Успешный взлет Starship и разделение корабля с ускорителем - ступени, увы, не пережили полет

Успешный взлет Starship и разделение корабля с ускорителем - ступени, увы, не пережили полет Космонавтика, США, SpaceX, Технологии, Космос, Starship, Ракета, Космический корабль, Raptor, Ракетный двигатель, Видео, Длиннопост

Стабильная работа всех двигателей и запланированное горячее разделение ступеней

Первая ступень, вскоре после разделения, разрушилась. Связь с кораблем была потеряна на высоте около 148 км. Специалисты SpaceX считают, что, по неизвестным причинам, на нем сработала система аварийного прекращения полета.

Следующую попытку запуска компания намеревается провести до конца этого года. В ходе полета были значительно улучшены показатели - без аварийного отключения двигателей, продемонстрирована новая для этой системы концепция горячего разделения ступеней и преодолена точка максимального аэродинамического сопротивления.

Будем наблюдать за ходом развития и устранения проблем с каждым новым пуском.

Подписывайтесь, чтобы оставаться в курсе актуальных и горячих новостей о космонавтике и SpaceX!

SpaceX

2.6K постов8.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Строго рекомендуется:

1. Поддерживать авторов и специалистов по теме плюсами :)

2. Адекватно задавать вопросы и адекватно отвечать на них

Запрещены:

1. Нарушения базовых правил Пикабу.

2. Посты не по тематике сообщества.
3. Троллинг сообщества, неаргументированный хейт, флуд, флейм и оскорбления пользователей, в т.ч. провокации спора, распространение сведений, порочащих честь и репутацию, принижающих квалификацию оппонента, переходы на личности.


В зависимости от степени нарушения может последовать:

А. Вынос поста в общую ленту (п.1, 2, 3 правил сообщества)

Б. Удаление поста (п.1, правил сообщества)

В. Занесение пользователя в игнор-лист сообщества (п.4 правил сообщества, а также при систематических нарушениях остальных пунктов)


Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @pikabu

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
57
Автор поста оценил этот комментарий

Судя по тому как отключались движки на бустере после разделения - там явно что-то в подачей топлива и окислителя. При перевороте все улетело в другой конец бака? Там вообще как оно реализовано, какая-то мембрана?
Ну и потеря связи с самом кораблем обидна. Вроде неплохо так пошел, разогнался до 24000км\ч...

раскрыть ветку (52)
19
Автор поста оценил этот комментарий

Для стабильной подачи топлива и у бустера и у старшипа стоят дополнительные "расходные баки". Питание движков происходит через них (ну почти), поэтому при изменении вектора ускорения/невесомости у движков всегда есть запас на старт.

Судя по стопкадру, после разделения движки у бустера заработали несимметрично, можно сказать потеря управления(

раскрыть ветку (10)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Бустеру доп. баки не нужны по идее, он двигатели полностью не выключает
раскрыть ветку (7)
7
Автор поста оценил этот комментарий

По тому как показывали на Everyday Astronaut он перед разделением отключил все движки кроме 3-х центральных. Но вот потом пытался включить сразу много...

раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Включали парами, но в последней 1 не зажёгся, за ним и соседние посыпались
раскрыть ветку (4)
18
Автор поста оценил этот комментарий
Я почитал эту ветку комментариев и у меня возникли следующие вопросы:
Вы все работаете в космической отрасли или вы на досуге изучаете устройство ракет?
Как много времени вам нужно для того, чтобы быстро переквалифицироваться с политолога Ближнего Востока на инженера в сфере космических технологий?
раскрыть ветку (3)
35
Автор поста оценил этот комментарий
Ты не заметил, в каком сообществе пост? И оцени аву человека, которому написал.
раскрыть ветку (1)
14
Автор поста оценил этот комментарий
Точно. Глубочайший сорян, товарищи инженеры!
1
Автор поста оценил этот комментарий
Поиграй а ksp, отличный опыт
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ну до этого планировалось что будет выключать. HotStage накрутили только недавно.
Скорее всего на этом бустере баки были, на след версиях, возможно, уберут) А может спейсы еще что придумают)

5
Автор поста оценил этот комментарий
1 вроде вообще не включился, другие сдохли подозрительно с одной стороны
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

у тебя теперь правильная аватарка)

Комментарий скрыт из поста адмодером сообщества. Ветка с ответами скрыта автоматически.
4
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, первые отключения могли быть связаны с разворотом ступени.
Так или иначе в конце что-то явно пошло не так, движки начали пердеть и чихать и что-то там бахнуло.

13
Автор поста оценил этот комментарий

типичный гидроудар с последующим взрывом движков. наши тоже с Н1 такие проблемы имели и не победили.

