Эксперимент 1184. Глава 12. Волны прилива омывали ножки офисного кресла

Ссылка на первую часть

====================================================================================

– Сдаюсь, сдаюсь, – произнесла голова Бернарда на чистейшем современном языке, без тени своего средневекового акцента, – проходите ко мне, – произнеся эти слова, лицо старосты опять скрылось в стене.

Поль Лебо подошел к синей пелене. Минуту он колебался, не позвать ли ему товарищей с собой, но все же решился и сделал широкий шаг вперед, очутившись в незнакомом месте. Ноги ученого почувствовали под собой теплый и мягкий песок, в нос ударил запах высохших на солнце водорослей и морской соли. До ушей донеслись крики чаек и шум прибоя. Повертев головой, физик понял, что они действительно попали на морской берег. Ближе к воде, у самой границы волн стояло обычное офисное кресло. Перед ним прямо над изменчивой поверхностью моря без видимой опоры висело в воздухе с десяток крупных мониторов, показывавших различные места в деревне, в Монпелье и даже в лесу, где стояла капсула. Пенный край прибывавших волн уже касался передних роликов кресла и вскоре должен был забрать его с собой, но стоящего рядом Бернарда это, казалось, ничуть не волновало.

Староста вдруг повел плечами, неестественно согнулся, разогнулся и вдруг предстал перед Лебо в совершенно новом образе. Было похоже, что, он скинул с плеч груз доброго десятка лет, а под его обычной мешковатой одеждой проступила вдруг рельефная мускулатура. Рост старика, уже не казавшегося таким старым, тоже изменился, увеличившись минимум на пятнадцать сантиметров.

– Это мой наблюдательный пост. Располагайтесь, спрашивайте, – с этими словами Бернард махнул рукой, и рядом с ученым начал вдруг расти песчаный горб. Песок быстро стекал с его вершины, обнажая похожее как две капли воды на первое кресло, – У меня есть еще немного времени перед докладом, так что прошу вас, не стесняйтесь.

Лебо смотрел на эту картину с расширившимися от удивления глазами. Десятки вопросов метались в его голове, сменяя друг друга, прежде чем успевали сорваться с губ. Наконец физик произнес:

– И что же, вы здесь один такой?.. Или все люди, которых мы видели, такие же, как вы… такие… – Лебо неопределенно повел в воздухе рукой, пытаясь подобрать нужное слово, – не настоящие?

– Как метко вы выразились, – усмехнулся фальшивый староста. – Да, в основном, здесь, – он выделил особой интонацией это слово, будто вкладывая в него особый смысл, – только ненастоящие люди, такие же бедолаги, как и вы, или актеры, которые им подыгрывают, как я.

Молодой ученый решил пока не акцентировать внимание на том, что староста назвал его ненастоящим человеком, и обратился к более насущным вопросам.

– Значит, есть еще люди, похожие на нас? Кто они? Сколько их? Как здесь появились?

– Да тем же способом, что и вы – при помощи путешествия во времени. Подобных случаев уже более тысячи двухсот, – усмехнулся фальшивый староста.

Картины средневековой жизни на мониторах сменились вдруг нестройным потоком колонок цифр, пробегавших по экранам слишком быстро, чтобы Поль сумел что-то в них разобрать.

– В базе ваша группа числится под номером 1184. – уточнил Бернард. – И в будущем гостей ожидается еще намного больше, – махнул рукой он. – Знаете, писатели вашего мира чрезвычайно сильно популяризовали тему путешествия в другие времена. Зато благодаря выбираемым ими темам мы примерно знаем, когда ожидать новых гостей. Эпоха мушкетеров, ковбоев, древний Египет, великий Рим и прочие популярные в вашей литературе места. Должен сказать, что вы сделали довольно оригинальный выбор, и мы еле-еле сумели все подготовить.

Картина мира молодого ученого трещала по швам. Он запустил пальцы в волосы и принялся расхаживать туда-сюда, пиная песок. Он вспоминал хитрость мастеров на деловых переговорах в городе, вкус пота и земли, который он ощущал, притворно целуя лбы встретившимся ему сервам, затянутые формальности суда и бесконечные ночи в тюрьме. Бернард терпеливо ждал.

– Я не могу поверить, что все встреченные люди — это актеры, притворщики! – наконец взорвался физик. – Все это, – Лебо повел рукой, будто бы указывая на весь виденный им мир, на весь спектр пережитых им с товарищами злоключений, – потребовались бы колоссальные усилия, чтобы создать такие декорации.

– Я понимаю, что вам трудно осознать это, Поль, – вздохнул Бернард, – в тех условиях, в которых вы жили и воспитывались, такое сложно вообразить. Но попробуйте представить общество, устроенное разумно и справедливо. Когда нет необходимости заниматься отъемом чужой собственности или принуждением народа к чему-либо, а с другой стороны, не нужно противостоять им и защищать свободы, свое и чужое имущество. И вот когда человечество живет в гармонии с собой и с природой, тогда список полезных для общества профессий становится исчезающе мал. И тогда людей начинает одолевать скука. Многие реализовывают себя через творчество. Но если ты хочешь получить общественно полезную профессию, то самый простой способ — это стать актером-воспитателем. Тем более, это чертовски весело. Не все, конечно, обладают таким высоким уровнем, как я, – тут Бернард еще раз картинно напряг свои мышцы, позволяя Полю вспомнить, каким сухим стариком он казался ранее, – но волонтеров нам хватит, чтобы изобразить даже среднюю европейскую страну середины 22-го века.

– Но не может быть, чтобы вы повторили все в точности! Вы должны ошибаться, – возразил Лебо, тыча в Бернарда пальцем.

– И, разумеется, мы ошибаемся! – радостно согласился Бернард, – то, что вы стоите тут, главное тому доказательство. Ваши товарищи тоже отмечали несостыковки. Больше всего отличилась София. Она быстро провела вас на место поселения, которое мы не успели отстроить после вашего прибытия, подметила и отсутствие городских запахов, мягкое отношение в суде, слишком хорошую еду в тюрьме и даже немного староватые надписи на стенах камеры. А ваш другой товарищ, Лоренцо, мало того, что распознал повторяющийся фрагмент с тележным колесом в записях звуков города, которые мы вам проигрывали, так еще и разглядел купола лунной колонии невооруженным глазом. И вы все, абсолютно все, отмечали удивительную образованность и мудрость людей, с которыми вы говорили. Но людская природа играет на нашей стороне. Обычный человек склонен не замечать всякие мелочи, а, наткнувшись на что-то, списывать это на ошибки собственного восприятия и самостоятельно придумывать правдоподобные объяснения. Поль, именно ваша феноменальная цепкость ума и внимание к деталям помогли вам меня раскрыть!

Бернард уселся в кресло, сделав в нем из озорства оборот, и уставился на экраны. Пробегавшие по ним цифры пропали, заменившись многочисленными фотографиями старинных книг, свитков и писем. Картинка не была статичной: казалось бы, случайным образом одни из изображений постепенно меркли, уменьшаясь и уходя во тьму, а на их место приходили новые, более яркие образы, всплывавшие откуда-то из глубины веков.

– Признаюсь честно, многое из того, что вы видели, чистой воды импровизация, фантазия. – рассказывал Бернард, не оборачиваясь и продолжая внимательно смотреть на мониторы. – У нас недостаточно источников, чтобы воспроизвести эту эпоху во всей своей уникальности. Не сохранилось даже многое из того, что было известно в ваше время. Мы очень благодарны вам за тот маленький архив, который вы притащили в своем аппарате. Но и вы также обладаете недостаточными знаниями, а потому легко приняли все за чистую монету, – Бернард крутанулся в кресле еще раз и, оказавшись напротив Лебо, подмигнул ему, – Надеюсь, вы не разочарованы?

– Зачем тогда нужен был этот суд? – Лебо недовольно скрестил руки на груди, вспоминая не самые приятные эпизоды своего путешествия. – А медведь-убийца, охранявший капсулу? Вы тоже это подстроили?

– Мишка ручной и совсем не опасный. Очень умное животное. Он бы вас не тронул. Насчет всех ваших приключений… – Бернард задумчиво поцокал языком, – разве вы еще не поняли? Мы не могли позволить вам творить просто так все, что вздумается. Эти испытания должны были исправить вас, сделать лучше. И, черт возьми, они это и сделали! Поль, посмотрите на себя и на своих товарищей в начале пути. Сколько обиды на мир, сколько зла и предательства даже по отношению друг к другу таилось в вас. Мы считаем, что люди, имеющие такие больные амбиции и пренебрежение к человеческим существам, не достойны нашего общества. – актер укоризненно покачал пальцем. – Но разве вы не заметили, как изменилось отношение ваших товарищей друг к другу и к людям, которые их окружают? Наша задача, как воспитателей, заставлять вас трудиться как в общем смысле, так и над собой. Мы не желаем впускать в наше общество людей, подобных худшим версиям вас. Сначала вы должны достигнуть некоторых стандартов.

Поль Лебо пожевал губами. Старик во многом был прав, если задуматься. Все пережитые невзгоды действительно повлияли на команду положительным образом. Еще не решив, верить фальшивому старосте полностью или нет, ученый решил вернуться к отложенному вопросу.

– Бернард, вы так четко разделяете людей на «вас» и «их», называете нас ненастоящими людьми… Расскажите, что же собой представляют эти ваши «настоящие люди»?

– На Земле сейчас почти и не встретишь настоящего человека, – вздохнул Бернард.

– А где встретишь? – быстро перебил его ученый.

– В основном, в летающих городах Венеры, в большой колонии на Энцеладе , на станции около Нептуна, под куполами на луне и на Марсе, много где, – махнул рукой актер. – Под настоящими людьми я имею в виду людей вида homo harmonious .

– Это отдельный вид человека? Альтернативная ветвь? Я не могу понять, – пробормотал ученый, – как получились такие глубинные расхождения в этой реальности.

– Вы, выдающийся ученый, один из первых в вашем мире, кому удалось собрать машину времени, – вздохнул Бернард, – но и вы, несмотря на свои практические успехи, слабо понимаете фундаментальные законы.

Экраны висящих мониторов вдруг наполнились формулами, графиками и расчетами. Лебо с удивлением обнаружил, что узнает примерно треть из них по своим работам, но остальные были ему непонятны.

– Ваша главная ошибка заключалась в том, что вы полагали, будто любое путешествие во времени создает свою параллельную реальность, – продолжал тем временем Бернард. – Но это не так. Как только осуществилось самое ранее (не по времени отбытия, а по времени прибытия в этот мир) путешествие, возникла параллельная вселенная. В дальнейшем все остальные путешественники из вашей реальности попадают именно в эту, изначальную вселенную, в соответствующее время. И им приходится мириться со всеми изменениями, внесенными более ранними путешествиями. Чтобы создать свою личную ветку, вам придется опять совершить путешествие уже из нашего мира и надеяться, что никто не совершит его на более древнюю дату.

– И какое же было самое древнее путешествие в этой ветке реальности? – спросил все еще впечатленный Лебо.

– О, хороший вопрос! – обрадовался актер, – мы, а точнее наши предки, прибыли сюда очень давно. Наши предшественники не боялись тяжелой работы и не боялись умереть, так и не увидев своих трудов. Поэтому они отправились на пол миллиона лет назад, к гейдельбергским людям. Существуют, конечно, гипотезы, что, возможно, до наших предков какой-то романтик-палеобиолог и путешествовал к динозаврам, но даже если так, он не оставил ни малейшего следа в облике планеты, доставшейся нам.

Изображение на экранах опять сменилось. Сейчас они транслировали различные панорамы Земли с высоты птичьего полета.

– Поль, знаете в чем коренное отличие вас от наших предков? Вы не использовали машину времени, чтобы сделать что-то новое, что-то полезное. Нет, – укоризненно покачал головой Бернард, – вы хотели лишь удовлетворить свои амбиции, почувствовать себя королями, вы желали присвоить себе все те великие открытия прошлого, записанные в памяти вашей капсулы. Я видел вашу схему развития. Она весьма неплоха. Но вы, – Бернард обвиняющее направил указательный палец в грудь Лебо, – жаждали получить признание, которым были обделены в своем мире, почувствовать себя гением, пророком. Вы даже не думали о последствиях своей быстрой индустриализации для простых людей: о социальных потрясениях, о войнах, о вреде экологии. Ведь для вас обычные люди — это просто цифры в расчетах.

Бернард снова крутанулся в кресле и отбросил обвиняющий тон.

– Наши предки вернулись на полмиллиона лет назад, тогда, когда ваш вид современного человека еще даже не сформировался. Они нашли племена примитивных протолюдей и предложили им свою дружбу и помощь, они учили их и учились вместе с ними. Новый человек родился в ходе совместной эволюции двух видов людей, той части людей разумных, которые осознали свои ошибки, и людей гейдельбергских, которые еще не успели их наделать. И здешний современный человек вместо того, чтобы стать видом homo sapience , высшим хищником животного мира, приспособленным только бесконечно захватывать, жестоко завоевывать, поглощать ненасытно, стал абсолютно новым видом, ориентированным на труд, кооперацию и саморазвитие, — человеком гармоничным. Да, поколения предков не увидели результатов многотысячелетней работы, но я уверен, что сейчас они улыбаются, смотря на нас.

Лебо вздохнул и уселся прямо на песок, игнорируя предложенное еще в самом начале беседы Бернардом кресло. Обхватив голову руками, он пытался осознать весь масштаб фундаментальных изменений, всю ту великую жертву, на которую пошли прародители Бернарда.

– И что со мною будет дальше? – наконец глухо спросил он.

– Да ничего особенного, смерть от чумы. – актер произносил эти слова с легкой улыбкой, будто бы они не таили в себе ничего зловещего. – Ваше обезображенное тело зальют известью и похоронят далеко за околицей поселения. Ваши друзья не посмеют прийти на вашу могилу, а тем более откапывать тело. – Лебо со все нарастающим страхом смотрел на так спокойно говорящего такие ужасные вещи человека нового вида. – Ну, примерно такая будет легенда для членов вашей экспедиции, – как ни в чем ни бывало продолжал Бернард. – А на самом деле вы отправитесь в совершенно другое место, где будете продолжать проходить перевоспитание совместно с такими же догадливыми людьми, как и вы. Там вас ожидает совершенно иной подход.

Поль Лебо облегченно выдохнул.

– Да, – предвосхитил его вопрос Бернард, – я знаю, о чем вы не решаетесь спросить. Такие случаи, к сожалению, случаются регулярно. Люди не хотят отказываться от своих взглядов и живут в любезно предоставленной нами иллюзии до конца своих дней. Но вам не стоит унывать, большинство путешественников проходят наш тест и становятся достойной версией себя самого, после чего вливаются в наше общество.

Актер вновь махнул рукой, и перед Полем выросла из песка новая синеватая пелена. Речь Бернарда вдруг стала отрывистой и быстрой, будто он вспомнил о каком-то важном деле.

– Вам туда, Поль. Вас встретят и все объяснят. Поспешите. А меня, как вы помните, уже заждались на совещании.

==================================================================================

Читателям

Я искренне рад тому, что вы читаете эти строки. Скорее всего, это значит, что вы добрались до конца книги, пережив это небольшое путешествие вместе с членами экспедиции. И я надеюсь, что вам понравилось прочитанное.

Как вы, наверное, заметили, по ходу повествования я постарался воспроизвести атмосферу конца XI века. Работая над книгой, я внезапно для себя осознал, как мало мы вообще знаем об этом времени и как мало о нем знаю лично я. Несмотря на старания, в мою работу могли прокрасться ошибки, неточности, распространенные мифы.

Если по ходу повествования вы обнаружили любую ошибку грамматическую ли, логическую, орфографическую или пунктуационную, дыру в сюжете, недостаточную мотивированность того или иного действия героя, историческую неточность или просто лишние подробности, не имеющие никакой сюжетной ценности, прошу вас, укажите мне на них. Если ничего из вышеперечисленного не бросилось вам в глаза, то можете просто указать на, как вам кажется, самое слабое место в книге. Поверьте, я не разочаруюсь в своем произведении, каким бы ужасным оно не оказалось, зато критика позволит мне не повторять ошибки в будущих работах.

Авторские истории

32.5K постов26.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.