Эта ненавистная школа. Часть 2

Я социальный педагог, психотерапевт на обучении и уже больше 10 лет работаю в интернатах Вены с трудными детьми и подростками. Вопрос «ненавистной школы» был всегда и во всех местах, где бы я ни работал. Этому и будет посвящаться моя статья.

Сегодня мы живем в мире, который стал чрезмерно назойливым и пытается контролировать многие вещи. Это влияет и на родителей. Но поскольку невозможно защищать детей круглосуточно, несмотря на радионяни, умные часы и бесчисленные страховые полисы, страхи растут. Страх – это что-то очень заразное. Если родители волнуются, они передают это ребёнку. Если ребёнок боится школы, учителя тоже становятся более осторожными. Я считаю, что всем нужно снова больше доверять детям. Как говорит наш штатный психиатр: «детей нужно поощрять самостоятельно убирать камни со своей дороги».

А ещё я вижу, что многим детям не хватает независимости, уверенности в себе и собственной эффективности. И после пандемии короны число пациентов со «школьной тревогой» снова возросло. Во время карантина из-за коронавируса многие практики социальной помощи отошли на второй план или же вообще прекратили свою работу. А это значит что профессиональная помощь отпала на какое-то время и дети с родителями остались один на один со всеми страхами и проблемами.

Проблема пропусков занятий в школах значительно обострилась за последние четыре или пять лет и с тех пор является постоянной. А ещё прогульщики становятся всё младше. Когда я только начинал работу в интернете, то там тоже были прогульщики. Парни лет 17-18 и пару девочек 15-16 лет. Сейчас же это 11-12 летние подростки.

Но я также вижу, что многие школьники сегодня строги к себе и предъявляют к себе очень высокие требования. Это исходит из социальных сетей и может привести к завышенным требованиям, если они не смогут их выполнить. Буквально вчера я говорил с девочкой, которая уже несколько месяцев не ходит в школу. И чем больше она не ходит, тем больше отстаёт и тем больше её чувство стыда за свои незнания и тем больше надо приложить усилий, что бы наверстать это упущенное. Что тоже не устраивает, ибо «только тупые сидят за книжками день и ночь, у умных всё получается быстро»

На таких платформах, как Tiktok, Instagram и YouTube, всегда можно найти кого-то, кто выглядит красивее, популярнее, спортивнее или счастливее, чем вы. Исследователи из Института образовательных исследований и информации Лейбница изучили это так называемое «сравнение вверх» в социальных сетях и обнаружили, что оно разъедает самооценку. Это, в свою очередь, может вызвать сильный страх быть отвергнутым или потерпеть неудачу. Низкая самооценка также считается фактором риска развития различных психических расстройств, в том числе депрессии.

Саймону, мальчику из Вены, который боялся школы, во время карантина из-за Короны было десять лет. В то время он также проводил много времени дома со своими родителями, а не со сверстниками. Когда школы снова открылись в обычном режиме, он не смог вернуться к повседневной школьной жизни. В какой-то момент он даже не смог выйти из своей комнаты.

По совету школьных психологов родители наконец уговорили его остаться в психиатрической клинике. Главное – обеспечить, чтобы дети быстрее вернулись в школу. Чем дольше вы избегаете того, что вас пугает, тем труднее будет преодолеть страх. В этом вся сложность тревожного расстройства. Предложение о тайм-ауте призвано постепенно помочь Саймону снова привыкнуть к обычным школьным дням и общению с другими детьми. Сейчас он живёт в нашем интернате, где он помогает вместе готовить обед, накрывать на стол и убираться.

Стать независимыми, брать на себя ответственность, делать то, что вам не хочется делать: именно здесь на помощь приходят социальные педагоги, чтобы вооружить учеников достаточным количеством инструментов, прежде чем они постепенно вернутся в свои школы и к своим многочисленным одноклассникам. Я с ним раз в неделю выходу в лес, каждую пятницу занимаюсь физическими упражнениями и скалолазанием.

У многих моих коллег есть убеждение, что школы сами способствуют тому, что учащиеся избегают занятий. Если поговорить с родителями детей, которые боятся школы, вы услышите что-то вроде: «Большая школа, полные классы, мой ребенок не справляется с текущими задачами… учителям не хватает времени на всех».

Нехватка кадров в школах в ближайшее время не изменится, как и размер классов, а организация учителей Австрии недавно отметила, что к 2030 году число студентов вырастет на 8–11 процентов. Тогда только на уровне начальной школы будет не хватать 13 000 учителей. На мой взгляд это уже критичный уровень и власти должны будут решать этот вопрос в темпе вальса.

Средняя школа в соседнем районе ввела четырехступенчатый мониторинг, чтобы как можно раньше выявлять прогулы в школе. Среди прочего здесь чётко оговаривается количество прогулов, при которых следует обращаться к родителям, школьному социальному работнику или детской и подростковой психиатрической службе. Родители испытывают большое облегчение, когда мы сами обращаемся к этой теме, интересуемся детьми и предлагаем помощь. Для многих родителей это трудный шаг — признать, что они не могут мотивировать своего ребенка ходить в школу.

Матерям и отцам приятно услышать от нас, что прогулы в школе — это не единичный случай, но что это касается и других. И их обнадеживает то, что большинство детей снова встают на правильный путь, особенно если мы начинаем проявлять активность на раннем этапе. Важно понять, что эту проблему невозможно решить ни родителями, ни школе, ни социальным педагогам в одиночку. Это сработает только в том случае, если мы привлечем к работе всех экспертов.

Психология | Psychology

19.8K постов59.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.