Серия «Очерки советской космонавтики»

СССР в Лунной гонке. Этап 2. Мягкая посадка и Лунный спутник (1963-1966)

Начало: СССР в Лунной гонке. Этап 1. Попасть в Луну и сфотать! (1958-1962)

Новой задачей стала мягкая посадка на Луну. Задача не была тривиальной. Даже проблема мягкой посадки на Землю на 1963 еще не была полностью решена - даже "Восхода" способного совершить мягкую посадку на Землю еще не было - а "Востоки", "Меркурии" и "Джемини" на нее рассчитаны просто не были. Корабли того периода неплохо тормозились парашютами, но удар спускаемого аппарата о поверхность Земли все равно выходил жестким и создавал угрозу гибели или тяжелого травмирования экипажа - потому советские космонавты летавшие на "Востоках" катапультировались и приземлялись на парашютах - а американские корабли садились в воду, гасившую удар, несмотря на риск затопления корабля после посадки и сильное ограничение, накладываемые на возможность посадки метеоусловиями. В целом даже знаменитые "Аполлоны" не имели полноценной системы мягкой посадки и толком не могли садиться на поверхность Земли. Но решение все же было очевидным - парашюты и тормозные ракеты, срабатывавшие у самой поверхности Земли должны были обеспечить мягкую посадку в будущем. Однако посадка на Луну была другим делом - у нее не было атмосферы, использовать парашют и аэродинамическое торможение было невозможно, так что тормозить приходилось двигателем. Однако двигатель на давал необходимой мягкости посадки, остаточная скорость все еще была слишком велика для хрупкого оборудования - а для вертикальной посадки на струе газов работающего двигателя, как садились посадочные аппараты "Аполлонов", требовалось и оборудование посовершеннее - такого тогда тоже не было. Кроме того нужна была и ракета-носитель способная дотащить до Луны не только лунную станцию - но и топливо для её мягкой посадки. Такой тогда тоже не имелось - о носителях тяжелого класса тогда только задумывались и искали подходы к их разработке. Требовалось другое решение - и оно было найдено. Лунник должен был гасить удар о поверхность надувной подушкой или коконом... которая не должна была лопнуть от удара. Не так уж и просто, правда?

Вес планируемых станций существенно возрос, как у нас, так и у американцев. Первые станции были небольшими: "Луна-2" весила 390 килограмм, "Луна-3" - около 280. Небольшими были и "Пионеры" (38 кг) и "Рейнджеры" (330 кг). Станции рассчитанные на мягкую посадку были много тяжелее: советская станция типа E-6, рассчитанная на мягкую посадку в полном комплекте весила более 1,5 тонн, из них на лунный спускаемый аппарат приходилось всего 100 килограмм.. Первый спутник Луны,-"Луна-10", модифицированная E-6 в сборе был чуть тяжелее - 250 кг спутника и почти 1,5 тонны агрегатного отсека, включавшего тормозной двигатель для выхода на орбиту Луны. Америкнские "Лунар Орбитеры" и "Сервейеры" с агрегатным остеком и тормозным двигателем весили около тонны. Новые задачи - доставка 1-2 тонн груза на орбиту Луны требовали более мощных носителей.

Рабочей лошадкой этого этапа советской программы стала ракета-носитель "Молния" - её обрезанная трехступенчатая версия стала ракетой-носителем "Восход", которая, после не столь уж глубокой модернизации, превратилась в "Союз". Бедой "Молнии" была четвертая ступень (она же разгонный блок) - "Блок Л". Он отказывал два раза из трех и ничто, никакие попытки найти и устранить причину, не позволяли добиться лучших результатов довольно много лет - да и соорудить более удачный разгонный блок никак не выходило... На Земле блок работал как часы - но его двигатель должен запускаться в невесомости, на низкой орбите - и вот там начинались проблемы. Конечно к середине-концу 1960-х его наконец довели до ума - и "Молния" стала основным средним носителем СССР (и впоследствии России) для запуска спутников на высокие орбиты и оставалось таковой до появления очень годного разгонного блока "Фрегат" в 2000-м... Но до доведения "Блока Л" до ума было еще много времени - а на Луну требовалось лететь уже в 1964. Чтобы справиться с проблемой и сохранять темп космической гонки было решено строить и запускать станции тройками - по 3 однотипных станции за раз, в надежде что хоть одну из них "Молния" не угробит. Несмотря на эту ситуацию язык все же не поворачивается назвать "Молнию" горе-батутом. И не потому что она была наша, советская. Просто первые три ступени "Молнии" были просто великолепны - и потому мы все еще летаем в космос на её усовершенствованном трехступенчатом варианте - "Союзе", а довести до ума разгонный блок гораздо сложнее, чем саму все остальные ракеты: он запускается уже на орбите и его остатки при всем желании не долетают до земли в сколь бы то ни было пригодном для изучения виде - а данные телеметрии были недостаточны для того, чтобы понять почему "блок Л" взорвался или (чаще) заглох. Поэтому ОКБ-1 бился о проблему "БлокаЛ" год за годом. усовершенствовал, пытался довести до ума, устранить недостатки - и все равно всё очень долго заканчивалось одинаково - два блока отказывают, реже взрываются, а третий работает нормально...

С другой стороны американцы к 1962 довели до ума носитель среднего класса "Атлас" с разгонным блоком "Аджена" - очень удачный носитель разработанный под руководством Карела Боссарта на базе баллистической ракеты "Тор", но уже изначально замышлявшийся как баллистическая и космическая ракета, безотказная и довольно надежная - только 16 из 109 запусков пары "Атлас-Аджена" окончились неудачей. Её вполне хватала на точные и успешные запуски к Луне "Рейнджеров" - но мощности на вывод к Луне тяжелой станции нового поколения не хватало. К 1964 году американцы все же довели до ума и третий разгонный блок - "Центавр", пригодный для использования со средним носителем "Атлас" и тяжелым "Титан". "Центавр" - очень мощный разгонный блок. В этом блоке используются мощные двигатели с огромной для устройств такого класса тягой двигателей в 10 тонн-сил каждый - а их на блок ставится как правило два (хотя есть и однодвигательный вариант). А 20 тонн сил - это очень прилично - двигатель "Аджены" выдала 8 тонн-сил, "Блок Л" - 7, а "Блок Д" - единственная хорошо работавшая ступень ракеты Н-1, впоследствии ставившаяся на "Протоны" для запуска межпланетных станций - 8,5. "Центавр" используется и поныне - чаще всего вместе с носителем "Дельта". Дикая мощность "Центавра" достигалась использованием капризных, технически сложных, дорогих и просто опасных двигателей на жидком водороде. Кислород-водородные двигатели имеют ряд недостатков - как топливо так и окислитель надо хранить в криогенных баках, при этом жидкий водород обладает низкой плотностью, делая ступени с такими двигателями крайне громоздкими - однако их удельный импульс (отношение тяги к расходу топлива), являющемуся главной характеристикой ракетных двигателей, просто великолепен и в вакууме почти в 1,5 раза выше, чем удельный импульс обычных ракетных двигателей на керосине и кислороде. Говоря попросту - кислород-водородный двигатель развивает в 1,5 раза большую тягу на 1 тонну топлива, позволяя выводить на траекторию большие грузы при меньшем расходе топлива. К успехам, достигнутым с помощью блока "Центавр" и ракет "Атлас" разных модификаций можно отнести не только американские лунные запуски - но и вполне современную часть космической программы, и в усовершенствованном и модернизированном виде используются и поныне. Кстати именно Тяжелыми ракетами "Титан-Центавр" с этим разгонным блоком, запускались американские марсианские станции "Викинг", а так же знаменитые "Вояджеры". В СССР так и не сумели создать аналог этого замечательного разгонного блока - потому советская программа отнюдь не блещет успехами в изучении внешних планет солнечной системы. В целом же "Атлас-Центавр" ни в чем не уступал "Молнии": он был едва ли не лучше в плане мощности и грузоподъемности и выигрывал в надежности, появление же даже однодвигательного варианта "Центавра" позволило американцам получить еще более мощный и эффективный носитель и начать череду побед. Появление этого блока сделало лунную гонку куда жестче - СССР постепенно терял преимущество в носителях.

Для посадки на Луну готовилась новая серия аппаратов - E-6. Это были большие, полуторатонные аппараты, поскольку поставленные задачи требовали коррекции траектории на пути к Луне и торможения у самой Луны для того, чтобы относительная скорость лунной станции и луны составляла несколько десятков метров в секунду. Общеизвестно, что для полета к Луне необходима скорость около 11 км/c, однако эта скорость нужна именно для выхода на орбиту Луны, при этом скорость аппарата относительно собственно Луны может быть абсолютно разной - все зависит от траектории выхода - но всегда будет много меньше собственно скорости до которой будет разогнан аппарат. Станции серии E-6 запускались чтобы как бы догонять Луну и подходили к ней с относительной скоростью около 2,5 км/c, так чтобы относительная скорость снижалась за счет движениям самой Луны. Эту скорость нужно было снизить до скорости сброса в несколько десятков метров в секунду - сама лунная станция вместе с надувным коконом весила не более 100-150 кг, все прочее 1,4 тонны приходилось на отсек двигателей и управления, включавший тормозной жидкостно-ракетный двигатель, двигатели ориентации и сложную систему управления, необходимую для выполнения всех маневров и сброса кокона с лунным модулем на заданной высоте. Первая серия из трех лунных аппаратов была запущена в январе-апреле 1963. Первые два запуска были неудачными, но третья - "Луна-4" вышла на траекторию к Луне...и промахнулась мимо Луны на 6000 километров. Правда причина была не в ракете. Механизмы управления двигателем и сами двигатели коррекции были еще не совершенными и очень ненадежными - в итоге станцию постигла судьба первой станции отправленной к Марсу - она не долетела. Причины были разные - на марсианской станции "Марс-1" неправильно оценили расход топлива двигателей коррекции, поэтому к последней коррекции менять курс было уже нечем, а на "Луне-4" отказала сама система управления полетом. Так что миссия была по большому счету провалена - хотя по пути станция все же успела поизучать земную магнитосферу и космические излучения и собрать сколько-то новых данных.

Советская космическая программа расширялась, запускались новые спутники, поэтому к полетам на Луну вернулись только в следующем, 1964 году. Начало 1964 ознаменовалось тем, что очередной американский аппарат серии "Рейджер", выведенный "Атлас-Адженой" достиг Луны (то есть в нее врезался) - и очередной американской неудачной попыткой пофотографировать луну с подлетной траектории - на аппарате (в который уже раз) отказало технически сложное, хотя и более совершенное чем советское бортовое оборудование. В марте-апреле 1964 СССР запустил еще две станции - по большому счету копии "Луны-4" с небольшими доработками. Обе были потеряны из-за отказа "блока Л" "Молнии". Зато американцам в августе того же года удалось запустить аппарат, который все таки смог сфотографировать Луну до того, как разбиться. Аппарат ("Рейнджер-7") начал съемку за 17 минут до удара и передал на Землю более 4000 кадров хорошего качества и разрешения - сказалось превосходство США в электронике. Тут американцы конечно блеснули - им удалось втиснуть в корпус аппарата полноценную телекамеру и высокоэффективный, способный к быстрой передаче данных передатчик, способный выплевывать в эфир 4 кадра высокого разрешения в секунду, в то время как наша аппаратура передавала каждый кадр минимум по 10 секунд, не говоря уже о времени необходимом для проявления и закреплении пленки. Единственным недостатком американской системы была дичайшая ненадежность. На устранение недочетов потребовался не один год, но когда система наконец заработала - она блеснула по полной.

Продвинуться в достижении поставленных задач СССР удалось только в 1965 - с марта по июнь были отправлены еще 4 однотипные станции, две из которых были потеряны из-за отказа "Молнии", но две - запущенные 9 мая ("Луна-5") и 8 июня ("Луна-6") все же смогли выйти на траекторию к Луне - однако полеты снова окончились неудачно. У "Луны-5" не отработал тормозной двигатель и станция разбилась о поверхность Луны, "Луна-6" повторила судьбу "Луны-4" - отказала система управления и станция прошла мимо Луны. На фоне этого обидным выглядел небольшой - но успех американцев: "Рейнджер-8" запущенный в феврале и "Рейджер-9", запущенный в марте смогли передать тысячи фотографий Луны, причем последние фотографии перед ударом были сделаны с очень небольшой высоты - на них были видны предметы размером до полуметра - американцы наконец-то смогли поднять надежность фототелеаппаратуры на надлежащий уровень. . При этом фотосеанс "Рейнджера-9" транслировался в прямом эфире - снимки передавались по ТВ сразу по получению их со станции. Последнее стало если не триумфом американцев, то очень хорошим публичным ходом, показавшим, что США не намерена уступать СССР и может продемонстрировать то, что не смог Советский Союз - и хотя с технической точки зрения подобные полеты для СССР выглядели (и были) во многом пройденным этапом - требовались новые успехи.

Одним из таких успехов стал "Зонд-3". Серия станций "Зонд" была предназначена для исследования межпланетной среды, а так же планет с пролетной траектории. "Зонд-1" был отправлен на Венеру и нес первую посадочную капсулу - но вышел из строя так и не достигнув "утренней звезды" из-за недостатков конструкции. Не дотянул до Марса и "Зонд-2". Однако "Зонд-3", запущенный 18 июля, успешно сделал полувиток вокруг Луны, отсняв в неплохом качестве ту часть поверхности Луны, которая не была отснята "Луной-3", а так же пересняв в более высоком качестве значительную часть обратной стороны нашего спутника, что позволило составить первую более-менее точную полную карту Луны - неотснятыми остались только приполярные области. Дешифровка снимков позволила выявить еще около 500 объектов - мелких морей, гор и кратеров. По итогам полета был выпущен первый в истории "Атлас обратной стороны Луны", за ним последовал первый в истории глобус Луны. После этого станция успешно продолжила изучать межпланетное пространство, включая состав межпланетного вещества путем спектрографии - это тоже было успехом и достойным шагом в изучении космоса. В целом же полет Зонда был очень неплохим успехом, прилично подзатмившим полёты "Рейджеров" - ведь все фотографии американцев были сделаны с "нашей" стороны Луны - а вот обратная сторона для них пока что оставалась недоступной - и хотя американцам удалось догнать СССР в ракетостроении - успех "Зонда" еще раз продемонстрировал превосходство в системах управления станциями.

Тем временем к полету готовилась новая очередь советских лунников серии Е-6. Еще три станции были готовы к полету на Луну. Все ожидали уже ставшими привычных потерь при запуске - но борьба за повышение надежности "Блока Л" наконец-то начала сказываться: разгонные блоки всех трёх "Молний" отработали нормально - и к Луне отправились "Луна-7" (4 октября 1965), "Луна-8" (3 декабря 1065) и "Луна-9" (31 января 1966). Станции были почти однотипны "Луне-4", но все недоработки, связанные с системами управления и двигателем были устранены, всё что отказало в прошлые разы были исправлено, переделано и доработано. И все равно у "Луны-7" отказал тормозной двигатель - и она разбилась о Луну так же, как "Луна-5" до нее. "Луна-8", однако всё же смогла затормозить и начать посадку - но мягкой она не вышла. Станция успешно затормозила, произошло отделение посадочного аппарата - все шло нормально, но посадочный аппарат погубил заводской брак надуваемого азотом амортизатора, который должен был погасить остаточную скорость - он лопнул при надувании, в итоге закувыркавшаяся под реактивной тягой вырывающегося из дыры азота, почти не амортизированная при ударе станция, ударилась о Луну и не вышла на связь. Зато спускаемый аппарат "Луны-9" смог успешно сесть на поверхность Луны став первой в истории космической станцией, совершившей мягкую посадку на другое небесное тело.

Посадка была потрясающим результатом. Станция передала три панорамы лунной поверхности при разных высотах Солнца над горизонтом, замерила радиоактивность лунного грунта (худшие ожидания о его наведенной веками облучения жесткой радиоактивности не оправдались), измерила уровень радиации на поверхности (оказавшийся достаточно безопасным и допускающим высадку человека на Луну), провела первые сейсмические измерения для оценки частоты попаданий по Луне метеоритов (что позволило доказать, что большинство кратеров имеют древнее происхождение). Изучение панорамы позволило так же отмести многие гипотезы о лунной поверхности - например предположение о том, что поверхность Луны покрыта толстым, многометровым, слоем пыли, образовавшейся при ударах метеоритов, космическом выветривании за счет перепадов температур между лунным днем и ночью, и остатков микрометеоритов. Стало ясно, что на Луну может сесть не только станция в надувном коконе, но и пилотируемый корабль. Безусловно посадка была важным шагом и очень многое рассказала людям о Луне. Это было воспринято как очередной триумф советской космонавтики.

Вслед за этим была еще одна победа: была достигнута и вторая цель этого этапа - запуск первого орбитального спутника Луны - "Луны-10". Станция представляла собой модифицированную станцию серии Е-6, технически близкую к станциям "Луна-4"..."Луна-9", но оснащенную уже не посадочной капсулой, а спутником луны. Схема полета этой станции была сложнее. Если траектория посадочных станций была куда проще - догнать Луну, развернуться к ней хвостом и тормозить что есть силы, а на заданной высоте и скорости отстрелить спускаемый аппарат, то Луне-10 требовалось двигаться так, чтобы торможение окончилось вблизи Луны, на высоте от 300 до 1000 км от Луны, а скорость аппарата была чуть выше 1,6 км/c - первой космической скорости для Луны. При меньшей скорости - станция бы рухнула на Луну, при большей 2,4 км/c - улетела бы прочь от Луны. Управление полета такой станции было более сложным - она нуждалась в очень точной коррекции траектории перед сближением с Луной и точным управлением тормозным двигателем - при этом система при торможении не могла полагаться на радиовысотомер, позволявший измерять скорость относительно Луны напрямую - как на обычных станция серии E-6. Основой программы полета стал очень точный расчёт траектории на Земле.

В марте 1966 были запущены две лунные станции этого типа, одна из которых смогла достичь Луны (ну а вторая была потеряна опять же из-за неисправности "Блока Л" очередной "Молнии" - повысить его надежность удалось, но блоки всё равно часто отказывали), после чего точно вывела на орбиту Луны отделяемый спутник массой около 300 кг. Орбита была эллиптической, около 1000 км в апоселении и около 300 в периселении. Это был полный успех. Задачей спутника стало изучение гравитации, радиации и состава луны. Было изучено гравитационное поле Луны (внезапно оказавшееся несферичным ввиду значительной неоднородности внутреннего строения спутника Земли), проведены продолжительные наблюдения за солнечной радиацией (в том числе во время вспышек) и уровнями радиации на поверхности. Была дифференцирована наведенная и естественная радиоактивность поверхности Луны - при этом изучение естественного излучения пород самой Луны показало, что значительную роль в сложении лунной коры играют базальты - такие же, как на Землей. Более чуткие магнитометры станции показали, что Луна все же обладает очень слабым (на 3 порядка слабее земного) магнитным полем, недостаточным для отражения любых космических частиц. Результат был подтвержден, когда станция (внезапно для многих тогдашних исследователей) обнаружила что Луна проходит через хвост земной магнитосферы - тогда точная форма магнитосферы Земли еще устанавливалась, и то что её хвост достигает Луны для многих было сюрпризом. Так же было установлено, что вокруг Луны почти в 100 раз больше микрометеоритов чем в пространстве между Землей и Луной - датчики микрометеоритов регистрировали более 10 попаданий микрообъектов по датчикам в час. Кроме того, на борту станции был установлен пакет мультивибраторов, подобранных так, чтобы по команде с Земли проигрывать в эфир "Интернационал". Музыка передаваемая станцией с орбиты Луны прозвучала на одном из заседаний XXIII съезда КПСС, её транслировали по радио. Миссия спутника была одним из последних больших успехов советской лунной программы - попытки Америки догнать и перегнать СССР начали оправдываться.

НАСА удалось осуществить свою первую мягкую посадку только в июне 1966, почти полугодом после "Луны-9" - но их аппарат - сходный с "Луной-9" по составу бортового оборудования и целям "Сервейер-1", запущенный ракетой "Атлас" с разгонным блоком "Центавр" - смог совершить первую в истории мягкую посадку на Луну за счет торможения двигателем, без использования двигателя мягкой посадки - без надувного кокона. При этом даже стартовый вес "Сервейера" составил чуть меньше тонны - в 1,5 раза легче станций типа Е-6, а вес посадочного модуля (вместе с двигателем мягкой посадки) - около 300 кг. В целом - это был очень большой шаг вперед, недоступный пока для СССР - американцам удалось нас догнать и по системам управления, и даже немного перегнать в плане конструирования собственно межпланетных станций.

Для ученых СССР же стало очевидно, что следующий шаг в освоении Луны невозможен без более мощного носителя, чем "Молния" - и этим носителем стал "Протон", на тот момент - новейший, созданный в 1965 году, и на 1966 год еще не имевший разгонного блока позволявшего полеты на Луну - но вскоре ему предстояло появиться. Посадка "Сервейера" была крупным шагом американцев вперед - и началом отработки способа посадки для лунных кабин кораблей "Аполлон" -и в этот момент американцы начали помаленьку обходить СССР. За "Сервейером-1" последовал "Лунар Орбитер-1" - первый американский спутник Луны, запущенный носителем "Атлас-Ценавтр" в августе 1966. В отличии от "Луны-10" он нес в основном не селенофизическое, а фотографическое оборудование - началась разведка возможных точек посадке будущего лунного корабля. Успех "Лунар Орбитера-1" и "Сервейера-1" показал, что американский технологический уровень не только догнал, но начал обходить советский.

В Лунной Гонке начинался следующий этап, самый ожесточенный и драматичный - подготовка к высадке человека на Луну...

СССР в Лунной гонке. Этап 2. Мягкая посадка и Лунный спутник (1963-1966) Космонавтика, Ракета-носитель, Сделано в СССР, Луна, История России, Ракета, Наука, Длиннопост, NASA

====================================================================================

В заключении хотелось бы поблагодарить своих подписчиков, ожидавших продолжения рассказа про лунную гонку.

Отдельное спасибо @Tollss, @Techno54, @timur1976, @Timl, @mayamba, @Dencheig, @GrayEva, @berkyt1944, @stan.vv75 и другим пикабушникам за моральную поддержку, которая помогла мне так быстро доделать из готовых набросков эту часть.

А еще спасибо @Timl и еще одному пикабушнику, который предпочел остаться неизвестным, за небольшие, но очень приятные донаты.

Показать полностью 1

СССР в Лунной гонке. Этап 1. Попасть в Луну и сфотать! (1958-1962)

Ну - с 12 апреля, пикабушные любители космонавтики. Общеизвестно, СССР проиграл лунную гонку, так и не сумев высадить на поверхность Луны человека. Однако сложно сказать, чем бы она закончилась, умри Королёв пятью годами позже - соперничество за Луну было ожесточенным. И на этом пути были и успехи, и поражения. С Луной связан ряд успехов Советской космонавтики - и американцам удалось повторить многие из них лишь годами позже. И хотя может быть говорить об этом в день, когда любители космонавтики в России дружно постят мемасики "Юра, мы все прогадили" и нелепо - ведь отечественная космонавтика уже многие годы стоит на месте, а гордиться успехами прошлого при таком настоящем выглядит глупо - но все же забывать о трудовом подвиге советских ученых и инженеров по моему все же неправильно. В силу этого я решил написать несколько постов, посвященных лунной гонке в целом - и успехам и поражениям в ней советских исследователей космоса. И первый из них - вот.

Этап 1. Попасть в Луну и сфотать! (1958-1962)

В исследовании Луны можно выделить 4 этапа - по основным целям - попадание в Луну, мягкая посадка, высадка человека и завершающий этап - все лунные миссии после завершения полётов "Аполлонов". Сегодня поговорим о самом первом этапе. Лунная гонка началась почти сразу после запусков первых спутников СССР. Сергей Павлович Королёв с самого начала, еще до запуска первых спутников, планировал отправку станций к Луне, Венере и Марсу. В эскизном проекте ракеты Р-7, разработанном С.П. Королёвым еще в 1953 году, была прописана возможность использования ракеты для полетов к этим небесным телам и даны примерные спецификации будущих трех и четырехступенчатых варантов для полетов к Луне, Марсу и Венере.

Запуск первого спутника Земли, как вы помните, состоялся в начале октября 1957, но разработка трехступенчатой версии носителя "Спутник" началась еще до этого события. А уже в июле 1958 закончилась разработка третьей ступени Р-7 - "Блока Е". Установка этой ступени на двухступенчатый носитель "Спутник", которым запускались спутники ПС-1, ПС-3 и "Спутник-3" давала возможность запустить к Луне что-то небольшое и беспилотное. К примеру - аппарат, который должен был полететь в сторону Луны, долететь, попасть в неё и разбившись, оставить на лунной поверхности серпастый и молоткастый вымпел - или сфотографировать Луну вблизи и передать фотографию по радиоканалу на Землю, благо разработка методов передачи фото по радио уже активно создавались.

Попадание в Луну не было тривиальной задачей - если сегодняшние вычислительные мощности и опыт межпланетных полетов позволяют запускать аппараты даже к астероидам и кометам - тогда не было ни опыта расчета таких полетов, ни опыта самих полетов. И проблемой это было для всех - так американцы промахивались по Луне раз за разом до апреля 1962 и потеряли множество аппаратов в процессе. Правда провал американцами первой части лунной гонки был связана в основном с тем, что для решения этой задачи поначалу использовались по сути корявые и ненадежные "батуты" - исходно не проектировавшаяся для космических запусков баллистическая ракета "Тор" с прикрученным сверху очень неудачным разгонным блоком "Эйбл" и "Юнона-II" с тремя полностью неуправляемыми (то есть даже без возможности дросселирования или выключения двигателей) ступенями прикрученными сверху баллистической ракеты "Юпитер" - опять же строившейся без учета применимости для космических запусков - максимум для роли геофизической ракеты. Ступени "Юноны-II", по сути, представляли собой скрепленные металлической лентой связки движков от неуправляемых тактических ракет "Сержант" (подобия советских ракет типов "Точка" и "Луна" на минималках) засунутых в общий корпус. Вероятно, только невероятная вера в этот гаджет его конструктора - Вернера фон Брауна, позволило этому агрегату выводить ракеты на задуманную траекторию плюс-минус дофига. Почти всё запущенное агрегатом мимо луны промахивалось - но взрывалась ракета редко. Разгонный блок "Эйбл" же , первый в истории разгонный блок, если что, - тоже не блистал, и куда как обогнал по ненадежности печально известный в узких кругах "Блок Л" - четвертую ступень советской ракеты-носителя "Молния", которая взрывалась два раза из трех - но не пять же раз из шести! Потом на смену "Тору" пришел очень годный носитель среднего класса "Атлас" а на смену блоку "Эйбл" - отличные разгонные блоки "Аджена" и "Центавр" - надежные и очень эффективные, быстро обскакавшие "Блок-Л" по проценту удачных запусков... Но до 1962 года полноценным средним носителем, пригодным для межпланетных запусков США на располагали - в отличии от СССР.

Однако вернемся к раннему этапу лунной гонки. В принципе американцы смастрячили связку "Тор"-"Эйбл" довольно быстро и имели некоторые шансы достичь луны первыми - по крайней мере первые попытки запуска лунной станции они совершили еще в 1958 - причем не одну, а четыре - но в трех из четырех случаев "Тор-Эйбл" благополучно угробил станции - взрывались и сами ракеты, и разгонные блоки, а на траекторию к Луне не вышло вообще ничего. Не блеснула и творение фон Брауна - "Юнона-II" - примерно половина запусков была аварийной (что в общем не так уж и плохо для новой ракеты) - но вот точный вывод на траекторию этот агрегат обеспечить не мог в принципе.... Пожалуй хуже этих ракет был только американский же носитель "Вэнгард", взорвавшийся 8 запусков из 11.

Итак, американцы очень стремились к тому, чтобы первыми добраться до Луны - не прошло и года с запуска первого спутника земли ПС-1 и они начали свои попытки. 1958 год ознаменовался пятью попытками американцев достичь Луны, первая из которых состоялась 17 августа 1958 - четыре с использованием носителя "Тор Эйбл" и один с использованием "Юноны-II" - однако не совсем провальным был только запуск "Пионера-3" с "Юноны-II" - однако аппарату удалось преодолеть только треть расстояния до Луны. Во всех прочих случаях все закончилось взрывами ракет и отказами разгонного блока.

2 января 1959 года была запущена первая в истории лунная станция - "Луна-1". Станция была предельно незамысловатой: счетчик Гейгера и сцинтилляционный счетчик для учета ионов и радиации в космосе, магнитометр, счетчик метеоритов, килограмм натрия и заряд для его испарения и получения визуального подтверждения полета к Луне и эксперимента по созданию искусственной кометы, пара передатчиков и блок аккумуляторов. Станция была проще "Пионеров" - на борту американского аналога была еще и фотокамера и система радиопередачи фотоснимков, предназначенные для съемки Луны на подлете, и если повезет - то с орбиты. Но "Пионеры", так и не смогли сблизиться с Луной для съемки. А вот первые автоматические межпланетные станции "Луна" (они же "Лунники") летали куда удачнее.

Запуск "Луны-1" прошел отлично - но аппарат промахнулся мимо Луны на 6 000 километров. Кстати - для первого раза это был очень неплохой результат: американский "Пионер-4", запущенный в марте 1959, ставший первым американским аппаратотм вообще сумевшим долететь до окрестностей Луны, промахнулся мимо естественного спутника Земли на 60.000 километров - в прочем для аппарата, запущенного с такого чудовищного агрегата как "Юнона-II", результат был очень даже хорош. Так что советский результат был крайне неплох - советские системы управления показали себя отлично, и тем более было обидно, что промах был связан не с недостатками носителя или аппарата, а с наземным оборудованием: антенны связи были неправильно смонтированы и давали неточную информацию о текущем положении носителя в атмосфере, из-за чего наведение было проведено с ошибками. Однако полет нельзя считать полным провалом. Как и с ПС2 это скорее был частичный успех. Магнитометр засек внешний магнитный пояс Земли (правда не долетевший до Луны "Пионер-3" впервые обнаружил его полугодом раньше), были впервые в истории напрямую измерены параметры солнечного ветра, теоретически предсказанного еще в XIX веке Р. Кэррингтоном и Дж. Фитцджеральдом - а заодно и окончательно доказано его существование. Эксперимент с искусственной кометой позволил подсветить местоположение станции и доказал, что солнечный ветер является фактором, формирующим кометный хвост; также было установлено отсутствие у Луны собственного значимого магнитного поля, что позволило сделать первые предположения о её строении. Небольшим бонусом было то, что ракета разогнала станцию несколько сильнее чем ожидалось - поэтому промахнувшаяся станция стала первым в истории аппаратом достигшим второй космической скорости - то есть первым аппаратом покинувшем область влияния гравитации Земли и вышедшим на орбиту вокруг солнца - что практически доказало возможность совершения полетов к другим планетам. Надо сказать, что именно выход на орбиту искусственного спутника Солнца и достижение второй космической скорости стали тем, что более всего удивило американцев, для которых вторая космическая скорость была тогда недостижимой. Они сомневались в советских заявлениях - однако через 8 часов после промаха по Луне американская радиообсерватория в Калифорнии все же смогла засечь сигнал "Луны-1" и оценить её траекторию. Вскоре после её полета американцы и запустили свой "Пионер-4", запущенной с "Юноны-2" и промазавший на 60.000 км - но сумевший хотя бы набрать искомую вторую космическую скорость.

Запуск 18 июня 1959 закончился аварией - не отработал двигатель 3-й ступени, но 12 сентября 1959-года к Луне отправилась однотипная "Луне-1", не немного усовершенствованная "Луна-2". Все измерения сделанные "Луной-1" были повторены, собраны дополнительные данные - а 13 сентября 1959 станция успешно врезалась в Луну, подняв неплохо видимое с Земли в мощные телескопы облако пыли. Относительная скорость соударения составила 3,3 км/с, так что станция оставила после себя немаленький кратер (несколько десятков метров) - но все же доставила на Луну вымпел - шар собранный из пятигранников, на котором были выгравированы гербом СССР и дата запуска.

За успехом "Луны-2" последовал запуск "Луны-3" - первой советской межпланетной станции с фотокамерой и оборудованием для передачи снимков на Землю. Фототелевизионный комплекс включал в себя автоматическую фотолабораторию для автоматического проявления и закрепления снимков в условиях космического полета. И хотя американцы первыми смогли сделать подобный агрегат - "Луна-3" стала первым в истории человечества аппаратом, который смог снять поверхность другого небесного тела. Аппарат был оснащен не только аккумулятором, но и солнечными батареями, а так же первыми в истории двигателями ориентации космического аппарата и годной системой управления "Чайка" - "Луна-3" была первым в истории аппаратом способным автоматически поддерживать ориентацию в пространстве необходимый период времени - подобного на тот момент не было даже у американцев. Помимо задачи съемки обратной стороны Луны, перед аппаратом стояла задача совершения гравитационного маневра - набора скорости за снижения высоты в гравитационном поле небесного тела, теория которого была разработана советским инженером немецкого происхождения Ф.А. Цандером, старшим другом и наставником С.П. Королёва, еще в 1920-х. Впоследствии именно этот прием использовался при разгоне всех станций направлявшихся к дальним гранциам солнечной системы - "Вояджерами" и "Новыми Горизонтами". Однако первым его должна была выполнить "Луна-3". Её полет была полным успехом. Станция, стартовавшая 4 октября 1959 года, всего через 9 месяцев после "Луны-1" успешно повторила наблюдения "Луны-1" и "Луны-2", достигла Луны, и в процессе совершения гравитационного маневра (бывшего одной из задач миссии) сделала 29 снимков обратной стороны Луны - правда качество было не ахти, и 12 снимков были безнадежно испорчены из-за несовершенства передатчика - однако 17 снимков покрывали около половины поверхности луны - из них 12 - не видимую с Земли сторону. 27 октября того же года на страницах советских газет была опубликована смонтированная из снимков фотография обратной стороны Луны, на которой были написаны присвоенные свежеоткрытым, расположенным на обратной стороне Луны, лунным морям (Море Мечты и Море Москвы) и кратерам названия. Станция так же успешно совершила гравитационный маневр. Этот успех настолько потряс весь мир, и так ярко продемонстрировал превосходство Советского Союза в космических технологиях, что американцы приняли решение сконцентрировать на лунной гонке просто баснословные ресурсы.

К сожалению два следующих запуска были неудачными из-за неполадок с носителем... После успеха "Луны-3" фокус советского проекта сместился на мягкую посадку аппарата на Луну. Ракета-носитель "Луна" уже была недостаточна для этой части лунного проекта - крупная лунная станция, оснащенная тормозным двигателем и спускаемым аппаратом для посадки на поверхность даже в теории выходила тяжеловатой. Новым носителем стала "Молния", разработка которой только завершалась. Однако история ракеты-носителя "Луна" на этом не окончилась. Удачную ракету переименовали в... "Восток-Л". И ксиати именно на ракете этой модели летали в космос Белка и Стрелка на борту Спутника-5. Впоследствии слегка доработанную и более надежную версию этого носителя обозначили просто "Восток". Да, доработанная "Луна" была именно тем носителем, на котором совершил свой полёт Ю.А. Гагарин.

Американцы, впрочем все еще оставались на этом этапе. Была сделана попытка (и не одна) вывести оснащенную фотокамерой АМС "Пионер" на орбиту лунного спутника или, как минимум, наконец-то сфотографировать Луну вблизи, а так же, наконец-то, доставить на Луну (в компанию к советскому) американский вымпел. Последняя задача была возложена на новую серию АМС: "Рейнджер". Угробив еще 3 "Пионера" и 3 "Рейджера", они все же смогли попасть в Луну в апреле 1962, через 3 года после запуска "Луны-2" - во многом благодаря началу использования для запуска "Рейнджера-4" не практически неуправляемой "Юноны-II", а новой ракеты-носителя "Атлас" с разгонным блоком "Аджена", одной из самых удачных ракет среднего класса в истории освоения космоса, сравнимой только с лучшими советскими ракетами. Ракета успешно запустила и вывела на путь к Луне станцию, однако у аппарата на подлете отказала камера и система управления - так что попытка сфотать Луну с траектории подлета не удалась, но хоть вымпел доставили. Не увенчалась успехом и следующая американская попытка сфотографировать Луну - неисправными оказались солнечные батареи "Рейджера-5", а аккумулятор сел еще по пути на Луну - да и по Луне аппарат тоже промахнулся... В принципе американцы смогли получить первые фотографии Луны, сделанные американской станцией только в 1964 году - почти через 5 лет, после полёта Луны-3. Правда и у нас второй этап лунной гонки шел не гладко... Но это уже - другая история, про другой этап лунной гонки...

СССР в Лунной гонке. Этап 1. Попасть в Луну и сфотать! (1958-1962) Космонавтика, Сделано в СССР, Ракета-носитель, Луна, История России, Наука, Ракета, Длиннопост

Продолжение следует...

Показать полностью 1

Спутники ПС: первые советские спутники

Пишу пост, потому что хочу немного рассказать о первых советских спутниках - спутниках ПС-1 и ПС-2 (Они же "Спутник-1" и "Спутник-2". Конечно гордится свершениями 70-летней давности вроде бы и особого смысла нет, но и помнить о них любителям космоса всё же полезно. Тем более что интернет полон противоречивой, а порой откровенно бредовой информации о первых годах космической гонки. То рассказывают, что Гагарин был "первым вернувшимся", то про первые спутники рассказывают всякую дичь.

В комментариях на Пикабу и текстах на иных сайтах порой мелькает: советский первый спутник был жалким, только и мог что бибикать, не то что первый американский "Эксплорер-1", который и радиационные пояса открыл, и радиацию на орбите изучил, и микрометеориты посчитал, а во втором советском спутнике злые люди собачку просто так, сознательно, зная что не вернется, так как посадка не предусмотрена, в космос на верную смерть отправили, ради прихоти злых коммуняк, решивших отметить собакоубийством сороковую годовщину Октябрьской революции. А она и померла-то раньше времени, поэтому смысла в полете ПС-2 не было вообще никакого. И делали-то его в спешке, тяп-ляп, соорудили за месяц-полтора, чтоб ко 7-му ноября успеть, к празднику - да и загубили в нем невиную животину садизма и научного интереса ради. Даже в Википедии о ПС-2 написана откровенная дичь, мол:

2 октября 1957 года было официально принято решение о запуске к сороковой годовщине Октябрьской революции второго искусственного спутника Земли. Требовалось без всякой предварительной отработки в кратчайшие сроки создать экспериментальную космическую лабораторию, которая обеспечит жизнедеятельность собаки-космонавта в процессе орбитального полета без возможности возвращения на Землю. Запуск был произведен 3 ноября 1957

Сторонники этой теории утверждают так же, что загодя такой полет не планировался, а вот 12 октября 1957 Хрущев, у которого де и собак то отродясь не было, повелел запустить в космос что-то повесомее ПС-1, например - спутник с собакой. А 3 ноября его уже запустили. То есть меньше чем за месяц собрали ведро с болтами и в нем собачку безвинную-то зверски и умучили... Ну что тут скажешь...

В подобных диковато-конспирологических текстах все выглядит так, как будто Спутник-2, сварганили наспех, за месяц-два. Так и хочется спросить: вы вообще представляете какой это объем работы - завершить проектирование хотя бы несложного спутника (включая навороченную, никогда прежде не использовавшуюся, систему жизнеобеспечения), изготовить все компоненты, собрать такой спутник, провести хотя бы первичное тестирование, подготовку к полёту, и успеть еще и с обучением собаки? Как это вообще можно втиснуть хотя бы в два месяца, не говоря уже про месяц? Без компьютеров, отработанных технологий, набора готовых решений которые есть сейчас - то есть вообще без ничего. Потому что это вообще второй на свете спутник... Чёрт, советские инженеры и ученые не раз творили близкие к чудесам вещи - но смастрячить Спутник-2 меньше чем за месяц - пожалуй это слишком много даже для команды Королёва.

В той же Википедии со ссылкой на Insider пишут следующее:

"Лайка была единственной собакой в советской ракетной программе, программа полёта которой не предусматривала выживания подопытного. Геофизические ракеты, запускавшиеся в более ранних экспериментах, имели отделяемый контейнер, совершавший мягкую посадку на парашюте. Все аппараты, выводимые после, имели спускаемый аппарат. Полёт Лайки стал исключением из-за исключительной ситуации. В начале 1956 года было принято решение о создании аппарата, на котором собака смогла бы совершить орбитальный полёт. В его рамках предусматривалось её возвращение на Землю - и до 4 октября 1957 года не планировалось посылать в полёт собак без возможности вернуться"

Здесь уже конечно - смесь божьего дара с яичницей. В начале 1956 действительно началась разработка аппарата на котором собака могла бы слетать в космос и вернуться. Но это был не ПС-2. Это был космический корабль "Восток". А одновременно с этим началась разработка и спутников ПС-1 и ПС-2. Собаку планировали отправить в один конец изначально. Чтобы проверить - а имеет ли вообще смысл строить "Востоки"?

Ну ладно, мифы - хрень живучая. Развенчивать их в головах у их последователей бесполезно, Лозу хоть в космос отправляй - все едино плосковером останется. Но кое-что, на фоне всей имеющейся в рунете дичи, рассказать о первых спутниках СССР все же хочется. Поэтому приступим.

Немного о разработке спутников

Сама аббревиатура ПС (он же Пэсик) означает - простейший спутник. Спутник-1 был и впрямь простейшим, а Спутник-2 - настолько простым, насколько позволяли задачи. Идея постройки пары-тройки простых спутников, а после их успеха серии -- более крупных космических кораблей висела в воздухе и к началу 1956 были готовы эскизные проекты. К ноябрю 1956, когда стало ясно, что ракета-носитель Р-7 будет пригодна для запусков спутников в космос, началось воплощение экскизных проектов в жизнь: завершение проектирование, сборка и тестирование компонентов, а потом и собственно спутников. Проект был начат задолго до завершения испытаний Р-7, проходивших в мае-сентябре 1957.

Те кто говорит про то, что С.П. Королёв переделал баллистическую ракету в космическую не совсем правы - уже в эскизном проекте, представленном Совету Министров СССР в 1953, перспективная ракета рассматривалась не только как баллистическая, но и как средство для проведения космических запусков, видя же дебют Р-7 в 1957 году можно смело сказать, что Р-7 скорее была ракетой-носителем, которую можно было использовать и как баллистическую ракету, чем наоборот. Из первой серии из 12 ракет 10 были оснащены телеметрическими контейнерами для испытаний и последующей отработки баллистических пусков и системы наведения, а две или три изначально строились для запуска первой пары спутников - в случае если первичные испытания пройдут нормально. После пяти первых тестов, когда стало ясно, что система управления работает нормально. а ракета способна взлететь и выполнить поставленные задачи, можно стало приступать к запуску спутников.... Но история самой Р-7 - это не то, что большая, это огромная история.

Но вернемся к спутникам -- ПС-1 был изготовлен, протестирован на вибростендах и в термобарокамере и подготовлен к полетам за 11 месяцев. Завершение разработки и изготовления значительно более сложного ПС-2, оснащенного капсулой собаки с системой жизнеобеспечения, научной аппаратурой для контроля состояния её здоровья, полноценной системой телеметрии и прочим научным оборудованием, заняло больше времени, заводские испытания были проведены не полностью и завершены досрочно: к концу октября 1957 спутник был готов, но не дотестирован. Политическое давление и впрямь имело место - так что, наспех завершив тесты системы жизнеобеспечения и гермокапсулы для собаки, спутник отправили на Байконур. Несмотря на то, что тесты были не окончены, спутник отработал как планировалось... просто не все планировалось правильно.

ПС-1

ПС-1 был выведен на орбиту 4 октября 1957. Он и впрямь был простейшим: аккумулятор, антенны, радиостанция способная вести передачу на частотах 20 и 40 МГц (КВ и УКВ, в пределах любительских диапазонов того времени), запиханные в шарообразный корпус - и несколько датчиков температуры и давления внутри спутника. Вот только не все было так просто. Казалось бы настолько простое устройство подходило только для того, чтобы хвастаться всему миру - вот, смотрите американские, мы запустили на орбиту пищалку и каждый радиолюбитель мира может послушать писк этой пищалки - который кроме космоса (ввиду длины волн) ниоткуда придти больше не может - потому что розыгрыш такого масштаба на этой частоте по всему Земному шару так просто не устроить. Однако были у спутника и другие задачи.

Главной задачей первого советского спутника было получение ответа на вопрос: а может ли Земля вообще получать полноценный сигнал из космоса и как повлияет на этот сигнал ионосфера. Про ионосферу, благодаря геофизическим ракетам, знали уже довольно много - но о прохождении через нее радиоволн и уровне помех, создаваемых ионосферой, оставалось только догадываться. Все уже знали, что длинные и средние радиоволны отражаются от ионосферы, но что происходит с короткими и ультракороткими при прохождении через нее? Не отражаются - это точно. А почему? Поглощаются, искажаются. рассеиваются или проходят без помех? Ответа на этот вопрос еще не было. Было очевидно, что без нормальной связи с комическими аппаратами, всю последующую космическую программу можно было бы смело закрывать. Но писк спутника был громко (настолько насколько позволял одноваттный передатчики ПС-1) и достаточно четко принимался по всей Земле - так что ответ был получен. И убедительный.

Второй задачей было изучение плотности верхних слоев атмосферы, включая термосферу - самый верхний слой атмосферы Земли, через который проходят все низкие орбиты. Этот слой атмосферы начинается выше мезосферы и занимает высоты 100-800 км, которые так же считается околоземным пространством. Так что привет, всем кто не знал - большинство спутников на самом деле летают не в межпланетном пространстве, а в верхних, очень разреженных, слоях атмосферы Земли - термосфере и экзосфере. Линия Кармана, столь любимая ФАИ и американцами, проходит по нижней границе термосферы. Ионосфера же Земли так же начинается на стыке мезосферы и термосферы, но уходит еще выше - в экзосферу. Кое-какие данные о термосфере уже имелись благодаря запускам геофизических ракет в 1955-1956 годах, неоднократно пересекавших линию Кармана и выходивших в околоземное пространство двигаясь по суборбитальной траектории. Первой ракетой способных уверено её пересекать, а не просто достигать, была геофизическая Р-2А, сделанная на базе баллистической ракеты Р-2. Р-2А была способна выходить на суборбитальные траектории высотой до 200 км и стала первым рукотворным объектом в космосе. И кстати, первой собакой, побывавшей в космосе (по современным понятиям,) была не Лайка. Ими были Рыжая и Джойна, ракета с которыми была запущена по суборбитальной траектории 24 мая 1957 года. К сожалению собаки погибли из-за разгерметизации капсулы. А первыми, вернувшимися из-за линии Кармана, собаками были Белка и Модница, слетавшие 25 августа 1957, за 2 месяца до запуска "Спутника-1". Для тех, кто обратил внимание на кличку собаки поясню, что это была Белка (первая), а не Белка (вторая), летавшая на "Востоке". Первая Белка летала за линию Кармана трижды. Вторая - лишь раз, зато на орбиту. Но в 1956-57 полет на геофизической ракете на высоту в 200 км полетом в космос еще не считался. По тогдашним понятиями таковым считался только выход на орбиту - короче, только хардкор. Об этих запусках даже особенно не объявляли: целью поставленной СССР был не столько запуск чего-то в космос, сколько вывод объекта на орбиту Земли.

Данные полученные от этих полетов были разрозненными. немного противоречивыми. Теория давала мало знаний - для её подтверждения или опровержения не хватало результатов прямых исследований, проведенных в этой, малодоступной на тот момент, части атмосферы. Втиснуть на "Пэсик" оборудование никак не выходило, да и, с учетом неопределенности относительно связи с космическими объектами, особого смысла не имело. Поэтому было решено изучать термосферу путем наблюдения за движением спутника - и оценить ей плотность путем изучения торможения спутника об этот разреженный слой атмосферы. Наблюдения за спутником велись в Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга при МГУ. Мощной фотокамерой на большой выдержке снималось каждое прохождение спутника, оставлявшее на ней трек. Снимок проявляли, под микроскопом привязывались к координатам звезд, а затем, используя арифмометры, считали параметры орбиты для каждого витка. Упорный труд советских ученых оправдался - были получены довольно точные значения плотности термосферы, оказавшиеся значительно более высокими, чем ожидалось. Результаты позволили Михаилу Львовичу Лидову разработать основы теории торможения спутников в термосфере, ставшие основой вычисления всех последующих орбит. Это стало ярким началом пути одного из наших самых блестящих теоретиков, многое сделавшим для освоения космоса - именно Лидов создал численно-математические методы расчета траекторий спутников, использующиеся и поныне.

Третьей задачей была проверка собственно идей о работе систем спутника в космосе. Длительность промежутков между сигналами спутника определялись данными телеметрии - показателями давления и температуры в корпусе спутника. В случае срабатывания этих реле изменилась бы длина пауз между сигналами спутника и самих сигналов. Все отработало на ура, баро- и термореле не включились. И стало ясно что можно запускать ПС-2.

Кстати без успеха ПС-1 американцы вряд ли бы стали делать "Эксплорер-1" столь навороченым - ведь если неизвестно, возможна ли с орбитой устойчивая связь, набивать спутник электроникой просто не имеет смысла. Так что ПС-1 кто-то просто должен был запустить- чтобы сделать имеющими смысл все последующие запуски.

Спутники ПС: первые советские спутники Наука, Космонавтика, Собака, Спутники, Исследования, Ракета, Длиннопост, СССР

ПС-2

Многие пишут, что единственной целью этого "ведра" было в целях пиара умучить насмерть животное, у которого не было шансов на возвращение - вообще и никаких. И все это лишь бы порадовать Хрущева и жестоким умещвлением собачки отпраздновать 40-летие Советской власти. Так вот - это все не более чем конспирология. Полет собаки в один конец планировался изначально - еще в 1955-1956. Дело в том, что в том же 1956 году началась и разработка космического корабля "Восток" - и генеральный конструктор, глава ОКБ-1, Сергей Павлович Королёв, с самого начала, еще до испытаний Р-7, планировал пилотируемые полёты, так что работы по этой тематике были начаты задолго до того, как ракета способная доставить спутники и корабли на орбиту была завершена Как вы помните, к тому времени собаки летали в космос уже не раз - на геофизических ракетах. Порой гибли - к ноябрю 1957 погибло более 10 собак. Однако близилось время к воплощению в металле первых кораблей серии "Восток" и продолжительный эксперимент с живым существом на орбите был необходим для того, чтобы ответить на ряд принципиальных вопросов, самым главным из которых был вопрос: способно ли живое существо вынести продолжительное нахождение в невесомости - не десять минут, как на высотных запусках геофизических ракет, а часы или сутки, и если способно - то как это повлияет на организм и не рехнется ли существо, находящееся на орбите скажем через пару часов. Кто знает, как перетряхивающая всю нервную систему невесомость повлияет на высшие нервные функции? Было очевидно, что мышей отправлять смысла не было - по причине того, что требовалось существо с более сложной высшей нервной деятельностью. Нужно было принести в жертву собаку.

Полагаю, что те, кто утверждает, что коммунисты и безжалостные советские ученые хладнокровно отправили бедную невинную псину в один конец, не знают, что Королёв знал всех собак "в лицо", не раз посещал институт воздушной и космической медицины, где содержали собак-космонавтов . Собаки хорошо выгуливали, отлично кормили, за ними хорошо ухаживали, многие сотрудники имели своих любимиц. Общение тех, кто работал с собаками и самих собак было очень тесным, в них видели не экспериментальный материал, а партнеров, товарищей. Институт тяжело переживал известия о каждой гибели собаки во время очередного полета - а это было не столь уж редким событием. С.П. Королёв, сам страстный собачник, часто бывал в институте и почти ежедневно осведомлялся о подопечных военного медика и блестящего физиолога, основоположника нашей космической медицины О.Г. Газенко, руководившего всей работой с собаками-космонавтами, а так же подготовкой собак к полётам. Имел генеральный конструктор и свою любимицу - собаку Лисичку, которой предстояло погибнуть в июле 1960-го, сгорев в корабле вместе с другой собакой - Чайкой. Этот полет должен был стать последним для Лисички, и Королёв, по-видимому, собирался после него забрать её к себе домой, так же как сам Газенко через полгода забрал совершившую свой последний, третий, полёт Жульку. Говорят, что когда ракета сгорела вместе с Лисичкой, Королёв, трогательно попрощавшейся с собакой перед полётом, сидел в ЦУПе с мертвыми глазами. Для этих людей отправить собаку на верную смерть было тяжелым, даже мучительным решением - и тем большим ударом для них стало то, что Лайка погибла много раньше, чем рассчитывали ученые. Но решение отправить собаку в один конец не принадлежало Хрущеву, настоявшему на пуске до завершения заводских испытаний спутника. Решение принадлежало Королёву и было сделано за несколько лет до запуска - и избежать этого шага было нельзя. Если собаку убьет невесомость - "Востоки", на которых собаку можно было бы вернуть, строить уже не будет иметь ни малейшего смысла.

В начале 1957 (кто там говорил, что решение посылать собаку было принято в октябре?) из нескольких десятков собак-космонавтов для подготовки к полету отобрали десять. К июню, после серии тестов и испытаний собак на стрессоустойчивость в полных имитаторах кабины ПС-2, оставили трёх - но Альбина ухитрилась в ходе подготовки забеременеть, а отправлять в один конец беременную собаку было уж как-то слишком жестоко, да и результаты были бы не чистые. Участие Мухи была отклонено по политическим причинам: слишком уж она была неказистой для того, чтобы представлять её миру как "первую собаку на орбите". К октябрю осталась только Лайка - единственная из всех кто подошел, выдержал тесты, провел 20 дней в изоляции в имитаторе кабины ПС-2. Это была симпатичная белая дворняжка с черными и черно-желтыми пятнами, весом около 1,5-2 кг. Оборудование спутника должно была передавать частоту дыхания, артериальное давление, ЭКГ собаки, а так же данные о том как она движется. В отсек собаки установили автоматические поилки и кормушку. Последняя порция еды содержала яд, который должен был быстро убить собаку, избавив её от мучительной смерти от жажды и удушья - воды и еды на спутнике было на 6 дней, кислорода - на 7. Однако биологический эксперимент пошел не по плану. При разработке системы жизнеобеспечения в нее был заложен уровень перегрева спутника солнечными лучами, основывающийся исключительно на расчетных данных об околоземном пространстве - полеты геофизических ракет не позволили детально изучить эту характеристику околоземного пространства. Результаты, полученные при полете ПС-1, показывали, что температура внутри спутника не должна подниматься выше +50, по крайней мере на ПС-1 она этот предел не превысила не разу - это было бы отмечено за счет смены длины интервалов между сигналами. В силу этого система охлаждения включала только вентилятор для охлаждения отсека собаки - и всё. Этого не хватило. Спутник грелся куда больше - за счет большей площади поглощения, создаваемой не только спутником, но и пристыкованной к нему ступенью, на которой были смонтированы аккумулятор и передатчики системы телеметрии,, и большего объема внутреннего пространства он не успевал излучать тепло с той стороны, которая находилась в тени, достаточно быстро. Температура в отсеке собаки быстро росла. Собака выдержала примерно 5 часов полета, погибнув от перегрева. Этого было недостаточно для всего объема исследований - но показало то, что за несколько часов невесомость живое существо не убьет и с ума не сведет. Все тесты были нормальными - собака двигалась, пульс подскочил при перегрузках, но медленно вернулся в норму, собака нормально дышала, ела, двигалась плавно, без истерик- все оставалось в норме -- пока справлялся вентилятор. Несмотря на то, что эксперимент закончился печально, опыт полета позволил сделать несколько выводов: а) организм и психика собаки и, вероятнее всего, человека, может выдерживать невесомость как минимум несколько часов; б) Что-то пошло не так - в любом случае переходить к производству "Востоков" пока не будет ясно, что убило собаку нельзя. Здесь у некоторых читателей могла бы возникнуть мысль - а что было бы, если бы спутник дотестировали на Земле? Может быть эксперимернт завершился бы полным успехом? Увы, но нет. Спутник проектировался исходя из ошибочных данных о свойствах ближнего космического пространства. А собрать эти данные без полета спутника было бы невозможно. Да, можно было бы отправить спутник без собаки, с термометрами. раньше. Но резона в этом не было - ведь полет "Спутника-1" не показал значительного расхождения теории с практикой. Увы - дьявол крылся в деталях...

Гибель собаки пришлось расследовать. Было очевидно, что расчеты неверны, но комиссия из ЦК и Совета Министров потребовала подробного отчета. Тесты в термокамерах, в ходе которых в копиях спутника погибло еще две собаки, показали, что в систему жизнеобеспечения, да и вообще - полноценного спутника, должна входить активная система терморегуляции с насосом, радиаторами и теплообменниками - иначе никак. Система была сразу же внесена в состав оборудования корабля "Восток", прототипу которого предстояло стать Спутником-4, а так же в состав бортового оборудования Спутника-3. Разумеется сторонники версии об изуверстве ЦК и советских ученых, скажут, что можно было бы проверить всё это и запустив собаку на первом "Востоке". Вот только итог был бы тот же. Только вместо Лайки погибли бы от жары Белка со Стрелкой, а вот уже спроектированный корабль пришлось бы перекраивать и перепроектировать, и первый полет человека состоялся бы на полгода-год позже - и возможно первым был бы вовсе не Гагарин. Гибель Лайки позволила внести коррективы своевременно и заранее. Таким образом определенные результаты были получены три вывода:

а) живое существо может выжить в невесомости
б) уровень ИК (теплового) излучения на орбите выше расчетного и требует дополнительного изучения
в) СЖО должна включать полноценную систему терморегуляции - вентилятором в космосе не обойдешься.

Таким образом полным провалом запуск Лайки в космос не был. Но считать ли его провалом вообще - вопрос спорный. С одной стороны данных о продолжительном воздействии невесомости так и не было получено - особенно об этом переживал глава отряда собак-космонавтов О.Г. Газенко, по его мнению собранные результаты никак не оправдывали гибель собаки. Кроме того запуск собаки в один конец был широко использован в антисоветской пропаганде, СССР клеймили как каких-то безумных последователей фашистских ученых, гневными письмами пестрели зарубежные газеты, об этом вещали по радио. Но, всё же я бы скорее назвал эксперимент с Лайкой не столько проавлом, сколько частчным успехом: полет собаки и даже её гибель все же дали кое-что для развития космонавтики. А ведь у спутника, помимо доставку на орбиту Лайки были и другие задачи, о которых многие, переживая за погибшую собаку, просто забывают.

Вопреки распространенному мнению, собака не была единственным грузом Спутника-2, аппарат был оборудован так же фотометрами для изучения солнечной радиации и космических лучей в УФ и рентгеновском диапазоне, а так же счетчиком Гейгера. То есть, даже без собаки, спутник был оснащен оборудованием достаточным для проведения исследований - и стал первым в мире аппаратом способным изучать солнечную радиацию и космические лучи в космосе. Физический блок исследований закончился полным успехом. Материалов было собрано много, кроме того в ходе полетов были открыты радиационные пояса Земли - "Спутник-2" находился на вытянутой эллиптической орбите с апогеем в 1660 км и входил во внутренний радиационный пояс на каждом витке. К сожалению приоритет открытия радиационных поясов принадлежит американцам: пока наши пытались разобраться, что вызывает всплеск радиации на высоких орбитах, очень смышленый и талантливый американец - Джеймс ван Аллен, опираясь на результаты полученные спутниками "Эксплорер-1" и "Эксплорер-3", выдвинул идею о существовании и природе радиационных поясов и опубликовал работу посвященную этой теме. Впрочем настолько быстро придти к этому выводам он смог лишь потому, что основывался на идеях талантливого американского теоретика греческого происхождения Николаса Христофороса, предполагавшего существование подобных объектов. . Так что радиационный пояс впервые обнаруженный "Спутником-2" позже получил название "Пояс ван Аллена". Впрочем удержать первенство во всём американцам не удалось. И вскоре Земля увидела фотографии обратной стороны Луны. сделанные советской станцией Луна-3, впереди был полёт Гагарина, звучал на XXIII съезде КПСС "Интернационал", транслируемый с орбиты Луны и многие другие победы.... Но это уже другая история.

Спутники ПС: первые советские спутники Наука, Космонавтика, Собака, Спутники, Исследования, Ракета, Длиннопост, СССР

На этом я заканчиваю этот неказистый, но, вероятно, кому-то интересный, рассказ. Полагаю, что и в комментах грязью меня обильно польют, и минусов я отхвачу прилично, но эта та версия событий, которая сложилась у меня в голове на основе всего прочитанного на эту тематику - и именно её я хотел рассказать. Но всё же я надеюсь, что именно вам, дорогой читатель, этот рассказ пришелся по душе. Надеюсь на вашу поддержку и на то, что этот очерк станет первым, но не последним рассказом о советской космонавтике.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!