Эта ненавистная школа. Часть 1

Я социальный педагог, психотерапевт на обучении и уже больше 10 лет работаю в интернатах Вены с трудными детьми и подростками. Вопрос «ненавистной школы» был всегда и во всех местах, где бы я ни работал. Этому и будет посвящаться моя статья.

Леон, (14 лет) и Тим (10 лет) намазывают варенье на хлеб за нашим большим деревянным столом в общей кухне. Они нехотя собрались утром в школу и по большому счёту это лишь из-за нежелания вступать со мной в конфликт. Саймон (14 лет) сегодня не пришёл на завтрак и вообще не выйдет из комнаты до полудня. В лучшем случае. В прошлом году он неделями вообще не ходил в школу и запирался в своей комнате. После бесед с родителями, учителями и школьными психологами ему поставили диагноз: боязнь школы. Затем было пребывание в больнице, чтобы научиться справляться с проблемой тревоги. Теперь началась попытка реинтеграции.

Раньше это были только старшеклассники, которые переставали ходить в школу, потому что им просто не хотелось. Эту группу я называю классическими прогульщиками. А есть ученики, такие как Саймон, которые не бунтуют против посещения школы, но боятся её. Часто эти ученики ещё не достигли половой зрелости.

Но что пугает мальчиков и девочек в школе? Почему такие подростки, как Саймон, больше не приходят утром в школу и жалуются дома на боли в животе или головные боли – неделями или даже месяцами? Почему это затрагивает всё больше и больше детей, зачастую младшего школьного возраста? Что могут сделать родители и учителя, чтобы помочь этим ученикам? И как мы, профессионалы, можем помочь этим детям?

Независимо от того, спрашиваете ли вы учителей, родителей, школьных психологов или школьных социальных работников: девочки и мальчики, которые не посещают занятия, являются постоянной проблемой в австрийских школах. По данным исследования 2020 года, около десяти процентов учащихся относятся к группе прогульщиков. Они регулярно не приходят в школу в течение всего или части года, не болея и не имея веской причины. По моим личным наблюдениям наиболее распространенными причинами являются нежелание идти в школу и страх плохих оценок.

В отчётах о детях и подростках местной медицинской страховой компании, последний раз публиковались данные по этой теме в 2021 году. В то время у 3,5 процентов всех школьников в Австрии был диагностирован и страх перед школой. Консультативные центры школьной психологии также сообщают, что в последние годы их число значительно возросло, и предполагается, что теперь этим страдают до 20 процентов всех австрийских школьников.

По мнению экспертов, такие плохие показатели объясняются тем, что страх перед школой имеет очень сложные причины: разлука с родителями, социальный страх быть отвергнутым одноклассниками или учителями, а также страх недостаточной успеваемости. Кроме того, многие из пострадавших не обращаются за помощью или не делятся своими опасениями, поэтому число незарегистрированных случаев, вероятно, будет высоким.

Помимо ежедневного опыта учителей, психологов и родителей, в настоящее время проводятся исследования отдельных школ, которые показывают тенденцию для всей Австрии. Например, опрос о состоянии здоровья, опубликованный в конце декабря 2023 года школьными властями Вены среди 2000 учащихся средней школы. Там 15 процентов опрошенных девочек и 12 процентов мальчиков заявили, что пропускали целые дни в школе в 2022/23 учебном году, не болея.

Если посмотреть на причины, по которым за последние четыре года в школах Вены увеличилось количество прогулов, становится ясно: это не потому, что ученики стали более ленивыми или менее вялыми. Фактически, в группе прогульщиков имеется значительная доля детей, у которых проявляются признаки психологических проблем, таких как депрессия или тревожные расстройства, или которые говорят, что не ходили в школу из-за болей в животе или головных болей.

Это совпадает с печальной премьерой, о которой стало известно в конце 2022 года: впервые психические расстройства, в основном депрессия и тревожные расстройства, стали самой распространенной причиной пребывания в стационаре среди детей в возрасте от 10 до 24 лет. По статистике это чаще чем травмы, несчастные случаи или физические заболевания.

Чего цифры не показывают, так это причинно-следственной связи между проблемами психического здоровья и школой. Являются ли пострадавшие дети недостаточно стабильными, сильными и уверенными в себе, чтобы справляться с повседневной школьной жизнью, и поэтому остаются дома? Или школы больше не могут адекватно поддерживать учеников, возможно, из-за нехватки учителей? Сосредотачиваются ли они больше на производительности, чем на личном благополучии, и тем самым разжигают страхи?

Ответ лежит где-то посередине. Если вы спросите в начальных школах, учителя расскажут о первоклассниках, которых родители каждое утро приводят в класс и которые плачут, когда их оставляют одних. О родителях, которые делают уроки за ребёнка и приходят на игровую площадку, чтобы разрешить конфликты детей с одноклассниками. Упоминаются такие термины, как чрезмерная опека.

Психология | Psychology

19.9K постов59.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.