раскрыть ветку (22)
29
Автор поста оценил этот комментарий

Не думаю что тут возможно сравнивать. Сам пуск прошел идеально и ступень отработала на 10 баллов! Ни один из движков не сбоил, разделение прошло штатно. Так же штатно прошел разворот ступени "на посадку". Проблемы начали уже после, движки зажглись только по одной стороне. И только потом был подрыв. Причем подрыв ясно виден в центральной части корпуса, там никаких движков нету, там только заряды ликвидации.

раскрыть ветку (11)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Причем подрыв ясно виден в центральной части корпуса, там никаких движков нету, там только заряды ликвидации.

https://www.youtube.com/watch?v=w9OsSN2kJrk&ab_channel=S... На 3:38 примерно на скорости 0.5 видно взрывы в районе двигателей и потом сразу подрыв.

Предпросмотр
YouTube11:41
раскрыть ветку (5)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Да, признаю. Я вначале принял это на выбросы маневровых, но там действительно явно что-то взорвалось и после этого уже пошел второй взрыв по центру.
Значит таки что-то с движками.
Ну ладно, через пару недель нам всё расскажут и еще через неделю соберут новый вариант с исправлениями :)

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А потом через полгода запустят, потому что бюрократия(

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да, сейчас защитники местных тушканчиков уже бегают и оценивают ущерб, 100%.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Приедут на своих пикапах с расходом 15л/100км и будут кричать о том, что ракеты загрязняют природу)

Автор поста оценил этот комментарий

Держу в курсе, именно так и выглядела работа системы прекращения полёта в первый раз.

9
Автор поста оценил этот комментарий

ну вообще в прошлые разы у них даже до этого момента гидроудары разрушали турбонасосы, но в этот раз либо удача помогла либо они как то решили проблему во всех трубопроводах, но физику не обманешь! когда такая дура разворачивается и тормозит, то в любом случае пузыри в топливе образуются и разнесут к чертям все вокруг, что мы и видели сразу после отстыковки. и ничего они с этим не сделают в формате возвращаемой ступени

раскрыть ветку (4)
19
Автор поста оценил этот комментарий
Зуб даёшь?
ещё комментарии
2
Автор поста оценил этот комментарий
С пульсацией подачи компонентов столкнулись ещё на Р7. У Н1, насколько помню, проблемы были по управлению и синхронизации двигателями. Б. Черток писал, что если бы было больше финансирование которое позволило бы отработать системы на стендах, то всё решилось бы. Ну или ещё один старт.
раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

С пульсацией подачи компонентов столкнулись ещё на Р7

C продольными колебаниями и пульсациями подачи топлива проблемы у любой ракеты. Те, что полетели - там удалось заставить все это работать. Обычно не с первого раза.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

А почему для 1 ступени не используют твердое топливо? Для взлета хотя бы.

А для посадки и регулирования тяги жидкое.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Твердотопливный ускоритель:

- принципиально одноразовый,

- не управляемый и не масштабируемый,

- имеет посредственный удельный импульс,

- требует специфичных компетенций.

Достоинства тоже имеет. Собрал и положил на склад комнатной температуры, и он всегда готов к пуску. Что замечательно для военных, но несущественно для гражданской космонавтики.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не правда, SRB спейс шаттла (твёрдотопливные ускорители) - многоразовые с управляемым вектором тяги.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Вроде как в принципе многоразовые, но реально не использовались больше раза.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Переиспользовались как раз. Ускорители сделаны из сегментов и переиспользовались именно сегменты. Вроде как переиспользованных сегментов зватило на 53 запуска из 160.

http://www.collectspace.com/news/news-051010a.html

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Хмм.. не знал. Знать частично переиспользовали

Автор поста оценил этот комментарий

Ускорители сделаны из сегментов и переиспользовались именно сегменты

Это которые по сути своей стальные бочки с отформованным внутри зарядом "пороха". Как насчет повторного использования соплового аппарата?

В любом случае, ускорители отправлялись на завод на полную переборку. Но по бумагам да, типа многоразовые.

1
Автор поста оценил этот комментарий

у нас не умели делать большие движки, да и сейчас не умеют. поэтому там была такая же куча мелких движков и в куче трубопроводов просто невозможно было отловить все вибрации и гидроудары. и это было еще на старте. маск сейчас громко кричит какой он молодец и что все двигатели смогли отработать, что действительно является инженерным чудом, но вот после бултыхания в полете даже две мощные продувки трубопроводов не помогли избавиться от пузырей и все разлетелось до винтика

2
Автор поста оценил этот комментарий

Там есть специальный буферный бак для такой ситуации, чтбы ничего никуда не улетело.

6
Автор поста оценил этот комментарий

Скорее всего полётная программа, после разделения должна была стабилизировать ускоритель в атмосфере - то есть прекратить его вращение и кувыркание, но так как перегрузки при таких манёврах просто охрененные, то скорее всего из-за перегрузок разрушилась магистраль с жидким кислородом, после чего от случайной искры - ракета мгновенно детонировала.


Без сомнения, скоро на английском языке выйдет официальный публичный отчёт о полёте - он нужен для того, что бы FAA - разрешила следующий запуск, и наверняка мы всё узнаем.


Но я делаю ставку на то, что программа стабилизации бустера слишком резко попыталась стабилизировать его, из из-за кратковременной перегрузки - произошло разрушение магистрали жидкого кислорода.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Попытка стабилизации явно была, там был такой мощный выброс метана (вроде как им и стабилизируют). И это как раз непосредственно перед взрывом.
Так что да, ваша версия реальна.

Автор поста оценил этот комментарий

Велика вероятность что бустер получил мощный толчок от старшипа, такое можно наблюдать при расстыковке на многих ракетах. К тому же движки имеют большую массу, следовательно нижняя часть намного тяжелее верхней, из-за чего её разворачивает в полёте безо всяких двигателей системы ориентации. То, что называют взрывами в двигателях перед ликвидацией бустера, вполне может быть обычным выбросом топлива при запуске. Так что остаётся ждать официального заключения, хотя самую интересную техническую информацию не раскроют.

Взрыв произошёл в верхней части бустера, скорее всего система ликвидации сработала.

1
Автор поста оценил этот комментарий

А вот и иксперты подтянулись)

Автор поста оценил этот комментарий

как оно реализовано


Инерция осаждает содержимое баков на дно, а наддув какого-нибудь гелия сохраняют давление в баке, чтобы он от нагрузки не схлопнулся

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Инерция годится только если ты летишь по прямой, то есть для обычных ракет. А тут то делается посадочный кульбит - баки при этом уже заполнены только на 10% и топливо свободно болтается пузырями и ползает по стенкам.
Есть видео из еще ранних пусков Falcon 9, там Маск ставил видеокамеру в баки. Там очень наглядно видно что оно ползет куда угодно, только не к трубопроводу. А в этот момент двигатели надо включать и как быть?
Вот мне и интересно - как в итоге они реализовали его вытеснение именно в низ бака когда там и невесомость и боковые перегрузки. У нас на Науке целая эпопея была с баками как раз потому что там для этих целей использовалась подвижная мембрана, ну и там пошли проблемы из-за истирания металла и образования стружки.
У Маска какой-то иной подход и я вот сейчас к своему стыду понял, что не знаю какой. А очень интересно.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Не помню, про какой двигатель/КА читал: чем-то (вспомогательный двигатель) делается предварительный небольшой импульс, который осуждает топливо/окислитель, и уже затем запускаются основные двигатели. Вот только хз про что именно я читал)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Тут только одна закавыка -  ракета начинает тормозить жопкой, следовательно будем иметь отрицательную перегрузку и все остатки топлива в почти пустом баке улетят на потолок. И закачка гелием не поможет, это позволит сохранить давление и прочность бака за счет наддува, но никак не поможет сепарации топлива и выдавливанию его в низ бака. Ну будут шары топлива летать в гелиевой атмосфере, как это поможет их попаданию в трубопровод?
Так что вопрос остается открытым. Очевидное решение мембрана, но она резко снижает надежность и сильно усложняет конструкцию. Стружка опять же...

2
Автор поста оценил этот комментарий
24000 всё же маловато, наверно поэтому и подорвали
раскрыть ветку (6)
25
Автор поста оценил этот комментарий

Учитывая, что он на орбиту не собирался и запускали его по баллистической, вроде как ок.

раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Я давно в KSP/RSS не играл, но вроде это меньше, чем нужно даже для суборбитального, он скорее всего в Тихий океан упал бы
раскрыть ветку (4)
17
Автор поста оценил этот комментарий
Он уже достиг высоты в 140 километров и скорости в 6,7 км в секунду.
24
Автор поста оценил этот комментарий

Он и должен был туда упасть)

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Блин, точно, с бустером перепутал)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Он и должен был совершить мягкую посадку около гаваев.
Алсо, не забываем, что хоть у него крыльев и нет, он всё-равно может планировать, сколько там этим можно дельты выйграть я хз, но это лишняя тысяча км/ч(цифра от балды)

ещё комментарий
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку