Трагедия конвоя "Наби Даниэль"

27 марта 1948 года, почти 70 лет назад, огромная моторизованная колонна покинула Иерусалим и достигла осажденного Гуш-Эциона. Задержка на обратном пути в Иерусалим обернулась долгим и трудным боем.

Трагедия конвоя "Наби Даниэль" Израиль, Арабо-израильские войны, История, Конвой, Интересное, Транспорт, Длиннопост

«Большой конвой с едой, снаряжением и подкреплением благополучно прибыл в Гуш-Эцион в субботу утром после нескольких незначительных столкновений с бандитами по пути. Конвой разгрузил груз и тронулся в Иерусалим после 11 часов».

Вот так просто газета «Давар» от 28 марта 1948 года описывает начало великой драмы колонны «Наби Даниэль», накануне покинувшей Иерусалим.


Это была огромная колонна из 45 грузовиков, четырех автобусов и 14 бронемашин, загруженная 120 тоннами еды, оборудования и материалов, предназначенных для осажденного Гуш-Эциона. Полторы сотни мужчин и женщин ехали, чтобы остаться в анклаве и помочь его защищать.

Трагедия конвоя "Наби Даниэль" Израиль, Арабо-израильские войны, История, Конвой, Интересное, Транспорт, Длиннопост

Члены конвоя перед его отправкой.

С воздуха колонну защищал оснащенный бомбами легкий самолетик Oyster J1 Autocrat, за характерный звук двигателя прозванный в армии «Примус».


Из дневника Аарона (Роника) Гилада из Дгании: «Механизированная колонна отправляется в путь. Такой длинной колонны еще не видел Иерусалим. Люди на улицах смотрят вслед, дети машут руками. Две тысячи лет евреи не видели такой концентрации передвижных средств, оружия и людей. Конвой медленно прошел через железнодорожную станцию, мимо монастыря Мар Элиаса и направился в Вифлеем на пути к Гуш-Эциону. Дороги все еще пустынны. Вифлеем начал просыпаться. Обычная поездка?»


Конвой быстро достиг Гуш-Эциона – около 9.30 утра. «Невозможно описать радость осажденных, это был настоящий праздник», – вспоминал один из бойцов колонны Й. Бен-Яаков.

Конвой должен был в течение получаса разгрузить припасы и оборудование, а затем немедленно отправиться в путь, прежде чем арабы этого района смогли собрать силы и укрепить контрольно-пропускные пункты. Работа шла по графику. Но вовремя конвой уйти не смог.

Трагедия конвоя "Наби Даниэль" Израиль, Арабо-израильские войны, История, Конвой, Интересное, Транспорт, Длиннопост

Разгрузка колонны Наби Даниэль возле «Одинокого дуба» – семисотлетнего дерева, вскоре ставшего символом тоски по Гуш-Эциону, а после восстановления анклава – символом возвращения туда.


По-видимому, главными виновниками фатальной задержки были быки и два мула, которых нечем было кормить в Гуш-Эционе. Поэтому конвой согласился доставить их в Иерусалим. Загрузка заняла много времени.

Трагедия конвоя "Наби Даниэль" Израиль, Арабо-израильские войны, История, Конвой, Интересное, Транспорт, Длиннопост

Два мула погружены в кузов.

Другая значительная задержка была вызвана загрузкой легкого самолета – еще одного Oyster’а, который месяцем раньше, поврежденный арабским выстрелом, достиг Гуш-Эциона и остался на взлетно-посадочной полосе.

Трагедия конвоя "Наби Даниэль" Израиль, Арабо-израильские войны, История, Конвой, Интересное, Транспорт, Длиннопост

Подбитый самолетик «Примус» на взлетной полосе в Гуш-Эционе.

Незадействованные в этом участники весело фотографировались, забыв о возможной опасности на обратном пути.

Наконец загрузка завершилась.

Трагедия конвоя "Наби Даниэль" Израиль, Арабо-израильские войны, История, Конвой, Интересное, Транспорт, Длиннопост

Колонна отъезжает от Кфар-Эциона.

Весть о конвое успела достичь арабских ушей, и сотни вооруженных боевиков заступили на стражу в десятках импровизированных укреплений. «Примус» увидел угрозу и предупредил о ней. Через несколько заслонов конвою удалось прорваться. Но ему сильно повредила растянутость – машины шли на большой дистанции друг от друга.

Трагедия конвоя "Наби Даниэль" Израиль, Арабо-израильские войны, История, Конвой, Интересное, Транспорт, Длиннопост

Дистанция между машинами.

«Около бассейнов Соломона, к северу от Вифлеема, недалеко от арабской деревни Наби-Даниэль, которая доминирует над этим районом и находится в 8 км к югу от Иерусалима, они столкнулись с тяжелым контрольно-пропускным пунктом и сильным огнем со стороны крупных арабских сил.

Согласно одному из источников, бойцы конвоя смогли войти в деревню Наби Даниэль. Арабские боевики баррикадируются внутри одних домов и поджигают другие.

Из другого источника сообщается, что части Хаганы вечером вышли в район боевых действий, но из официальных источников подтверждения нет». - Газета «Давар» от 28 марта 1948 г.


Командир конвоя Цви Замир, будущий израильский военный и общественный деятель и начальник внешней разведки Моссад (сейчас ему 94 года), приказал всем способным это сделать водителям вернуться в Гуш-Эцион и сам вернулся с ними, оставив командование своему заместителю.

Трагедия конвоя "Наби Даниэль" Израиль, Арабо-израильские войны, История, Конвой, Интересное, Транспорт, Длиннопост

Цви Замир в центре.

Десять машин смогли развернуться и собрать людей из поврежденных машин. По дороге им пришлось опять прорываться через арабские укрепления. Осталась 41 машина со 180 бойцами. Замир определил место боя как Наби Даниэль, и это дало конвою имя.


Около сотни бойцов конвоя заняли позицию в одном из домов, на крыше установили пулеметы. В них непрерывно стреляли. Осажденные устали, были голодны, воды у них не было.

Трагедия конвоя "Наби Даниэль" Израиль, Арабо-израильские войны, История, Конвой, Интересное, Транспорт, Длиннопост

Дом, где забаррикадировались бойцы конвоя.

Одновременно бой шел у бронемашины, подбитой на одном из укреплений. 15 бойцов не могли покинуть ее из-за непрерывного плотного обстрела и из-за того, что некоторые были ранены.


Их командир Зерубавель Горовиц приказал, чтобы все, кто сможет, немедленно покинули машину и бежали к Гуш-Эциону. Горовиц прикрыл их отход огнем, он не был ранен, но остался с ранеными, а когда арабские боевики приблизились, взорвал машину. Зерубавель Горовиц получил «Медаль за героизм» ЦАХАЛа посмертно, став одним из двенадцати героев Войны за независимость.

Трагедия конвоя "Наби Даниэль" Израиль, Арабо-израильские войны, История, Конвой, Интересное, Транспорт, Длиннопост

Старший лейтенант Зерубавель Горовиц (1924 - 1948 гг).

Осажденный дом был на грани захвата арабами.

Не было другого выбора, кроме как обратиться к англичанам за помощью. Англичане прибыли на следующий день. Еврейских бойцов заставили сдать оружие. А британцы передали это оружие и бронетехнику арабам.

Трагедия конвоя "Наби Даниэль" Израиль, Арабо-израильские войны, История, Конвой, Интересное, Транспорт, Длиннопост

Один из врачей Красного Креста и Полумесяца пытается оттеснить арабов. На переднем плане – британский солдат.

Трагедия конвоя "Наби Даниэль" Израиль, Арабо-израильские войны, История, Конвой, Интересное, Транспорт, Длиннопост

Британский полицейский рядом с группой арабов во время переговоров. В центре автобус с разбитыми стеклами.

Конвой, так легко пробившийся к Гуш-Эциону и доставивший множество припасов и людей для защиты анклава, сам был наголову разбит. 14 человек пали. Водитель Хаим Фейбловиц до 1996 года считался без вести пропавшим.


Из большого конвоя потеряли 10 бронемашин, четыре автобуса, 25 бронированных грузовиков и 150 единиц огнестрельного оружия. Погибших привезли англичане, и они были захоронены на кладбище в Санхедрии.


Но большинство вышедших из Иерусалима бойцов и водителей всё же туда вернулось.

Дело конвоя «Наби-Даниэль» вышло за рамки сражения в Гуш-Эционе и оказалось одним из самых сложных сражений в Войне за независимость. Были сделаны решающие выводы – чтобы подобное никогда не повторилось.

Источник

Лига историков

13.5K постов50.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения