Выставка"дегенеративного искусства" в Мюнхене, или Как Германия лишилась своих шедевров за копейки

В этот день, 19 июля 1937 года, состоялось торжественное открытие художественной выставки, которой суждено было стать одной из самых посещаемых в XX веке. Мы говорим о знаменитой выставке "дегенеративного искусства" в Мюнхене, организованной нацистской партией и лично Адольфом Циглером - немецким художником, а впоследствии сенатором по изобразительному искусству в Имперской палате культуры и вице-президентом Имперской палаты искусств. Именно ему его знаменитым теской Гитлером было поручено избавить Германию от гадкого и порочного "искусства", представив возрождающейся германской нации то, что партия признавала шедеврами. С этой целью была организована Великая немецкая художественная выставка, однако предметом нашего разговора, как вы уже поняли, является она, а культурный феномен, добавивший слово "дегенеративный" в искусствоведческие словари мира.

Мемориальная доска на месте склада произведений «дегенеративного искусства» на Кёпеникерштрассе в Берлине

Выставка"дегенеративного искусства" в Мюнхене, или Как Германия лишилась своих шедевров за копейки Нацизм, Историческое фото, Факты, Научпоп, Германия, Искусство, Живопись, Длиннопост

Вы любите полотна Ван Гога? А как насчет произведений Поля Гогена или Огюста Ренуара? Произведения этих именитых художников, уже тогда являющиеся классикой искусства, не вписывались в идеалы нового немецкого общества, а потому подлежали уничтожению. Конечно, были среди приговоренных и современные деятели - экспрессионисты, сюрреалисты и многие другие - всего было отобрано 650 произведений, изъятых из 32 музеев страны. Первоначально таких картин было более 20 тысяч - собранные произведения были вывезены в помещение бывшего зернохранилища Берлина, чтобы после быть уничтоженными, однако вскоре в голове фюрера возникает мысль. Зачем сжигать то, на чем можно неплохо заработать? Так первые 4,5 тыс. отправляются на швейцарские акционы, где распродаются чуть ли не за бесценок. «Мне доставит огромное удовольствие, если вам удастся сменять Пикассо или Пехштейна на Дюрера и Рембрандта!» (Адольф Гитлер)

Адольф Гитлер на выставке «Дегенеративного искусства», 1937 год.

Выставка"дегенеративного искусства" в Мюнхене, или Как Германия лишилась своих шедевров за копейки Нацизм, Историческое фото, Факты, Научпоп, Германия, Искусство, Живопись, Длиннопост

Конечно, далеко не все отправлялось в руки частных коллекционеров, "лучшее из худшего" было отобрано специальной комиссией, чтобы показать народу. Мол, смотрите, какого дна достигло искусства за годы упадка. Так родилась идея выставки, открывшейся 19 июля 1937 года в здании Археологического института Мюнхена. Вход был, само собой, бесплатный, что вызвало еще больший интерес у и без того заинтересованного зрителя - на искусство, унижающее религию, оскорбляющее немецких солдат, женщин, фермеров и других немецких граждан и, что самое страшное, зачастую созданное евреями, собрались посмотреть толпы людей. Работа выставки продолжалась до 30 ноября, после чего экспозиция отправлялась в другие города Германии - почти четыре года понадобилось Циглеру и Геббельсу, чтобы познакомить с вырождающимся искусством всю страну. Нашлись и те, кто смеялся или плевался, однако не обошлось и без тех, кто шел в музей, понимая, что другой возможности познакомиться с признанными шедеврами может и не представится.

Перед входом на мюнхенскую выставку «Дегенеративное искусство», 1937 г.

Выставка"дегенеративного искусства" в Мюнхене, или Как Германия лишилась своих шедевров за копейки Нацизм, Историческое фото, Факты, Научпоп, Германия, Искусство, Живопись, Длиннопост

Всего выставку посетят более 3 миллионов человек, после чего картины будут либо уничтожены, либо проданы за границу или местным частным коллекционерам. Одним из тех, кому удалось разжиться шедеврами живописи по привлекательной цене, был бельгийский художник Жак Ош - о его трагичной судьбе, во многом пересекающейся с темой данного материала, мы рассказывали вам в нашей статье "Заключенный №56 форта Бреендонк". А всех любителей живописи приглашаем познакомиться с некоторыми из картин, отобранных комиссией Адольфа Циглера для участия в нашумевшем мероприятии.

"Семь смертных грехов", Отто Дикс (1933 г.)

Выставка"дегенеративного искусства" в Мюнхене, или Как Германия лишилась своих шедевров за копейки Нацизм, Историческое фото, Факты, Научпоп, Германия, Искусство, Живопись, Длиннопост

"Метрополис", Георг Гросс (1917 г.)

Выставка"дегенеративного искусства" в Мюнхене, или Как Германия лишилась своих шедевров за копейки Нацизм, Историческое фото, Факты, Научпоп, Германия, Искусство, Живопись, Длиннопост

"Вокруг рыбы", Пауль Клее (1926 г.)

Выставка"дегенеративного искусства" в Мюнхене, или Как Германия лишилась своих шедевров за копейки Нацизм, Историческое фото, Факты, Научпоп, Германия, Искусство, Живопись, Длиннопост

"Несколько кругов", Василий Кандинский (1926 г.)

Выставка"дегенеративного искусства" в Мюнхене, или Как Германия лишилась своих шедевров за копейки Нацизм, Историческое фото, Факты, Научпоп, Германия, Искусство, Живопись, Длиннопост

"Понюшка табака", Марк Шагал (1912 г.)

Выставка"дегенеративного искусства" в Мюнхене, или Как Германия лишилась своих шедевров за копейки Нацизм, Историческое фото, Факты, Научпоп, Германия, Искусство, Живопись, Длиннопост

"Акробат и молодой арлекин", Пабло Пикассо (1905 г.)

Выставка"дегенеративного искусства" в Мюнхене, или Как Германия лишилась своих шедевров за копейки Нацизм, Историческое фото, Факты, Научпоп, Германия, Искусство, Живопись, Длиннопост

А с вами был Бородатый Горец. Больше материалов об интересных фактах и событиях мировой истории также в нашей группе "Бородатый Бард" Вконтакте.

Лига историков

13.8K постов50.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения