика, а из финального монтажа вырезали некоторые с трудом отснятые и важные для сюжета эпизоды (например, в финале герои долго передавали друг другу отрезанную голову девушки-снайпера).
Драматургия: два акта, дуализм, гротеск и рифмы
Стэнли Кубрик на съемках фильма «Цельнометаллическая оболочка»
Разберем подробнее вопрос драматургии. Как известно, Кубрик во всех своих фильмах экспериментировал со структурой (например, в «Космической одиссее» — сложная четырехактовая композиция, а в «Барри Линдоне» — двухактовая). В «Цельнометаллической оболочке» Кубрик, по его собственным словам, вновь хотел «взорвать повествовательную структуру». Разделение здесь идет на два не равных по продолжительности акта: 45 минут и 70 минут. Но это не единственное их серьезное отличие. Если в первом акте действие разворачивается в тренировочном лагере морских пехотинцев США, то во втором — во Вьетнаме в разгар войны. Объединяет обе половины фигура рассказчика — военного корреспондента по прозвищу Шутник. Любопытно, что главным героем он становится только во втором акте, тогда как в первой части он скорее остается в тени сержанта Хартмана и своего сослуживца Гомера Кучи. В конце первого акта оба этих персонажа внезапно для зрителя «выходят» из повествования.
Сквозь все действие красной нитью проходит тема двойственности человеческой природы и мироздания. Это проявляется в образах (Шутник носит каску с надписью "Born to kill" и одновременно значок «пафицик»), в диалогах (разговор Шутника и полковника о теории Карла Юнга) и, собственно, в структуре. Два акта рифмуются друг с другом целым рядом схожих или контрастных деталей. Например, запредельной дисциплине в первом акте противопоставляется хаос и анархия во втором; первая часть — это томление в одном месте, а вторая — одиссея по охваченной войной чужбине. И в первой, и во второй частях Шутник сталкивается с вооруженными героями (сначала сослуживец, потом девушка-снайпер), против которых оказывается бессилен.
Ряд критиков называет «Цельнометаллическую оболочку» самым гротескным фильмом Курбрика. И действительно, реализм и правдоподобие здесь постоянно сталкиваются с карикатурой и намеренным обострением. Ярче всего это выражается в феноменах масскульта. То и дело в фильме звучит имя Джона Уэйна — кинозвезды, воплощавшей образ патриотического мачо. Телерепортеры снимают сюжет прямо на поле боя, а солдаты на камеру высмеивают пропагандистские штампы. Один из самых сильных образов — песня «Клуба Микки Мауса», которую американские солдаты напевают в финале. Она превращает разоренный вьетнамский пейзаж в апокалитичный диснейленд, где аттракционом служит война. Так Кубрик выявляет отсутствие границ между шоу-бизнесом и войной, развлечением и насилием.
Кастинг: Брюс Уиллис, рекорд набора веса и реальный морпех
В плане кастингового решения «Цельнометаллическая оболочка» близка к «Космической одиссее». Кубрик вновь предпочел отказаться от привлечения звезд, поскольку боялся, что известные имена будут отвлекать зрителя от темы войны. Кроме того, режиссеру необходимо было создать галерею лиц «обычных» парней. Всего в кастинге принимало участие три тысячи человек, приславших свои видеозаписи. Из них восемьсот человек пригласили на пробы.
Главную роль Кубрик предлагал малоизвестному на тот момент Брюсу Уиллису, однако тот отказался в пользу сериала «Детективное агентство “Лунный свет”». Также к роли целых восемь месяцев готовился Энтони Майкл Холл, но в итоге она ушла Мэттью Модайну, поскольку Кубрика впечатлила его работа в «Птахе» Алана Паркера.
Необходимо отметить актерский подвиг Винсента Д’Онофрио, друга Модайна, сыгравшего рядового по прозвищу Гомер Куча. Ради роли в фильме он набрал 32 килограмма и стал весить 130 килограммов. До сих пор такой актерский «подвиг» не побит никем, даже Кристианом Бэйлом.
Локации: Вьетнам в Англии
Съемки «Цельнометаллической оболочки» стартовали в августе 1985 года. Длились они около года, но не только из-за излюбленной привычки Кубрика делать десятки дублей сложнейших кадров (по словам оператора Дугласа Милсома, группа обычно снимала 10-15 дублей, но иногда — 25-30), но и из-за неудачных внешних обстоятельств. Д’Онофрио и Эрмей угодили в не связанные друг с другом происшествия, из-за чего необходимо было ждать их выздоровления. Также заметим, что сначала проходил второй, «вьетнамский», блок съемок, а уже потом — первый, «тренировочный».
Хотя действие фильма разворачивается в Южной Каролине и во Вьетнаме, все съемки (кроме нескольких кадров, которые вторая группа специально сделала в джунглях) проводились в Великобритании, которую Кубрик, как известно, не любил покидать. Тренировочную базу морских пехотинцев «сыграли» казармы, найденные в Кембриджшире. А разбомбленный вьетнамский город Хюэ реконструировали на заброшенном Бектонском газовом заводе в восточном Лондоне. Кубрику повезло, что индустриальная архитектура здесь была подходящей. К тому же компания British Gas собиралась в скором времени сносить здания завода, поэтому группа могла делать с ними что угодно: взрывать, ломать, крушить. Как замечал потом Кубрик: «Не думаю, что хоть у кого-то были такие декорации. Это выше любых финансовых возможностей». Однако помимо построек стоял вопрос о воссоздании азиатской природы. Для этого из Испании привезли 200 пальм, а из Гонконга — 150 тысяч пластмассовых тропических растений. С нежелательными элементами пейзажа, попадавшими в кадр, поступили просто — в нужных местах художник-постановщик Антон Ферст расставил большие стальные контейнеры. Модайн это назвал «эффективным и недорогим способом не пускать Англию в кадр».
Визуальное решение: симметрия, четвертая стена и стедикам
В плане визуального решения «Цельнометаллическая оболочка» стала развитием тех же техник, что Кубрик использовал раньше. Выделим некоторые из наиболее ярких решений. Как всегда режиссер активно работает с симметричной композицией, выстраивая кадр с перспективой в одну точку. Такой кадр создает характерное для кинематографа Кубрика ощущение дискомфорта.
Другой узнаваемый прием — брехтианское разрушение четвертой стены, когда герои обращаются непосредственно в камеру (то есть как бы к зрителю). Однако интересно, как в случае «Цельнометаллической оболочки» эта техника совмещается со съемкой с низкой точки вверх. В первом акте есть кадры, в которых над зрителем нависает сержант Хартман, подавляя нас вместе с героем. А во втором присутствует сцена, где бойцы смотрят сверху вниз на двух мертвых солдат, так что зритель оказывается как бы в роли последних. Подобные решения кажутся слишком острыми, и как раз они и создают ощущение гротеска и ненормальности происходящего действия.
И еще один излюбленный прием Кубрика — длинные кадры. Средняя длинна кадра в «Цельнометаллической оболочке» составляет 11 секунд, а самый продолжительный кадр во всей картине длится почти 80. Как и ранее в «Сиянии», Кубрик активно использует стедикам. Известный пример — сцена обхода сержантом Хартманом казармы. Впечатления пугающей холодности и отстраненности при просмотре возникает во многом благодаря таким долгим и плавным стедикамным проходкам.
tvkinoradio.ru