Теория привязанности

Я — социальный педагог, работаю в городе Вена. Работаю в интернатах для трудных детей и подростков. Иногда, я провожу мини презентации для коллег или же своих клиентов на интересующие их темы. Оказалось, теория привязанности очень сильно заинтересовала некоторых моих клиентов и когда их собралось больше пяти человек, я решил сделать им небольшое введение. Вот что получилось.

Теория привязанности говорит, что сильная эмоциональная и физическая связь с основным опекуном (в большинстве случаев это мама) в первые годы жизни, имеет решающее значение для нашего развития. Когда связь мамы и ребёнка сильна и прочна, ребёнок чувствует себя в безопасности, путешествуя по новому миру. Он знает, что всегда есть «надёжная гавань», в которую можно вернуться в любой момент. Иначе обстоят дела, если связь с опекуном слаба. В таком случае ребёнок чувствует себя неуверенно. Он боится исследовать новый мир и покидать убежище, потому что не уверен, что сможет вернуться.

Люди, которые обладают надёжной связью с опекуном и большим доверием к нему, способны устанавливать социальные связи с другими и, следовательно, более успешны в дальнейшей жизни. Неуверенные в себе люди склонны не доверять другим, имеют меньше социальных навыков и испытывают трудности с наращиванием отношений с окружающими. Существует один тип «надёжной привязанности» и три типа «ненадёжной привязанности»: надёжный, тревожный, амбивалентный, ненадёжно-избегающий. При реагировании на чрезвычайную ситуацию первые три реагируют организованно, последний действует неорганизованно.

Чтобы лучше понять теорию, давайте посмотрим на одну семью. Семья Мюллер, у которых четверо детей - Лука, Анна, Якоб и Юлия. Мюллеры - прекрасные родители, которые часто обнимаются со своими детьми, разговаривают с любовью и вниманием и всегда рядом, когда им нужна поддержка, но однажды отец семейства серьёзно заболевает и умирает. Жизнь матери становится очень трудной, она работает целый день и при этом старается так же хорошо заботиться о своих детях. Невыполнимая задача на мой взгляд. Хотя бы потому, что вместо двух людей теперь один должен делать всё.

В 7 лет мозг мальчика Лука в основном хорошо развит. У него сильный характер и сформировано мировоззрение. Новая ситуация не слишком его затрагивает. Он знает, что ещё есть мать, его убежище, он чувствует себя «надёжно привязанным» и позже он становится оптимистичным молодым человеком, его самооценка положительна.

Четырёхлетняя Анна с трудом справляется с новым недостатком внимания. Для Анны мать теперь кажется непредсказуемой, Анна переживает за их отношения и начинает цепляться за мать в каждый удобный момент. Чтобы привлечь внимание матери, ей приходится повышать эмоциональное состояние и плакать/кричать. Когда её мать отвечает предсказуемой реакцией (например, бежит к ней), она сама становится двойственной и не показывает своих истинных чувств. Другие люди позже подумают, что Анна тоже непредсказуемый и капризный человек. Её самооценка менее позитивна, а стиль привязанности амбивалентен.

Двухлетний Якоб проводит дни со своим дядей, который любит его, но считает, что хорошее воспитание должно быть строгим. Если маленький Якоб проявляет слишком много эмоций или ведёт себя слишком громко, его дядя злится и, иногда, наказывает его. Это пугает Якоба. Он делает вывод, что для того, чтобы избежать наказания, ему следует избегать проявления своих чувств. Став взрослым, он продолжает использовать эту стратегию, и ему трудно строить отношения. Его самооценка довольно негативна, его привязанность «ненадёжно-избегающая»

Юлию, которой всего год, забирают в дом-интернат. Работники там с плохим образованием, в вечном стрессе и переработках. Некоторые откровенно проявляют насилие. Это заставляет Юлию бояться людей, у которых она ищет безопасности. Конфликт, который полностью сбивает с толку в плане представлений о любви и безопасности. Поскольку она испытывает неразрешимый страх, она старается избегать всех социальных ситуаций. Став взрослой, она считает себя непривлекательной и ненужной. Её самооценка очень негативна. Её стиль привязанности — тревожный.

Наш тип привязанности формируется в первые годы жизни. В то время, когда человек слишком мал, чтобы словами сообщить о своём страхе. В результате он может испытывать высокий уровень стресса. Наши надпочечники, орган, расположенный над почками, вырабатывают гормоны стресса, адреналин и кортизол. Учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, мы становимся тревожнее. Если такое происходит часто, это называется «токсичным стрессом». Токсичный, потому что он влияет на развитие мозга ребенка и ослабляет иммунную систему. У эмбрионов или в очень малом возрасте, токсичный стресс может даже изменить генетическую информацию, что может повлиять на здоровье много десятилетий спустя.

Смоделировав ситуацию, какую я опишу ниже, можно оценить стиль привязанности уже в годовалом возрасте. Для этого даём ребенку несколько минут поиграть в комнате с мамой. Потом оставляем его одного. Момент который интересен – это реакция ребенка, когда его мама возвращается. Надёжно привязанные дети обычно обнимают мать, затем успокаиваются и в конце концов возвращаются к игре. Дети с ненадёжной привязанностью могут реагировать амбивалентно. Другие не перестают плакать даже когда мама возвращается и отказываются играть дальше.

Долгосрочные последствия привязанности в ранние годы хорошо задокументированы. Используя эту теорию, исследователи из Университета Миннесоты смогли с точностью 77% предсказать, бросит ли ребёнок школу, уже в его трёхлетнем возрасте. В другом исследовании студентов Гарварда спросили, насколько они близки со своими родителями. 35 лет спустя их спросили о состоянии их здоровья. 91% респондентов, у которых чаще всего были плохие отношения с родителями, также имели проблемы со здоровьем, включая ишемическую болезнь сердца, высокое кровяное давление и алкоголизм. Среди тех, кто сообщил о теплых отношениях, количество патологоанатомических диагнозов составило всего 45%.

Но есть еще одна причина, по которой ранние годы заслуживают особого внимания. Они являются отправной точкой для последующего поведения: ребёнок, который чувствует себя в безопасности дома, может завести друзей в детском саду, его мировоззрение укрепляется, и у него развивается оптимизм по отношению к жизни. В результате у таких детей устанавливаются хорошие отношения в школе, затем с коллегами на работе. Сообщается, что об этом заявил психолог Джон Боулби, пионер теории привязанности. Он утверждал, что те, кто чувствует себя неуверенно, могут не до конца понять себя, свою суть. Чтобы узнать, кто они и что они чувствуют, возможно, придётся отправиться далеко в прошлое.

Психология | Psychology

20.4K постов59.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.