Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только

Всем привет! Я продолжаю работу над восстановлением моделей из коллекции моделиста М. И сегодня расскажу о восстановлении модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 производства Элекон, а также о том, как исправить дефект, обнаруженный на этапе окрашивания.

История модели.

Эта модель появилась у моделиста М. на Новый 1993 год, а куплена была на птичьем рынке с рук. Модель КАМАЗа была в его коллекции одной из первых, и, несмотря на своё побито-заигранное состояние, всё равно остаётся для него ценной. Со слов моделиста, даже были попытки кустарного ремонта кузова.

Модель приехала ко мне в таком виде:

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

У модели:

❌ Сломаны оба зеркала заднего вида;
❌ Расплавлен и повреждён кусок бортового кузова, из-за чего невозможно крепление откидной дверцы;
❌ Не зафиксировано запасное колесо, имеет загрязнения в виде пластилина;
❌ Скол жёлтой краски на одном из фонарей автопоезда на крыше кабины;
❌ Модель сильно запылена как снаружи, так и изнутри.


Внимание к деталям.

Приглядимся к модели поближе? Кабина крепится к раме с помощью штифта, решетка радиатора без сквозных прорезей, фары отлиты заодно с решёткой, двигатель чёрного цвета состоит из 4-х деталей (выделяется лишь белая рукоятка переключения передач). Сверимся с хронологией?

Хронология выпуска модели КАМАЗ-5320:
▪️ До второй половины 80-х - крепление кабины к раме осуществлялось с помощью защёлки, далее - на пластмассовом конусном штифте.
▪️ До начала 90 - решётка радиатора без сквозных прорезей. Фары - отлиты вместе с решёткой.
▪️ До начала 80-х двигатель отливался одной деталью, не имел радиатора, и крепился к раме на винт с шестигранной гайкой.
▪️80-е...начало 90-х - двигатель состоял из четырёх деталей (правая, левая стороны, радиатор, ручка переключения передач). Двигатель - белого цвета.
▪️В начале 90-х - двигатель, состоящий из 4-х деталей стал чёрным.
▪️С первой половины 90-х - двигатель стал состоять из двух деталей (двигатель и рукоятка переключения передач). Отливался из мягкого пластика.

Задача по восстановлению кажется, относительно, не сложной. Нужно только найти подходящий цельный борт, покрасить его в оригинальный цвет, как просил заказчик, а также отыскать новые боковые зеркала.

Ну что, взбодрим модельку? 😉


1. Разборка модели

КАМАЗ-5320 разбирается незамысловато. Главное осторожно извлечь конусный штифт, сжав его рассечённый торец, и снять с защёлок из под кабины решётку радиатора вместе с фарами. ⚠️ При демонтаже кабины будьте осторожны: пластик может быть хрупким.

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

2. Поиск запчастей.

В хомяковских запасах я нашёл и подходящий борт и боковые зеркала чёрного цвета. Но, согласно ТЗ, зеркала должны быть белыми, как и у оригинала.

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

Скажу сразу - от идеи перекрашивания чёрных боковых зеркал в белый цвет пришлось отказаться. Я провёл с ними соответствующие манипуляции, но результат получился отрицательным.

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

Из-за того, что пластик зеркал очень мягкий, при монтаже, лакокрасочное покрытие тут же потрещало и сошло с деталей.

Значит, быть 3D печати! ☺️ Поэтому, переходим к моему любимому этапу - к 3D проектированию!


3. 3D-проектирование деталей.

Геометрия бокового зеркала у Элеконовской модели КАМАЗа не сложная. Спроектировать деталь в 3D редакторе удалось без проблем.

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

4. Подготовка к печати.

Далее, в прикладной программе к фотополимерному 3D принтеру от Anycubiс, я задал пространственное расположение моделей деталей на виртуальном рабочем столе, вручную построил необходимые поддержки, сделал зеркальное отображение модели (для создания правого зеркала) и размножил до необходимого мне количества. Будем печатать партию!

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

5. 3D печать.

Как и в прошлых работах, LCD-печать осуществлялась из полупрозрачной смолы Green из линейки Basic от Anycubiс. Мне очень нравится эта смола: она приятна по цветовой гамме и, при необходимости, легко обрабатывается.

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

Для окончательной полимеризации, детали прошли дополнительную засветку УФ-излучением в специальной машине от Anycubic.

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

6. Подготовка поверхности.

