Лига историков

Про то, как Дунай перекрывали

Автор: Алексей Котов.


Привет, котаны. Вы тут все умные, потому не надо объяснять, что речные коммуникации – это очень хорошо для логистики. Можно везти много груза и везти его дешево, поэтому крупные реки всегда были важными транспортными коммуникациями. Разумеется, Дунай, вторая по протяженности река в Европе, не был исключением. Ну и, разумеется, если кому-то очень нужна коммуникация – есть кто-то, кто хочет эту коммуникацию перерезать, по тем или иным причинам, страдая за чужое счастье.


В 40-е годы ХХ века Дунай был жизненно важен для нацистской Германии. Именно по этой реке шел весь нефтяной трафик из Румынии и прочих балканских ресурсов, перевариваемых экономикой Третьего рейха.


Перерезать коммуникацию лучше всего в узком месте, и этим узким местом на Дунае были так называемые Железные Ворота — сужение в долине реки в месте сближения горных массивов Карпат и Стара-Планины (так называемое Джердапское ущелье) на границе Югославии и Румынии ниже города Оршов.

Про то, как Дунай перекрывали Cat_cat, История, Текст, Война, Вторая мировая война, Река, Дунай, Длиннопост

Собственно, Железные ворота


Течение реки в этом ущелье проходило через пороги, главным из которых был порог, получивший характерное название – Преграда. Быстрое течение в сочетании с многочисленными подводными камнями делали этот участок реки труднопроходимым. Дунай стал судоходен на всем своем протяжении лишь после того, как через этот порог был пробит Сипский обходной канал. Строительство канала началось 17 сентября 1890 года и было завершено в 1896 году. Канал имел общую длину 2133 м., ширину 73 м. и глубину до 3,9 м. При самом низком уровне воды в реке глубина составляла не менее 3 метров, что позволяло осуществлять навигацию на больших речных судах. В отличие от других каналов, которые были проложены в скалистом русле Дуная, Сипский канал был фактически вырезан в правом (югославском) берегу Дуная. Узость канала предопределяла высокую скорость течения, достигавшую 23 км/час – навигация вниз по течению занимала всего три минуты. Для того, чтобы тяжело груженые баржи могли подняться вверх по течению, требовались буксиры, но в 1916 году немецкие оккупационные власти (а немцы оккупировали Сербию в ходе ПМВ) построили на правом берегу реки специальную железную дорогу. Железнодорожные локомотивы мощностью по 400 л.с. начали буксировать пароходы и баржи вместо речного буксира. Для буксировки использовали стальные тросы. В прицепленном к локомотиву специальном вагоне была паровая лебедка с тросами, которые передавались на буксируемый корабль. Проводку барж осуществляли специальные лоцманы, проходившие обучение в лоцманской школе в румынском городе Оршов. Там обучали граждан Румынии, Югославии и других придунайских государств.

Про то, как Дунай перекрывали Cat_cat, История, Текст, Война, Вторая мировая война, Река, Дунай, Длиннопост

Сипский канал и ж/д пути для тяговых локомотивов


Ещё до Второй мировой войны британская разведка разработала и ввела в действие несколько планов по нейтрализации немецкой навигации через Джердапское ущелье. Закулисная борьба спецслужб продолжалась больше двух лет. Немецкая разведка делала всё, чтобы нейтрализовать действия английской разведывательной службы и обеспечить безопасное плавание по Дунаю своих кораблей.


Наиболее очевидным планом с точки зрения англичан был подрыв скальных стен ущелья с целью завалить канал обломками. Еще зимой 1939 года английский представитель в Югославии обследовал это место, и в апреле 1940 англичане попытались осуществить минирование скал. Английские саперы, замаскированные под гражданских специалистов, и взрывчатка были погружены на баржи Англо-Дунайской Транспортной Компании. Однако бдительные румынские граждане сообщили куда следует, что позволило предотвратить «акт терроризма и саботажа». Примерно 100 человек — саперов, военных моряков и солдат спецподразделений, переодетых обычными моряками — арестовали и депортировали, а находившаяся на борту судов взрывчатка (задекларированная как консервы и запчасти к различным механизмам) была вывезена на шестнадцати грузовиках.

Про то, как Дунай перекрывали Cat_cat, История, Текст, Война, Вторая мировая война, Река, Дунай, Длиннопост

Буксировка баржи поездом


Но коварные британцы не угомонились, и другим планом, который дал некоторые результаты, был подкуп лоцманов, для того, чтобы они покинули службу. В конце марта и начале апреля 1940 года из 43 лоцманов 19 покинули службу по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам и по другим причинам. С их отъездом регулярность судоходства в этом регионе оказалась под серьезной угрозой – немцы отреагировали на это выделением финансирования для обучения желающих стать лоцманом.


