Зачем на самом деле Coca Cola подает в России новые заявки на товарные знаки?

Как выглядит новость в СМИ

⚡️⚡️⚡️Кока-кола ВНЕЗАПНО подала заявки на новые товарные знаки в Роспатент. Кока-кола НАЗАД? Санкции ВСЁ?

Что произошло в реальности

Ну да, Кола правда подала новые заявки в Роспатент. Только произошло это не вчера, а еще в начале апреля. И делают это не для того, чтобы вернуться здесь и сейчас, а чтобы сохранить свои бренды.

Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ (это такой госстатус, как у нотариусов и адвокатов, только в сфере патентования). Товарные знаки, патенты, авторские права — это моя профессия.

И я терпеть не могу журналистов, которые пишут ахинею, не разобравшись в сути вопроса. Давайте расскажу, как там все работает на самом деле и где это может пригодиться лично вам, если у вашей компании есть хоть какой-то свой бренд.

💼 Суть кокакольного схематоза

Вот есть у Кока Колы товарные знаки — всякие слоганы, названия и логотипы, зарегистрированные в Роспатенте.

Есть в нашем законе такое правило: если правообладатель не использует свой знак три года, то любое заинтересованное лицо может аннулировать этот знак через суд.

Благодаря этому закону мы с вами можем зарегистрировать понравившееся название даже когда похожий знак в реестре уже есть, но правообладатель не использует его в бизнесе.

🎩✨А теперь следите за руками

Когда Кола перестала использовать свои товарные знаки в России? Где-то в 2022 году, как объявила об уходе с российского рынка.

Когда наступает риск аннулирирования их знаков по неиспользованию? Спустя три года неиспользования — ст. 1486 ГК РФ

2022+3 = 2025.

Что делает сейчас Кола? Не ждет 2025, а готовится: подает новые заявки.

Зачем они это делают? А потому что таким образом они отбивают желание аннулировать их старые знаки. Из-за новых регистраций аннулировать старые знаки просто не будет смысла.

Вижу легкое недопонимание, давайте на пальцах.

Допустим, кто-то хочет зарегистрировать «Сoca Cola» на себя.

Три года прошли, он подает свою заявку и идет в суд аннулировать знак настоящей Колы.

Но какой смысл аннулировать тот знак, если в реестре есть еще один, более свежий?

Его аннулировать нельзя, по нему три года не прошло. Получается, даже если старый знак снесут, останется новый, который не дает зарегистрировать ничего своего похожего.

Конечно, регистрация новых знаков только ради обхода правил по аннулированию — это может и не самая добросовестная в мире практика. Часто такие ходы совершают патентные тролли.

Если прям ну очень постараться, можно попробовать аннулировать и эти «новые» регистрации. Но это крайне сложно и маловероятно.

Понятное дело, что «Cola» — огромный холдинг, и бог его знает, как там в итоге все разрешится. Но практика такая есть, и пользуются ей не только гиганты и патентные тролли.

🧐Что из этой истории можно взять на вооружение лично вам

С необходимостью «обновить» товарный знак, чтобы не влететь не аннулирование, сталкиваются не только корпорации и тролли. Часто такая задача встает и у нас с вами.

Например, предприниматель зарегистрировал знак на много товаров и услуг. Были серьезные планы по развитию. За три года успел не всё. На часть товаров и услуг знак все еще не используется. А планы есть. И что теперь, терять регистрацию, или рисковать аннулированием? Нет, мы подаем новые заявки.

Или другая история: компания зарегистрировала логотип, а потом спустя несколько лет его перерисовала. Старый с тех пор не использует. А знак ведь нужно использовать в том виде, в котором он зарегистрирован. Если в реестре один лого, а на товарах другой, то это тоже прямая дорога к аннулированию. В итоге регистрируем новый знак в актуальном дизайне.

В таких ситуациях имеет смысл регистрировать новые знаки. Есть нюансы по виду знака, перечню МКТУ и по правообладателю, но это уже детали.

А если неиспользуемые товары и услуги не нужны — то можно и не заморачиваться с подачей новой заявки. Только главное не пропустить предупредительное письмо того самого «заинтересованного лица», чтобы не влететь на судрасходы по аннулированию. Но про это уже как-нибудь в другой раз

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.

Если надо спросить что-то частное для себя, например по той же регистрации товарных знаков — можно написать мне в личку в телеграме @bchlf

Вообще историю с «переделом» иностранных брендов я предполагал еще в 2022 году и прямо писал об этом.

У меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей», там мои рабочие заметки для авторов и предпринимателей. Там про товарные знаки, патенты и авторские права — как грамотно пользоваться всем этим добром на практике. Рекламы нет, канал делаю как для себя — заходите, если интересно.

А вот мои прошлые пикабу-разборы по интеллектуальным правам в тему:

Почему за одни патенты взыскивают миллионы, а другими «обклеивают туалеты»?

Как потерять права на название в бизнесе и несколько миллионов рублей вместе с ним

Как директор завода хотел обмануть инженеров-изобретателей, а те взыскали с него 136 миллионов рублей и чуть не посадили в тюрьму

Теперь любой человек может зарегистрировать на себя собственный товарный знак

Законы голых фотографий: кому принадлежат права на ваши фото?

Они «запатентовали» на себя обычное слово, а потом потребовали с нас пять миллионов рублей. Вот что было дальше

15 миллионов рублей за нарушение прав на дизайн: как американская компания против нашей судилась

А еще благодаря поддержке Пикабу у меня недавно вышла небольшая книга для наших предпринимателей и авторов — называется «Своровали? Накажи!».

Я задумывал ее как книгу, благодаря которой любой человек сможет легко и просто разобраться, что ему реально положено по закону и как этим грамотно пользоваться, чтобы больше зарабатывать и меньше терять.

Отзывов пока еще мало — на Озоне больше всего, там около 100 штук, можно глянуть перед тем, как заказывать. Вроде всем кто читал — понравилось и пригодилось. Надеюсь, книга поможет защитить вам все то, что вы создаете своим умом, и не дать себя в обиду нечестным конкурентам и прочим нарушителям-бездельникам.

Лига Юристов

32.7K пост37.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.


2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:


- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;


- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;


- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.