TW: НЕЖНЫМ БУЛОЧКАМ ТЕКСТ НИЖЕ – НЕ ЧИТАТЬ!!!

Кто не успел, тот – отупел!

«Добрый день. Я не буду гладить вас по голове и говорить, что всё будет хорошо. Вы действительно опаздываете: гигантское количество возможностей становится недоступно после 20 лет – двери закрываются, что бы кто ни говорил».

Так начинается мой ответ на одну из историй, которая наделала много шума в нашем сообществе и под которой вы написали почти сотню возмущенных комментариев.

Мол, как же так, психологи и прочие бизнес-тренеры ведь говорят, что после 20 всё только начинается. И вообще сейчас XXI век, можно освоить за жизнь сколько угодно профессий, непрерывное обучение и всё такое.

Сегодня в этом лонгриде поговорим, что это за двери такие, которые постоянно закрываются. И что делать с этим неприятным фактом.

Постараюсь не жестить, но не обещаю. Так что запаситесь валерьянкой, валидолом или закройте лучше этот текст к чертовой матери, если вы очень нежная булочка. Поехали.

***

Первые двери закрываются в 3-5 лет. Ребенок рождается в какой-то семье и это, во многом, определяет его дальнейшую судьбу. Мои опытные коллеги-педагоги говорят, что годам к 5 дети полностью перенимают родительскую картину мира и своё мышление и поведение дальше неосознанно выстраивают на её основе.

Многие двери закрываются, если эта картина мира – потребительская. Картина мира, в которой работа и труд являются наказанием, а лень – это высшее благо, ради которого только и стоит жить.

К сожалению, большинство людей по вполне понятным причинам живут именно в такой парадигме. Мы склонны экономить калории и считать то, что их экономит, благом. А то, что заставляет напрягаться, злом. Это эволюционно оправданно. Но, увы, развитие невозможно без прикладывания усилий, поэтому развиваться зачастую больно и неприятно. Вспомните школьную математику, царицу наук, которая ум в порядок приводит...

Так вот, если в 5 лет ребенок заимствует у родителей ретроградно-деградационную картину мира через наблюдение того, как они живут (и прожигают свою жизнь), вероятность того, что он дальше пойдет по этому же сценарию – кратно возрастает. И это первая закрытая дверь. После этого любое развитие будет в тягость.

Есть ли иные, более развивающие сценарии, когда родители научили маленького человека любопытству и дисциплине, здоровому отношению к миру и труду? Конечно, есть. Но встречаются они значительно реже, это скорее исключение.

***

Вторая крупная дверь – это постановка навыков и качеств ребенка во время его развития ДО пубертата.

У ребенка в раннем возрасте есть СЕНЗИТИВНЫЕ периоды по Монтессори, когда наиболее благоприятно воспитывать те или иные качества, навыки, функции психики.

Грамотные педагоги об этом, конечно, знают и выстраивают обучение с их учетом, чтобы из ребенка вырос полноценный здоровый человек.

Но большинство родителей и школьных учителей с педагогической квалификацией и рядом не валялось... Поэтому у детей в процессе учебы в школе возникает значительное число пробелов в обучении и задержек в развитии.

Чаще всего, исправлять их никто не будет (в силу низкой квалификации) и таким макаром из ребенка легко может вырасти подросток, который не умеет контролировать свои эмоции, не понимает математику от слова совсем, пишет слово из 3-х букв с 4-мя ошибками и не способен 15 минут усидеть за уроками, не отвлекаясь на телефон.

Увы, таких «глюков» и непроработанностей у всех нас вагон и маленькая тележка. И это отсекает существенную долю возможностей и направлений для развития. Если человек не умеет сидеть за выполнением какой-то работы в течение часа и сбегает заедать стресс через 10 минут... тяжело ему будет во взрослом возрасте достигать успехов. Да и даже просто на работе работать. Есть, конечно, какие-то способы коррекции, но они ничего не гарантируют.

И это вторая закрытая дверь.

***

Третья деградационная дверь – это пубертат.

Какое количество судеб, мозгов и жизней было загублено в этот период – сложно посчитать цензурными словами.

Гормоны бахают в голову, организм стремительно меняется, проявляется сексуальность, а просвещение в этой сфере у наших подростков равно отрицательным значениям. Сюда же добавляем эмоциональную нестабильность, сниженную самооценку, давление школы и родителей, миллион социальных неврозов, начиная размером грудей и членов и заканчивая ЕГЭ и теми самыми бесполезными золотыми медалями и красными аттестатами, над которыми было пролито столько слёз.

В пубертат среднерусский подросток получает такое количество психотравм, что этот шлейф впитанного жизненного дерьма, скорее всего, будет преследовать его до конца дней. Исключения есть, но на то они и исключения.

И да, не забывайте, что все эти страсти-мордасти накладываются на потребительскую картину мира и отсутствие многих жизненно необходимых качеств и навыков личности.

По итогу получаем к концу школы 18-летнего человека, который мыслит потребительскими клише, мало чего умеет, а поведением его управляют психотравмы. Найс, ничего не сказать. И как вы думаете, много ли шансов и возможностей у человека с такими ограничениями?

***

Четвертая дверь сатаны – поступление и учеба в вузе.

Со всем тем багажом булшита, который несет за плечами отечественный абитуриент, ему предстоит пройти через врата ада, забирающие предпоследние шансы.

И эти врата – поступление в вуз. Когда мы выбираем какой-то вуз и какую-то специальность, мы сильно сужаем наши возможности. Это направление будет определять то, что мы изучаем, на какие лекции ходим, каких преподавателей слушаем, какие книги читаем. И когда мы изучаем это, то не изучаем что-то другое. То есть после совершения выбора определенной области знания, мы начинаем идти по какому-то конкретному пути, развилка пройдена, её больше не будет.

Да, вы, естественно, скажете, что можно перепоступить... И повторить тот же самый сценарий, но уже с испорченными нервами на первой попытке. Ещё раз пройтись по всем мукам ада, чтобы вновь понять, что это не имеет смысла. Браво!

Думаю, вы прекрасно знаете, что учат у нас во многих вузах так себе и специалистом после выпуска вы не станете. Будете учиться на работе – тоже, кстати, убогой в плане организации процессов – чтобы хоть чего-то понять. Например, понять, не тошнит ли вас от работы по специальности.

Но будем честны, судя по статистике, работать по специальности вы не будете. Поэтому такое обучение в вузе – это ещё и непрофильная деятельность... Чисто в качестве хобби пойду испорчу себе нервы, вдруг пригодится. Вот как надо выигрывать в этой жизни!

Естественно, что такое бесцельное обучение усугубляет все те накопленные ошибки и глюки, которые были на предыдущих этапах.

Потребительская картина мира здесь начинает приходить в столкновение с реальностью и трещать по швам. Хочешь работать на достойной высокооплачиваемой работе? Время закатать губу! Иди и курьером разноси еду за копейки не самым лучшим людям, чтобы они смотрели на тебя, как на говно и не здоровались.

Пробелы в развитии и отсутствие нужных качеств и навыков, в частности, навыков организации труда, а также накопившиеся с детства психотравмы и тараканы – приводят к полному поражению по всем фронтам – ты не успеваешь на учебе, на работе, личной жизни нет, потому что не умеешь общаться... И ты ненавидишь себя за это.

А отсюда начинается посадка пассажиров в поезд под названием «депрессия», который скоро подхватит человека и помчит в безудержные дали прокрастинации, апатии и самобичевания.

И если даже ты и сможешь на морально-волевых остатках былой роскоши в виде здоровой психики – дотянуть до выпуска из вуза и получить драгоценную (спойлер: нет) корочку-помощницу, то на этом твои приключения не заканчиваются. Они только начинаются, это было вступление! Во взрослую жизнь, ага...

***

Ну и последняя дверь, которая прилетит вам по мордочке, – это трудоустройство и начало взрослой жизни.

Сперва вы осознаете, что тупо не знаете, что делать дальше, кроме поиска работы и трудоустройства хоть куда-нибудь. Это не самая радостная перспектива, но "жить-то на что-то надо"...

Ах, да, совсем забыл: так вышло, что вся предыдущая жизнь обнулилась. То есть всё то, о чем вы так сильно парились все предыдущие годы – вообще не важно. Работодателям не интересны ваши оценки, не интересно, каким студентом вы были, каким плохим был ваш бывший и почему мама когда-то там была не права.

Фактически же вы в ситуации, когда у вас нет ни знаний, ни навыков, ни опыта, но система выстроена так, что она заставляет вас конкурировать за низовые должности с тысячами таких же, как и вы, ничего не понимающих и барахтающихся в некрасивой реальности взрослых детей.

Спустя несколько лет таких отчаянных попыток куда-то выплыть вы обнаружите, что устали. В конце-концов найдете какую-то работу, от которой минимально не тошнит. Без амбиций и без иллюзий по отношению к самим себе. И будете просто работать, день за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом.

Часто так бывает, что в этом возрасте уже появляются какие-то "серьезные отношения", которые, по нелепому стечению обстоятельств, заканчиваются почти всегда одинаково – свадьбой, детьми и последующим разводом.

Ну и всё, поздравляю, теперь вы окончательно в жопе. По уши в нелюбимой работе, с которой вы ничего сделать не можете, потому что "надо же на что-то жить". Вас держат семейные обязательства или их аналоги, как-то кардинально менять ситуацию вы не можете из-за социальных стереотипов.

И вам при этом 25-30 лет. Вероятнее всего, ваши двери закрыты чуть более, чем полностью. И шанса на развитие, творческие достижения, вклад в мировую культуру или хотя бы на безбедное существование – тоже. Да, исключения бывают, но изменить такой жизненный сценарий – это очень сложно, лучше в него не попадать.

А дальше с годами в силу того, что человек не развивается и на работе делает одно и то же, происходит отупение, выгорание и потеря квалификации...

***

РЕ-ЗЮ-МЕ:

Конечно, вы скажете, что все это гнусная клевета и полно примеров людей, у которых всё было по-другому. Да и вообще мы все уникальные и творческие личности, а то, что здесь описано – это удел тупых и некреативных.

Я вам так на это скажу. Подобного рода жизненный сценарий встречается в несоизмеримо большем количестве случаев, чем что-то иное. Поэтому вероятность, что именно он настигнет по жизни – выше всего. Это не 100%, простите, но и не 50%.

Что же с этим со всем делать? Нагнал жути админ и теперь потирает свои маленькие ручки, сейчас будет что-нибудь продавать нам, какое-нибудь лекарство от всех болезней, только сегодня и только сейчас со скидкой 99,99% за 999 рублей и 99 копеек.

Но, увы, такого лекарства не существует…

Однако существует два КРУПНЫХ направления решений, что делать, чтобы закрывающиеся двери не прищемили вам нос, руку или какие-нибудь иные части тела.

1) Необходимо просвещение в вопросах творчества, профессионализма и развития личности. Эти темы сильно запомоены в массовой культуре всякими инфоцыганскими баронами. Поэтому проект YOUBE несет свет в это царство тьмы, чтобы у вас, дорогие подписчики, был шанс на развитие.

Вы можете запросить у меня бесплатные (но не халявные!) топовые материалы по этим вопросам, которые трудолюбиво годами собирались мною и моими коллегами – это выжимки из лучших научных источников по вопросу.

2) Если вы действительно хотите изменить жизнь, а НЕ остаться потребителем во веки веков, вам необходимо включаться в деятельность. Проект YOUBE социальный, а не коммерческий. Мы заинтересованы в том, чтобы наши прекрасные подписчики принимали участие в стажировках на самые разные темы, которые мы для вас готовим. И могли на практике при помощи наставника и технологий – получить те самые недостающие навыки и качества и прийти к своему первому в жизни серьезному творческому результату.

Вот несколько примеров стажировок:

- Стажировка по сторителлингу, где мы будем на примерах лучших в мире произведений короткой прозы учить вас создавать интересные и захватывающие истории, что может пригодиться в любой жизненной ситуации. Ведущий стажировки – Владимир Выборов, автор методик в области искусства.

- Стажировка по урбанистике, где мы научим вас видеть проблемы вашего города и разбираться в них, чтобы находить решения. Также универсальный навык, который пригодится везде. Ведущий стажировки – Сергей Вдовкин, предприниматель, работает в строительном проектировании более 20 лет.

- Стажировка по очистке мозгов, которую буду вести я лично – ОЧНО в Питере. Мы будем разбирать на запчасти заблуждения друг друга и совместно очищаться от ошибок мышления, когнитивных искажений и прочей дряни при помощи классических научных трудов и передовых методик профессионального развития. Польза очевидна, а кому не очевидна – вам точно не на эту стажировку.

Чтобы присоединиться к одной из них, поставьте «+» в комментариях и уточните, участником какой именно стажировки из этих 3-х вы хотите стать.

На этом всё, мой долг перед вами выполнен, текст написан, как и обещал – и я ухожу в закат готовить свой любимый французский суп.