Вопрос предпринимателям малого и "низа" среднего бизнеса. Нужно ли?
Долго ли коротко ли в муках рождался проект. Изучался рынок, проводилось формирование ТЗ, проектирование, вкладывались свои силы и средства... И вот пришло время его громогласно объявить, но на "пробных шарах" внезапно пошли проблемы о которых я не задумывался до этого. Проблема оказалось в том, что проект настолько принципиально новый, что его тупо не понимают и не воспринимают. Причём ни техническую часть ни продуктовую, в связи с чем хотелось бы эти моменты конструктивно обсудить, чтобы принять окончательное решение о продолжении проекта или о том, что этим на данном этапе вообще не стоит заниматься.
Актуальность и проблематика.
Ситуация в ИТ-сфере на уровне микро, малого и среднего бизнеса описывается одним не слишком печатным словом - "пиздец". Главными компонентами оного являются:
- отсутствие системного подхода. Если решения в крупных организациях формируют полноценную замкнутую инфраструктуру, которая работает как одно целое, то ничего подобного для МСБ просто нет. Есть компоненты, которые с разной степенью успешности решают те или иные задачи и которые требуют значительных ручных усилий для связки между собой;
- нет заточенных решений. Практически все решения для МСБ это урезанные версии корпоративных продуктов и сервисов. Они заточены прежде всего на интересы крупного бизнеса, а их "обрезка" далеко не всегда соответствует реальным потребностям МСБ.
- у лиц, принимающих решения, нет объективной информации по инфраструктуре в целом, её компонентам, целям, задачам, взаимодействиям и т.д. и т.п. и как следствия - понимания что это такое и как оно работает. ИТ это весьма неочевидная для стороннего человека сфера. Решения, которые нужны каждому "как воздух" зачастую высмеиваются, абсолютно бесполезные - возносятся. Как итог ИТ-инфраструктура 99% организаций МСБ выходит в разы дороже объективно необходимой стоимости и за редкими исключениями почти полностью бесполезная.
- впаривание и коррупция. Как следствие прошлого пункта, а так же ещё нескольких факторов, архитектура ИТ-инфраструктуры, её компоненты, оборудование, ПО, работы по обслуживанию, модернизации, заказы решений делаются исключительно по двум факторам. Во-первых это умение впарить со стороны поставщика, во-вторых это возможность материально заинтересовать лицо, которое будет принимать решение о покупке, либо может повлиять на это решение. В итоге почти всегда закупается не то что нужно, не в тех объёмах, задачи не решаются, бизнес страдает.
- нет обобщенной независимой статистики. Насколько продукт лучше/хуже аналогов и конкурентов и насколько он подходит для решения задачи сейчас можно узнать двумя путями. Во-первых запросить демо-доступ и провести хоть какую-то оценку продукта, во-вторых закупить Х сот или тысяч единиц и собрать статистику. Оба варианта для МСБ недоступны прежде всего по финансовым причинам.
По каждой из озвученных выше проблем могу написать как минимум 2 - 3 десятка постов из личной практики, с цифрами сколько было впустую потрачено денег и времени. В этот пост писать не буду, он и так длинный, но десяток примеров типичного мошенничества в ИТ в продолжении поста напишу. И глобально всё это порождает одну общую проблему:
В малом и среднем бизнесе собственники, руководители и простые сотрудники видит в ИТ проблему, а не инструмент решения проблемы.
И, к сожалению, вынужден признать что в рамках их личного опыта они полностью и безусловно правы. При этом отсутствие нормальной ИТ-службы порождает большие ненужные финансовые затраты, которые снижают прибыли бизнеса, зарплаты сотрудников и что хуже всего - кормят огромную толпу мошенников, которые осознали что в отрасли можно делать то же самое, что и при классическом мошенничестве, но доказать факт мошенничества практически нереально .
Код проекта: СМБС
Проект: "Бизнес-стандарт малого и среднего бизнеса"
Техническая часть: проект инфраструктурный т.е. это не одна программа / сервис, а их комплекс. Комплекс включает в себя:
Готовое рабочее место (на базе Linux). Готовое, это значит что инструменты для решения всех типовых бизнес задач уже доступны сразу после установки "из коробки". Привезли железо, воткнули флешку, несколько кликов и через полчаса можно садиться и работать.
Готовый сервер для МСБ (можно чтобы работал в виртуалке на одном из рабочих мест). Грубо говоря все основные облачные решения Гугла/Яндекса, бэкапы и вот это вот всё, чем дышит крупный бизнес прямо у каждого ИП в офисе.
Платформа для обучения пользователей, системных администраторов, программистов "с нуля" эффективной работе в своей зоне ответственности. Соответственно как эффективно работать в Linux, как его "готовить" чтобы он работал быстро и без сбоев и как быстро и эффективно (т.е. дешево) писать программные решения, которые решают задачи бизнеса.
Сервис управления ИТ-инфраструктурой, который позволит в автоматическом режиме следить за состоянием оборудования, контролировать и минимизировать затраты на инфраструктуру. Так же планируется сбор анонимной статистики, чтобы независимо оценивать качество программного и аппаратного обеспечения.
Каталог МСБ. Грубо говоря сервис по типу Алиэкспресс / Озон / Вб, где есть не только товары, но и услуги. При этом это именно каталог т.е. каталогизированные объявления без встроенной логистики и доставки. При этом для публикации по факту ничего не нужно - информация о товарах, услугах, ценах берется из бухгалтерской программы и публикуется автоматически. По желанию (галочке в панели управления и оплате хостинга/домена) автоматически создается типовой сайт компании.
Платформа ИТ-решений и внешних ИТ-специалистов. Двухкомпонентная система, которая включает в себя:
- Каталог ИТ-решений с независимой статистикой использования, обзорами, сравнениями, характеристиками, оценками трудозатрат по внедрению, сопровождению.
- Аналог бирж фрилансеров, но принципиально иного формата. Текущие биржи сильно перекошены в ИТ, здесь же планируется более удобный для бизнеса и более прозрачный и понятный для сторон формат взаимоотношений. Так же планируется функционал "привязки" фрилансера (приходящего специалиста) и компании.
Маркетинго-правовая платформа. Обучающие материалы по управлению продажами, чек-листы по основным бизнес-процессам, шаблоны документов и т.д. и т.п. В отличии от других платформ решение класса "он-лайн" т.е. при изменении законодательства автоматически вносятся изменения в соответствующие документы. Это довольно сложно понять, поэтому в продолжении к посту 2 будет описано что это и зачем нужно.
Продуктовая часть: в отличии и в каком-то смысле в противовес классическим сервисам, это не типовой сервис. Это аналог автоподборщиков, технадзора и т.п. То есть работа выполняется на стороне заказчика, а не исполнителя. И заказчик платит не за сервис, а грубо говоря за аренду сотрудника. Ввиду того, что у нас этот механизм сильно не распространен поясню подробнее:
Классический сервис / продукт - это когда вы как обычно покупаете товар или услугу.
Сервис на стороне заказчика - это сервис/услуга в которой специалист независимо оценивает и контролирует качество классического продукта / сервиса.
Не буду расписывать, но в проект заложены механизмы по которым предвзятое сотрудничество с поставщиками ИТ-решений будет не просто слишком больным и неприятным, а экономическим самоубийством. То есть если проект пойдёт в ход и у кого-то возникнет желание "продвинуть" решение Х, то во-первых решение Х никаких преференций не получит, а во-вторых убытки для самого проекта будут сказочными, даже если про это никто и никогда не узнает.
Как будет для заказчика строится взаимодействие с сервисом - продолжение 3.
Прошу пройти опрос и высказать своё мнение в комментариях.
P.S. Для тех, кто любит возбуждаться по поводу и без - это не реклама т.к. продукта нет и не факт, что он будет.
Бизнес
2.4K постов32.8K подписчиков
Правила сообщества
Разрешены только посты с тегом "моё".
Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.
Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.
Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".
Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.