Статистика продаж новых автомобилей в Беларуси и России

Рынок новых автомобилей в Беларуси и России переживает не самые лучшие времена, и это мягко говоря. Так, любые изменения в уровне продаж дилерской сети различных марок Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) скрупулезно фиксирует каждый месяц (о подробном итоговом отчете БАА за 2021 год можно почитать здесь).

Статистика продаж новых автомобилей в Беларуси и России Полезное, Интересное, Познавательно, Машина, Автомобилисты, Авто, Факты, Водитель, Транспорт, Техника, Статистика, Продажа, Продажа авто, Покупка, Застой, Упадок, Geely, Лада, Республика Беларусь, Россия, Длиннопост

В России помимо Росстата существует целая плеяда аналитических институтов, пристально следящих за ситуацией на своем рынке. Поэтому bamper.by взялся изучить их отчеты за минувший ноябрь, а также ознакомить вас с рядом прогнозов на будущий 2023 год.


Ноябрьская стагнация в Республике Беларусь


Если вас не покидает желание приобрести в текущем году новый автомобиль, с ассортиментом моделей в белорусских салонах можно ознакомиться в этой статье. Прочитав ее, можно убедиться: продукция, к примеру, бренда Geely пользуется настолько высоким спросом, что «живых» авто, помимо выставочных образцов, в дилерской сети марки не наблюдается – онлайн-бронирование идет полным ходом, а сами клиенты согласны по предоплате ждать готовые модели в течение нескольких месяцев.

Статистика продаж новых автомобилей в Беларуси и России Полезное, Интересное, Познавательно, Машина, Автомобилисты, Авто, Факты, Водитель, Транспорт, Техника, Статистика, Продажа, Продажа авто, Покупка, Застой, Упадок, Geely, Лада, Республика Беларусь, Россия, Длиннопост

Таким образом, белорусско-китайский производитель легковых автомобилей Geely продолжил наращивание продаж второй осенний месяц подряд, достигнув рекордной за весь 2022 год отметки 626 автомобилей.


При этом продажи остальных брендов, представленных в РБ, стремятся к нулю. Даже по сравнению с октябрем они сократились на 40%, а в сравнении с ноябрем 2021-го объем продаж ввозимых в страну легковых автомобилей и вовсе упал в 20 раз. По итогам 11 месяцев 2022 года на рынке Беларуси лидером в продаже новых авто остается марка LADA с результатом 3698 машин. Упомянутый бренд Geely демонстрирует второй результат с 3197 проданными новыми авто за указанный период.

Статистика продаж новых автомобилей в Беларуси и России Полезное, Интересное, Познавательно, Машина, Автомобилисты, Авто, Факты, Водитель, Транспорт, Техника, Статистика, Продажа, Продажа авто, Покупка, Застой, Упадок, Geely, Лада, Республика Беларусь, Россия, Длиннопост

Член правления БАА Александр Стельмах комментирует сложившуюся ситуацию так: «[на белорусском рынке] cовокупный объем продаж всех остальных брендов значительно снизился по сравнению с предыдущим месяцем. Наблюдается постепенное, но значительное сокращение предложения автомобилей более бюджетного сегмента по сравнению с началом года, что и является одним из ключевых факторов снижения объемов продаж по рынку. С учетом большого роста цен на новые автомобили по сравнению с 2021 годом для стимулирования покупательской активности необходимо привлекательное кредитное/лизинговое предложение».


Также отметим, что на показатель продаж повлиял и приток покупателей-россиян, для которых стоимость представленных на своем рынке аналогичных моделей в РБ была значительно ниже. Единственным препятствием здесь стало отсутствие единой базы электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) между союзными странами, из-за чего машину с белорусской «пропиской» оказалось сложно (в иных случаях невозможно) поставить на учет в России.

Статистика продаж новых автомобилей в Беларуси и России Полезное, Интересное, Познавательно, Машина, Автомобилисты, Авто, Факты, Водитель, Транспорт, Техника, Статистика, Продажа, Продажа авто, Покупка, Застой, Упадок, Geely, Лада, Республика Беларусь, Россия, Длиннопост

Кроме того, россиянин, купивший автомобиль в Беларуси, может столкнуться также с возможным отказом в гарантийном обслуживании в «своей» дилерской сети. Однако это распространяется не на все марки. Так, дилеры Renault в Беларуси выступили с инициативой самостоятельного оформления всех документов, необходимых для беспроблемной эксплуатации реализуемых ими авто в РФ, что внесло свою лепту в итоговую статистику. Напомним, что гарантийным обслуживанием автомобилей Renault в России занимаются дилеры LADA.


Прогнозы для рынка РФ


По данным отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ), продажи новых легковых автомобилей в России в ноябре 2022 года составили 46,4 тыс. (без учета BMW, Mercedes-Benz, Chery и Cheryexeed), что оказалось на 61,6% меньше, чем в ноябре 2021-го, и на 2,6% больше предыдущего месяца.


Что касается периода январь – ноябрь 2022 года, то, по данным «Автостата», в России было продано почти 570 тысяч автомобилей. Однако данные в их отчете непосредственно за ноябрь несколько отличаются от тех, что мы привели в абзаце выше. Так, «Автостат» зафиксировал, что в минувшем месяце россияне купили 51.525 легковых авто, что на 19% больше октябрьского показателя, но на 49% меньше, чем в ноябре 2021 года.

Статистика продаж новых автомобилей в Беларуси и России Полезное, Интересное, Познавательно, Машина, Автомобилисты, Авто, Факты, Водитель, Транспорт, Техника, Статистика, Продажа, Продажа авто, Покупка, Застой, Упадок, Geely, Лада, Республика Беларусь, Россия, Длиннопост

Что касается непосредственно популярности марок у автомобилистов, то следом за традиционно лидирующей LADA, реализовавшей в ноябре, по данным статистики АЕВ, 21,7 тыс. авто (минус 28% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года), призовой подиум достался: Haval с показателем 4,6 тыс. (-7%), ГАЗ – 4,2 тыс. (-22%) и Geely – 3,5 тыс. (+24%). Как видим, практически все марки показали отрицательную динамику продаж по сравнению с ноябрем прошлого года.


Что касается общего показателя за 11 месяц продаж, то в 2022 году на российском рынке лидерство распределилось следующим образом: LADA пребывает на первом месте с показателем 164,6 тыс. авто (-49%), KIA с результатом 63,2 тыс. (-67%) на втором, Hyundai и 53,6 тыс. проданных авто – на третьем (-66%), Renault – на четвертом с 34,7 тыс. единиц (-68%). Среди моделей лидирует лишь продукция АВТОВАЗа: Lada Granta – 80,4 тыс. (-24%), Lada Niva – 31,6 тыс. (-31%), Lada Vesta – 28,7 тыс. (-72%).


Таким образом, падение уровня продаж наблюдалось в течение всего неполного года. На фоне санкций и последовавшего за ними дефицита комплектующих автолюбители стали больше внимания обращать на отечественную и китайскую продукцию. Скорее всего, аналогичная ситуация будет наблюдаться и в 2023-м.


Прогнозы на будущий год


Эксперты Национального агентства промышленной информации (НАПИ) смоделировали три очевидных сценария, посвященных развитию российского авторынка в следующем году с учетом современных реалий.

Статистика продаж новых автомобилей в Беларуси и России Полезное, Интересное, Познавательно, Машина, Автомобилисты, Авто, Факты, Водитель, Транспорт, Техника, Статистика, Продажа, Продажа авто, Покупка, Застой, Упадок, Geely, Лада, Республика Беларусь, Россия, Длиннопост

Так, базовый сценарий предполагает, что кроме иномарок, ввозимых в страну путем параллельного импорта, на рынке останутся только отечественные и китайские автомобили. С учетом сложившегося дефицита АВТОВАЗ выполнит план на 70% и продаст 280 тысяч машин, тогда как «китайцы» реализуют не менее 260 тысяч. Кроме того, ими будет произведено не менее 50 тысяч единиц ТС на заводах «Автотор» в Калининграде и бывшем «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» в Санкт-Петербурге. Бренд «Москвич» сможет продать 30 тысяч бензиновых «Москвич 3» и не менее пяти тысяч электрокаров «Москвич 3е», а липецкая марка Evolute – около 10 тысяч автомобилей.

Статистика продаж новых автомобилей в Беларуси и России Полезное, Интересное, Познавательно, Машина, Автомобилисты, Авто, Факты, Водитель, Транспорт, Техника, Статистика, Продажа, Продажа авто, Покупка, Застой, Упадок, Geely, Лада, Республика Беларусь, Россия, Длиннопост

Согласно оптимистичному сценарию в РФ останутся также южнокорейские производители. При таком развитии событий АВТОВАЗ выполнит годовой план продаж на 95%, выпустив 380 тысяч автомобилей. На «Автоторе» и бывшей площадке «Ниссан» произведут не менее 70 тысяч единиц легковых авто. «Москвич» сможет продать 40 тысяч машин на ископаемом топливе и 10 тысяч электрических кроссоверов, а Evolute – не менее 15 тысяч электромобилей. При этом «серый» импорт ушедших с российского рынка иномарок наберет еще большие обороты.

Статистика продаж новых автомобилей в Беларуси и России Полезное, Интересное, Познавательно, Машина, Автомобилисты, Авто, Факты, Водитель, Транспорт, Техника, Статистика, Продажа, Продажа авто, Покупка, Застой, Упадок, Geely, Лада, Республика Беларусь, Россия, Длиннопост

Пессимистичный и наиболее вероятный сценарий подразумевает ужесточение санкций. В этом случае АВТОВАЗом будет собрано только 228 тысяч авто, китайские компании так и не запустят сборку на новых заводах, «Москвичу» удастся продать около 12,5 тыс. автомобилей, а Evolute – не более пяти тысяч. Кроме того, бренды из Южной Кореи окончательно свернут свою деятельность в России, а параллельный импорт прекратится из-за контрмер со стороны третьих стран, опасающихся распространения санкции в том числе и на них.