HeadyNnim

Пикабушник
Дата рождения: 27 июня 1980
поставил 0 плюсов и 0 минусов
117 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 7 постов 0 в горячем

Анжуйская династия и промах короля Казимира III

Если завести речь о французах на польском троне, то большинство читателей наверняка первым (а может быть даже и единственным) назовут Генриха Валуа, севшего на этот трон в бытность свою герцогом Анжуйским, и, разумеется, вскоре сбежавшего, как только в благословенной Франции «открылась вакансия».

Но самый первый француз (тоже Капетинг) надел польскую корону на два века раньше Генриха Валуа, что интересно, его тоже называли анжуйцем. Вот только с тем отличием, что для него Анжу было уже не действующим апанажем, а собственным именем династии, к которой принадлежал этот король. Речь, конечно, о Людовике I Великом, короле Венгрии, вторым по значимости и могуществу, представителем Анжу-Сицилийской династии Капетингов, после отца-основателя этого младшего дома французский королей, Карла Анжуйского

Анжуйская династия и промах короля Казимира III Средневековье, Польша, Король, История (наука), Королева, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

В отличии от Генриха Валуа, Лайош I (я полагаю, правильнее будет называть его именно так) сел на польский трон по «своему праву», так как был потомком польских Пястов по женской линии - до выборных королей ещё далеко. Ранее в своих статьях я неоднократно затрагивал вопрос кратковременной личной унии Польши и Венгрии, причём, полагал, что Лайош пришёл к власти в Польше вполне «естественно», раз уж у его дяди по матери, короля Казимира III Великого, не было сыновей.

Вот только в истории этой унии есть один серьёзный подвох - раз уж за неимением наследника по мужской линии трон необходимо передать по женской, то... почему именно сыну сестры (причём, не первой по старшинству), а не сыну родной и вполне законной (подчеркну этот нюанс) дочери короля? Почему именно племянник Лайош стал польским королём, а не, во-первых, - кто-либо из прямых потомков Казимира по женской линии, и во-вторых, - кто-либо из князей Пястов, более отдалённых родичей покойного монарха, но всё-таки по мужской линии?

Ответить на этот вопрос поможет хроника Яна из Чарнкова. Одна из глав его летописи так и называется - «Почему польским королём стал Людовик, король Венгрии, а не один из польских князей». (Литературное изложение хроники - моё).

Во времена Карла, отца вышеупомянутого Людовика, светлейший польский король Казимир, желал вернуть польские земли своих предков во всей полноте. Ведь отец его король Владислав был изгнан с некоторых земель рыцарями Тевтонского ордена, маркграфами Бранденбургскими и иными соседними князьями. И чтобы сделать это благополучнее и быстрее, не истощая свой народ лишениями и потерями, решил он попросить помощи у Карла, женой которого была его сестра.

Направил наш король торжественное посольство и попросил вооружённых людей, а Карл, король Венгрии галльского происхождения, человек очень мудрый, сын Роберта, короля Сицилии, прежде чем дать эту помощь, размышлял какую выгоду он сможет получить от этого.

Король Казимир, обманутый советами своих, как он считал верных советников, заявил Карлу венгерскому королю, что если бы у него не было сына (а у него было к этому времени только две дочери, рождённых от жены-литвинки), то он бы хотел передать своё Польское королевство, первенцу венгерского короля - Людовику, как своему любимому племяннику.

В то время у короля Карла было три сына - Людовик, Андрей и Стефан; и замыслил он всех своих детей сделать королями: Людовика - в Польше, Андрея - в Сицилии, Стефана - в Венгрии. Это почти сбылось, но последствия были не очень хорошими. Ибо он женил своего сына Андрея на Джованне, дочери Роберта короля Сицилии, которая была ему родственницей в третьей степени, но Джованна приказала злодейски задушить Андрея и выбросить из окна своих покоев, случилось это в год 1345 от Рождества Христова.

Анжуйская династия и промах короля Казимира III Средневековье, Польша, Король, История (наука), Королева, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

(Неполная генеалогическая схема Анжу-Сицилийского дома. Как видим, хронист почему-то называет королеву Неаполя Джованну I не внучкой, а дочерью короля Роберта Мудрого, но при этом степень родства ее с Андреем Венгерским указывает верно – троюродная сестра. У них с Андреем всё-таки был один сын, позже увезенный Лайошем в Венгрию, но этот принц умер в раннем детстве.)

Стефан же, соединившись браком с дочерью императора Людовика Баварского, вскоре умер. Таким образом остался из сыновей короля Карла один только Людовик. Ну, а пока, задолго до всего этого, Карл король, взволнованный надеждой на обещанные выгоды для своего старшего сына, вступил в сговор с высшими сановниками короля Казимира, краковским настоятелем Збигневым, и краковским кастеляном Спикимиром, к советам которых прислушивался Казимир пока ещё был молодым.

Дал им Карл поместья, и другие большие дары, и ежегодно платил определённые деньги, лишь бы они не советовали королю Казимиру отступить от начатого дела и принять Людовика наследником в своём королевстве... Поэтому король Казимир, прислушавшись к уговорам своих советников, а также к обещаниям упомянутого короля Карла и своей сестры, избрал Людовика своим преемником и назначил наследником...

Что же, на первый взгляд, можно сказать, что Казимир III поверил злым советам и попался в не такую уж редкую ловушку. Подобные договоры случались и раньше, только вот этот договор 1339 года (по другому мнению, это было ещё раньше - в 1338 году), польского короля с анжуйской династией кажется уж очень ... обременительным. Одно дело, когда некий граф или герцог заключает подобный договор в случае полного отсутствия наследников - и сыновей, и дочерей, но здесь Казимир исключил потомство своих дочерей.

С них, с этих двух дочерей короля Казимира III можно и начать разбор персоналий, упомянутых летописцем Яном из Чарнкова, а также заодно разобраться, как же так вышло, что законных сыновей у короля Польши так и не появилось. Но, главное - полагаю, всё же король Казимир, достигнув 29 лет и правив уже 6 лет (с весны 1333 года), вряд ли был столь наивен, чтобы жить только благодаря советникам. Да и обманывали ли «злые» сановники своего короля? К тому же хронист в этой главе не раскрывает нюансы одного смежного договора, касающегося уже не польских, а русских земель в Галицко-Волынском княжестве.

Анжуйская династия и промах короля Казимира III Средневековье, Польша, Король, История (наука), Королева, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Кто знает, не пришли ли кастелян и настоятель сразу к Казимиру с чистым сердцем - Ваше величество, вьюном, змеёй сладкоречивой, вокруг нас вьётся старый король венгерский, зять твой лукавый ... Обещает дары великие, только чтоб мы советы тебе давали дурные, и чтобы не отказался ты от идеи назвать наследником племянника своего.

И кто знает, не усмехнулся ли король Казимир - Друзья мои верные! Так возьмите дары от зятя нашего Карла Роберта, старого хитреца, вовсе не против я, чтобы разбогатели вы с моего ведома, но за чужой счет, «уговаривайте» меня и дальше! Ибо я уж точно не откажусь от этой мысли ... дать королю Карлу Роберту надежду обрести трон мой для его сына.

Если дело было в 1339 году, то Казимиру было ещё только 29 лет. Он был вполне способен иметь детей, что доказывало наличие двух дочерей - Елизаветы и Кунигунды. А вот жена его Анна (Альдона) Гедиминовна, умерла как раз в 1339 году, а это значило, что молодой и сильный король скоро женится вновь.

Там, в этом другом браке, у него и будут другие дети, и как тогда наверняка казалось королю Казимиру - уж как минимум один выживший сын. Так что, очевидно, польский король в будущем выигрыше видел именно себя, надеясь на то, что его обязательства по этому договору никогда не вступят в силу. А венгерскому королю Карлу Роберту, хитрый поляк назначил в этой игре престолов роль «простака», купившегося на очень заманчивое, и вместе с тем изначально сомнительное предложение.

Но кто же тогда знал, что вот начиная со второй жены, у короля Казимира всё пойдёт наперекосяк...

Источник: https://dzen.ru/a/ZbQEJf1ODRSNO9e1

Показать полностью 3

Игра Престолов. Чей сын Джон Сноу. Версии. Во всем виноват Эйерис

Как известно, сериал подтвердил самую популярную теорию поклонников «Игры Престолов» связанную с Джоном Сноу – его родители это Рейегар и Лианна. Вот только теория все равно не подтверждена «в чистую», авторски, пока не написано продолжение, сериал это «не канон», в конце концов.

Там у нас и Мизинец Сансу за Рамси выдает, и Бронн становится лордом Простора, пережив по-видимому не только Тиреллов и Тарли, но и всю, остальную какую-бы то ни было знать Простора поголовно. Может быть сериал угадал, а может быть и нет. Да и не догадка это, а всего лишь попытка угодить чаяньям большинства.

Но ответив на вопрос задачи, сериал не раскрывает ее условий, а ведь это самое главное – как зачем, почему и при каких обстоятельствах сложился это союз. Но я попробую разобрать наряду с самой популярной и другие фанатские теории по поводу истинного происхождения Джона Сноу – они тоже имеют право на существование, по одной простой причине – книги заканчиваются на этапе (сам Джон пока лежит в сугробе), когда одна из главных интриг может устремиться по десяти дорожкам, и у автора еще достаточно маневра чтобы подогнать и обосновать все относительно логически.

Игра Престолов. Чей сын Джон Сноу. Версии. Во всем виноват Эйерис Игра престолов, Джон Сноу, Джордж Мартин, Семь королевств, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Итак, есть две базовые версии на общей основе, которая точно верна – Джон наполовину Старк, в первой базовой версии это сын Лианны Старк и неизвестного, во второй – Неда Старка и неизвестной. А уж из этих двух «основ» растут свои варианты.

Начнем вокруг да около первой самой популярной – Рейегар +Лианна, но замечу, что самый ожидаемый, и, казалось бы, логичный ответ не всегда правильный, и ведь не сказать с уверенностью, что сам Джордж Мартин ведет именно к нему, всего лишь – легко намекает. Почему собственно так решило большинство? А у нас есть официальная версия о похищении Лианны Рейегаром, причем злодейским, в которой убежден ее бывший жених король Роберт. Значит и родила Лианна Джона от Рейегара, сама погибла, а Нед выдал ее сына за своего.

В первую очередь, в глазах читателя рассыпается та часть официальной версии в самом мире Игры Престолов, которая говорит о насильственном похищении, причем еще до того, как мы узнаем что-то толковое о Рейегаре. Роберт Баратеон смертельно ненавидит даже покойного Рейегара и всех его родичей, а вот Эддард Старк почему-то нет. Отношение Неда к Рейегару можно точнее всего охарактеризовать как печальное равнодушие. Разве так ведут себя по отношению к человеку, который похитил, обесчестил и послужил причиной смерти единственной любимой сестры?

И кроме этого Нед не проецирует на принца Рейегара вину за гибель не менее любимых отца и брата, убитых по приказу короля Эйериса. Складывается впечатление, что он ни в чем Рейегара не винит. Всегда думал – а почему Роберта такое поведение друга не сильно напрягает, и он не находит это … «слегка» подозрительным? Только раз он ему высказывает, и на этом все.

Само «дело Лианны Старк» не только часть главной интриги, это еще и одно из самых странных дел Вестеросса. Начнем с того что в нем слишком сильная сюжетная натяжка – что случилось точно знают на начало саги лишь Нед Старк и Хоуленд Рид – единственные выжившие в бою у Башни Радости, где и была найдена похищенная Лианна. А ведь это очень важное для всего Вестеросса дело.

Игра Престолов. Чей сын Джон Сноу. Версии. Во всем виноват Эйерис Игра престолов, Джон Сноу, Джордж Мартин, Семь королевств, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Причины для свержения династии Таргариенов зрели уже давно, с того момента как погиб их последний боеспособный дракон. Но точкой невозврата стало именно похищение Лианны Старк – которое автоматически откололо от верности династии целых четыре Великих Дома – Старков, Баратеонов, Талли и Арренов. Причем это стало настолько важным, что все разом забыли о другом важном деле - очень странном турнире в Харренхолле, точнее о том, кто его на самом деле организовал и с какими целями. Судя по всему, принц Рейегар замышлял некий заговор против своего отца Эйериса, с целью его свержения. А потом все пошло не по планам Рейегара.

Началась война, в которой пала династия Таргариенов, а о ее причинах никто из героев саги, не говорит даже между собой, понятно, что от читателей надо скрыть интригу до поры до времени, но сюжетно как-то это странно. Получается, что все устраивает версия, в которую верит Роберт ослепленной любовью к Лианне и ненавистью к Рейегару Роберт – злодейское похищение и изнасилование, и никто не обсуждает даже иных вариантов. Лишь однажды, Барристан Селми, причем в последней книге, ведет монолог с самим собой (что гораздо ценнее диалога с кем-нибудь), и мы видим иную версию, уже романтическую:

«Принц Рейегар любил свою леди Лианну и тысячи умерли из-за этого.»

И вот здесь мы походим к самой популярной теории, которая в двух словах заключается в следующем – Лианна сама сбежала с прекрасным принцем. Вот только романтическая версия также натянута, как и злодейская. Ни Рейегар, ни Лианна не были слабоумными и должны были прекрасно знать к чему это может привести. И почему они тогда не дали знать Старкам? О том, что все не так однозначно?

Игра Престолов. Чей сын Джон Сноу. Версии. Во всем виноват Эйерис Игра престолов, Джон Сноу, Джордж Мартин, Семь королевств, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Одна из менее популярных теорий состоит в том, что Рейегара подставили, Лианну похитил некто другой и этот же другой и стал отцом Джона Сноу. Это никто иной как сам король Эйерис. Первоначальная цель Эйериса II Безумного - сорвать заговор (реальный или мнимый) своего сына с лордами королевства по его отстранению от власти. И вот это ему удалось вполне – о заговоре (скорее всего он все-таки был) все забыли махом. А вот дальше ….

Главный вопрос – как стало известно, что это именно Рейегар похитил Лианну? Если потянуть за эту ниточку, количество вопросов начинает расти. В главе Мира Льда и Пламени «Год ложной весны» Джордж Мартин чуть-чуть приоткрывает завесу тайны. Лианна исчезла вскоре после турнира в Харренхолле, где Рейегар зачем-то дал понять всем, что не равнодушен к этой девушке. Обычно читатели задаются вопросом – где именно похитили Лианну, это неизвестно, но есть и другие вопросы, на которые автор пока не дает ответов.

В «Мире Льда и Пламени» говорится лишь о том, что в Год ложной весны, после турнира, Рейегар с шестью соратниками похитил Лианну в 10 милях от Хареннхолла. Как Лианна очутилась в месте где ее могли похитить? Что она там делала? Кто охранял эту знатную девушку, кто был приставлен к ней из людей Старков? Ведь должен же был быть кто-то при ней из вменяемых бойцов и слуг, хотя бы несколько человек.

Источник: https://dzen.ru/a/YPCuxRzinTWdQKW8

Показать полностью 3

«Тайна замка тамплиеров», Франция 2010 год. Маленькое командорство

В поисках чего-либо новенького (или, точнее лично мне не знакомого), из фильмов и сериалов о Средневековье, я набрел на малоизвестный в наших широтах, французский сериал «Командорство».

«Тайна замка тамплиеров», Франция 2010 год. Маленькое командорство Французское кино, Средневековье, Тамплиеры, Зарубежные сериалы, Госпитальеры, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Волею наших локализаторов, смущенных этим загадочным и непонятным словом – сериал решили переименовать в «Тайну замка тамплиеров» (в духе серии детских детективов «Черный котенок» - ну, что же, люди по развитию разные бывают). Под этим названием, французский проект 2010 года теперь и «обитает» в нашем интернете.

Сериал оказался на поверку неоднозначным. Но вот стартует он довольно бодро, поначалу обещая зрителю может быть даже неплохой историзм (отчасти), вкупе с аутентичностью образов персонажей и вроде бы вменяемым приключенческим сюжетом. Итак, Франция (герцогство Бургундия) 1375 год.

В крохотное бургундское командорство (территориальная единица Ордена Святого Иоанна) прибывает посланник Великого магистра с острова Родос. Строго говоря, на это время госпитальеры уже давно (с 1313 года) вариативно именовались Родосскими рыцарями.

Историческая справка. После окончательного изгнания из Святой земли, Великий магистр Ордена госпитальеров Гийом де Вилларе очень быстро (в отличии от тамплиеров) понял, что без собственного государства, которое бы не подчинялось светскому государю, Ордену не выжить. Этот завет он передал своему преемнику (и племяннику) Фульку де Вилларе; на Кипре, где приютился на слегка «птичьих правах» Орден госпитальеров, уже стали поговаривать, что пора бы Орден взять и разогнать…

Чуть более чем за год до краха тамплиеров, летом 1306 года, иоанниты собрались с силами и атаковали остров Родос, принадлежавшей Византийской империи. За несколько лет они смогли завоевать остров (точный год окончательного завоевания не ясен – от 1307-го до 1310-го), разбить слабые войска ромеев и создать собственное, суверенное теократическое государство. Орден госпитальеров, добывший себе настоящий дом, был спасен – в отличии от тамплиеров, куда более богатых, но таких беспечных.

«Тайна замка тамплиеров», Франция 2010 год. Маленькое командорство Французское кино, Средневековье, Тамплиеры, Зарубежные сериалы, Госпитальеры, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

И хотя ревизия, с которой прибыл агент Великого магистра, оказалась весьма своевременной, настоящая цель визита в другом. Согласно старым документам, попавшим в руки Ордена в окрестностях этого замка белее 60 лет назад (надо думать в 1307 году) появился один из высших братьев-тамплиеров, некий Гийом с несколькими загадочными сундуками. И вскоре как в воду канул, вместе с заветными сундуками, разумеется, в которых, по искреннему убеждению, агента и пославшего его магистра – золото. Вот его и нужно найти. Ну, или хотя бы его золото, так как рыцарь Гийом, надо полагать, давно умер.

Командорство, как можно понять, очень маленькое – в нем всего три брата-рыцаря вместе с командором, и все трое бойцы так себе. Поэтому замковой стражей руководит бравый щеголь, капитан Тома Кортмен, сам он не рыцарь и даже не дворянин – «дитя войны», простолюдин происхождением из замковой челяди. Тома – первый главный герой и он сильно нечист на руку: на пару с рыцарем Жеромом де Костане (одним из двух подчиненных командора Роже) они лихо грабят бедных крестьян-арендаторов командорства.

«Тайна замка тамплиеров», Франция 2010 год. Маленькое командорство Французское кино, Средневековье, Тамплиеры, Зарубежные сериалы, Госпитальеры, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

То-то прибывший ревизор, брат-рыцарь де Авен удивляется – как это так земли арендаторов приносят аж в три раза меньше доходов, чем те, за которым командор Роже приглядывает лично. И вот первое, что настораживает с вступительного же эпизода: два главных героя - и капитан Тома, и брат-рыцарь Жером, подающиеся наиболее ярко и выпукло с заметной харизмой актеров, по существу – подонки. Почему-то история строится так, что им надо сопереживать, но сочувствовать персонажу Тома, который угрожает фермерам насилием над их дочерями… Жером – тот еще «куда ни шло» (Тома всё равно хуже), просто ворует, закладывает за воротник и шляется в местный бордель.

Что же касается «подвигов» капитана Тома, то он еще дополнительно водит дружбу с неким Бретонцем – главарем военной банды, обитающей поблизости. Исторически, на мой взгляд, здесь все выдержанно (разве что, не являясь реконструктором, ничего не скажу о достоверности доспехов) – банда, это не просто малахольные разбойники, а «огрызки» Великих компаний наемников, бесчинствовавших во Франции после мира в Бретиньи (1361 год). Так что, они вполне достоверно дают фору замковой страже… не совсем, правда, понятно почему они сидят в лесу, а не захватывают замок. Вполне бы и могли.

«Тайна замка тамплиеров», Франция 2010 год. Маленькое командорство Французское кино, Средневековье, Тамплиеры, Зарубежные сериалы, Госпитальеры, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

И вот на горизонте появляется главная героиня – молодая дама Констанция, вместе со своим мужем Жоффруа де Монте. Они прибыли в командорство простить ссуду на некие семейные постройки, но командор Роже им отказывает. Вот тут-то и подвернулся Тома, набившись к Жоффруа с предложением займа, еще бы, деньги у капитана имеются. Но движет капитаном, не желание заработать на процентах (точнее, не в первую очередь это), а любовь к Констанции.

Тома сразу узнал молодую даму – он был в нее влюблен с самого детства, именно в замке родителей Констанции его мать была служанкой. Но после того, как родителей Тома убили залетные англичане, мальчик пошел скитаться, умудрился пристать к тому самому английскому отряду, где какой-то солдат пожалев его, взял в военные прислужники. Так Тома и вырос в солдата-наемника.

Ничего необычного кстати, показалось странным, что переводчик употребил термин «взял оруженосцем». Оруженосец, строго говоря, это вовсе не мальчик на побегушках, а вполне себе дворянин (не исключено, что и владетельный), просто не посвященный в рыцари – рыцарское звание во Франции на дороге не валялось, многие владетельные сеньоры до седых волос ходили в оруженосцах.

Источник:https://dzen.ru/a/ZN5B3cMRRRwaPuL0

Показать полностью 4

Записки о сельской школе. Неблагодарный Герасим

Почему-то этот мелкий, в общем-то, эпизод надолго остался в памяти. Возможно потому что я тогда еще учился узнавать людей, и первое впечатление по тому или иному вопросу всегда остается самым ярким.

Было это в мае, в конце 6-го класса. Классом младше меня учился паренек по прозвищу Герасим. Школьные и дворовые прозвища (более «культурный» термин, чем вульгарное и слегка уничижительное слово «кличка») вообще интересная тема.

Записки о сельской школе. Неблагодарный Герасим Истории из жизни, Воспоминания из детства, Сельская жизнь, Школа, Детство 90-х, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Происхождением они делятся на несколько категорий – производные от фамилий и имен, характеристика внешности и поведения, или производное от какого-либо события. Герасим (причем с ударением на последнем слоге, произносил на манер - «керосин»), как раз от внешности и поведения. Был Герасим довольно здоров и на редкость молчалив, как известный герой Тургенева. Вдобавок его еще и Му-Му звали.

Молчал Герасим-Му-Му не только на уроках (иногда у нас были спаренные занятия), но и во дворе. В школьных играх он обычно не участвовал, стоял обычно в сторонке и как говорят - торговал широким лицом. Драться не дрался, но и к нему никто не лез. И жил Герасим не в нашем селе, а в деревеньке за два километра, там и в советские времена даже начальной школы не было – незачем, и так-то из этой деревни в нашу школу ходили двое человек – Герасим и еще один парнишка года уже на три младше его. Когда пешком, когда совхозные шоферы подбрасывали – на грузовиках, да тракторах, так что он из-за удаленности жилья вне школы ни с кем и не дружил, и в компаниях не состоял.

И вот однажды, перед Новым годом, когда я учился в шестом, а Герасим в пятом, случился с ним нехороший казус, в котором я выступил его искренним защитником, обуреваемый чувством справедливости. А дело было вот в чем. Жила в нашем сельце странная семейка. Пьющие маргиналы, муж работал местным пастухом, жена, наверное, на инвалидности сидела, мне было не очень понятно работает ли она.

Сейчас я даже не могу понять, сколько же им тогда было лет, в том же скажем 92-ом году, когда происходили эти события, вряд ли больше 30-ти, но выглядели они оба ужасно, как и их домишко. Было у них то ли трое, то ли четверо детей, не отличающихся, мягко скажем, способностями, и вот старшую девочку приняли в нашу школу. Хотя учится ей, тем более тогда, когда не было «инклюзивного образования» надо было в другом месте. Но, приняли, пожалели, все-таки дома, а не в райцентр надо ездить.

Учится она не училась, носилась как угорелая по школе. И вот что произошло в один «прекрасный день» - перемена кончилась, все уже разбежались по классам, девочка же все еще бегала от избытка энергии, туда-да сюда по одному из двух наших небольших школьных залов, по одной стороне из которых располагались двери в классе.

В зале остался только один Герасим, замешкался почему-то по обыкновению, подпирая стенку. И вот не очень умная девочка с разбега втрескалась в стену. Сама, разумеется. Я же в это время бежал в свой класс (в другой зал) с улицы, а залы соединялись коридором, так что я все видел. На дикие вопли ударившейся (а расшиблась она здорово) все высыпали в коридор. И тут это чудо поднимается и дико крича, показывает пальцем на несчастного Герасима – «Это он меня толкнул!»

Несдобровать бы Герасиму, нашлись охотники и среди учителей (увы) сразу же – поверили, но тут встрял я как единственный свидетель. Слыл я парнем честным, был у педагогов на хорошем счету, да и свидетелем был независимым, так как с обвиняемым не дружил. Так что поверили уже мне, доказавшему, что девочка ударилась сама и с Герасима вину сняли. Так дело и заглохло.

Записки о сельской школе. Неблагодарный Герасим Истории из жизни, Воспоминания из детства, Сельская жизнь, Школа, Детство 90-х, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

И вот в конце весны, через полгода выхожу я в школьный двор. Уроки кончились, никого уже не было, я как дежурный задерживался. Тут же на крыльце терлись Герасим с мелким дружком – ждали машину в деревню. Стоя я себе спокойно, ворон считаю, и тут Герасим неожиданно разговорился. Да так много наплел! Привязываться ко мне стал, чего я совсем не ожидал. Надо сказать, что на ту пору был я хил и слабоват на ответ – лишь в следующем году стал выравниваться.

А Герасим, желая выпендриться перед младшим односельчанином в красках расписывал, что он крутой и «не одного такого бросил через перила и никто ему ничего не говорил» - в смысле за это не ругал. Не знаю уж кого он там бросал – у них в деревне и народу то среди пацанов кроме этих двоих нет, приезжих из города, видать. И почему через перила – он что у себя на крыльце это делал? Пришедших в гости? Или наоборот сам будучи в гостях кидал хозяев уже через их перила?

Но главное то вот в чем – я смотрел на него и думал – неужели, ты, мерзавец, успел забыть, как я тебя выручил? Да ты тогда и слова не мог связать, по сию пору бы от грязи отмывался, до милиции ведь могло дойти, дурачина. Дело ничем и не кончилось. Как хил я не был, но все же что-то ответил, и подлый неблагодарный Герасим не решился на меня напасть. Вот и помогай после этого людям, ценный урок я усвоил. Запомнил я эту обиду на всю жизнь, хотя… помогать людям не перестал.

Источник: https://dzen.ru/a/YOqmZw8eGyqMoVf1

Показать полностью 2

«Одержимые злом» или «Обитель зла - заколдуют и козла», 2023, Аргентина

Добрался да наших краёв, аргентинский хоррор «Одержимые злом», режиссёра Демиана Рунья. Надо сказать, «экзотов» (а к ним смело можно отнести жанровые картины Южной Америки и Азии) у нас обычно не торопятся локализовать, но здесь оперативно запустили и профессионально продублировали (по качеству перевода вопрос оставим пока открытым).

Фильм уже многие успели посмотреть и появилось немало отзывов, причём радикально отличающихся: диапазон от бурного восторга («это самый лучший хоррор за последние годы!») до непечатной брани. Я, конечно, воздержусь от слишком ругательных комментариев, но замечу, что прекрасно понимаю, людей, которым фильм пришёлся не ко двору. Оказывается, «внезапно», есть целая туча зрителей, которые куда непримиримее, чем я относятся к нелогичностям сюжета. Да, логика (так же внезапно) нужна в любой истории, пусть даже и самой фантастической.

«Одержимые злом» или «Обитель зла - заколдуют и козла», 2023, Аргентина Обзор фильмов, Фильмы ужасов, Аргентина, Советую посмотреть, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Братья находят в лесу... хм, половинку человека (а вторую половинку кто-то утащил) и рядом чемодан путника, погибшего от рук (лап) неизвестно происхождения. В чемодане странные приспособления и папка с бумагами на неизвестном языке (ха, братаны принимают неизвестную письменность за русский, если, конечно переводчик не соврал). Но язык языком: в папке направление с синей печатью по конкретному адресу и к конкретному человеку, да еще и карта. Адресат (та, к кому шел погибший) полунищая соседка Педро и Джимми, вот к ней они и отправляются.

Первые звоночки - в этом мире не пользуются электронными гаджетами, коли уж путник пользовался бумажной картой? Любопытно... Но второй звоночек сигнализирует уже не об устройстве мира, а о недостатке интеллекта у братьев, особенно Педро. Барахлишко покойного, и в первую очередь бумаги, надо бы тащить в полицию (она, кстати, здесь есть), да и вообще сразу вызывать копов на место происшествия (что важно - сотовые телефоны работают). Но Педро додумался выдрать страницу с адресом из папки и показывает её соседки (а целую страницу в папке, не мог показать?)

И вот тут-то картина мира начинает бледно прорисовываться. Старуха сама вызвала незнакомца (это «чистильщик» по правительственной линии, он аж из Министерства здравоохранения или аффилирован с данной структурой), чтобы он ... порешил её старшего сына Уриэля. В этом мире есть «гнилые», или «поражённые», «одержимые», люди, в которых вселяется некий демон (демоны), вот Уриэль и стал таким, превратившись в безобразное неподвижное чудовище.

«Одержимые злом» или «Обитель зла - заколдуют и козла», 2023, Аргентина Обзор фильмов, Фильмы ужасов, Аргентина, Советую посмотреть, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Сами по себе «гнилые» не наносят вреда - но вот если их убить... начнётся, что-то очень нехорошее, «демон» вырвется на свободу, сводя с ума животных (особенно собак) и людей, и в итоге все убивают друг друга без удержу. Вот поэтому «гнилых» уничтожают по особым правилам и только специальные люди - один из них и шёл «по вызову» нищей старушки.

Чтобы фильм был успешен - необходимо сочувствие зрителя к персонажам. Но переживать за Педро, Хайме и прочих очень трудно в виду их непроходимой тупости. Давно стало шаблоном смеяться над шаблонами фильмов ужасов, где герои идут в тёмный подвал или вечно следуют принципу «давайте разделимся!» Южноамериканские герои режиссёра Рунья бегут далеко впереди своих североамериканских «собратьев» из фильмов ужасов. Тут даже альтернативно одаренная Синди Кэмпбелл из «Очень страшного кино» схватилась бы за голову - «Боже, что за идиот!», наблюдай она за жизнедеятельностью фермера Педро.

Чтобы уберечься от одержимых, придумали 7 правил и седьмое из них - «никогда не забывай правила» (Потом, правда, следует уточнение – «не бойся смерти»). Но все персонажи во главе с Педро только и делают, что забывают правила и упорно их нарушают. Например - «нельзя пользоваться электрическим освещением», - ровно через 10 минут после того, как зрителю было поведано об этом правиле, Педро вопит: «Тащите фонари, быстрее!»

«Одержимые злом» или «Обитель зла - заколдуют и козла», 2023, Аргентина Обзор фильмов, Фильмы ужасов, Аргентина, Советую посмотреть, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Приехав в город, прекрасно зная о том, что даже одежда, которая на них опасна («не стой рядом с заражённым; не трогай его») и надо бы её сменить, Педро прётся в дом бывшей жены, там раздевается и переодевается, бросая «заражённую» одежду на пол. Естественно, её понюхала собака жены и слетела, к дьяволу, с катушек за 5 минут. Почему не спятили собаки братьев, что бегали с ними по лесу, Рунья не расскажет...

Казалось бы, невозможно тупить ещё дальше, но каждый раз после очередного идиотизма, Педро и остальные, выкидывают новые коленца. Вот они бегут из города, забрав детей и старенькую маму. Блин, а что мы будем кушать - канючит сорокалетний бородач. «Мам, у тебя деньги есть? - Я с собой больше не брала...» Как так-то не брала? Вы же бежите из этого несчастного города навсегда, у старушки были деньги, но она их оставила? И так далее, и тому подобное.

Режиссёр потерял не только логику, но, я подозреваю, и целые куски отснятого материала при монтаже. Вот, скажем, жена лендлорда Руиса с утра кричит мужу - «там этот козёл!» (в смысле, самец козы), показывая пальцем на стадо. Ну, Руис взял и застрелил козла, начхав на правила, которые прямо запрещают стрелять в одержимых животных и людей. Однако, я никак не мог понять - каким образом жена Руиса сразу поняла, что с козлом что-то не так? Ну, то есть пока козёл не взял Руиса на «слабо», на демоническое животное он не был похож. Я раза три этот эпизод пересмотрел - обычный с виду козлик... В нашей деревне, я нормальных вполне козлов видел, те и пострашнее были.

«Одержимые злом» или «Обитель зла - заколдуют и козла», 2023, Аргентина Обзор фильмов, Фильмы ужасов, Аргентина, Советую посмотреть, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Вопросов к самому миру целая туча. «Вы когда-нибудь видели «гнилого»? А может это всё туфта!» - огрызается полицейский на братьев, когда они пришли «с докладом». «Говорят, как увидишь - сразу узнаешь, вот мы и сразу узнали» - бубнит Педро в ответ. Стоп, но это же не XIX век, а XXI-ый, если «эпидемия» одержимости была мировой, то её жертв не обязательно видеть лично - есть же ТВ и интернет, наконец, фото в газетах.

Ах, да... сотовые телефоны есть, а ТВ и интернета нет (ни у кого в квартирах нет телевизоров и компьютеров), и, по-видимому, газет тоже. Да и сколько лет длиться это «нашествие»? За середину фильма, догадываешься, что несколько десятилетий, но при этом даже старушка-мать главных героев никогда ранее не встречала «гнилых», вот что странно. Однако, потом мелькнула точная цифра – «последние 12 лет», мол, с момента появления первого зараженного в Буэнос-Айресе.

«Одержимые злом» или «Обитель зла - заколдуют и козла», 2023, Аргентина Обзор фильмов, Фильмы ужасов, Аргентина, Советую посмотреть, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

В общем, можно было бы продолжать, но ... лучше посмотреть или не смотреть. А то и так есть вероятность погрязнуть в тонне спойлеров и кому-нибудь испортить первое впечатление. Логики маловато (при наличии некой изюминки фильма), что касается особых кошмаров - то многие в отзывах говорят об излишней жестокости, и действительно, Рунья здесь местами «догоняет» южнокорейские хорроры. Среди очевидных для меня как зрителя плюсов: прекрасная игра всех актеров, атмосфера и интересный набросок мира – если бы он был не интересен, нежелание режиссера «дописывать» этот мир так бы не раздражало.

Источник: https://dzen.ru/a/ZUVfRsb_FDZHfDNa

Показать полностью 5

«Жанна Д’Арк», 1999 год. Странности перевода (или оригинала)

Давно не пересматривал этот замечательный фильм Люка Бессона. И вот, по одному из каналов он идет однажды вечером. Слух режет нечто странное: сцена первой встречи Жанны и Жана Дюнуа под Орлеаном. Ла Гир хлопает по плечу старого друга и говорит:

- Прости, Жанна, перед тобой сводный брат короля. Великий упрямец Дюнуа.

«Жанна Д’Арк», 1999 год. Странности перевода (или оригинала) Средневековье, Жанна дАрк, Франция, Военная история, Люк Бессон, Яндекс Дзен (ссылка)

Что, простите? Какой-какой брат? Сводный? Вот интересно, - это ляп перевода или так и в оригинале есть? Зная наших переводчиков и зная глубины познаний создателей заграничных исторических эпиков, можно допускать оба варианта. Строго говоря, Великий бастард Жан Дюнуа – двоюродный брат короля Карла VII, а сводный брат – это и вовсе не кровный родственник. Кстати, в старых книжных переводах довольно часто встречается эта путаница, когда термин «half-brother» (дословно – «наполовину брат») превращается в «сводного брата». Для последнего термина в английском языке наличествует другой термин – «stepbrother».

И еще одна странность – если в оригинале, действительно так и есть, и имелся в виду «наполовину брат» (в английском языке не уточняется единокровный это брат или единоутробный), то Ла Гир, получается, несет нешуточную крамолу. Ибо Жан Дюнуа – вне всякого сомнения внебрачный сын герцога Людовика Орлеанского, но вот короля Карла VII, как известно, подозревали в том же самом происхождении. Дескать, он вовсе не сын короля Франции Карла VI Безумного, а тайный бастард королевского брата, герцога Орлеанского, вступившего в порочную связь с королевой Изабо Баварской.

«Жанна Д’Арк», 1999 год. Странности перевода (или оригинала) Средневековье, Жанна дАрк, Франция, Военная история, Люк Бессон, Яндекс Дзен (ссылка)

Враги короля трещали об этом на всех перекрестках, а вот друзья (вроде Ла Гира), должны были бы и помалкивать, даже если в тайне в такое верили.

С другой стороны, если это ляп перевода, то за более чем 20 лет, можно было бы и внести коррективы.

Источник: https://dzen.ru/a/Zc58LLw492zRYoeF

Показать полностью 1

«Мятежная Луна: Дитя Огня». Вопросы начинаются с эпического вступления

Вопросы к «дому, который построил» Зак Снайдер, начинаются буквально с заставки, что содержит краткий ввод в историю нового мира. Я записал почти всё из этого крохотного пролога.

В Праматери тысяча королей безраздельно правили один за другим… Слава Праматери казалась бесконечной, пока наемный убийца предательски не сразил короля и королеву. Навсегда прервав королевскую родословную. В хаосе, последовавшем за смертью короля несколько покоренных планет на окраине Праматери начали замышлять революцию. Сенатор Балисарий воспользовался возможностью захватить власть, провозгласив себя регентом. Для демонстрации силы он отправил самого жестоко командира к самым дальним планетам владений Праматери, чтобы найти и беспощадно сокрушить тех, кто называл себя повстанцами.

В общем, это настолько бредовая ахинея, что я даже заподозрил – а не специально ли это всё наворочено? Настолько фальшиво, что я почувствовал себе Нельсоном из вод этого эпизода «Гриффинов» («Симсоновский парень»). Как будто нарочно режиссер отвлекает внимание и провоцирует на кучу вопросов. Однако… кажется, Зак Снайдер преподносит это всё на серьезных щах.

«Мятежная Луна: Дитя Огня». Вопросы начинаются с эпического вступления Фантастика, Зак Снайдер, Star Wars, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

"Ботан с деньгами на завтрак"

Одного короля убили, и родословная прервалась навсегда? Шалишь, товарищ режиссер (и вы же сценарист), вот нельзя ляпнуть сначала «тысяча королей», и потом один умер – и всё, династия скапутилась. Система стабильно выдержавшая целую тысячу монархов не может рухнуть в одночасье. А почему так критична смерть королевы? Она что, ждала наследника или она еще и непросто консорт? А король круглый сирота – за тысячу предшественников у него не нашлось ни одного даже пятнадцатиюродного брата? А по женской линии нельзя трон наследовать? Может по бастардской можно?

Почему хаос то случился, что из тысячи королей до этого ни одного не убивали? Или никто сам по себе, никогда не умирал внезапно? Кстати, тогда уж наемный убийца вовсе не обязателен, можно подумать, если бы королевская чета погибла в результате несчастного случая, то хаоса не произошло бы.

«Мятежная Луна: Дитя Огня». Вопросы начинаются с эпического вступления Фантастика, Зак Снайдер, Star Wars, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Идем дальше… Регент. Регент, хм. Шутка – вы так говорите, товарищ режиссер, как будто это что-то плохое. В том-то и дело, что в период кризиса власти, регент – совершенно обычное дело. Как раз для того, чтобы избежать хаоса. Регент назначается не только когда король мал/болен/в походе, но и когда короля в принципе нет, допустим король еще не родился или еще не избран.

А вот теперь серьезно: легко догадаться, что под термином «регент» режиссер Зак Снайдер разумеет вовсе не то, что все остальные, мало-мальски образованные и эрудированные люди. Как всем заинтересовавшимся «Мятежной Луной», уже известно – изначально сценарий писался под мир «Звездных войн», но его не приняли и вот теперь, после долгих лет ожидания, чтобы добро это не пропадало, Зак Снайдер переделал его в историю оригинального мира. А это значит, что, во-первых, надо выкинуть из сценария «императора». (По уму – еще и то, что он вышел из сенаторов, но это почему-то забыли.)

«Регент» в понимании режиссера, вовсе не «лицо временно исполняющее обязанности», а отличный и ловкий «синоним» императору. Я подозреваю недостаток банальной эрудиции – почему нельзя было взять – верховный консул, автократор, лорд-протектор и так далее, и тому подобное? Но «регент» – звучит-то как, закачаешься!

«Начинают замышлять революцию». Опять – «хм». Вообще-то, добрые люди испокон веку замышляют революции поближе к Центру, на окраинах только полный осел будет революционерить, ибо – а смысл? Называется-то это в подобных случаях уже по-другому – война за независимость или сепаратизм, с какой стороны баррикад посмотреть. И вот хороший вопрос – почему Зак Снайдер не употребляет ни того, ни другого термина, а выдумал каких-то революционеров. Ничего здесь не понять, ведь если подумать, то этот волшебный регент, как раз и есть главный революционер – он же не собирается даже себя провозглашать королем. Он, что принципиально против монархии старого порядка? Господин режиссер, но тогда этот ваш Балисарий (Балисариус) – внезапно революционер.

Прекрасно понятно из какой оперы (космооперы) взялись эти повстанцы, вот только против чего они восстают? Какая у вас программа и какой вы партии, товарищи повстанцы? И опять шутка: давайте признаем, господин режиссер, что ваши повстанцы – не повстанцы и вовсе и уж тем более не революционеры, а просто какие-то мазурики, возжелавшие при общем хаосе облегчить себе существование.

Итак, к сюжету. На одной луне, под сенью громадного газового (по-видимому) гиганта стоит чахлая деревенька, где сильная девушка по имени Кора пашет поле с помощью плуга и какого-то местного животного (полуконя-полувола). Деревня хоть и убога, но электрифицирована.

«Мятежная Луна: Дитя Огня». Вопросы начинаются с эпического вступления Фантастика, Зак Снайдер, Star Wars, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Вот только тракторов почему-то нет… Я опять начинаю подозревать режиссера – неужели он думает, что для того чтобы светили фонари, достаточно вкрутить лампочку в патрон? То есть, динамо-машины, генераторы и прочее у этих селюков есть, но вот сделать самый простой трактор или банально его купить, в то время, как космические корабли бороздят пространство, эти чудики не смогли. Сеют они тоже руками, но вот непорядок – почему на поле нет пугала?

Да, у них тут в деревне есть и религия, что-то вроде язычества очень свободных нравов. И опять порция бреда. Глава местной коммуны провозглашает на празднике, что росту саженцев способствует ... надлежащее исполнение супружеских обязанностей. Поэтому, возрадуемся, братья и сестры, во имя богов, ради большого урожая! Представляю такой диалог:

- Даешь электрификацию всей Галактики!

- Задрал ты уже, председатель, со своими лозунгами! Когда трактора купим, сеялки? Чай не десять соток, на всей планете целину подымаем!

- У нас не планета, а Луна!

- Ты с темы не соскакивай! Рук не хватает, эвон - девок в поле за плуг ставить приходится, где такое видано? Агронома бы нам ладного, МТС забубенить, как в коммуне «Последний завет Палпатин», да и председателя нового вместо тебя ..., не помешало бы!

Но тут в деревне (то есть, на этой самой Луне) появляется обещанный тут же в прологе «самый жестокий командир». Которого почему-то на громадном космическом дредноуте отправили давить селюков на окраины этой жестокой галактики. На месте жестокого командира я бы решил, что меня отправляют в ссылку. Тут такая кутерьма в Центре – должности делят, портфели и бенефиции – а меня к пейзанам?!

«Мятежная Луна: Дитя Огня». Вопросы начинаются с эпического вступления Фантастика, Зак Снайдер, Star Wars, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Тут есть над чем поразмыслить. Повстанцы и революционеры, говорите? Крутится у меня в голове одна мысль… Надо бы потолковать со своими офицерами и напомнить им, что моя бабушка была седьмой дочерью славного короля Конрада LXXIV (Семьдесят Четвертого), и если кто-то там на Праматери думает, что королевская родословная «прервалась навсегда» - то это кто-то крупно ошибается. Именно так я стал бы размышлять на месте «самого жестокого генерала».

А вот теперь «завуалированный» сюжет «Звездных войн» чуть-чуть прерывается и нас ждут столь же топорно сделанные вставки из легендарных «Семи самураев» и всех их отражений. Это тоже заметили все, успевшие познакомится с фильмом, потому как не заметить просто невозможно, как невозможно не хохотать над столь безумным и очумелым подражанием.

Продолжение следует… И да, я вообще люблю фантастику, как давно заметили читатели блога, причем любую – и хорошую, и плохую. Причем, даже в плохой я стараюсь находить что-то хорошее – а здесь, в «Мятежной Луне» кое-что тоже имеется. И мне интересен режиссер Зак Снайдер, иначе бы я вообще не размышлял о его творчестве.

Источник: https://dzen.ru/a/ZYxjYYZaWR2Loiho

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!