Почему судовой винт победил гребное колесо. И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета?

Привет! Меня зовут Colt и я пишу посты на яхтенную тематику.

Сегодня предлагаю поговорить про винт и гребное колесо.

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

Гребное колесо известно человечеству очень давно. На римском барельефе 527 г. до н. э. изображена странная либурна (узкое длинное быстроходное судно), у которой три пары колес с лопастями, уходящими в воду. Предполагается что волы ходили по кругу и приводили их в движение.

А в Китае согласно источникам еще в 1161 г. была построена речная джонка длиной 110 м с гребными колесами, приводимыми в движение ветряками.

Да и с появление парового двигателя первые суда тоже получили привод в виде гребных колес.


Больше 1500 лет господствовало гребное колесо и лишь в 1843 г. проиграло винту: два судна «Раттлер» и «Алекто», винтовое и колесное с паровыми машинами одинаковой мощности, были счалены кормами и дан ход. Винтовой «Раттлер» перетянул колесный «Алекто» и буксировал его со скоростью 2,5 узла.

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

Качество фоток тогда было так себе, но вот так это выглядело


Но почему винт начали использовать так поздно, ведь наши предки не были дураками и про винт знали очень давно, с Архимеда? Почему использовали колесо и делали колесные пароходы?

Дело было в 3 вещах:

1. В отсутствии двигателя. Гребному винту нужны обороты. Низкооборотистый паровой двигатель тех времен идеально подходил для неторопливого вращения гребного колеса, а для работы винта требовалось высокая частота вращения, которую паровые двигатели тогда просто не могли развить.


2. Простоте создания и установки (с учетом технологий тех лет). Сделать лопастное колесо и переоборудовать парусник в моторное судно было относительно просто. На палубу ставился двигатель (от парового до волов), на нее же ставилась ось колеса, вешались колеса. Минимум редукторов и сложного оборудования. И дырявить дно не надо.


3. Простоте обслуживания и ремонтопригодности

Починить сломанное колесо и установить новую плицу взамен сломанной до 19 века было значительно проще, чем создать и обслуживать упорный подшипник вала винта и уплотнение для вала. Если у вас есть топор и молоток, то вы скорее сделаете катамаран с гребным колесом, а не винт с редуктором. пример подобной простой самоделки

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

При этом гребным колесам были присущи следующие достоинства:


-Гребные колеса создают хороший "упор" с места что хорошо для тягача –буксира

-Они позволяли судам разворачиваться на месте и хорошо маневрировать.

-Легко ремонтировались в условиях отсутствия инструмента и серьезных ремонтных мощностей

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

Недостатки тоже были

- Гребные колеса боятся волны, часто одно колесо погружает в воду, а второе оказывается в воздухе. Эксплуатация в море было крайне сложной, терялась управляемость.


- КПД гребных колес не более 20-30%, что достаточно мало. А с учетом КПД парового двигателя тех времен в 2-8%, все становилось совсем печально. А еще колеса мешали идти под парусами и тормозили корабль.


-Гребные колеса поднимали центр тяжести судна и занимали место на палубе. Особенно это раздражало военных, которым надо было размещать на палубе пушки. А уж как их бесило то, что колеса были прекрасной незащищенной целью, попадание в которую лишало судно хода...

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

Пятая часть палубы занята, да и движитель весьма заметен для противника


В общем винт с его КПД в 30-50% выглядел со всех сторон очень интересно.

А учитывая что водяное сопротивление винта было в разы меньше колес, он размещался ниже палубы, а машина для него размещалась в трюме, позволяя отказаться от размещения в трюме чушек балласта, то появление винтовых машин было делом времени.

Появление более оборотистых паровых двигателей и надежных редукторов решило проблему. Попутно разработали по настоящему простую и быструю технологию переоборудования парусников в пароходы.

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

Переоборудовали парусники вот в такие пароходы. Просто среди мачт появлялась труба


Цитата из Вики Деревянный корпус разрезали примерно пополам и делали деревянную же вставку с машинным отделением, мощность которого для крупных фрегатов составляла 400—800 л. с. При этом весовая нагрузка только улучшалась, — тяжёлые котлы и машины располагались в основном под ватерлинией и исчезала необходимость в приёме балласта, количество которого на парусниках иногда достигало сотен тонн. Винт размещали в специальном колодце в корме и снабжали его подъёмным механизмом, поскольку при ходе под парусами он только мешал движению, создавая дополнительное сопротивление. Аналогично поступали и с дымовой трубой, — чтобы она не мешала оперировать парусами, её делали телескопической (по типу подзорной трубы). Проблем с парусным вооружением практически не возникало, — оно оставалось на своём месте.

При этом эффективность машины в 700 лошадей с винтом была равна эффективности машины в 1200 лошадей с колесами.

Так винт начал победное шествие по планете. А гребные колеса остались только на мелководных речных кораблях и буксирах, где требовался "упор" и тяговитость.

Вот собственно и вся короткая история победы винта над гребным колесом.


"А весло? Весло и космолет то тут причем?!" – спросит внимательный читатель
Смотрите:

КПД лопастного колеса =20- 30% и нужно много места

КПД винта =30-50% и нужны высокие обороты

КПД водомета =55% (до 65% на скоростях больше 100км/ч) и нужно сложное и нежное оборудование боящееся песка и камней

А КПД весла =70-85% при необходимости иметь только весло. Двигатель тоже не нужен.


Идеальная вещь в аварийном комплекте, даже при наличии на технике двигателя. Места много не занимает, а в случае отказа всего –пригодится. Да и с аборигенами удобнее разговаривать держа в руке весло, а не компактный электродвигатель.

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

Авиационная спасательная лодка. С веслами. Предназначена спасения экипажей военных самолетов приземлившихся на воду


Поэтому готов поспорить, что старое доброе весло в том или ином виде всегда будет находиться в спасательном комплекте самых продвинутых звездолетов.

That's all, folks!

Также меня можно читать в телеграмме на канале "Яхта" @ProstoYachta.

Мои другие посты


История паруса, судов и людей

1. Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом.   И причем тут легенда об Икаре?

2. Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу?

3. Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века

4. Экипаж на старинных парусных судах. Почему матрос парусника получал на порядки больше солдата и работал молча?

5. Как ходили на абордаж в античности. И что смастерить если вражий флот силен, а у тебя лишь пехота?

6. История абордажа. Часть 2 –после появления пороха до наших дней. Почему сегодня в моде абордаж, а не таран?

7. Джон Сильвер - квартирмейстер! Почему его боялся Флинт?

8. История корабельных пушек. Часть 1 - тяжелое становление

9. Пушка! Они заряжают пушку! Как зарядить корабельное орудие 18 века (лл долго и муторно)

10. Забил заряд я в пушку туго... А что именно забил? Боеприпасы для корабельных пушек 17-19 века


Яхты, как они устроены и как им управлять

1. Парусная яхта. Об устройстве и помещениях. Где и как жить)

2. Парусный катамаран. Как там внутри?

3. Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса

4. Как подать сигнал бедствия на море

5. Средства спасения на парусных яхтах/судах. Что, как и когда

6. Снова в школу! Получаем яхтенные права. Как выбрать яхтенную школу и главное подготовиться к ней)

7. Как устроены коммуникации парусной яхты

8. Парусная яхта. Как устроена система подъёма парусов + Инструкция выживальщику как поднять парус)

9. Как сделать из морской воды – питьевую. Опреснитель на парусной яхте. Как это работает

10. Надувная лодка. Как это сделано. И зачем она нужна на яхте

11. Простой и надежный дизель. Яхтенные двигатели. Как это устроено

12. Якорь, как это работает. +Инструкция выживальщику по постановке судна на якорь

13. Плавучий якорь, что это такое и зачем оно на яхте? + Инструкция по подъёму якоря для выживальщика

14. Надувные яйца = безопасность или как не поцарапать яхту. Что такое "крАнцы"

15. Туалет на парусной яхте. Как "это" сделано))

16. Двигатели катеров и яхт. Почему чих-пых, а не врум-врум? Бензо, дизельные и электродвигатели

17. Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано

18. Как легко оценить силу ветра и состояние моря. Шкала Бофорта на картинах Айвазовского


Яхты, цены, деньги и путешествия

1. Путешествие на парусной яхте, как осуществить обычному человеку

2. Как выглядит яхтенное путешествие или как пикабушники на яхте по Греции ходили

3. Путешествия на яхте. Какие они бывают. Яхтенные байки)

4. Сколько стоит собственная парусная яхта. Почему двухлетка стОит дороже новой?

5. Можно ли купить яхту за миллион рублей? И какую именно можно)

6. Сколько стоит владеть парусной яхтой. В деталях

7. Сколько стоит арендовать парусную яхту в Средиземном море. И правда ли, что арендовать выгоднее, чем иметь свою?

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

@moderator,  Такие посты должны быть в золотом фонде Пикабу, если такой есть. А если нет, то было бы здорово придумать такую категорию или хотя бы награду. )
Я, правда, не уверен, что для таких вопросов нужен модератор, но Саппорт ещё меньше подходит

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Как автор, отмечу что это крайне лестная оценка моей работы!

Спасибо!

2
Автор поста оценил этот комментарий

Доброе утро. Не совсем то, но у нас есть вкладка лучшее, где собираются лучшие по оценкам посты.

Идея у вас интересная, мы подумаем над этим.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо огромное, очень приятно такое слышать )

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку