Ответ на пост «Тинькофф или следите за руками. 8% годовых по кредиту превращаются.... превращаюся... в 40%»

Читал пост и зацепил меня комментарий @ViktorWFH:

Ответ на пост «Тинькофф или следите за руками. 8% годовых по кредиту превращаются.... превращаюся... в 40%» Ответ, Образование, Школа, Выбор будущей профессии, Мысли, Профориентация, Длинное, Учитель, Учеба, Профессия, Ученики, Проектирование, План, Психология, Педагогика, Обучение, Развитие, Ответ на пост, Длиннопост

Когда писал ответ, получилось очень длинно, поэтому, решил оформить отдельным постом. Плюс давно хотел высказаться по вопросу, т.к. лично близка тема). Предупреждаю - впереди длиннопост.

Итак, раз уж пошла такая тема, то выскажу мнение, что было бы классно в рамках школьного обучения вообще ориентировать учеников на планирование будущей профессии. Может, даже отдельным предметом, начиная со средних классов - "Планирование профессии".

Цель - помочь сформировать понимание того, каким именно образом человек будет зарабатывать достаточные для удовлетворения жизненных потребностей денежные средства во взрослой среде. 

Задачи, которые предстоит выполнять и корректировать на протяжении всего курса:


1. Анализ сильных сторон ученика, талантов, способностей, непосредственных интересов (внутренние факторы).


2. Внешние факторы: какие есть возможности у семьи, у муниципального образования, у региона для обеспечения профессионального развития?


3. Анализ рынка труда: что востребовано сейчас, какие тенденции в будущем? Сопоставить внутренние и внешние факторы из п.2 с потребностями рынка труда (государства, экономики) и выбрать наиболее перспективные направления для профессионального развития.


4. Составить индивидуальный план развития: как продвигать себя в выбранной профессии уже сейчас, чтобы успешнее адаптироваться в ней в будущем? Какие скиллы нужны (знания, навыки)?


5. Переходим к предметам: какие предметы наиболее полезны для освоения скиллов (будущей специальности)? Углублеёное изучение именно этих предметов.


6. Анализ рисков. Какие могут быть риски внешние, не связанные с человеком, и внутренние, связанные с личностью, особенностью характера. Минимизация рисков.


7. Не все ССУЗы и ВУЗы хороши. Тщательно выбираем дальнейшее учебное учреждение, именно в котором получится развить полученные базовые предрофессиональные навыки.


8. Самопродвижение. Знакомство с профессиональным сообществом, вход в тему будущей профессии. Участие в конкурсах, профильных олимпиадах, встречах со значимыми представителями профессии (людьми, организациями).


9. Выбор подготовительных курсов, дополнительное образование.


10. Задачи на краткосрочную перспективу. Постановка задач /миницелей на месяц, полгода, год - конкретный, ожидаемый, выполнимый, однозначный измеряемый результат. Верификация и валидация ("мы хотим достичь того, что, действительно нужно достичь?" и "правильно ли мы достигаем цели?"). Сравнение результатов, корректировка.


***


Теперь добавлю лично от себя: у меня была хорошая школа (точнее, хороший класс: учителя, которые уважали учеников и мы их уважали. Учителя любили свои предметы и, в основном, было интересно участвовать в процессе обучения. В классе была здоровая (относительно) атмосфера - в параллели  значительно хуже).


И, при всём этом, по окончанию школы, я так и не определился с тем, кем хочу быть в профессии. У меня даже не было такой проблемы - много дисциплин были интересны, и я не определился, кем хочу быть. Поэтому выбрал усреднённый вариант высшего образования, который так и не прижился (и, в целом оказался бесперспективным для меня, хотя красный диплом).


Сейчас только я переквалифицировался, а после школы я не делал осознанный выбор, а ориентировался на подсказку семьи. К сожалению, в семье не было планирования профессии.


Я понимаю, что это семьям, в первую очередь, должна быть интересна эта проблема (как важный и сложный вопрос). При этом, т.к. образование (школа) тоже, помимо семьи, является основным социальным институтом, ей тоже интересно, чтобы ученики достойно трудоустраивались. Семья - это семья, школа - это школа. Приблизительно половину активного времени суток ученик проводит в школе. Поэтому я считаю, что такой предмет должен быть.


Я знаю инициативных преподавателей, которые занимаются этими вопросами с учениками, приглашают в школу представителей профессии, проводят мастер-классы и т.д. Также, Служба занятости проводит с ребятами профориентационные мероприятия. При этом, считаю, что для точного достижения цели нужна система - комплекс связанных между собой, последовательных и непрерывных, запланированных действий на протяжении всего чувствительного для развития скиллов возраста учеников - от 9-13 лет до окончания школы.


Кроме того, т.к в школе устанавливается важная межличностная психологическая связь между учителями и учениками, происходит насыщенная эмоциями жизнь - то где и когда, как не в школе организовать этот процесс?


"У преподавателей программа и нагрузка, им некогда заниматься этим, тем более, с каждым учеником" - вероятно, возразят мне. Именно поэтому и предполагаю, что рационально было бы организовать отдельную дисциплину, в которой участвовали бы учителя только по этому предмету, и они занимались бы единственным - совместным с учениками планированием профессионального развития, выполняя роль наставников, или,  даже, помощников, проходящих с учениками вместе все этапы их личного профессионального роста, сопровождали и контролировали выполнение индивидуального плана.


Было бы отлично, я думаю, если преподаватели по курсу "планирование профессии" имели собственный опыт в целедостижении, планировании и реализации проектов, чтобы можно было разбирать реальные кейсы. Обучение происходило бы в небольших (до 12 человек) группах, чтобы можно было уделить достаточное внимание каждому ученику, обсудив все темы досконально.


Ближе к окончанию школы, можно было бы организовать группы по определённым сферам деятельности: науная карьера, политическая карьера, государственная служба, собственный бизнес, продажи, IT, журналистика, строительство, инженерные науки... другими словами - всё, что будет востребовано и перспективно, и, лично интересно ученикам.


Таким образом, в школе ученик, научится ставить личные цели и задачи, адекватно себя оценивать (а не только ориентироваться на внешнюю оценку), учёба обретёт для него реальный смысл, а общество, в дальнейшем, обретёт мотивированного, уверенного в своих силах, способностях и возможностях человека.