Anscool

На Пикабу
поставил 114 плюсов и 4 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
8107 рейтинг 24 подписчика 145 комментариев 26 постов 24 в горячем
952

Царь-ванна для русского царя

Царь-ванна для русского царя Санкт-Петербург, Ванна, Гранит, Длиннопост

Баболовский дворец

был построен для Григория Потемкина в 1785 году, близ деревни Баболово. Несмотря на название, здание не было дворцом в полном смысле слова. Оно предназначалось для размещения так называемых «холодных бань» и изредка использовалось для временного проживания и небольших приемов.  Семь комнат дворца объединяли всю банную часть в одно помещение. В главной купальне была установлена мраморная ванна, диаметр которой составлял 3,5 метра.


В 1811 году Александр I заказал для перестраивающегося дворца новую ванну, которую, из "цельного отруба огромной величины гранита" весом в 10 000 пудов (более 160 тонн), сделали рабочие артели купца Самсона Суханова. Работа по обтесыванию ванны началась в 1811 году и продолжалась 7 лет, а затем на протяжении еще 10 лет, до 1828 года, изделие шлифовали и полировали. Получившуюся ванну, диаметром более 5 метров и весом в 48 тонн, установили в специально перестроенной купальне Баболовского дворца. 


Современник П. Свиньин в "Отечетсвенных записках" в 1818 году так описывал эту ванну:

Царь-ванна для русского царя Санкт-Петербург, Ванна, Гранит, Длиннопост

Вопреки расхожему мифу, в ванне имеется сливное отверстие. Оно небольшого размера и расположено по центру ванны:

Царь-ванна для русского царя Санкт-Петербург, Ванна, Гранит, Длиннопост
Царь-ванна для русского царя Санкт-Петербург, Ванна, Гранит, Длиннопост

под ванной же, аккурат под сливным отверстием, есть квадратное отверстие в полу, ведущее в подвал. Туда и сбегала по трубе (ныне отсутствует) стекающая из ванны вода:

Царь-ванна для русского царя Санкт-Петербург, Ванна, Гранит, Длиннопост

Вопреки еще одному мифу, вода в ванной не подогревалась (печи, находящиеся в подвале, использовались для обогрева воздуха во дворце через воздушную вентиляцию). Система же водоснабжения была подведена к Таицкому водоводу и сконструирована таким образом, что вода не задерживалась в ванне, а медленно стекала через небольшое сливное отверстие. Тем самым, купающиеся в ванне постоянно находился в проточной холодной воде. Так описывал процесс современник И. Яковин в 1830 году:


《когда немного откроют правый шлюз из виденных вами у мостика, то вода, с великим стремлением,пустится по подземному каналу, и наполнив ванну, стекает, особым каналом, в пруд, так что купающийся беспрестанно находятся в воде проточной》

Царь-ванна для русского царя Санкт-Петербург, Ванна, Гранит, Длиннопост

Известно, что императора Александра I, для которого и предназначалась ванна, с детства закаляли и купали сначала в еле теплой (15 С°), а затем и в холодной воде. По-видимому, привычка и пристрастие к "холодной бане" сохранилась у царя на всю жизнь.


До сих пор точно не известно, как заготовку для ванны доставили ко дворцу. Известно, что 160 тонную глыбу большую часть перемещали по воде, далее, вероятно, волоком. Истории известны схожие примеры. Например, в Вашингтон в 1872 году на трехмачтовой шхуне была доставлена база для пьедестала под монумент генералу Уинфилду Скотту. База состояла из трех частей, масса самой большой составляла 119 тонн, общий вес -  280 тонн:

Царь-ванна для русского царя Санкт-Петербург, Ванна, Гранит, Длиннопост

Еще один миф, о каменном литье ванны, разрушили сами же приверженцы этой гипотезы. Проведенные одним из таких "исследователей" анализы материала ванны показали: камень - природный гранит (об этом подробнее будет написано а отдельной статье)



Долгое время Баболовский дворец вместе с огромной гранитной ванной находились в печальном и полуразрушенном состоянии. В 2017 году силами и средствами музейного комплекса "Царское Село" были произведены некоторые реставрационные работы: стены дворца укрепили, над ванной соорудили навес:

Царь-ванна для русского царя Санкт-Петербург, Ванна, Гранит, Длиннопост
Царь-ванна для русского царя Санкт-Петербург, Ванна, Гранит, Длиннопост
Царь-ванна для русского царя Санкт-Петербург, Ванна, Гранит, Длиннопост
Царь-ванна для русского царя Санкт-Петербург, Ванна, Гранит, Длиннопост

Средства на ремонт выделяются музеем от продажи билетов, и этих средств, к сожалению, недостаточно для проведения полномасштабных реставрационных работ. Минкульт же по неоглашенным причинам снизил свою долю в финансировании реставрации.

Показать полностью 10
232

Как сделали большую гранитную чашу в Люстгартене

Как сделали большую гранитную чашу в Люстгартене Берлин, Чаша, Гранит, Длиннопост

Эта гранитная чаша является одной из главных достопримечательностей Берлина. Диаметр чаши - 6,9 метра, вес - 75 тонн. И история создания этой чаши весьма интересна.


В 1826 году на одной из берлинских выставок инспектор по строительству и каменотес по совместительству, Кристиан Кантиан продемонстрировал каменную чашу ручной работы диаметром 1,8 метра. Чаша очень понравилась английскому послу У. Кавендишу. Он незамедлительно приобрел ее и увез в Англию. Когда прусский король Фридрих Вильгельм III услышал об этом, он приказал Кантиану изготовить аналогичную гранитную чашу, с одним условием - чаша должна быть больше и должна остаться в Берлине. Каменотес не моргнул глазом и пообещал выдать чашу, которая превзойдет не только "английскую", но и знаменитую порфировую чашу Нерона:

Как сделали большую гранитную чашу в Люстгартене Берлин, Чаша, Гранит, Длиннопост

В качестве заготовки для чаши предполагалось использовать 600 тонный гранитный валун в округе Нойендорф, однако он оказался слишком хрупким. Тогда выбор Кантиана пал на Большой Маркграфский камень - огромный гранитный валун массой около 750 тонн:

Как сделали большую гранитную чашу в Люстгартене Берлин, Чаша, Гранит, Длиннопост

Работа над чашей началась в мае 1827 года. 750-ти тонный валун перевернули на 90° при помощи кабестанов:

Как сделали большую гранитную чашу в Люстгартене Берлин, Чаша, Гранит, Длиннопост
Как сделали большую гранитную чашу в Люстгартене Берлин, Чаша, Гранит, Длиннопост

а затем откололи при помощи железных клиньев 225-ти тонную заготовку:

Как сделали большую гранитную чашу в Люстгартене Берлин, Чаша, Гранит, Длиннопост

Оба раза камень раскололся не идеально ровно, выступы пришлось сбивать при помощи ручных инструментов: зубил и молотов. Затем прямо на месте чаше начали придавать необходимую форму. Работа велась ежедневно силами двадцати каменотесов. После обработки верхней плоскости чашу пришлось перевернуть еще раз, уже на 180°:

Как сделали большую гранитную чашу в Люстгартене Берлин, Чаша, Гранит, Длиннопост

Затем, на протяжении шести недель, 75-ти тонную чашу перемещали на деревянных катках к реке Шпрее, где ее погрузили на специально построенную баржу:

Как сделали большую гранитную чашу в Люстгартене Берлин, Чаша, Гранит, Длиннопост

6 ноября 1828 года чаша достигла Берлина. Еще в течении двух лет ее полировали до зеркального блеска при помощи специальной шлифовальной машины:

Как сделали большую гранитную чашу в Люстгартене Берлин, Чаша, Гранит, Длиннопост

Чаша была временно установлена 14 ноября 1831 года и официально передана Королевскому музею в  1834 году.

Как сделали большую гранитную чашу в Люстгартене Берлин, Чаша, Гранит, Длиннопост

Чаша, временно установленная в 1831 году:

Как сделали большую гранитную чашу в Люстгартене Берлин, Чаша, Гранит, Длиннопост

Наши дни:

Как сделали большую гранитную чашу в Люстгартене Берлин, Чаша, Гранит, Длиннопост
Показать полностью 11
103

Саркофаги для императорской четы: Александра II и Марии Александровны

Саркофаги для императорской четы: Александра II и Марии Александровны Российская империя, Яшма, Орлец, Саркофаг, Длиннопост

Ревневская каменоломня, принадлежащая Колыванской шлифовальной фабрике, стала местом добычи еще одного любопытного изделия - заготовки для саркофага Александра II.


Для надгробия Марии Александровны монолит был найден сравнительно быстро. Это была огромная глыба орлеца (родонита) из Мало-Седельниковского месторождения (к сожалению, ныне заброшенного), длиной 320 см, шириной 284,0 см, толщиной 177 см. Масса монолита составила 45,5 тонн. С 1869 года он находился на Екатеринбургской гранильной фабрике:

Саркофаги для императорской четы: Александра II и Марии Александровны Российская империя, Яшма, Орлец, Саркофаг, Длиннопост

Труднее было подобрать камень для надгробия Александра ll. Вначале был предложен бухарский лазурит, но потом остановились на уральской яшме.  Рабочим Ревневской каменоломни удалось добыть монолит весом более 40 тонн.  Транспортировался камень тем же способом, что знаменитая Царь-ваза, т.е. вручную, на деревянных санях, силами 250-ти человек:

Саркофаги для императорской четы: Александра II и Марии Александровны Российская империя, Яшма, Орлец, Саркофаг, Длиннопост
Саркофаги для императорской четы: Александра II и Марии Александровны Российская империя, Яшма, Орлец, Саркофаг, Длиннопост

В этот же период чертежи надгробий архитектора Гуна получают высочайшее одобрение и по ним начинают вырезать из дерева точные деревянные модели.


4 августа 1889 года оба монолита прибыли в старый Петергоф. При их осмотре оказалось, что в орлецовом монолите недостает куска, вследствие чего было решено уменьшить размеры надгробий, что потребовало изготовления новых моделей.


11 декабря 1889 года монолиты с помощью специальных домкратов, наконец, были помещены в здание фабрики. Почти год заняла установка большого пильного станка, сделанного в кратчайшие сроки на Петербургском металлическом заводе. В Париже была заказана специальная шлифовальная машина для тонкой отделки и полировки монолитов. Наконец, 6 ноября 1890 г. приступили к распиловке монолита-орлеца, а 8 ноября - зелено-волнистой яшмы:

Саркофаги для императорской четы: Александра II и Марии Александровны Российская империя, Яшма, Орлец, Саркофаг, Длиннопост

За месяц на орлецовый монолит было израсходовано около 200 кг наждака, на яшмовый — 320 кг.


Почти 15 лет продолжались работы и, наконец, 15 февраля 1905 г. Гун сообщает в Главное управление Уделов об окончании обработки монолитов и ожидании распоряжения о перевозке их в Петропавловский собор. Масса каждого саркофага составляла около 400 пудов (6,5 тонн). Саркофаг из орлеца для Марии Александровны:

Саркофаги для императорской четы: Александра II и Марии Александровны Российская империя, Яшма, Орлец, Саркофаг, Длиннопост
Саркофаги для императорской четы: Александра II и Марии Александровны Российская империя, Яшма, Орлец, Саркофаг, Длиннопост

Саркофаг из яшмы для Александра II:

Саркофаги для императорской четы: Александра II и Марии Александровны Российская империя, Яшма, Орлец, Саркофаг, Длиннопост
Саркофаги для императорской четы: Александра II и Марии Александровны Российская империя, Яшма, Орлец, Саркофаг, Длиннопост

Еще одним интересным произведением каменного искусства уральских мастеров стала ваза из орлеца для Марии Александровны:

Саркофаги для императорской четы: Александра II и Марии Александровны Российская империя, Яшма, Орлец, Саркофаг, Длиннопост

Размер овала чаши - 180 х 125 см, высота - 88 см.


Монолит для чаши весом в 1000 пудов (16 тонн) был добыт летом 1858 года на Мало-Седельниковском месторождении. В рапорте сразу запросили 4 года на работу. Восемь лет потребовалось для выполения этого труднейшего заказа. В апреле 1868 года орлецовая чаша, предназначенная для императрицы Марии Александровны, была отправлена в Петербург караваном под наблюдением мастера Ивана Сумина. В 1872 году решено было послать ее в Вену на Всемирную выставку вне конкурса. "Размер ея, - писал министр Императорского двора, - изящество отделки и достоинство камня, исключительно добываемого в больших кусках в России, конечно, обратят внимание посетителей выставки и украсят Русский ея отдел"

Показать полностью 10
364

Большая Колыванская ваза

Большая Колыванская ваза Российская империя, Яшма, Колывань, Ваза, Длиннопост

История Царицы ваз начинается...с истории ее предшественницы.


В 1815 году в Ревневской каменоломне был добыт кусок яшмы весом около 12 тонн. Из него было решено сделать большую вазу, однако сложный рельеф местности не позволял доставить монолит к Колыванской шлифовальной фабрике при помощи лошадей. И тогда к работе были привлечены люди. В течении 8 дней 400 человек перемещали заготовку к рабочему сараю.


Чертеж вазы исполнил знаменитый архитектор Кваренги. Диаметр чаши составил 2, 85 метра, масса - более 2 тонн.

Большая Колыванская ваза Российская империя, Яшма, Колывань, Ваза, Длиннопост

Красота и размеры этой вазы были по достоинству оценены в петербургских "Отечественных записках" Свиньина и в немецком научном отчете из Берлина (Как обрабатывали камень на Колыванской шлифовальной фабрике в 19 веке). Однако побыть царицей этой вазе пришлось совсем недолго...


Тогда же, в 1815 году, в Ревневской каменоломне рабочие отделили от скалы порядочную глыбу длинной в 16 аршин (чуть больше 11 метров) - целый утес зелено-волнистой яшмы. В течение лета следующего года этот камень при помощи больших ломов, соединенных канатами со специальным воротом, был отделен от скалы. Но из-за трещин удалось оставить лишь кусок, достигавший 12 аршин в длину, 5 аршин в ширину и до аршина в толщину (8,5×3,5×0,7 метра), массой в 56 тонн:

Большая Колыванская ваза Российская империя, Яшма, Колывань, Ваза, Длиннопост

Автором проекта чаши был архитектор Абрам Иванович Мельников:

Большая Колыванская ваза Российская империя, Яшма, Колывань, Ваза, Длиннопост

В 1831 году Иван Михайлович Ивачев и 65 мастеров-каменотесов окончили первоначальную обтеску камня, в продолжение этих лет шла работа над блоками для ножки и пьедестала.


После этого грубая каменная заготовка была переправлена из карьера для дальнейшей обточки на фабрику. Перетаскивали ручным способом. Для этого заблаговременно расширяли, расчищали и выравнивали тридцативерстную дорогу, заготавливали катки и канаты. Со всех рудников и приисков Змеиногорской конторы привлекли 567 рабочих, которые в течение восьми дней с 1150 пудовой (18 тонн) глыбой преодолели путь до Колыванской шлифовальной фабрики:

Большая Колыванская ваза Российская империя, Яшма, Колывань, Ваза, Длиннопост

В 1843 году, после 19 лет напряженного труда мастеровых-камнерезов, чаша была закончена. Непосредственно на фабрике она обрабатывалась в течение одиннадцати с лишним лет.


9 февраля 1843 году на специально изобретенных для этого случая четырех санях, запряженных 154 лошадьми, колоссальную чашу повезли в Барнаул, куда и прибыли 18 февраля, а 21 февраля обоз с грузом отправился в долгий путь до Петербурга – 4519 верст. В 1843 г. баржа достигла Петербурга.


В 1849 году чашей украсили только что построенный Новый Эрмитаж. Ваза оказалась столь тяжелой, что на месте размещения ее пришлось сооружать особый фундамент, а для перемещения основной монолитной детали – семиаршинной чаши от набережной до зала и установки на место потребовалось 770 рабочих. 5 ноября 1849 г. колыванская чаша была установлена в зале и с тех пор никогда и никуда не переезжала.

Большая Колыванская ваза Российская империя, Яшма, Колывань, Ваза, Длиннопост
Большая Колыванская ваза Российская империя, Яшма, Колывань, Ваза, Длиннопост
Показать полностью 6
153

Как обрабатывали камень на Колыванской шлифовальной фабрике в 19 веке

Как обрабатывали камень на Колыванской шлифовальной фабрике в 19 веке Российская империя, Колывань, Яшма, Длиннопост

"Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае. Краткий очерк, составленный к столетию фабрики", 1902 год:


《Современная обработка вещей из твердых каменных пород состоит, как и 2000 лет назад, в следующем: камню придают требуемую форму обтеской его стальными долотами, а затем грубую его неровную поверхность выравнивают наждачным порошком при помощи свинца, медной или деревянной терки. Глянец или полировку наводят самым мельчайшим наждаком или трепелом, причем вместо свинца берут олово или медь. Конечно, при развитии в наш век механики, мускульную силу заменяют, где это возможно, паровым или водяным двигателем, но от этого суть дела нисколько не меняется. Кроме некоторого ускорения в работе, никакого капитального переворота в этой отрасли машины не внесли.

Как обрабатывали камень на Колыванской шлифовальной фабрике в 19 веке Российская империя, Колывань, Яшма, Длиннопост

"Промышленность и техника", 1903 год



Механизм Колыванской шлифовальной фабрики устроен в 1801 году по образцу Императорской Петергофской гранильной фабрики. В большом здании имеется наливное колесо, от которого движение передается различным обрабатывающим механизмам: пилам, теркам, шлифовальным кругам, резцам и прочее.

