Экспорт калош сталинского периода

Часть первая-курносая.

Экспорт калош сталинского периода СССР, Сделано в СССР, Военная история, История России, Сталин, 1930-е, Гражданская война в Испании, Длиннопост

Началась эта история в далеком уже 1933 году. В октябре месяце в воздух поднялся самолет, который удостоился весьма нелестной оценки на родине и принес своей стране и конструктору славу службой на чужбине.

И-15, а речь именно о нем, не был абсолютно новой конструкцией, - являлся развитием истребителя И-5 составлявшим основу истребительной авиации в начале 1930-х годов.

Первое что бросалось в глаза при взгляде на самолет, это характерный излом верхнего крыла, делавших силуэт легко узнаваемым. Многие летчики выступавшие на стороне Зла, увидав характерную "чайку" в непосредственной близости от себя, начинали горько сожалеть о содеянном, мысленно обещали исправиться и уйти замаливать грехи в монастырь, но помогало это мало.

На И-15 устанавливали двигатель М-25, лицензионную копию американского Кертисс-Райт "Циклон" R-1820 F3. партия которых была прикуплена по случаю вместе с заводом в 1933 году.

Двигатели поставили на самолет, а завод в Перми, где он и смог выпустить первые 660 моторов в 1935 году.

Из "Акта государственных испытаний" следовало, что истребитель удался. Он превосходит все истребители находившиеся в составе ВВС РККА, по манёвренности и скороподъемности опережает вообще все известные машины, но отмечали явление путевой неустойчивости, т.н. "рысканье" на определенных скоростях.

И вот это самое явление и стало камнем преткновения. НИИ ВВС предложил Поликарпову убрать излом крыльев, вернуть привычное верхнее крыло. А самолет, в это время, уже выпускался, в 1934 году два авиазавода выпустили 94 истребителя.

Сторонниками привычного крыла были такие известные летчики как Чкалов и Коккинаки.

У строевых летчиков, кроме безобразного качества продукции авиазавода №1, вызывал нарекания неудовлетворительный обзор вперед-вбок, особенно при взлете.

Таким образом после выпуска еще 288 самолетов в 1936 году, производство И-15, признав его небоеспособным, прекратили.

Но тут, на другом конце Европы, в Испании приключился фашистский мятеж генерала Франко.

Экспорт калош сталинского периода СССР, Сделано в СССР, Военная история, История России, Сталин, 1930-е, Гражданская война в Испании, Длиннопост

ВВС Испании были оснащены всякими музейными реликвиями, которые в боях быстро таяли. Иностранные государства свято блюли "нейтралитет", то есть фактически наложили эмбарго на поставку вооружения Республике. Оружие, в том числе и самолеты, приходилось завозить контрабандным путем. Особую пикантность вызывал тот момент, что поддержавшие Франко Италия и Германия открыто снабжали мятежников оружием.

СССР решил, помочь законному правительству и разрешил Испании закупать советское оружие.

В числе прочих на Пиренеи отправились и 40 И-15.

Экспорт калош сталинского периода СССР, Сделано в СССР, Военная история, История России, Сталин, 1930-е, Гражданская война в Испании, Длиннопост

На тот момент в испанском небе в жестокой схватке сходились французские и итальянские, немецкие и чешские, польские и американские истребители.

Дебют 4 ноября 1936 года в небе над Мадридом для И-15-х получился просто фееричным. Управляемые советскими летчиками-добровольцами истребители в трех боях смогли сбить 5 из 12 атаковавших столицу самолетов.

В первых же боях выяснилось, что самолет очень хорош, обладает просто феноменальной маневренностью. Как говорил полковник Е. Н. Степанов, воевавший на этом самолёте в Испании , на нём можно при известной сноровке догнать на вираже свой хвост.

В республиканской зоне детище Поликарпова получило ласковое прозвище "Чато"-"Курносый". Противники называли его "Кертисс"-всё не могли поверить в его советское происхождение.

Среди всех типов советских самолетов, поставляемых в Испанию, "Чато" являлся самым популярным. Главным его достоинствам считалось освоение летчиками в короткий срок, подкупала легкость пилотирования и необычайная маневренность. И-15 всегда был готов к взлету, с любой площадки, в любое время дня и ночи, в бою держал множество повреждений, мог доставить летчика домой даже с несколькими отстрелянными цилиндрами, мог приземлится на "пятачок".

Поэтому, когда из-за блокады, встал вопрос о лицензионном производстве истребителя, несмотря на выгодные предложения от французских, английских и голландских фирм, вопроса кого будут производить как-то не возникло.

Экспорт калош сталинского периода СССР, Сделано в СССР, Военная история, История России, Сталин, 1930-е, Гражданская война в Испании, Длиннопост

Сборка И-15 на испанском заводе.

Всего СССР поставил в Испанию 131 экземпляр, еще 237 самолетов построили по лицензии на испанских авиазаводах.

Экспорт калош сталинского периода СССР, Сделано в СССР, Военная история, История России, Сталин, 1930-е, Гражданская война в Испании, Длиннопост

И-15 воевал на всех фронтах гражданской войны, до последнего ее дня, став поистине одним из ее символов.

Уважаемый читатель!

Если понравилась статья-поставь лайк. Это ведь несложно, а у меня появится понимание, что нравится сообществу, а что нет.

Если есть замечание-пиши комментарий. Я к ним нормально отношусь, если они не выражены в хамской форме.

Если смог узнать из нее что-то новое и не хочешь пропустить подобное в будущем-подписывайся.

Вторая Мировая

4.1K постов8.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.


Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.


Запрещено:

ЛЮБАЯ политика. В том числе:

- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.

- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.

- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.

- Использование идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либерaст").

- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.


За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.


Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.


Помимо этого:

- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.

- Публикация постов не по тематике сообщества.

- Провокации пользователей на срач.


Ну и всё, что запрещено правилами сайта.