Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 2

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 2 Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Археология, Древние артефакты

Шань Хай Цзин(Каталог Западных Гор,книга третья,перевод Яншиной)

Что если короткой миф - это не осколок(обрывок) древнейшей версии мифа,а это и есть полная версия древнейшего мифа. Из этого тогда следует,что чем древнее миф,тем меньше в нём смысловой нагрузки,нет потребности в подробном объяснении,в сюжете. В нём достаточно смысла,для того чтобы древнее,мифическое мышление поверило в это,приняло это как реальность.

Я считаю этот текст древнейшим примером развития мифологической мысли. Гора-колокол - это священная,почитаемая гора. Горам приносили жертвы,чтобы попросить дождь,урожай. Её сын Барабан с человеческим лицом и туловищем дракона - это возникновение анимизма в фетишизме. Это описание возникновения духа в культе горы. Одушевлённый дух в неодушевлённой горе. Как мы знаем,вера в анимизм - это вера в одушевлённость природы. Но одновременно с этим одушевлённый дух имеет имя неодушевлённого смысла. Ведь барабан и колокол это неодушевлённые,музыкальные предметы. В них нет ни капельки одушевлённости. Неодушевлённость не отделилась от одушевлённости. Дух Барабан после своего действия вернулся в святилище. Это очень яркий пример фетишизма. Он вроде и переместился, для того чтобы убить речного Бао,но потом сразу же вернулся в священное место,где его и казнил предок Ди.

В династии Шан,Чжоу один из самых распространённых культов - это культ предков. Предположим что многие духи являются сородичами или дальними,мифическими родственниками, прародителями по мнению автора этого мифа. В мифе такие духи перерождаются в животных(птиц). Реинкарнация,переселение душ. А это тотемизм.

В мифе ранняя форма анимистических представлений. Индивидуальное поведение духов не развито. Оно кратчайшее. Два глагола. Напал,убил. Индивидуальная внешность духов не развита. Описаний тотемической внешности намного больше,чем описаний духовной внешности. Сюжет из множества действий не сочиняется из-за не развитой формы анимизма.

Разделённые понятия анимизма,фетишизма,тотемизма слитно. Это и есть пример мысли настоящего коллективного,неиндивидуального,дологического мышления. В таком мышлении проклёвывается(зарождается) анимизм из фетишизма,тотемизма,культа предков.

Если удалить из мифа картинное описание и оставить только действие,то оно следующие - смысл мифа в том,что Ди наказал духов за то,что они убили речного бога. Любопытно,что в мифе нет объяснения причины убийства речного бога. Значит объяснять не нужно было. Важен сам факт убийства(факт смерти) и факт наказания за убийство,чтобы в следующий раз не поступали так же снова.

По теории Леви Брюля страх является основным драйвером развития мифического мышления. Мифическое сознание боится того, что не может объяснить,понять. Боится того, чем не может управлять.

Реконструирую действия,мысли которые могли бы привести к созданию этого мифа.
Я думаю,автор этого мифа боялся будущего нападения духов на реку,рядом с которой он жил. Если нападение произойдёт,то река помрёт. В его мифическом понимании смерть речки означает,скорей всего,её полное пересыхание. Жить в таком месте невозможно, нужно искать новый дом,переселяться. Это страшно. Эти мысли его всегда беспокоили. Вдалеке от его поселения находилась самая высокая,главная гора - Куньлунь и он представлял что там же живёт "Речной Бао"(видимо,самая главная река в мире).

Предположим, он увидел молнию от грозы рядом с горой-колокол и подумал что Ди наказал духов за,что они совершили что-то плохое. Он перенаправил будущие,возможное моделирование страшного нападения на реку куда-то вдаль,по инерции,из-за страха. Рефлекторная,самозащита от страха. Он считал Ди своим предком,который его поддерживает. Таким способом,он поставил "защиту" от страха в мыслях. Духи побояться нападать в будущем на реку,будут бояться кары Ди. Тогда,она никогда не помрёт,никогда не пересохнет. Вдобавок прогнал страшных,опасных духов - Барабана и Циньпэя. Они превратились в птиц и улетели. Как автор додумался до этого? Допустим, после грозы на следующий день он увидел как птица взлетает. В этот момент у него сформировался весь набросок картины мифа в мышлении.

Лига историков

13.9K пост50.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения