Рекордные марш-броски 30-х
Об энтузиазме молодёжи 30-х годов ходили легенды. Молодёжь успевала всё – и работать, и учиться, и овладевать военными профессиями. Советские люди понимали, что войны не избежать. Знали, что помимо оружия для победы потребуется мужество, стойкость, воля, умение преодолевать трудности.
Лыжный переход Бочкарево (около Хабаровска) — Москва
Пятеро военнослужащих авиачасти ОКДВА (по другим данным из школы младших авиаспециалистов — ШМАС): Мартынов Владимир Трофимович (начальник команды), Кармнов Александр Георгиевич, Марков Валентин Ильич (в конце пути заболел и до финиша не дошел), Николенко Дементий Евменович и Савченко Владимир Романович — стартовали 14 октября 1934 года со станции Бочкарево (ныне — город Белогорск Амурской области), финишировав в Москве 12 февраля 1935 года (вместе с лыжниками перехода Нерчинск — Москва).
Протяженность этого лыжно-пешего перехода составила — 8134 км, из них первые 1350 км были пройдены пешком. Переход длился 120 дней, из них ходовых — 87. Среднесуточная скорость составила 93,4 км.
Постановлением ЦИК СССР все 5 участников этого перехода награждены Почетными грамотами ЦИК СССР, а приказом народного комиссара обороны — награждены именными золотыми часами.
Лыжный переход Нерчинск — Москва
Пятеро военнослужащих авиачасти Особой Краснознамённой Дальневосточной армии — Итяксов Василий (начальник команды), Воронин Александр, Дружинин Борис, Кузнецов Петр и Леоненко Николай стартовали из Нерчинска 7 ноября 1934 года и финишировали в Москве 12 февраля 1935 года (вместе с лыжниками перехода Бочкарево — Москва).
Протяженность этого лыжно-пешего перехода составила — 6910 км, из них первые 1075 км были пройдены пешком. Длительность перехода составила 95 дней, из них ходовых — 74 дня. Среднесуточная скорость — 93,4 км.
На следующий день — 13 февраля, состоялся приём у наркома обороны К. Е. Ворошилова. Своих бойцов представлял командующий ОКДВА В. К. Блюхер.
Постановлением ЦИК СССР все 5 участников этого перехода награждены Почетными грамотами ЦИК СССР, а приказом народного комиссара обороны — были награждены именными золотыми часами.
Пеший переход 1935 года Москва - Владивосток
Весной 1935 года группа призывников Красной Армии с ленинградского телефонного завода "Красная Заря" проявила патриотическую инициативу под лозунгом: «Дальний Восток далеко, но он нашенский!» и получила поддержку властей города. Это был своеобразный ответ на почин молодых командиров-пограничников, уже совершивших лыжный переход Хабаровск-Москва. Молодые ленинградцы выдвинули встречную идею - пешком пройти путь к месту будущей службы.
20 апреля 1935 года было получено разрешение на пеший переход Ленинград - Хабаровск протяженностью 8800 км.Старт был намечен на 1 мая 1935 года, 6 комсомольцев намеревались за 145 ходовых дней (по 62 км.) одолеть расстояние в 8800 километров и прибыть к месту предстоящей службы. В путь отправились Павел Бренчанинов, Петр Ананьев, Иван Чистяков, Евгений Иванов, Александр Носов и Владимир Васильев.
Не все шло гладко и по задуманному плану.
8 сентября у ст. Укурей Забайкальской железной дороги трое участников перехода в густом тумане попали под паровоз. По решению Восточно-Сибирского крайкома ВКП(б) погибших похоронили в Чите, в братской могиле на Старо-Читинском кладбище.
Оставшиеся трое участников перехода 30 октября 1935 года прибыли в Хабаровск своим ходом. Иванов Евгений Федорович, Чистяков Иван Васильевич, Ананьев Петр Филлипович прошли почти девять тысяч километров за сто сорок пять дней - в среднем по 62 км в сутки. Самый большой отрезок пути без сна и отдыха составил 147 км, и был пройден за 36 часов, при этом износили 9 пар армейских ботинок и три пары сапог.
Лыжно-пеший переход Москва-Комсомольск-на-Амуре 1936 года
Из 140 кандидатов выбрали пятерых: помполита школы ФЗУ Константина Власова, слесаря Василия Аборкина, техника-конструктора Виктора Сидорова, химика-лаборанта Владимира Моисеева и рабочего Михаила Астафьева. Командиром назначили 29-летнего коммуниста К.Власова, политруком – 26-летнего В.Аборкина.
Все пятеро имели значки ГТО, были опытными лыжниками. Командир перехода не раз участвовал в традиционных лыжных пробегах Орехово-Зуево – Москва. Теперь отважной пятёрке предстояло преодолеть расстояние в 9 тысяч километров. Маршрут перехода проходил через Казань, Свердловск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Улан-Удэ, Читу , Благовещенск. Время перехода – 132 ходовых дня, 6 месяцев с учётом отдыха.
В сквере у Большого театра была установлена карта, на которой красными флажками отмечался путь комсомольцев.
Из дневника командира К.М. Власова: "…29 марта. Идти дальше нет возможности – ступни ног покрыты мозолями. Переход от лыжной ходьбы на пешую вызвал у нас и отёк рук. В течение трёх-четырёх дней мы не могли сжать пальцы в кулак, трудно было держать ложку во время еды."
11 июня 1936 года на Бригадной улице Комсомольска-на-Амуре, около кинотеатра «Ударник», состоялся финиш отважной пятёрки. За 126 ходовых они прошли 9420 километров. Во время перехода никто не заболел и не отстал от товарищей. Из-за мелких травм потеряли всего два дня.
21 августа 1936 года в газете «Красный спорт» было опубликовано Постановление ЦИК СССР о награждении орденами «Знак Почёта» пяти отважных комсомольцев, «установивших новый мировой и всесоюзный рекорды по дальности и скорости перехода».
Лыжный переход Улан-Удэ — Москва
От парней не отставали и девушки.
Главный инициатор перехода - известный поэт и писатель Семён Ицкович (Метелица). Строгую медкомиссию прошла Вера Любимская из спортивного общества «Динамо», одна из инициаторов перехода. Она в 1935 году стала чемпионкой республики по лыжным гонкам. Также в состав группы вошли лыжница из спортобщества «Локомотив» Калерия Копанёва, слесарь-инструментальщик Улан-Удэнского паровозовагонного завода (ЛВРЗ) Софья Тыхеева, сельских спортсменок представляла Мария Хахалова, спортсменов госучреждений - Полина Дармаева.
В поход до Москвы девушки вышли 21 октября 1936 года. На лыжи команда встала только 15 ноября. 26 декабря 1936 года позади остался Новосибирск. Новый год предстояло встретить в Барабинской степи. Здесь команду застала метель. Ориентироваться приходилось только по еле заметным телеграфным проводам.
Новый, 1937 год обмороженные и уставшие лыжницы встретили в Барабинске. В Тюмени их ждали участницы первого женского пробега Тюмень - Москва, который прошел в 1935 году.
4 февраля наши лыжницы прошли очередной медосмотр во врачебно-физкультурном кабинете «Динамо» города Свердловска и получили разрешение на дальнейшее следование.
6 февраля на отметке 4300 километров они пересекли границу Азии и Европы.
1 марта на собрании лыжницы решили удлинить дневные переходы, так как оставалось всего пять ходовых дней.
6 марта на московском стадионе «Динамо» тридцать тысяч людей громом аплодисментов встретили лыжниц Бурятии. Пройдено 6070 км. Всех их наградили орденами «Знак Почёта».
Комбинированный лыжный переход Хабаровск - Москва, 2020 год
28.01.2020 из Хабаровска стартовал 100-дневный лыжный переход военнослужащих ВВО по маршруту Хабаровск-Москва. Переход до Москвы будет осуществляться комбинированным способом - на лыжах, снегоходах, армейских мотовездеходах и велосипедах. Общая протяженность маршрута составит 8492 километра. Завершить маршрут планируется 7 мая.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лыжный_переход_Нерчинск_—_Моск...
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лыжный_переход_Бочкарево_—_Мос...
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лыжный_переход_Улан-Удэ_—_Моск...
https://www.bogorodsk-noginsk.ru/o-z/iz-istorii-lygno-pesheg...
https://www.infpol.ru/143514-76-let-nazad-probil-zvezdnyy-ch...
https://structure.mil.ru/structure/okruga/east/marshbrosok20...
Лига историков
13.5K поста50.2K подписчик
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения