Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи?

Многие считают: без западной помощи СССР не смог бы победить Германию. Мол, если бы в июле 1941 года Рузвельт не ввел нефтяное эмбарго против Японии, та напала бы на СССР осенью 1941 года. Если бы под Москвой не появились английские танки, а в советских окопах не начали есть тушенку «Второй фронт» – то не удалось бы удержать столицу. А все эти грузы перевозились от Мурманска к фронту американскими паровозами. Утверждают, что даже Сталин на Тегеранской конференции признал: без союзной помощи он проиграл бы войну. Так ли все это? Что было бы с СССР без западной помощи в войне? И, что более важно, что было бы с Западом без советской помощи? Попробуем разобраться.

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Советские танкисты среди горных курортов Австрии. Слева танк «Шерман» американского производства. Несмотря на более слабую пушку, чем у соседнего Т-34-85, он в целом был вполне сопоставим с ним – и в Красной Армии его оценивали довольно высоко / ©Reddit.co

Вопрос о том, одолел ли СССР Германию в основном сам или не смог бы сделать это без западной помощи, традиционно получает два противоположных ответа. В Стране Советов утверждали: союзные поставки не превысили 4% советских военных усилий. Правда, это было не вполне информативно: а вдруг именно без этих 4% мы бы не смогли выиграть войну, ведь она вроде бы велась с полным напряжением сил? Вне СССР – с подачи самого Сталина – говорили принципиально иное: без ленд-лиза, без западной помощи, наша страна проиграла бы войну. Так какая из этих точек зрения верна на самом деле?

«Без нефтяного эмбарго Рузвельта Москва бы не устояла» — вот только за этим эмбарго стоял не Рузвельт, а Москва

Распространенная идея гласит: без давления со стороны США с лета 1941 года Япония напала бы на СССР в том же году. Вынесла бы Красная армия одновременно и битву за Москву, и войну на Дальнем Востоке?

Что ж, в 1941 году Штаты действительно объявили Японии фактическое нефтяное эмбарго. Без нефти островная империя лишилась бы возможности защищаться: ее флот требовал нефтепродуктов. Поэтому на деле такое эмбарго было объявлением войны, хотя сами американцы этого не понимали.

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Карикатура четко улавливает суть: американское нефтяное эмбарго сделало войну с Японией неизбежной / ©Wikimedia Commons

Будучи не в состоянии понять японскую культуру, они считали, что эмбарго – эффективное средство заставить Японию делать во внешней политике то, что решат США. От этого они ввели его со спокойной душой. К осени 1941 года нефть в запасах Японии упала до уровня, который заставил Токио отдать приказ об ударе по американскому флоту в Перл-Харборе.

На сегодня нельзя достоверно сказать, напала бы Япония на СССР осенью 1941 года без того нефтяного эмбарго или нет. Дело в том, что в 1939-м японские Вооруженные силы под Халхин-Голом были окружены и уничтожены Красной армией, и на тот момент это было самым тяжелым поражением императорской Японии за всю ее историю. Возможно, этот урок остановил бы Токио от нападения даже без американского эмбарго.

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Один из американских линкоров тонет после японского удара по Перл-Харбору / ©Wikimedia Commons

Вывод: может, мы и не знаем, напала бы Япония на СССР осенью 1941 года без американского нефтяного эмбарго. Но мы точно знаем, благодаря кому нам даже нет смысла задумываться над этим вопросом. Японцы, в ответ на нефтяной шантаж, напали на США по плану советских властей (операция "Снег"). Уже после этого Германия объявила США войну. И, таким образом, превращение Вашингтона в союзника Москвы случилось не столько само по себе, сколько усилиями той же Москвы.

Постсоветская ревизия значимости ленд-лиза

Хорошо, быть может, Москва не смогла бы вести войну без ленд-лиза?

В 1994 году кандидат исторический наук Б.В. Соколов выпустил в Journal of the Slavic Military Studies статью, в которой предложил принципиально новую картину роли западной помощи Советскому Союзу. Суть ее в одной фразе: «без содействия Англии и США СССР не мог бы вести войну против Германии».

Как он пришел к этому неожиданному выводу? Соколов взял цифры ленд-лиза за весь период Великой Отечественной войны и сравнил их с выпуском советской промышленности за тот же период. В результате у него получился ряд оригинальных тезисов, которые стоит разобрать по пунктам ниже.

Важность их далеко выходит за рамки статьи 1994 года: взгляды Соколова на ленд-лиз за эти годы распространились очень широко, и именно на них основана даже статья «Ленд-лиз» в русской Википедии. При всей очевидной ненадежности сетевой опенсорсной энциклопедии как источника, она оказывает огромное влияние на взгляды масс – ведь никаких других энциклопедий такого размаха и доступности нет и ориентироваться большинству больше не на что. Именно поэтому критический разбор тезисов Соколова по-прежнему актуален и в 2021 году.

Насколько значимыми были союзные поставки танков и самолетов?

По ленд-лизу было поставлено ~17 тысяч боевых самолетов и 12,2 тысячи танков и самоходок (часть – после мая 1945 года). Эти цифры кажутся очень большими, из-за чего само собой складывается мнение о неизбежно большой роли этих поставок в войне.

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Английский танк «Матильда», всего в СССР их поставили 1084 штуки. По массе был равен среднему Т-34. Для 1941 года его броня была малоуязвима для огня немецких танков и противотанковых пушек, но уже в первой половине 1942 года (на фото) ситуация изменилась.

Однако это мнение основано на недостаточном знании реальной ситуации с авиационной и танковой техникой в СССР. Дело в том, что в остром виде нехватка танков могла ощущаться СССР только осенью 1941 года – в период эвакуации многих заводов. Однако до конца 1941 года в нашу страну успели прибыть только 466 ленд-лизовских танков (в основном – легких). Повлияли ли они на обстановку, если учесть, что первые 20 из них прибыли на фронт не ранее ноября 1941 года? Если взглянуть на таблицу ниже, то вопрос становится риторическим.

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Количество военной техники в действующей армии и в стране в целом. Легко видеть, что за исключением начала войны основная часть танков и боевых самолетов находилась в тылу / ©Г.Ф.Кривошеев. Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил, М., 2001.

Уже к Сталинградской и даже концу Московской битвы у Красной армии не было проблем с количеством танков. Например, на 1 января 1943 года Москва располагала 20,6 тысячи боевыми танками. По ленд-лизу к этому моменту СССР получил четыре тысячи танков. Что было бы, если б их не было? Верно, резервы составили бы не 12, а восемь тысяч таких машин. То есть все еще были бы равны числу танков на фронте, в действующих частях Красной армии. Не все ли равно, 12 или восемь тысяч танков «киснут» у вас в глубоком тылу?

Такая же ситуация была и с авиацией: боевых самолетов у Кремля на 1 января 1943 года было 21,9 тысячи, а на фронте из них – лишь 12,3 тысячи. Даже если вычесть все полученные на тот момент по ленд-лизу самолеты, то их число в тылу, в резервах, все равно осталось бы значительным.

Почему так? Ответ очень прост: воюют не танки и самолеты, а сидящие в них люди. Материальных ресурсов в стране может быть много, но без людей, способных их водить, танки – это просто металлолом. Летчик, не умеющий летать, просто разобьется при посадке – но не сможет сбить врага. Конечно, бывали и обратные ситуации, когда танк с конвейера уходил прямо на фронт. Но лишь там, где рядом есть живые обученные танкисты, потерявшие свои танки, и не желающие подолгу ждать прибытия новых из далекого тыла.

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Американский танк «М3 средний». По ленд-лизу СССР получил 1386 из них.

Американский танк «М3 средний». По ленд-лизу СССР получил 1386 из них. У относительно короткоствольной 76-мм пушки справа был ограниченный сектор обстрела, а 37-мм пушка в верхней башне имела слабую бронепробиваемость. Гладкие, за счет обрезинивания, гусеницы плохо показали себя на гололеде / ©Wikimedia Commons

К осени 1941 года советские войска понесли оглушительные потери, в основном лишившие их кадров, имевшихся к началу войны. Именно поэтому танков и самолетов в тылу было настолько больше, чем на фронте. Нужно было сперва научить новые кадры их эксплуатировать – и лишь потом выпускать технику на фронт.

Поэтому количество выпущенных промышленностью боевых машин ни у нас, ни в США никогда не было равно количеству тех же боевых машин на фронте. Обучение всегда занимает куда больше времени, чем производство техники. На 1 января 1944 года – опять в разгар огромного зимнего наступления – на фронте у СССР было всего 5,8 тысячи танков – а в тылу еще 18,6 тысячи. Самолетов в действующей армии было 13,4 – а в тылу еще 19,1 тысячи. Как мы видим, дефицит танков и самолетов уже давным-давно не стоял на повестке дня.

К концу войны с Германией в тылу оставалось 27,1 тысячи танков и самоходок – и лишь 8,1 тысячи были на фронте. 25 тысяч боевых самолетов находились в тылу и 22,3 тысячи – на фронте. Москва и вела, и закончила войну, постоянно имея поистине огромные резервы техники всех видов.

Если из советских резервов танков и самолетов на любую дату войны вычесть все поставки по ленд-лизу, эти резервы все еще останутся значительными. Например, если бы в СССР вообще не поставили ни одного союзного самолета – то к концу войны у него в резерве было не 25 тысяч боевых самолетов, а примерно 8 тысяч. Если бы не поставлялись танки – то в резерве у СССР было 20 тысяч машин. Несомненно, этих резервов было достаточно, чтобы закончить войну на чужой территории и без авиабронетанкового ленд-лиза.

Встает вопрос: зачем тогда мы заказывали эту технику у союзников? Мы думаем, ответ на него станет ясен читателю чуть позже.

Пока же добавим: причиной, по которой Москва так хотела получить побольше западных танков и самолетов, не связана с их более высоким качеством, о котором иногда пишут в популярной литературе.

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

P-63 Kingcobra, был лучшим истребителем, который СССР получил по ленд-лизу. Каждый седьмой импортный самолет был именно этой модели. Но для боев с Германией его не использовали: в Кремле ему наметили совсем другие цели / ©Wikimedia Commons

Во-первых, не совсем ясно, было ли это качество объективно выше. Живучесть самого массового ленд-лизовского истребителя, «аэрокобры», по данным Генштаба Красной армии была ниже, чем у И-16 и даже И-153 – выпущенных еще до войны. И весьма сходной с живучестью советских истребителей новых типов.

Во-вторых, значительная часть прибывших во время войны самолетов союзников ни на какой фронт войны с Германией вообще не попала. P-63 Kingcobra – самый продвинутый истребитель западного производства, попавший в СССР в заметных количествах – начал поступать в нашу страну еще в первой половине 1944 года, вот только не в войска. Большую часть их  направляли в… части ПВО крупных городов. Излишне говорить, что немецкие бомбовые удары советским городам в последние месяцы войны не угрожали. Выходит, 2,4 тысячи лучших ленд-лизовских истребителей нужны были Москве совсем не для войны с Германией.

Американцы дали СССР порох и взрывчатку?

Соколов цитирует маршала Жукова, в послевоенных беседах с Симоновым утверждавшего: «Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не смогли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо».

В принципе, звучит логично: толуол тогда получали коксованием угля, и с потерей Украины Москва лишалась основного источника не только угля, но и толуола, без которого не сделать тротил. При всей весомости свидетельства ясно, что Жуков в годы войны военной промышленностью не занимался, знал о ней понаслышке, отчего его слова нуждаются в проверке.

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

В конце 1941 года Жуков командовал Западным фронтом, где столкнулся с нехваткой снарядов. Но было и то, чего Жуков, из-за общей атмосферы секретности, не знал: на 1 января 1942 года у РККА было сорок миллионов снарядов и артмин: их нехватка на Западном фронте была вызвана трудностями незапланированной доставки, а не общим дефицитом. Быть может, именно отсюда его преувеличенные представления о трудностях с ВВ и порохом? / ©Wikimedia Commons

Соколов и пытается проверить их. Он оценивает производство взрывчатки и порохов в СССР за 1941-1945 годы в 600 тысяч тонн, а поставки из-за рубежа – примерно в 300 тысяч тонн. (Реальные цифры были выше: если учесть сырье для ВВ, по ленд-лизу прибыло примерно 0,45 миллионов тонн, в СССР выпущено  0,9 миллиона тонн). Выходит, треть взрывчатки и порохов у Красной армии были импортными.

Могла ли страна выиграть войну без них? Вопрос кажется риторическим (без взрывчатки и пороха не повоюешь)… но только пока мы не приглядимся к деталям.

Дело в том, что советский ВПК в годы войны дал армии 775,6 миллиона снарядов и артиллерийских мин. А также 21,4 миллиарда патронов и 1,15 миллиона тонн авиабомб. Однако израсходовать армия смогла только 427 миллионов снарядов и артмин, 17 миллиардов патронов – и только 0,7 миллиона тонн бомб. Остальные банально оказались на складе.

Не стоит забывать, что на начало войны РККА имела 7,6 миллиарда патронов и 88 миллионов снарядов и артмин. Иными словами, реальные запасы к концу войны были даже больше, чем кажется после вычитания расхода боеприпасов из общих поставок за время войны.

К 1945 году СССР имел в запасе почти столько же снарядов, сколько потратил в ее ходе – так, будто готовился повести еще одну Вторую мировую. Бомб на складах было две трети от того, что уже израсходовали за войну – на два года еще одной Великой Отечественной. Производство патронов также превысило их расход на несколько миллиардов – и «излишка» хватало еще на один год мировой войны. Запасы боеприпасов, имевшиеся у Сталина концу войны, были огромными по любым меркам.

Возникает вопрос: а зачем разоренной войной стране производить такое огромное количество так и не востребованных боеприпасов? И ради чего тогда Москва импортировала столько взрывчатки и порохов из западных стран?

Ответ на этот вопрос прост и неприятен: СССР с 1940 года знал о планах Англии и Франции (и, в конце войны, США) нанести удары по СССР. Весной 1945-го западные союзники разработали план нападения на советские войска в Европе. Причем этот план предусматривал привлечение немецких войск на стороне англичан и американцев (подробнее мы писали об этом здесь).

Легко понять, почему Сталин предпочитал иметь максимально крупные запасы снарядов и бомб. Разумеется, в такой ситуации логичнее заказывать в этих странах как можно больше взрывчатки и пороха, упрощая себе возможный будущий конфликт.

К счастью, западные планировщики весной 1945 года пришли к выводу, что военная победа над СССР в Европе выглядит сомнительной, поэтому вся эта предусмотрительность не понадобилась.

И сделали возможным существование советского авиапрома?

Сходная история у историка Соколова повторяется и с самолетами. Он утверждает: «Количество алюминия, поступившее для нужд советской экономики [в период войны], – около 591 тыс. т делает совершенно нереальными официальные данные о производстве самолетов в СССР… Советский Союз будто бы произвел …112,1 тыс. боевых самолетов». Соколов указывает на то, что Германия получила 1,7 миллионов тонн алюминия, но сделала менее 85 тысяч самолетов.

Для Соколова очевидно: раз немцы делали один самолет на 20 тонн алюминия, то уж русские, понятное дело, никак не могли сделать по одному самолету всего на пять тонн алюминия. Он так и пишет: «Совершенно загадочным остается, как советская промышленность, располагая почти втрое меньшими ресурсами алюминия, смогла произвести в 1,3 раза больше боевых самолетов, чем Германия».

Перед нами пример серьезного недопонимания реальной военной техники. Даже так называемые «цельнометаллические» самолеты состоят далеко не только из алюминия: в их моторах, трансмиссии, шасси и лонжеронах немало стали, часто применяли композитные материалы.

По-настоящему дефицитен алюминий в нашей стране был именно в первый год войны. И, на первый взгляд, даже трудно понять, зачем Москва заказывала его у союзников в таких количествах после 1943 года. Но если мы вспомним про вполне реальную угрозу войны с США и Великобританией (с остатками вермахта на их стороне) в 1945 году, то вопрос «зачем Сталину столько алюминия» может прозвучать значительно менее загадочно.

Из-за «алюминиевой загадки» Соколов решил, что «советское производство самолетов в годы войны завышено минимум в два раза» и было, таким образом, не более 56 тысяч. Исходя из этого, утверждает историк, «доля западных поставок по боевым самолетам [17 тысяч получено по ленд-лизу] составит не 15%, как традиционно считалось, а около 30%».

Если бы историк уделил внимание тому факту, что средний советский самолет отнюдь не требовал пять тонн алюминия, то, пожалуй, ему не было нужды так сильно подгонять реальностью под свои идеи.

Красная армия не смогла бы воевать без ленд-лизовского бензина?

Итак, со взрывчаткой, порохами и алюминием мы разобрались. Но у Соколова наготове следующий тезис: половина авиабензина Красной армии поступила из-за рубежа.

Как он приходит к этому необычному заключению? Соколов согласен, что СССР в 1941-1945 году произвел 5,5 миллиона тонн авиабензина. Но, утверждает он, поставки авиабензина и светлых бензиновых фракций нефти из США составили 2,6 миллиона тонн. И, якобы, «импортный авиабензин и светлые бензиновые фракции использовались почти исключительно для смешивания с советскими авиабензинами…»

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Английский легкий танк «Валентайн», самый удачный танк этого класса во Второй мировой. В СССР их отправили 3782, но прибыли только 3332. Еще 450 было потоплено вместе с их транспортами /©Wikimedia Commons

То есть из советских 5,5 миллиона тонн, по его мысли, надо вычесть 2,6 ленд-лизовских. Почему это не так? В основном потому, что Соколов забыл: СССР получил от союзников 18 тысяч самолетов, большое число которых было двухмоторных. А моторы западного производства на советском бензине нормально работать не могли, ибо его октановое число было ниже.

Иными словами, лишь менее трети авиабензина, доступного СССР, действительно происходило либо напрямую из ленд-лизовского бензина, либо из ленд-лизовских же светлых бензиновых фракций.

Отдельно заметим: если в начале войны в СССР действительно наблюдался дефицит авиабензинов (правда, тогда и импортные поставки были минимальны), то во второй половине войны его не было. Это ярко подтверждает огромное количество патрулирующих авиавылетов во второй половине войны, когда противник весьма редко появлялся в воздухе — а наличие радаров делало патрулирование не очень нужным.

О том же говорят и цифры потребления авиабензина советскими ВВС: за все время войны они далеко не достигли и двух миллионов тонн.

Интересно, что «бензиновый» тезис Соколова, как и некоторые другие, был некритично воспринят многими и до сих пор обильно цитируется. Русская Википедия, ссылаясь на BBC, даже сообщает: «США поставили 2 млн. 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками — 2 млн. 586 тыс. тонн) — почти 2/3 горючего, использованного за годы войны советской авиацией».

Как мы показали выше – это грубая ошибка. Менее трети советского авиабензина составлял ленд-лизовский. И очень значительная его часть уходила на импортные же самолеты, к которым в СССР было бы весьма сложно произвести требуемый их моторами бензин.

А что с грузовиками?

Традиционно большое значение в литературе уделяют поставкам автотехники по ленд-лизу. Они действительно заметны: 427 тысяч автомобилей. Поэтому на 1 мая 1945 года 32,8% всех машин в РККА были ленд-лизовскими, 58,1% – отечественными и 9,1% – трофейными.

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

«Студебеккеры» везут ленд-лизовские грузы в СССР через горы

Но стоит напомнить: подавляющее большинство этих машин было поставлено в 1943-1945 годах, уже после того, как советские войска убедительно показали способность к активным маневренным операциям против вермахта. Как метко подмечает британский историк Ричард Овери:

«Ко времени Сталинграда только 5% советского автопарка было импортным по происхождению»

Больше половины всех ленд-лизовских автомобилей поступило в нашу страну в последний год войны. Поэтому весьма сомнительна идея, что без этого транспорта она не могла бы выиграть войну.

Тушенка и иное продовольствие: то, без чего СССР не смог бы выжить?

Широко известно, что по ленд-лизу было поставлено много продовольствия, которое существенно помогло нашей стране в военное время. Но вот вопрос: сколько и когда именно оно поступило?

Согласно официальным данным, всего в СССР попало чуть менее 4,5 миллиона тонн продовольствия – или примерно по шесть килограммов на его жителя за 1941-1945 годы. Не менее 10% этого продовольствия – как и ленд-лиза в целом – поступило к нам уже после окончания Великой Отечественной войны. Поэтому повлиять на ее ход и исход эти поставки не могли.

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Часть продовольственного ленд-лиза / ©novate.ru

Всего за время Второй мировой западные продовольственные поставки в СССР составили примерно 18,6 грамм на человека в сутки. Вопреки устоявшимся представлениям, основная часть продовольственного ленд-лиза не была тушенкой: на мясные консервы пришлось только 664,6 тысячи тонн или порядка 2,75 грамм в сутки на одного советского гражданина в период войны. Для периода Великой Отечественной эта цифра ниже: ведь более 10% ленд-лиза пришло уже после ее конца.

Но очевидно, что из местных источников питания советские граждане получали намного больше, чем 18,6 грамм в сутки. Тот же Соколов вполне признает, что и мяса в СССР в годы войны произвели во много раз больше, чем пришло по ленд-лизу.

А как же быть с тем, что сам Сталин признал: «без ленд-лиза мы бы проиграли»?

30 ноября 1943 года на Тегеранской конференции британский генерал Алан Брук на дне рождения Черчилля выступил с тостом. В нем он заявил, «что наибольшие жертвы понесли англичане, что их потери [в войне] превышают потери любого другого народа, что Англия дольше и больше, других сражалась и больше сделала для победы. В зале наступила неловкая тишина».

Легко понять, что Сталин вряд ли был согласен с подобными заявлениями. В пику британцу он заявил: эта война – война машин, и США поставляют их в огромных количествах. Далее, согласно американским записям, он сказал: «Без использования этих машин посредством ленд-лиза мы проиграли бы войну».

Многие люди склонны видеть в этом подтверждение Сталиным описанных выше идей: без ленд-лиза СССР был обречен. Для людей, опирающихся на факты, заявление советского вождя выглядит странновато. Хорошо известно, что основную часть ленд-лиза СССР получил уже после 30 ноября 1943 года. А из общих цифр ленд-лиза понятно, что советская сторона вполне могла довести войну до конца и без западных поставок.

И потом: проиграть СССР мог только в 1941-1942 годах, на которые пришлись менее 2,8 миллиона тонн союзных поставок. Еще 13 миллионов тонн пришлось на 1943-1945 годы, когда перспектива проигрыша войны перед Москвой просто не стояла. Сталин не мог этого не знать – зачем же он дезинформирует союзников?

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Для Сталина Тегеранская конференция была первым опытом одновременной и многосторонней дипломатической игры на одном поле. Несмотря на это, он вполне справился / ©Wikimedia Commons

Попробуем ответить на этот вопрос исходя из известных фактов. Во-первых, Макиавелли, а также ряд других умелых манипуляторов прошлого, были среди читаемых (и комментируемых) Сталиным авторов его огромной личной библиотеки. Во-вторых, из контекста – абсурдного выступления генерала Брука – мы видим, что он мог разозлить Сталина. В-третьих, мы знаем, что советский лидер был в курсе идей английских военных об ударах по СССР еще в 1940 году.

Наконец, из рассекреченных на сегодня цифровых данных очевидно, что Сталин на протяжении второй половины войны создавал запасы стратегических материалов. Запасы, масштабы которых слишком велики, чтобы их можно было целиком использовать в ходе Великой Отечественной войны.

В такой ситуации логично предположить, что хозяин Кремля пытался, с одной стороны, вбить клин между американскими и английскими союзниками. А с другой – показать США, что их помощь все еще крайне нужна СССР, несмотря на то, что тот явно переломил ход войны на востоке.

Если он хотел именно этого – то его стратегия частично сработала. До 30 ноября 1943 года, когда он сделал свое громкое заявление, из западного полушария в СССР по ленд-лизу – за два года и пять месяцев – отправили 6,95 миллиона тонн грузов. После – за всего лишь год и шесть месяцев – уже 10,55 миллиона тонн.

Полное доверие дипломатической лести – а тосты в честь иностранных лидеров редко обходятся без таковой – есть признак некоторой наивности. Особенно – если эту лесть произносит человек типа Сталина или какой-то иной любитель Макиавелли.

Как можно оценить общую роль ленд-лиза во Второй мировой войне?

При СССР роль ленд-лиза в материальном обеспечении Великой Отечественной войны оценивали в 4%. После СССР – как решающую. Какой же она была на самом деле?

В принципе, из текста выше это уже понятно. Всего по ленд-лизу нам отправили 17, 5 миллиона тонн грузов, из которых в мае-сентябре 1945 года – 1,79 миллиона тонн Эти 10,2% ленд-лиза на ход и исход Великой Отечественной уже не могли повлиять. Остальные ~15,7 миллиона тонн могли быть использованы в ходе войны. Но нельзя найти ни одной отрасли, где их отсутствие лишило бы СССР возможности эту войну вести.

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Лишь 9% от всех западных поставок военного времени отправили в СССР в первый год войны. За май-сентябрь 1945 года, таким образом, поставки были больше, чем за июнь 1941 – июнь 1942 годов / ©NS

Чтобы в самом общем виде понять ограниченность масштабов ленд-лиза, стоит сравнить его с объемами грузов, обеспечивавшими работу советской экономики в годы войны. Скажем, железные дороги страны только в 1943-1944 годах перевезли 647 миллионов тонн различных грузов – в сорок с лишним раз больше, чем пришло по ленд-лизу за всю войну. Общий объем погрузок (грузов, не пассажиров) только на железных дорог за войну примерно в сто раз превзошел ленд-лизовские поставки.

Конечно, среди тех было много сложных изделий, ценность которых выше, чем у угля или чугунных чушек, которые грузили на железные дороги СССР, чтобы доставить на электростанции и заводы. Но по советским железным дорогам перевозили не только сырье. Поэтому да, ценность ленд-лиза, разумеется, не равна 1% от всех материальных ресурсов, потребленных советской экономикой в годы войны. Но, определенно, и решающей ее назвать никак нельзя. Тем более, что подавляющее большинство этих грузов прибыло к нам только во второй половине войны.

Скорее всего, общий вклад ленд-лиза в возможности советской экономики того времени не выше 10%. Но он может быть выше, чем 4% – советской оценки ленд-лизовских поставок. Напомним, эти проценты получились методом перевода долларовой стоимости ленд-лиза в рубли и сравнения ее с общим советским производством тех лет.

Еще один важный момент в оценке этой помощи: значительная ее часть не была использована в ходе Великой Отечественной и, по всей видимости, накапливалась советским руководством на случай войны со странами, которые и поставляли нам товары и сырье по ленд-лизу.

Почему так живуч миф «без ленд-лиза СССР не победил бы»?

Все озвученные выше цифры вполне доступны и были доступны уже много лет назад. Откуда изобилие оценок, повторяющих тезисы историка Соколова? И почему они со временем не только не теряют, но и увеличивают популярность? Как могут пользоваться поддержкой идеи, явно не находящие никакой опоры в реальных цифрах?

Наиболее вероятный ответ на этот вопрос таков: все дело в переносе людьми своего восприятия современности на прошлое. Многие наши современники по-прежнему мыслят известными фразами персонажей классика русской литературы девяностых. С их точки зрения страна, руководимая Москвой, никогда не могла быть иной, чем сегодня – то есть, не вполне полноценной экономически и технологически. И, разумеется, в смысле умственного потенциала как минимум ее руководства.

Если кто-то мыслит в такой парадигме, для него всегда будет казаться дикой идея, будто государство, населенное русскими, в принципе могло самостоятельно выиграть мировую войну у сильнейшей сухопутной армии западного мира.

Вся правда о ленд-лизе: зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи? Военные, Ленд-лиз, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Ленд-лизовское стрелковое оружие не пользовалось особой популярностью в Красной армии. В отличие от отечественных пистолетов-пулеметов с начальной скоростью патрона ~500 м/с и в силу этого большой дальностью прицельной стрельбы, западные ПП под 45 калибр имели начальную скорость пули не выше 150 м/с – и малую дальность прицельной стрельбы / ©Wikimedia Commons

Поэтому у таких людей возникает необходимость в обнаружении какого-то тайного канала «перекачки» мощи Запада – заведомо более полноценной, во всех отношениях, части мира – в заведомо менее полноценный «совок». Без такой перекачки история Великой Отечественной войны для них бессмысленна: она противоречит их устоявшимся представлениям о мире. Идея о самостоятельном выигрыше войны СССР вводит такого человека в состояние сильнейшего когнитивного диссонанса и понижает его уровень психологического комфорта. Мы живем в эпоху, когда человек, выбирая между своим комфортом и фактами, чаще всего выберет первое.

Военные усилия западных стран на роль такого тайного канала перекачки «мощи Запада» просто не годятся. Совершенно очевидно, что к моменту открытия второго фронта в Европе СССР уверенно шел от одного крупного успеха к другому. Он уже подошел к своим довоенным границам и явно перешел бы их в те же самые сроки и безо всякого второго фронта.

Ленд-лиз, напротив, выглядит намного более привлекательным вариантом. Материальная мощь США кажется очевидной любому нашему современнику. И не менее очевидно, что промышленность Штатов не могла не быть сильнее советской.

Естественно, на самом деле, все эти представления разбиваются в тот момент, когда мы смотрим на цифры. Но это совершенно неважно – пока мы говорим о восприятии ленд-лиза в массовом сознании. Люди, в норме, стараются любой ценой избежать крушения своих представлений и идеалов. А определенной части общества будет не так просто сохранить свои представления целыми иначе, чем признав советскую победу в Великой Отечественной войне результатом американских усилий,

Поэтому принятие идей Соколова о решающем вкладе ленд-лиза – какими бы неосновательными они не были фактически – вряд ли когда-нибудь пойдет на спад.

Использованные ресурсы

http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html

https://military.wikireading.ru/4539

Книга Владимира Котельникова «Авиационный ленд-лиз»
Гамильтон Фиш: мемуары американского патриота

Вторая Мировая

4.4K поста8.9K подписчика

Правила сообщества

Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.

Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.


Запрещено:

ЛЮБАЯ политика. В том числе:

- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.

- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.

- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.

- Использование политизированной идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либера ст").

- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.


За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.


Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.


Помимо этого:

- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.

- Публикация постов не по тематике сообщества.

- Провокации пользователей на срач.


Ну и всё, что запрещено правилами сайта.

3
Автор поста оценил этот комментарий

А можно поподробнее про переворот от любого взрыва?

раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Слабое сцепление с грунтом плюс весьма мощный двигатель в результате часто давали пробуксовку. К недостаткам «Шермана» я бы отнес не высокий силуэт, на который указывают многие эксперты, 30 сантиметров – не бог весть что. А вот то, что даже на фото видно, «Шерман» был высоким и узким. Если к этому добавить не очень удачные гусеницы, все в совокупности часто приводило к опрокидыванию машины.

…Высокое расположение центра тяжести было серьёзным недостатком Шермана. Танк часто опрокидывался на бок, как матрёшка. […] Веду я батальон, и, на повороте, мой механик-водитель ударяет машину о пешеходный бордюр. Да так, что танк перевернулся. Конечно, мы покалечились, но остались живы. […]



https://ru.wikipedia.org/wiki/Шерман_(танк)

3
Автор поста оценил этот комментарий

А можно поподробнее про переворот от любого взрыва?

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Он не только от взрыва переворачивался, он мог сам по себе опрокинуться со склона, гусеницы скользили по гололеду, машина не супер

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

До прихода ленд лиза, врачи стирали и кипятили бинты.. Не было элементарных бинтов, антибиотиков, еды, и всех базовых вещей. Много солдат будет воевать на голодный желудок? Жрать нечего был в армии, а они тут говорят о неважности Ленл лиза.. С головой не дружите.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Муки за время войны было выпущено 61,5 млн. т; поставлено: 510656 т. Это составляет 0,8%. Крупы. Произведено: 3,9 млн. т.; поставлено: 86236 т. Добавим указанное выше количество риса. Тогда ввезенной крупы будет 138851 т, 3,6% от произведенной. Макароны. Ввезено: 157 т., произведено: 949,5 тыс. т. Соотношение менее двух десятых процента.

Растительное масло. Привезли к нам: подсолнечного – 327598,5 т, льняного – 16938,7 т, хлопкового – 273,2 т, кукурузного – 992,6 т, оливкового – 155,8 т, соевого – 1587,5 т. В сумме: 347539,8 т. Конечно, не все оно пошло на питание, часть на технические нужды. Но это составляет 29% от произведенного (1194,5 тыс. т).

А теперь более «существенные» продукты. Маргарин. Произведено: 172 тыс. тонн. Поставлено: 40653 т, т. е. около четверти от произведенного. Мясо. Сложные подсчеты, т. к. поставлялось мясо копченое, соленое, консервированное, сушеное, шпиг. Поставлено в пересчете на «нормальное» в сумме 785440 т, или 28% от произведенного (2797, 5 тыс. т). Думается, что в реальности процент несколько ниже (в нашей статистике не учтено производство мяса в колхозах и личных хозяйствах, да еще что-то вложилось в консервы, сведения о которых выданы суммарно в условных банках, без разделения на виды), но незначительно. А вот поставки рыбы «подкачали». Ввезенная 131 тонна рыбы и рыбных консервов составила практически никакой процент от улова в эти годы (4608 тыс. т). Конечно, какой-то на самом деле был.

Нашей стране крайне было необходимо сливочное масло для питания детей и раненых в госпиталях. А за все годы войны его было произведено лишь в два раза больше, чем в 1940 г. Во множестве воспоминаний рассказывается, как просили союзников увеличить поставки масла. В итоге получили чуть более 81 тыс. т, или 17% от произведенного (479 тыс. т).

Впрочем, поступало оно  очень неравномерно: значительно меньше обещанного в начале войны и с превышением оговоренного, чтобы погасить предыдущие недопоставки, в ее конце.

Поэтому, например, американская тушенка оказывалась на столах наших соотечественников и спустя несколько лет после окончания войны.

По все остальным позициям все точно так же.

Источники

Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Статистический сборник. М.: ИИЦ Госкомстата СССР, 1993. С. 79.

Jones В. Н. The Roads to Russia: United States Lend-Lease to the Soviet Union. Norman, Oklahoma Univ. Press, 1969. Appendixes.

Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне... С. 79.

Супрун М. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг.  М., 1997, стр. 323.

Автор поста оценил этот комментарий

1941-1942 года..., а в эти критические месяцы только ссср оказывал реальное сопротивление на своей собственной земле и своими собственным средствами

О как, а как же Великобритания?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А что Великобритания сделала в этот период? сидела на острове и отбивала налеты? или немцы уже высадились на их землю?

показать ответы
1
Автор поста оценил этот комментарий

А ТС-то баааальшой специалист, видать. Если в простой диаграмме так ошибся, чего стоит его простыня?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А можно детальней . В чем ошибка?

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А есть хоть одно доказательство что США поставляли, что то Германии после того как США объявили войну Германии ? И почему этот факт никогда не поднимался в советское время на уроках истории?

А вот то что СССР помогал Германии ресурсами до 41 года это действительно факт как и речь Молотова произнесенная 2 ноября 1939 года:

…В последнее время правящие круги Англии и Франции пытаются изобразить себя в качестве борцов за демократические права народов против гитлеризма, причем английское правительство объявило, что будто бы для него целью войны против Германии является, не больше и не меньше, как. "уничтожение гитлеризма". Получается так, что английские, а вместе с ними и французские, сторонники войны объявили против Германии что-то вроде "идеологической войны", напоминающей старые религиозные войны. Действительно, в свое время религиозные войны против еретиков и иноверцев были в моде. Они, как известно, привели к тягчайшим для народных масс последствиям, к хозяйственному разорению и к культурному одичанию народов. Ничего другого эти войны и не могли дать. Но эти войны были во времена средневековья. Не к этим ли временам средневековья, к временам религиозных войн, суеверий и культурного одичания тянут нас снова господствующие классы Англии и Франции? Во всяком случае, под "идеологическим" флагом теперь затеяна война еще большего масштаба и еще больших опасностей для народов Европы и всего мира. Но такого рода война не имеет для себя никакого оправдания. Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это - дело политических взглядов. Но любой человек поймет, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной. Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за "уничтожение гитлеризма" прикрываемая фальшивым флагом борьбы за "демократию".

Наши отношения с Германией, как я уже сказал, улучшились коренным образом. Здесь дело развивалось по линии укрепления дружественных отношений, развития практического сотрудничества и политической поддержки Германии в ее стремлениях к миру. Заключенный между Советским Союзом и Германией договор о ненападении обязывал нас к нейтралитету в случае участия Германии в войне. Мы последовательно проводили эту линию, чему отнюдь не противоречит вступление наших войск на территорию бывшей Польши, начавшееся 17 сентября…


…Мы всегда были того мнения, что сильная Германия является необходимым условием прочного мира в Европе.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Кто в США официально подтвердит что помогал Гитлеру.

Просто сравните цифры вложений в немецкую экономику.

«Форд» — 17,5 млн. $.
«Стандарт Ойл оф Нью Джерси» (ныне «Эксон Мобил Корпорейшн») — 120 млн. $.
«Дженерал Моторс» — 35 млн. $.
«ITT» — 30 млн. $.

Даже такой закрытый немецкий проект, как создание ракет "Фау", не обошлось без американского участия. Здесь отличились бизнесмены ITT. Специалисты по телефонам и телеграфам не только снабжали фашистов счетными машинками, телефонами и другими средствами связи (в том числе и спецсвязи), но и агрегатами и комплектующими для ракет "Фау".

например  "Стандарт Ойл", которая открыто заправляла немецкие подводные лодки в нейтральных базах и поставляла горючее в ту же Северную Африку.

«И. Г. Фарбенидустри» с 1929 года контролировалась все той же «Стандарт Ойл», выгодно скупившей акции немецкой компании во время кризиса 20-х годов в Германии. Так что «И. Г. Фарбенидустри» одной рукой финансировала партию Гитлера (и за океаном не могли этого не знать, там не ручеек денежный был, а вполне себе река), а другой честно выплачивала по акциям хозяевам, скажем, за «Циклон-Б», которым в лагерях травили людей.

https://topwar.ru/35451-lend-liz-dlya-gitlera.html

показать ответы
3
Автор поста оценил этот комментарий

1 скрин: 2 ссылки на один и тот же источник

2 скрин: первая ссылка не работает, 2 другие ведут на один и тот же источник, к тому же этот источник - покупка книги, то есть чтобы проверить пруф я должен купить книгу?

3 скрин: нерабочая ссылка

4 скрин: вообще чудесно - 4 ссылки ведут на 2 источника, а еще одна ссылка ведет на книгу которую нужно купить

5 скрин: одна ссылка повторяет одну из тех что была на скринах выше, вторая нерабочая.

6 скрин: снова две ссылки на один источник

7 скрин: снова нерабочая ссылка и снова дубль-ссылка

Итого: четыре нерабочих ссылки, СЕМЬ двойных ссылок и две ссылки с покупкой книг.

Автор делает все возможное чтобы читатели запутались и не смогли проверить информацию

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

В окончании статьи стоят ссылки на использованный материал в том числе на текст книги, за ссылки в статья сори текст плохо переносится в последнее время с редактора на сайт.

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

Я не понимаю, почему вообще вторая мировая не переросла в позиционную войну, как первая мировая или сво. Почему немцы не смогли построить оборонительные линии и держать их?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Немцы смогли и построили, но это им не помогло

Штурм Кёнигсберга: «неприступную» крепость взяли за четыре дня

или

Зееловских высотах, где проходила вторая линия обороны противника, наши войска были задержаны. Здесь были хорошо укрепленные высоты, гитлеровцы имели сильную систему артиллерийского и пулемётного огня. Подступы к высотам были прикрыты минами, проволочными и другими заграждениями, противотанковым рвом. Отступившие с передовых позиций немецкие части были подкреплены из резерва свежими дивизиями, бронетехникой и артиллерией.

Начали наступление 16 апреля, Зееловские высоты взяли к утру 18 апреля

показать ответы
3
Автор поста оценил этот комментарий

Учитывая, что без помощи этого запада и никакого Гитлера не было бы... Труддно выиграть войну, которой нет

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Полностью согласен, если бы не помощь США гитлеровскому режиму история была бы совершенно иной. Но на сегодня мы имеем уже свершившееся. И хорошо бы чтобы общество помнило правду, а не вдутую с запада пропаганду о победе над  фашизмом США, Великобритании и Франции, какие из них победители?

Победу над фашизмом одержал именно Советский народ!

показать ответы
5
Автор поста оценил этот комментарий

Однако это мнение основано на недостаточном знании реальной ситуации с авиационной и танковой техникой в СССР. Дело в том, что в остром виде нехватка танков могла ощущаться СССР только осенью 1941 года – в период эвакуации многих заводов. Однако до конца 1941 года в нашу страну успели прибыть только 466 ленд-лизовских танков (в основном – легких). Повлияли ли они на обстановку, если учесть, что первые 20 из них прибыли на фронт не ранее ноября 1941 года? Если взглянуть на таблицу ниже, то вопрос становится риторическим.

США обещали прислать в 1941 году 600 танков и 750 самолетов:

но реально прислали только 182 танка и 204 самолета.

Биополярка - она такая

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не путайте ленд лиз из США и ленд лиз из Англии,  и конечно же общее количество поставленной техники в 1941 году

3
Автор поста оценил этот комментарий

что явно превышало реальную стоимость военной техники и прочего снаряжения, оставшегося в СССР

В каком месте превышало? В СССР поставили техники и ресурсов на 10,8 млрд, ресурсов понятно больше, но это не повод не платить за технику.

И да, этот отказ от претензий исключительно ради того чтобы СССР хоть что-то вернул

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Я прекрасно понимаю, что то что СССР оплачивал золотом вы не учитываете, обратный лен лиз так же – только до 1943 года США получили золота от СССР 40 тонн. Однако это было далеко не все. Полным ходом шел «обратный ленд лиз» – поставки из СССР стратегически важных руд,  хромовая и марганцевая руда, платина, иридий, палладий, драгоценные камни, нефтепродукты, лесоматериалы, химические концентраты. Немало было сырья животного происхождения: щетина, конский волос, пух, перо, овчина, верблюжья шерсть, хлопковые очесы, бараньи кишки. Имелась в этом списке и продовольственная продукция: бочковая икра, крабовые консервы и желтый табак. Бесплатно ремонтировались суда ВМС США, на которых доставлялись грузы.

показать ответы
6
Автор поста оценил этот комментарий

14 речь имератор только была

С приказом по войскам и флоту сложить оружие и не оказывать сопротивления, всего-лишь. ваще никакого влияния на боевые действия не оказала

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Не так чтоб сразу но

15 августа 1945 года капитулировала Экспедиционная армия в Китае — крупнейшая континентальная группировка численностью 1,2 миллиона японских солдат. Однако японской армии сохранили оружие, чтобы поддерживать порядок до прибытия войск Союзников.


16 августа 1945 года капитулировала Квантунская армия численностью 700 тыс. японских солдат.


28 августа 1945 года капитулировало Первое и Второе командование вооружённых сил центральной Японии численностью 4 миллиона японских солдат. После капитуляции структуры командования продолжали действовать вплоть до 1 ноября 1945 года, поддерживая порядок до прибытия оккупационных сил и осуществляя демобилизацию и роспуск Императорской армии.


12 сентября 1945 года капитулировала Южная группа армий численностью 680 тыс. японских солдат. Другие части армии сдавались постепенно, по мере прибытия войск Союзников вплоть до 30 ноября 1945 года, когда в Сайгоне Луису Маунтбеттену сдался командующий Южной группы армий маршал Тэраути Хисаити.

Но до этого, сокрушительные удары советских войск на фронте более 5 тысяч км позволили наголову разбить соединения и части Квантунской армии. Для японской армии это было самое крупное поражение в войне. За 24 дня были разгромлены 22 японские дивизии. Потери японцев убитыми и пленными составили свыше 674 тысяч человек.

После чего Япония заявила : «Теперь, когда в войну против нас вступил и Советский Союз, продолжать сопротивление… означает поставить под угрозу саму основу существования нашей Империи».

показать ответы
1
Автор поста оценил этот комментарий

Утверждают, что даже Сталин на Тегеранской конференции признал: без союзной помощи он проиграл бы войну.

Что за чушь? Снова по секретным документам придумываем тезисы и их доказываем?


Начали бы разбор с того, почему поставки начались лишь после того, как всему миру стало понятно: план молниеносной войны против Советов с треском провалился. А так - много букв и ни о чем. Опять циферки и поверхностный анализ.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Эту фразу произнес Сталин на дне рождения произнесённый им на Тегеранской конференции в 1943 году., фраза спорная, стенография есть только западная, советской нет, но СССР никогда ее не оспаривал но есть и другой перевод стенографии с другим переводом

показать ответы
1
Автор поста оценил этот комментарий

на первом этапе, когда промышленность нормально не подняли ещё было весьма кстати, без него было бы гораздо сложнее

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

первые поставки по ленд-лизу зимой 1941-1942 года достигли СССР очень поздно, а в эти критические месяцы только СССР, оказывал реальное сопротивление германскому агрессору на своей собственной земле и своими собственными средствами. Основное количество вооружения и других материалов было получено Советским Союзом в 1944-1945 годах, после коренного перелома в ходе войны», когда особой потребности в помощи союзников уже не было.

показать ответы
4
Автор поста оценил этот комментарий

США дали Ленд-лиза в СССР на 10,8 млрд $, по расценкам 1940 года. РФ вернула 722 млн (+ еще 26 млн вернул Союз) при инфляции доллара с тех времен более 1000%. Нормальный такой кредит, где платишь меньше процента и остаешься в профите.


ЗЫ Оскорблялку захлопни, с уважением относись к людям, даже если они не правы

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

После Второй мировой войны США неоднократно пытались добиться от СССР оплаты «неизрасходованных материалов». Первоначальные претензии США достигали 2,6 млрд долларов, что явно превышало реальную стоимость военной техники и прочего снаряжения, оставшегося в СССР. В ходе неоднократных переговоров до 1951 года американцы снизили свои претензии до 800 млн долларов, советская сторона соглашалась уплатить максимум 300 млн.

показать ответы
15
Автор поста оценил этот комментарий

Из википедии:

Половина всех выпущенных самолётов (более 4500 единиц) были поставлены в СССР по ленд-лизу. На P-39 летали самые результативные асы, как Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Александр Клубов, Николай Гулаев, Павел Камозин, братья Дмитрий и Борис Глинки.

P39 - более ранняя версия Р63.

А летали эти асы, видимо в только тылу...

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Всего за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов, в том числе из США: истребителей Р-40 "Томагавк" – 247, Р-40 "Китихавк" – 1887, Р-39 "Аэрокобра" – 4952, Р-63 "Кингкобра" – 2400, Р-47 "Тандерболт – 195; бомбардировщиков А-20 "Бостон" - 2771, В-25 "Митчелл" – 861; прочих типов самолетов – 813. Из Англии было поставлено 4171 «Спитфайеров» и «Харрикейнов». Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом доля иностранной технике в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13%

показать ответы
4
Автор поста оценил этот комментарий

Точно так же как это делалось и до 43 года

То есть с огромными потерями и минимальным продвижением? Или для тебя все до 43 года это Москва и Сталинград, поражений не было?

не настолько значима как ее пытается преподнести

Очень значима. Без машин в современной войне, (а ВОВ объективно современная война) воевать невозможно

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

"То есть с огромными потерями и минимальным продвижением? Или для тебя все до 43 года это Москва и Сталинград, поражений не было?"   - Были и поражения и победы, даже Брестская крепость - это победа РККА, немцы планировали взять ее с ходу , а не завязнуть там в боях, и Сталинград с Москвой - это сильнейшие победы РККА, практически перелом в войне.


С 1 июля по 28 ноября 1941 года СССР закупил 10 500 грузовиков и 5000 легковых внедорожников. На конец отчетной даты из них было поставлено в порты отгрузки только 5688 и 744 штуки соответственно. Из этого количества успели отгрузить только 2577 и 72 машины соответственно, а доехали до СССР по состоянию на 28 ноября только 500 грузовиков, купленных еще в июле 1941 года!

Так-что ни под Сталинградом, ни под Курском сотен тысяч американских грузовиков не наблюдалось. Порой, Красная армия захватывала в качестве трофеев больше техники, чем присылали ей союзники. Только под Сталинградом было захвачено 60 тысяч единиц техники. Основной объем автомобилей по ленд-лизу был поставлен после ноября 1944 года и можно сказать, что эта техника сыграла заметную роль в восстановлении народного хозяйства СССР после войны.

По ленд лизу в январе 1942 года поставили 3862 грузовика, в феврале — 6008, в марте — 10 572.

И конечно "знаменитое " качество западной техники  - главный конструктор Московского ЗИСа Фиттерман  -  Иногда внешний вид в более или менее нормальном состоянии, а потом выясняется, что он не заводится — таких примерно 50%, приходится потом машины вытаскивать тягачом». Борис Михайлович имеет в виду качество моторов, поступавших в Москву с Шадринского агрегатного завода — одного из предприятий, образовавшихся в связи с эвакуацией МосЗИСа. «Следующий дефект — это сцепление. Нет включения. Проверяем — сцепление не подтянуто. Есть другие дефекты — тугое проворачивание мотора. Это случается не потому, что допуска в коленчатом вале не выдержаны, допуска — в пределах чертежа. К сожалению, ныне существующие коренные подшипники не имеют центровки и требуется очень внимательное отношение при постановке их на мотор. Если вы снимете нижний картер, отрегулируете, дефект устраняется. Это все массовые случаи неприятностей по мотору. Есть мелочи — течь масла, стук поршней, подтекание масла из-под крышки».

Иллюстрация к комментарию
3
Автор поста оценил этот комментарий

Английский танк «Матильда», всего в СССР их поставили 1084 штуки. По массе был равен среднему Т-34. Для 1941 года его броня была малоуязвима для огня немецких танков и противотанковых пушек, но уже в первой половине 1942 года (на фото) ситуация изменилась.

Американский танк «М3 средний». По ленд-лизу СССР получил 1386 из них. У относительно короткоствольной 76-мм пушки справа был ограниченный сектор обстрела, а 37-мм пушка в верхней башне имела слабую бронепробиваемость. Гладкие, за счет обрезинивания, гусеницы плохо показали себя на гололеде / ©Wikimedia Commons

Они едут? Стреляют? Значит помогают убивать нацистов. Напомню что их альтернативой были Т-30, Т-60 и Т-70 массово выпускавшиеся до начала 1944 года (Т-30 и Т-60 - до 43го). Хотите сравнить характеристики? Спойлер - Лендлизовски танки окажутся лучше, почти все

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Почти все специалисты и любители боевых машин прошлого говорят о его неудачной конструкции изначально. М3 самая отстойная техника ВОВ, орудие в башне практически ничего не пробивало, орудие в корпусе имело очень ограниченную подвижность

Танк получил уничижительные прозвища рядовых советских танкистов, его называли «одороблом», «каланча», употребляли применительно к нему прилагательные «двухэтажный» и «трёхэтажный», присваивали ироничные индексы: ВГ-7 («верная гибель семерых»), БМ-7 («братская могила на семерых») и все в таком духе.

Всего было выпущено 6258 единиц данного танка всех модификаций. Отличались модификации в основном двигателями и технологиями изготовления. Из них 2/3 были переданы по ленд-лизу британцам и СССР. Небольшая часть (около сотни машин) переданы другим странам.

Поздравляем, сбагрили этот кошмар тем, кто в нем больше нуждался.

Иллюстрация к комментарию
показать ответы
6
Автор поста оценил этот комментарий

А что с грузовиками?


Традиционно большое значение в литературе уделяют поставкам автотехники по ленд-лизу. Они действительно заметны: 427 тысяч автомобилей. Поэтому на 1 мая 1945 года 32,8% всех машин в РККА были ленд-лизовскими, 58,1% – отечественными и 9,1% – трофейными.

«Студебеккеры» везут ленд-лизовские грузы в СССР через горы


Но стоит напомнить: подавляющее большинство этих машин было поставлено в 1943-1945 годах, уже после того, как советские войска убедительно показали способность к активным маневренным операциям против вермахта. Как метко подмечает британский историк Ричард Овери:


«Ко времени Сталинграда только 5% советского автопарка было импортным по происхождению»


Больше половины всех ленд-лизовских автомобилей поступило в нашу страну в последний год войны. Поэтому весьма сомнительна идея, что без этого транспорта она не могла бы выиграть войну.

То есть то что войну выигрывают наступления, для которых нужны мобильные соединения, для которых нужны автомобили автор не понимает. Как он предлагает вести наступательную кампанию 43-45 годов без 33% грузовиков (а по-факту они занимали больший процент, т.к. грузоподъемность и проходимость у любого импортного авто была выше чем у советского аналога) - непонятно. СССР бы выиграл сам и все, как - придумывайте сами

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Точно так же как это делалось и до 43 года, да помощь автопарком достаточно существенна, но не настолько значима как ее пытается преподнести.

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я конечно не «эксперт» в отличии от та который приводит один лишь источник информации. Мне вообщем то похуй, но глядя на то какой пиздец творится сейчас в армии, скорее всего такой же был и 70 лет назад. Можно написать, что у нас миллиард самых технологичных броников на складе лежат, а как покупали так и покупают за свои деньги военные. Верить тому что написали постфактум советские власти после войны нужно с бооольшим скепсисом, ведь историю пишут победители. Факт остается фактом: сталин очень рад был ленд Лизу и жуков тоже, да и остальные. А после драки конечно можно сказать, что не так уж и нужно было и не так уж и хотелось, да и мы не просили, да и платить не будем.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Не верите советским данным почитайте западные, та прада не упоминают

одновременно американские промышленные корпорации "непонятным образом" осуществляли поставки и в нацистскую Германию…

В частности, хорошо известно, что на снабжение германского вермахту шло 30% всех автопокрышек, изготовленных на  заводах в США.
Что касается общего объема фордовско-рокфеллеровских поставок нацистской Германии, то полных сведений на этот счет нет до сих пор, поскольку это строжайшая коммерческая тайна, но даже то малое, что стало достоянием общественности и историков, позволяет понять, что торговля с Берлином в годы отнюдь не затихала.

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

К слову больше всего по ленд-лизу получила Британия.

Потому что ленд-лиз изначально для Британии и принимался. СССР в него включили позже.

И - да, кроме ленд-лиза, СССР многое покупал у США и Британии - за золото, за деловую древесину, за меха и т.д.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Весь объем поставок, как видим СССР получил чуть более 10% от общего объема

Иллюстрация к комментарию
показать ответы
8
Автор поста оценил этот комментарий

Атомный удар США вообще не имеет отношения капитуляция Японии.

Речь императора Японии перед капитуляцией почитайте. Сильно удивитесь

Японии не пришло в голову капитулировать после уничтожения 68-ми городов

Именно после этого и побежали. Инфраструктуры нет, армии нет, флота и авиации нет, промышленности нет, в стране голод. ЯО скорее жирная точка.

27 августа 16-ая армия Советские войска входят в Маньчжурию и просто сминают элитную квантунскую армию.

На самом деле СССР вступил в войну 9-го августа, Япония капитулировала 15-го.


"Элитная" Квантунская армия которая наполовину состояла из рекрутов которые впервые в жизни винтовку увидели? Все реально элитные подразделения Квантунской армии погибли либо в боях с китайцами (которые существовали за счет Ленд-лиза США и Великобритании) либо в боях за острова с американцами.

За 3 дня советские войска прошли непреодолимую систему обороны

"Непреодолимая" система обороны выглядела приблизительно так: укрепрайон, без артиллерии(или с ней, но без снарядов), без толкового минирования, без снабжения боеприпасами/едой/медикаментами (американцы и китайцы все уничтожили), без авиаприкрытия (американцы с китайских аэродромов регулярно бомбят авиазаводы, аэродромы и любые пути снабжения), где служат вышеупомянутые рекруты.

Непреодолимая оборона, ага.

Части останавливались только когда заканчивалось топливо.

Генштаб РККА грамотно наступавший 43-45 годах не догадался подвезти войскам горючее?

Континентальные японские войска, более 2 миллионов человек, были окружены и захвачены.

Вы подзабыли что это произошло после приказа от императора о сдаче, и почти без японского сопротивления.

СССР просто взял в плен японскую армию.

Японская армия сдалась советской потому что так приказал император*

Но видимо опять скажут что я все за уши притянул.

Потому что нехер притягивать

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Отвечу кратко

2 сентября 1945 года на палубе американского линкора «Миссури» недалеко от Токио был подписан акт о капитуляции Японии, ознаменовавший окончание Второй мировой войны (не 15 августа)

14 речь имератор только была

показать ответы
7
Автор поста оценил этот комментарий

по ленд-лизу за январь-октябрь 1942 года в СССР было поставлено всего 61 тыс. единиц стрелкового оружия, 530 орудий и минометов, 2700 танков и самоходок и 1700 самолетов.

И это мало?

Причем с ноября 1942 года, т.е. в самый разгар битвы за Кавказ и Сталинград и проведения операции «Марс» на Ржевском выступе, поставки американских вооружений странным образом почему-то практически полностью прекратились.

"Странным"? То есть по PQ-17 ты слыхом ни слыхивал? Как ты аналитический пост писал вообще?

Опять в СССР поставлялась по большей части устаревшая техника. (Из 711 истребителей, прибывших из Англии в СССР до конца 1941 года, 700 составляли безнадежно устаревшие машины типа «Киттихок», которые существенно уступая немецкому «Мессершмиту» и советскому «Яку» по скорости и маневренности и не имели даже пушечного вооружения.

Та же самая что стояла на вооружении армий и флота США и Британии

Пулеметы винтовочного калибра(7,62мм) оказывались совершенно бессильными против брони немецких самолетов.

Вот это открытие! Как хорошо что на советских истребителях все вооружение было пушечным и пулеметы уже не ставили! А...ой. Оказывается основная часть вооружения , И, МиГ, ЛаГГ и Як было пулеметным

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да очень странный конвой PQ-17, просто верх защиты союзниками транспортов))) Об остальном я уже высказывался не вижу смысла повторять

показать ответы
6
Автор поста оценил этот комментарий

бензина с трудом хватало на самолеты

Ты же в посте писал:

О том же говорят и цифры потребления авиабензина советскими ВВС: за все время войны они далеко не достигли и двух миллионов тонн.

СССР в 1941-1945 году произвел 5,5 миллиона тонн авиабензина.

Как ты это совмещаешь вообще?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина (2,7% от общего производства и поступления а/м бензина в СССР). Ситуация с авиационным бензином выглядит следующим образом: из США было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5 тыс. тонн.


Напомню ленд лизовский бензин использовался для иностранных самолетов и танков, наша техника спокойно обходилась собственным

показать ответы
8
Автор поста оценил этот комментарий

Вы оба правы. Поставки были. Были важными. Да, потери были бы больше. Но. Эти поставки - не были решающим фактором. Это и доказывается общим и нет объёмом поставок по годам, временем поставок в армию с учётом освоения, востребованностью итд

Да и жентельмены отнюдь не из благих побуждений поставляли. Ну захватывает Германия СССР. Дальше что? Союзникам напихали за обе щеки в Дюнкерке. У Германии/Японии ВСЯ Евразия с ресурсами и промышленность в том числе и СССР. Британия продержится пару месяцев - США закуклят на их территории. Всё. Финита. Вспомним ещё как они воевали. Британцы вообще всё и везде слили. Им очень повезло с проливом, он спас им жизнь. Пару дивизий в Африке год с переменным успехом гоняли друг друга. Иводзима. Эпическая победа. Десять линкоров и три авианосца не могли 3 месяца взять пару не укомплектованных дивизий японцев на сраном острове. Американцам даже высадиться не мешали. Русские Квантунскую миллионную армию разобрали за недели три-четыре. Неудивительно что США просили русских помочь с Японией после германии. Пафоса много - но без авиации мы воевать не умеем

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Абсолютно с вами согласен

показать ответы
4
Автор поста оценил этот комментарий

Если бы, да кабы...

В 45 америкнца сделали атомную бомбу. После этого война заканчмвается. Всё остальное, у кого там чё, кто сколько захватил, кто сколько потерял не имеет значения. Была бы жива Германия, полетели бы бомбы на немецкие города.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Атомный удар США вообще не имеет отношения капитуляция Японии.

Японии не пришло в голову капитулировать после уничтожения 68-ми городов, но при потере одного города, Хиросимы, они, якобы, побежали сдаваться. На самом деле японское руководство вообще не беспокоили бомбардировки, а тревожили другие, более серьёзные проблемы.

27 августа 16-ая армия Советские войска входят в Маньчжурию и просто сминают элитную квантунскую армию. За 3 дня советские войска прошли непреодолимую систему обороны в большом Хингане и клиньями через пустыню пошли на юг. Части останавливались только когда заканчивалось топливо. Континентальные японские войска, более 2 миллионов человек, были окружены и захвачены.

СССР просто взял в плен японскую армию.

После этого наступления, лишившего Японию вообще возможности воевать, больше обсуждать на переговорах было ничего. Япония капитулировала.


Но видимо опять скажут что я все за уши притянул.

показать ответы
30
Автор поста оценил этот комментарий

Ну в современных реалиях, одна страна, получающая западную помощь, в общем-то неплохо держится в специальном военном противостоянии с другой страной.


Так что, таки помощь важна)

раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Помощь конечно важна, причем любая и в любом количестве, но не нужно переоценивать ее значимость. И самое главное это человеческий ресурс, статья именно об этом.

И ваш пример относителен, указанная страна получает помощь просто в колоссальных размерах от размера собственных возможностей, СССР получал же не столько как необходимость, а больше чтобы предотвратить нападение Великобритании и США на свои города, у него своих запасов было на пару лет такой же войны.

6
Автор поста оценил этот комментарий

И как все это относится к тому что ты пиздел весь пост про чудо-резервы из тысяч машин?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

В данной ситуации я писал о запасах танков, но и по автомобилях ;

По данным справочников Института военной истории Минобороны России, на 22 июня 1941 г. РККА имела в своем распоряжении более 281 тыс. автомобилей всех доступных типов, в основном грузовых. С таким автопарком, распределенным по всей территории страны, пришлось начинать войну. В первые два месяца войны из народного хозяйства изъяли более 206 тыс. автомобилей разных типов, что позволило усилить армейскую логистику

8
Автор поста оценил этот комментарий

Автор мягко говоря, пиздит весь пост когда записывает неисправную, устаревшую и списанную технику в резерв

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

США обещали прислать в 1941 году 600 танков и 750 самолетов:
но реально прислали только 182 танка и 204 самолета.
Та же история повторилась и в 1942 году:
— по ленд-лизу за январь-октябрь 1942 года в СССР было поставлено всего 61 тыс. единиц стрелкового оружия, 530 орудий и минометов, 2700 танков и самоходок и 1700 самолетов.
В то время как советская промышленность выпустила в этот год 6 млн. единиц стрелкового оружия, 290 тыс. орудий и минометов, 25 тыс. танков и самоходных орудий и 23 тыс. самолетов,
Причем с ноября 1942 года, т.е. в самый разгар битвы за Кавказ и Сталинград и проведения операции «Марс» на Ржевском выступе, поставки американских вооружений странным образом почему-то практически полностью прекратились.

Опять в СССР поставлялась по большей части устаревшая техника (Из 711 истребителей, прибывших из Англии в СССР до конца 1941 года, 700 составляли безнадежно устаревшие машины типа «Киттихок», которые существенно уступая немецкому «Мессершмиту» и советскому «Яку» по скорости и маневренности и не имели даже пушечного вооружения. Пулеметы винтовочного калибра(7,62мм) оказывались совершенно бессильными против брони немецких самолетов.

Что касается новейших истребителей «Аэрокобра», то в 1941 году их было поставлено всего 11 штук., тот же М3 и тд)

показать ответы
15
Автор поста оценил этот комментарий

Бля, уже разбирали, и не раз, тему лендлиза. И такая подача материала во время волны "по квартире без трусов" наводит на мысли, что автор натягивает сову на глобус, а точнее - резиновое изделие на вялый орган.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Необычное сравнение, есть факты что автор натягивает или это все таки личная фантазия?

Возможно вы не все читали, для вас кратко

американских, британских и канадских заводов на вооружение в РККА поступило всего лишь около 152 тыс. единиц стрелкового оружия, т.е. 0,5%.
Аналогичная картина наблюдалась и по всем типам артиллерийских систем всех калибров — 650 тыс. советских орудий и минометов против 10 тыс. заграничных, что составляло менее 1,5% от их общего числа.
По танкам и самоходным орудиям соотношение отечественных и союзнических машин составляло, соответственно, 133 тыс. и 12 тыс. (9%);
По боевым самолетам — 140 тыс. и 18 тыс. (13%).


И большая часть поставки это 44-45 года

показать ответы
41
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ленд-лиз покрывал почти полностью критические области, красная армия посыпалась бы без самолетов, топлива, двигателей и т.д. Заебали приватизировать ВМВ, ни одна сегодняшняя морда во власти и власть в целом не имеет отношения к той войне и к тому государству.

раскрыть ветку (1)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Западный бензин шел к западным самолетам, наши спокойно обходились своим, даже танки западные на бензине практически не использовались,(бензина с трудом хватало на самолеты ), и техника эта была нужна в 41-42 годах, когда предприятия СССР перемещались в глубь страны,  с 43 года СССР спокойно обеспечивал себя и танками и самолетами и стрелковым оружием, и в тылу был необходимый запас вооружения.

Да за помощь западу благодарочка, но возносить до уровня - без запада нам не победить не нужно. Победу выковали именно советские люди!

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

только словесно наваливают

Работа такая (с)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да уж)))

9
Автор поста оценил этот комментарий

автор - дрочила. о нехватке толуола знает, парирует тем, что мол запасы довоенные у ссср огого на складах. где эти склады остались спустя 2 месяца войны - умалчивает. или вот делит всю поставленную жратву на все население ссср за весь период войны. заебись, молодец - лучше приведи эти поставки к рабочему пайку, посмотрим на цифры. но он не приведет, потому что так уже не размазать помощь. радиостанции вообще не упомянуты, как и полевой кабель, а ведь без толкового и своевременного управления масса войск по сути просто вооруженная толпа. кг/ам

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Аргумент конечно))) насмешил,  лично для вас топящим за "благородный" запад

одновременно американские промышленные корпорации "непонятным образом" осуществляли поставки и в нацистскую Германию…
Например, нефтяная корпорация «Стандарт Ойл», принадлежавшая Джону Рокфеллеру-младшему, только по линии немецкого концерна «И.Г.Фарбениндустри» продала Берлину бензина и смазочных материалов на 20 млн. долларов.
Также венесуэльский филиал этой же компании ежемесячно направлял в Германию 13 тыс. тонн сырой нефти, которую мощная химическая промышленность Третьего Рейха тут же перерабатывала в первоклассный бензин.
Причем, драгоценным топливом дело не ограничивалось, и немцам из-за океана шел еще вольфрам, синтетический каучук и масса разных комплектующих для автомобильной промышленности, которыми германского фюрера снабжал его старинный друг Генри Форд-старший.
В частности, хорошо известно, что на снабжение германского вермахту шло 30% всех автопокрышек, изготовленных на его заводах в США.
Что касается общего объема фордовско-рокфеллеровских поставок нацистской Германии, то полных сведений на этот счет нет до сих пор, поскольку это строжайшая коммерческая тайна, но даже то малое, что стало достоянием общественности и историков, позволяет понять, что торговля с Берлином в годы отнюдь не затихала.

показать ответы
58
Автор поста оценил этот комментарий

Не дочитал, так как чувствуется высосанность из пальца. Какие-то домыслы, что вот если бы не купили, то и сами бы произвели. Извините, но может наши и победили бы, но ценой гораздо больших потерь, так что, в рамках военных действий польза наша от Ленд лиза неоспорима. В подтверждение оставлю ссылку на недавний разбор одним местным любителем истории с куда более взвешенными оценками помощи союзников и логичными выводами.

Ленд-Лиз. Частные вопросы неверной трактовки


П. С. Можно порассуждать, что шли бы они к черту со своей помощью, т.к. сами же и спровоцировали этот конфликт в Европе, но это уже совершенно другая тема.

раскрыть ветку (1)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Позиция козырная, не дочитал, но считаю что "чувствуется высосанность из пальца". Если не дочитал откуда выводы, все что написано подтверждено ссылками на первоисточники, перейди и почитай.

показать ответы
38
Автор поста оценил этот комментарий

Американцы поделились с нами технологиями.

2021год. Я Слушаю эфир на лэнд лизовском bc-312m 1942 года и на советском р-326м 1987года.  bc312 сейчас в музее, серийный номер 728, на кв хорошо слышно, ламповый звук.

Советский р-326м слышит только свои шумы, разобрать речь невозможно, ладно это дублирующий приемник.

Когда у нас появилось что-то подобное? глубоко после войны ус-9, но шасси приемника как будто его собирали школьники на коленке, по сравнению с американским, но похож.

Связь и координация-основное.

Я бы не стал выносить однозначные выводы. США не единственный раз помогали русским, когда удалось избежать много жертв. И во время голода они отправляли зерно. Вот это надо помнить

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Вы забываете что СССР только 24 закончил одну войну и начал строить новое государство проводя индустриализацию, не имея по факту не инженеров ни ученых, в 41 СССР практически все заводы были разрушены и восстанавливались по новой в зауральной территории, а америкосы нормально разрабатывали свою технику без подобных геммороев все это время, естественно у них были отработанные технологии, а СССР все разрабатывал с ноля.

Вспомните историю с пеницилином, почему то США не захотел делиться технологией и даже лицензию на выпуск не продал, союзник......СССР пришлось опять изобретать все самому!

показать ответы
15
Автор поста оценил этот комментарий

"Всего за время Второй мировой западные продовольственные поставки в СССР составили примерно 18,6 грамм на человека в сутки."


Продовольственные поставки - 4,5 млн. тонн.

Поставки с января 1942 по сентябрь 1945 - 1500 дней.

На сентябрь 1945 общая численность вооруженных сил СССР - 13 млн. человек.

Итого: 250 гр.


Как у вас получилось 18,6 грамм?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Продовольствие шло не только в армию, его еще и гражданским отдавали, отсюда и цифры, смотрите первоисточники.

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

К сожалению есть ограничение по количеству знаков

Не оправдывайтесь. Лучше в лоб сразу просите поставку по годам показать. Оппоненты ожидаемо сдуваются.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

До сих пор ни один не привел никаких аргументированных цифрами доводов, только словесно наваливают

показать ответы
25
Автор поста оценил этот комментарий

пока не начинаешь проверять, все выглядит красиво.

"западные ПП под 45 калибр имели начальную скорость пули не выше 150 м/с" в реальности 285

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

До ошибся, но это не отменяет того что оружие было так себе

Магазины для пистолета-пулемёта Томпсона снаряжались патронами .45 ACP. Коробчатый магазин на 20 патронов весил 177 г, барабанный на 50 патронов — 1180 г, а на 100 патронов — 1715 г. Вес патрона составлял 21 г (в том числе пуля — 19,96 г), начальная скорость полёта составляла 280 м/с. Также предлагались патроны с пулей весом 14,92 г и её начальной скоростью 390 м/с. Однако вес патрона и крутая траектория летящей пули были серьёзными недостатками оружия......а по эффективности «Томпсон» во многом уступал ППШ       https://ru.wikipedia.org/wiki/Пистолет-пулемёт_Томпсона

показать ответы
55
Автор поста оценил этот комментарий

1.История не имеет сослагательного наклонения.

2.Каждая банка тушенки из США по это спасенная человеческая жизнь.


Рассуждения на эту тему само по себе неуважение к людям уничтожевшим фашисткую тварь.

раскрыть ветку (1)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Люди, в норме, стараются избежать крушения правильных  представлений и идеалов общества. А определенной части общества пытается представить  Советскую победу в Великой Отечественной войне результатом американских усилий.

37
Автор поста оценил этот комментарий
Вот-вот, мне кажется, автор намеренно не упомянул о поставках металла
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

К сожалению есть ограничение по количеству знаков, и многое (медикаменты, жд транспорт и  тд) просто пришлось вырезать из текста

показать ответы