Как и всегда, перед покраской, я использовал серую финишную грунтовку от фирмы TAMIYA.

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

По-хорошему, под белую краску стоит наносить белый грунт, но он у меня, к сожалению, закончился.

7. Лакокрасочные работы.

Распечатанные и загрунтованные боковые зеркала я окрасил акриловой краской WHITE 1001 от ICM, а для защиты окрашенной поверхности нанёс лак TS-13 TAMIYA.

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

⚠️ Для удобства в окрашивании, я не стал удалять две нижние поддержки, соединяющие деталь с подложкой, и отделять деталь полностью. Оставшиеся поддержки удалим уже после окрашивания.

Чтобы получился нужный оттенок бортового кузова, пришлось смешать следующие эмалевые краски: X-2 White, X-4 Blue и XF-20 Medium grey от TAMIYA. В качестве растворителя применял все тот же фирменный Х-20 от TAMIYA. На мой взгляд, цвет получился более интересным и насыщенным.

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

Скол краски на одном из фонарей автопоезда я исправил с помощью капельки жёлтой краски TS-16 Yellow от TAMIYA. Это краска на нитро основе, и не требует дополнительной защиты лаком.

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

8. Устранение дефекта на бортовом кузове.

А вот и всплыл досадный дефект! Я так увлёкся работой над моделью, что пропустил из вида очевидный брак донорской детали. Отсутствует ушко на правом борту кузова для фиксации откидной дверцы. К сожалению, я обнаружил этот дефект слишком поздно. Но, ведь, лучше поздно, чем никогда!

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

Для устранения этого дефекта я использовал двухкомпонентный эпоксидный клей "Момент - Эпоксилин". Пришла идея вылепить недостающий фрагмент, просверлить в нём отверстие для фиксации откидной дверцы и придать геометрию с помощью надфиля и шлифовальной бумаги.

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

А далее я повторил лакокрасочные работы, но уже в локальном масштабе.

⚠️ Всегда сохраняйте остатки от смешанной краски до полной сборки вашей модели! Кто знает, на каком этапе она вам ещё пригодится (точечное закрашивание скола краски или устранение дефектов, подобно, описанному выше).

Завершающим этапом было покрыть восстановленный кузов лаком TS-13 от TAMIYA.

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

9. Сборка.

Чтобы модель смотрелась, как новенькая, перед сборкой, я удалил пыль со всех деталей с помощью кисти и ватного тампона, смоченного спиртом. А дальше я аккуратно собрал КАМАЗ обратно.

Модель обрела свой окончательный вид:

Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост
Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост
Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост
Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост
Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост
Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост
Восстановление модели КАМАЗ-5320 в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий и не только 3D моделирование, 3D печать, Масштабная модель, 1:43, Камаз, Восстановление, Моделизм, СССР, Коллекционирование, Tamiya, Окрашивание, Ремонт, Anycubic, Модели, Длиннопост

Заключение.

Вот так мне удалось восстановить, и заодно взбодрить очередную модельку из коллекции моделиста М. Надеюсь, что КАМАЗу он порадуется не меньше)

Главное в этой работе - это найти подходящую запчасть, вовремя отловить дефекты и придумать, как их устранить. А для восстановления утраченных деталей мне снова помогли 3D моделирование и 3D печать. Это решение особенно актуально, когда не удаётся найти необходимую запчасть, она очень дорогая или просто необходимо определённое количество деталей.

Это уже 6-ая по счету модель, которую я восстановил для моделиста М. и 5-ая, в которой я применил 3D технологии, с которыми вы также можете ознакомится по ссылкам на моём Дзен канале (там статьи более полновесные): Москвич-412, ВАЗ-2107, ГАЗ-13 "Чайка" и ВАЗ-2121 "Нива".


А пока, буду с вами прощаться. Скоро увидимся, ведь впереди ждут ещё более сложные и интересные проекты! ☺


С уважением, Сержик Моделист.

Ссылка на оригинальную публикацию: https://zen.yandex.ru/media/id/61616c59dc9a530c84b6aec7/voss...

Стендовый моделизм

4.7K поста9.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.

1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.

2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».

3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)

4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.

5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.

6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.

7. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений, возможно, по иным, ещё не указанным в правилах причинам. По всем вопросам можете позвать (@ALMAZ0id) в комментариях, либо по почте 333almaz@gmail.com

8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).