После государственного переворота в Югославии, произошедшего 27 марта 1941 года, в результате которого было сметено прогерманское югославское правительство Драгиша Цветковича, угроза войны с Германией заставила новые югославские власти готовиться к операции по блокированию Сипского канала. Механизмы, локомотивы и прочее техническое оборудование было подготовлено к взрыву, а для перекрытия судоходства были подготовлены железнодорожные вагоны и баржи, груженые песком, бетоном и камнями, которые должны были быть затоплены в канале.


Охрану стратегического объекта осуществляли подразделения Краинской дивизии – артиллерийский взвод из 2 75-мм орудий под командованием лейтенанта Б. Тодоровича, взвод зенитных пулеметов под командованием лейтенанта запаса С. Марковича и рота 74-го пехотного полка лейтенанта запаса Ч. Михайловича.


В ночь с 5 на 6 апреля 1941 года эти прекрасные офицеры были приглашены мэром города Кладово Леонидом Чудновским на неофициальную вечеринку в кафе «Дубровник». Да, это был наш соотечественник, бывший белогвардеец (и при этом брат известного революционера), эмигрировавший в Югославию и сделавший там неплохую карьеру. В сербской историографии совершенно однозначно утверждается, что Чудновский был агентом абвера и на попойке подсыпал офицерам снотворное (хотя лично я не сомневаюсь в способностях военных напиться до положения риз совершенно самостоятельно). Тем не менее сонных офицеров после окончания банкета отвели на квартиру мэра, а немецкие диверсанты по странному стечению обстоятельств знали, где их искать.

Про то, как Дунай перекрывали Cat_cat, История, Текст, Война, Вторая мировая война, Река, Дунай, Длиннопост

Школа лоцманов


С немецкой стороны операцию проводили из 54 диверсанта из 5-й и 7-й рот 2-го батальона полка особого назначения «Бранденбург-800» под командованием полковника Рихарда Бацинга. Часть немцев была переодета в гражданское, возможно, часть имела югославскую униформу. Под покровом темноты диверсанты переплыли Дунай на резиновых лодках. Атака началась в два часа ночи, когда немцы ворвались в квартиру Чудновского и убили находившихся там офицеров, одновременно с этим были перерезаны телефонные и телеграфные линии между Кладово и Сипом. Основные силы группы внезапно атаковали позиции югославских солдат на локомотивной станции и на канале. Личный состав был перебит без потерь с немецкой стороны.


Неожиданная стрельба взбудоражила речные группы блокирования канала. Командир группы «Текия», расположенной ниже по течению Дуная, лейтенант Й. Гргич (которого на вечеринку не пригласили) по собственной инициативе приказал брать на буксир баржи и затопить их в канале. Через два часа после начала боя югославский буксир «Витез» с двумя баржами на буксире приблизился к каналу, но попал под мощный обстрел с обоих берегов. Буксир был поврежден, тросы к баржам перебиты, а сам лейтенант тяжело ранен в голову. По команде с буксира, экипажи на баржах привели в действие подрывные механизмы, однако они затонули на глубоком месте, не имея возможности войти в канал. Баржи блокировочного отряда «Джук», спускаемые по течению, также не смогли выполнить свою задачу – внезапно выяснилось, что груженые камнями суда плохо управляемы, а командующие ими военные не знают фарватеров, и в итоге обе баржи сели на мель, не дойдя километра до своей цели. В результате затопленные баржи создавали помеху судоходству только при малой воде на реке. Таким образом Сипский канал не был выведен из строя и далее оставался под контролем немецких оккупационных сил до начала Белградской наступательной операции осенью 1944 года.

Про то, как Дунай перекрывали Cat_cat, История, Текст, Война, Вторая мировая война, Река, Дунай, Длиннопост

Бранденбургеры в СССР


После войны Л.И.Чудновский утверждал, что не имел дел с немецкой разведкой, преследовался немцами и даже провел некоторое время в концлагере, впрочем, по другим показаниям, в годы войны он проживал в Вене и сотрудничал с гестапо. Как бы то ни было, в 1945 он оказался в Мюнхене, где был завербован американской разведкой. Некоторое время он пробавлялся тем, что писал для нее отчеты о настроениях русской эмиграции, но в целом был не очень интересен американцам. В 1950 году он предположительно эмигрировал в США, где его следы теряются.


Канал на Дунае функционирует и по сей день.


Автор: Алексей Котов.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_415966

Пост с навигацией по Коту


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

При переводе делайте пометку "С Пикабу от ...", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!

Подробный список пришедших нам донатов вот тут.


Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Лига историков

13.5K постов50.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения