Разбомбило от статьи про фильм "Любовное настроение"
У меня есть любимый фильм. Это “Любовное настроение” Вонга Карвая.
Я 20 раз пытался о нём написать, и не находил точных формулировок. Мне всё время не хватало чего-то: когда языка, когда настроения, но чаще всего - смелости.
А вчера я прочитал о нём статью и меня разбомбило.
О чем фильм? Гонконг, 1962 год. Су и Чоу снимают соседние комнаты в одной квартире. Их супруги всё время в отлучке. Однажды Чоу узнаёт сумочку Су, подаренную ей мужем, — у его жены такая же. А Су узнаёт галстук Чоу, подаренный ему женой, — такой же есть у её мужа. Оба понимают, что супруги изменяют им друг с другом.
Это фильм не про вшивую голливудскую романтику, главное здесь сказано не через речь героев, а через кадры невероятной красоты. Это кино - подарок для визуалов, и горькая, но лечебная пилюля для всех, кто носит в сердце боль и одиночество.
Но вернемся к статье.
Чем она меня так разбомбила?
Во-первых, это статья про духи в фильме. Прикиньте?
С какого хрена автор выбрала именно такой неочевидный взгляд на кино про любовное настроение - я не понимал, пока не дочитал до конца. Оказалось, что исследование чувственного материала - соседствует с баннерами интернет-магазина духов.
Бесит! Осуждаю максимально, считайте меня сраным моралистом, но делать из метафизики Карвая smm - пошло, и вообще фу.
Во-вторых, автор вроде как пишет про фильм, а на самом деле - про себя!
Я посчитал конкретно абзацы в тексте, сколько посвящено кино, а сколько абзацев обсуждают увлечение автора парфюмерией или саму парфюмерию: получилось 12 из 20 абзацев статьи о себе или о парфюмерии, по смыслу оторванных от фильма!
Например:
Очень классно почитать туристический отчёт, спасибо!
В-третьих, и это моя главная претензия, УЖЕ КАК К ПАРФЮМЕРУ В ЗАКОНЕ ИСКУССТВЕ - автор говорит про запахи в фильме Любовное настроение, но НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТ ПРО ЧУВСТВА. Идея парфюмерии в том, чтобы вызывать ЭМОЦИИ, но автор никак не раскрывает эту взаимосвязь.
Было бы гораздо интереснее, если бы автор объяснила, что эмоционально резонирует в фильме с запахами, в какие моменты это возникает, что хочет этим сказать режиссёр?
Но ничего этого нет в статье, зато есть описание “ароматного дуриана”, который поедает главный герой в дополнительных разделах DVD, с кадрами, не вошедшими в фильм.
Шея жертвы открыта для укуса, вампир подбирается всё ближе - четвёртая претензия в том, что автор ничего не написала про вампиров
Сниму-ка я белое пальто и закатаю рукава
Теперь как настоящий мужчина - я должен на ней жениться я должен рассказать, как надо было написать об этом фильме.
И первое: в картине точно нет запаха духов. Пузырёк с парфюмом мелькает в кадре менее секунды.
Пузырёк ни у чём не виноват
В этом фильме три главных запаха: это запах сигарет, запах дождя и запах еды. Причем последний — самый важный. Но обо всем по порядку.
Сигареты
Если проанализировать сцены, где герои курят (почти всегда - мужчины, и почти всегда - главный герой) - то можно не натягивая сову на глобус и сказать, что запах сигарет в этом фильме - это запах мира мужчин и одиночества главного героя в нем.
В одном из кадров героиня тоже пытается закурить сигарету, растянувшись на кушетке героя в его отсутствие. Это шаманский способ познания мира другого — воспроизведение его маршрутов, телесных ощущений. По той же причине в культовом фильме “Мертвец” Джармуша индеец Никто нацепил шляпу главного героя пока тот спал.
Его невозможно не любить
Но даже здесь я считаю, что говорить про запах некорректно. Кино - это визуальное искусство. Поэтому важен не запах от сигареты, а ДЫМ. Ведь дым для Карвая - это метафора Памяти, он ненадёжен, он растворяется в воздухе, оставляя за собой лишь воспоминание. Теперь смотрим кадр, где главный герой курит, и дым его сигареты растворяется во тьме.
Дождь
Дождь, его запах - это условие близкой встречи главных героев, где они максимально откровенны друг с другом. Почему?
Дождь снисходителен к таящимся влюблённым - он освобождает для них пространство улиц, а его шум - помогает сохранить их тайну.
И даже в этом случае важен не запах дождя, а его функция для героев - создание интимной атмосферы.
Как будто слушают "Дождь для нас" Цоя, считаю, что максимально подходит
Еда
Главные ароматы этого фильма - ароматы еды. Ведь для китайцев запах еды - это запах праздника и близости!
Вообще, для всех млекопитающих совместная еда - это ритуал поддержания близости, если мы вместе едим - мы из одной стаи. Но для Китая еда особенно важна! Тем более - для переживших Великий китайский голод 1959-1961 годов: время, когда по разным оценкам от голода погибли от 16,5 до 45 млн человек. События фильма происходят в 1962 году — на следующий год после великого голода.
С тех пор, когда китайцы здороваются - они спрашивают друг у друга не “Как дела?”, а “Ел ли ты сегодня?” или “Как сегодня поживает твой живот?”.
Моя бабушка, голодавшая в великую отечественную в деревне под Кировом, понимает этот кадр лучше меня
Итак, когда тема запахов раскрыта, пора сказать: Карваю всё равно на запахи.
Запахи мы можем контролировать, мы распихиваем их по флакончикам и предметам - у нас есть: спреи, дезодоранты, одеколоны, диффузоры, отдушки для постельного белья и ёлочки на зеркало заднего вида в автомобиль.
Да и снятся запахи бывших любимых не так часто, как их улыбки, фразы, обращённые к нам, переживания с наших первых свиданий.
Карваю интереснее недоступное, ускользающее - время, близость, то как это влияет на нас. Он провоцирует нас вслушиваться и вчувствоваться в моменты, которые пролетают за секунду, а затем грезятся оставшуюся жизнь.
Именно поэтому в фильме так много замедлений в сценах столкновения главных героев. Этот приём замедления, усиления - телескоп в историю зарождающейся близости. Так работает кино - оно провоцирует ассоциацию: мы вспоминаем свой опыт, ценнейшие мгновения нашей жизни. Нередко это больно, но это сладкая боль. Сладкая: как мятный ликёр Ricqlès, который пьют влюбленные из статьи про Любовное настроение))
P.S.: а ещё это фильм про измену, и если Вам интересна эта тема - забирайтесь на мой теплоход, будем исследовать эту тему вместе) Кстати, ссылку на статью я оставил там же, чтобы не помогать SEO-шникам флакона, они крутые, справятся и без нас.
Всё о кино
20K постов58.5K подписчика
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.