Nulatu

Nulatu

Древний Китай
Пикабушник
310 рейтинг 3 подписчика 2 подписки 16 постов 3 в горячем

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Длиннопост
Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Хуайнаньцзы(II век до н.э.,перевод Померанцевой)

Какое сокровище хранит в себе этот текст? Фраза "Чёрный дракон" в тексте - ключ,который помогает проникнуть в глубь древнего,мифического мышления,помогает найти осколок мифа.

Вот как об этом тексте пишет шикарнейшая энциклопедия по Духовной Культуре Китая:

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Том 2 - Мифология,Словарный Раздел - "Лун",Кобзев

На мой взгляд многие китаеведы кое-что упустили в этом тексте по причине фиксации мышления в цвета,к которой всех приучили сами же китайцы:"Пять первоэлементов - это вода(черный), огонь(красный), дерево(зеленый), металл(белый) и земля(желтый)". Многие учёные приписали это имя к водяному дракону Гун-гуну который вызвал потоп,а чёрный цвет установили по системе пяти первоэлементов. Многие считают,что его в этом тексте назвали не собственным именем,а именем-прозвищем по желанию автора трактата - "драконом" с цветом своей стихии. Называя его так,автор конечно знал,что все читатели поймут о ком речь. Но тут есть ошибка в логике. Весь трактат не написан в таком стиле. Это не стиль трактата Чжуан-цзы в котором огромное количество легендарных,мифических имен не названо своими именами,а прозвищами. Как я понял,многие предположили,что это якобы более древняя форма имени гун-гуна. Когда он являлся драконом без собственного,уникального имени. Такие неиндивидуальные,древние имена есть в Каталоге гор и морей. Дух в горе "Белый баран" и т.п.

Но есть масса вопросов на которых нет ответа:
Причём тут огонь,вообще,в тексте? Зачем он тут нужен? Нюйва сражается с водяным драконом,а не с огненным.
В какой строчке,фразе Нюй-ва исправляет это проблему с огнём?
Почему Нюйва конкретно его не тушит,он сам собой пропадает,испаряется после убийства чёрного дракона. Но ведь это невозможно,потому-что чёрный водяной дракон не может быть связан с силой огня,это противоположный элемент,огонь не должен пропадать в такой логике,его Гун-гун не вызывал.
Почему автор не добавил огненное драконье божество,по аналогии с водяным богом? Нюйва убила бы обоих и текст был бы логичней. Не нашлось имени огненного бога в огромной библиотеке Империи Хань? В трактате Хуайнаньцзы их огромное количество.
Я обожаю книгу Яншиной по мифологии. Приведу в пример ещё её комментарии к этому тексту:

“Нюйва оказывается победительницей водной стихии” (Яншина)

Нету в этом тексте такого описания. В тексте,всегда,огонь и вода упоминаются вместе - "огонь полыхал,воды бушевали",“собрала тростниковую золу и преградила путь разлившимся водам” “воды высушены” - в тексте описывается слитный образ образ огня и воды. Нюйва как бы убирала последствия применения сил огня и воды которые мешали людям жить. Она стала победительницей огненно-водной стихии.

“Образ победительницы водного хаоса”(Яншина)

Тут тоже излишняя фиксация мышления на гунгуне – в этом тексте у Нюйвы образ победительницы водно-огненного хаоса.

Есть ещё одна очень важная строчка в тексте,указывающая на то,что это не обычный потоп(наводнение) современного вида(движение огромной волны в одну сторону) – “воды бушевали,не иссякая.” В этой фразе водный хаос бесконечный,вне времени. Он не является стихийным,природным явлением(процессом,состоянием),которое накрывает заливает и потом заканчивается.
Это не водный бог, который вызвал потоп, это тот,кто управлял огнём и водой,и который вызвал нечто другое,что в свою очередь вызвало такую огромную катастрофу мира.

У этого текста есть глобальная проблема в смысле. Он не определился кем быть. Эта неопределённость выражается в следующем. Не понятно из-за чего(из-за кого) катастрофа началась? Причём тут кратчайшая фраза про убийство чёрного дракона? Как-будто автор на этом моменте немного запутался какой итоговый текст составить. Перед ним было множество текстов разных сюжетов на тему огня и воды и его задачей было всё объединить в один маленький абзац. Задача невыполнимая как по мне. Неудивительно что получилось нечто странное. Складывается ощущение что Чёрный Дракон появился из ниоткуда,внезапно,непонятно зачем и сразу умер.

Этот текст писался в эпоху когда духи не управляли природой,они просто были сказочными существами. Но раньше то духи были могущественными,главными богами-предками китайцев которые полностью управляли всеми явлениями природы. Чёрной дракон раньше был таким,но сейчас в тексте он отделился от этого управления и поэтому он в тексте кажется лишней,непонятной вставкой в текст.

Есть популярная легенда в Древнем Китае,которую можно найти в трёх письменных памятниках:

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Хуайнаньцзы(II век до н.э.,перевод Померанцевой)

В эпоху империи Хань эта легенда стала сказкой. Почему я так считаю?
В фразе "змея" слишком простой смысл. Нету качественного описания легендарности змеи, она не легендарная,а сказочная. Нету описания месторасположении змеи. Повествование не претендует на реализм,оно даже не пытается себя установить в исторические рамки,в реальную географию,связать себя с реальным поселением,с реальной рекой. Это сказка,хотя автор и заявляет что это легенда,но это ни так. Осколки сюжета легендарные,но весь текст нет.

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Люйши чуньцю(Весны и осени господина Люя)(III век до н.э.,перевод Ткаченко)

Вот этот текст уже легендарный. Он напрашивается на реальную историчность. Добавлена география,название Царства. Интересная дополнительная деталь повествования этой легенды. Жемчужина была именно на дне реки. В других версиях нет такого подробного описания местонахождения жемчужины. Потому-что они не претендуют на исторический реализм.

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Чжуан-цзы(IV-III век до н.э.,перевод Позднеевой)

"змея из реки,на которой стояло царство". Очень интересный,странный глагол - "стояло". Так не выражаются. Это некая,древняя,слитная,выразительная образная форма повествования. В которой Царство+Река = слитно. Пропала сюжетная конструкция добывания жемчужины - змее не требовалось доставать жемчужину со дна. По какой причине? Возможно тут более слитный смысл: Царство+Река+Змея+Жемчужина. Змея размером с реку. Змея сразу выдаёт жемчужину не доставая(не вылавливая) её из реки. Достаёт из своей пасти?

В этой легенде есть змея. Известно,что древних драконов представляли в виде тела змеи,с необычным лицом. Мой самый любимый древний пример, есть в этой статье
Куй - Древний Дракон.Часть 1 (последняя картинка,в конце статьи).

Но есть проблема - она не чёрная и не названа конкретно драконом. И тут на помощь приходит трактат Чжуан-цзы. Напомню,трактат Чжуан-цзы из древних легендарных,мифических сюжетов сочинял свои сюжеты. Поучительные истории. Притчи:

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Чжуан-цзы(IV-III век до н.э.,перевод Позднеевой)

Самое главное в этом тексте - вместо змеи = "Чёрный Дракон". Тот,кто в начале статьи.
Это собственная история сочинённая Чжуан-цзы на основе популярной легенды про змея,царя и жемчужину. Этот текст уникален. Единственный его автор этот трактат. Больше,такой текст нигде не встречается в древних китайских трактатах. Значит тут собственные мысли автора на тему популярной легенды. Такие интерпретации очень важны. Свежий взгляд. Взгляд атеиста на чужие,застоявшиеся,сакральные мысли. Он как бы снимает покров мистического,туманного описания змеи. В покрове нет надобности. С одной стороны он меняет сюжет,но с другой стороны он может рассказать новые подробности старой легенды. По моему мнению одна из проблем расшифровки древних текстов - отсутствие необходимости у авторов таких текстов детально раскрывать(описывать) смысл, всё называть своими прямолинейными именами,ибо итак было всем понятно о ком речь,когда говорили о священной змее.

Это всё,подходит для образа водяного дракона Гун-гуна. Нужно найти тему огня в таких сюжетных конструкциях. Часть истории про Кая с Шан-горы:

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Чжуан-цзы(IV-III век до н.э.,перевод Позднеевой)

Кай овладел путём Дао. Контроль огня и воды. Не горит,не тонет. Если вы хотите почитать что-то на эту тему,то я написал одну статью про это: Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 1. Но тема этой статьи про другое. Про поиск осколка мифа.

Предположим,что путь огня и воды(дао) в сюжетных осколках легенды - это только наложение даосской школы. И огонь никак не связан с этой оригинальной легендой о царе,жемчужине и змее. И мы снова возвращаемся к мысли о том,что в легенде водяной бог. Я нашёл доказательство наличия огня в этой теме,в другом не даосском трактате - Го Юй:

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Го Юй(Речи царств)(V-IV век до н.э.,перевод Крюкова М.В.)

Согласно китайской традиции автор Го Юя - Цзо Цю-Мин,историограф царства Лу, ученик Конфуция. Это уже другое мышление,другая школа. И даже в ней,жемчуг считался не только символом воды,но и символом огня. Так что сюжеты на тему жемчужин с добавлениям огня и воды,это не только даосское высказывание. Это нечто древнее,устоявшееся,бытовавшее по всему Китаю. Это осколок древнейшего мифа огня и воды. Эта мысль-сокровище сохранилась в жемчужине.

Я кое-что нашёл на эту тему в более древней письменности:

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Ши-цзин(Малые Оды,IX - VIII век до н.э.,перевод Штукина)

А вот это миф. Очень серьёзное отношение к вредителям зерна. Вероятно,они считали что жуков насылает какой-то грозный,могущественный дух или в каждом жуке злой дух смерти,гибели. И контратаковать его нужно соразмерной,подходящей атакой. Очень интересное древнейшее описание атаки духа - "Ввергни в пучину огня". Так как это мифическое описание. Оно картинно эмоционально ярко-выразительное. Скорей всего имели в виду нечто грандиозное по масштабам. Огненно-водяной водоворот(смерч) в котором жуки бесконечно крутятся и бесконечно погружаются. Погружение в бесконечный ад бессмертных злых духов,для того чтобы никогда не вредили полям дающим жизнь. Некая клетка,проклятье для них.

Вот и ответ на вопрос - что произошло в тексте,который в начале этой статьи. Чёрный дракон атаковал огненно-водяным водоворотом всю землю.

Мне перевод этой части текста у Рифтина нравится чуть больше. Чуть понятней как "сломался" мир:

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Мифы Юань Кэ,Комментарий Рифтина

Четыре передела - это четыре столба которые держали на себе небо. Вероятно,имеется в виду,когда разрушался столб, верхняя и нижняя часть его наклонялась и ломала край неба и земли. Самая верхняя его часть была внутри неба,а нижняя часть в земле.

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Теперь понятно как так получилось,что одновременно разрушились все четыре предела.

Древнейшее упоминание огня и воды:

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Ши-цзин(Великие Оды - Ода бесчестным правителям,X - IX век до н.э.,перевод Штукина)

Это очень дико интересные строки,доказывающие что тема огня и воды - одна из главнейших крепких основных мифических мыслей Древнего Китая. "Мудрецы"? Это про всех предков(богов)? Культ предков? Предыдущие правители? Смысл двух строк про огонь и воду очень важный. Огонь и вода приводится в беспорядок(хаос) и от этого больно,от этого возникает погружение в образную "пучину". От хаотичного(принудительно неправильного) смешивания огня и воды. До погружения в это состояние,до строк воды и огня,как-будто,используется огонь и вода безболезненно,естественно,равномерно,спокойно. Но приближение мудреца приводит огонь и воду в беспорядок,хаос. Попробую реконструировать какие реальные древнейшие события могли привести к сочинению такого древнего стиха:
Правитель отдавал приказы от имени мудрецов. В итоге,когда обычный народ возненавидел некоторые приказы,то ненависть переключалась не на правителя,а на мудрецов. Я предполагаю, что правитель управлял народом через ультиматумы,угрозы,что если вы ослушаетесь приказов,то разгневаете мудрецов,а они то,что с вами сделают,вы то знаете,это страшнее смерти. Погружение в бесконечную водно-огненную пучину.

Показать полностью 12

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Формирование первой версии сотворения мира из трёх частей тела божества:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Первые версия сотворения мира из трёх частей тела божества:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

В первой версии сотворения мира формируются другие три части тела спиральным рассеиванием,либо через семена:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Вторая версия Сотворения мира из шести частей тела божества:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Теперь,я попробую доказать,что есть связь рисунков выше с частями тела божества.

Существовал другой вариант сотворения мира из других трёх частей тела - сотворения мира из двух ушей и носа:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Этот антропоморфный облик,очень наглядно,показывает визуальное совпадение:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Почему третий круг больше двух других? Если ещё внимательней приглядеться,то это не круг,а овал! Почему остальные два круга,более менее,одинаковые с друг другом? Ответ простой - это глаза и рот божества.Вероятно,три чёрных маленьких кружка - это соски и пупок. В теле бога изображено только шесть кружков.
Причина наличия существования этого мифа в форме изображения антропоморфной внешности бога. Где изображение туловища? шеи? контуры головы в основном в районе ушей,форма головы,руки,ноги выступают в роли границ некого контейнера внутри которого сакральные,важные части тела - глаза,рот,нос,соски,пупок,половой орган. Всё остальное в кувшине. Всегда когда изображается антропоморфный облик,определённые части тела божества выделяются в кувшине. Может быть в начале они просто так всё делали с целью порождённой мифическим мышлением,хотели показать его мифическую силу,но потом сформировали сюжет в голове,что его части тела творят мир. Способ изготовления антропоморфного бога в кувшине "посадил" зародыш формирования такого творения мифа в разуме.
Другой пример антропоморфной внешности бога:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Я заметил одну важную деталь. Единственный вид полноценной внешности бога, который никогда не являлся орнаментом(плоское изображение на кувшине) - это антропоморфный. Таким образом человеческая внешность самая могущественная. Она "выпирает"(не помещается вся,ей мало места) из кувшина. Человеческая внешность бога нечто большее, чем просто любой другой орнамент на тему бога. Когда такая внешность божества "находится" кувшине,ей мало места. Каждый ритуальный кувшин это и есть этот бог. Но мифическое его появление в истинном,антропоморфном облике видоизменяет "форму" кувшина. Он же творец всего сущего. Очевидно, что он может изменять форму кувшина.

Если ремесленнику нужно показать антропоморфной лик божества,то это нельзя показывать через плоское изображение(через орнамент). Это более серьёзный сакрально-ритуальный контакт с божеством. Более близкий контакт. Более полноценный контакт:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Удивительно,что они так же относились и к полноценному тотемистическому облику божества:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Лягушка смотрит в горлышко. Неспроста, что она не повёрнута в сторону формы творения,а как бы сидит на её краю,ибо ранее,она высиживало это(яйцо творения),прежде чем оно "раскрылось"(в 5-й части есть такой орнамент). В 5 части нет полноценной лягушачьей версии и полноценной антропоморфной,есть некая комбинирование и по этой причине,я предполагаю, они являются плоским орнаментом.

Финальная,самая современная,расширенная версия сотворения мира из частей тела божества:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Чем эти версии отличаются от картинки, которая в самом начале статьи? Добавляется ещё одна часть тела. Десятая. В самом центре. На левой картинке если приглядеться,то можно увидеть чёрный круг,он "наступает" на овал-решето-рот. Ничего подобного в первой картинке статьи нету. В ней центр просто закрашен. На правой картинке ничего разглядывать и не нужно. Автор орнамента более детализировано выделил эту часть тела. Когда их четыре маленьких кружка помимо трёх главных больших кружков,они могут быть "отверстием" носа(2) и "отверстием" уха(2).

Этот сюжетный мотив есть с орнаментом божества с двумя руками,без ног. Сотворения мира из трёх решето:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Этот стиль отличается от стандартных стилей этой культуры - два бога с единым лицом-горлышком и в ручках кувшина два решето(1 часть) или одинаковые божества "хороводом" по всей окружности кувшина(4 часть). Возможно, у многих внешностей бога нет антропоморфного лица,потому-что все черты лица он "потратил" на творение мира.

Самое сложное в мифологии расшифровывать сконструированные образы из множества образов,сформулированные самим первобытным мышлением.
Мифический образ первого уровня раскрывать легче, он отождествлён с предметом природы,либо с явлением природы,либо с другим неодушевлённом предметом,который используется в быту. На фактах(выбор предмета,подобного образу) мы выстраиваем образ первого уровня. Единственное в чём можно ошибиться выбрать неправильный предмет(факт). Образ же второго уровня мы выстраиваем из образов первого уровня,а не из фактов. Мы отдаляемся от фактологии. Частота ошибки выше. Грань между фактологией и выдумкой становится очень тонка. А выдумка - не миф. Это как ходить по канату. Сложность в том,что даже одна любая ошибка в любом образе первого уровня разрушает сконструированную мифическую сюжетность образа второго уровня.
Пример составления образа второго уровня,тема этой статьи:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 6 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Даже образ первого уровня не так то просто раскрыть иногда бывает. В подтверждение этому мой пример с шахматной доской . Во 2 части я подумал,что он является образом второго уровня,так как не нашёл у этого рисунка ассоциации с чем-либо. В 3 части я нашёл новый орнамент с шахматной доской и с точками на ней,ну это уже,очень вероятно,очередной вариант изображения засеянного поля. Образ первого уровня.

Показать полностью 12

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Божество вскрывая свои лёгкие,разрывает своё тело и из его мифических внутренностей создаётся мир.

У этого изображённого бога нет индивидуального поведения. Он не умеет своим поведением создавать мир. Он сам является миром. Он автор ритуала возникновения мира,он жертва ритуала,для того чтобы ритуал совершился,он творец мира. Слитная форма всех этих понятий. Коллективно,неиндивидуальное,первобытное мифическое мышление во всей красе.

Боковая сторона этого кувшина:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Божество раскрывает своё вертикально-палочное красное тело и образует форму творения в которой раскрывается мифическая сетка. Можно представить,что это форма образуется из лягушки. Тело лягушки - большой нижний круг соединённый с верхним маленьким кругом(головой лягушки).
Есть изображение такой причудливой формы творения с вертикальной формой(из пяти картинок нижняя,в центре). Возможно,эта форма творения возникает из вертикальной формы:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Может быть,бог разрывал своё тело настолько мифически масштабно,что оставалась только одна "красная палка" из всего тела бога,творившая весь мир. После того как мир сформировался,палка трансформировалась в стандартную скелетную фигуру,позу.
Я не смог добавить эту форму творения в 3 и 2 часть цикла статей. Проблема в том,что эта форма самая неопределённая. Непонятно,что она из себя представляет,что создаёт,что творит. В такой форме сложно представить возникновение круга или ромба. В неопределённой вертикальной форме легко представить возникновение ромба или круга. Вертикальная толстая красная линия разрывается пополам,надвое,расширяется,сужается и меняется в круг или в ромб, или в овальную неопределённую форму из которой потом появляется круг или ромб. Из ромба рождается земля,из кружков - небо и земля.
Сами авторы орнаментов подчеркнули её неопределённость,хаотичность:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Форма хаоса,бытие до сотворения мира. Любопытно,что бог "зубастый". Обычно почти все варианты бога-творца с человеческим лицом изображают открытый рот без зубов.
Что это?
1) Это другой бог. Он родил(создал) в хаосе лягушачьего бога-творца,который сотворил мир.
2) Это один и тот же бог. Закрыл рот,сжал зубы, потому-что ему тяжело в хаосе и он пытается его исправить,стабилизировать - это первый этап сотворения мира,после разрывания своего тела.
Я больше склоняюсь ко второму варианту. В этой неолитической культуре сложно найти "пантеон" богов. Складывается ощущение,что они длительное время не определялись во внешности бога и изображали его по-разному.
В 3 части я пришёл к выводу что шахматная доска - это земля. Предположим,что тут сетка обозначает небо. В одном варианте небо и земля там где и должны быть,а в другом наоборот,перевёрнутые. Хаотичный мир,в котором неопределённое месторасположение всего бытия. Они в это верили. Я считаю, что это связанно с тем,что они видели в реке небо и не понимали что это отражение. Поэтому у многих народов всего мира мания к формированию мифа разделения неба и земли. Это естественная потребность,поиск выхода из хаотичного потока мыслей,эволюция мышления,расставление всего по полочкам,разделение слитного.

Более развитая форма творца мира:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Внешность более индивидуальная - лягушачьей внешности намного больше(концентрации тотемизма больше),чем в первой версии творца мира. Менее ритуальная,жертвенная,бог полностью собой не жертвует,а разрывает лёгкие для того,чтобы родить яйцо(птенец-мир) и высидеть его,чтобы из него вылупился мир(форма формирования мира).

Первая версия божества с индивидуальным поведением:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Он конкретно,своими уникальными действиями создаёт мир. Передаёт свою кровь и плоть в огромнейшем количестве,соединяя их мифическим швом,для того чтобы создать форму сотворения мира - спиральную форму. Я писал о ней во 2-й части.
По бокам этого кувшина спиральная форма творения мира:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Бог творит горы:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Вариант с формой творения мира из вертикальной палки:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Интересный символ на лице. Не антропоморфный,а символ земли(ромб) и неба(круг). Я думаю это означает,что из вертикальный формы творения мира возникает ромбовидная форма(гора,поле) или круговая(решето). Я об этом писал во 2-й части с примерами. Но когда я смотрю на этот орнамент снова и снова,он заставляет меня задуматься,мешает ли мне современное мышление расшифровывать истинный смысл этого орнамента или нет? Он точно создаёт вертикальную форму творения,оставаясь в такой позе? Может быть,тут слитный смысл в раздельных элементах. Он сам становится вертикальной палкой из которой формируется мир. Или множество одинаковых богов становятся палками из которых формируются части мира. И такие же варианты могут быть в спиральной,горной форме выше. Тогда это не уникальное поведение бога,это не развитая анимистическая форма,а более древняя. Он сам является рождением мира,он не творит мир.

Есть любопытный факт. В этой статье подбирая все орнаменты в которых бог творит мир нету ярко-выраженного тотемизма,фетишизма.
Тяжеловато найти нормальную зооморфность в орнаменте, в котором бог сидит на яйце. Творить горы не одно и тоже, что и быть горой(состоять из горы,быть в горе - культ горы).В 1-й части много фетишизма,но это сотворённый мир. Во 2-й и 3-й части тоже его много,но это форма творения мира. Это не бог творит,а другие смыслы. Тотемизм+фетишизм был в конце 4 тыс до н.э. и в начале 3 тыс до н.э. - я про первую фазу культуры Мацзяяо. Остальные две фазы этой культуры - Баншань,Мачан(середина и конец 3 тыс. до н.э.) - это как раз вся керамика которая представлена у меня в этом цикле статей(1 - 5 часть).
Кроме вот этих четырёх орнаментов:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

Первая фаза Мацзяяо(конец 4 тыс до н.э. - начало 3 тыс до н.э.)

В предыдущей статье я пришёл к определённому выводу. Чтобы расшифровать первобытное мифическое мышление нужно найти из множества первобытных религий доминирующую. Тотемизм,фетишизм вычёркивается. Анимизм - это нечто другое,он во всех первобытных религиях,а уровень его развития,эволюции,вычисляется качеством уникальной внешности и качеством уникального поведения духа-божества.
Остаётся шаманизм:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

Научная статья Чжэн Цинянь

Я не знаю возраст этих чашек. Гадать не буду в какой они временной фазе культуры Мацзяяо. Интересная чаша справа. Узор напоминает линейные формы творения мира. Красная линия соединяет чёрные линии мифическим швом. Шаманизм доминирует в мифах о творении мира в Древнем Китае 3 тыс. до н.э.

Кнуд Йохан Расмуссен опрашивал эскимосских шаманов про скелетную технику:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

цитата из книги Мирча Элиаде про шаманизм,название техники - "Созерцание собственного скелета"

Набросок реконструкции мифа.
Лягушка в которой решето - это и есть первый шаманский облик бога. Хранит в себе мир. Лягушка-бог выполняет ритуал сотворения мира. Для этого ей нужно освободиться от плоти и крови,чтобы с помощью неё сотворить весь мир. После этого ритуала от неё остаётся горный скелет с небесным решето:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

На таких кувшинах бог спереди и сзади. В их реальном мифическом мире,вероятно,было два одинаковых бога совершающие ритуал сотворения мира,который я описал выше. Это и есть мифическое видение сотворённого мира двумя богами, внутри которого жили люди 3 тыс. до н.э. В основном археологические находки кувшинов с таким орнаментом найдены в культуре Мацзяяо фазы Мачан(конец 3 тыс. до н.э.). Предположим божество спереди и сзади - это высокие горы,по бокам низкие горы,над ними небо(решето),наверху ещё одно огромное небо(решето-лицо-горлышко) которое могут удержать два бога. Есть совпадение горного рельефа с месторасположением поселения фазы Мачан с таким же описанием.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 5 Археология, Древние артефакты, Мифология, Мифы, Китайцы, Китай, Длиннопост

6 - Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Красная фраза "Machang". На севере и юге очень высокие горы(белые). На западе и востоке горы пониже(коричневые). Всё вокруг них(поселение фазы Мачан) создали эти боги. Три неба(два по бокам и одно сверху) и горы. Важное уточнение. Фразу "Боги" можно трактовать как боги-клоны,одинаковые боги. Это не пантеон богов.

Набросок реконструкции древнего ритуала.
Люди ритуально поедали лягушек. Они считали их детьми бога. Прямой контакт с "живыми остатками" бога. Старательно освежевали,раскладывали мясо,косточки в ритуальные, мифические узоры. По теории всепоглощающего,первобытного страха(Леви-Брюль) нужно задавать вопросы для того,чтобы лучше реконструировать смысл ритуала. Какого хаоса в природе они боялись? Эта ритуальная практика от кого(чего) защищает? Почему они в ней нуждались? Я считаю,что они воспроизводили,повторяли древний ритуал бога для стабилизации древнейшего ритуала,стабилизации сотворённого мира для того,чтобы он не коллапсировал. Поедая священное мясо,они получали силу творца мира. Силу укрепления мира. Укрепление урожайности земли,рождаемости.

Показать полностью 14

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 4

В первой части цикла статей по мифам Древнего Китая внешности главного китайского божества являются максимально неиндивидуальными.

Древний рисунок - это изобразительно сложный комплекс из множества первобытных религий. Но когда проклёвываются ростки индивидуальности в сознании,то выбираются определённые религии из множества религий. Выбранная религия выпячивается(проглядывается) сильнее остальных и её становится легче найти и разглядеть. Другие религии наоборот отходят на задний план. Одновременно с этим процессом происходит эволюция анимизма. Дух(душа, разум) трансформируется в нечто более развитое,уникальное. Изображение становится более осмысленным,индивидуальным,оно больше сосредотачивается на том,что из себя представляет. Орнамент 1.1 сосредотачивается на лягушачьей внешности. Орнамент 2.2 сосредотачивается на зооморфности - он страшный,огромный. Орнамент 2.4 сосредотачивается на удалении всего лишнего,что могло бы сковывать,стеснять движения. Мышление меньше распыляется. Менее неопределённое из-за комбинации разных религий. Больше концентрируется в одну точку,в один образ.

1) пример индивидуальной внешности божества:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 4 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Покров стал более уникальным,выразительным,более живым. Вроде ничего особого,но всё познаётся в сравнении. Если сравнить этот покров и покров в этой статье: Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1. Я про единственный двухцветный орнамент. Про покров бога в этом изображении. Он какой-то не уникальный. Единый с красной внутренней линией. Покров не ощущается как нечто выразительное,нужное для изображения внешности. В этом плане он безжизненный,никакой.
Голова "вышла" из горлышка кувшина. Это признак эволюции первобытного сознания из слитного(коллективного) в разделённоё. Они стали отделять понятие орнамент от понятия кувшина. Я раскрою мысль. Кувшин и орнамент они воспринимали слитно как единое целое,как одно понятие. Они не разделяли,разграничивали "кувшин" и "орнамент". Для нашего современного мышления это естественно,моментально,автоматически мыслями это разграничивать. Это некое необычайно богатое другое мышление,очень отличное от нашего сегодняшнего. Орнамент+кувшин+ритуал = это всё слитно мыслилось. Эта изобретённая слитная формула означала контакт с этим богом,через горлышко кувшина.
Конец ног не тянется к низу орнамента,конец рук не тянется к верху орнамента.

1.1) внешность "срослась" со своим тотемистическим обликом:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 4 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

(Слева)Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

2) Другой вариант развития этой внешности - это тенденция в сторону удаления второй горной цепочки в облике. Удаление ног.
Ноги "уходят" под землю:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 4 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Исчезла вторая цепочка гор и осталась одна.
2.1) горная цепочка на земле(точка изгиба прикована к земле,крепко,в районе красной внутренней линии,хотя по логике она должна опираться снизу своим чёрным покровом)

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 4 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

2.2) Конечности полностью отвязались от изображения горных зигзагов. От культа гор. Но во внешности остался отголосок древнего культа. Внешность "срослась" с горным образом. Горбатая,огромная,все конечности опустились в землю:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 4 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

2.3) горная цепочка поднялась в воздух

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 4 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

2.4) У такой внешности тоже не ощущается строгого,острого изгиба в конечностях:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 4 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Конец конечности не загибается в землю.Красная,внутренняя линия в районе локтя наконец-то оторвалась от земли. Чёрный покров в районе локтя прорисован.

Такой орнамент множества богов без решета не редкость:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 4 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китайцы, Китай, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Появление такой новой формулы орнамента фиксирует тренд - ослабление связи с фетишизмом. Где чудесный предмет решето? Не нужен! Не нужен фетиш-предмет.

В орнаментах 1.1,2.2,2.4 нет излишней горной остроты в изгибах конечностей. Рисунки освобождается от горного фетишизма. За счёт толстого покрова освобождаются от скелетного шаманского образа. За счёт этой свободы появляются ростки новых,более живых,более одушевлённых смыслов в орнаментах. Проклёвывается смысл более развитой стадии анимизма. Анимизм раскрепощается,раскрывает свой истинный смысл.

Любопытно,что именно шаманизм и фетишизм в данном случае мешают эволюционировать анимизму,тотемизму в более уникальную внешность(более ярко выраженный зооморфизм). Я попробую описать этот парадокс. Шаманизм останавливает рост,развитие покрова(уникальная "оболочка" мифического существа),останавливает развитие одушевлённости,блокирует детализацию внешности, корректируя её в первобытный шаманизм,в облик из крови и костей. А первобытный фетишизм блокирует свободу в динамике конечностей,сковывает свободу в движениях,в изгибах,в позах.

Когда я затрагиваю религию анимизма,я сразу пишу и про другие первобытные религии. Я уточню этот момент,чтобы избежать путаницы в терминах первобытных религий. Анимистическая компонента есть во всех первобытных религиях. Ведь анимизм - это одушевление всех объектов неодушевлённой природы вокруг человека. Он затрагивает всё,кроме человека и объединяет это в единую,слитную концепцию в виде контакта,постоянного взаимодействия между духовным миром и реальным миром. Именно поэтому теизация - это финальная эволюция анимизма,которая разрушает своё коренное древнее правило анимизма,определение себя,определение того,чем является и вера в это пропадает,ибо пропал определенный,основной объект веры. "Я боюсь всю природу вокруг,я боюсь непонимания всех её поведений,она хаотичная, я наделю её духовностью(одушевлённостью, разумом) чтобы заговорить с ней,понять её. Она такая же как я! Зачем мне её теперь бояться? Незачем. Я не боюсь. Если я не боюсь,то мне нет необходимости проводить ритуалы с ней. Я перестаю верить в её одушевлённость".

Чего не хватает в этой статье? Не хватает определённого элемента развитого анимизма. Нет уникального поведения. Как бог сотворил мир? Такой вариант сотворения мира не написан в древнекитайских письменных памятниках. Он есть в орнаментах культуры Мацзяяо(III тыс. до н.э.). Следующая статья будет на эту тему.

Показать полностью 8

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3

Сотворение земли. Сотворение полей,сельскохозяйственных культур,вспаханного поля(плодородная почва). Символы земли:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

https://nito4ka.ru/ornamenty-i-simvoly/

Важно понимать как "засеянное" поле изображали в древности. Изображали семена по-разному:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

https://smittik.livejournal.com/81967.html

Семена иногда изображали очень крупно:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Мифическая круговая сетка(решето) может являться землей(точки-семена,ровные ромбы-сетки, квадраты-сетки) или небом(звёзды в сетке).
Живая мифическая сеть преображается в ромбы:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Символ земли зарождался не только в спиральной форме творения,но и в вертикальной форме. Те же красные и чёрные линии начала сотворения мира сплетённые мифическим швом(мифической сеткой),как и в предыдущей статье. Вторая версия творения мира:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Красная вертикальная палка "раскрывается" образую неопределённую форму:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Неопределённая форма определяется в ромб или в решето:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Вариант с решетом в один горизонтальный ряд, есть в предыдущей части цикла статей по этой теме: Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2. Самый нижний кувшин в последней картинке, в конце статьи. В решете можно разглядеть мифический шов между линиями. Смысл тот же. Только вот не понятно, разноцветный ли орнамент был изначально или нет(красный и чёрный)? Вроде бы да. Некоторые кувшины "реконструируют" - перекрашивают,а некоторые оставляют так как есть в найденном состоянии по цветам,как, например,этот кувшин.

Есть другой вариант. Ромбы размножаются:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Живая сетка полностью раздвигается для поля образуя пустой ромб и он засеивается,либо разделяется на четыре ромбика и они тоже засеиваются:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Пример с квадратной сеткой-землей:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Пример шахматной доски с точками:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Шахматная доска - это изображение земли. Когда я писал предыдущую статью(часть 2),тогда я не нашёл ни один кувшин с орнаментом такого узора с точками. Когда я собирал контент для этой статьи,я нашёл такой кувшин. Это означает, что перед нами не мифический образ второго уровня,а обычный образ первого уровня. Я напишу про это подробней в другой статье. Что такое образ второго уровня,чем он отличается от обычного образа. Факт наличия точек в шахматной доске означает ассоциацию с засеянным полем,а не с зародышем мифической сетки решета. В орнаменте,в предыдущей статье, где сетка сливается с шахматной доской, автор орнамента просто не мог определиться что изобразить - сеть или шахматную доску и получился такой неопределённый симбиоз сформировавшийся в неиндивидуальном сознании.

Есть бог с шахматным решетом:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Я предполагаю,что такое решето специально изготавливали строго для ритуала. Ромбические отверстия в сетке.

Пример звёзд в предыдущей статье Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 может быть не примером звёзд,а зародышем засеянного поля. Изображена как бы сетка в процессе формирования сельскохозяйственной земли. Её живая,мифическая трансформация(творение земли). Она не сформировалась в окончательный,финальный,завершённый вид.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Пример бога с земным решетом:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Показать полностью 12

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2

Сотворение Мира - возникновения небесных решёт из спиралей.
Красные и чёрные линии начала сотворения мира сплетённые мифическим швом(мифической сеткой) образуют первую версию тонкого спирального движения.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Когда спиральные движения размножаются,они заполняют всё пространство. В центре спирали появляется зародыш небесного решета.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Из зародыша небесного решета появляется зародыш мифической сетки решета. В нашем,современном понимании(ассоциация) - это шахматная доска.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Снаружи небесного решета закрученная, множественная линейная спиральность рассеивается, а внутри небесного решета всё обогащается - размножается,детализируется,пополняется количеством и уменьшается в размерах каждая шахматная клетка.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Я нашёл вариант изображения орнамента где прямо "проявляется" мифическая сетка небесного решета из шахматной доски.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Вот полноценный вариант мифической сетки небесного решета,когда ещё остались спиральные остатки между решётами. По бокам очень необычный вариант изображения небесного решета. С громом(символ зигзага).

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

И тут я подхожу к очень интересной теме.Представления мифического мышления рождают мифические образы. Небо, Древний Китай образно представлял в виде мифической сетки. Это очень ожидаемо,ибо коллективное,первобытное сознание понимает всё слитно. Всё соединено,переплетено. Мифическая Сетка - она реальная,живая. Она умеет менять свою форму. Сетка буквально "раздвинулась" перед громом.

Небесное решето,естественно,изображало звёзды:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Левый рисунок - мифическая сетка оживает и раздвигается, для того чтобы "показать" звёзды
Правый рисунок - на мифической сетке "проявляются"(чудесно преображаются) определённые участки сетки,уникальная звёздная нить в форме креста.
Приблизительный пример того,что они видели:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

https://priroda.club/nebo/4691-sirius-na-nebe-65-foto.html

После просмотра подобного,появились такие изобразительные звёздные черты на кувшинах в небесных решётах.

Небо - символ множественной неопределенности. Это и есть главный,идеальный образ первобытного,коллективного,неиндивидуального,дологического мышления. Небо представлялось как множество и как одно, и эти два понятия были одновременно в сознании. Они не разграничивали эти понятия. Все орнаменты на кувшинах представляют единое,целое - небо.
Когда оно представляется как одно, оно как джинн из мультфильма аладдина(1992), который перевоплощается в любые внешности. В моменте трансформации,он является спиралью или множественной окружностью с точкой в центре или без неё(такую вариативность порождает неиндивидуальность). Вероятно у такой версии джинна древнего мышления нету своей базовой, определённой, уникальной,индивидуальной внешности.
Когда оно представляется как множество, оно состоит из множества одинаковых спиралей,которые трансформируются в определённый лик,спустя время, одна из спиралей или множество спиралей поменяют свой лик снова. Оно многоликое.

Я думаю, пустота в спирали - это чистое небо,а точка в спирали - это ночное чистое небо,уменьшенная его версия,расширенная его визуальная версия это решето. Может быть решето - это обобщённое представление состояния неба без уникальных визуальных явлений(звёзд,грома и т.п.).
Но что точно можно сказать,так это то, что звёзды - это чудесное превращение решета в разные лики.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост
Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Пример чистого ночного неба:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост
Показать полностью 11

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Я попробую описать из чего этот бог сформировался. Из каких основ(зародышей) мифического мышления.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Горы держат небесное решето. Множество Гор держат главное,небесное,большое решето. Изображение фетишизма, полное отсутствие анимизма в рисунке. Скорей всего на горлышке кувшина символ зигзага - это символ грома. Чудесный предмет решето.

Решето использовали как оберег, в гадании и даже в лечении. Верили, что решето может излечить головную боль, мигрень, если подержать его над головой, а любая вода, трижды пролитая через решето, становилась лечебной. Такой чудесной водой омывали ребенка и домашних животных. Чтобы урожай зерновых культур был хорошим, семена просеивали через решето. Просеивание считалось обрядом очищения зерна и залогом хорошего урожая. Чтобы вызвать дождь, лили воду через решето, а если его было много, переворачивали, чтобы дождь закончился. https://sovmuseum.com/publ/sidimdoma/ehksponat_dnja/sito_ili...

Вот пример, как выглядит предмет хозяйственной утвари в виде деревянного обода, на который натянута сетка, служащая для просеивания. Он конечно не настолько древний. Но и не современная версия.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

https://ar.culture.ru/ru/subject/resheto

Ячейки(дырки) у "сита" меньше, сетка плотней,чем у "решета". Корректней называть сито,то что изображено на кувшине,сетка плотная,но проблема в том,что в дальнейшем будут сетки на кувшинах разной плотности т.к. сеть в плане построения,деталей схемы(размера ячеек) - свободная,она мифическая. Из-за этого, я в этом цикле статей будут называть один и тот же по смыслу мифический, чудесный предмет разными словами. Цикл статей будет сложней читаться,восприниматься. Остановимся на обобщённом,едином слове - "Решето". Как не реальное,а мифическо-реальное понятие. Точное,семантическое определение не так уж и важно. Миф - это не наука. Важен общий,единый,понятный образ,символ. Эмоциональное представление,понимание бытия.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Гору ещё представляли как мировую ось(мировой столб) которая держит решето-небо. Почему считали, что его надо держать? По теории Леви-Брюля нужно задавать вопрос,а чего же они так сильно панически боялись? Откуда такая тяга к описанию,объяснению "держания" неба. Видимо думали что небо имеет большой вес и боялись, что оно упадёт,если его не поддерживать. Ведь жить спокойней, когда ты представляешь,что над тобой огромнейший "потолок" поддерживается гигантской,крепкой опорой.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

На этом орнаменте можно увидеть как прогрессировало мифическое мышление.

На концах верхних конечностей и в местах сочленения имеются перья или какой-нибудь другой тип опушения.(Чжэн Цинянь)

Если выше можно было наблюдать только черты фетишизма,природных объектов гор,то теперь появляется опушение в горах,в точках изгиба. Это самая ранняя,анимистическая форма,в ней нет антропоморфных черт,есть зооморфные. Я сначала думал, что в изгибах - пальцы рук,ног, но количество пальцев сильно варьируется в орнаментах этого божества, что делает слабой мою позицию(наличие антропоморфности). Не острие(пик) горы держит небесное решето,а зооморфная "рука" в горе,в в виде опушения,горная,духовная,зооморфная,"меховая" рука. В такой "руке" не важно наличие точного количества "пальцев". В районе ручек кувшина появился рисунок решета. Я считаю оно олицетворяют разновидность дождя,а именно бокового(косого) дождя,а решето в горлышке ровный,вертикальный дождь. Понимание изображения пространства стало богаче. Пространственное мышление улучшилось. Они стали в свой миф добавлять вариант дождя под наклоном и анимистические черты. Выше,я писал про то,что они представляли гору,как мировой столб на который опирается небесное решето. А теперь если добавить его в этот кувшин,то как раз получается первая версия анимистического горного божества.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Бог у которого голова является всем небом-решетом с горными,зооморфными руками и ногами. Первая,древнейшая внешность этого божества. Её зародыш. Я считаю её не первой,полноценной версией индивидуальной внешности. Нет лица. Точней оно есть,но оно срослось с формой кувшина,в его самом сокровенном,сакральном месте,в горлышке. Лицо располагается в главной точке кувшина. Это нечто другое. В том плане, что оно в основном не изобразительное, а функциональное,мифическое,связанной с формой,с использованием кувшина.
Чжэн Цинянь пишет в своей статье, что тотемом этой культуры является лягушка. К анимизму,фетишизму добавляем тотемизм. Есть очень важная цитата из его статьи,которую я обожаю:

Скелет человека или животного как вариант узора «лягушки» западные ученые называют «изображением в виде рентгеновского снимка» (англ. – X-ray perspective style) и связывают с практиками шаманизма. «Согласно шаманским верованиям, в ритуальном искусстве плоть и одежда вторичны, и именно скелет несет главную смысловую нагрузку.(Чжэн Цинянь)

Это очень яркое,выразительно описание шаманизма в этом орнаменте!
Это уникальный пример изображения порождённого умом первобытного,коллективного сознания. Дело в том,что рисунок является комбинацией множества первобытных религий. Фетишизм+тотемизм+анимизм+шаманизм. Это горная,скелетная,меховая лягушка. Она живая и одновременно неживая. Её точки изгиба - это контакт,точка соприкосновения,эрогенная, сакральная точка,в этой точке это неживое с невидимых мехом(загробный,потусторонний мир) становится живым,с видимым мехом(реальный мир).

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Есть версии орнаментов с двумя цветами. Дальше проследить точную,пошаговую эволюцию этого божества почти невозможно. В интернете я вижу огромное количество разных внешностей этого божества. Внешность его лица(небесное решето) становится очень разнообразной,как и тело,ноги,руки. Это логичная эволюция рисунка. Ведь развивается,эволюционирует изобразительно сложный комплекс из множества первобытных религий! В нём множество первобытных религий будут доминировать в разных пропорциях! Вот почему первобытное,коллективное мышление ещё неиндивидуальное. Этот миксер из первобытных религий нужно определённо визуализировать в обобщённый,популярный рисунок для всех. Задачка непростая индивидуализировать такую ядрёную смесь! Я бы всю жизнь остался неиндивидуальным,если бы был на их месте.😂

Для начала, я в следующей статье,вкратце,попытаюсь описать, как они видели,представляли сотворение мира. Эти символы они устанавливали в решето-лицо божества, в разные его внешности. В третьей статье буду описывать все варианты индивидуальной внешности этого божества.

Дополнение к статье:
Есть другой вариант расположения зооморфных ног-гор этого божества:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Тут между двумя небесными решето целых четыре горы. Если посчитать количество изображений с ногами из трёх и четырёх гор,то с тремя горами более часто изображали орнамент. Причина,вероятно банальная - так легче орнамент выполнять.

Есть даже такой удивительный вариант зооморфных,горных ног:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Одна гора и две половинчатые. Но это очень редкий вариант. Я нашёл только один экземпляр такого орнамента.

По поводу изображения с тремя зооморфными горами-ногами. Она противоречит моей теории о том, что китайцы сотворили первую внешность этого сверхъестественного существа в воображении через соединение мирового столба и множества гор. Ведь мировой столб с четырьмя ногами-горами расположен между горами. Я привёл пример изображения гор выше, где нет мирового столба между горами. Есть и такое. Мировые столбы между горами:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Это археологические находки Культуры Мацзяяо(Маджаяо) - фазы Мачан. Любопытно, что эта неолитическая культура располагалась рядом с самыми высокими горами китая(на карте они серо-белого цвета,высота от 4000 и выше).

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

6 - Культура Мацзяяо, Machang - Мачан

Показать полностью 10

Дракон-светильник. Дракон освещающий тьму

Когда он закроет глаза, наступает тьма, откроет — появляется свет. Выдохнет [воздух] —наступает зима, вдохнет — начинается лето. Не спит, не ест, не дышит. А если вздохнет — поднимется ветер. Тело [его] длиной в тысячу ли.(Шань Хай Цзин,перевод Яншиной)

Дракон-светильник. Дракон освещающий тьму Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Видео, YouTube, Длиннопост

В этом мифе очень интересный тип мифического мышления. Самый ранний. Этот миф(его основная,сюжетная схема) древнее мифов о богах человеческой внешности и человеческого поведения(Теизации - олимпийские боги, самые яркие представители такой мифологии).

Это древнейший миф. Мифическое божество которое управляет самой природой полностью.
Этот миф - это самая ранняя,анимистическая форма мышления первобытной религии.
Он не подходит под стандартное,короткое определение анимизма - "поклонение духам природных объектов,вера в их существование,вера в одушевлённость природы". Это дух всей природы,а не природного объекта. Его поведение идеально слитно с природой. Этот миф - жемчужина примера неиндивидуального,коллективного,дологического мышления.

Неиндивидуальное мышление - у духа нету индивидуального поведения,у него есть естественное поведение,которое является поведением природы. Точней выражаясь,это не его поведение,а поведение природы. От любых его действий следуют глобальные изменения в природе. В этом духе вообще нету индивидуального поведения,которое есть в двух предыдущих статьях("Расшифровки древнекитайских мифов" - в первой части - спустился,сделал землю плодородной,родил(передал), во второй части такое поведение - напал,убил). В этой же статье дух ничего не делает. Он не делает уникальных действий,он просто "существует". Он просто производит действия олицетворяющее лишь,что он живое(одушевлённое) существо всей природы и не более. Строчка мифа - "Не спит, не ест, не дышит" настоятельно подчёркивает, что в нём нет ничего человеческого в его поведении. Также отсутствие в нём идентичности(индивидуальности) наблюдается в его имени. "Гора-колокол" - это не его имя,а имя горы. "Дракон - светильник" - имя вида существа,имя осветительного прибора,но не его собственное,уникальное имя.

Коллективное мышление которое видит всё слитно. Коллективное Мышление которое,ещё не стало разделять множество природных объектов и поместило их всех в одного главного духа. Любопытно,что такой тип мышления даже не зафиксирован у шанцев в позднешанском периоде(XIII - XI в. до н.э.) в письменности,в гадальных костях. В них - множество духов природы.

Фэн - Ветер, Юнь - Туча, Сюэ - Снег, Фан - духи (четырех) сторон света (сы фан), Ту - дух земли, духи гор и рек(Куликов Д.Е.)

Дракон-светильник. Дракон освещающий тьму Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Видео, YouTube, Длиннопост

Надписи на гадальных костях,перевод Крюкова М.В.

В статье "Когда исчезли китайские мифы" я написал наиважнейшую деталь, которая помогает нам понимать что перед нами. Миф или не миф(легенда,героический эпос,сказка). Наличие ритуальной темы в сюжетной схеме. Она значимое место занимает в сюжете или нет? Ответ на этот вопрос - это и есть ключ к пониманию всего этого.

Имя бога Горы-Колокол — Освещающий Тьму (Чжуинь)(Шань Хай Цзин,перевод Яншиной)

Имя = ритуал. Культ поклонения Горе-Колокол. Тема ритуала занимает значимое место в тексте.
Строчки из другого варианта этого мифа:

Он дарует ветер и дождь. Он освещает Великую Тьму. Его зовут Дракон-Светильник.(Шань Хай Цзин,перевод Яншиной)

Его имя = неодушевлённый предмет. Но этот предмет является объектом поклонения? Представлялся ли светильник в Древнем Китае у автора этого текста,как культ к этой неодушевлённой вещи? Не знаю,но точно знаю,что поведение = ритуал. "Дар" от духа. И в этом варианте мифа тема ритуала является важнейшим,смысловым компонентом сюжета.

Дополнительных комментарий Хун Синцзу (1090—1155), приводит цитату из сочинения «Ши хань шэнь у» (примерно I в. н. э.; впоследствии утеряно): «Небо обрывается на северо-западе, там нет жизненных начал, ничто не возникает и не исчезает; поэтому там есть дракон с чудесным огнем в пасти, освещающий небесные врата». (комментарий к книге Юань Кэ, Рифтин Б. Л.)

А вот пример, как этот миф "трансформировался" в 100% сказку по смыслу. От ритуалов,культов,фетишизма и т.п. не осталось и мельчайшего следа.

Это животное с человеческой головой,змеиным туловищем красного цвета.Тело [его] длиной в тысячу ли.(Шань Хай Цзин,перевод Яншиной)

Вероятно, китайцы представляли луч закатного солнца в воображении, как появление сверхъестественного,змеевидного туловища в воде. Точней, представляли этот момент как - "Дух захотел показаться людям. Стал видимым".
Видео с горами,рекой и красным закатным солнцем я не нашёл,но оно мне понравилось в плане погружения мыслей в попытки мифического представления.
Пример красного заката:

Дракон-светильник. Дракон освещающий тьму Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Видео, YouTube, Длиннопост

У Чжу-луна есть и другие варианты перевода. "Дракон со свечой","Cветоносный дракон".

Возможно, этот миф из поселения, которое жило по более древним обычаям,миф стал популярным и распространился на весь китай(XIII-VIII в. до н.э.). Либо возникновение этого мифа было до 13 века до н.э. Сюжетная, популярная схема которого, передавалась из поколение в поколение и мы получили в древнекитайском трактате Шань Хай Цзине переделанную версию древнейшего мифа. Но в нём остался древнейший,основной смысл и это прекрасно,удивительно. Строчку мифа - "Не спит, не ест, не дышит" можно перефразировать в "не двигается" иначе будет природный катаклизм. Дух в горе. Этот миф обладает крепкой связью с фетишизмом. Дух назван неодушевлённым словом - горой,светильником. Некоторые,древние мифы т.е. духи,до теизации,зародились в горе. Прямолинейно,буквально. Дух выходит из горы(частями) и "застревает" в ней. Я это докажу в будущей статье фактами.

В легенде Паньгу есть дополнительная подробность в описании древнейшего дракона. В его имени.

Пань-гу (пань — «блюдо», гу — «древность»). (Рифтин Б.Л.)

Если мы представляем древность в виде длинного,змеевидного тела,то как она должна поместиться в круглое блюдце? Она должна Свернуться.

Имя Пань-гу может быть понято как «Свернувшаяся [в кольцо] древность».
Дун Сы-чжан (1586—1628) «Гуан Бо у чжи» («Расширение „Трактата обо всех вещах"», 1607), продолживший «Бо у чжи» («Трактат обо всех вещах») Чжан Хуа (232-300; см. Фан И-чжи в т. 1), сказано, что «государь(цзюнь) Пань-гу имел голову дракона (лун) и тело змеи».(Кобзев А.И.)

Любопытный факт,то что одно из самых ранних описаний Свернувшееся[в кольцо] древности(Паньгу) совпадает с мифическим описанием Дракона-Светильника.

Д у н С ы ч ж а н (1586—1628), «Пространные записи о различных вещах» («Гуан бо у чжи»), цз. 9, содержат цитату из утерянного сочинения Сюй Чжэна (примерно III в. н. э.) «У юнь ли нянь цзи»: «У государя Паньгу голова дракона и тело змеи. Когда он вдыхает воздух,— рождаются ветер и дождь, когда дует,— гром и молния. Когда открывает глаза, наступает день, когда закрывает,— ночь». (комментарии к книге Юань Кэ, Рифтин Б. Л.)

В 3 в. н.э. считали что такой внешний вид древности относится к мифу Дракона-Светильника. И взяли основную сюжетную схему именного из него для своего Паньгу. Где же такая древность находилась?

Культу́ра Хунша́нь(V–III тыс. до н.э.)

Дракон-светильник. Дракон освещающий тьму Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Видео, YouTube, Длиннопост

Неолитическая культура находилась на северо-востоке от столицы Китая

Археологические,драконьи находки в этой культуре:

Дракон-светильник. Дракон освещающий тьму Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Видео, YouTube, Длиннопост

нефритовые драконы культуры Хуншань

Скорей всего, это и есть родина происхождения этого мифа. Конечно истинный,первоначальный, смысловой облик мифа полностью не сохранился в первозданном виде, в Шань Хай Цзине. Передаваясь из поколения в поколение меняется внешность,поведение,имя и самая главная проблема очередной переделки - не понимание основного,главного стержня мифа. Это большая тема. В другой статье приведу пример.

«Мне известно также,какая изменчивая и непостоянная вещь — вымысел, который можно передавать и искажать по произволу, и как удобно с помощью остроумия и дара слова использовать его так,как никогда не приходило на ум первым творцам вымысла».(Лорд Бэкон)

Но одновременно с этим недостатком,есть и у него достоинство,которое уменьшает частоту возникновения переносов,переделок уничтожающие полностью основной смысл мифа. Популярный миф - это крепкий,сильный,смысловой корень. Иначе бы миф исчез спустя множество поколений.

Несмотря на искажение и изменение,мифы довольно медленно утрачивают смысл своего первоначального происхождения.(Эдуард Бернетт Тайлор)

Показать полностью 5 1
Отличная работа, все прочитано!