Как обрабатывали камень на Колыванской шлифовальной фабрике в 19 веке Российская империя, Колывань, Яшма, Длиннопост

В сороковых годах при обработке жерновов крестьянами Паутовыми была изобретена так называемая настовка. Это каменотесное долото, только крупных размеров. Оно крепится к одному концу палки, которую держит один рабочий, а другой бьет по этому долоту балдой. От таких энергичных ударов отваливаются излишние куски значительной величины и камень гораздо быстрее приходит к требуемой форме. Это изобретение нашло свое применение на фабрике, особенно в каменоломнях, когда требуется снять более толстый слой камня, что киурами и обыкновенными долотами было бы весьма медленно》

Как обрабатывали камень на Колыванской шлифовальной фабрике в 19 веке Российская империя, Колывань, Яшма, Длиннопост

Отеска колонн для храма Спаса на Крови

Как обрабатывали камень на Колыванской шлифовальной фабрике в 19 веке Российская империя, Колывань, Яшма, Длиннопост

Пила для резки камня


Любопытное описание работы фабрики оставили немецкие ученые-естествоиспытатели, в 1826 году посетившие Алтай для исследования местной флоры и фауны. Они оставили довольно интересные и подробные сведения о изготавливаемых на фабрике изделиях и методах их доставки в столицу; их записи были изданы в Берлине в 1829-30 гг.:


《Рабочие здесь, как и на всех колыванских рудниках, металлургических заводах и прочих фабриках, рекрутированы из местных крестьян и их детей. На шлифовальной фабрике их число обычно составляет 300 человек. В особых случаях, например при транспортировке больших каменных глыб и т. п., число рабочих на некоторое время увеличивается.


Я просматривал чертежи изготовленных здесь изделий, на которых были указаны точные размеры. Среди этих изделий были чаши более 6 прирейнских футов в поперечнике, а в 1819 году в Петербург отправил вазу из цельного куска яшмы размером 9 футов 4,5 дюйма в поперечнике (2,85 метра):

Как обрабатывали камень на Колыванской шлифовальной фабрике в 19 веке Российская империя, Колывань, Яшма, Длиннопост
Как обрабатывали камень на Колыванской шлифовальной фабрике в 19 веке Российская империя, Колывань, Яшма, Длиннопост

Далее я видел большую вазу 8 футов 8 дюймов в поперечнике (2,65 метра), которую уже начали обрабатывать.


Cогласно существующему порядку, установленному царским Кабинетом, труд рабочих оплачивается очень низко. Из-за отдаленности столицы трудность транспортировки такой большой вещи весьма ощутима: требуется много специальных приспособлений. Для этой цели изготовляют специальные сани, в которые впрягают до 12 лошадей; перевозку производят зимой и дорогу во многих местах предварительно разравнивают. До Екатеринбурга изделие везут сухопутным транспортом. Там оно находится до лета, после чего по Каме и далее отправляется в Петербург. Впрочем, нельзя не сказать о том, как хорошо умеют в Колыванском горнозаводском округе с помощью несложного механизма доставлять на фабрику огромные каменные глыбы; это обычно делается людьми, ибо лошади тянут недостаточно равномерно. Если величина сделанной вазы достигает 15 футов (4,7 метра) в поперечнике, то можно себе представить, какую тяжесть должна иметь заготовленная необработанная глыба яшмы. Нередко при перевозке одной такой глыбы бывают заняты до 300 человек》

Как обрабатывали камень на Колыванской шлифовальной фабрике в 19 веке Российская империя, Колывань, Яшма, Длиннопост
Как обрабатывали камень на Колыванской шлифовальной фабрике в 19 веке Российская империя, Колывань, Яшма, Длиннопост
Показать полностью 8
391

Древние пришельцы на наскальных рисунках

Древние пришельцы на наскальных рисунках Австралия, Пришельцы, Наскальная живопись, Длиннопост

По всей нашей планете разбросаны натуралистические, сюрреалистические, реалистические и абстрактные рисунки, рельефы и другие художественные произведения, создававшиеся с эпохи палеолита и до наших дней, что-то отражающие, что-то сообщающие, что-то означающие. Но что?


Сегодня приверженцы гипотезы палеокоотакта полагают, что наши «простые и примитивные предки» поклонялись внеземным космонавтам как богам, населяющим далекие планеты. Они изображали их в шлемах (часто с антеннами) и одеждах, напоминающих космические скафандры. Верна ли такая гипотеза?


Для ответа на этот вопрос переместимся в пещеру неподалеку от селения Деламир в австралийском штате Северная территория, в которой находятся изображения двух огромных людей. Одна фигура достигает четырех метров в высоту, вторая — чуть более двух метров. Обе облачены в плотно прилегающие одежды, имеющие вертикальную застежку (напоминающую нашу «молнию»); «молнии» разного направления имеются на их одежде и в других местах. У обоих на ногах мощные ботинки, руки упрятаны в рукавицы, напоминающие варежки и составляющие единое целое с одеждой. У меньшего на голове круглый шлем с защитными очками и короткие антенны (или уши?), торчащие из головы. Левой рукой он прижимает к себе оружие, похожее на гранмтомет. У большего оружия нет, но зато над головой возвышается отчетливый купол, а на нем координатная сеть светящихся проводов, напоминающая сложное радарное устройство личного пользования.

Древние пришельцы на наскальных рисунках Австралия, Пришельцы, Наскальная живопись, Длиннопост

Штат Северная территория никогда не подвергался нападениям людей, вооруженных современным оружием. Не приземлялись здесь по ошибке ни американские, ни советские космонавты, которых кто-либо из местных жителей мог бы увидеть и нарисовать. Поэтому эти рисунки, безусловно, очень древние и изображают космонавтов, приземлявшихся здесь в доисторические времена и настолько поразивших аборигенов, что те отразили их визит в наскальном рисунке, возможно, в увеличенном виде. Логично?



В 1956 году в Деламир отправился этнограф В. Арндт. Он беседовал со старейшинами племени вардаманов, на территории которого находится пещера и которому принадлежат «молниевые братья» (так называют изображение аборигены). Информацию, постепенно собранную о рисунке, он проверил в беседах с местными жителями, в том числе повторно, спустя несколько лет.


Оказалось, что «Молниевых братьев» из Деламира рисовал в 1930-ых на протяжении почти 15 лет старейшина племени по имени Эму Як. Сначала он создал картину в своем воображении, а потом в свободное время наносил ее на скалу при активном участии других старейшин племени, которые, таким образом, существенно повлияли на некоторые детали изображенного.


Каждая деталь картины обладает определенным смыслом, а все вместе они передают сложное повествование. Мужчины — это братья из одного племени, вступившие в спор за женщину. Меньший — супруг этой женщины, больший — симпатичный молодой человек, ухаживающий за ней. Оба вступают в схватку, причем меньший пользуется каменным топором, который он держит так, как это предписывает традиция, то есть слева под мышкой. Ягдядбула не только выше ростом, но у него и более сложная прическа, черная и белая, как грозовая туча, и более длинный пенис, что символизирует его силу и сексуальную притягательность. У Тябуинди пенис короче, а прическа отсутствует. Поэтому он сексуально менее привлекателен. Зато у него могучие ноги и лодыжки. Когда он затопал ногами, чтобы разогреться перед схваткой, раздались раскаты грома.Черную краску, цвет силы, Эму Як использовал для выделения некоторых частей тела: ушей, глаз, локтей и подмышек. Глаза и уши выделены для того, чтобы в ходе поединка противостоять громам и молниям. Подмышки — поскольку источают сильный запах. Черные крепления «застежек-молний», пересекающих туловище в нескольких направлениях, обозначают позвоночник и плечи, соединенные с пенисом. Ведь большая сексуальная активность требует крепкого позвоночника и мощных плеч, поэтому оба брата должны быть в сексуальном отношении изображены весьма наглядно, если уже они затевают такое страшное сражение из-за женщины.



На картине, изображающей «молниевых братьев», речь идет о сексуальной драме и схватке между мужчинами, поэтому Эму Як и его советчики подчеркивали те части тела, которые воплощают в себе сексуальность и страстность, остальные же либо не изображали вовсе, либо изображали схематично.



Существует масса примеров подобной трактовки наскальных рисунков и в других частях света. Да и в самом австралийском штате Северная территория есть, например, множество изображений мужских и женских фигур, в локтевые, плечевые, коленные и другие суставы которых воткнуты наконечники копий с многими шипами. Головы, как правило, имеют некое подобие маски без каких бы то ни было черт, тогда как половые органы подчеркнуты. Это магические рисунки: если мужчина или женщина находятся в недозволенной сексуальной связи, то оскорбленный супруг или родственник пытаются использовать такие изображения для магического воздействия.

Древние пришельцы на наскальных рисунках Австралия, Пришельцы, Наскальная живопись, Длиннопост
Древние пришельцы на наскальных рисунках Австралия, Пришельцы, Наскальная живопись, Длиннопост
Древние пришельцы на наскальных рисунках Австралия, Пришельцы, Наскальная живопись, Длиннопост

Этот простой пример показывает нам, что наложение современных интерпретаций на деятельность и искусство людей прошлого - весьма поспешное и ошибочное занятие.



отрывок из книги Я. и Р. Малина "ВЕЛИКИЕ ЗАГАДКИ ЗЕМЛИ. Природные катастрофы и пришельцы из космоса", 1988

Показать полностью 5
194

Мегалиты Индонезии. Тайна перемещения больших камней

Мегалиты Индонезии. Тайна перемещения больших камней Индонезия, Мегалиты, Транспортировка, Видео, Длиннопост

НИАС


Остров Ниас - один из индонезийских островов в восточной части Индийского океана. Остров известен своей древней мегалитической культурой, сохранившейся вплоть до 1950-ых годов XX века. Такая удивительная сохранность традиции объясняется отдаленным расположением острова и воинственностью местных жителей. Благодаря этому он был колонизирован голландцами лишь в 1914 году, в результате чего европейцам посчастливилось стать свидетелями древней практики перемещения огромных камней жителями острова. Фотографии, представленные ниже, были сделаны фотографом J. Borutta в 1915 году в одной из местных деревень. На них запечатлена операция перемещения памятника для Saonigeho, последнего правителя Южного Ниаса. Участие в перемещении больших камней для правителей или знатных жителей - почетное занятие для местных индонезийцев. Также за подобный труд хорошо кормили, что для местных условий жизни являлось достойной оплатой тяжелого труда.

Мегалиты Индонезии. Тайна перемещения больших камней Индонезия, Мегалиты, Транспортировка, Видео, Длиннопост
Мегалиты Индонезии. Тайна перемещения больших камней Индонезия, Мегалиты, Транспортировка, Видео, Длиннопост
Мегалиты Индонезии. Тайна перемещения больших камней Индонезия, Мегалиты, Транспортировка, Видео, Длиннопост
Мегалиты Индонезии. Тайна перемещения больших камней Индонезия, Мегалиты, Транспортировка, Видео, Длиннопост
Мегалиты Индонезии. Тайна перемещения больших камней Индонезия, Мегалиты, Транспортировка, Видео, Длиннопост

СУМБА


Мегалитическая культура острова Сумба дает нам еще один пример того, как люди передвигали большие камни в древности. Масса больших камней, перемещаемых жителями острова, порою доходил до 30 тонн, а самый большой мегалит имеет длину более 5 метров  и массу более 50 тонн.


Процесс транспортировки мегалитов описан археологом Роном Адамсом:

Мегалиты Индонезии. Тайна перемещения больших камней Индонезия, Мегалиты, Транспортировка, Видео, Длиннопост

《Традиционный метод транспортировки мегалитических камней в Сумбе - это перемещение их на деревянных санках (тена-вату).

Санки с прикрепленным к ним камнем тянут с помощью плетеных канатов. Для перемещения требуется от 100 до 1000 человек (для больших надгробий), в то время как для перемещения меньших камней для стен гробницы требуется от 50 до 100 человек. Транспортировка самых больших камней из карьера в деревню владельца гробницы может занять от одного дня до месяца, в зависимости от размера камня и пройденного расстояния. Для людей, участвующих в перемещении груза, хозяева каждый день забивают и готовят нескольких водяных буйволов или свиней, в засисимости от достатка.


После того, как камни транспортируют в деревню владельца гробницы, их передают команде резчиков, которые украшают гробницу орнаментами и рельефами. Резьба по камню может занимать еще месяц работы》

Мегалиты Индонезии. Тайна перемещения больших камней Индонезия, Мегалиты, Транспортировка, Видео, Длиннопост
Мегалиты Индонезии. Тайна перемещения больших камней Индонезия, Мегалиты, Транспортировка, Видео, Длиннопост
Показать полностью 8 1
317

Саркофаг для Наполеона I из России

《Какая странная судьба императора Наполеона. В борьбе с Россией он потерял свою славу, и Россия же сооружает ему надгробный памятник》Николай I

Саркофаг для Наполеона I из России Франция, Наполеон, Саркофаг, Длиннопост

Саркофаг Наполеона в Доме инвалидов в Париже изготовлен, как известно, из шокшинского "порфира" - кварцита, уникального и очень твердого декоративного камня из Карелии. История создания саркофага весьма интересна и составлена по документам Национального архива Франции.


Проект гробницы Наполеона и крипты Дома инвалидов был разработан в 1843 г. архитектором Луи Висконти. Центр крипты занимает - огромный саркофаг, который доступен для обозрения в двух ракурсах – сверху и снизу.

Саркофаг для Наполеона I из России Франция, Наполеон, Саркофаг, Длиннопост

По замыслу архитектора, вся классическая простота линий и контуров компенсировалась роскошью материалов и гармонией сочетания их окрасок. При этом особую роль Висконти отвел камню для саркофага и его пьедестала. Они должны быть исполнены из твердых камней – порфиров, хорошо принимающих полировку и блестящих сильнее всего окружения гробницы, а по цвету – резко контрастны по отношению к белизне мрамора и между собой. Пьедестал задумывался из темно-зеленого камня (Porfiro Verde Antico), а саркофаг – из особого (египетского) красного камня из древних римских каменоломен (Porfiro Rosso Antico). Поиск камня для саркофага и пьедестала был трудным и растянулся на два года. Завершился же поиск изготовлением пьедестала из андезита Вогезов, а подбор камня для саркофага зашел в тупик, пока в Париже не получили несколько образцов красивого красного камня из России. Про камень говорили, что это «Antique Red Porphyre» из места, название которого, написанное по-русски, было сначала непонятно французским архитекторам, но потом прочтено верно – Шокша.

Саркофаг для Наполеона I из России Франция, Наполеон, Саркофаг, Длиннопост

Заключение об этой горной породе из России Луи Висконти и Департамент искусств Министерства внутренних дел получили от самого лучшего в Париже специалиста, Пьера-Луи Кордье (1777–1861), профессора геологии в Музее естественной истории в Горной школе. Его комментарии по поводу присланного камня похвальны, хотя он точно установил, что это не порфир, а метаморфизованный песчаник:


《Этот песчаник очень тверд и сложен мельчайшими хорошо сортированными по размеру зернами кварца, что придает ему гомогенность и свойство чуть просвечивать в сколе. Тонкая зернистость и высокая твердость позволяют делать края предмета острыми и превосходно его полировать. Камень является матприалом для памятников наиболее редкого и красивейшего типа из тех, что искали для произведений искусства; он сравним только с египетским песчаником для памятников. Он имеет роскошный цвет красных античных мраморов, каменоломни которых до сих пор не обнаружены》

Саркофаг для Наполеона I из России Франция, Наполеон, Саркофаг, Длиннопост

Вопреки расхожему мнению, Николай I не подарил камень французам, но сделал весьма и весьма широкий жест для их миссии. Он не только дал разрешение на разработку карьера, но также освободил все добытое в нем от финансовых нагрузок и налогов.

Саркофаг для Наполеона I из России Франция, Наполеон, Саркофаг, Длиннопост

Инженер французского происхождения, проживающий в России, Франсуа Буятти, нанятый миссией, начал работу с большим размахом, добывая сотни блоков всех размеров и "оставляя ландшафт полностью разрушенным"

Саркофаг для Наполеона I из России Франция, Наполеон, Саркофаг, Длиннопост

Фото носит иллюстративный характер


Им были выбраны 29 блоков для отправки в Париж. Крупнейший из них, массой около 30 тонн, Буятти назвал "le monolithe" и берег его для основания саркофага. Два меньших, массой около 12 тонн, должны были сформировать стенки саркофага. С помощью членов французского посольства в Санкт-Петербурге Буятти организовал транспортировку блоков в Париж. Камень на судне должен был быть переправлен от Онежского озера в порт Кронштадта в Финском заливе. На Ладоге судно попало в сильный шторм, едва избегнув крушения. Многие блоки слетели с палубы и затонули. Большую часть груза удалось спасти, однако транспортировка "порфира" была отложена до следующего года. Наконец, после трех сложнейших месяцев пути в 1849 г. камень был доставлен в Париж, на набережную д'Орсе.


Здесь комиссия из пяти человек проверила каждый блок с невероятной тщательностью, отмечая каждую микротрещину или нарушение поверхности. Они отметили, что:


《часть блоков была обработана в карьере молотком и потому с них надо снять около 5 см камня в глубину, чтобы достичь неповрежденного материала, который можно будет хорошо отполировать》


Основной проблемой оставалось изготовление самого саркофага, который из-за размера блоков и необычайной твердости камня превосходил все когда-либо сделанное. Только древние египтяне и в меньшей степени римляне вырубали и полировали блоки гранита сопоставимых размеров.


Грубый контур получали, скалывая долотом и молотком все выступы, понимая, что залечить сколы, ушедшие ниже избранной линии, будет почти невозможно. Затем поверхность усердно терли мокрым песком, а потом окончательно полировали, используя брусок из металлического порошка (из мягкого железа или из свинца). Прямые распилы удавалось делать с помощью стального лезвия в потоке воды с песком, иногда с небольшим добавлением наждака («schmirgel» у немецких авторов).

Но поскольку и режущий инструмент, и камни имели почти одну и ту же твердость, процесс был исключительно медленным. Нож весом 12 фунтов, работающий с использованием песка и воды, углубляется за 4 часа в мрамор примерно на 45 линий (около 9 см), а в гранит – меньше чем на 4 линии (около 1 см).

Саркофаг для Наполеона I из России Франция, Наполеон, Саркофаг, Длиннопост

Фото носит иллюстративный характер


Висконти полагал, что саркофаг следует изготовить к концу 1852 г. Помощник Висконти Сеген сделал все расчеты и точно показал, что нельзя допустить, чтобы работу задержало использование современной, т. е. устаревшей техники, т. к. в этом случае для подготовки плоской поверхности вручную потребуется 115 рабочих дней при разрушении 3103 головок инструмента. Розетки (угловые рельефы), даже если их только чуть наметить и при диаметре 64 см, потребуют работы наиболее искусных мастеров в течение 45 дней с переточкой 6000 головок инструментов.



В это время все более совершенствовались паровые машины, и Сеген предложил соорудить и использовать на стройке такую машину в 6–7 лошадиных сил. Это явилось громадным новшеством, с которым Висконти согласился, хотя не было полной уверенности, что эта паровая машина будет действовать. Сеген обратился к «лучшему в Париже специалисту, месье Муйе». Создание такой машины было очень трудной задачей, мрошло четыре месяца  а машина все еще существовала только на бумаге. Висконти начал серьезно беспокоиться за судьбу проекта и писал министру 16 января 1851 года что паровая машина


《все еще строится и что, поскольку эти господа продолжают тянуть》


он просит министра написать письмо Сегену, чтобы тот ускорил работу. Письмо директора Департамента искусств на имя министра было довольно резким:


《Паровая машина все еще не действует, хотя над ней работают более 4 месяцев. Я предлагаю вам принять все меры, чтобы положить немедленный конец такому состоянию дел》


В итоге машина все-таки была сделана (фактически три машины с общей мощностью 60 лошадиных сил – значительной для того времени), а использование паровых мехаризмов для работ с гранитом стало настоящей технологической революцией для Франции.


Саркофаг был изготовлен за два года, к концу 1853 г. Однако официальное перезахоронение останков Наполеона состоится только в 1861 г., через 20 лет после начала работ по созданию его усыпальницы в Доме инвалидов.

Саркофаг для Наполеона I из России Франция, Наполеон, Саркофаг, Длиннопост
Показать полностью 7
227

Когда разрушится Александровская колонна в Санкт-Петербурге?

Когда разрушится Александровская колонна в Санкт-Петербурге? Санкт-Петербург, Александровская колонна, Разрушение, Длиннопост

По мнению реставраторов, регулярно мониторящих состояние главного украшения Дворцовой площади, оно простоит еще как минимум 300 и даже 500 лет. Однако у петербургских геологов возникли сомнения в обоснованности этих цифр. Каковы шансы, что процесс разрушения колонны не начнет ускоряться буквально на наших глазах?



За почти 190 лет своего существования колонна реставрировалась уже несколько раз. Первые трещины в теле колонны обнаружились практически сразу. Уже в каменоломне самая большая трещина была расшита и заделана гранитной вставкой 30×22×12 см. Затем трещины проявились в 1839 году, а в 1841 строительной комиссии Исаакиевского собора было поручено обследовать колонну и сообщить о ее состоянии.

Когда разрушится Александровская колонна в Санкт-Петербурге? Санкт-Петербург, Александровская колонна, Разрушение, Длиннопост

Общественность попытались успокоить, в газете "Санкт-Петербургские Ведомости" вышла статья, где говорилось о том, что никаких трещин нет и это оптическая иллюзия. Однако быстро стало ясно, что трещины не иллюзия, с суровая действительность. Как писал Г. Гельмерсен, директор Горного института, академик Императорской Петербургской Академии Наук:


《Весной 1861 года вокруг колонны снова возвели строительные леса, и с тех пор ее осматривало множество людей. В сентябре и октябре 1861 года я несколько раз осматривал Александровскую колонну и нашел на ее поверхности множество трещин》



В 1863 году в ходе реставрационных работ самые большие из них были искусно заделаны. В трещины заложили раствор из части портландского цемента с полутора частями песку, затем покрыли их жидким стеклом, напитали кремне-фтористо-водородной кислотой и заполировали.

Когда разрушится Александровская колонна в Санкт-Петербурге? Санкт-Петербург, Александровская колонна, Разрушение, Длиннопост

В 1912 году колонна вновь нуждалась в реставрации. Главный реставратор писал в газете "Вечернее время":


《колонна...дала порядочно трещин. Работа предстоит довольно серьезная. «Петухи», — так называем мы трещины, подлежащие исправлению, —я буду заделывать тем же камнем, из какого сделана самая колона. Я уже подыскал такой же точно гранить —рапа-киве (в перевода с финского — «гнилой камень»). Камень будете резаться специальными резцами, при помощи особых моторов. Заделка будет производиться цементом,- особенным образом приготовленных.》


Но трещины все равно продолжали расти. В последний раз, летом 2021 года, физики и реставраторы три месяца обследовали памятник: использовали ультразвуковое зондирование, просчитывали нюансы на математической модели, осматривали каждый сантиметр поверхности. Было зафиксирован наклон от вертикали на 29 мм и порядка 57 трещин, общая длина которых составила 8 метров.


《Образно говоря, геологи диагностировали: «Колонна больна!». Так как большая часть трещин сгруппированы в протяженные зоны, ориентированные наискосок, верхняя часть Александрийского столпа стремится соскользнуть вниз по одной из них. Мы знаем рецепт для борьбы с этим недугом. Если спросить любого горного инженера, что в критической ситуации необходимо сделать, он ответит – бурить поперечные отверстия и стягивать блоки анкерами, которые эффективно используются для крепления пород в горных выработках》- Михаил Иванов, профессор минералогии, кристаллографии и петрографии, СПбГУ


Иными словами, многотонная верхушка колонны стремится "съехать" наискосок с тела по наклонной линии  трещин, находящихся внутри колонны. Так сколько же еще сможет простоять, гордо возвышаясь в небо, один из символов Санкт-Петербурга? Трудно сказать наверняка, но ясно одно: памятник нуждается в серьезной реставрации, сохранении и уходе.

Когда разрушится Александровская колонна в Санкт-Петербурге? Санкт-Петербург, Александровская колонна, Разрушение, Длиннопост
Показать полностью 3
209

Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков

Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост

Термином lizzatura обозначается метод, при помощи которого в течение долгого времени (с глубокой древности до шестидесятых годов двадцатого века) мраморные блоки перемещались из карьера Каррара в долину . Термин происходит непосредственно от названия салазок, на которых блоки, связанные особым образом, скользили по деревянным балкам по дороге, ведущей из карьера к месту погрузки.

Находки, найденные непосредственно в самих старых карьерах, говорят о том, что греческая и римская цивилизации использовали подобный метод для транспортировки огромных блоков мрамора. В дополнение к этому методу ранее существовал и еще один, называемый dell'abbrivio. Этот метод состоял в том, что блок мрамора просто сбрасывался с горного склона в долину в условиях свободного падения. Несмотря на то, что в прошлом этот метод широко использовался, он оказался неэффективен по двум причинам: во-первых, потому что блок мог быть поврежден или вовсе расколот, во-вторых, это было просто небезопасно для работающих в карьере людей.

Некоторые задокументированные свидетельства о lizzatura мы имеем уже с 1500-х годов. В записях Микеланджело и Леонардо имеются сведения о к покупке и транспортировке мраморных блоков из каррарских карьеров, в том числе упоминается метод спуска мрамора на санях по деревянному настилу.


Так lizzatura оставалась неизменным методом транспортировки мрамора в течение нескольких веков, пока не стала неэффективной и не используемой на практике в 60-ых годах XX века.


СУТЬ МЕТОДА


После того, как большой блок или несколько блоков добыты и обработаны до формы параллелепипеда, формируется так называемая обойма - связка из нескольких блоков, установленных друг на друга и обвязанных канатом или стальным тросом. Обойма устанавливалась на опоры soqquadre (маленькие валуны или кучи щебня) и тем самым удерживала обойму приподнятой над землей, для того, чтобы позже вставить lizzе (салазки) под обойму.

Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост

На фото: Обойма, сформированная из нескольких крупных блоков, установлена на опоры (soqquadre). Под обойму подведены салазки (lizzе)


Обойма должна была быть сформирована тщательным образом и надежно скреплена. Обычно самый большой блок помещался внизу и использовался как плоскость для поддержки меньших блоков. Более широкий блок был размещен спереди, это облегчало маневрирование салазок. Общий вес обоймы обычно составлял от 15 до 20 тонн. Сани представляли собой три прочные доски из прочных пород дерева, сечением 15 см и длиной от 4 до 7 метров. Канаты в основном были пеньковыми (в 1920-х годах они были заменены на стальные тросы). Канаты подвергались очень большому износу, лизеры (люди, участвующие в транспортировке) предпочитали работать в пасмурные дни и в более прохладные часы дня, пытаясь тем самым уменьшить нагревание, возникающее при трении.

Одной из важных составляющих процесса была установка вдоль всего пути piri - упоров. Упоры изготавливались из дерева, их вбивали в землю или в большие валуны, лежащие вдоль дороги, для чего в этих валунах пробивались квадратные пазы.

Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост

На фото: изготовление и установка упоров (piri)

Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост

На фото: паз для установки упора


На упор наматывался канат. Пару витков было достаточно, чтобы один человек мог управлять спуском всей обоймы. Обычно одновременно использовалось минимум три упора, что позволяло двум рабочим (они назывались mollatori) перемещаться ниже вдоль пути к следующим упорам, пока третий удерживал обойму. Это обеспечивало медленное продвижение обоймы вниз. На некоторых спусках с крутыми склонами или при большом весе обоймы использовалось четыре или даже пять упоров.

Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост

На фото: mollatori за работой

Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост

На фото: упоры (piri), вбитые в валуны, с намотанными на них стальными тросами (canapi)

Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост

На фото: от слаженности действий mollatori зависит качество и безопасность спуска


Салазки спускались по обоям (parati) - деревянным доскам, укладываемым перпендикулярно движению саней. После того, как сани проезжали по небольшому участку выложенных обоев, рабочие поднимали их и вновь укладывали впереди саней. Один из рабочих, ungino, был ответственным за намыливание обоев мылом, для того, чтобы уменьшить трение и облегчить перемещение салазок.

Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост
Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост
Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост

После того, как спуск обоймы был завершен, блоки укладывались на телеги и с помощью волов транспортировались в порт. Все оборудование, которое могло весить десятки килограмм, рабочим приходилось поднимать назад к карьеру на своих плечах.

Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост
Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост

На фото: бухта каната могла достигать веса более 200 кг

Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост

На фото: трудный обратный путь


С началом Второй мировой войны добыча мрамора из карьеров была приостановлена, решение возобновить ее было принято в 1946 году, после окончания войны. Высокие затраты на восстановление производства и добычи мрамора вынудили правительство искать пути удешевления и ускорения добычи мрамора, в связи с чем к карьерам начали проводить автомобильные дороги, а перемещение блоков стали осуществлять грузовики.

Lizzatura сопротивлялась в течение еще двадцати лет между 1945 и 1965 годами, поскольку многие карьеры находились на большой высоте в труднодоступных местах. Однако постепенно некоторые из таких карьеров были заброшены, а к некоторым все таки удалось провести дороги, и lizzatura исчезла как метод транспортировки.


НАШИ ДНИ


Не смотря на то, что в lizzatura больше нет необходимости, каждый год в августе в карьерах Каррара в дань памяти и традиции рабочие проводят мероприятие, в котором подробно восстанавливают и используют на практике все этапы данного метода. Можно видеть, как лизеры готовят материалы и собирают обойму на салазках, чтобы затем осуществить спуск, четко взаимодействуя друг с другом и используя жаргон и термины того времени, вплоть до по прибытии на площадку разгрузки, где блоки затем загружаются на тележки, запряженные волами.

Lizzatura - древний метод транспортировки каменных блоков Италия, Мрамор, Транспортировка, Видео, Длиннопост

https://youtu.be/fijkjTluxVM

Показать полностью 13 1
Отличная работа, все прочитано!